Русский язык. 8 класс. Урок № 64.
Обобщение темы «Обособленные определения и приложения». Подготовка к контрольному диктанту.
Задание № 1: из данных предложений выпишите (на слух) только обособленные приложения.
Задание № 2: измените предложения так, чтобы определения, выраженные причастными оборотами, стали обособленными:
(1) Ветер разбудил вдруг заигравшее чистой зыбью море. (2) У ворот стояла запряженная тройкой татарских лошадей кибитка. (3) По локоть засученные рукава обнажали жилистые руки. (4) Заночевавший в горах пастух подходит к нашему огню. (5) Украшенный плакатами и цветами эшелон стоял у платформы.
Повторение темы «Обособленные приложения»
Задание № 3: выпишите из предложений приложения вместе с определяемыми словами (знаки препинания не расставлены):
(1) Грозой оборванный листок я вырос в сумрачных стенах душой дитя судьбой монах. (2) Да о чем тебе молодцу кручиниться? (3) Сумерки но мы дети еще на улице. (4) Он даже снился мне этот рояль. (5) Не забывайте что мы инженеры и химики привыкли думать формулами. (6) Ровесники годами они почти никогда не разлучались. (7) Мне механику сделать это ничего не стоило.
Задание № 4: спишите, объясняя постановку знаков препинания при союзе «как»:
(1) Смола как дерево смолистое с трудом поддается гниению. (2) Зимой тротуар как каток. (3) Он пролетел как стрела всё расстояние. (4) Его знали как хорошего врача. (5) Как опытный механизатор он сразу устранил неисправность.
Контрольный диктант по теме «Обособленные определения и приложения»
(1) Василий Поленов, один из популярнейших русских художников, создал картины, ставшие любимыми для многих поколений. (2) Всеобщее признание принесли ему такие хорошо известные картины, как «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд». (3) Эти полотна, наполненные тонким лиризмом, привлекают своей простотой и правдивостью.
(4) Поленова отличала удивительная разносторонность интересов. (5) Незаурядный архитектор, музыкант и композитор, он обладал и вокальным дарованием, пробовал себя на любительской сцене как актер, был талантливым педагогом.
(6) Широта взглядов Поленова, позволявшая ему легко входить в разные области искусства, была заложена в детстве. (7) Его мать – художница-любительница, отец – известный археолог, страстный любитель и ценитель искусства. (8) С теплотой вспоминал впоследствии художник об атмосфере преклонения перед образованными людьми, царившей в доме Поленовых.
(9) С раннего детства мальчику прививалась любовь к природе. (10) Уже первые зарисовки, сделанные шестнадцатилетним юношей во время путешествия по древним русским городам, свидетельствовали о таланте будущего художника.
Грамматическое задание после диктанта: подчеркните в предложениях обособленные определения и все приложения.
(1) Василий Поленов, один из популярнейших русских художников , создал картины, ставшие любимыми для многих поколений . (2) Всеобщее признание принесли ему такие хорошо известные картины, как « Московский дворик », « Бабушкин сад », « Заросший пруд ». (3) Эти полотна, наполненные тонким лиризмом , привлекают своей простотой и правдивостью.
(4) Поленова отличала удивительная разносторонность интересов. (5) Незаурядный архитектор , музыкант и композитор , он обладал и вокальным дарованием, пробовал себя на любительской сцене как актер , был талантливым педагогом.
(6) Широта взглядов Поленова, позволявшая ему легко входить в разные области искусства , была заложена в детстве. (7) Его мать – художница- любительница , отец – известный археолог, страстный любитель и ценитель искусства. (8) С теплотой вспоминал впоследствии художник об атмосфере преклонения перед образованными людьми, царившей в доме Поленовых .
Домашнее задание: упражнение № 257 (абзац № 2): списать, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.
Задание № 1: из данных предложений выпишите (на слух) только обособленные приложения.
Задание № 2: измените предложения так, чтобы определения, выраженные причастными оборотами, стали обособленными:
(1) Ветер разбудил вдруг заигравшее чистой зыбью море. (2) У ворот стояла запряженная тройкой татарских лошадей кибитка. (3) По локоть засученные рукава обнажали жилистые руки. (4) Заночевавший в горах пастух подходит к нашему огню. (5) Украшенный плакатами и цветами эшелон стоял у платформы.
Задание № 3: выпишите из предложений приложения вместе с определяемыми словами (знаки препинания не расставлены):
Задание № 1: из данных предложений выпишите (на слух) только обособленные приложения.
Задание № 2: измените предложения так, чтобы определения, выраженные причастными оборотами, стали обособленными:
(1) Ветер разбудил вдруг заигравшее чистой зыбью море. (2) У ворот стояла запряженная тройкой татарских лошадей кибитка. (3) По локоть засученные рукава обнажали жилистые руки. (4) Заночевавший в горах пастух подходит к нашему огню. (5) Украшенный плакатами и цветами эшелон стоял у платформы.
Задание № 3: выпишите из предложений приложения вместе с определяемыми словами (знаки препинания не расставлены):
Задание № 1: из данных предложений выпишите (на слух) только обособленные приложения.
Задание № 2: измените предложения так, чтобы определения, выраженные причастными оборотами, стали обособленными:
(1) Ветер разбудил вдруг заигравшее чистой зыбью море. (2) У ворот стояла запряженная тройкой татарских лошадей кибитка. (3) По локоть засученные рукава обнажали жилистые руки. (4) Заночевавший в горах пастух подходит к нашему огню. (5) Украшенный плакатами и цветами эшелон стоял у платформы.
Задание № 3: выпишите из предложений приложения вместе с определяемыми словами (знаки препинания не расставлены):
Задание № 1: из данных предложений выпишите (на слух) только обособленные приложения.
Задание № 2: измените предложения так, чтобы определения, выраженные причастными оборотами, стали обособленными:
(1) Ветер разбудил вдруг заигравшее чистой зыбью море. (2) У ворот стояла запряженная тройкой татарских лошадей кибитка. (3) По локоть засученные рукава обнажали жилистые руки. (4) Заночевавший в горах пастух подходит к нашему огню. (5) Украшенный плакатами и цветами эшелон стоял у платформы.
Задание № 3: выпишите из предложений приложения вместе с определяемыми словами (знаки препинания не расставлены):
Задание № 1: из данных предложений выпишите (на слух) только обособленные приложения.
Задание № 2: измените предложения так, чтобы определения, выраженные причастными оборотами, стали обособленными:
(1) Ветер разбудил вдруг заигравшее чистой зыбью море. (2) У ворот стояла запряженная тройкой татарских лошадей кибитка. (3) По локоть засученные рукава обнажали жилистые руки. (4) Заночевавший в горах пастух подходит к нашему огню. (5) Украшенный плакатами и цветами эшелон стоял у платформы.
Задание № 3: выпишите из предложений приложения вместе с определяемыми словами (знаки препинания не расставлены):
Задание № 1: из данных предложений выпишите (на слух) только обособленные приложения.
Задание № 2: измените предложения так, чтобы определения, выраженные причастными оборотами, стали обособленными:
(1) Ветер разбудил вдруг заигравшее чистой зыбью море. (2) У ворот стояла запряженная тройкой татарских лошадей кибитка. (3) По локоть засученные рукава обнажали жилистые руки. (4) Заночевавший в горах пастух подходит к нашему огню. (5) Украшенный плакатами и цветами эшелон стоял у платформы.
Задание № 3: выпишите из предложений приложения вместе с определяемыми словами (знаки препинания не расставлены):
(1) Грозой оборванный листок я вырос в сумрачных стенах душой дитя судьбой монах. (2) Да о чем тебе молодцу кручиниться? (3) Сумерки но мы дети еще на улице. (4) Он даже снился мне этот рояль. (5) Не забывайте что мы инженеры и химики привыкли думать формулами. (6) Ровесники годами они почти никогда не разлучались. (7) Мне механику сделать это ничего не стоило.
Задание № 4: спишите, объясняя постановку знаков препинания при союзе «как»:
(1) Смола как дерево смолистое с трудом поддается гниению. (2) Зимой тротуар как каток. (3) Он пролетел как стрела всё расстояние. (4) Его знали как хорошего врача. (5) Как опытный механизатор он сразу устранил неисправность.
(1) Грозой оборванный листок я вырос в сумрачных стенах душой дитя судьбой монах. (2) Да о чем тебе молодцу кручиниться? (3) Сумерки но мы дети еще на улице. (4) Он даже снился мне этот рояль. (5) Не забывайте что мы инженеры и химики привыкли думать формулами. (6) Ровесники годами они почти никогда не разлучались. (7) Мне механику сделать это ничего не стоило.
Задание № 4: спишите, объясняя постановку знаков препинания при союзе «как»:
(1) Смола как дерево смолистое с трудом поддается гниению. (2) Зимой тротуар как каток. (3) Он пролетел как стрела всё расстояние. (4) Его знали как хорошего врача. (5) Как опытный механизатор он сразу устранил неисправность.
(1) Грозой оборванный листок я вырос в сумрачных стенах душой дитя судьбой монах. (2) Да о чем тебе молодцу кручиниться? (3) Сумерки но мы дети еще на улице. (4) Он даже снился мне этот рояль. (5) Не забывайте что мы инженеры и химики привыкли думать формулами. (6) Ровесники годами они почти никогда не разлучались. (7) Мне механику сделать это ничего не стоило.
Задание № 4: спишите, объясняя постановку знаков препинания при союзе «как»:
(1) Смола как дерево смолистое с трудом поддается гниению. (2) Зимой тротуар как каток. (3) Он пролетел как стрела всё расстояние. (4) Его знали как хорошего врача. (5) Как опытный механизатор он сразу устранил неисправность.
(1) Грозой оборванный листок я вырос в сумрачных стенах душой дитя судьбой монах. (2) Да о чем тебе молодцу кручиниться? (3) Сумерки но мы дети еще на улице. (4) Он даже снился мне этот рояль. (5) Не забывайте что мы инженеры и химики привыкли думать формулами. (6) Ровесники годами они почти никогда не разлучались. (7) Мне механику сделать это ничего не стоило.
Задание № 4: спишите, объясняя постановку знаков препинания при союзе «как»:
(1) Смола как дерево смолистое с трудом поддается гниению. (2) Зимой тротуар как каток. (3) Он пролетел как стрела всё расстояние. (4) Его знали как хорошего врача. (5) Как опытный механизатор он сразу устранил неисправность.
(1) Грозой оборванный листок я вырос в сумрачных стенах душой дитя судьбой монах. (2) Да о чем тебе молодцу кручиниться? (3) Сумерки но мы дети еще на улице. (4) Он даже снился мне этот рояль. (5) Не забывайте что мы инженеры и химики привыкли думать формулами. (6) Ровесники годами они почти никогда не разлучались. (7) Мне механику сделать это ничего не стоило.
Задание № 4: спишите, объясняя постановку знаков препинания при союзе «как»:
(1) Смола как дерево смолистое с трудом поддается гниению. (2) Зимой тротуар как каток. (3) Он пролетел как стрела всё расстояние. (4) Его знали как хорошего врача. (5) Как опытный механизатор он сразу устранил неисправность.
(1) Грозой оборванный листок я вырос в сумрачных стенах душой дитя судьбой монах. (2) Да о чем тебе молодцу кручиниться? (3) Сумерки но мы дети еще на улице. (4) Он даже снился мне этот рояль. (5) Не забывайте что мы инженеры и химики привыкли думать формулами. (6) Ровесники годами они почти никогда не разлучались. (7) Мне механику сделать это ничего не стоило.
Задание № 4: спишите, объясняя постановку знаков препинания при союзе «как»:
(1) Смола как дерево смолистое с трудом поддается гниению. (2) Зимой тротуар как каток. (3) Он пролетел как стрела всё расстояние. (4) Его знали как хорошего врача. (5) Как опытный механизатор он сразу устранил неисправность.
Предлагаем вам тематический диктант для проверки и закрепления знаний по теме Обособленные приложения. Тематический диктант можно использовать при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
Количество слов: 338 слов.
В моей комнате висит репродукция картины художника Сергея Андрияки «Старая Москва». Зима-волшебница запорошила снегом старушку Москву. Над зимними крышами высится колокольня на Ордынке — одной из улиц Замоскворечья, старинного района, расположенного напротив Кремля за рекой Москвой. Позади колокольни видна самая красивая церковь за Москвой-рекой — собор Святого Климента.
Замоскворечье прославил писатель-драматург А.Н. Островский. Замоскворецкий житель, Островский колоритно изобразил хитрецов приказчиков, мастеров-самоучек и купцов-самодуров. Давно сменилась эпоха, но до сих пор в замоскворецких квартирах можно встретить приметы мещанской жизни — вышивки нитками мулине.
Я, как уроженка Замоскворечья, люблю этот уголок старой Москвы как свою малую родину и бережно храню воспоминания — картины раннего детства.
Вот одна из таких картин. Моя бабушка, тихая женщина в пуховом платке, задумчиво идёт по Пятницкой — улице, где мы живем. Впереди видны купола храма Василия Блаженного, или, другими словами, Покровского собора, — характерная замоскворецкая перспектива. Я, девочка лет четырёх в чёрной шубке, пёстром полосатом шарфе и белой пуховой шапке, шагаю рядом. На шарфе полоски зелёные, красные — мои самые любимые, коричневые и жёлтые. В руках у меня булка под названием «Калорийная». Указательным пальцем я с наслаждением выковыриваю из неё изюм, мое любимое лакомство, и съедаю его прямо на морозе. Мой неизменный спутник, матерчатый коричневый медвежонок, очень мне в этом мешает.
Мы заходим в кондитерскую — нарядное здание на углу Овчинниковского переулка. Это магазин фабрики под названием «Красный Октябрь», или по-старому «Эйнем». Хрустальная люстра, громадная сахарная капля под потолком, висит над залом. Вдоль полукруглого застеклённого прилавка со сказочными башнями из кирпичиков-конфет в пёстрых бумажках тянутся медные перила — деталь старинного интерьера. Бабушка покупает полкило конфет «Маска» и пастилу, и мы идём дальше.
А вот и улица Балчуг — своеобразное продолжение Пятницкой. Странное слово, оно стало символом Замоскворечья.
Прошло много лет. Я давно живу в другом месте. Но, как коренная москвичка, с болью отмечаю изменения в родных чертах Замоскворечья. Стильный ресторан «Этаж» расположился в помещении бывшей кондитерской. Новое стеклянное здание, престижный отель, испортило прежний вид на храм Василия Блаженного. Неизменны только мои воспоминания о старой Москве и мой старичок медвежонок. Свидетель тайн старой Москвы, он сидит под картиной Андрияки и смотрит на меня своими глазками-бусинками. (338 слов.)
Надеюсь, вам понравился данный диктант.
Больше диктантов по отдельным правилам орфографии и пунктуации можно найти в статье «Тематические диктанты».
Позади большого дома был старый сад, уже одичавший, заглушённый бурьяном и кустарником.
Я прошёлся по террасе, ещё крепкой и красивой. От прежних цветников уцелели одни пионы и маки, которые поднимали из травы свои белые и ярко-красные головки; по дорожкам росли молодые клёны и вязы. Сад казался непроходимым, но это только вблизи дома, где стояли тополя, сосны и старые липы-сверстницы, уцелевшие от прежних аллей. А дальше за ними сад расчищали для сенокоса, и тут уже не парило, паутина не лезла в рот и в глаза, подувал ветерок. Чем дальше вглубь, тем просторнее, и уже росли на просторе вишни, сливы, раскидистые яблони, обезображенные подпорками, и груши, такие высокие, что даже не верилось, что это груши.
Сад спускался к реке, поросшей зелёным камышом и ивняком. Около мельничной плотины был плёс, глубокий и рыбный, сердито шумела небольшая мельница с соломенной крышей, неистово квакали лягушки.
(140 слов) ( ^ По А. П. Чехову )
Грамматические задания
1. Подчеркнуть обособленные и необособленные определения и приложения.
2. Найти в тексте и сделать морфологический разбор.
I вариант: действительного причастия;
II вариант: страдательного причастия.
^ Диктант 5. Темы: «Вводные слова», «Уточняющие обособленные члены предложения»
На реке осенью
Роса была холодная, обильная — настоящая сентябрьская роса. Она брызгала в лицо с высокой травы, капала с деревьев в реку, и по тёмной воде расплывались медленные круги. Я промок насквозь от этой росы и развёл костёр. Дым подымался к вершинам лиственниц и елей. Тонкая хвоя лиственниц всё время сыпалась сверху, хотя ветра не было. На лиственнице около костра трещала какая-то птица. Казалось, что эта птица — здешний лесной парикмахер, что она стрижёт хвою, щёлкает ножницами, сыплет эту хвою вниз: мне на голову, на речку, на костёр.
Я сушится и смотрел на реку. Жёлтые листья плыли островами и, цепляясь за коряги, останавливались. Сзади наплывали новые груды листьев. Они запруживали реку, потом начинали медленно поворачиваться, вырываться из цепких лап коряг и, наконец, отрывались и улетали, то загораясь, как золото (попали на солнце), то погасая и чернея (на них упала тень от кустов).
На реке ещё со времени боёв остались брошенные переправы — плоты, заросшие ольхой, и отдельные брёвна, застрявшие на мели. Они пенили вокруг себя воду.
(164 слова) ( ^ По К. Г. Паустовскому )
Диктант 6. Темы: Вводные слова», «Обособленные члены предложения»
Кувшинка в океане
По спокойной воде пруда медленно, лениво покачиваются широкие листья кувшинок. На своих длинных плетях-стебельках они напоминают кораблики, ставшие на якорь, или маленькие плавающие острова.
Может быть, именно они подсказали идею плавающего города.
Молодой французский архитектор Поль Меймон, долго работавший в Японии, первый предложил проект города на воде. На Японских островах уже нет почти места для городов. Так почему бы не создать искусственные города-острова?
Город на воде словно гигантская круглая чаша стадиона, только вместо сидений для зрителей террасами поднимаются жилища, а вместо футбольного поля — озеро с прекрасными пляжами и зелёными островками, небольшими бухтами и даже причалами для кораблей. С материком этот плавающий остров соединён мощным мостом-автострадой.
(108 слов) ( ^ По Л. Л. Яхнину )
Диктант 7. Темы: «Односоставные предложения», «Однородные члены предложения», «Обособленные члены предложения»
Бывало, встанешь рано утром. Бежишь к реке, на ходу быстро раздеваешься и с размаху бухаешься в студёную, розовую от зари, ещё подёрнутую лёгким паром, гладкую, как зеркало, водяную поверхность к великому ужасу целого утиного семейства, которое с тревожным кряканьем и писком поспешно расплывается в разные стороны из прибрежного тростника. Выкупаешься и, дрожа от холода, с чувством здоровья и свежести во всём теле спешишь к чаю, накрытому в густо заросшем палисаднике, в тени сиреневых кустов, образующих над столом душистую зелёную беседку. На столе вокруг блестящего самовара расставлены: молочник с густыми жёлтыми сливками, большой ломоть свежего деревенского хлеба, кусок тёплого, только что вырезанного сотового мёда на листе лопуха, тарелка крупной малины.
(109 слов) ( ^ А. И. Куприн )
Примечание. Следует сказать ученикам о двоеточии в последнем предложении.
Приложение 4
Изложения
Изложение 1
Нет, пожалуй, человека, который не любил бы кино. Трудно даже вообразить, что чуть более века назад люди и понятия не имели о кино.
Его появлению мы обязаны двум французам — братьям Луи и Огюсту Люмьерам. В юности они работали на фабрике отца, выпускавшей фотоплёнку, и были хорошо знакомы с фотографией.
В средине девяностых годов ХIХ века талантливый инженер Луи Люмьер заинтересовался модными тогда «движущимися фотографиями» — своеобразной разновидностью волшебного фонаря. Что же представляло собой это устройство? В круглый диск по окружности вставлялись прозрачные бумажки, разделённые перегородками. На каждую наносилось штриховое изображение различных фаз движения человека или животного, а порой смешные гримасы клоуна. Диск вставляли в специальный фонарь и начинали вращать. Луч высвечивал проекцию постоянно меняющихся контуров на экран. И чем быстрее вращался диск, тем больше возникала иллюзия движения.
Забавная игрушка и натолкнула Луи на мысль о создании своего аппарата. Он был запатентован в 1895 году и получил название «кинематограф», происходящее от греческих слов «кинема» движение и «графо» — пишу. Позднее прибор, снимающий на плёнку движущиеся предметы, стали называть кинокамерой.
Первый публичный платный сеанс состоялся 28 декабря 1895 года в Париже. Он превзошёл все ожидания: Искушённые посетители были готовы увидеть всякое, но только не столь ошеломляющее зрелище. Едва в небольшом зале погас свет, с белой поверхности экрана, освещённой лучом проектора, понёсся на всех парах поезд, казалось, прямо в зал двинулись толпы людей, выходящих из проходной завода.
Зрителей охватил страх. Но это длилось лишь мгновение. Восхищение новым, невиданным зрелищем перебороло минутную слабость.
Первая в истории мирового кино «программа Люмьер» включила в себя лишь три коротких снятых с натуры сцены и одну комическую игровую. Так началась история нового прекрасного искусства — кино.
(265 слов)
Задания
1. Озаглавить текст, пересказать его кратко.
2. Рассказать о вашем отношении к кино.
1. Озаглавить текст, пересказать его подробно.
2. Ответить на вопрос: «Какое значение имеет изобретение братьев Люмьер в современном мире?»
Изложение 2
Мир балета. Для обычного зрителя, идущего на спектакль, он может быть ограничен самим спектаклем. Для любителя балета, балетомана, он, естественно, намного шире. Для художника же, погружённого в этот мир, он становится поистине безграничным, необъятным. Для него балет — это и сам спектакль, и каждая его часть. Но прежде всего это люди балета. Прославленные примы и солисты, начинающие танцовщики, артисты кордебалета, балетмейстеры, репетиторы, артисты миманса — все вместе и каждый в отдельности.
Мир балета — это и жизнь театра во всех её проявлениях, его труд и быт. Мир непростой, многогранный, многоцветный, динамичный, притягательный и прекрасный.
У кого из зрителей не возникало в какой-то момент балетного действа впечатления невероятной простоты и лёгкости всего совершаемого на сцене, абсолютной невесомости, прямо-таки воздушности тела артиста? И лишь умом можно понять, что невесомость эта и лёгкость обманчивы и мнимы.
«Искусство наше — тяжёлый труд. Только тогда, когда каждая мышца разогрета до конца, а мы своим видом напоминаем людей, вышедших из парилки, — нам становится легко работать», — писала выдающаяся балерина Вечеслова.
Крайнего напряжения всех физических и душевных сил требует в сольной партии каждое выступление артиста. Но оно итог ещё больших усилий, постоянных, ежедневных напряжений и упражнений.
Балет сценических откровений и триумфов и балет нескончаемых репетиций и классов — это единое и неразделимое явление.
Тяжёлый труд — прекрасное искусство.
(204 слова)
Задания
I вариант:
1. Озаглавить текст, пересказать его кратко.
2. Рассказать о виде искусства, которым увлекаетесь.
1. Озаглавить текст, пересказать его подробно.
2. Ответить на вопрос: «Что нового вы узнали о мире балета?»
Изложение 3
Первый биограф Пушкина, Павел Васильевич Анненков, был человеком острого, наблюдательного ума. Он дружил с крупнейшими писателями своего времени: Гоголем, Тургеневым. У него был поразительный дар распознавать крупных людей вне зависимости от степени их известности.
Анненков написал блестящую книгу «Воспоминания и критические очерки». В ней есть страницы, описывающие зарождение замысла гоголевской «Шинели».
Однажды, пишет Анненков, при Гоголе рассказан был канцелярский анекдот (под словом «анекдот» тогда разумели истинное, чем-то любопытное происшествие) о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей. Необычайной экономией и усиленными трудами в часы, свободные от службы, скопил он немалую по тем временам сумму в двести рублей. Именно столько стоило лепажевское ружьё (Лепаж был искуснейшим оружейным мастером того времени), предмет зависти каждого заядлого охотника.
Наступил долгожданный час. Счастливый обладатель только что купленного ружья выплыл на лодочке в Финский залив, предвкушая богатую добычу. Каков же был его испуг, когда обнаружилось, что ружьё исчезло. Очевидно, его стянуло в воду густым камышом, сквозь который пришлось продираться.
Как он мог выпустить из поля зрения свою драгоценность? По его собственным словам, дорвавшись наконец до исполнения заветнейшего своего желания, он «находился в каком-то самозабвении».
До позднего вечера он пытался отыскать ружьё. Шарил по дну в тростниковых зарослях, совершенно выбился из сил, но все поиски были тщетны. Ружьё, из которого он не успел сделать ни единого выстрела, навеки было похоронено на дне Финского залива.
Чиновник, возвратившись домой, лёг в постель и уже больше не встал: его схватила жестокая горячка (деталь, сохранённая в гоголевской повести). Сослуживцы пожалели его и в складчину купили ему новое ружьё.
Эта история стала первой мыслью «Шинели».
(271 слово) ( ^ По Е. С. Добину )
Задания
1. Озаглавить текст, пересказать его кратко.
2. Рассказать об истории создания какого-либо известного вам произведения литературы.
1. Озаглавить текст, пересказать его подробно.
2. Ответить на вопрос: «Чем привлекла Гоголя история бедного чиновника?».
Обособленные определения и приложения. Вариант 1.
1. Найди соответствия.
__ а) Настало утро, серенькое, тёплое.
__ б) Вскоре вышла и хозяйка, женщина пожилых лет.
__ в) Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю.
__ г) Оглушённый падением, Григорий еле поднялся на ноги.
__ д) Талантливый артист, он всегда пользовался успехом у зри телей.
1. приложение, стоящее после определяемого слова
2. определение имеет добавочное обстоятельственное значение.
4. два нераспространенных определения, стоящих после определяемого слова
3. распространенное определение, стоящее после определяемого слова
5. приложение, относящееся к личному местоимению
2. В каких предложениях причастные обороты необходимо обосо бить? Укажи причину обособления: 1 — стоит после определяемого слова; 2 — имеет добавочное обстоятельственное значение; 3 — относится к личному местоимению.
а) Под ногами шуршат жёлтые листья покрывающие густым слоем дорожку.
б) Кажется, что величаво приосанившийся курган караулит степь.
__ в) В воздухе стоял морозный блеск захватывающий при ды хании горло.
__ г) В зеркальных окнах башни пылало только что подняв шееся солнце.
д) Окутанная мглистым утренним воздухом. Москва слабо серебрилась под крылом самолёта.
е) Волнуемый воспоминаниями я забылся тяжёлым сном.
3. Какие предложения осложнены обособленными определениями? Расставь знаки препинания в этих предложениях.
а) Мягко похрустывая пухом рассыпается под ногами снег.
б) Голос его был тих вкрадчив и неуверен.
в) Нестройные но воодушевлённые звуки понеслись по ро ще.
г) Дождь нудный и бесконечный всё ещё лил и лил.
д) Гроза медленно накоплявшаяся за весь этот жаркий день разразилась с необыкновенной силой.
е) Сначала они только молча разглядывали беспомощную пугливо озиравшуюся по сторонам девушку.
4. Отметь предложения, в которых допущены пунктуационные ошиб ки. Исправь их.
а)И снился мне, сияющий огнями вечерний пир в родимой стороне.
б)Между тем мне, одетому всё ещё по-московски, сделалось жарко.
в)И глаза его маленькие и светлые, остро поблёскивали в глубоких глазницах.
г)Свернувшаяся от мороза листва, шуршит под ногами.
д)Утомлённый утренней прогулкой я медленно брёл по аллее сада.
е)Но всё-таки мы, охотники, не очень боимся встречи с хозяином леса.
ж)Не стану описывать всех рыболовных приключений, происшедших со мною на причале, и, оказавших на меня такое сильное воздействие. з)Три дня кряду моё внимание привлекала эта коренастая, плотная фигура и лицо восточного типа обрамлённое кра сивой бородой.
и) Мне человеку в костюме босяка трудно было вызвать его на разговор.
__ а) Испытавший многое на своём жизненном пути, этот чело век настороженно относился ко всему новому.
__ б) Боцман, светловолосый бородатый костромич, насмешли во спросил меня о шторме.
__ в) Эти звуки, тихие, грустные, тоже потрясли меня.
__ г) Хороший хозяин, он не сразу согласился на его предложение.
__ д) На дворе, мощённом камнем, жарко.
1. приложение, стоящее после определяемого слова
2. определение имеет добавочное обстоятельственное значение
3. распространённое определение, стоящее после определяемого слова
4. два нераспространённых определения, стоящих после определяемого слова
5. приложение, относящееся к личному местоимению
2. В каких предложениях причастные обороты необходимо обосо бить? Укажи причину обособления:1 — стоит после определя емого слова; 2 — имеет добавочное обстоятельственное значение; 3 — относится к личному местоимению.
_ а) Под ногами рассыпается свинцовый лёд изъеденный во дою.
_ б) Сломленные бурей и вырванные кое-где из почвы деревья преграждают течение.
_ в) Хорошо наезженная дорога вела к старинному замку.
_ г) Левый берег поросший поверху редкими голыми елями виднелся с поразительной чёткостью.
__ д) Уставший от тяжёлого перехода я сел отдохнуть под боль шим кедром.
_ е) Подавленные общим презрением сестры утратили веру в свои силы, всякую надежду на будущее.
3. Какие предложения осложнены обособленными определениями? Расставь знаки препинания в этих предложениях.
а) Листья то косо летели по ветру то отвесно ложились на сы рую траву.
б) Встревоженный голосами раздававшимися на улице хо зяин не сразу открыл дверь.
в) Желая укрыться от дождя мы разбили палатки.
г) Поднялась за рекой туча большая и тёмная.
д) Молодые берёзки ещё не успевшие окрепнуть темнели нежной листвой.
е) Перед глазами ехавших расстилалась широкая бесконеч ная равнина.
4. Отметь предложения, в которых допущены пунктуационные ошиб ки. Исправь их.
а) Когда-то здесь был ручей, впадавший в Северный До нец.
б) Сидевший в машине начальник штаба, устало улыбался.
в) Крупный отряд, действовавший недалеко от города, и, на несший ему непоправимый урон, наконец-то был разбит.
г) По бирюзовому небосклону, бесконечно высокому и бледно-голубому, поднимался золотистый шар солнца.
д) Эта толпа людей, пёстро одетых, производила странное впечатлени
е) В небе ещё тлели тихие, светлые краски, переходящие одна в другую, а на лицах людей лежал этот странный свет.
ж) Не замеченный никем я вышел из дома и пошёл по направ лению к лесу.
з) Где-то играла музыка; из оврага, густо поросшего ельни ком веяло смолистым запахом.
и) Небо, пышно расцвеченное бесчисленными роями звёзд, смотрело на землю с торжественной грустью.