Погода в Санкт-Петербурге | Pogoda78.ru

10:32Среда16 Июля
Главная » Статьи » Работа над ошибками диктанта. Тема: Правописание корней НА КОС-КАС, ГОР-ГАР

Работа над ошибками диктанта. Тема: Правописание корней НА КОС-КАС, ГОР-ГАР

Работа над ошибками диктанта. Тема: "Правописание корней НА КОС-КАС, ГОР-ГАР."

поэтому в корне нужно писать букву о .

Касаться : в этом слове есть вариант

корня кос-кас. За корнем есть суффикс - а -,

поэтому в корне нужно писать букву а .

1.Запрещено прик а саться(есть а ) к оголённым проводам! 2.Прик о снуться(нет а ) к этому цветку.

1.Запрещено прик а саться(есть а ) к оголённым проводам!

2.Прик о снуться(нет а ) к этому цветку.

Примеры словосочетаний. провести к сательную Соприк саясь руками Соприк снувшись рукавами это тебя не к сается К снуться темы К саться рукой косвенное доказательство Неприк сновенный запас

  • провести к сательную
  • Соприк саясь руками
  • Соприк снувшись рукавами
  • это тебя не к сается
  • К снуться темы
  • К саться рукой
  • косвенное доказательство
  • Неприк сновенный запас

Буквы о , а в корне -гор -, -гар-

  • В корне с чередованием -гор- -гар- под ударением пишется буква а .

В безударном положении пишется буква о.

  • Образец рассуждения

Сгоревший : в этом слове есть вариант корня –гор –гар-; гласная в корне безударная, поэтому в нём нужно писать букву о .

Загар : в этом слове есть вариант корня -гор-

-гар-; гласная в корне ударная, поэтому в нём нужно писать букву а .

1.В соседнем доме перег рели (без ) пробки. 2.У девочки ровный заг р (под ). 3.Он любит заг рать (без ) на пляже.

1.В соседнем доме перег рели (без )

2.У девочки ровный заг р (под ).

3.Он любит заг рать (без )

Примеры словосочетаний. Г реть на работе двигатель внутреннего сг рания Заг рать на пляже Заг релый мальчик Разг ревшийся костёр Перег рели пробки пирог подг рел Разг релась заря ровный заг р самопроизвольное возг рание сильный уг р Уг рный газ черная г рь

  • Г реть на работе
  • двигатель внутреннего сг рания
  • Заг рать на пляже
  • Заг релый мальчик
  • Разг ревшийся костёр
  • Перег рели пробки
  • пирог подг рел
  • Разг релась заря
  • ровный заг р
  • самопроизвольное возг рание
  • сильный уг р
  • Уг рный газ
  • черная г рь

Буквы о , а в корне -зор -, -зар-

Буквы о , а в корне -зор -, -зар-

  • В корне с чередованием -зор- -зар- под ударением пишется буква о .

В безударном положении пишется буква а.

  • Образец рассуждения

Заря : в этом слове есть вариант корня –зор –зар-; гласная в корне безударная, поэтому в нём нужно писать букву а .

Зори: в этом слове есть вариант корня -зор-

-зар-; гласная в корне ударная, поэтому в нём нужно писать букву о .

Я проснулся на заре (без ) В нашей деревне тихие зори (под ).

Я проснулся на заре (без )

В нашей деревне тихие

Примеры словосочетаний. вечерняя з ря далекие з рницы ждать оз рения З рево пожара на утренней з ре Оз рять все вокруг Оз ренный солнцем луг отправиться з ревать песня з рянки проснуться на з ре солнце оз рило поля тихие з ри ясная з ренька

  • вечерняя з ря
  • далекие з рницы
  • ждать оз рения
  • З рево пожара
  • на утренней з ре
  • Оз рять все вокруг
  • Оз ренный солнцем луг
  • отправиться з ревать
  • песня з рянки
  • проснуться на з ре
  • солнце оз рило поля
  • тихие з ри
  • ясная з ренька

Икраьлдпутешественникжндвтчохкпешеходвычиблксирморозцатроюсмгупвнеузнаешьсвруирчлзарослейвяиколмюалчикмвиднеютсягваулвмчрпапричудливыйхенапрстинуэбмвприкосновениеброламсвюиелратщвирафцйбпредзимние.

Синтаксический разбор предложения « Здравствуй, зима!- радостно говорят люди. Совершенно ясно что мы перестанем понимать друг друга если все будут писать по – разному. ( Л. В. Щерба) ( Круглый стол)

Синтаксический разбор предложения

  • « Здравствуй, зима!- радостно говорят люди.
  • Совершенно ясно что мы перестанем понимать друг друга если все будут писать по – разному. ( Л. В. Щерба)
  • ( Круглый стол)
  • Найди слова с приставками пре- при.

Игра. Я теперь уже не Петька, разойдитесь! Я теперь уже не Петька, я теперь автомобиль . Ничто не мешает нам превратиться во что угодно. Представьте, что вы ( 3 ряд) имена существительные. А вы сложное предложение (2 ряд) Первый ряд ведет диалог.

Господа существительные! Позвольте вам задать несколько вопросов. Каково ваше общее грамматическое значение? Сообщите нам, какова ваша нач альная форма? Перечислите свои морфологичекие признаки.

Господа существительные! Позвольте вам задать несколько вопросов.

Каково ваше общее грамматическое значение? Сообщите нам, какова ваша нач альная форма? Перечислите свои морфологичекие признаки.

-75%

Правописание корней -кас; - кос

Знакомство с корнями -кос и - кас. Упражнения в написании слов.

Просмотр содержимого документа
«Правописание корней -кас; - кос»

МБОУ «Сорская СОШ №3 с УИОП» Тема урока: « Правописание чередующихся гласных о и а в корне -кос - -кас» 6 класс Выполнила: Анпилогова Любовь Александровна

МБОУ «Сорская СОШ №3 с УИОП»

« Правописание чередующихся гласных о и а в корне -кос - -кас»

Выполнила: Анпилогова Любовь Александровна

  • вспомнить все изученные чередования гласных в корне;
  • изучить правило написания гласных О и А в корях Кас/Кос;
  • отработать данное правило на примере упражнений;
  • продолжить работу над развитием пунктуационных и орфоэпических навыков;
  • совершенствовать правописание корневых гласных.

Трол…ейбус, д…быча, с…лфетка, б…хрома, к…рниз, кв…ртира, г…н…рал, к…мандир, чист…плотный, сост…зание, пор…жение, подр…жать, пр…зирать.

Троллейбус, добыча, салфетка, бахрома, карниз, квартира, генерал, командир, чистоплотный, состязание, поражение, подражать, презирать.

Троллейбус, добыча, салфетка, бахрома, карниз, квартира, генерал, командир, чистоплотный, состязание, поражение, подражать, презирать.

Ра…спилить Ра. сортировать Ра. ровненная … бежать Ра…битое Ра…следованное Ра. сыпанное Ра…писные Бе. шумно ходить ложки зерно преступление окно с корабля площадка товар дерево

Ра…спилить Ра. сортировать Ра. ровненная … бежать Ра…битое Ра…следованное Ра. сыпанное Ра…писные Бе. шумно ходить ложки зерно преступление окно с корабля площадка товар дерево

- Что определяет выбор гласной в корнях -лаг- - -лож- и -раст- --рос-? - В чем заключается загадочность этих корней? - Какие еще корни с чередованием вам известны? - Найдите в предложении речевую ошибку. Германия располагала на скорую и легкую победу. - Выпишите слово распол..гала . Вставьте пропущенную букву. Объясните свой выбор графически. - Перепишите предложение, исправив речевую ошибку.

- Что определяет выбор гласной в корнях -лаг- - -лож- и -раст- --рос-?

- В чем заключается загадочность этих корней?

- Какие еще корни с чередованием вам известны?

- Найдите в предложении речевую ошибку. Германия располагала на скорую и легкую победу.

- Выпишите слово распол..гала . Вставьте пропущенную букву. Объясните свой выбор графически.

- Перепишите предложение, исправив речевую ошибку.

предложить помощь прилагать старания касаться перил коснуться руки

предложить помощь

прилагать старания

касаться перил

коснуться руки

касаться перил коснуться руки предложить помощь прилагать старания

касаться перил коснуться руки

предложить помощь прилагать старания

« Правописание чередующихся гласных о и а в корне -кос - -кас»

« Правописание чередующихся гласных о и а в корне -кос - -кас»

  • Знать…
  • Уметь…

Я расскажу вам сказку про корни -КОС- - -КАС-. Они дружат с детства. Когда мы их пишем в словах и путаем, они на нас сердятся.

Как же научиться не путать их друг с другом? Оказывается, очень просто. У корня -КАС- есть друг - суффикс А, а у –КОС ­ нет такого друга. И поэтому корню -КОС- очень обидно. Но что поделаешь?

Например, слова касается, касание пишутся с гласной А в корне, потому что рядом с ними друг - суффикс А.

А вот в словах коснулся, соприкоснулся этого волшебного друга нет, поэтому в корне -КОС- мы пишем гласную О.

В этой сказке зашифровано правило о правописании корней -КАС- и -КОС-. Какое? В корне –КАС - - -КОС- пишется буква А, если после корня стоит суффикс -А, и буква О , если этого суффикса нет. Прикасаться - пpuкосновение.

В этой сказке зашифровано правило о правописании корней -КАС- и -КОС-. Какое?

В корне –КАС - - -КОС- пишется буква А, если после корня стоит суффикс -А, и буква О , если этого суффикса нет.

Прикасаться - пpuкосновение.

Коснуться рукой, легкое прикосновение, расположиться на опушке, посадить росточек, тенистые тропинки, помириться с другом, косить траву, поласкать котенка, собирать коллекцию, умирать от жары, располагаться на ночлег, расти на полянке, узкая дорожка, касаться мяча рукой.

Коснуться рукой, легкое прикосновение, расположиться на опушке, посадить росточек, тенистые тропинки, помириться с другом, косить траву, поласкать котенка, собирать коллекцию, умирать от жары, располагаться на ночлег, расти на полянке, узкая дорожка, касаться мяча рукой.

  • Коснулось воды - …
  • Касается дна - …

Слова: прик_снулась к лицу, к_саюсь стены, к_сается вопроса, к_снётся всех, к_сание мяча, лёгкое прик_сновение, к_сить траву, слегка к_снуться.

  • Коснулось воды, прикоснулась к лицу, коснётся всех, лёгкое прикосновение, косить траву, слегка коснуться.
  • Касается дна, касаюсь стены, касается вопроса, касание мяча.

Предл_гаем их далеко не полный перечень: картофель, ландыш.

  • Ядовитые растения обладают множеством полезных свойств.
  • Целебные свойства ландыша к_саются заболеваний сердца.
  • Что к_сается картофеля, то его ценные качества известны многим: вкусный продукт с большим количеством витаминов и минералов.
  • Но обращаться с ядовитой флорой надо очень аккуратно: даже прик_сновение к некоторым из них может иметь самый неблагоприятный исход .

Ядовитые растения обладают множеством полезных свойств. Предл_гаем их далеко не полный перечень: картофель, ландыш. Что к_сается картофеля, то его ценные качества известны многим: вкусный продукт с большим количеством витаминов и минералов. Целебные свойства ландыша ка_саются заболеваний сердца. Но обращаться с ядовитой флорой надо очень аккуратно: даже прик_сновение к некоторым из них может иметь самый неблагоприятный исход.

 Ядовитые растения обладают множеством полезных свойств. Предлагаем их далеко не полный перечень: картофель, ландыш. Что касается картофеля, то его ценные качества известны многим: вкусный продукт с большим количеством витаминов и минералов. Целебные свойства ландыша касаются заболеваний сердца. Но обращаться с ядовитой флорой надо очень аккуратно: даже прикосновение к некоторым из них может иметь самый неблагоприятный исход.

Ядовитые растения обладают множеством полезных свойств. Предлагаем их далеко не полный перечень: картофель, ландыш. Что касается картофеля, то его ценные качества известны многим: вкусный продукт с большим количеством витаминов и минералов. Целебные свойства ландыша касаются заболеваний сердца. Но обращаться с ядовитой флорой надо очень аккуратно: даже прикосновение к некоторым из них может иметь самый неблагоприятный исход.

Леса на дальних косогорах, как желто-красный лисий мех. Заметались, почти касаясь воды, ласточки. День за днем, год за годом росла черешня. Сначала она выпросталась из травы, потом коснулась веткою окна, потом выглянула из-под обвисшей кровли. Косо летели листья. Лошадь косится на меня одним глазом. Она, одной ногой касаясь пола, Другою медленно кружит.

Леса на дальних косогорах, как желто-красный лисий мех.

Заметались, почти касаясь воды, ласточки.

День за днем, год за годом росла черешня. Сначала она выпросталась из травы, потом коснулась веткою окна, потом выглянула из-под обвисшей кровли.

Косо летели листья. Лошадь косится на меня одним глазом.

Она, одной ногой касаясь пола, Другою медленно кружит.

Солнце уже к..снулось края степи. Я сидел в тенистом углу сада, прик..снувшись спиной к стволу огромного дуба. Муму принялась есть с обычной своей вежливостью, едва прик..саясь мордочкой до кушанья. Тёма точно почувствовал на себе прик..сновение грязи и содрогнулся за свою Жучку. Солнечные лучи почти никогда не к..саются холодной серебристой влаги родника. Аппарат мчался по к..сательной против вращения Земли.

Солнце уже к..снулось края степи.

Я сидел в тенистом углу сада, прик..снувшись спиной к стволу огромного дуба.

Муму принялась есть с обычной своей вежливостью, едва прик..саясь мордочкой до кушанья.

Тёма точно почувствовал на себе прик..сновение грязи и содрогнулся за свою Жучку.

Солнечные лучи почти никогда не к..саются холодной серебристой влаги родника.

Аппарат мчался по к..сательной против вращения Земли.

Проверяются ли ударением слова с корнями -лаг- _ -лож­ и -раст- - -ращ- - -рос-? Нет. Пользоваться проверочными словами при написании слов с чередующuмися гласными в корне нельзя. Расскажите о правописании корня -КОС- -КАС -. КА СА – КОС пишется А , если после корня стоит суффикс А . КАСАТЬСЯ (есть суффикс А ). КОСНУТЬСЯ (нет суффикса А ).

Проверяются ли ударением слова с корнями -лаг- _ -лож­ и -раст- - -ращ- - -рос-?

Нет. Пользоваться проверочными словами при написании слов с чередующuмися гласными в корне нельзя.

  • Расскажите о правописании корня -КОС- -КАС -.

КА СА – КОС пишется А , если после корня стоит суффикс А .

"Чередование о-а в корнях -гор- – -гар-", -кос- – кас-" (урок с использованием ИТК)

Оборудование: план урока, листы ватмана, канцелярские принадлежности, интерактивная доска.

Ход урока

1. Орг. момент

— Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

— Тема нашего урока «Чередование О-А в корнях –кос-кас,-гор-гар»

Сегодня мы познакомимся с выбором написания О-А в корнях с чередованием.

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

2. Работа с эпиграфом

— Давайте прочитаем эпиграф к уроку. (прочитали) Как вы понимаете эти слова?

— Вот и мы сегодня с вами на нашем таком необычном уроке будем учиться правильно писать.

3. Повторение

— В 5 классе, путешествуя по стране Правописание, мы встречались с чередованием О-А в корнях.

— Давайте на материале пословиц народов мира вспомним эти правила. (Приложение1)

  1. Неробкую душу вл… жил в меня Бог.
  2. И камень лёжа мохом обр… стает.
  3. Человек предпол… гает, а Бог распол… гает.
  4. К огню с какой стороны ни прик… снись, всё равно обожжёт.
  5. Где р… сла трава, там и ещё выр… стет.
  6. Пока травка подр… стет, много воды утечёт.
  7. От доброго кореня добрая и отр… сль.

— Списать, вставить пропущенные орфограммы.

— Какие корни с чередованием мы изучали в 5 классе?

4. Новый материал

— А сегодня на уроке мы с вами должны раскрыть тайну написания О-А корнях –кас—кос ,гор-гар и итогом нашей работы будет составление опорной схемы для тетради-подсказки.

1. Халата не черни — к котлу не прикАсайся. Честь смолоду храни, С бесчестными не знайся. Туркменская

— Спишите пословицу-совет, обращая внимание на суффикс и гласную А в корне слова ПРИКАСАЙСЯ

— Как вы думаете, влияет ли наличие суффикса А на правописание этого слова?

— Скажите, с какой русской пословицей перекликается эта туркменская пословица? (Береги платье снову, а честь смолоду)

2. Дотронется до мёда — тут же руку оближет; прикОснётся к навозу — бежит сразу мыться. Монгольская.

— Выделить корень в слове прикоснётся, есть ли суффикс А после корня?

—Таким образом, какой можно сделать вывод? От чего зависит правописание О-А в корне –кос -кас- ?

5. Одну тайну мы с вами раскрыли

— Прочитайте пословицы и поговорки, обращая внимание на ударение и гласную в корне. (Вслух)

  1. Горит, как бамбуковая хижина. Японская.
  2. Когда пора для этого придёт, горят снега и пламенеет лёд. Калмыцкая.
  3. Мы с вами родня: На вашей бабушке сарафан горел, наш дедушка руки грел. Русская.

— А эти близкие по смыслу пословицы спишите.

— Обратите внимание на ударение в выделенных словах и гласную в корне.

  1. Когда на кухне два повара, обед бывает пригорелый. Ассирийская
  2. Когда на кухне три повара, обед получается с пригарками

— От чего зависит правописание О-А в корнях гор-гар? (от ударения)

— Сделайте вывод. (В корнях гор-гар под ударением пишется буква О, а под ударением –А)

6. Выборочный диктант

— Из диктуемых мною пословиц, выписать слова с изученными орфограммами в корнях.

  1. Правда в огне не горит в воде не тонет. Русская.
  2. На чужое добро и глаза разгораются. Русская.
  3. Коснешься котла — измажешься, коснёшься зла — намаешься. Татарская.
  4. Одно сердце к другому прикасается. Чешская.
  5. Чаще всего посыпают сахаром подгорелую часть пирога. Нидерландская.

— Выделить корень, обозначить выбор орфограммы.

7. А теперь пришло время поработать в группах

Нам предстоит заняться проектной деятельностью и создать страничку для нашей тетрадки- подсказки о правописании корней с чередованием О-А в корнях кос -кас-, гор –гар -.

— Следующий этап работы будет называться «Зри в корень».

При работе в группах можно использовать материал учебника на стр.63-64.

Задание 1 группе: Разработайте опорную схему о правописании корней кос -кас. 2 группа готовит опорную схему о правописании гор-гар.3 группа разработает словарный диктант по теме.

8. Представление проектов. Повторение правописания корней

9. Молодцы

На следующем уроке запишем схему в нашу тетрадку и проведём словарный диктант

10. Оценки

11. Дом. задание

29, 30, выучить 3 пословицы, упр.137 или 143

Разработать словарный диктант на тему «Чередующие гласные О-А в корнях –кос-кас-, -гор-гар-.

Угар, коснуться, догорать, склонение, творение, перегореть, прикосновение, безотлагательный, проложить, наращение, пригореть, отрасль, Ростов, излагать, выращенный, ростовщик, равнина, касательная, загар, загореть, сгореть, соприкасаться, подгореть, неукоснительно, предполагать, положить, вырастить, погорелец, пловец.

В каких случаях пишется корень кос кас. Правописание корней. II. Орфографическая работа

На уроке анализируется написание гласных в корнях КОС - КАС. Вы узнаете об условиях выбора гласной в этих корнях.

Тема: Словообразование. Орфография

Урок: Правописание чередующихся гласных О и А в корнях -КОС- и -КАС-

Рассмотрите следующие пары однокоренных слов со значением «дотрагиваться до чего-либо»:

К…саться - к…снуться

К…сайся - прик…снись

Как узнать, в каких словах пишется корень КАС, а в каких - КОС? Ответить на этот вопрос помогут анкетные, биографические данные этих корней.

Корень КОС очень ленивый. Он постоянно любит спать. Поэтому корень КОС работает только в тех словах, в которых спряталось слово СОН и его словоформы - сна, сну, сне, снись.

В отличие от своего близкого родственника, корень КАС никогда не ленится. Ему не дает спать суффикс -А-, стоящий за этим корнем и заставляющий его много работать.

Еще раз обратимся к примерам:

К…саться - к…снуться

К…сайся - прик…снись

Внимательно приглядитесь к графическому облику каждого из этих слов. В каких из них мы можем отыскать «ленивое» слово СОН и его формы, которые играют с нами в прятки? Правильно: к…снуться, прик…снись . В этих словах «спрятались» ленивые «сну» и «снись», при них всегда находится корень КОС. Поэтому мы пишем коснуться, прикоснись с буквой О в корне.

В словах к…саться, к…сайся можно увидеть суффикс -А-, имеющий властный характер. Он всегда командует корнем КАС и заставляет его постоянно трудиться. Поэтому мы пишем касаться, касайся с гласной А в корне.

Корень КАС дружит с суффиксом -А-, а корень КОС недолюбливает этот суффикс и дружит с ленивым словом СОН и его словоформами.

Запомнить, когда пишется корень КАС, а когда КОС, позволяет следующее стихотворное правило:

Чтобы нам не ошибаться.

Когда КАС должен писаться,

А когда напишем КОС,

Мы ответим на вопрос:

Есть за корнем суффикс -А-?

КАС напишем мы тогда.

Если нет за корнем -А-,

КОС напишем вы всегда.

А теперь прочитаем, как это правило формулируется в учебнике по русскому языку:

В корнях КОС и КАС в безударном положении пишется буква А, если после корня стоит суффикс -А-, и буква О, если этого суффикса нет.

Домашнее задание

Вставьте пропущенные буквы.

Найдите «четвёртое лишнее» в каждой строке.

К..сой, к..стрюля, к..сяк, к..сание.

К..скад, к..стер, к..сательная, к..стюм

К..сатка, прик..сновение, к..сынка, к..стыль.

К..са, к..сатик, к..суля, к..сательство

1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.

2. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.

3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.

Имеются корни, в которых написание букв на месте безударных гласных не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции. К ним относятся следующие корни с чередующимися гласными.

1. Корни с буквами а и о .

гар - гор . На месте безударного гласного пишется буква о , хотя под ударением - а , напр.: горе́ть, нагоре́ть, угоре́ть, выгора́ть, загоре́лый, погоре́лец, горю́чий ; но: гарь, зага́р, нага́р, уга́р . Исключения (гар без ударения): вы́гарки, и́згарь, при́гарь, гарево́й (наряду с вариантом га́ревый ).

зар - зор . На месте безударного гласного пишется а : заря́, зарни́ца, зарево́й, озари́ть, озаря́ться, озаре́ние, заря́нка (птица), заря́ница ; под ударением - а и о , ср.: за́рево, лучеза́рный, светоза́рный и зо́ри (мн. ч. слова заря́ ), зо́рька, зо́ренька, зо́рюшка, зо́ря (военный сигнал, обычно в выражении бить или играть зорю ).

кас - кос . В этом корне пишется а , если после корня следует а ; в остальных случаях пишется о : ср. касаться, касание, прикасаться, касательство, касательно, но коснуться, прикоснуться, соприкосновение, неприкосновенный (под ударением гласный корня не встречается).

клан - клон . На месте безударного гласного пишется о , напр.: поклони́ться, наклони́ть, преклони́ть, склони́ться, отклоня́ться, преклоня́ться, преклоне́ние, склоне́ние ; под ударением - о и а : ср. покло́н, накло́н, накло́нится, скло́нный, непрекло́нный и кла́няться, раскла́няться, откла́няться.

крап - кроп. Без ударения пишется буква о в словах со значением "покрывать каплями, брызгами": кропи́ть, кропле́ние (от кропи́ть ), окропи́ть, окроплённый, окропля́ть ; буква а - в словах со значением "покрывать мелкими пятнышками, точками": краплёный, крапле́ние (от кра́пать в значении "покрывать крапинами, наносить крап"), вкрапле́ние . Под ударением - только а : кра́пать, кра́пина, кра́пинка, вкра́пить, вкра́пленный, крап.

лаг - лог - лож . На месте безударного гласного перед г пишется а , перед ж - о , напр.: излага́ть, облага́ть, предполага́ть, прилага́ть, разлага́ть, безотлага́тельный, отлага́тельство, влага́лище, прилага́тельное, слага́емое, стихослага́тель , но: заложи́ть, изложи́ть, отложи́ть, положи́ть, предложи́ть, приложи́ть, изложе́ние, положе́ние, предложе́ние, стихосложе́ние, обложно́й, отложно́й . Под ударением всегда о : нало́г, зало́г, подло́г, подло́жный, поло́жит, поло́женный . В слове по́лог , где корень -лог- в современном языке уже не выделяется, без ударения перед г пишется о .

мак - мок - моч . На месте безударного гласного пишется перед к буква а в словах со значением "окунать, погружать в жидкость": макать, макнуть, обмакнуть ; буква о - в словах со значением "становиться мокрым": намокать, отмокать, обмокать, промокать (под дождём), в словах, производных от мокрый (напр., мокроватый, мокрота, мокрота, мокрица ) (под ударением - в словах мокрый, мокнуть, намокнуть, промокнуть и т. п.), и в словах со значением "осушать чем-н. впитывающим влагу": промокать, промокнуть, промокательный, промокашка . Перед ч - всегда буква о , напр.: мочить, намочи, промочу, вымоченный (ср. под ударением: мочит, смоченный ; о глаголах на -иватъ типа смачивать, вымачивать см. § 34 , примечание 2).

пай - пой (в глаголе паять и однокоренных словах). Без ударения пишется а : пая́ть, запая́ть, распая́ться, пая́льник и т. п. Под ударением - а и о : ср. запа́янный, запа́йка, спа́йка, спа́йный и припо́й, напо́й .

плав - плов . Без ударения пишется а : плаву́чий, плавни́к, поплаво́к, плаву́н (трава; жук; водяной опоссум), плавуне́ц (жук), плаву́нчик (птица), сплавля́ть, сплавно́й, на плаву́, наплавно́й ; но: пло́вец и пло́вчиха с буквой о . Под ударением - только а : пла́вать, лесоспла́в .

Примечание. В слове плывун (грунт) пишется буква ы , как и в других словах, производных от глагола плыть - плыву: наплывать, подплывать, расплываться и т. п.

равн - ровн . Буква а пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ра́вный "одинаковый", напр.: равня́ть (кого-что-н. с кем-чем-н.), равня́ться (чему-н. или с кем-чем-н.), приравня́ть, поравня́ться, сравни́ть(ся), сравне́ние, сравня́ться (в чем-н.), сравня́ть (счёт), подравня́ть, выравня́ть (напр., строчки - "сделать равными по длине"), уравня́ть, уравне́ние, уравни́ловка, равнопра́вный, равноси́льный, равноце́нный, равнове́сие, равноде́нствие, наравне́, равно́ .

Буква о пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ро́вный "гладкий, прямой, без неровностей", напр.: ровня́ть (грядку, поверхность дороги), заровня́ть, разровня́ть, подровня́ть, вы́ровнять (сделать ровным, гладким, прямым).

Однако в словах по́ровну, рове́сник , связанных по значению с равный , пишется буква о ; в слове равнина , связанном по значению с ровный , - буква а . В словах с неясной соотнесенностью пишутся: буква а - в глаголе равня́ться (в шеренге, при построении) и производных от него словах равне́ние, подравня́ться, вы́ровняться (в строю); буква о - в сочетании не ровён час , в слове у́ровень .

разн - розн . В многочисленных сложных словах с первой частью разно- (разноро́дный, разносторо́нний, разноголо́сица и т. п.) без ударения пишется буква а , в слове по́рознь - буква о Под ударением - а ( ра́зный, ра́зница, ра́зниться ) и о ( ро́знь, ро́зниться, разро́зненный ).

рос(т) - рас(т) - ращ . На месте безударного гласного пишется: а) перед с (без последующего т ) - буква о : росла́, росли́, вы́рос, вы́росший, за́росль, по́росль, во́доросль, не́доросль ; исключение - о́трасль и производные от него ( отраслево́й, межотраслево́й, многоотраслево́й ); б) перед ст - буква а , напр.: расти́, расту́, расти́ть, подрасти́, вы́расти, вы́растить, вы́расту, выраста́ть, прорасти́ть, произраста́ть, нараста́ть, возрасти́, возраста́ть, во́зраст, расте́ние, расти́тельность, дикорасту́щий ; исключения: росто́к, ростово́й, ростовщи́к, вы́рост, выростно́й, вы́росток, за́росток, про́рость, подростко́вый (наряду с вариантом подро́стковый ); в) перед щ всегда а , напр.: ращу́, вы́ращу, вы́ращенный, прираща́ть, нараще́ние, сраще́ние .

Под ударением перед с (с последующим т и без него) - только о , напр.: ро́ст, наро́ст, отро́сток, подро́сток, переро́сток; ро́с, заро́с, подро́сший, ро́слый, дикоро́сы .

скак - скок - скач - скоч . Если корень оканчивается на к , то на месте безударного гласного пишется буква а , напр.: скака́ть, прискака́ть, ускака́ть, скакну́ть, скака́лка, скаку́н, на скаку́, скаково́й , хотя под ударением - о , напр.: ско́к, наско́к, отско́к, поско́к, соско́к (о глаголах на -ивать типа наскакивать см. § 34 , примечание 2).

Если корень оканчивается на ч , то пишутся: буква а в формах глагола скакать и производных от него глаголов (напр.: скачу́, скачи́, обскачу́, обскачи́, поскачу́, поскачи́ ), а также в слоне скачо́к (проверкой служат формы тех же глаголов - напр., ска́чет, поска́чем , и производные ска́чка, вска́чь ); буква о - в приставочных глаголах на -скочить (напр.: вскочи́ть, вскочу́, вскочи́, вы́скочить, вы́скочу, вы́скочи, соскочи́ть, подскочить ) и в слове выскочка (проверка - формами тех же глаголов, кроме вы́скочить : вско́чит, соско́чат и т. п.).

Ср.: проскачу́ ( сто вёрст ), проскачи́ (формы глагола проскака́ть, проска́чет ) и проскочу́, проскочи́ (формы глагола проскочи́ть, проско́чит ) ; подскачу́, подскачи́ (формы глагола подскака́ть, подска́чет приблизиться вскачь") и подскочу́, подскочи́ (формы глагола подскочи́ть, подско́чит "быстрым движением приблизиться к кому-чему-н. или резко подняться").

твор - твар. В словах твори́ть, творе́ние, творе́ц, сотворённый, вытворя́ть и др. без ударения пишется буква о ; под ударением - не только о ( тво́рческий, тво́рчество ), но и а ( тва́рь, тва́рный ). В слове у́тварь , где корень -твар- в современном языке уже не выделяется, без ударения пишется а .

2. Корни с буквами и и е .

блес(к,т) - блещ - блист . На месте безударного гласного пишутся буквы и и е : и - перед ст при последующем ударном а , напр.: блиста́ть, блиста́ет, блиста́ющий, блиста́ние, блиста́тельный, заблиста́ть ; е - в остальных случаях, напр.: блесте́ть, блести́т, блестя́щий, блестя́, блесну́ть, заблесте́ть, проблесну́ть, блесна́, о́тблеск, про́блеск, блещу́, блещи́, блеща́. Под ударением - е и ё : бле́ск, бле́щет, бле́щущий; поблёскивать, отблёскивать, проблёскивать, блёстки .

вис - вес. На месте безударного гласного пишется буква и в глаголе висе́ть (виси́т, вися́ ) и производных от него ( повисе́ть, отвисе́ться и т. п.), а также в приставочных глаголах с общей частью -висеть : повиса́ть, нависа́ть, свиса́ть и т. п. (ср. под ударением: ви́снуть, пови́снуть, зави́снуть ); буква е - в словах вы́весить, вы́веска, подвесно́й, навесно́й, на весу́ (ср. под ударением: пове́сить, подве́сить, све́сить ).

лип - леп . В словах прилипать, налипа́ть и т. п. в безударном положении пишется буква и (ср. под ударением: ли́пкий, прили́пнуть ), а в словах лепи́ть, прилепи́ть, налепи́ть и т. п. - буква е (ср. под ударением: ле́пит, приле́пит, ле́пка ).

сид - се(д). На месте безударного гласного пишутся: буква и - перед мягким согласным д - в глаголе сиде́ть (сидя́т, сиди́ ) и производных от него ( просиде́ть, засиде́ться, сиде́лка, посиде́лки и т. п.); буква е - перед твердым д : седо́к, седло́ (в последнем в формах мн. ч. - ё : сёдла ), седла́ть, седа́лище, седа́лищный, восседа́ть, заседа́ть, наседа́ть, приседа́ть, заседа́тель, председа́тель , а также - перед мягким д - в производных от слова седло́ ( седе́льный, седе́льник, чересседе́льник, седе́льце ). Под ударением - и и е , напр.: си́дя, отси́дка, уси́дчивый; се́сть, присе́сть, се́ла, домосе́д, непосе́да, насе́дка, присе́д ; в формах глагола се́сть и приставочных - также а (на письме я ): ся́ду, ся́дь, прися́дут .

Примечание 1. О написании гласных букв и и е в глагольных корнях с беглым гласным см. § 36 .

Примечание 2. В глаголах с общей частью -нима́ть (напр., занимать, донимать, обнимать, отнимать, поднимать, снимать, понимать, унимать ), которым соответствуют глаголы совершенного вида на -ня́ть ( занять, принять, поднять, понять, унять и т. п.), пишется после н на месте безударного гласного буква и ; то же в глаголе вынимать (ср. сов. вид вынуть ). В некоторых глаголах этой группы безударный гласный корня может быть проверен ударным и в формах типа отнимет, поднимет, снимет (это формы глаголов на -нять ), редко - в производных словах: снимок, в обнимку.

Примечание 3. Буква и на месте безударного гласного пишется также в корне глаголов заклинать и проклинать. В соответствующих глаголах совершенного вида и других однокоренных словах пишется (как в безударном положении, так и под ударением) буква л : проклясть, проклянёт, клясть, клял, заклятие, проклятие и т. п.

На уроке анализируется написание гласных в корнях КОС - КАС. Вы узнаете об условиях выбора гласной в этих корнях.

Тема: Словообразование. Орфография

Урок: Правописание чередующихся гласных О и А в корнях -КОС- и -КАС-

Рассмотрите следующие пары однокоренных слов со значением «дотрагиваться до чего-либо»:

К…саться - к…снуться

К…сайся - прик…снись

Как узнать, в каких словах пишется корень КАС, а в каких - КОС? Ответить на этот вопрос помогут анкетные, биографические данные этих корней.

Корень КОС очень ленивый. Он постоянно любит спать. Поэтому корень КОС работает только в тех словах, в которых спряталось слово СОН и его словоформы - сна, сну, сне, снись.

В отличие от своего близкого родственника, корень КАС никогда не ленится. Ему не дает спать суффикс -А-, стоящий за этим корнем и заставляющий его много работать.

Еще раз обратимся к примерам:

К…саться - к…снуться

К…сайся - прик…снись

Внимательно приглядитесь к графическому облику каждого из этих слов. В каких из них мы можем отыскать «ленивое» слово СОН и его формы, которые играют с нами в прятки? Правильно: к…снуться, прик…снись . В этих словах «спрятались» ленивые «сну» и «снись», при них всегда находится корень КОС. Поэтому мы пишем коснуться, прикоснись с буквой О в корне.

В словах к…саться, к…сайся можно увидеть суффикс -А-, имеющий властный характер. Он всегда командует корнем КАС и заставляет его постоянно трудиться. Поэтому мы пишем касаться, касайся с гласной А в корне.

Корень КАС дружит с суффиксом -А-, а корень КОС недолюбливает этот суффикс и дружит с ленивым словом СОН и его словоформами.

Запомнить, когда пишется корень КАС, а когда КОС, позволяет следующее стихотворное правило:

Чтобы нам не ошибаться.

Когда КАС должен писаться,

А когда напишем КОС,

Мы ответим на вопрос:

Есть за корнем суффикс -А-?

КАС напишем мы тогда.

Если нет за корнем -А-,

КОС напишем вы всегда.

А теперь прочитаем, как это правило формулируется в учебнике по русскому языку:

В корнях КОС и КАС в безударном положении пишется буква А, если после корня стоит суффикс -А-, и буква О, если этого суффикса нет.

Домашнее задание

Вставьте пропущенные буквы.

Найдите «четвёртое лишнее» в каждой строке.

К..сой, к..стрюля, к..сяк, к..сание.

К..скад, к..стер, к..сательная, к..стюм

К..сатка, прик..сновение, к..сынка, к..стыль.

К..са, к..сатик, к..суля, к..сательство

1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.

2. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.

3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.

МБОУ «Сорская СОШ №3 с УИОП»

Выполнила: Анпилогова Любовь Александровна

  • вспомнить все изученные чередования гласных в корне;
  • изучить правило написания гласных О и А в корях Кас/Кос;
  • отработать данное правило на примере упражнений;
  • продолжить работу над развитием пунктуационных и орфоэпических навыков;
  • совершенствовать правописание корневых гласных.

Трол…ейбус, д…быча, с…лфетка, б…хрома, к…рниз, кв…ртира, г…н…рал, к…мандир, чист…плотный, сост…зание, пор…жение, подр…жать, пр…зирать.