Погода в Санкт-Петербурге | Pogoda78.ru

22:00Среда27 Августа
Главная » Статьи » Одиночное деепричастие и деепричастный оборот - ДЕЕПРИЧАСТИЕ - ДИКТАНТЫ

Одиночное деепричастие и деепричастный оборот - ДЕЕПРИЧАСТИЕ - ДИКТАНТЫ

Одиночное деепричастие и деепричастный оборот - ДЕЕПРИЧАСТИЕ - ДИКТАНТЫ

Все ребятишки высыпали на реку. Маленькие стояли на горе, пригретой солнышком, а ребятишки постарше и посмелее подошли к воде. Вода бурлила и крутилась воронками! Льдины 2 плыли по реке, сталкиваясь, натыкались на берега и снова мчались. Река прибывала, вздувалась 3 , начинала выступать из берегов. Она казалась Валентинке огромной, сильной и опасной.

Вдруг мальчишки 2 закричали. Край берега, на котором они стояли, отделился и медленно поплыл. Это был кусок льда, прибитый к земле. Ребята один за другим прыгали 3 на берег. Только Романок, растерявшись, стоял и не знал, что ему делать. А полоска воды между ним и берегом потихоньку увеличивалась и увеличивалась.

(97 слов) (По Л. Воронковой)

1. Напишите текст под диктовку.

2. Графически выделите обособленный причастный оборот и определяемое слово, к которому он относится.

3. Найдите деепричастия. Надпишите над ними вид. Выделите суффиксы деепричастий.

4. Выполните по вариантам морфемный и морфологический разбор слов.

5. Письменно объясните, для чего использован лексический повтор глагола увеличивалась в последнем предложении.

Василий Мохов работал в геологической экспедиции. Однажды начальник отправил его с поручением 2 в районный центр.

По дороге перед Василием возникло неожиданное препятствие. 4 Он вышел к огромной лесной гари. Всюду впереди наваленный друг на друга полуобгоревший лес. Залезешь — не выберешься. Но делать нечего. Нужно до темноты 2 пройти страшное место. И Василий двинулся в опасный путь. Он взбирался на стволы поваленных деревьев. 4 Белая ледяная пена инея обдавала ему руки. Он прислонился спиной к дереву и закрыл глаза.

Скоро гарь кончилась, и это придало Василию новый приток сил. Но вот новая беда. Подвернулась нога. Превозмогая боль, геолог двинулся дальше.

Отважный и смелый человек сумел выполнить поручение.

(103 слова) (По Г. Скребицкому)

1. Напишите текст под диктовку.

2. Письменно определите тему текста и основную мысль текста.

3. Найдите деепричастный оборот и графически обозначьте его. Надпишите над деепричастием вид. Определите, от какой основы и с помощью какого суффикса оно образовано.

4. Выполните по вариантам морфемный разбор слова и синтаксический разбор предложения.

5. Найдите и выпишите из текста синонимы.

6. Найдите и выпишите из текста примеры однокоренных слов.

Осторожно открывая 2 тяжёлые скрипучие двери, Павлик отправился в гостиную. Это было большое путешествие маленького мальчика по пустынной квартире. Там впотьмах, наполняя 3 всю комнату сильным запахом хвои, стояло посредине нечто громадное, смутное, до самого паркета опустившее 3 тёмные лапы в провисших бумажных цепях. Павлик уже знал, что это ёлка. Пока его глаза привыкали к сумраку, он осторожно обошёл густое, бархатное дерево, еле-еле мерцающее 3 серебряными нитями. Каждый шажок мальчика чутко отдавался звоном стеклянных шаров.

Привыкнув 2 к темноте, Павлик увидел в углу столик с подарками и тотчас бросился к нему, забыв 3 на минуту о ёлке. Павлик никак не ожидал такого богатства. Полон стол игрушек и сластей, и всё это принадлежит только ему.

(108 слов) (По В. Катаеву)

1. Напишите текст под диктовку.

2. Графически выделите обособленный причастный оборот и определяемое слово, к которому он относится.

3. Найдите деепричастия. Надпишите над ними вид. Выделите суффиксы деепричастий.

4. Выполните по вариантам морфемный разбор деепричастия и морфологический разбор причастия и деепричастия.

5. Подчеркните грамматические основы в предложениях последнего абзаца.

Куры влезли на стол в саду и, толкая друг друга и переругиваясь, начали склёвывать из тарелок гречневую 3 кашу. Наш кот — блюститель 2 порядка. Он, дрожа от негодования, прокрался к курам и с победным криком прыгнул на стол. Куры взлетели с отчаянным воплем, перевернули кувшин с молоком и бросились, теряя перья, удирать из сада.

Впереди мчался, икая, голенастый петух, прозванный Горлачом. После этого петух несколько минут лежал в припадке, закатив глаза, и тихо стонал. Его облили холодной 3 водой, и он отошёл. С тех пор куры опасались воровать. Увидев кота, они с писком и толкотнёй 2 прятались под домом.

(95 слов) (По К. Паустовскому)

1. Напишите текст под диктовку.

2. Графически выделите обособленный причастный оборот и определяемое слово, к которому он относится.

3. Найдите деепричастные обороты и графически обозначьте их. Надпишите над деепричастиями вид. Выпишите деепричастия, рядом запишите, от какой основы и с помощью каких суффиксов они образованы.

4. Выполните по вариантам морфемный и морфологический разбор слов.

5. Графически объясните постановку тире в одном из предложений текста.

6. Найдите сложное предложение. Подчеркните в нём грамматические основы. Начертите схему.

Особенно хорош восход солнца над океаном. 4 Будучи моряком, стоя на вахте, много раз наблюдал я, как восходящее солнце меняет свой цвет. То раздувается оно пылающим шаром, то закрывается туманом или далёкими облаками. И всё вокруг внезапно меняется. Иными кажутся далёкие берега, гребни набегающих волн. Изменяется цвет самого неба, золотисто-голубым шатром покрывающего бескрайнее море. Пена на гребнях волн кажется золотою. Золотыми кажутся летящие за кормою чайки. 4 Алым золотом отсвечивают мачты, блестит крашеный борт корабля. Стоишь на вахте на носу парохода, несказанной радостью наполняется сердце. Рождается новый день! Сколько встреч и приключений сулит он молодому счастливому моряку!

(95 слов) (По И. Соколову-Микитову)

1. Напишите текст под диктовку.

2. Графически выделите обособленный причастный оборот и определяемое слово, к которому он относится.

3. Выделите суффиксы в причастиях. Что общего во всех причастиях, употреблённых в тексте?

4. Найдите деепричастные обороты и графически обозначьте их. Надпишите над деепричастиями вид. Выпишите деепричастия, рядом запишите, от какой основы и с помощью каких суффиксов они образованы.

5. Выполните по вариантам синтаксический разбор предложения.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Урок русского языка 'Деепричастие' (6 класс)

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учебной информации средствами технологии развивающего обучения.

Метод обучения: частично-поисковый.

активизировать знания по теме "Деепричастие";

формировать умение нахождения деепричастий в тексте, вычленения деепричастного оборота,

определять слитное и раздельное написание НЕ с деепричастиями,

находить суффиксы деепричастий,

воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала,

работа по развитию речи: формулировка выводов, саморефлексия.

работа по развитию личности: развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, памяти, воображения.

формировать языковое чутье, лингвистическую интуицию;

просмотр презентации с помощью компьютера и проектора,

1. Организационный момент. Формулирование темы и цели урока.

Слово учителя: Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Сегодня у нас урок- путешествие. На протяжении довольно долгого времени мы работали с разделом лингвистики «Морфология». И вот сегодня - своеобразное подведение итогов.

- Какую часть речи мы изучили? (Деепричастие)

- Как можно сформулировать тему заключительного урока? (разные варианты)

- Тему сегодня мы сформулируем необычно, у нас же путешествие!(Слайд 1)

В стране изученных деепричастий.

-Чем мы будем заниматься на уроке, как вы думаете?

1) обобщим сведения о деепричастии

2) закрепим знания о правописании этой особой формы глагола

3) поговорим о выделении деепричастий и деепричастных оборотов на письме

4) потренируемся употреблять деепричастия в речи…

Результатом нашей работы должны стать прочные знания по данной теме, которые пригодятся вам не только для сдачи экзамена, но и помогут найти себя в дальнейшей взрослой жизни.

- Каждый раздел повторения, т.е. каждый этап урока имеет свой эпиграф, который отражен в презентации. Это поможет вам заполнять оценочный лист в течение нашего путешествия. Итак, в путь!

Для всего в русском языке есть великое множество слов. К.Г. Паустовский (СЛАЙД №2).

2. Актуализация прежних знаний.

Учащиеся имели предварительное задание повторить теоретический материал по темам "Деепричастие».

Что называется деепричастием?

Какие признаки глагола имеет деепричастие?

Как изменяется деепричастие?

Что называется деепричастным оборотом?

Какова синтаксическая роль деепричастия?

Как образуются деепричастия несовершенного вида?

Как образуются деепричастия совершенного вида?

Как пишутся деепричастия с НЕ?

3. Основная часть.

Теорию вы знаете хорошо, а вот умеете ли применять свои знания на практике?!

Проверка домашнего задания.

Нужно было составить и записать текст, используя деепричастия и деепричастные обороты (5-7). 2-3 ученика читают свои тексты.

- С домашним заданием вы справились. Конечно, не все ваши тексты пока еще могут быть напечатаны в журналах и учебниках! Но мы учимся. Давайте сейчас обратимся к тексту писателя М.Горького. Можно не сомневаться, что его рассказ мя примем за образец.

Перед вами текст (СЛАЙД №3).

Работа с текстом. Задание: прочитать текст, определить стиль и тип речи, найти деепричастия; доказать, что они относятся к данной части речи. Аргументируйте.

Под легким дуновением знойного ветра море вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, ослепительно ярко отражавшей солнце, улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. В глубоком пространстве между морем и небом носился весёлый плеск волн, взбегавших одна на другую на пологий берег песчаной косы.

Ветер, заигрывая, ласково гладил атласную грудь моря. Солнце грело её своими горячими лучами, и море, вздыхая под нежной силой этих ласк, насыщало жаркий воздух солёным ароматом.
(М. Горький)

-Выпишите из данного текста 3 словосочетания, которые вам больше всего понравились. Обозначьте главное слово, определите тип словосочетания.

Повторим орфографию. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Пословица ( СЛАЙД № 4).

Проверка работы (Слайд 6,7)

Учитель: А теперь ответьте мне на вопрос. Какие суффиксы помогают нам образовать деепричастия?

Следующее задание - графический диктант (Слайд 8). Необходимо выписать суффикс и определить вид деепричастия.

Проверяем. (Слайд 9)

Повторение правила "НЕ с глаголами и деепричастиями".

Следующее задание графический диктант - вам надо определить слитно или раздельно пишется НЕ с деепричастиями. Слитно - плюс. Раздельно - минус.

- Выполнили, проверим (Слайд 10).

Вспомним пунктуацию. Знаки препинания - это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться. К.Г. Паустовский ( СЛАЙД № 11).

Учитель: Деепричастия очень дружелюбные части речи, они нередко появляются со своими верными слугами - зависимыми словами. Как мы называем эту компанию? (Деепричастный оборот).

Некоторое время постоял он на крыльце, наслаждаясь утренней прохладой и оглядывая всё вокруг.

Тяжело, передвигаясь, отец подошёл к дивану и, не раздеваясь, лёг.

Женька сидел, подняв колени к подбородку и обхватив их, узкие штаны его вздёрнулись, открывая тонкие ноги.

Выпишите предложение, в котором есть пунктуационная ошибка.

Учитель: А теперь задание для самых внимательных. (СЛАЙД № 13). Сопоставьте два четверостишья И.А. Бунина и выясните, почему в первом запятая стоит перед словом синея, а во втором синея выделяется с обеих сторон.

К прибрежью моря длинная аллея
Ведет вдали как будто в небосклон:
Там море поднимается, синея
Меж позабытых мраморных колонн…

Вечерняя безмолвная аллея
Зовет меня к скалистым берегам,
Где море поднимается, синея,
К пустынным и далеким небесам.

Проверим умение правильно употреблять деепричастия. Хорошие речи приятно и слушать. Пословица ( СЛАЙД № 14).

Игра "Подскажи словечко". ( СЛАЙД № 15).

Дружба как стекло, … не сложишь. (разбив)

Не … броду не суйся в воду. (зная)

Не … несчастья, счастья не увидишь. (узнав)

Если учащиеся затрудняются, есть подсказка на следующем слайде 16.

"Аукцион фразеологических оборотов". (Слайд 17).

Даны фразеологизмы и их значения. Но их перепутали. Ваша задача - подобрать к каждому фразеологизму его значение (Устно).

Работать хорошо - сломя голову

Работать плохо - не солоно хлебавши

Бежать быстро, (мчаться) - засучив рукава

Уйти (остаться) ни с чем, не добиться желаемого - спустя рукава

Придумайте и запишите предложение, используя один из фразеологизмов.

- Какими членами предложения являются данные фразеологизмы (неделимые словосочетания)? (Обстоятельствами)

- Фразеологические обороты требуют обособления в предложении? (Нет, даже если в их составе есть деепричастие).

Рожь, которая золотилась на солнце, была похожа на безбрежное море, которое колыхалось и волновалось.

Первое предложение разбираем устно, а второе письменно, деепричастие выделить.

-Мы очень часто употребляем деепричастия и деепричастные обороты в письменной речи, так как это способствует повышению образности высказывания. Но, к сожалению, не всегда замечаем грамматические ошибки. Давайте попробуем исправить эти ошибки.

Глядя вдаль, у нее возникают грустные мысли.

Думая о прошлом, в ее воспоминании оживают счастливые дни.

1 и 2 предложения разбираем вместе устно, а третье самостоятельно записать.

Учитель: Мы с вами вместе хорошо поработали, а теперь настало время для самостоятельной работы. Слайд 20. Будьте внимательны. Желаю удачи!

Подведение итогов. Рефлексия

Мне стало известно, что.

Меня особенно привлекло и заинтересовало.

Я полностью понимаю, что.

То, что мне стало известно, может повлиять на.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Спасибо, ребята, за творчество, глубину понимания нашего совместного исследования. Всего доброго! Любите родной русский язык. Уважайте и берегите его!

Итоговый урок по теме: "Причастие и деепричастие" в 6-м классе по программе М.М. Разумовской

Тип: повторительно-обобщающий урок по морфологии.

Форма: урок-путешествие с применением ТСО, компьютерных технологий.

Класс: 6-й по программе М.Разумовской.

  • Образовательные:
    • активизировать знания по теме “Причастие” и “Деепричастие”;
    • формировать умение нахождения причастий в тексте, вычленения причастного оборота, определять слитное и раздельное написание НЕ с причастиями, находить суффиксы причастий, образовывать причастия, уметь расставлять знаки препинания в предложении при причастии и причастном обороте;
    • формировать умение нахождения деепричастий в тексте, вычленения деепричастного оборота, определять слитное и раздельное написание НЕ с деепричастиями, находить суффиксы деепричастий, образовывать деепричастия, уметь расставлять знаки препинания в предложении при деепричастии и деепричастном обороте.
    • воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала (форма урока, применение ТСО, задания занимательного характера), воспитывать чувство такта, умение слушать учителя, умение анализировать и обобщать.
    • работа по развитию речи: формулировка выводов, саморефлексия.
    • работа по развитию личности: развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, памяти, воображения.

    Межпредметные связи на уроке: с математикой (решение пропорции для нахождения % правильных ответов, выставление самооценки).

    Методическое обеспечение: просмотр презентации с помощью компьютера и проектора, экран, оценочные листы, распечатанные задания для каждого ученика.

    I. Оргмомент

    Учащиеся имели предварительное задание повторить теоретический материал по темам “Причастие” и “Деепричастие”, параграфы учебника 24–34.
    Объяснение правильности работы с рабочими листами, оценочными листами.

    Оценочный лист

    1. Водопад Знаний (тест)
    2. Мост Суффиксов (буквенный диктант)
    3. Дорога Умений

    а) кроссворд;
    б) графический диктант "Правописание частицы НЕ"
    в) выборочный диктант

    II. Опрос по теме

    1. Водопад Знаний (тест, теоретический диктант).
    2. Мост Суффиксов (буквенный диктант).
    3. Остров Отдыха (сообщение ученика по теме).
    4. Дорога Умений:

    а) кроссворд;
    б) графический диктант;
    в) выборочный диктант.

    III. Подведение итогов урока

    Самооценка учащихся, выставление итоговой оценки.

    IV. Рефлексия урока

    Передача из рук в руки талисмана успешности (сердечко), у кого он в руках, тот говорит о плюсах и минусах своей работы на уроке, самого урока.

    I. Оргмомент

    – Сегодня мы с Вами на уроке отправляемся в виртуальное путешествие по стране Лингвинии. Но это необычная страна. Чтобы по ней путешествовать, надо всё знать о причастии и деепричастии. Вы готовы отправиться в путешествие.

    – У вас на парте лежат у каждого рабочие листы и оценочные листы. На рабочих листах вы будете отвечать, на оценочных расписаны станции, по которым мы будем путешествовать, а рядом – пустые колонки. В них вы будете ставить количество правильных ответов – плюсов (плюс – правильный ответ, минус – неправильный ответ). Кому непонятно? Итак, начинаем наше путешествие.

    II. Опрос по теме

    Тест Водопад Знаний:

    Первое задание – теоретический диктант, правильные ответы отмечайте “+”.

    1. Причастие совмещает в себе признаки:

    а) существительного и прилагательного;
    б) прилагательного и глагола;
    в) наречия и глагола.

    2. Деепричастие – это…

    а) особая форма глагола, которая имеет признаки глагола и наречия.
    б) особая форма глагола, которая имеет признаки прилагательного и глагола.
    в) особая форма глагола, которая имеет признаки глагола и причастия.

    3. Деепричастный оборот – это…

    а) деепричастие с предлогом;
    б) деепричастие с главным словом;
    в) деепричастие с зависимым словом.

    4. Причастным оборотом является…

    а) мальчик читающий;
    б) читающий книгу;
    в) читающий.

    5. Слово танцующий – это…

    6. (не)давши пишется…

    7. (не)закончена пишется…

    – Подсчитайте количество плюсов и поставьте в оценочные листы.

    – Следующее препятствие – Мост Суффиксов (буквенный диктант), чтобы его пройти, необходимо выполнить следующее задание: выписать суффикс, определить действительное или страдательное причастие.

    1. Закапывающий
    2. Любящий
    3. Делая
    4. Выполненная
    5. Убравши
    6. Искавший
    7. Повысив
    8. Играючи
    9. Выросший
    10. Услыша
    1. -ющ-, Д
    2. -ящ-, Д
    3.
    4. -енн-, С
    5. -вши
    6. -вш-, Д
    7.
    8. -ючи
    9. -ш-, Д
    10.

    – Проверим (проверка на экране). Подсчитайте количество плюсов и поставьте в оценочные листы. Итак, ребята, мы прошли уже 2 станции, устали?

    – Следующая остановка – Остров Отдыха (сообщение). Здесь мы прослушаем подготовленное сообщение по теме.

    Сообщение:

    • Красная щека – краснеющая щека,
    • Красные щёки – краснеющие щёки,
    • Красным щекам – краснеющим щекам.

    Эти разные точки зрения отражаются и в современных школьных учебниках по русскому языку. Одни из них рассматривают причастия и деепричастия как формы глагола, а в других учебниках эти слова изучаются как самостоятельные части речи.

    – Что нового вы узнали из этого сообщения? (Некоторые учёные причастия и деепричастия относят к особой форме глагола, а некоторые – к самостоятельной части речи).

    – Вышли мы на Дорогу Умений.

    – Первое задание выполняем в парах – решаем кроссворд, который лежит у вас на партах (по вариантам).

    1 вариант – впишите в клетки причастия, образованные от глаголов.

    1. Закопать (прош. вр.)
    2. Засорить (прош. вр.)
    3. Хранить (страд., наст. вр.)
    4. Скакать (наст. вр.)
    5. Сделать (прош. вр.)
    6. Срастись (прош. вр.)
    7. Спрятать (прош.вр.)
    8. Нестись (прош.вр.)
    9. Делать (страд., наст. вр.)

    2 вариант – впишите в клетки деепричастия, образованные от глаголов.

    1. Оглядываться (несов. в.)
    2. Сверкать(несов. в.)
    3. Уметь(несов. в.)
    4. Купить (сов. в.)
    5. Прочитать (сов. в.)
    6. Увидеть (сов. в.)
    7. Назначать (несов. в.)
    8. Оторваться (сов. в.)
    9. Освободить (сов. в.)
    10. Стучать (несов. в.)
    11. Играть (несов. в.)
    12. Ехать (несов. в.)

    – Проверяем выполнение задания – поставьте “+”, если у вас всё верно.

    – Следующее задание графический диктант – вам надо определить слитно или раздельно пишется НЕ с причастиями и деепричастиями. Вспомните алгоритм, которым мы пользовались на уроке (1. Определить часть речи. 2.Определить слитно или раздельно НЕ пишем).

    – У кого возникли вопросы? Приступаем к выполнению задания.

    1. (не)брежный
    2. (не)покорённый
    3. (не)застроен
    4. (не)вспаханный
    5. (не)виданный
    6. (не)навидя
    7. (не)спеша
    8. (не)просмотренный мною
    9. (не)сверкая
    10. (не)стуча
    1. слитно +
    2. слитно +
    3. раздельно –
    4. слитно +
    5. слитно +
    6. слитно +
    7. раздельно –
    8. раздельно –
    9. раздельно –
    10.раздельно –

    – Выполнили, проверим (на экране), не забудьте поставить количество “+” в оценочные листы.

    Выборочный диктант – выписать причастия.

    Диктант читается учителем, учащиеся выписывают причастия, слушая внимательно диктант.

    Много видевший, много знавший,
    Знавший ненависть и любовь,
    Всё имевший, всё потерявший
    И опять всё нашедший вновь,
    Вкус узнавший всего земного
    И до жизни жадный опять,
    Обладающий всем и снова
    Всё боящийся потерять.

    – Проверяем, сверяем свои выписанные причастия, поставьте “+”.

    – Итак, ребята, мы пришли во Дворец Навыков, интересно, какое задание подготовлено нам.

    Задание: правильно или нет расставлены знаки препинания.

    1. Некоторое время постоял он на крыльце, наслаждаясь утренней прохладой и оглядывая всё вокруг.
    2. Тяжело дыша, отец подошёл к дивану и, не раздеваясь, лёг.
    3. Вера пела по утрам , умываясь в ручье , днём, работая в поле, вечером, возвращаясь к домику лесника.

    4. Женька сидел, подняв колени к подбородку и обхватив их, узкие штаны его вздёрнулись, открывая тонкие ноги.
    5. Марья Павловна стояла подле него, прислоняясь к берёзе и заложив назад руки.

    – Проверьте правильность своих ответов, поставьте “+” в оценочные листы.Вот и закончилось наше путешествие, пора подводить итоги.

    III. Подведение итогов

    – Посчитайте итоговое количество плюсов. Максимально их может быть – 42.
    Составьте пропорцию, решите её, определите, какой процент правильных ответов вы заработали и в соответствии с критериями выставьте себе оценки за сегодняшний урок в оценочные листы. Подпишите листы и передайте на первую парту.

    IV. Рефлексия

    – Проведём рефлексию, передаём талисман успешности, у кого он в руках, тот говорит о плюсах и минусах своей работы на уроке, самого урока.

    – Спасибо за урок!

    Литература:

    1. Русский язык. 6 класс. Учебник. Под редакцией М.М.Разумовской. Дрофа. Москва – 2002.
    2. С.И.Львова. За страницами школьного учебника. Русский язык. Пособие для учащихся. Дрофа. Москва – 2002.
    3. А.Т.Арсирий и др. Материалы по занимательной грамматике. Русский язык. ч.1. М., Учпедгиз, 1963.
    4. А.С.Хазанова, Л.В.Цвейг. Русский язык. ч.1. Владос. М.1995.
    5. В.А.Иванова и др. Занимательно о русском языке. Просвещение.М.1990.

    Диктанты на тему деепричастие 6 класс

    Вид деепричастий

    Обучающие диктанты

    На пахоте происходило обжорство: скворцы, галки, вороны хватали и хватали студенистых червей, обнажённых и порезанных плугом. Боязливые серые плишки и те промышляли на пахоте, вихляясь над бороздами. Даже малая мухоловка сидела на жерди и, дождавшись своего момента, спархивала вниз и, чего-то ухватив с земли, несла на городьбу и торопливо склёвывала. Лесные птички спускались с гор к огороду и терпеливо ждали, когда налопаются и задремлют важно, по-хозяйски вышагивающие по бороздам нарядные и сытые скворцы, напоминающие сельских купчиков. Не выдержав искушения, птахи, мелькнув над городьбой, уносили с борозды козявку, жука, личинку какую, а скворец уж непременно в погоню. (В. Астафьев.)

    (96 слов. Гласные после шипящих и ц. Падежные окончания и суффиксы существительных. Сложные предложения.)

    Задание Определите, в роли каких обстоятельств выступают в предложениях деепричастные обороты. Обозначьте пунктограммы. Подберите родственные слова к слову городьба.

    Для справок.
    Городьба (диалектн.) — ограда, изгородь.

    Отставая от рыси на пять-шесть прыжков, неслась стая. Вожак, высокий и широкогрудый, бежал впереди. То подкидывая задние ноги к самой груди, то разжимаясь, как пружина, и распластываясь в полёте над сугробом, он мчался, распустив свой крупный и длинный хвост по ветру. Серая со светло-рыжим отливом шкура его топорщилась на загривке, стремительно перекатывалась по его узловатым и мощным мускулам. (В. Потиевский.)

    (59 слов. Приставки. Сложные прилагательные. Суффиксы глаголов. Однородные члены.)

    Задание Определите вид деепричастий и обозначьте у них суффиксы. Прокомментируйте пунктуацию при деепричастиях.

    Проверочный диктант

    3. Поздравления

    Бабушка была уже в зале. Сгорбившись и опершись на спинку стула, она стояла у стенки и набожно молилась. Подле неё стоял папа. Обернувшись к нам, он улыбнулся, заметив, как мы, заторопившись, прятали за спины приготовленные подарки и, стараясь быть незамеченными, остановились у самой двери. Весь эффект неожиданности, на который мы рассчитывали, был потерян.

    Подходя к креслу, я вдруг почувствовал, что нахожусь под тяжёлым влиянием непреодолимой одуревающей застенчивости, и, чувствуя, что у меня никогда недостанет духу поднести свой подарок, я спрятался за спину Карла Ивановича, который, поздравив бабушку, переложил коробочку из правой руки в левую, вручил её имениннице и отошёл, чтобы дать место Володе. (По Л. Толстому.)

    (102 слова. Приставки. Буквы нн в существительных, прилагательных и причастиях.)

    Задание Выпишите деепричастия в две колонки: совершенного и несовершенного вида. Укажите, от каких глаголов деепричастия образованы, определите вид глаголов.

    Не с деепричастиями

    Обучающий диктант

    4. Зверь болен

    Гепард вышел не спеша и сразу подошёл к поёнке. Долго и жадно лакал воду, не притронувшись к мясу, не обнюхав новое помещение, улёгся в самый дальний угол клетки. Мне показалось это странным. Обычно зверь прежде всего знакомится с новым местом, а этот сразу лёг. Уж не болен ли он? К сожалению, мои опасения оказались не напрасны. Когда утром пришёл служитель, гепард продолжал лежать на прежнем месте, а мясо так и осталось несъеденным. (В. Чаплина.)

    (72 слова. Приставки. Глаголы на тся. Сложное предложение.)

    Задание Обозначьте орфограмму "Не с деепричастиями". С какими еще словами употребляется в тексте частица не? Какие это части речи?

    Творческий диктант

    5. Возвращение домой

    Ласточка с ликованием носилась над рекой, взмывала вверх, к облакам, падала на воду, кружилась над домами, над лесом, над горами, впархивала во дворы, сделав вид, что совсем она сюда случайно угодила, стремглав неслась по улице над самой дорогой, щебеча, чурлюкая, всех извещая, что прилетела она из дальних стран и так стремилась к родной сибирской деревушке, прошла сквозь такие расстояния, беды и бури, что совершенно теперь счастлива и, отпраздновав возвращение, порезвившись в радости, сразу же возьмётся за дело, отремонтирует гнёздышко над застрехой, высидит детей и станет ловить комаров и мошек, и пусть люди не беспокоятся, что она всё будет играть, играть и совершенно потеряет голову. (В. Астафьев.)

    (104 слова. Приставки. Суффиксы существительных, прилагательных и глаголов. Личные окончания глаголов. Обособление деепричастных оборотов.)

    Задание Определите вид деепричастий. Подчеркните пунктограммы при деепричастных оборотах. Почему автор изобразил одним предложением возвращение ласточки в родные места? Выпишите из текста слова, передающие радостное состояние ласточки. К каким частям речи относятся эти слова?

    Контрольный диктант

    6. Ласточкины заботы

    Домик, в котором мы жили, стоял на холме, круглосуточно продувался ветрами, был сух и крепок, как настоящий горец.

    Под карнизом небольшой террасы лепились комья ласточкиных гнёзд. Ласточки стремительно и точно влетали в террасу, притормаживая, тянулись к ним жадные, крикливые птенцы. Их прожорливость могла соперничать только с неутомимостью родителей. Иногда, отдав корм птенцу, ласточка, слегка запрокинувшись, сидела несколько мгновений у края гнезда. Сидела неподвижно, и только голова осторожно поворачивалась во все стороны. Мгновение — и она, срываясь, падает, потом, плавно и точно вывернувшись, выныривает из-под террасы. (Ф. Искандер.)

    (84 слова. Словарные слова. Гласные после шипящих и ц. Приставки. Суффиксы глаголов. Обособление деепричастных оборотов.)