Погода в Санкт-Петербурге | Pogoda78.ru

01:22Пятница15 Августа
Главная » Статьи » Диктант на тему мягкий знак после шипящих 3 класс

Диктант на тему мягкий знак после шипящих 3 класс

Диктант на тему мягкий знак после шипящих 3 класс

Словарный диктант
Ночь, полночь, дочь, речь, печь, течь, тишь, мышь, плач, камыш, шалаш, сыч, лещ, ёрш, манеж, циркач, плащ, скрипач, мяч, марш, морж, молодёжь, врач, глушь, гуашь, брошь, дичь, блажь, бородач, брешь, рожь, дрожь, грош, малыш, рубеж, ландыш, мощь, помощь, горечь, ковш, ложь, карандаш, плющ, душ, нож, вещь, борщ.

Предложения под диктовку
Почти каждую ночь в лесу ухает сыч.
Только в полночь подъехала скорая помощь.
Солнечный луч разбудил мышь в норке.
Возьми нож и разрежь корж!
На манеж вышел известный всему городу циркач.
Мой товарищ подготовил хорошую речь.
Через витраж двери нельзя было посмотреть на монтаж прилавка.
Перед полётом экипаж самолёта прошёл инструктаж.
Скрипач и трубач вместе исполнили бравурный марш.
Повар приготовил дичь и фарш для котлет.
Промчавшийся смерч внёс в нашу жизнь жуткую неразбериху и ералаш.
Моя старшая дочь приготовила для всех вкусный борщ.
В сеть попался ёрш и небольшой лещ.
Большая брешь в лодке создала сильную течь.
Зелёный клещ заполз на плющ.
В кафе нам подали каждому горячий беляш и лаваш.
Известный детский врач имел большой стаж работы.
Ручной грач клевал мягкий калач.
Сельская молодёжь уже с самого утра в поле сеет рожь.
Дочь достала из кошелька нужную мелочь.

Несколько предложений под диктовку
Папа взял чертёж яхты. Он сам решил контролировать монтаж.
Москвич предложил помочь купить нужную нам вещь. Это была старинная брошь.
В зоопарке морж сильно поранил нос. Ветврач оказал ему помощь.
Стояла июльская сушь. Стриж стремительно облетал речной пляж.
Мы совершили длительный вояж в глушь леса. На обратной дороге потеряли ключ.
Наша семья приехали отдыхать в коттедж. С балкона нам открылся удивительный пейзаж.
Папа разжёг печь. Наш подкидыш согрелся, заурчал и уснул.
Трудно скрыть ложь. Фальшь всегда потом становится очевидной.
Малыш страшно испугался. Жуткая дрожь в ногах не позволяла ему сделать хотя бы шаг.
Вечером княжич заточил меч. Впереди была ночь, а утром великая сечь.
Миша взял карандаш и гуашь. И вот на листе появились шалаш, ёж и уж.

Диктант "ЕСЛИ В ДОМЕ БЕДА"
Задание: Подчеркнуть существительные с мягким знаком (ь) после шипящих в конце.
У тебя в семье кто-то тяжело заболел. Срочно набирай по телефону номер 03. Через несколько минут приедет «скорая помощь». Опытный врач сделает укол и даст лекарство больному. В доме пожар. Звони по телефону 01. Пожарная машина потушит огонь. При вызове милиции звони по телефону 02.
(49 слов)

Диктант "Мышь и холодильник".
Кухня. Полночь. Кругом полная тишь. Хлоп-нула дверь холодильника. Оттуда выходит мышь, огромная и пузатая. На ней висят сардельки, в одной руке — кусок сыра, в другой — лещ. Она идёт в сторону норки. Там стоит мышеловка, и в ней — маленький засохший мякиш хлеба.
(41 слово)
Слова для справок: оттуда.

Диктант "ДВА ТОВАРИЩА"
Шли по лесу два товарища. Вдруг из кустов вышел медведь. Один человек испугался и бросился бежать. Он залез на дерево и дрожал от страха. Его товарищ не успел спрятаться. Помощь была .далеко. Он упал на землю и притворился мёртвым. Медведь побродил рядом с ним и ушёл в лес. Вот так друг познаётся в беде.
(56 слов)

Диктант "Про птиц".
Чиж вьёт гнездо на большой высоте.
У грача перья, как чёрный плащ. Первый луч солнца — а грач уже в полях ест червячков и даже мелкую дичь. Это большая помощь людям.
Правда или ложь, что стриж может спать во время полёта?
(40 слов) Слова для справок: его, может.

Диктант "НОЧЬЮ"
Ночь накинула чёрный плащ на старый парк. По его заросшим дорожкам давно никто не ходил. Тяжёлые ворота увил густой плющ. Узкая тропинка ведёт к старинному замку. Кирпич потрескался. Дверь покосилась. Тишь и безмолвие. А раньше тут гремели балы, веселилась молодёжь.
(42 слова)

Диктант "ЛАНДЫШ"
Тёплое майское солнышко прогрело землю. Деревья покрылись густой листвой. Их тяжёлые кроны колышет ветер. Он разносит по лесу душистый аромат. Это нежный ландыш поднял белые головки над ковром из сочных и блестящих листьев. Луч солнца пробивается через ветви старой липы. Весёлым огнём горят на ландышах капельки утренней росы.
(49 слов)

Предупредительные и объяснительные диктанты по теме: Мягкий знак (ь) в существительных женского рода на шипящий

Диктант "В пути"
Поезд в пути. Змейкой тянулись зелёные вагоны. Яркий луч пробивался сквозь занавеску. Поезд мчался мимо полей. Там красовалась спелая рожь. Молоденькие телята паслись на густой траве. Рядом сидел пастух. Шарики клевера сливались в один пушистый ковёр. Доносились звонкие голоса. Молодёжь подхватила песню. Поезд мчался к морю. Какое оно — Чёрное море?

Диктант "Река".
Красиво катит воды река. Она спокойна и задумчива. Около берега тихо шепчет камыш. Солнце долго плыло над горизонтом. Он весь окутан розовой дымкой. Солнце cкрылось. Дымка тлеет всю ночь. Вот показался месяц. Ветерок поиграл с волной и улетел. Тишь. Летние ночи коротки. Не спеша потянулись за буксирами длинные плоты из брёвен.

Диктант "У озера"
Мы остановились на ночлег. Бледная луна освещала ночное озеро. Стояла тишь. Но вот пробежала маленькая мышь. Вдруг сверкнули два жёлтых огонька. Это старый филин проснулся на дереве.
Шло время. Похолодало. Я накинул плащ и продолжал наблюдать. Робко прорвался первый луч солнца, за ним появился другой. И вот уже вся местность залита светом. Пролетел стриж. Мы подошли ближе к озеру. По воде плыли большие красивые лебеди.

Диктант "Ростки"
Выглянуло солнце. Вся местность ожила. Зазеленела травка. Солнечный луч упал на семена. Ростки потянулись к свету и теплу. В земле крепли их корешки. Над землёй показался маленький стебелёк. С каждым днём он становился выше и выше. Малыш хотел походить на свою мать. Высокая стройная сосна росла рядом.

Диктант "Последние цветы".
Опять морозная ночь. Утром увидел группу голубых колокольчиков. На одном из них сидел шмель. Я сорвал колокольчик. Шмель остался сидеть. Я стряхнул шмеля. Он упал. Положил его под горячий луч, он ожил и полетел. А на раковой шейке за ночь оцепенела красная стрекоза. И кузнечики в огромном числе стали сыпаться из-под ног. И их оживлял солнечный луч. (59 слов)
(По М. Пришвину)
Новая орфограмма:
Мягкий знак после шипящих на конце существительных
Повторяем орфограммы и пунктограммы:
1 Мягкий знак для обозначения мягкости согласного
2. Сочетания букв чк, чн, нч, нщ, щн
3. Сочетания букв жи, ши
4. Проверяемые безударные гласные в корне слова
5. Правописание глухих и звонких согласных в корне слова
6. Раздельное написание предлогов
7. Гласные и согласные буквы в приставках
8. Правописание слов с двойными согласными
9. Большая буква в начале предложения
10. Точка в конце предложения__

Диктант "В лесу"
Тихо и пустынно в зимнем лесу. Всё покрыто снегом. Спрятались под снежным ковром ручьи, прошлогодние листья. Ветки деревьев одеты в белые одежды. Кое-где можно увидеть забытые беличьи запасы, старое птичье гнездо. Медвежья берлога напоминает огромную подушку. Только воронье карканье нарушает безмолвие.

Выборочные диктанты по теме: Мягкий знак (ь) в существительных женского рода на шипящий

Диктант 1.
1. Распустился ландыш в мае. 2. Пшеницу, рожь, овес, ячмень убрали люди с поля. (С. Маршак) 3. Для больного человека нужен врач, нужна аптека.(С. Михалков) 4. Не утонет в речке мяч. (А. Барто) 5. Тиха украинская ночь. (А. Пушкин) 6. Дорога шла мимо березовых рощ. 7. Ане подарили красивую брошь. 8. Товарищ надеется на нашу помощь. 9. Миша пролил чёрную тушь. 10. В зелёной чаще журчит ключ. (51 слово)
Новая орфограмма:
Мягкий знак после шипящих на конце существительных
Повторяем орфограммы и пунктограммы:
1. Мягкий знак для обозначения мягкости согласного
2. Сочетания букв чк, чн, нч, нщ, щн
3. Сочетания букв ча, ща
4. Проверяемые безударные гласные в корне слова
5. Большая буква в собственных именах существительных
6. Гласные и согласные буквы в приставках
7. Раздельное написание предлогов
8. Большая буква в начале предложения
9. Точка в конце предложения
Словарные слова: человек, аптека, пшеница, товарищ.

Диктант 2.
1 Жили были царь с царицей: у них были сын и дочь. (Из русской народной сказки) 2. Над рекой, наклонясь, что-то шепчет камыш; а кругом на поляне непробудная тишь. (И. Суриков) 5. Песню дружбы запевает молодёжь. (Л. Ошанин) 6. Сладку речь-то говорит, будто реченька журчит. 7. А царевич и царица целый день проведши так, лечь решили натощак. (А. Пушкин)

Диктант 3.
1. Какова голова, такова и речь. 2. Когда рожь, тогда и мера. 3. Красна речь слушаньем. 4. Ложь стоит до улики. 5. На пустой карман и грош хорош. 6. Посади деда на печь, тебя внуки посадят. 7. Сдружилась мышь с котом. 8. Луна и ночь — это мать и дочь. 9. Хорошую речь хорошо и слушать. (Пословицы) 10. После дождя на дороге много луж. 11. Песню Дружбы запевает молодёжь. (Л. Ошанин) 12. На город обрушился смерч.
(60 слов)
Новая орфограмма:
Мягкий знак после шипящих на конце существительных
Повторяем орфограммы и пунктограммы:
1. Проверяемые безударные гласные в корне слова
2. Правописание глухих и звонких согласных в корне слова
3. Раздельное написание предлогов
4. Разделительный мягкий знак
5. Гласные и согласные буквы в приставках
6. Предлоги и приставки
7. Большая буква в начале предложения
8. Точка в конце предложения
Словарные слова: хорошо, карман.

Диктант 4.
1. Луна и ночь - что мать и дочь. 2. Скупой богач беднее нищего. 3. Хорошую речь хорошо и слушать. 4. На безрыбье - и мелочь рыба. 5. И год хорош, когда уродилась рожь. 6. Книжка - лучший товарищ.

Диктант 5. (пословицы)
1. Если не ложь, то правда. 2. Есть грош, так будет и рожь. 3. Здоровому врач не надобен. 4. И мышь в свою норку тащит корку. 5. Какова мать, такова и дочь. 6. Калач хлебу не замена. 7. Красна речь поговоркою. 8. Грач — соколу добыча, а лягушка — вороне. 9. Не печь кормит, а руки. 10. Ночь мелет, день мелет, а толку нет. 11. Остёр меч, да некого сечь. 12. Речь как меч: сечёт и правого, и виноватого. 13. Рожь поспела, берись за дело. 14. Тишь, да гладь, да божья благодать. 15. Ель на ёжика похожа: ёж в иголках, ёлка тоже.

Зрительные диктанты по теме: "Мягкий знак после шипящих на конце существительных"

Диктант 1.
Дремлет чуткий камыш. Тишь — безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.
(И. Никитин)

Диктант 2.
Живет в моей квартире лев.
А это вам не кот,
Не чиж,
Не ёж,
Не мышь,
Совсем наоборот. (И. Пивоварова)

Мягкий знак (ь) в существительных женского рода на шипящий

1. Записать и прочитать слова. Выделенные слова перевести на украинский язык.

Мышь, вещь, ночь, помощь, печь, тишь, глушь, рожь, ложь, дочь, молодёжь, речь.

2. Записать предложения. Подчеркнуть слова с мягким знаком (ь) после шипящих.

1. Новый год наступает в полночь. 2. В глухой чаще тишь. 3. Мышь спряталась за печь. 4. Я потерял одну важную вещь. 5.Наша армия — это мощь страны. 6. Я надеюсь на твою помощь. 7. В полях поспевает рожь. 8. Дочь и сын поздравили родителей с праздником,

ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

1. Записать слова с мягким знаком (ь) в конце в один столбик, без мягкого знака (ь) — в другой.

Малыш, нож, молодёжь, мяч, обруч, печь, борщ, лещ, ключ, помощь, дичь, ночь, мышь, шалаш, чиж, сторож, плащ, вещь, плач.

2. Прослушать пословицы. Записать слова с мягким знаком (ь) в конце.

1. Кто до денег охоч, тот не спит и ночь. 2. Есть грош, так будет и рожь. 3. Если собака дичь упустила, так нечего ей на пень пенять. 4. Волк овце не товарищ, князь бедняку не друг.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

Подчеркнуть существительные с мягким знаком (ь) после шипящих в конце.

ЕСЛИ В ДОМЕ БЕДА

У тебя в семье кто-то тяжело заболел. Срочно набирай по телефону номер 03. Через несколько минут приедет «скорая помощь». Опытный врач сделает укол и даст лекарство больному. В доме пожар. Звони по телефону 01. Пожарная машина потушит огонь. При вызове милиции звони по телефону 02.

ДВА ТОВАРИЩА

Шли по лесу два товарища. Вдруг из кустов вышел медведь. Один человек испугался и бросился бежать. Он залез на дерево и дрожал от страха. Его товарищ не успел спрятаться. Помощь была-далеко. Он упал на землю и притворился мёртвым. Медведь побродил рядом с ним и ушёл в лес. Вот так друг познаётся в беде.

НОЧЬЮ

Ночь накинула чёрный плащ на старый парк. По его заросшим дорожкам давно никто не ходил. Тяжёлые ворота увил густой плющ. Узкая тропинка ведёт к старинному замку. Кирпич потрескался. Дверь покосилась. Тишь и безмолвие. А раньше тут гремели балы, веселилась молодёжь.

ЛАНДЫШ

Тёплое майское солнышко прогрело землю. Деревья покрылись густой листвой. Их тяжёлые кроны колышет ветер. Он разносит по лесу душистый аромат. Это нежный ландыш поднял белые головки над ковром из сочных и блестящих листьев. Луч солнца пробивается через ветви старой липы. Весёлым огнём горят на ландышах капельки утренней росы.

Русский язык. 3 класс. Тема урока: Мягкий знак на конце существительных после шипящих

— воспитывать желание аккуратно писать в тетради.

Ход урока

1.Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Словарный диктант. (1 чел. у доски)

Неделя, сейчас, предмет, концерт, театр, здоровый, рисовать, иней, сегодня, животное.

3. Орфографическая разминка. Чистописание.

Круглая, да не мяч,

желтая, да не масло,

сладкая, да не сахар,

с хвостом, а не мышь. (Репа.)

— Зачитайте имена существительные; имена прилагательные.

— Выполните звуко-буквенный разбор выделенных слов. Определите род этих существительных.

Мм мм ма мт мч

мяч мышь мощь

Лучшее предложение записывают в тетрадь.

4. Сообщение темы и целей

5. Изучение нового материала

а) языковое наблюдение на основе упр. 170

— Почитайте. Выпишите сначала существительные мужского рода, а затем – женского.

— В каких случаях пишется на конце существительных ь? Сделайте вывод.

б) работа над правилом стр. 91

— В каких случаях на конце существительных после шипящих пишется мягкий знак?

— В каких случаях на конце существительных после шипящих не пишется мягкий знак?

6. Закрепление изученного

а) Упр. 171 /комментированное письмо/

— Прочитайте. Составьте словосочетания, используя слова для справок. Запишите словосочетания.

— Ответьте одним словом, как называется.

б) Письмо предложений /под диктовку/.

Котёнок забрался в лесную глушь. Кругом тишь. И вдруг слышен писк. Малыш насторожился. Зрачки расширились. В глазах зажглись огоньки.

Работа по карточкам

1. Вставь пропущенные буквы.

Ноч. клю. глуш. гореч. чертёж. багаж. малыш. товарищ. теч. молодёж. дрож. мелоч. кирпич. лещ. ёрш…

2. Из слов составь предложения, запиши, вставляя пропущенные буквы.

Хорошую, слушать, и , реч. хорошо.

Дети, в, мяч. радостные, играли.

Верный, на, помощ. придёт, друг, всегда.

3. Подчеркни в предложении главные члены. Выпиши все словосочетания вместе с вопросами.

Солнечный луч пробился сквозь тяжёлые тучи.

7. Итог урока

8. Домашнее задание

Упр. 174, с. 91 (пр.), сл. сл.

Следующие уроки русского языка:

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий �� Я ценю ваше мнение!

Мягкий знак в конце имен существительных после шипящих. 3-й класс

Тема: Мягкий знак в конце имён существительных после шипящих.

1. Закрепить знания детей о роли ь в словах.

2. Формировать у детей умение распознавать существительные мужского и женского рода с шипящей на конце; находить орфограмму ь после шипящих у имён существительных и грамотно писать их; развивать умение группировать, анализировать, умение выделять главное.

3. Воспитывать культуру речи, быть внимательным.

Ход урока

I. Организационный момент.

На доске: Что мне делать с этой мышью и с этим малышом?

Учитель: Записать предложение.

Дать характеристику этому предложению. Как вы думаете, с какой целью я предлагаю вам его? (ответы детей.)

Учитель: Ваши ответы интересны, но давайте оставим работу с этим предложением на конец урока.

II. Актуализация опорных знаний, закрепление изученного.

1) На доске: а, ы, и, ь, ж, ш, щ, ч.

– Что записано на доске? (буквы)

– Что мы можем о них сказать? (ответы детей)

2) – Предложите задания с этими буквами.

– На две группы – гласные – согласные. А мягкий знак?

Гласные. Мягкие – твёрдые согласные. Группа ж-ш, ч-щ.

Учитель: – Как вы думаете, почему в этом ряду оказался ь?(Дети: наверное, мы сегодня на уроке будем о нём говорить.)

Верно! Ь – тема нашего урока.

III. Подготовка учащихся к усвоению нового материала.

1)Учитель: Я предлагаю вам следующее задание.

Сейчас я продиктую слова, а вы подумайте, на какие группы их можно разделить (существительные женского и мужского рода).

Запишем их в два столбика. Если возникнут трудности в написании некоторых слов, если вы сомневаетесь, какие писать окончания, ставьте?

Ж. род. М.род
рысь скрипач
лошадь лещ
соль конь
рожь медведь
речь кирпич
власть товарищ
помощь борщ
печь лось

В написании каких слов вы сомневались?

– Посмотрите на доску:

Рожь, печь, товарищ, лещ, скрипач, кирпич, борщ, товарищ, речь, помощь

Назовите согласные на конце слова. В каких словах мы написали Ь?(существительных женского рода)

– Какой вывод мы можем сделать о написании Ь после шипящих на конце в именах существительных?

М.РОД – Ь – не пишется.

2) Чтение вывода в учебнике на стр. 143.

IV. Первичная проверка усвоения. Самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуации.

1 вариант. Выполнение упр.378. и упр.379– по выбору учащихся.-

– Прочитайте задания к этим упражнениям. Как будем работать , самостоятельно или коллективно?

2 вариант. На доске:

Л_тучая мыш?, ак_уратный скр-пач?, вкусная дич?, кр-сивый Ц_ревич?, пот_рял ключ?, ч_десная доч?, ш_рокая печ?, ап-етитный борщ?, ро-кий м_лыш?

– Внимательно прочитайте записи на доске. Что можно о них сказать? (словосочетания, пропущены изученные орфограммы, надо подумать , где будем ставить Ь , а где нет.)

– Какие задания к данным словосочетаниям вы предложите?

(Вставить пропущенные орфограммы, над существительными с шипящей на конце указать род.)

“В цирке существительных”

В полночь на манеж вышел циркач и его дочь. На нём был плащ. В руках он держал плащ. Скрипач играл марш. Вот морж поймал мяч. В зале сидела молодёжь, стояла тишь.

– С какой целью именно этот диктант я продиктовала? –Какие задания выполним?

4) – Вернёмся к предложению, с которого начался урок. Кто догадался , почему именно его мы записали?(мышь, малыш)

V. Подведение итогов.

Как вы считаете, всё ли у нас получилось? В чём затруднялись? Что помогло легко справиться с работой? Кто был самым активным?

Мягкий знак на конце существительных после шипящих
олимпиадные задания по русскому языку (3 класс) по теме

Тема : Мягкий знак на конце существительных после шипящих.

Углубить знания о функциях мягкого знака: показателя мягкости согласных, разделительного знака, показателя женского рода имен существительных после шипящих (грамматическая роль).

1.Формировать умение писать существительные женского и мужского рода с шипящими на конце;

2.Развивать умение делить слова на группы и выбирать основание для классификации, речь, внимание, креативность мышления, формировать навыки самоконтроля;

3.Воспитывать взаимовыручку, бережное и внимательное отношение к природе.

Оборудование: карточки со словами на орг. момент, рисунки для сказки,

– Посмотрите на эпиграф к уроку.

Просит знаний настоящих

Мягкий знак после шипящих.

– О чем пойдет речь на уроке? (правописание мягкого знака после шипящих)

– Запишу тему урока на доске.

Правописание мягкого знака после шипящих…

– Я не дописываю, вы сделаете это сами.

– Цепочку для чистописания вы составите самостоятельно. Используйте для этого первые буквы имен существительных множественного числа и мягкий знак, который должен находиться после каждой согласной. Какая цепочка получилась?

- За 1 минуту найдите и запишите в тетрадь словарные слова с мягким знаком, который обозначает мягкость согласных звуков.

- Обменяйтесь тетрадями, выставьте друг другу отметки за это задание. ( Взаимопроверка.)

  1. Вызов.
  1. Индивидуальные задания.

– Подумайте, что вы знаете о правописании мягкого знака.

  1. Парные действия.

– Обменяйтесь информацией, обсудите.

  1. Давайте запишем на доске в таблицу все, что вы знаете по теме.

Ь – показатель мягкости согласных;

  1. Осмысление.

По всей вашей информации мы с вами составим схему:

Исследовательская работа (работа в группах).

У. Чем похожи слова в этих столбиках?

Д. Это имена существительные, которые оканчиваются на шипящие.

У. Сравните слова первого столбика. Что у них общего?

Д. Это существительные женского рода, на конце их написан ь .

У. Проанализируйте слова второго столбика. Что у них общего?

Д. Это существительные мужского рода, на конце их ь не пишется.

У. Вы знаете, что ь – буква-актер. Какую роль он играет в словах первого столбика?

Д. Указывает на род имени существительного.

У. Сформулируйте правило. Можно ли в первый столбик написать имена существительные мать, дверь, а во второй – мак, дуб ? Почему?

– Все ли случаи правописания ь мы записали?

«Чтение с пометками».

– У каждого из вас лежит карточка с текстом. В тексте будет для вас новая информация. Вы можете сделать пометки над словами с ь . Знаком « v » – уже знаком, «+» – это для меня новые

Опять морозная ночь. Утром увидел группу молодых колокольчиков.

На одном из них сидел

шмель. Я сорвал колокольчик. Шмель остался сидеть. Я стряхнул шмеля. Он упал. Положил его под горячий луч, он ожил и полетел.

А на раковой шейке за ночь оцепенела красная стрекоза. И кузнечики в огромном числе стали сыпаться из-под ног. И их оживлял солнечный луч.

– Над какими словами вы поставили v ?

– Что для вас явилось новым?

– Вы узнали, что есть еще группа слов, в которых на конце пишется мягкий знак.

– А о чем вы хотите узнать? Запишем в таблицу эти слова в графу «Х».

– А где мы можем об этом узнать?

Чтобы знать, как писать,

Надо род определять.

Если женский род, то надо

Мягкий знак употреблять.

И тогда мы пишем рожь,

Мышь, печь, сушь и молодежь.

Если род мужской у слова –

Нету знака никакого!

И тогда пиши: калач,

Врач, малыш, гараж и грач!

– Какой мы можем сделать вывод?

( С мячом. Игра « Ассоциации». Слова: счастье и весна.)

VI. Составление алгоритма.

Расположите предложения в нужной последовательности:

  1. Это имя существительное?
  2. Этой орфограммы нет в слове.
  3. Это женский род?
  4. Есть ли шипящий на конце слова?
  5. В начальной форме?

На доске появляется совместно выработанный алгоритм.

У. Проверим по этому алгоритму, есть ли ь у существительных мяч, мышь, много задач.

VII. Закрепление изученного.

1 . Работа в группах.

Каждая группа получает задание на карточке и выполняет его. Группа отчитывается о выполнении задания.

1группа: измени имена существительные, чтобы они стояли в форме единственного числа. Определи род.

Врачи, товарищи, ночи, сторожа, силачи.

2 группа: подбери к данным словам близкие по значению имена существительные с шипящим на конце. Определи род.

Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь.

3 группа: образуй от данных слов имена существительные в ед. числе. Укажи род.

Врачевать, товарищеский, ночной, сторожить.

4. Интерактивные упражнения.

- Прочитайте текст. Вставьте подходящие по смыслу имена существительные. Вы найдёте слова- подсказки, которые рассредоточены по классу.

Слова — подсказки: рож?, мыш?, плач?, сыч?, тиш?, камыш?

Дорога шла через …. Вот пробежала … . В роще послышался …. Это пел …. Вот и река. Кругом стояла ….. …. шептался с рекой.

Дети объясняют правописание имен существительных.

1) Игра « Экзамен».(4 билета)

- Вставить, если нужно, буквы в слова, подчеркнуть.

Ландыш(?) любит лесную глуш(?).

- Вставить, если нужно, буквы в слова, подчеркнуть.

Лещ(?) и ерш (?) – рыбы, грач(?) и стриж (?) - птицы.

- Что ты знаешь о грачах и стрижах?

Счастливый билет. Поздравляем! Садись – «5».

Вставь, если нужно, буквы в слова, подчеркни.

Х (?)лодный ключ(?) всю ноч(?) шумит в овраге.

- Как ты понимаешь значение слова ключ?

( Дети выполняют на местах.)

2) Творческий диктант

(Под музыку норвежского композитора Эдварда Грига « Утро в лесу»).

- Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы и слова, спишите, озаглавьте, а музыка вам поможет.

( Не называю название музыки.)

Кончилась ноч(?). Пр. снулись певчие __________.Звонк. закуковала _____________.

На развилке в. твей св. стит ____________. З.стучал по дер. ву ____________.

( Проверка с помощью « светофоров». Самопроверка и самостоятельное выставление отметок в тетрадях за выполнение задания.)

2. Игра “Рука друга“

Дети выходят парами: сильный ученик и ученик, допускавший ошибки. Им предлагаются слова на изучаемую орфограмму. Они объясняют написание.

Борщ, дичь, брошь, вещь, ландыш, трубач, калач, циркач, силач, речь, нож и д.р.

– Читаем правило на стр. 170-171, выполним устно упр. 450.

– Дописываем тему урока.

– Вернемся к нашей таблице. Куда поместим существительные женского рода с шипящими на конце?

  1. Рефлексия.

Замените словосочетания одним словом. Запишите их в тетрадь (учитель читает).

  1. близкий приятель, друг
  2. человек, лечащий больных
  3. мелкие деньги
  4. часть суток от вечера до утра
  5. молодые люди
  6. непромокаемая легкая одежда от дождя

Проверка: назовите существительные с ь. почему вы так написали?

  1. Домашнее задание: по выбору – упр.452, 453, 454. Выучить правило.

1.- А сейчас внимательно послушайте сказку о мягком знаке и ответьте, у существительного какого рода на конце он пишется.

СКАЗКА О МЯГКОМ ЗНАКЕ.

В некотором царстве, в некотором государстве под названием «Грамматика» жил-был царь «Имя существительное». Ему принадлежали все живые и неживые предметы. Кто?- человек, девочка, еж; что?- дворец, окно, камень.

Царь любил своих подданных и ласково говорил: «Вот она, моя дочь, ласточка, вода. А вот он, мой сын, труд, малыш, город».

Была в стране Грамматика буква - мягкий знак. Одни существительные жить без нее не могли: соль, кость, путь. А другие ссорились и шипели друг на друга: шалаш и рожь, печь и грач, луч и дочь. Они спорили между собой, где же должен жить мягкий знак.

И вот в один солнечный денек захотелось мягкому знаку найти себе друзей. Вышел он за ворота города и пошел по дороге. Вскоре мягкий знак дошел до реки и увидел прекрасный цветок. Он потянулся к нему, но вдруг из воды вынырнула страшная рыба. Это был ерш. Ерш открыл свою огромную пасть и чуть не утащил мягкий знак на дно.

Бедняга еле успел отскочить от воды. Испуганный, наш путешественник побрел дальше от реки.

Вдруг на небо набежала черная туча, и дождь полил как из ведра. Мягкий знак увидел шалаш и стрижа, летавшего рядом. Но стриж даже не поздоровался с мягким знаком,

улетев к своему берегу. Наш путник забежал в шалаш, но тот был такой ветхий, да к тому же в нем зияла огромная дыра. Кое-как мягкий знак переждал дождь, но совсем промок и продрог. Ему нужно было идти дальше. Вскоре он заметил под елью ежа и предложил ему дружбу. Мягкий знак залез под ель и прижался к ежу, чтобы согреться, но еж сильно уколол его своими иголками. Наш герой обиделся и ушел. Вскоре он забрел на ржаное поле . Рожь не прогнала его, угостила своими зернами. Мягкому знаку стало немного лучше. Он поблагодарил рожь. И тут, откуда ни возьмись, появилась полевая мышь.

Она обрадовалась гостю, пригласила его к себе в нору, напоила, отогрела, приютила, уложила спать на теплую печь на ночь. Утром мягкий знак, отдохнувший и довольный, пошел домой.

Он не нашел себе друзей среди ерша, стрижа, шалаша и ежа, зато навсегда подружился с рожью, мышью и печью. С тех пор мягкий знак пишется на конце после шипящих только у существительных женского рода.

2. – Так с кем не удалось подружиться мягкому знаку? С кем он подружился? Запишем.