Онлайн учебник и решебник (ГДЗ) по русскому языку 3 класс Канакина Горецкий часть 1
Упражнение № 18. Прочитайте заголовок и слова.
Приметы хорошей погоды
1. Рано, из пчёлы, ульев, вылетают.
2. Птицы, и, весело, звонко, поют.
3. Мошки, столбом, вьются.
4. Играет, вечером, рыба, на, вода.
5. На, села, чайка, воду.
6. Ночь, поёт, всю, соловей.
7. Зелёный, заря, луч, имеет.
8. На, ласточки, большой, высоте, летают.
9. Поют, громко, вечером, сверчки, поздно.
• Что нужно сделать, чтобы из слов каждой строки сложилось предложение?
• Запишите составленные предложения. Подчеркните в каждом из них главные члены: подлежащее и сказуемое.
Выполним упражнение:
Приметы хорошей погоды
1. Дать элементарное понятие о погоде, выяснить от чего зависит погода, почему погода непостоянна; дать представление о том, как вести элементарные наблюдения за погодой.
2. Создать условия для развития УУД :
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные УУД: - организация работы по обобщению информации из учебника, обучение умению анализировать представленный материал путём наблюдения.
Ожидаемые результаты:
Предметные
знать что такое погода;
знать, из чего складывается погода;
знать, как предсказывают погоду;
использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
обогащение словарного запаса
Метапредметные:
уметь получать информацию из практической деятельности.
быть толерантным к мнению одноклассников.
уметь контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения задания.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, групповая работа
Оборудование: презентация «Что такое погода»; видеоклип «У природы нет плохой погоды», ПК, проектор,Mimio Studio, система голосования, экран; кроссворд
Организационный момент.
- Отгадайте загадки.
Он давно по окнам лупит,
Видно капли из-за штор.
Если мама зонтик купит –
Я смогу пойти во двор. (Дождь)
Он с утра уже метет,
Бьется в окна спаленки.
Ваня погулять идет –
Надевает валенки. (Снег)
Он спустился утром рано,
Белый-белый и густой.
Воздух вымазал сметаной.
Отгадай, кто он такой. (Туман)
Страшно выйти на крылечко –
Он сегодня просто лют.
Льдом сковал и нашу речку,
И большой соседний пруд.
А теперь задам вопрос –
Кто зимой нам щиплет нос? (Мороз)
Летний гость все раскалил,
Стал асфальт, как печка.
"Ох, скорей бы дождь полил!" –
Просит наша речка.
"Сохнуть я уже устала,
Из-за гостя мельче стала!" (Зной)
-О чём мы сегодня будем с вами говорить?
- Правильно о погоде. Послушайте песню «У природы нет плохой погоды» (Приложение1)
– Что можете сказать о погоде осенью? (Меняется, с утра – солнце, днем – облачность, вечером – осадки.)
– Дежурные «синоптики», сообщите прогноз погоды на сегодня.
Октябрьский гром – зима бесснежная.
Перелетные птицы летят высоко – будет много снега.
Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.
Отлет журавлей сигналит, что кончилось лето, наступила осень.
Гром в сентябре предвещает теплую осень.
Сентябрь – новосел осени, желтый месяц, златоцвет.
Чем суше и теплее простоит сентябрь, тем позднее наступит зима.
II. Мотивация учебной деятельности.
В календаре погоды вы ежедневно отмечали, как в нашей местности изменяется температура воздуха, облачность, осадки, направление ветра. Давайте откроем календари наблюдений и ответим, какие изменения происходили.
Глухим и слепым выглядит современный человек (особенно горожанин), оставшись наедине с природой. Не видит, не слышит, как объясняется с ним природа на языке звуков, движений, красок.
Наша задача – научиться понимать язык природы, познакомиться с многообразием народных примет.
III. Повторение изученного.
«М е т е о р о л о г и ч е с к и й к р о с с в о р д» (атмосферные явления) – работа в группах.
П о г о р и з о н т а л и:
2. Тучка по небу гуляла,
Тучка бусы растеряла.
Скачут бусы по дорожке,
Как хрустальные горошки.
3. Что за чудо-красота!
Появились на пути –
В них ни въехать ни войти!
5. У избы побывал –
Все окно разрисовал,
У реки погостил –
Во всю реку мост мостил.
7. Когда он отдыхает,
На время все стихает,
И листья не колышутся,
И шороха не слышится.
П о в е р т и к а л и:
1. Воздушные вихри, возникающие в том случае, когда быстро поднимающаяся масса теплого воздуха закручивается сильным ветром.
4. Нашумела, нагремела,
Все промыла и ушла,
И сады, и огороды
Всей округе полила.
5. Рассыпала Лукерья
Стала улица бела.
6. Не снег и не лед,
А серебром деревья уберет.
– Посмотрите сценку «Ветер, солнце и мороз» по мотивам украинской народной сказки.
Автор. Встретились прохожему трое. Он поздоровался и пошел дальше. Каждый из троих доказывал, что путник приветствовал только его одного. Спорили, спорили и решили узнать правду у самого путника. Догнали его и спросили:
– Кому ты, добрый человек, поклон отвесил?
Путник. А вы кто такие будете?
Солнце. Я – Солнце.
Автор. Третий назвался Ветром.
Путник. Ветру я поклонился.
Солнце (разозлившись). Ах, так! Сожгу твою ниву, с голоду помрешь!
Мороз. Я превращу тебя в ледяную сосульку!
Ветер. Не бойся, иди с миром. Налетит жара – подую прохладой, воды принесу, не сгорят твои посевы. А в лютую стужу теплом дохну, отогрею!
– Как вы думаете, что сильнее: мороз, ветер, солнце? А что важнее для человека? (Солнце.) Почему? (От него зависит жизнь на Земле, оно делает погоду.)
– Что такое погода? Погода – состояние атмосферы в рассматриваемом месте в определенный момент или за ограниченный промежуток времени (сутки, месяц). Обусловлена физическими процессами, происходящими при взаимодействии атмосферы с космосом и земной поверхностью. Характеризуется метеорологическими элементами и их изменениями.
– Что мы имеем в виду, когда говорим о погоде? (Состояние неба, облаков, количество осадков, силу и направление ветра, температуру воздуха и т. д.)
– Какая наука занимается изучением погодных условий? (Метеорология.)
– Что вам известно об этой науке?
О том, что приготовила погода на завтра и в ближайшие дни, мы обычно узнаем вечером, сидя у радиоприемника или телевизора, когда диктор объявляет: «Передаем сводку погоды». (Приложение2)
Новую страницу в предсказании погоды открыли специальные спутники. За сутки над одной и той же точкой земной поверхности такой спутник пролетает дважды – один раз днем, второй раз ночью – и видит вокруг с помощью приборов на пять тысяч километров. Спутники службы погоды позволяют предсказать тайфуны, ураганы, смерчи, снежные бури, помогают следить за движением циклонов.
Наука «метеорология» сравнительно молодая. А потребность предвидеть погоду появилась у человека давно, когда первобытные люди стали пахать землю и разводить скот. Засухи и наводнения, ливни и ураганы, морские штормы и черные бури, запоздалые или ранние заморозки и другие стихийные бедствия часто уничтожали посевы и лишали людей пищи, корма для скота, разрушали жилища. Нужно было научиться вовремя узнавать о ненастье и предвидеть погоду. В результате многолетних наблюдений появились народные приметы погоды.
IV. Изучение нового материала.
– Откройте учебник на странице 13–14. Прочитайте народные приметы. О чем все они говорят? (Об изменении погоды.)
– На какие группы можно разделить эти приметы? (Приметы хорошей погоды, приметы ненастья.)
– Прочитайте приметы хорошей погоды. Будьте внимательны, не ошибитесь.
Учащиеся читают н а р о д н ы е п р и м е т ы хорошей погоды:
џ если днем приятный теплый ветер дует с водоема на сушу;
џ вечерняя заря имеет золотисто-желтую окраску с розовым оттенком;
џ после захода солнца в низинах, над водоемами появляется стелющийся туман;
џ дым от костра и из труб поднимается прямо вверх.
– Прочитайте приметы ненастья:
џ если днем жарко, душно и быстро увеличиваются кучевые облака;
џ вечерняя заря приобретает ярко-красную или багровую окраску;
џ дым из труб и от костра стелется низко над землей;
џ цветки мальвы, ноготков закрываются;
џ не стрекочут кузнечики;
џ ласточки летают низко над землей;
џ бурундуки издают булькающие звуки.
– Докажите свои предположения. (Днем жарко и душно, летают ласточки, цветут ноготки, одуванчики, стрекочут кузнечики.)
Русский народ, вникая в ход развития природы, научился по приметам строить краткосрочные и долгосрочные прогнозы, объясняя это тем, что «не примечать – хлебушка не едать», «без примет ходу нет».
Знания эти передавались из поколения в поколение, и до наших дней дошли лишь наиболее верные, наиболее тонко отражающие закономерности в явлениях природы. Так сложился народный календарь – наследие наших предков, своего рода колыбель научного естествознания.
Вы, конечно, читали сказку Маршака о двенадцати братьях-месяцах. Помните, она начинается так: «Знаешь ли ты, сколько месяцев в году? Двенадцать. А как их зовут? Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.
Только закончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу еще не было так, чтобы февраль пришел раньше, чем уйдет январь, а май обогнал бы апрель.
Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются».
– Кто знает, откуда у братьев-месяцев их имена? Почему первый месяц года мы называем январем, третий – мартом, седьмой – июлем, а десятый – октябрем? Кто придумал месяцам названия и что эти названия означают? А вот послушайте!
Нынешние названия месяцев существовали еще в Древнем Риме, более двух тысячелетий назад. И хотя календарь наш с той далекой поры претерпел немало изменений, названия, порядок и количество месяцев в году – двенадцать! – сохранились до наших дней.
– Дежурные рубрики «Это интересно» представят вашему вниманию народный календарь на осень.
Убран богатый урожай. Наступает осень. Деревья одеваются в золотые и багряные уборы, травы на лугах желтеют и сохнут. Это месяц «жовтень», или «желтый». Сейчас его называют сентябрем. Десятый месяц был назван октябрем, от латинского слова «октобер» – восьмой.
Октябрь – «листопад» или «грязник».
Ноябрь – «грудень». Почему «грудень»? Потому что уже ударили морозы, но снегу еще мало и на месте недавней грязи лежат замерзшие комья земли – «грудки».
Одиннадцатый месяц назван ноябрем, от латинского «новембер» – девятый.
V. Проверка домашнего задания.
– Давайте проведем аукцион «Осенние приметы».
Приметы связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звездного света.
Р а б о т а п о г р у п п а м: какая группа последней назовет примету осени, та и выигрывает.
VI. Изучение нового материала.
Примет так много, что о них можно было бы написать целую книгу. В приметах заключено много точного знания и поэзии. Есть приметы простые и сложные. Прочитайте приметы, написанные на доске.
Лягушки квакают – к дождю.
Бабье лето ненастно – осень сухая.
Комары в ноябре – быть легкой зиме.
Гуси летят высоко – будет много снега, низко – мало.
Перед ненастьем муравьи уползают в муравейник и закрывают вход.
– Как вы думаете, это простые приметы или сложные?
– Почему вы так думаете? (Эти приметы легко наблюдать, трудно ошибиться.)
– Правильно. Но есть приметы очень сложные.
Иногда небо вдруг кажется очень высоким, а горизонт сжимается, кажется близким, до горизонта как будто не больше километра. Это признак будущей ясной погоды.
Иногда в безоблачный день вдруг перестает брать рыба. Реки и озера мертвеют, как будто из них навсегда ушла жизнь. Это верный признак близкого и длительного ненастья. Через день-два солнце взойдет в багровой зловещей мгле, а к полудню черные облака почти коснутся земли, задует сырой ветер и польются томительные, нагоняющие сон обложные дожди.
Звучит композиция «Времена года». Под музыку выполняем движения.
( Как кружатся листики, ловим снежинки, шлёпаем по лужам)
– Сегодня ребята будут выступать в роли лекторов. Они приготовили интересный материал по теме урока.
Ваша задача – внимательно слушать, запоминать интересные факты, задавать вопросы по выступлению и составить письменный план лекции.
Т е м а л е к ц и и «Живые барометры».
1-й ученик. Уже давно замечено, что некоторые растения и животные довольно точно предсказывают погоду. Известен, например, такой исторический факт. Осенью 1974 года французская армия вступила на территорию Голландии. У голландцев не было достаточного количества солдат и вооружения, чтобы оказать сопротивление противнику. Они открыли шлюзы каналов и затопили дороги, обочины, поля. Путь французским войскам был закрыт, они стали готовиться к тому, чтобы покинуть Голландию, как вдруг командующий войсками отдал приказ задержать отступление. Основанием для такого приказа было полученное командующим сообщение о том, что неожиданно пауки начали энергично плести паутину. А так они обычно ведут себя при наступлении сухой и холодной погоды. И действительно после временного потепления наступили морозы. Вода замерзла, и уже ничто не могло остановить французские полки.
2-й ученик. Предсказать погоду можно по поведению птиц. Так, например, воробьи, обычно подвижные, драчливые, порою становятся вялыми, сидят, нахохлившись, – это перед дождем. Но вот они в продолжительное ненастье оживились и зачирикали – значит, можно ожидать наступления ясной погоды. Нередко воробьи среди зимы начинают собирать пух и перья около курятников и тащить их в свои укрытия, словно собираются вить гнезда и выводить птенцов. Оказывается, как показали наблюдения, чуткие птицы утепляют ночлеги: через несколько дней наступят сильные морозы. Ранний отлет многих птиц в предосеннее время, как правило, предшествует похолоданию.
3-й ученик. Остро чувствуют атмосферные изменения многие виды рыб. Например, сом перед грозой и ненастьем обязательно всплывает, пугая верховодок. Рыба голец в ясную погоду лежит на дне аквариума без движения. Но вот голец начинает сновать вдоль стенок аквариума – жди ненастья. А если голец начинает сильно метаться по аквариуму, то будет дождь. Подмечено, что ошибается голец в 3–4 случаях из 100!
4-й ученик. На изменения погоды чутко реагируют и растения. Например, заячья капуста, которая растет в густых ельниках, перед ясной сухой погодой на ночь закрывает свои цветки. Если этого не произошло, утром надо ждать дождя. Многие садоводы заячью капусту сажают в горшки и держат ее в квартире вместо барометра.
5-й ученик. Аналогично реагирует на изменения погоды и остальная природа – вода, почва, небо. Сельские жители, например, знают, что перед сильным ненастьем, которое обычно связано с приближением циклона, а следовательно, со значительным понижением давления, в водоемах (колодцах, прудах, ключах) повышается уровень воды, в канавах, на болотах появляются пузыри, слышно бульканье, острее начинает ощущаться запах гниющих листьев и травы или водорослей (понижение давления способствует распространению вширь и вверх запахов гниения, которые при высоком давлении обычно держатся у самой поверхности земли).
К о н к у р с 1. Впишите в пословицы названия осенних месяцев и докажите свою правоту.
Холоден . (сентябрь), да сыт.
. (Ноябрь) – ворота зимы.
В . (сентябре) и лист на дереве не держится.
. (Октябрь) – ложка воды, ведро грязи.
В . (ноябре) мужик с телегой прощается, в сани забирается.
За каждый правильный ответ команда получает одно очко.
К о н к у р с 2. Учитель спрашивает, дети отвечают, ответы учитель фиксирует на доске.
Плохая погода (ненастье).
Пора сбора урожая (осень).
Июнь, июль, август (лето).
Листья пожелтевшие по ветру летят (листопад).
– А теперь проявите смекалку. Вставьте эти слова в русские приметы и поговорки, посвященные осени.
Поздний (листопад) к суровой и продолжительной зиме.
В сентябре лето кончается, (осень) начинается.
Сырое (лето) и теплая осень – к теплой зиме.
В осеннее (ненастье) семь погод на дворе: сеет, веет, кружит, мутит, рвет, сверху льет, снизу метет.
Весной (дождь) парит, осенью мочит.
За каждую правильно составленную примету – 2 очка.
К о н к у р с 3.
– Какие вы знаете народные приметы, дающие ориентиры? (Необходимо осмотреться.)
– С какой стороны холма появляются первые проталины? А с какой стороны холмов, деревьев, камней задерживается последний снег?
– С какой стороны холма трава растет гуще и выше в обычное лето, а с какой – в засушливое?
– У отдельно стоящих деревьев ветки бывают гуще с какой стороны? Почему? Кора светлее с какой стороны? (С южной, выгорает.)
– Больше смолы на коре с какой стороны? (С южной стороны.)
– Где растут мох и лишайники? (Мох и лишайники больше растут на северной стороне деревьев и пней.)
– Куда «смотрят» цветы? (Многие цветы «смотрят» на солнце, хотя его и не видно.)
– Где чаще всего растут грибы? (Грибы чаще растут в тени – с северной стороны.)
(За правильный ответ – 3 очка.)
К о н к у р с 4.
– Какие приметы, помещенные в учебнике, проиллюстрированы?
(Стрекочут кузнечики, стелется туман, дым от костра, цветы закрываются.)
– Попробуйте проиллюстрировать другие приметы (одну примету хорошей погоды, другую – ненастья.)
К о н к у р с 5. В и к т о р и н а «Народные приметы». (Приложение2)
– Предсказывать погоду можно по поведению растений, животных. Предлагаю вашему вниманию приметы, в которых надо дописать:
1. Названия животных.
… купается к ненастью. (Ворона.)
… выходят из-под земли – хорошей погоды не жди. (Кроты.)
… кричат к дождю. (Журавли.)
… работают – погода меняется. (Пауки.)
Когда … после заката солнца неустанно летают – жди ясной погоды. (Летучие мыши.)
… много и долго поют – сохранится хорошая погода. (Жаворонки.)
… летают высоко – на сухую погоду. (Ласточки.)
… перелетают стайками с места на место – перед сильным ветром. (Воробьи.)
. стаями с криками вьются над гнездами – погода переменится. (Грачи.)
… проснулись рано и жужжат сильно – к хорошей погоде, теплу.
(Мухи.)
2. Названия растений.
Отцветают … – падают холодные росы. (Розы.)
… перед дождем поднимает ветви. (Ель.)
… сближает листочки, наклоняется – перед ненастьем. (Клевер.)
Закрыт цветок … – жди дождя. (Фиалки.)
Если рано утром … развернут венчики – жди ясной погоды. (Ноготки.)
Листья … закручиваются книзу – к сухой погоде. (Папоротник.)
Если летом много … , то зима будет теплой. (Щавель.)
С листьев … обильно капает влага – перед ненастьем. (Ива.)
Если нет … , то нет и гречихи. (Рябина.)
Если на … много шишек – год будет добрый. (Сосна.)
VII. Рефлексия деятельности.
Старайся наблюдать различные приметы.
Пастух и земледел в младенческие леты,
Взглянув на небеса, на западную тень,
Умеют уж предречь и ветр, и ясный день,
И майские дожди, младых полей отраду,
И мразов ранних хлад, опасных винограду.
– Как вы понимаете эти слова?
Учитель демонстрирует плакат «Цветочные часы».
– Как вы думаете, что это? (Ответы детей.)
– Тайну цветочных часов человеку удалось разгадать: различные цветы в разное время суток открывают и закрывают свои лепестки.
А сколько ещё неразгаданных тайн у природы. Будьте природе другом – и она обязательно поделится с вами своими секретами.
П о д в е д е н и е и т о г о в к о н к у р с о в.
Тестирование по теме «Погода» (использование системы голосования) (Приложение 3)
– На следующем уроке мы продолжим разговор о погоде.
Домашнее задание. Обсудите с родителями, какая погода характерна для нашего города летом, осенью, зимой и весной. Сравните с сезонами прошлого года. Вспомните, что вам известно о климатических поясах.
17. Прочитайте. Можно ли выразительно прочитать эту запись?
18. Прочитайте заголовок и слова.
Предложение - это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.
Осень. Раннее утро. Веет свежий ветерок. В воздухе летят паутинки.
19. Прочитайте. Озаглавьте текст.
Надя с бабушкой пошли на поле. Колосьев на нём видимо-невидимо. И все немножко усатые. Надя спросила:
— Бабушка, а тут что растёт?
— Хлеб, внученька!
— Хлеб? А булки где?
— И булки здесь, внученька.
— А баранки?
— И баранки здесь.
— А пряники?
— И пряники здесь. Всё здесь, внученька.
Надя смотрит на усатые колосья. Хочет угадать: где здесь хлеб, где булки, а где пряники.
Жизнь наших предков в давние времена была тесно связана с природой. Передавая свои наблюдения из поколения в поколение они собрали огромное количество народных примет. Длинная, суровая зима - испытание для людей и природы. Поэтому так часто русские народные приметы осени связаны с предсказанием о том какая будет зима, когда она придет, какая будет погода - теплая или холодная, снежная или без снега.
Основой народных предсказаний являются - поведение птиц и животных; листопад; урожай рябины, шишек, орехов и желудей; дождь и солнце в определенные периоды. Многие народные осенние приметы переросли в поговорки, порой их трудно отличить.
Эта страница создана в помощь детям школьника 2 -3 класса, которые на уроках окружающего мира активно изучают данную тему, создавая проекты про времена года.
Теплая осень - к долгой зиме.
Гром в сентябре - к теплой осени.
Большой урожай рябины - к большим морозам.
Гуси полетели – скоро выпадет снег.
Поздний листопад - к суровой и продолжительной зиме.
Бабье лето ненастно - осень сухая, бабье лето сухое - осень мокрая.
Если журавли летят высоко, не спеша и "разговаривают", будет стоять хорошая осень.
Много желудей на дубе - к лютой зиме.
Если птицы перелётные высоко летят по осени , так и снегу много будет, а низко - мало снегу будет.
Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная и суровая.
Белки делают большой запас орехов - жди холодной зимы.
Октябрьский гром - к белоснежной зиме.
Большие муравьиные кучи - к суровой зиме.
В лесу много рябины - осень будет дождливая, мало - сухая.
Высоко птицы перелетные летят осенью, так снегу много будет, а низко - так малы снега будут.
Длинная паутина летит - к не скорому снегу.
Много шишек на соснах и елях - к холодной зиме.
Дождливые дни в сентябре – весь январь в серебре.
Домашняя птица прячет голову под крыло — к холоду.
Если в зайцах много жиру, то зима будет суровая.
Если кроты к осени натаскивают в свои норы много жнивья или соломы - зима предстоит холодная".
Если лист с дерева не чисто падает (то есть частично остается на ветках) - будет холодная зима и знойное лето.
Если лист с дерева ничком ложится, когда опадает, - к урожаю на будущий год.
Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы.
Если луга опутаны тенетником, гуси гуляют стадами, скворцы долго не отлетают, а зайцы долго не белеют, то осень будет протяжная и ветреная. (Тенетник - это осенняя паутина, летающая по воздуху)
Если на деревьях лист желтеет снизу, то ранний сев озимых хорош, если с верхних сучьев - хорош поздний сев озимых.
Если осенью березы желтеют с верхушки, следующая весна будет ранняя, а если снизу, то поздняя.
Если осенью падает много звёзд, на следующий год будет неурожай.
Если первый снег нападает так, что свесится с крыш, то он стает.
Если рано опали листочки – рано начнутся зимние денёчки.
Если с дерева лист не чисто спадает - будет холодная зима.
Если снег выпадает осенью, когда деревья еще не сбросили листву, он скоро растает.
Как рябины много - так дождливая осень, мало рябины - значит, осень сухая будет.
Калина созрела, а листья на ней зеленые - осень будет теплая.
Когда в лесу много рябины - осень будет дождливая, мало - сухая.
Кошка мордочку прячет - на холод.
Кроты и мыши делают большие запасы - к суровой и снежной зиме.
Куры начинают линять рано осенью - к теплой зиме.
Лещина родила обильно - зима будет богата на снега и морозы.
Лист хотя и пожелтел, но отпадает слабо - морозы наступят не скоро.
Много запасов у белки в дупле – к лютой зиме.
Много орехов, а грибов нет - зима будет снежная и суровая.
Много паутины на бабье лето - к ясной осени и холодной зиме.
Много снега с осени - весной будет дождливо.
Много шишек на сосне – зима холодная втройне.
Много ягод рябины - к дождливой осени и холодной зиме.
Неурожай на шишки ели, сосны, кедра - к мягкой зиме.
Обильные шишки внизу на ели - морозы будут ранние, вверху - зима будет короткая.
Орехов много, грибов мало - зима будет снежная и суровая.
Осенний иней – к сухой, солнечной погоде.
Осенью птицы летят низко - к холодной зиме, высоко - к теплой.
Осенью расцвели шиповник, одуванчик, горох на грядке - к долгой теплой осени.
Осенью серенько, так жди красного денька.
Осенью шерсть у зайцев побелеет - скоро настанет зима.
Паутина стелется по растениям - ждите суровой зимы.
Поздний грибок - поздний снежок.
Поздний отлет птиц на зимовку предвещает позднюю осень и мягкую зиму.
Пока лист с вишен не опал, сколько б снегу ни выпало, оттепель его сгонит.
Появились комары поздней осенью — к мягкой зиме.
Птицы низко летят – дожди к нам хотят.
Пчелы к осени леток улья залепляют воском, оставляя чуть видное отверстие, - зима будет холодная; оставляют леток открытым - теплая.
Раннее опадание листвы - к ранней зиме.
Ранний первый снег - к ранней весне.
Рано осенью много снега – ждите раннюю весну.
Рябина, калина, черная бузина созрели рано - ждите жестокой и снежной зимы.
Строгой зиме быть, если птица дружно в отлет пошла.
Сырое лето и теплая осень – к долгой зиме.
Урожай на орехи, а грибов нет, зима будет снежная и суровая.
Чем больше муравьиные кучи, тем суровее будет зима.
Чем суше и теплее в сентябре, тем позднее зима наступит.
Богатый урожай рябины предвещает суровую зиму.
Большое количество желудей на дубах — быть зиме холодной.
В октябре дуб и береза опадают в разное время - жди холодной зимы.
Выпадение снега до опадания всех листьев предвещает лютую зиму.
Если с деревьев лист не чисто опадает - будет холодная зима.
Кожица на луковках тонкая - зима будет мягкая, кожица толстая и грубая - зима суровая.
Комары поздней осенью - к тёплой зиме.
Листья осенью долгое время не опадают с деревьев - холодная зима
На луке много шелухи и она толстая - к холодной зиме.
Осиновые листья ложатся лицом вверх - к студеной зиме, навыворот - зима будет мягкая, а если на обе стороны - и зима средняя будет.
Ласточки летают низко- к дождю. Воробьи купаються в песке -к жаре.Если весной много майских жуков - жди жаркого лета.Если закат солнца чист - жди хорошей погоды.Если ласточки вьют гнезда на солнечной стене дома - быть холодному лету.
1.над цветком порхает,пляшет веерком узорным машет. 2 всех на свете обшивает,что сошьёт-не надевает.3 кто проходит,кто уходит-всё её за ручку водит.
Вертеть (2-е лицо, ед.ч);
Видеть (3-е лицо, ед.ч);
Зависеть (3-е лицо, мн.ч.);
Смотреть (1-е лицо, мн.ч.);
Стелить (2-е лицо, ед.ч.);
Ненавидеть (2-е лицо, мн.ч.);
Слышать (3-е лицо, мн.ч.);
Брить (3-е лицо, мн.ч.);
Дышать (1-е лицо, мн.ч.);
Обидеть (2-е лицо, ед.ч.);
Терпеть (3-е лицо, ед.ч).
И в помощь 2 стихотворения про глагол.
"Ко второму же спряженью
Отнесём мы без сомненья
Все глаголы, что на "-ить",
Кроме слов "стелить" и "брить".
А ещё:"смотреть","обидеть",
"Слышать", "видеть", "ненавидеть",
"Гнать", "дышать", "держать", "терпеть"
И "зависеть" и "вертеть"."
И второе:
"Гнать, дышать, держать, зависеть,
Видеть, слышать и обидеть,
А ещё смотреть, вертеть,
Ненавидеть и терпеть."
Прочитай предложения. Найди и выпиши местоимения-существительные и местоимения-прилагательные. в скобках запиши вопросы.
1. Немного подумав он решил задачу.
1.Мы всей семьёй в этом году отдыхали на море.
3.Они решили помочь своим друзьям.
4.Вы примете участие в спортивных соревнованиях?
5.я очень люблю сказки. А ты?
Девочка казалась очень печальной.
(Бедненькая! Она,должна быть больна)подумал доктор Гаспар.
И он снова обратился к чиновнику (Требуется моя помощь? Бедное дитя заболело?(Да,требуется ваша помощь) ответил чиновник с длинным носом.
ВЫПОЛНИ РАЗБОР ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ КАК ЧАСТИ РЕЧИ
ПРИМЕТ;Кота- (кого),н.ф кот,сущ. одуш.м.р., 2-скл,ед.ч, в Вп, второст.член предложения ПРОШУ ПОМОГИТЕ СРОЧНО НАДО!
Составьте из данныхслов предложение. Запишите его. На,опушке, ночью, лесной, колокольчик, летней, распустился, голубой.подчеркните главные члены предложения над словами укажите известные части речи
окончания вопроса и прилагательного.
1. Я ехал к Ростову высоким холмом, лесок малорослый тянулся на нём. (Н. А. Некрасов) 2. Солнце жжет. А мы укрались в уголке любимом сада. 3. Под роскошной этой тенью я скажу вам сказку, дети: рос на старом дубе жёлудь. 4. И в вечерней тишине соловьи запели песни. 5. Ах, бывало в старину, соловей чудесной песней целовал мою весну. (А. Л. Боровиковский) 6. Мне вспомнилось детства далёкие годы и тот городок, где я рос, приходского храма угрюмы своды, вокруг него зелень берёз. ( А. Н. Плещеев)
Обозначь все знакомые тебе орфограммы карандошом. Составь схему 1-го предложения.
Презентация на тему Народные приметы как средство определения погоды 3 класс из раздела Детские презентации. Доклад-презентацию можно скачать по ссылке внизу страницы. Эта презентация для класса содержит 29 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь удобным проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций TheSlide.ru в закладки!
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
ТЕМА: «Народные приметы как средство определения погоды»
Выполнила: ученица 3В класса
Дружинина Полина
Руководитель: учитель начальных классов
Малышева Г.Ю.
г. Старая Русса
2015
Цель проекта: узнать сбываются или нет народные приметы о погоде.
Задачи:
посетить библиотеку
познакомиться с необходимой литературой
посетить сайты в интернете
вести дневник наблюдения за погодой
оформить презентацию
В течение многих веков, когда еще не существовало точных приборов и спутников, люди умели предсказывать погоду на много месяцев вперед, используя свою наблюдательность. Они наблюдали за поведением млекопитающих, птиц, насекомых, за облаками и Солнцем.
В последние годы заметно стал меняться климат на всей планете. В связи с этим обстоятельством становится актуальным вопрос: как сбываются народные приметы погоды в наши дни?
Что же такое народные приметы?
В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова :
«Примета - отличительное свойство, признак по которому можно узнать что-нибудь, кого-нибудь. В суеверных представлениях: предвестие чего-нибудь. Дурная примета».
Толковый словарь русского языка В.И. Даля (современная версия) слово примета не включает, но есть слово примечать.
Что же такое народные приметы?
Ее тревожили приметы;
Таинственно ей все предметы
Провозглашали что-нибудь,
Предчувствия теснили грудь.
Жеманный кот, на печке сидя,
Мурлыча, лапкой рыльце мыл:
То несомненный знак ей был,
Что едут гости. Вдруг увидя
Младой двурогий лик луны
На небе с левой стороны,
Она дрожала и бледнела…
В романе Евгений Онегин А.С. Пушкин писал:
«Приметы – многовековые наблюдения народа за окружающими явлениями».
Что же такое народные приметы?
Какие бывают приметы о погоде:
астрономические «Луна покраснела – жди ветра пострела»
Метеорологические «Глухой гром – к тихому дождю, гулкий – к ливню»
Агрономические «На Егория Мороз – будут просо и овёс»
фенологические «Какова Аксинья – такова и весна»
Какие бывают приметы о погоде:
По длительности действия:
Краткосрочные долгосрочные
Солнце заходит в облаках – к снегопаду.
Ласточки низко летают – к дождю.
Февраль холодный и сухой – август жаркий
Большие муравейники к большой и долгой зиме.
Чем обильнее роса – тем жарче завтрашний день.
Частые мартовские туманы -признак дождливого лета.
Способы определения погоды по приметам:
Живые существа
Растения
Животные
Насекомые
Птицы
Определение погоды с помощью облаков
Перистые облака предвещают ненастье от двух дней и более.
Если кучевые облака к вечеру исчезают - к хорошей погоде.
Небо в барашках дождь приносит.
Если луна ослепительно бела и контур ее очерчен резко, — дождя на следующий день не будет.
Зеленоватая окраска луны, — к сильной засухе.
Определение погоды с помощью Луны
Тусклый месяц - к сырости. Ясный - к суху. В синеве - к дождю; в красне - к ветру, с ушами - к морозу.
Ясная, кругловатая луна - зимой к стужи. Летом - к теплой сухой погоде Кольцо вокруг луны - к ветру.
Определение погоды с помощью осадков
Обильная роса поутру- жди хорошую погоду.
Радуга на западе – к дождю, на востоке к – теплой сухой погоде.
Высокая и крутая радуга – к ветру, крутая и низкая – к дождю.
Ослабевание дождя к вечеру – признак улучшения погоды.
Если дождь пошёл с обеда – затянется на сутки.
Вечерняя роса – к хорошей погоде.
Туман стелется по воде – к хорошей погоде, поднимается от воды вверх – к дождю.
Определение погоды с помощью радуги
Радуга на западе – к дождю, на востоке к – теплой сухой погоде.
Высокая и крутая радуга – к ветру, крутая и низкая – к дождю.
Если во время дождя на короткое время появится радуга и голубой цвет в ней не густ, а желтый ярок — скоро наступит хорошая погода, особенно если радуга направлена с востока на запад.
Определение погоды с помощью Звезд
Когда млечный путь светит, то будет хорошая погода. Когда же кажется, что звёзды в нем словно бегут, то будет ветер.
Если звёзды сильно мерцают ночью, а с утра небо покрыто тучами – то в полдень будет гроза.
Сильно блестят звёзды летом - к жаре, зимой - к морозу. Темнеют - к переменной погоде, ветру и грозе.
Мало звезд видно - к пасмурной погоде и дождю; а откуда лучи звезд будут длинные, оттуда будет ветер.
Определение погоды с помощью Солнца.
Если на солнце появляются «сережки» — будет сильный мороз.
Солнце в кругу — к снегу,
«в рукавицах» — к стуже.
У солнца «уши» выросли — к сильным холодам.
Если солнце при закате и облака, расположенные у западной кромки горизонта, окрашены в ярко-желтый цвет, — можно ожидать на следующий день ветер.
Если солнечные лучи во время заката отражаются на другой стороне неба, — будет перемена ветра.
Если в облачный день солнце перед закатом ярко засияло, — ненастье будет продолжительным.
Определение погоды с помощью животных
Если кошка свернулась в клубок, уткнувшись мордочкой в лапки, — это к холоду или на мороз.
Если кошка тянется к воде и лакает ее больше обыкновенного, — это к ненастью.
Если кошка царапает стенку ногтями, — это к непогоде.
Если кошка скребет пол, — быть к ветру и метели.
Если кошка садится на печь, — это к морозу.
Если корова жадно ест траву вечером и пьет мало воды, — на следующий день жди дождя.
Если у коровы убавляют молоко, — это к дождю.
Если корова с воли стремится в хлев, — к холоду или снегу.
Определение погоды с помощью животных
Если после снегопада белка оставляет гнездо, спускается с дерева и бегает по снегу, скоро установится тихая погода.
Если белка много бегает, — это к хорошей погоде.
Если в мороз белка спускается на пол, — к оттепели.
За сутки до ненастья лоси начинают много ходить.
Определение погоды с помощью птиц
В зимнее время. Чем выше садится курица на насест, — тем сильнее будет мороз.
В зимнее время. Если куры вертят хвостами, машут крыльями, — к метели.
В зимнее время. Если курица на одной ноге стоит, — это к морозу.
Если воробьи купаются в пыли или песке, — быть дождю. Если воробьи сидят напыжившись, — это к дождю.
В зимнее время. Если воробьи собирают у курятников пух и перья — жди несколько дней сильных морозов.
В зимнее время. Если воробьи прячутся в хворост — на мороз или перед метелью.
Определение погоды с помощью насекомых
Если муравьи закрывают входы, — следует ожидать наступления длительного ненастья.
Если гусеницы соснового шелкопряда прячутся, — этого говорит о приближении ненастья.
Если прячутся в пещерах, избах и других укрытиях, — это свидетельствует о приближении холодной, ветряной погоды.
Если дождь затих, а бабочки не покидают своих укрытий, — значит, ненастье продлится.
Если бабочки-крапивницы прячутся, — значит, через пару часов начнется дождь.
Определение погоды с помощью растений
Цветки розы или шиповника днём не раскрывают своих бутонов – к дождю.
Ноготки развернут свои венчики рано утром – к ясной погоде, после полудня – к дождю или грозе.
У лугового клевера листья складываются – к пасмурной дождливой погоде.
Как же работают приметы погоды в современных условиях?
Для этого я решила отобрать несколько примет о погоде и в течении февраля – марта 2015 года, провести наблюдения за погодой, чтобы отмечать верность примет и наоборот. Вот некоторые из них:
Яркие звёзды - к морозу, тусклые - к оттепели;
Кошка ищет тепло - к морозу, «кошка в клубок»- мороз на порог;
Чем выше садится курица на насест – тем сильнее будет мороз;
Солнце заходит в облака - к снегопаду.
Сбываются ли народные приметы?
На основе наблюдений я сделала вывод, что всё живое в природе реагирует на любые изменения происходящие в ней. Поэтому приметы, связанные с животными и растениями, сбываются. Приметы, предсказывающие погоду по местным признакам, в современных условиях и в связи с неблагоприятной экологической обстановкой сбываются не всегда. Может быть в этом виноваты сами люди, которые не берегут природу и окружающий мир.
Если же мы станем бережней относится к родной природе, то и народные приметы вновь превратятся в верных и надёжных наших помощников.
П.К. Рожнова «Русский народный календарь». –Москва, 2001г.
М.Г. Софер «У природы нет плохой погоды». –СПб, 1993г.
«Полезные советы». Книга –календарь. СПб, 2007г.
Н.И.Степанова «Календарь-оберег». –Москва, 2008г.
Р.А. Ковешникова «Народный календарь – колыбель научного естествознания».
Журнал «Начальная школа». №5. 1997г.
И.Комарова «Книга примет». –Москва, 1999г.
В.И. Даль «Толковый словарь». –Москва, 2008г.
А.Ф. Некрылова «Круглый год».-
Г.Д. Рыженкова «Народный месяцеслов».
Детская энциклопедия «Погода».
С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка»
1 И ССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА « Н АРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ » Выполнила: Дорохина Дарья, 3 класс Учитель: Аткина. Ю. В.
2 Ц ЕЛЬ РАБОТЫ : Собрать и изучить народные приметы
3 З АДАЧИ Узнать, что такое «народная примета». Собрать народные приметы. Изучить каждую примету. Выяснить, насколько можно доверять народным приметам.
4 Ч ТО ТАКОЕ « НАРОДНАЯ ПРИМЕТА »? В словаре русского языка С.И. Ожегова я нашла такие определения: Примета- предвестие чего-нибудь. Примечать – наблюдать, следить.
5 М ЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ : Опрос (родственники, учителя, знакомые) Наблюдение Проведение эксперимента
6 Г ИПОТЕЗА По некоторым народным приметам можно узнать погоду на ближайшие дни, узнать, каким будет урожай.
7 З ВОНКО СТРЕКОЧУТ СВЕРЧКИ - К ХОРОШЕЙ ПОГОДЕ Действительно, я заметила: если летом вечером звонко стрекочут сверчки, то на следующий день будет будет хорошая погода.
8 Ч ЕРВИ ДОЖДЕВЫЕ ВЫЛЕЗЛИ НА ПОВЕРХНОСТЬ - К ДОЖДЮ Этой примете можно верить. Когда была пасмурная погода, я пошла в школу. Я шла и видела, как червяк лежал на дороге. А когда я пошла домой, пошел дождь.
9 М НОГО КОМАРОВ - МНОГО БУДЕТ ЯГОДЫ. В начале лета 2010 года было очень много комаров, а в конце июня было столько много было ягоды.
10 М АКУШКА ЕЛИ КЛОНИТСЯ К ЗЕМЛЕ – БУДЕТ ДОЖДЬ. Я сфотографировала ель. Перед дождем макушка ели опускается вниз. Это – верная примета.
11 О ДУВАНЧИК СЖИМАЕТСЯ - ЖДИ ДОЖДЯ. Да, я нередко замечала, что перед дождём одуванчики закрывались, и не только одуванчики, но и другие цветы. (Например – эшольция)
12 С ОЛНЫШКО НА ЗАКАТЕ ЛОЖИТСЯ В ТУЧИ - К ДОЖДЮ. По народной примете, когда вечером солнце садится в тучу, то на следующий день будет идти дождь. Это верная примета.
13 Т УМАН ОПУСКАЕТСЯ ВНИЗ - К ХОРОШЕЙ ПОГОДЕ Утром я заметила, что туман отпускался вниз, а к обеду засветило солнце.
14 Р АДУГА ВЕЧЕРОМ - К ХОРОШЕЙ ПОГОДЕ НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ Однажды вечером, после дождя, я увидела радугу, а на следующий день была хорошая погода. Эта примета верна.
15 Д ЫМ ИЗ ТРУБЫ ПОДНИМАЕТСЯ ВВЕРХ - К МОРОЗУ Утром я шла по улице и увидела, что дым из трубы поднимается вверх, а на следующий день мороз усилился.
16 С ОЛЬ СТАНОВИТСЯ ВЛАЖНОЙ - К ДОЖДЮ Я провела эксперимент: насыпала соль в тарелочку и поставила на камушек. Через некоторое время соль стала влажной. А на следующее утро пошёл дождь.
17 Л ЕТОМ МАЛО ПОЛЫНИ – К СУРОВОЙ ЗИМЕ Летом 2009 года было очень мало полыни, и зима года была очень холодной. Летом 2010 года было среднее количество полыни. Зима была не очень суровой. Посмотрим, сколько будет полыни этим летом.
18 Е СЛИ ПЧЕЛЫ УЛЕТАЮТ В ПОЛЕ С УТРА - БУДЕТ ХОРОШАЯ ПОГОДА Этой примете можно доверять. Пчёлы отправляются «на работу», только если уверены, что будет хорошая погода.
19 П ЧЁЛЫ БЫСТРО ЛЕТЯТ К УЛЬЯМ – К ДОЖДЮ Летом я не раз замечала, что если пчёлы торопятся домой, то скоро пойдёт дождь.
20 К АКАЯ ПОГОДА НА Б ЛАГОВЕЩЕНИЕ, ТАКАЯ ПОГОДА И БУДЕТ НА П АСХУ Погода на Благовещение (7 апреля) была холодной, ветреной. Примерно такая же погода была и на Пасху (24 апреля).
21 У ТРОМ РОСА – К ХОРОШЕЙ, ТЕПЛОЙ ПОГОДЕ Эта примета всегда верна. Я не раз замечала, если утром роса, то зонт можно не брать.
22 Е СЛИ ДУЕТ ВОСТОЧНЫЙ ВЕТЕР, ТО ПОГОДА СМЕНИТСЯ 19 апреля дул сильный восточный ветер. К вечеру небо затянуло серыми тучами, а на следующий день пошел дождь
23 Е СЛИ ПУЗЫРИ НА ЛУЖАХ, ТО ДОЖДЬ БУДЕТ ПРОДОЛЖАТЬСЯ Эта примета верна. Даже если дождь заканчивается, но на лужах пузыри, то скоро он начнется снова.
24 П РИМЕТЫ, УКАЗЫВАЮЩИЕ НА ТО, ЧТО БУДЕТ СОЛНЕЧНО : Соловей поёт всю ночь - будет солнечный день. Радуга утром – к дождю, вечером – к хорошей погоде. Утром сильная роса – к хорошей погоде. Лето дождливое – зима снежная. Если пчелы улетают в поле с утра - будет хорошая погода. Паутина стелется по растениям – к теплу. Суббота без солнца не бывает.
25 П РИМЕТЫ, КОТОРЫЕ УКАЗЫВАЮТ НА ТО, ЧТО СКОРО БУДЕТ ДОЖДЬ : Воробьи чирикают - вороны каркают - к дождю. Собака катается по земле - к бурану, к дождю. Кошка лежит комочком - к дождю. Эшольция днем закрыта – к дождю. Солнышко на закате ложится в тучи - к дождю. Черви дождевые вылезли на поверхность - к дождю. Одуванчик сжимается в пушистый шар - перед дождём. Радуга утром – к дождю, вечером – к хорошей погоде. 3 радуги – к длительному ветру. Восточный ветер – к дождю. Красная луна - на большой ветер. Когда пчёлы быстро летят к ульям – к дождю. Лес без ветра шумит – к дождю. Макушка ели клонится к земле – будет дождь.
26 К АКИМ БУДЕТ УРОЖАЙ ? Много комаров - много будет ягоды. Много мошек много будет грибов.
27 В ЫВОД : По некоторым народным приметам можно узнать погоду на ближайшие дни, узнать, каким будет урожай. Наша гипотеза подтвердилась.