Ноч(?), сторож(?), настеж(?), лиш(?), кирпич(?), могуч(?), реж(?), жеч(?), купаеш(?)ся, уж(?), замуж(?), невтерпеж(?), вскач(?), проч(?), плач(?) (в данном случае возможны два варианта, в зависимости от контекста), 5 тысяч(?), обруч(?), фальш(?), навзнич(?), смерч(?).
На второе правило лучше диктовать предложениями:
Никуда я не пойду;
книги не прочитаны;
кепка была не велика, а мала;
отец купил недорогой, но красивый костюм;
ученик прочел стихотворение негромко, но выразительно; ( для сравнения : отец купил не дорогой, а дешёвый костюм; ученик прочел стихотворение не громко, а тихо);
на небе ни облачка;
Ольга не умолкала ни на минуту;
отец не мог этого не знать;
нельзя не сознаться:
ди дать ни взять;
ни свет ни заря;
мы не раз были в Москве (для сравнения :мы ни разу не были в Москве);
в лесу я был не один;
ни один из рассажиров не опоздал на поезд;
куда ни погляди, везде молодые лица;
каких предметов и каких курсов он не слушал! (на коце обязательно восклицательный знак, дабы не нарушать правило написания).
PS: предложения для сравнения тоже являются примерами для диктанта.
Стеречь горяч, спрячь, много дач, сожмёшься, дремуч, монтаж, тишь, почитаешь, плющ, запрячь, с плеч, умоешься, меч, стричь, воздух пахуч.
Назначьте дежурного, испечь лаваш, увлечься фантастикой, детский плач, спрячься в зарослях, успех блестящ, терновник колюч, песок сыпуч, неважная мелочь, ряд удач, прячься побыстрей
арные предлоги-сращения из-за, из-под и просторечные по-за, по-над, по-под, для-ради, за-ради пишутся через дефис: из-за леса величаво выплывало солнце; из-под развесистой сирени вдруг с лаем выскочила собака; как хмельной, ветер весело гуляет по-над степью; пойдут по-под снегом ручьи (с.-щ.); для-ради важности надел он шапку набекрень.
производные предлоги и предложные сочетания
предлог сквозь на конце имеет ь: мы с трудом пробирались сквозь густые заросли. предлог близ пишется без ь: близ сосновой рощи был расположен санаторий.
примечание 1. написание близь (с мягким знаком) — только у существительного: холодный, ледяной туман, не разберешь, где даль, где близь (
примечание 2. производные предлоги , согласно, вопреки формой дательного падежа существительного или местоимения: вовремя принятому решению; ему (ей, им); согласно вашему заявлению.
употребление формы родительного падежа существительного после этих предлогов в настоящее время не рекомендуется.
раздельное написание предлогов
раздельно пишутся предлоги в виде, в деле, в меру, в области, в отличие от, в отношении, в продолжение, в связи с, в силу, в смысле, в течение, в целях, за исключением, за счет, по мере, по поводу, по причине.
предлоги в продолжение, в течение, пишущиеся раздельно, имеют на конце е (так как бывшее существительное стоит в форме винительного падежа). их следует отличать от сочетаний существительных в предложном падеже, оканчивающихся на и, с предлогом в. в сочетаниях между существительным и предлогом возможна подстановка определения: в (этом) продолжении, в (нижнем) течении, кроме того, существительное, как правило, требует после себя зависимого слова в родительном падеже: в продолжении повести, в течении реки.
примечание. словоформа в заключение не входит в группу производных предлогов. при наличии зависимого слова это существительное употребляется в роли обстоятельства места и имеет окончание предложного падежа -и, ср.: в заключении (каком? ) книги (статьи, журнала, выступления) интересные факты. в случае же самостоятельного употребления (без зависимого слова) это существительное употребляется в форме винительного падежа, имеет окончание -е и выполняет функцию обстоятельства времени, ср.: (когда? ) в заключение певец по просьбе зрителей исполнил еще два произведения.
На уроке вы познакомитесь с планом разбора причастия как части речи, повторите признаки причастия (постоянные и непостоянные) и его синтаксическую роль. Также вы сможете самостоятельно сделать морфологический разбор нескольких причастий и проверить (закрепить) свои знания.
Тема: Причастие
Урок: Морфологический разбор причастий
Морфологический разбор причастия включает выделение постоянных и непостоянных признаков.
Постоянными, неизменямыми признаками являются глагольные признаки: вид, время, залог; а непостоянными признаками являются признаки прилагательного: полная или краткая форма, число, род, падеж.
I. Указать часть речи.
2. Постоянные признаки:
1) действительное или страдательное;
3. Непостоянные признаки:
1) полная или краткая форма (у страдательных причастий);
4) падеж (у причастий в полной форме).
Уединённый монастырь, озарённый лучами солнца, казалось, плавал в воздухе…
I. Озарённый (монастырь) — причастие, обозначает признак предмета по действию.
II. Морфологические признаки. 1. Начальная форма — озарённый
2. Постоянные признаки:
1) страдательное причастие;
2) прошедшее время;
3) совершенный вид.
3. Непостоянные признаки:
1) полная форма;
2) единственное число;
3) мужской род;
4) именительный падеж.
III. Синтаксическая функция.
В предложении является согласованным определением.
Домашнее задание
Упражнение № 131. Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
Задание. Спишите текст, вставив знаки препинания. Сделайте морфологический разбор причастий.
Иван Иванович Шишкин известный пейзажист изобразивший в своих картинах красоту природы. Гениального художника рисовавшего преимущественно сосновые дубовые самые мощные и самые высокие леса современники называли богатырем русского леса. Творчество художника глубоко и преданно любившего русскую природу было связано с нашим краем. Замечательные пейзажи запечатлевшие виды елабужских окрестностей продолжают и сейчас жить на полотнах живописца.
Русский язык. Причастие.
Дидактические материалы. Раздел «Причастие»
3. Интернет-магазин издательства "Лицей" ().
Правописание причастий. Упражнения.
1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.
2. Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
3. «Русский язык. Практика. 7 класс». Под ред. Пименовой С.Н. 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.
4. Львова С.И., Львов В.В. «Русский язык. 7 класс. В 3-х ч.» 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.
Тема: Правописание Ь в словах разных частей речи.
2012/13 учебный год.
Цели урока:
закрепить изученные правила употребления Ь в словах разных частей речи;
развивать мышление, память, умение отстаивать свою точку зрения, анализировать ответы товарищей;
воспитывать любовь к русскому языку.
Знать : условия выбора написания Ь в словах разных частей речи – существительных 2-го и 3-го склонений, кратких прилагательных, наречий, глаголов.
Уметь: владеть способом действия при выборе написания
Создание проблемной ситуации .
У доски на перемене заспорили Коля и Витя.
А на доске написано: Учит(?)ся, учиш(?)ся, береч(?), из задач(?), хорош(?)
- Во всех этих словах надо писать мягкий знак, - говорит Коля.
- Нет, не надо, - не соглашается Витя.
- Нет, не надо!
Как бы вы рассудили их спор?
Какая тема объединяет записанные слова?
Что это за слова?
О чём будет идти речь на уроке? Догадались?
К нам на урок заглянул… почтальон. Послушаем, что он скажет нам.
Здесь, друзья, таится клад
И сокровища лежат.
А какие – угадай,
Но письмо не открывай.
Надпись хитрая гласит,
Что письмо в себе таит.
На конверте написано:
Куда Орфография
Кому Употребление Ь в словах разных частей речи
Тему урока вы определили верно.
Ребята! Вам придётся сегодня прислушаться к мнению Грамотейкина, ведь он знаток русского языка и правил грамматики.
Грамматика, грамматика,
Наука очень строгая,
Учебник по грамматике всегда беру с тревогой я.
Она трудна, но без неё
Плохое было бы житьё…
Люблю тебя, грамматика.
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я.
Помощник Грамотейкина – Словознайкин.
И, конечно же, главные персоны сегодня на уроке – это буквы Мягкий и Разделительный Мягкий знаки.
Написание Ь после шипящих в конце слова.
Одно из самых важных умений – владеть способом действия при выборе написания Ь.
Мягкий знак после шипящих просит знаний настоящих.
Опираясь на схему и на рифмованный алгоритм, расскажите о написании Ь в словах с шипящим на конце.
В глаголах и наречиях
Знак пишется всегда.
А в кратких прилагательных
Его нет никогда.
Существительное – МНОГО,
Существительное – МОЙ –
Знак не нужен никакой.
А подставь ОНА, ОДНА –
Мягкий знак пиши всегда.
Обозначьте цифрами: 1 – написание Ь; 0 – Ь не пишется.
Прочитайте слова с Ь, распределяя их по частям речи.
В каких словах вы не написали Ь? Обоснуйте свой ответ.
Вышло солнце из-за туч.. .
Летят камни с круч .. .
Мимо дач.. шагает грач.. .
Мимо рощ.. несу я борщ.. .
Кактус всегда колюч.. .
Дуб могуч.. .
А лес дремуч.. .
Цветок хорош.. .
Ну а наш малыш.. пригож.. .
К соседу в тетрадь заглянеш.. –
Ошибку к себе перетянеш.. .
Исправ.. – исправ..те !
Остав.. – остав..те !
Так мягко просит Мягкий знак,
Что отказать нельзя никак.
Запомните: мягкий знак в словах типа заглянешь, перетянешь не может обозначать мягкость всегда твёрдого звука ш и пишется только по традиции.
Написание Ь в глаголах на –тся и –ться
Как же нам быть с этим знаком,
Ставить его или нет?
Надо, чтоб сами глаголы
Людям давали ответ.
Как вы понимаете слова о том, что сами глаголы должны давать ответ, когда в них следует писать –тся, а когда –ться?
- Глаголы, отвечающие на вопрос что делать? всегда пишутся с мягким знаком.
Выпишите примеры к правилу. Объясните написание этих глаголов. Помните: очень часто с глаголами в неопределённой форме употребляются слова надо, следует, можно, нельзя, пора и т.д., от которых и ставится вопрос к глаголу.
Ждём помощи от Словознайкина.
При выборе -тся, -ться в глаголах нужно:
1. Установить, к какому слову относится глагол.
2. Поставить к глаголу вопрос, определить его форму, записать окончание.
К урокам надо тщательно готовиться.
Определяем, с каким словом связаны глагол готовиться.
Ставим от него вопрос: надо (что делать ?) готовиться .
Он всегда готовится к урокам.
Он (что делает ?) готовится .
Предположим, ученик на пятёрки учит..ся .
Очень любит он учит..ся и от книг не мучит..ся.
Превосходный человек из него получит..ся.
Предположим, ученик спит весь день и ленит..ся .
Он учит..ся не желает, на авось надеет..ся .
Всё равно он от ученья никуда не денет..ся . (Э.Успенский)
Проверка проводится по ключу:
Написание мягкого и разделительного мягкого знака в словах.
Прослушайте басню. Попробуйте разрешить спор знаков: нужны ли они; кто из них важнее и где они должны стоять?
- Не чересчур ли ты добряк? –
Так знаку Мягкому промолвил
Твёрдый знак. –
Слова и буквы ты всегда смягчить стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!
- Кто б говорил, но ты б уж помолчал! - Знак Мягкий Твёрдому на это отвечал.-
Ты твёрд и груб,
Как суковатый дуб…
- Друзья! Ваш разговор – никчёмные слова,-
Скажу вам я:
- Вы оба хороши, достойны оба чести,
Когда стоите в нужном месте.
Как вы понимаете смысл двух последних строк басни? Расскажите об условиях написания этого знака в словах.
А теперь прослушайте стихотворение «Разделительный мягкий знак».
Найдите слова с разделительным мягким знаком. Выпишите только их.
Я в корнях стою, друзья .
Воробьи, семья, жильё –
Перед Я, Ю, И, Е, Ё.
Воробьи, жильё, ручьи,
Листья, крылья, стулья, чьи.
Колья, перья и семья,
Вьюга, осенью, друзья.
День, динь, сон, тень,
Сыр, сок, лось, лень,
Нос, внёс, рыть, ныть,
Кон, конь, шум, шить.
Ты скажи, в каких словах
Ты напишешь мягкий знак?
Помните: Ь всегда добр и ласков, всё время старается всё смягчать. Вот такая интересная работа у Мягкого Знака.
А теперь заглянем в конверт, который принёс почтальон.
Ребята! Я случайно уронила свой конверт со словами и потеряла букву Ь в некоторых словах. Не поможете ли вы мне её найти?
Предлагается раздаточный материал.
«Собери пословицу». На какую тему подобраны пословицы?
Вставьте, где необходимо, Ь. Прочитайте понравившуюся вам пословицу и объясните её смысл.
Учит..ся не выловиш.. и рыбку из пруда
Без труда люби и саночки возить
Любиш.. катат..ся руки не отнимут..ся
От работы мастера боит..ся
Лентяю всё не может..ся всегда пригодит..ся
Дело да нездоровит..ся
Лентяю всегда пригодит..ся
На миру и работа приподнят..ся лень
Всякий человек не проживёш..
Всякое дело человеком по делу узнаёт..ся
Грамоте учит..ся и славит..ся
Без труда спорит..ся
1вариант. Учиться всегда пригодится. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Любишь кататься - люби и саночки возить. Без труда не проживёшь. Лентяю всё не можется да нездоровится. Дело мастера боится.
2 вариант. Лентяю и приподняться лень. На миру и работа спорится. Всякий человек по делу узнаётся. От работы руки не отнимутся. Всякое дело человеком ставится, человеком и славится. Грамоте учиться всегда пригодится.
Подведение итогов урока.
Мягкий знак о себе говорит:
Мягкий знак – хитрый знак.
Не назвать его никак.
Он не произносит..ся,
Но в слово часто просит..ся.
Он очень вежлив, Мягкий Знак,
Не любит споров он и драк.
Он в слове мат.. и в слове доч.
И в тихом лунном слове ноч.
Чтоб никого не огорчить,
Он всё старается смягчить.
Почему у дома угол
Превратился сразу в угол.. ?
Без пожара, просто так?
Это сделал мягкий знак.
Будем мы всегда, где надо,
Мягкий знак вставлять в слова,
Чтобы хор.. не стал бы хором,
Кол..я – Колей никогда.
Какова роль Ь в словах? Проиллюстрируйте это примерами из стихотворения.
Запишите слова с Ь в три колонки:
Ь указывает на грамматическую характеристику слова (дочь, ночь, не произносится, просится).
Ь указывает на мягкость предшествующего согласного (мать, уголь, хорь, не огорчить, смягчить, вставлять).
Разделительный Ь (колья).
Перечитайте текст. В нём главная мысль «спрятана». Выделите её и запишите.
Учит..ся в школе – значит под руководством учителя самому себя
учить, самому старат..ся добывать знания.. Ведь лучше всего учит..ся тот, кто
учит..ся не только для будущего, не только для того, чтобы получить
хорошую специальность, а просто потому, что ему интересно учит..ся.
Каждому, кто хочет учит..ся, каждому, кто старает..ся учит..ся, открывает..ся самая дальняя дорога. (С.Соловейчик).
Это было наше последнее задание. Пожалуй, можно поставить и точку. Но каждый раз, когда вы берётесь за перо, урок русской грамматики начинается для вас снова.
Уверена, что, хорошо зная правила русского письма, вы будете получать удовольствие там, где раньше испытывали муки. Ведь русский язык удивительный, интересный, увлекательный и совсем-совсем не скучный. Вы согласны со мной, друзья?
Читается последняя страница!
И этим объясняется:
Урок уже кончается!
Учебник закрывается –
Пора с ним распроститься.
Мягкий знак писать – руку поднимать. В каких словах вы напишите Ь?
Поразмышляйте письменно о том, почему важно учиться.
Попробуйте написать о себе.
. «-Н- и -НН- в разных частях речи ». (5 класс, 6 часов). Урок №1 Правописание -н- и -нн- в разных частях речи . I. Знакомство с новым. .(-н- и -нн- в разных частях речи .) - Что общего в словах ? (Наблюдение) маринованный асфальтированный иллюстрированный.
. Правописание сложных слов . Правописание и склонение имен числительных. Числительное пол-. Правописание местоимений. Правописание . Правописание предлогов. Правописание союзов. Правописание частиц. Правописание не с разными частями речи . Правописание .
Заданий на повторение материала о правописании НЕ со словами разных частей речи . Словарный диктант "По следам. -над, по-за Учитель: Слова каких частей речи не встретились в тексте, но они.
Буква ь пишется для обозначения мягкости парного согласного в конце слов, например: голубь, оставь, тетрадь, грязь, жаль, семь, конь, кухонь, яблонь, насыпь, зверь, раскрась, пить, верфь .
Буква ь , которой кончается первая часть сложного или сложносокращенного слова, пишется для обозначения мягкости согласного перед любой буквой, гласной или согласной, начинающей вторую часть, например: сельисполком, сельсовет, утильсырьё, костьутиль, грабьармия, четвертьвековой, четвертьфинал, Дальэнерго, Связьинвест, Тюмень?нефть .
Для обозначения мягкости парного согласного перед согласными буква "ь" пишется в следующих случаях
1. После буквы л перед любым согласным, кроме л , например: пальба, львиный, фольга, льдина, скользить, несколько, ни бельмеса, спальня, внимательно, скальпель, вальс, пальтишко, льстить, апрельский, альфа, ольха, зеркальце, мальчик, больше, польщённый .
Между двумя л мягкий знак не пишется, например: гулливый .
?ск? согласный л перед суффиксом – мягкий, поэтому после л пишется ь , напр.: сельский, уральский, барнаульский . Однако в некоторых прилагательных, образованных от нерусских собственных географических названий, сохраняется твердый л , и поэтому ь не пишется, например: кызылский, ямалский (наряду с вариантами кызыльский, ямальский ).
2. После других согласных букв:
а) перед буквами, передающими твердые согласные, например: резьба, возьму, раньше, нянька, письмо, просьба, весьма, науськать, ведьма, свадьба, тьма, молотьба, тьфу ;
В большинстве прилагательных с суффиксом ?ск? согласные н и р перед суффиксом – твердые, поэтому ь в них не пишется, например: конский, казанский, тюменский, рыцарский, январский, егерский . Однако в следующих прилагательных эти согласные перед суффиксом ?ск? мягкие, в них после н и р пишется ь : день?деньской, июньский, сентябрьский, октябрьский, ноябрьский, декабрьский , а также во многих прилагательных, образованных от нерусских собственных географических названий на нь, например: тянь?шаньский, тайваньский, пномпеньский, торуньский, сычуаньский, тяньцзиньский. Аналогично пишутся (и произносятся) существительные, образованные с суффиксом ?ц? от тех же географических названий: казанцы, тюменцы , но тайваньцы, пномпеньцы, торуньцы и т. п.
б) перед буквами, передающими мягкие согласные, ь пишется только в тех случаях, когда в других формах того же слова или в однокоренных словах второй мягкий согласный становится твердым, а первый согласный сохраняет мягкость, например: возьми (ср. возьму ), восьми (восьмой ), ведьме (ведьма ), во тьме (тьма ), резьбе (резьба ), косьбе (косьба ), свадьбе (свадьба ), молотьбе (молотьба ), серьги (серьгам ), коньки (конькам ), дядьке (дядька ).
3. В остальных случаях после буквы, передающей мягкий согласный, ь не пишется, например: разве, узник, грызть, кости, нести, синдикат, рецензия, ранний, пенсия, бантик, если, песня .
Буква ь не пишется в сочетаниях согласных нч, нщ , в частности перед суффиксами ?чик, ?щик, ?щин (а), например: нянчить, одуванчик, стаканчик, кончик, птенчик; каменщик, банщик, партизанщина, Рязанщина .
Буква ь пишется (независимо от произношения) в следующих грамматических формах:
а) в сложных числительных перед ?десят и ?сот: пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят, пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот ;
В числительных пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать перед ?надцать ь не пишется.
б) в неопределенной форме глагола (инфинитиве) перед?ся (так же, как в инфинитиве глаголов без ?ся ), например: купаться, иметься, литься, расколоться, обуться, мыться, смеяться ;
в) в формах повелительного наклонения глаголов перед ?ся и ?те (так же, как в формах без ?ся и ?те ), например: отправься, взвесься, пяться, сядьте, встаньте, бросьте, познакомьтесь, проверьте ;
г) в форме творительного падежа множественного числа существительных , например: людьми, лошадьми, дверьми, детьми , а также в форме творительного падежа числительного четырьмя .
После ж, ш, ч, щ буква ь пишется по традиции в следующих грамматических формах:
а) на конце форм именительного/винительного падежа единственного числа существительных женского рода 3?го склонения , например: рожь, блажь, мышь, фальшь, ночь, мелочь, вещь, помощь ;
б) в окончании 2?го лица единственного числа глаголов настоящего и будущего времени (после ш ), например: несёшь, смеёшься, видишь, дашь, мчишься ;
в) в формах повелительного наклонения глаголов , например: мажь, ешь, спрячь, режьте, утешься, спрячьтесь, не морщься ;
г) в неопределенной форме глаголов (после ч ), например: печь, стричь, толочь, увлечься, обжечься .
Буква ь после шипящих пишется также на конце наречий и частиц , например: настежь, сплошь, наотмашь, вскачь, навзничь, невмочь, прочь, напрочь, ишь, лишь, вишь, бишь . Исключения: буква ь не пишется в наречиях замуж, невтерпёж, уж , в частице аж , а также в предлоге меж .
Буква ь после шипящих не пишется на конце следующих грамматических форм:
а) именительного/винительного падежа единственного числа существительных мужского рода 2?го склонения , например: нож, мяч, ковш, плащ ;
б) родительно падежа множественного числа существительных женского рода 1?го склонения , например: луж (от лужа ), туч, галош, рощ ;
в) кратких форм мужского рода прилагательных , например: свеж, охоч, хорош, нищ .
После шипящих. Изложим вам правила, гласящие, когда этого делать не следует и когда делать это строго обязательно.
Эти правила отталкиваются от того, о какой части речи идёт речь, в каком склонении и в какой части слова.
Ставим мягкий знак:
Пример слов: ночь, брешь, дочь, ложь, вещь, плешь.
Пример в предложении: Родила царица в ночь не то сына, не то дочь.
2. В глаголах второго лица в единственном числе при условии настоящего или будущего времени на окончаниях после шипящих.
Пример в слове: будешь, станешь, варишь, помнишь, веришь, сделаешь.
Примеры в предложениях: Если ты знаешь, если ты веришь, то со мною ты будешь и не скоро разлюбишь.
- ся , мягкий знак сохраняется. Пример: возвращаешься, напрягаешься, намереваешься.
3. В глаголах единственного числа в в окончаниях после шипящих.
Пример в слове: Режь! Съешь! Спрячь!
Дополнение: Если к данным глаголам добавить окончание - ся , мягкий знак сохраняется. Спрячься! Не дурачься!
Примеры в предложениях: Вадик, не дурачься и не прячься!

4. В глаголах, находящихся во и повелительном наклонении перед окончаниями - те, - тесь.
Пример: намажь - намажьте - намажьтесь.
Пример в предложении: Дети! Не плачьте!
5. В глаголах неопределённого лица, в том числе и перед окончанием -ся .
Пример слов: печь - печься, лечь - разлечься.
Пример в предложении: Этим рекам долго течь.
6. В наречиях положено вписывать мягкий знак после шипящих, находящихся в конце слова.
Пример: Сплошь, вскачь, наотмашь, настежь.
Пример в предложении: Он пустил лошадь вскачь, и наотмашь рубил воздух мечом.
Исключения: Уж, невтерпёж, замуж.
7. В частицах с шипящими окончаниями: бишь, вишь, ишь, лишь.
Пример слов: то бишь, всего лишь.
В предложении: Ишь какой хулиган!

Пример: грач, калач, рогач, лещ, нож.
Предложение: К нашему окну подлетел стриж.
2. В существительных, находящихся во множественном числе и родительном падеже.
Пример: туч, круч, плеч, Гриш, меж, луж .
Пример предложений: К сожалению, к завтраку сегодня не подали груш.
3. В в краткой форме.
Пример: могуч, горяч, хорош, летуч, певуч, пригож.
Предложение: Он был и душою хорош, и собою пригож…
4. В местоимениях с шипящими на конце.
Примеры: ваш, наш.
Учитывая изложенное, правописание мягкого знака после шипящих различается в зависимости от многих факторов - части речи, склонения, числа, а также наличия исключений из правил.
Учителя младших классов дают своим ученикам рифмованные варианты правил - для более лёгкого запоминания.

Знак не ставим никакой!
В глаголах и наречиях
Знак пишется всегда,
А в кратких прилагательных
Не пишем никогда!
I. Организационный момент
1. Обобщающая беседа по изученному теоретическому материалу.
Перечислите случаи, когда мягкий знак после нешипящих согласных пишется.
(-Ь пишется на конце слов для обозначения мягкости согласных, например: пень, лень [Н`])
В сочетании каких согласных пишется мягкий знак?
(- Ь пишется в середине слова)
а) после мягкого л, стоящего перед любым согласным, например: больной, мальчик, сельдь;
б) после мягкого согласного, стоящего перед твердым согласным,например: Кузьма, меньше, борьба).
В каких глаголах пишется Ь?
(- В возвратных глаголах перед – ся, в неопределённой форме, например: улыбаться (глагол в неопределённой форме).
Что вы помните о правописании прилагательных?
(- В прилагательных, образованных от названий месяцев с Ь на конце, слова, кроме январский (от январь), например: ноябрьский (от ноябрь), октябрьский (от октябрь).
Как пишутся сложные числительные?
(- В числительных, обозначающих круглые десятки от 50 до 80 и круглые сотни от 500 до 900,после первого корня, например: семьдесят, шестьсот).
В каких сочетаниях согласных мягкий знак не пишется?
(- Ь не пишется в сочетании согласных чн, чк, чт, чш, нч, нщ, щн, рч, рщ, например: чтение, птенчик, кончик).
В каких формах глагола Ь не пишется?
(- Ь не пишется в возвратном глаголе 3л., ед., мн. числа н.б. времЯ).
Вариант урока.
Тему “Правописание Ь после согласных (кроме шипящих)” ученики готовят домашним заданием.
Класс делится на две команды, в которые входят ребята с разным уровнем усвоения материала. Во время игры команды обмениваются заданиями и решают их в отведенное время. На каждый вопрос команды – соперницы отвечает тот участник отвечающей команды, которого выберут соперники. Команда заинтересована в знаниях каждого своего ученика, а значит, сильные подтягивают слабых. (Приготовленные вопросы предварительно просматриваются учителем).
2. Выполнение упражнений на закрепление правописания Ь после согласных (кроме шипящих).
Выборочный диктант. Из текста выбрать слова с орфограммой и разнести их в две колонки: в одну с Ь, а в другую - без Ь.
Наша усад…ба весной особенно красива. Ветви сирени закрывают вес… дом. Июн…ским вечером кисти белых цветов выделяют…ся на тёмной зелени. Если поран…ше встав…, можно пойти встретит… зор…ку. Бол…шую радост… получаю от общения с природой. Каждая веточ…ка, знакомая тропиноч…ка радует сердце.
3.Подведение итогов повторения.
III.Повторение и обобщение учебного материала по теме “Мягкий знак после шипящих в разных частях речи”
1.Подготовка учеников к активной познавательной деятельности с целью обобщения теоретического материала.
Творческое задание. Отгадайте слова метограммы
(Греч.meta-“переход”+ gramma-буква) замена в слове одной буквы другой: пол – кол – мол – вол –дол –гол.
С третьей буквы алфавита
Я больных лечу.
А с четвёртой
Я весной прилечу.
В дальнейшей работе используем малые жанры литературы: загадки, пословицы, словесные игры.
Отгадайте загадки, ответы разделите на две колонки
По какому признаку вы распределили слова на два столбика?
(Слова распределены по признаку наличия или отсутствия после шипящих Ь на конце слова)
2. -А теперь, когда мы выяснили, что Ь после шипящих в некоторых случаях пишется, а в некоторых нет, запишем тему урока “Мягкий знак после шипящих”
3.Работа с таблицей. (Образец заполнения таблицы)
4.Подведение итогов . Графическая схема. Обобщение правила
Устная формулировка правила учителем:
IV.Ввод алгоритма.
Какой шаг необходимо сделать прежде всего?
(-определить какой частью речи является данное слово).
(-у существительного выяснить, к какому склонению относится данное существительное)
Если существительное 1 и 2 склонения?
(-после шипящего Ь не пишется, например: туч (существительное 1склонения). Грач (существительное 2 склонения).
Если существительное 3 склонения?
(-после шипящего Ь пишем, например: ночь (существительное 3 склонения).
Если слово является кратким прилагательным?
(-после шипящего Ь не пишем, например: колюч (кроме прилагательного).
Если это глагол?
(-в любом случае в глаголе после шипящих Ь).
Если это наречие (кроме: уж, замуж, невтерпёж)
(- после шипящего пишем Ь, например: прочь, наотмашь (наречие).
Обобщенный алгоритм.

3. Как можно сформулировать образец рассуждения?
Образец устного рассуждения
Уж… небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало, короче становился день (А.С.Пушкин).
(-Уж-наречие - исключение, следовательно, после ж Ь не пишется.
Графическое обоснование: уж (?) - наречие, искл., ь нет
Колюч - краткое прилагательное, следовательно, после ч
Ь не пишется.
Графическое обоснование: могуч (?) – кр., прил.,- ь нет
V. Закрепление.
1. Словарный диктант с комментированием по алгоритму
Доч…, видиш…, скрипуч…, настеж…, еш…, луч… , луж… , воткнёш… , пляж… , карандаш… , замуж… , навзнич… , стереч…
2.Списать пословицы и поговорки, найти и графически обосновать написание слов с искомой орфограммой.
3. Выборочный диктант
Заполнить таблицу, состоящую из 4 граф (по видам орфограмм), словами из словарного диктанта.
Класс делится на 2 группы:
4. Творческое задание
Образуйте от данных слов слова с нужной орфограммой, изменив форму или подобрав однокоренное слово:
1 в: существительные; 2 в: прилагательные; 3 в: глаголы; 4 в: наречие.
6. Дополнительное задание:
составить логогриф со словами
Логогриф (греч.logos-“слово”+griphos- “загадка”) - поиски загаданного слова и образование от него новых путём перестановки или выбрасывания отдельных слогов или букв: целое – часть дерева, без одной буквы – река, без двух – местоимение, без трёх – предлог (крона – Рона – она – на).