
И причастия. Повторение и обобщение изученного в 7 классе. Кончалось лето, но природа ёще не потеряла могучей силы.4,7 Кругом всё радовалось и цвело. Не прошло и. Время: 45 минут. Большая медведица стала переходить неширокую, но быструю реку.
Уровня сформированности практических умений и навыков:.11 2 дня тому. Работа состоит из двух частей. Наречие как часть речи. Контрольные диктанты с грамматическим заданием по русскому языку для 7 класса. В сборник входят контрольные диктанты за четверти, а также.
. Увядание лета. Шел Васютка по тайге, следил за памятками на деревьях и думал о том, что, наверное, всякая. Выписать из предложения словосочетание с деепричастием и сделать его синтаксический разбор.3. Диктанты по русскому языку. Грамматические задания направлены на выявление.
54 видеоурока, 54 презентации и 54 теста по русскому языку для 7 го класса. В небе плыли прозрачные3 облака. Тематический. Леса зеленели с бархатной пышностью. Название темы. По засыпанному галькой берегу шли три медведя. Контрольный. Контрольный диктант 6 класс.3 четверть, тема деепричастия.
Белоусову КОНТРОЛЬНЫЙ диктант С грамматическим заданием Укажите определяемые слова и подчеркните причастные обороты. На площади 7 старый, посеревший от времени собор, шесть улиц разложены вдоль по течению Дона. Всего тестов: 148 Новых тестов: 2 Количество решений:.
контрольный диктант по теме причастие 7 класс с грамматическим заданием
диктанты для 7 класса по русскому языку
сборник диктантов по русскому языку 7 класс
диктант 7 класс с причастными и деепричастными оборотами
итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием 7 класс
Кусты окончились. Перед глазами гостей неожиданно открыл ась окруженная лесом широкая площадка, утрамбованная и усыпанная мелким песком. На одном ее конце стоял восьмигранный павильон, весь разукрашенный флагами и зеленью.
Когда стало смеркаться, вокруг павильона зажгли длинные цепи из разноцветных китайских фонарей. Но этого оказалось мало: площадка оставалась почти не освещенной. Вдруг с обоих концов вспыхнули ослепительным голубоватым светом два электрических солнца, до сих пор тщательно замаскированные зеленью деревьев. Березы и грабы, окружавшие площадку, сразу выдвинулись вперед. За ними слабо вырисовывались на совершенно черном небе круглые и зубчатые деревья чащи, окутанные в серо-зеленую мглу. Кузнечики в степи, не заглушаемые музыкой, кричали так странно, Громко и дружно, что казалось, будто кричит только один кузнечик, но кричит отовсюду: и справа, и слева, и сверху. (120 слов.) (По А. Куприну.)
Задания к диктанту
1. Разберите по членам предложения.
1 В.: Перед глазами гостей. II. В.: На одном ее Конце.
2. Укажите состав слов.
1 В.: усыпанная, восьмигранным, освещенной II В.: разукрашенный, разноцветных, заглушаемые
3. Произведите морфологический разбор причастий.
1 В.: окружившие II В.: замаскированные
4. Озаглавьте текст.
Д/з: 1) повторить орфограммы причастия;
2) упр. 128, 129. После урока анализа и работы над ошибками проверка домашнего задания - упр. 132 (анализ текста - устно); упр. 133 (письменно).
(7 ч + 2 ч развития речи)
При изучении деепричастий задачей учителя является формирование у учащихся умения выделять в речи деепричастия, отличать их от глаголов и причастий, выработка навыка выделения деепричастий и деепричастных оборотов на письме, из орфограмм основной является правописание не с деепричастиями. При кажущейся простоте темы учитель должен знать, что неверное употребление деепричастий дает большое количество грамматических ошибок: не всегда учащиеся понимают, что деепричастие обозначает добавочное действие того же предмета, действие которого обозначает и глагол; при образовании деепричастий путают вид. («Возвращаясь домой, меня застиг дождь». «Учив уроки, я потратил много времени на математику».) Вместе с тем умение пользоваться деепричастиями необходимо: они делают речь более точной, лаконичной, помогают передать множество действий, избегать однообразия синтаксических конструкций.
Урок 1. ПОНЯТИЕ О ДЕЕПРИЧАСТИИ
(ДЕЕПРИЧАСТИЕ как ОСОБАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА).
Ц е л ь: знакомство с грамматическими особенностями деепричастия, местом и ролью деепричастий, деепричастных оборотов в предложении, предупреждение ошибок при употреблении деепричастий в речи.
1. Работа с текстом (записанным или воспроизведенным через проектор на доске).
Тетерев сел на самом вepxy, где сук сосны и сук ели сложились, как
мостик между двумя деревьями. Устроившись на этом мостике ближе к ели, Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине черного грудь его стала переливать из синего на зеленое. И особенно красив был его радужный, раскинутый лирой хвост. Завидев солнце над болотными, жалкими елочками, он подпрыгнул на своем высоком мостике, показав свое белое, чистейшее белье подхвостья, подкрылья, и крикнул: «Чуф! Ши!» (М. Пришвин.)
- Объясните орфограммы и знаки препинания.
- Определите тему, главную мысль текста, озаглавьте.
(Красавец тетерев.) - Определите стиль текста, назовите его приметы. (Эпитеты: синяя, черного, зеленое, радужного, белое. Метафоры: загорелся огненным цветком, стал расцветать, чистейшее белье, крикнул. Сравнение: как мостик . )
- Какими морфологическими средствами выразительности пользуется автор? (Имена прилагательные - эпитеты позволяют создать яркий красочный образ, глаголы - передать действие тетерева.)
I . Объяснение нового материала.
- Какие действия совершает тетерев? (Сел, стал расцветать, подпрыгнул, крикнул; устроившись - устроился на мостике; завидев солнце - завидел солнце; показав белье - показал белье.)
- Являются ли эти слова глаголами? Чем они похожи на глаголы и чем отличаются от них? От каких слов зависят?
! Эти слова обозначают действие, но у них: 1) нет привычных окончаний глаголов, 2) они не изменяются.
Учащиеся сравнивают: устроившись, стал расцветать - устроившись, расцвел, устроившись – расцветает.
Ребята, это д е е п р и ч а с т и е ; наша цель - познакомиться с грамматическими особенностями деепричастий.
Вывод 1. Деепричастия не изменяются.
Какое действие главное, основное?
(Устроившись, стал расцветать.)
Вывод 2. Деепричастия - особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.
- Какое действие главное в последнем предложении? Какие - добавочные? Какова грамматическая основа этого предложения? Как поставить вопрос к деепричастию? Какой это член предложения? (Что делая? Что сделав? - Когда? Как?)
Завидев солнце над болотными, жалкими клочками, подпрыгнул.
(Когда завидел солнце. ) (Что сделав? Когда?)
Вывод 3. Деепричастие в предложении является обстоятельством.
- Как называется причастие с зависимым словом?
- Как вы думаете, как называется деепричастие с зависимыми словами?
Вывод 4 и правило: деепричастие почти всегда, деепричастные обороты всегда в ы д е л я ю т с я за п я т ой.
- Выпишите из текста деепричастные обороты с глаголом, к которому они относятся.
III . Работа с § 30.
- Что еще вы узнали о грамматических признаках деепричастия? (Вопрос ч т о Д е л а я? - несов. Вида, вопрос ч т о сделав? - сов. вида.)
IV. Найдите в тексте причастия и причастный оборот, выпишите их с определяемым словом.
- Почему они не выделяются здесь знаками препинания?
Учащиеся называют глаголы, с помощью которых выражены основные действия и добавочные, выраженные деепричастиями.
Называют деепричастные обороты.
Учащиеся должны найти предложение с деепричастиями, выписать его, затем ответить на вопрос задания.
VII. Объяснительный диктант.
Затаив дыхание, сидели дети на холодном камне, дожидаясь, когда и к ним придут лучи солнца и обогреют их хоть немного. И вот первый луч, СКОJJЬЗНУВ по верхушкам ближайших, очень маленьких елочек, наконец-то заиграл на щеках у детей. .
Отдохнув на камне и согревшись в лучах солнца, Настя с Митрашей встали, чтобы продолжать дальше свой путь. (М. Пришвин.)
- Над деепричастиями напишите два вопроса:
1) как к форме глагола (что сделав?);
2) как к члену предложения (как? когда?).
- Подчеркните деепричастные обороты как члены предложения.
VIII. ! При употреблении в речи деепричастий надо все время помнить, что они обозначают добавочное действие к основному, выраженному глаголом, а действующий предмет у них один.
- Можно ли сказать?
Подъезжая к сией станции, у меня слетела шляпа. (А. Чехов.) (Кто подъезжал? Что слетело?) Прощаясь с друзьями, один из них сказал мне.
Подходя к лесу, мне стало холодно.
Читая строки романа, создается впечатление.
(Кто читает? Что создается?) (Д. Э. Розенталь.)
IX . Упр. 136. (Исправить ошибки - устно.)
Д /з: § 30, 31, с тремя примерами из поэтического текста; упр. 138.
Урок 2. Знаки препинания в предложениях
с деепричастиями и деепричастными оборотами
Цель урока: формирование навыка выделения запятыми деепричастий и деепричастных оборотов.
Рассказ о деепричастии с примерами, подобранными из поэтических произведений. (Из стихотворения «Берёзка» С.Есенина, «Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкина, «Догорел апрельский светлый вечер» И. А. Бунина.) 2-3 примера записать.
По лощинам, звезды отражая,
Ямы светят тихою водой,
Журавли, друг друга окликая,
Осторожно тянутся гурьбой.
А весна в зазеленевшей роще
Ждет зари, дыханье затая. (И. Бунин.)
2. Проверка упр. 138 (по цепочке).
II . Синтаксический разбор предложения.
Мерцалов свернул в калитку и, пройдя длинную аллею лип,
занесенных снегом, опустился на низкую садовую скамейку.(А. Куприн.) (Простое, повеств., невоскл., двусост., полное, распр., осложнено однородн. членами и дееприч. оборотом.)
-Когда выделяется запятыми причастный оборот?
-Когда выделяется запятыми деепричастный оборот?
-Выделяется ли одиночное причастие?
-Выделяется ли одиночное деепричастие?
II I . Комментированный диктант.
Тут было тихо и торжественно. Деревья, окутанные в свои белые ризы, дремали в неподвижном величии. Иногда с верхней ветки срывалсн кусочек снега, и слышно было, как он шуршал, падая и цеПJlННСЬ за другие ветки. Кто-то шел по аллее. Поравнявшись со скамейкой, незнакомец вдруг круто повернул в сторону Мерцалова и, слегка дотрагиваясь до шапки, спросил: «Вы позволите здесь присесть?» (А. Куприн.)
(Над деепричастиями пишем вопрос
ч т о с д е л а в? ч т о делая?)
V. Учащиеся образуют от данных глаголов действительные причастия прошедшего времени и деепричастия.
сомневаться (сомневавшийся; сомневаясь);
отдохнуть (отдохнувший; отдохнув, отдохнувши устар.);
снять (снявший; сняв, снявши: Снявши голову, по волосам не плачут);
понять, принять, увидеть, заметить, обидеть.
VI. Упр. 140 (l-е, 2-е предложения - коллективно; 3, 4, 5-е самостоятельная работа).
Упр. 142 (индивидуальные задания на доске).
Д /з: § 30, 31 (свои примеры записать в тетрадь);
УРОК 3. РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ НЕ С ДЕЕПРИЧАСТИЯМИ
Ц е л ь: познакомить учащихся с правилом правописания не с деепричастиями, формировать навык правописания не с деепричастиями в сопоставлении с причастиями и глаголами.
1. Проверка домашнего задания.
1. Рассказ о деепричастии с самостоятельно подобранными примерами.
Учащиеся по цепочке читают свои примеры с деепричастиями.
2. Взаимопроверка упр. 139.
3. В это время учащиеся выполняют индивидуальные задания: производят синтаксический разбор предложений, расставляют знаки препинания и вставляют орфограммы.
1) Поб. .жали по деревенск..м улицам бурливые, к. .ричневые, св..ркаlOщие ручейки сердито пенясь вокруг встречных каменьев и быстро в..ртя щепки и гуси..ыЙ пух. (А. Куприн.) 2) Впереди обыкновенно бежал свесив набок дли. .ыЙ роз. .выЙ язык белый пудель Арто остриж..ыЙ наподобие льва. у перекрес(?)ков он ост. .навливался и м. .хая хвостом вопросительно оглядывался назад. (А. Куприн.)
II . Запись в столбик глаголов с объяснением их правописания с не.
Не спешить, не заметить, не торопиться, не сдержать, не сделать, не расставить, не раскрыть, не расспрашивать, ненавидеть, негодовать, неистовствовать.
III . Объяснение нового материала.
Учитель сообщает тему урока и правило правописания не с деепричастиями.
Учащиеся образуют от данных выше глаголов (см. п. II) деепричастия и записывают их во второй столбик.
IV. Тренировочные упражнения.
Учащиеся обозначают орфограммы, выделяют деепричастия и деепричастные обороты запятыми.
2. Индивидуальные задания на доске: раскрыть скобки, расставить знаки препинания - упр. 146 карточка
1) Гром грохотал (не)переставая. (к. Станюкович.) 2) Дождь барабанил по крыше точно сердясь и (не)годуя на кого-то. 3) В саду за окнами (не)умолкая ни на одну секунду кричали воробьи и сороки. (А. Чехов.) 4) Чувствуя близкий конец скитаний Алексей полз (не)жалея сил (не)отдыхая. (Б. Полевой.) 5) (Не)помня себя от восторга я побежал домой. (с. Акимов.)
Не)засеянное поле, поле (не)засеяно, (не)засеянное вовремя, lасеяли поле, (не)засеяв поле, (не)законченная работа, (не)законченная мною, (не)закончив работу.
Класс в это время записывает под диктовку предложения с графическим комментированием орфограмм и обозначением деепричастных оборотов.
Лось, обирая осинку, с высоты своей спокойно глядит на ползающую
девочку, как на всякую ползающую тварь.
Ничего не_видя, кроме своей клюквы, ползет она и ползет к большому
чёрному пню. Лось ее и за человека не_считает.
Девочка ползла по болоту, не_поднимая вверх головы. И так она
приолзла к горелому пню. (М. Пришвин.)
Упр. 145. Учащиеся выбирают не с деепричастиями, объясняют правописание слова нетронутая.
Урок 4. ДЕЕПРИЧАСТИЯ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА
Ц е л ь: знакомство со способами образования деепричастий несовершенного вида; формирование умения образовывать деепричастия от глаголов, сохраняя вид.
I . Повторение изученного по вопросам.
- Что называется деепричастием?
- Каким членом предложения являются деепричастия?
- В чем деепричастие сходно с глаголом, чем от него отличается?
II . Объяснение нового материала.
Итак, у деепричастия есть морфологические признаки: неизменяемость и вид.
(Сообщение темы урока и его цели.)
Работа с материалом § 33. Заполнение таблицы:
несов. вид -а(-я) что делая? уча
сов. вид что сделав?
III . Тренировочные упражнения.
1.Упр. 148 (устная орфоэпическая работа).
2.Упр. 149 по группам.
1 группа выполняет задание учебника.
2 группа составляет предложения с образованными деепричастиями.
3-я группа составляет текст.
Индивидуальное задание: выписать на доске слова с пропущенными буквами, сгруппировав по орфограммам, обозначить орфограммы и условия их выбора.
3. Из данных на доске слов учащиеся выписывают деепричастия и определяют их вид; затем выписывают глаголы и причастия.
(Не)задумываясь, (не )торопится, (не) бе..ПОКОЯСЬ, (не) навидя, (не)будучи, (не)разб..рается, (не)спеша, (не)несу, (не)сбросив, (не)мог, (не)ра..стилаясь, (не)истовствовать, (не)топча, (не)хочет(?)ся, (не)напуганы, (не )зная, (не )доумевая, (не) покрытые головы, (не) распечата. .ое мною, (не)вида..ыЙ, (не)жалея.
4. Выпишите деепричастные обороты с глаголом, к которому они относятся, определите вид деепричастий, обозначьте суффиксы.
1) И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок.
В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах . а сам с ноготок!
2) Положим, крестьянский ребенок свободно растет, не учась ничему, но вырастет он, если Богу угодно, а сгибнуть ничто не мешает ему
Я сам наслаждался, валяясь на сене, их шумным весельем. (Н.Некрасов.)
Внимание! Действия, добавочное и основное, происходят одновременно.
Д/з: § 33; упр. 151; словарные слова на с. 69-70.
УРОК 5. ДЕЕПРИЧАСТИЯ СОВЕРШЕННОГО ВИДА
Ц е л ь: знакомство со способами образования деепричастий совершенного вида, формирование умения образовывать деепричастия от глаголов, сохраняя вид.
1. Проверка домашнего задания.
1) Самопроверка упр. 151.
2) Проверка учителем графического обозначения суффиксов деепричастий и деепричастных оборотов.
II . Работа с данным на доске текстом.
Павлик оглянулся. Он был один. Жизнь,успоко..ная его (не)подвижностью, вновь ра. .цвела и зак. .пела вокруг него. Пропл. .вали разн. .цветные, нежно пульсирующие медузы. М. .лькали рыбы, св. .ркая ярк.. красками. Почти (не)слушая зоолога, Павлик с зам..рающ.. сердцем сл. .дил за каждой тенью, появлявш. .ся вдали, в зелен.. сумр. .ке.
- Выпишите слова с пропущенными буквами, объясните графически выбор орфограммы.
- Выпишите 1) Х, прич. + завис. сл. 2) глаг., деепр. + за-
вис. сл.; 3) деепр. + завис. сл., глаг.
- Определите вид глаголов и деепричастий. Над деепричастием надпишите вопрос к форме глагола (ч т о д е л а я?).
III . Учащиеся образовывают от глаголов, встретившихся в тексте, деепричастия
- Какого вида эти деепричастия?
Запись темы и способа образования деепричастий.
Делается вывод об образовании деепричастий совершенного вида:
Оглянулся – оглянувшись - оглянуться
Расцвела – расцветши – расцвести – с//т - расцвет
Закипела - закипев - закипеть
- Что еще вы узнали об образовании деепричастий совершенного вида? (Могут образовываться с помощью суффиксов -а, -я от основы простого будущего времени.)
V. Тренировочные упражнения.
1. Задание по группам с последующей проверкой.
l-я группа - упр. 152. 2-я группа - упр. 153. 3-я группа - упр. 154.
2. Диктант «Проверяю себя» с обозначением вида и суффиксов деепричастий.
Рыбы-попугаи висели головами вниз, тихо шевеля серовато-фиолетовыми, в нежных красноватых пятнах хвостами, окаймленными белой полосой. Выше Павлик заметил трех крупных рыб, окруженных небольшой стайкой сине-полосатых губанов. Ему показалось, что губаны вцепились в них со всех сторон и хотят разорвать на части. Но, приглядевшись, Павлик закричал, не удержавшись от смеха: «Парикмахерская! Рыбья парикмахерская!»
- Что за мир изображен писателем Г. Адамовым?
(Подводное царство.) - Какое впечатление произвел он на мальчика, опустившегося на дно Саргассова моря в новом скафандре? Вот как пишет автор:
Раскрыв рот от восхищения, забыв и страх и одиночество, Павлик смотрел кругом, ослепленный чудесным зрелищем, машинально отвечая на вопросы зоолога.
- Выпишите из этого предложения деепричастные и причастные обороты с главным словом.
- Обобщите полученные знания о деепричастиях.
Д/з: § 33, 34; упр. 155.
УРОКИ 6, 7. РАЗВИТИЕ РЕЧ И.
СОЧИНЕНИЕ С ОПИСАНИЕМ ДЕЙСТВИЯ
Ц е л ь: показать роль деепричастий в сочинении с описанием действия.
Возможные варианты уроков (по выбору учителя).
1 вариант - сочинение по картине С. Григорьева «Вратарь» (Упр. 161).
(См.: Обучение русскому языку в 5-6 классах: Методические указания к учебнику 5-6 классов / Сост. М. Т. Баранов.- М., 1986.- С. 219-221.) 2 вариант - сочинение по личным впечатлениям: «Как мы играли в футбол»; «Как мы победили в соревнованиях по . ».
(Использовать в качестве рабочего материала упр. 159, 160.)
3 вариант - изложение с элементами сочинения.
Нынешним летом снова довел ось мне побывать в степном Заволжье. Просторы здесь - глазу упереться не во что. Колыхнется под ветром чуткая нива, замрут на мгновение упругие колосья, и вдруг разом встрепенется и словно ринется к сверкающему горизонту неоглядная шелестящая волна.
На полевой стан угодил я под самый обед. День был жаркий -струилось марево. Под нехитрым навесом рассаживались усталые, запыленные люди. Но разговор шел веселый, с прибаутками и смехом.
Год выдался добрый, и от щедрот его теплела душа.
Поодаль стояли примолкшие комбайны. Но одна машина еще громыхала и, покачиваясь в пыли, грузно волочилась вдоль кромки покоса.
Я зашагал туда. Пока подходил, Владимир Иванович Минаков заглушил мотор и выбрался из кабины. Нет, он не выбрался, он буквально выкарабкался из нее.
Весь почерневший, потный, с головы до ног облепленный колючими ворсинками половы, стоял передо мной смертельно усталый человек.
Без малого сорок лет трудится он на этой краснокутской земле.
- Ну, здравствуйте. - выдохнул он смущенно и шагнул к бочке с водой.
Зачерпнув доверху полуведерный ковш, отпил, не отрываясь, чуть не половину, остальную плеснул на себя. И сразу окутался облачком - это солнце накинулось на влагу, и, казалось, рубаха дымится.
Такая была жара. И в такую вот жару, пообедав торопливо, надо было снова забираться в пышущую огнем кабину и снова весь день напролет крутить под этим ошалелым солнцем до блеска натертый ладонями штурвал.
Так достается хлеб. (И. Тобольский.)
(Текст из книги П. Ф. Ивченкова «Обучающие изложения.
5-9 классы». М., 1995.) Дополнительное задание:
- Какова главная мысль автора?
- Какими изобразительными средствами он пользуется, раскрывая ее? Как использует деепричастные обороты?
- Знаете ли вы, как достается хлеб? Доводилось ли вам видеть труд хлеборобов? Как вы к нему относитесь?
Д/з: § 33, 34; упр. 157; словарные слова на с. 69-73.
УРОК 8. МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ДЕЕПРИЧАСТИЙ
Ц е л ь: обобщение и систематизация знаний о деепричастии, знакомство с порядком морфологического разбора деепричастия.
1. Проверка домашнего задания: 1) словарные слова, их значение; с. 69-73; 2) упр. 157.
- Прочитайте пары: причастия - деепричастия из записанных предложений; укажите их вид.
Что роднит причастия и деепричастия? Чем они отлича-
Какие у причастия морфологические признаки? Какие - у деепричастия? Обобщите в таблице:
а) действительное или страдательное б) время в) вид
а) полн. - кратк. (страд.) б) род в) число г) падеж
Какой? (Что делающий? Что сделавший?)
а) вид б) неизменяемое
Что д е л а я? Что сделав?
II . Морфологический разбор причастия и деепричастия поднявшийся - поднявшись.
III . Учащиеся выписывают из предложений деепричастия, определяют их вид.
1) Расставшись с другом, плачут семь лет, расставшись с родиной - всю жизнь. 2) Не давши слова, крепись, а давши, держись. 3) Не бравшись за топор, избы не срубишь. 4) Не учась и лаптя не сплетешь. 5) Поработавши до поту и поешь в охоту. 6) Убегая от дыма, не бросайся в огонь .
- Восстановите пословицы (устно). (Работа в форме игры «Кто больше запомнил!».)
IV. Вопрос классу: какой закон пунктуации заставляют вспомнить причастия и деепричастия? (Выделение запятыми обособление - при определенных условиях.) (См. схемы с. 36, 39.) - Выпишите деепричастия и деепричастные обороты из строф стихотворения И. А. Бунина.
1) И ветер, играя листвою, смешал молодые березки.
2) И ночь тянулась без конца.
Порой, дремотой обвевая,
Шумела тише вьюга злая,
Шуршала снегом у крыльца.
3) Берез веселых хоровод,
Шумя, встречает нас поклоном.
4) Опять привольные поля
Проходят мимо нас кругами,
И хутора и тополя
Плывут, скрываясь за полями.
5) Блистая, облака лепились
В лазури пламенного дня.
Две розы под окном раскрылись
Две чаши, полные огня.
И день сиял, и млели розы,
Головки томные клоня,
И улыбалися сквозь слезы Очами, полными огня.
6) Шумели листья, облетая,
Лес заводил осенний вой.
7) Змея, шурша листвой дубовой,
Зашевелилася в дупле.
И в лес пошла, блестя лиловой
Пятнистой кожей на земле.
V. Анализ предложения, графическое обозначение орфограмм.
Стеклянный, редкий и ядреный,
С веселым шорохом спеша, Промчался дождь, и лес зеленый
Затих, прохладою дыша.
(сложносоч., повеств., невоскл.) - Постройте схему предложения.
[сказ подл], и [подл сказ].
- Произведите морфологический разбор и разбор по составу слов: промчался, спеша, дыша, читая, навестив.
Обобщите знания о морфологическом разборе деепричастия.
V I . Упр. 156. Конструирование предложений с деепричастиями.
Индивидуальное задание выполняется одновременно: слова с пропущенными буквами двое учащихся записывают на доске с графическим обозначением.
Д/з: § 35; повторить § 23;упр. 162; просмотреть карточки «Мои ошибки».
УРОК 9. КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
Мысль об опере не покидали Глинку. Он знал, что это будет рассказ о Подвиге, о борьбе русского народа с вероломством, насилием. Жуковский напомнил ему об Иване Сусанине. Глинке вспомнилась «Дума» Рылеева. «Да ведь это законченная драматическая сцена»,- подумал он. С этого все началось.
Лучше всего композитору работалось в Новоспасском. В одной из комнат жили птицы: черноголовки, малиновки и даже соловей. Они хлопотливо щебетали, свободно летая по комнате. Глинка, навещая своих питомцев, слушал их пение, а потом шел к себе и долго-долго играл.
Премьера оперы состоял ась 27 ноября 1836 года.
Успех был невиданный. Глинку поздравляли, обнимали. Выходя на вызовы, он повсюду встречал обращенные к нему улыбки. Композитор заметил Пушкина. Поэт горячо аплодировал, радостно переговариваясь с молодыми людьми, окружавшими его. (118 слов.) (По В. Россихиной.)
Задания к диктанту.
1. Разберите по членам предложения:
1 вариант: Выходя на вызовы. ; II вариант: Поэт горячо. .
2. Произведите морфологический разбор и разбор по составу слов.
1 вариант: летая; 11 вариант: навещая.
3. Выпишите 4 слова с разными орфограммами, объясните условия выбора орфограмм.
4. Озаглавьте текст.
(22 ч + 5 ч развития речи)
Наречие - развивающаяся часть речи. Роль наречий в языке очень велика. Без них, как и без прилагательных, наша речь теряет конкретность, образность. Чем лучше развита устная и
письменная речь наших учащихся, тем больше они употребляют наречий и тем больше подчас допускают ошибок.
Формальный подход учащихся к определению наречия как части речи только по вопросу часто ведет к ошибкам, поскольку в сознании младших школьников вопросы к а к? к а к о й? к ак о в? совмещаются, возникает основание для ошибки в определении слова как части речи.
Само грамматическое значение наречия как части речи, «обозначающей признак действия, качества или предмета» (Русский язык: Энциклопедия/Под ред. Ф. П. Филина.- М., 1979), тоже требует серьезной работы по разграничению наречия и других частей речи: наречия и существительного с предлогом, наречия и имени прилагательного, наречия и деепричастия, наречия и предлога. Трудно осознается учащимися значение «признак признака». Разграничение сравнительной степени качественных прилагательных' и наречий, полностью совпадающих по форме, возможно только в случае четкого представления о семантических, морфологических и синтаксических признаках наречия.
В практике работы следует обратить внимание учащихся на то, что чаще всего наречие обозначает признак действия, сочетаясь с глаголом, и признак признака, сочетаясь с именем прилагательным или другим наречием.
Особенность наречия как неизменяемой части речи требует умения сопоставлять его с изменяемыми частями речи, уже полностью изученными по программе средней школы. Возможным становится рассуждение «от противного» О наречии как части речи, которая «не обладает категориями ни имени, ни глагола» (Русский язык: Энциклопедия/Под ред. Ф. П. Филина.- М., 1979). Учащиеся убеждаются, что наречие не обладает признаками ни склоняемых, ни спрягаемых частей речи.
Важным моментом в изучении наречия как неизменяемой части речи, в овладении навыками правописания наречий является их словообразование. Например, чтобы выяснить, как пишется по-осеннему в предложении По-осеннему сыплет ветер, по-осеннему шепчут листья (С. Есенин), учащиеся должны: 1) определить лексическое и грамматическое значение слова, его синтаксическую роль, 2) определить часть речи, 3) выяснить способ образования наречия, выделить приставку и суффикс и лишь после этого выбрать написание наречия через дефис. Состав слова и способ его образования важен и для выбора других орфограмм в наречиях (н и нн В наречиях на -о, -е, буквы о и а на конце наречий с приставками uз-, до-, с- и др.).
Правописание многих наречий основано не на логическом рассуждении, а на запоминании, поэтому учитель должен включать в систему упражнений такие, которые развивают орфографическую память.
Учитель должен выработать у учащихся умение разграничивать наречия, краткие причастия и краткие прилагательные для выбора орфограммы н и нн в наречиях на -о, -е (зерно рассеяно - смотреть рассеянно - девочка рассеянна), отличать наречия от существительного с предлогом (начать сначала - с начала урока, тянется понизу - по низу дома). Изучение этой закономерности правописания наречий предполагает умение учащихся сразу видеть имя существительное как часть речи со всеми грамматическими признаками, умение соотнести имеющиеся знания о существительном с новым Лингвистическим явлением, почувствовать смысловое различие существительного и наречия (начать сначала - снова; с начала урока - есть середина, конец).