Погода в Санкт-Петербурге | Pogoda78.ru

06:36Пятница28 Ноября
Главная » Статьи » ДИКТАНТЫ С ГРАММАТИЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ ПО ТЕМЕ «ПРИЧАСТИЕ»

ДИКТАНТЫ С ГРАММАТИЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ ПО ТЕМЕ «ПРИЧАСТИЕ»

ДИКТАНТЫ С ГРАММАТИЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ ПО ТЕМЕ «ПРИЧАСТИЕ»

    Все моря имеют берега. Моря   отграничены от остального океана сушей.

Но есть на земном шаре такой участок океана, называемый морем, где нет суши даже по краям. Границами этого моря   являются морские течения, охватывающие овальным кольцом   огромное пространство воды, лишенное заметных течений. Эта   часть Атлантического океана, называемая Саргассовым морем, занимает пространство коло 4 миллионов квадратных километров. Синеву моря оттеняют желтовато-коричневые   кустики водорослей, разбросанные по одному или соединенные в поля.   К отдельным кустикам прикреплены комья икры летучих рыб. По водорослям лазают желто-коричневые крабики, лишенные раковины улитки. Резвятся освещенные ярким солнцем   дельфины.

Предупредительно-объяснительный диктант

Обозначить окончания причастий и прилагательных, объяснить их написание

  1. Запах от цветущих яблонь и ночных цветов лился по всей земле.
  2. Свежесть утра веяла над пробудившимися Сорочинцами.
  3. Написанный в блокноте номер телефона оказался неверным.
  4. Картофель, выращенный на нашей даче, оказался очень крупным.
  5. Уставшая после работы мама прилегла на диван.
  6. Сережа отнес прочитанную книгу в библиотеку.

Предупредительно-объяснительный диктант

Записать предложения подчеркнуть краткие причастия и обозначить в них суффиксы

  1. День спектакля был назначен.
  2. Лиза и Соня были очень заняты учением ролей и озабочены костюмами.
  3. Лев Николаевич был особенно оживлен и весел.
  4. Вокруг дома ничего не было расчищено.
  5.  Все ружья были заряжены.
  6. Казалось, все были очарованы чтением.
  7.  Место сбора было назначено в селе.
  8. Большая светлая аудитория была убрана цветами.
  9. Когда задание выполнено, можно и отдохнуть.
  10.   Каждый был загружен до беспредела.
  11.  Работа отложена.
  12.   Люди увлечены и сосредоточены.

Комментированное письмо

Подчеркнуть имена существительные и относящиеся к ним причастные обороты; надписать падеж существительных и причастий. Объяснить постановку знаков препинания в предложениях с причастными оборотами.

  1. Тени съёжились листва, обмытая росой, радовавшая глаз яркостью, теперь потускнела.
  2. Я увидела кота, лакающего молоко из миски.
  3. На улице шел дождь, сопровождающийся раскатами грома.
  4. На дереве сидела ворона, громко каркающая куда-то в сторону.
  5. В небо поднимался самолет, улетающий в другую страну.
  6. На сцене находился мужчина, исполняющий веселую песню.
  7. Он слушал музыку, доносящуюся из радиоприемника.
  8. На болоте стоял старый, заброшенный сарай, оставшийся еще с того времени, когда улица Лесная только строилась.
  9. По улице, прогибая ее, шли тяжелые лесовозы, заляпанные едкой весенней грязью.

Комментированное письмо

Объяснить правописание суффиксов и окончаний причастий. Разобрать 2-3 причастия по составу

  1.  Причал находился в самом  центре города у шумной, оживленной, переполненной автомобилями набережной.
  2. Машина осторожно пробирается по вырубленной в скалах неровной грунтовой дороге.
  3. Мы добрались до небольшого отеля, расположенного в живописном месте на склоне горы.
  4.  Сотни людей в зале сидели как завороженные и слушали прекрасную музыку.
  5. В покрытых еще не растаявшим снегом каменных россыпях я нашел гнездо полярной совы.
  6. Шумевший за окнами осенний дождь вдруг стих, и в воздухе закружились мохнатые снежинки.
  7. Набрав за день по ведерку черники, мы ходим по заросшему багульником берегу маленького озера и собираем сушняк для вечернего костра.

Диктант «Проверяю себя»

Записать текст по диктовку. Определить род, число и падеж причастий, выяснить какими членами предложения они являются.

          Дальние горы, овеянные синеватой мглой, реяли и расплавлялись у горизонта. Лёгкий ветер шевелил густые травы, пестревшие разно ­ цветными головками. Кое-где открывались вдруг небольшие озерки, будто упавшие на землю и оправленные в изумрудную зелень.

Мы миновали небольшую кучку юрт, расположившихся на холме над озером. Зелёный луг опять принял нас в свои молчаливые объя ­ тья. Горы на другом берегу уже не туманились. Всё ближе подступа ­ ли холмы, разделённые узкими лужками. Временами в ущельях раз ­ давался топот конских копыт, и табун, одичавший и объевшийся на буйных травах, выскакивал на луговину. Его привлекло ржание на ­ ших лошадей.

Словарный диктант

От данных глаголов образуйте причастия настоящего или прошедшего времени. С 3 на выбор составьте предложения с причастным оборотом.

Преобразовать, приготовить, приспособить, пригласить, придумать, превратить, пригодиться.

Словарный диктант

  От данных примеров словосочетаний, образуйте краткую форму причастий и запишите их с отрицательной частицей не.

Незаселенные дома, незаконченная работа,   неоткрытая выставка, необработанный участок земли, непримятая трава, неписаный законы, недописанное упражнение, незанавешенное окно.

Предупредительный диктант

  Подчеркнуть причастные обороты вместе с существительными, к которым они относятся. Объяснить постановку знаков препинания.

  1. Сани тихо бежали в чащах, опушенных белым инеем.
  2. Резко пахло пробившейся из земли травой и самой землею.
  3. В широко отворенные окна и двери веяло свежестью южной ночи.
  4. Окружающий нас мир предстает перед человеком во всем его великолепии.
  5. Сухая жёлто-красная листва, чем-то сладко пахнущая, усыпала всю лужайку.
  6. Колеблется на ветру стебелек, с еще не высохшей утренней росой.
  7. Долгая северная ночь раскинулась над глухо рокотавшим морем, ещё не успокоившимся от недавней бури.

Объяснительный   диктант

Обозначьте суффиксы и окончания причастий, объясните их правописание.

Тающий на солнце снег, звонко лающим щенком, весело щебечущими птицами, хлопочущая на кухне хозяйка, тяжело дышащим больным, служащий солдатом брат, шепчущие на ветру березы.

Объяснительный диктант

Выписать из текста причастия, объяснить их правописание, определить окончание.

  За дальним бродом в таежной чаще набрел я на покосившуюся   избушку. Росла у порога непротоптанная трава, мутны были стекла маленьких окошек. В дверных петлях вместо замка торчала сухая веточка.

  Я толкнул дверь и вошел.   Пыль лежала по полу. Пылью были   покрыты крохотная железная печурка, широкая скамья, поленница сухих дров, сложенная у стены в углу. А у другой стены стоял железный ящик.   Его запыленная крышка была придавлена круглым камнем.

Отвалил я камень, поднял железную крышку и увидел всего-то   навсего две жестянки из под консервов, какой-то мешочек и спичечный коробок. Заглянул в жестянки: в одной – соль, в другой – сахар. Развязал мешок – в нем пшено.

Распределительный   диктант

Запишите   причастия в два столбика. Первый – слитное написание, второй – раздельное.

7 класс. Словарные диктанты № 3
материал для подготовки к егэ (гиа, 7 класс) по теме

I. Сеющийся дождь; строящиеся дома; дремлющий старик; трепещущий на ветру; скачущая лошадь; ясно видящий цель; шепчущиеся кусты; пенящиеся волны; тающий снег; дышащий прохладой; стелющийся туман; клокочущий водопад; плачущий малыш; клеящие коробки; хлопочущие о детях; борющийся с ленью; хлещущий дождь; хвалящийся успехами; числящийся по списку; держащие знамена; зависящие от нас обстоятельства; значащееся по списку количество; колющий предмет; дежурящий милиционер; пилящий дрова; охраняющие границы; прячущийся в кустах; ненавидящий ложь; плещущееся море; рубящие лес; слышащие шум; зависящие от погоды; лечащий врач; рокочущая вдали; тяжело дышащий.

II. Увлекаемый течением; колеблемый ветром; убираемый мамой; орошаемый водой; изображаемый художником; преследуемый врагом; освещаемый луной; исследуемый учеными; поддерживаемый отцом; окружаемый заботой; воспеваемый в стихах; рекомендуемый для чтения; мучимый сомнениями; едва видимые облака; избираемые народом; зависимые от обстоятельств; невидимый во тьме; изучаемое в школе; гонимые ветром; исполняемый певцом; уважаемый всеми; прерываемый гулом; управляемый по радио; ведомые проводником; возобновляемый полет; плохо видимый предмет; пилотируемый летчиком.

III. Увидите стелющийся над речонкой туман; зависимое от обстоятельств решение; тревожащая вас мысль; нещадно жалящие комары; прыснет, будто сеющий через сито дождь; грохочущий водопад; движимые чувством страха; лечащийся травами; рокочущие раскаты грома; едва брезжущий рассвет; плачущего малыша; выращиваемые растения; плещущейся волны; терпящий бедствие корабль; колеблемые ветром листья; надеющийся на помощь; тающие на щеках снежинки; клокочущего вдали водопада; о строящемся доме; самоклеящихся обоев; мечущегося из стороны в сторону; беспокоящегося о результатах экзамена; едва видимого во тьме; щебечущей птицей; зависящий от погоды; рекомендуемая для чтения книга; от жалящих пчел; корабль, борющийся с волнами; едва слышимого шепота; гонящегося за зайцем; у лающей собачонки; в расстилающемся над речкой тумане.

1) Стало плохо видно из-за стелющегося по земле дыма. (Б. Акунин) 2) Мелкий сеющий дождь стал набирать силу. 3) Воцарилась полная тишина, нарушаемая только кваканьем лягушек в пруду. 4) За узкой полоской мелкого песка лежала просторная заводь, едва тревожимая ветерком. (М. Семенова) 5) Солнце, застилаемое дымом, стояло еще высоко. (Л. Толстой) 6) Сразу за дачей начинался склон, и сквозь колеблемые ветром вершины деревьев поблескивал на солнце Финский залив. (С. Высоцкий) 7) Высокие кружевные верхушки травы проступают сквозь мягкий, стелющийся к земле туман. (П. Дашкова) 8) В мае 1827 года торжественно провожаемый московскими друзьями Пушкин отбыл в Петербург. (В. Кулешов) 9) Веющий с юга ветер приносил полынный запах. 10) Слышащийся с поля волчий вой наводил тоску. 11) Возле речки тихо шелестел дремлющий камыш.

Гласные в причастиях прошедшего времени
перед суффиксами -нн- (-н-), -вш-

I. Слышавший шорох; ненавидевший ложь; обидевший малыша; маявшийся от жары; удостоивший чести; растаявший снег; развеявший семена; посеявший страх; рассеявший сомнения; почуявший зверя; расклеивший афиши; правивший конями; увидевший картину; сеявший рожь; оттаявшая земля; встретивший друзей; построивший дом; ужалившая ребенка; лаявшая собака; зависевший от обстоятельств; завязавший узел; отчаявшийся человек.

II. Рассеянные тучи; посаженный сад; вырубленный лес; овеянный славой; услышанный разговор; расстрелянные патроны; пойманная мышь; выкаченная бочка; выкачанная нефть; развешанные картины; развешенная мука; размешанные краски; замешанный в преступлении; замешенное тесто; склеенный клеем; подстреленный зверек; потерянное время; поддержанный другом; развеянный ветром; посеянный в поле; сломанный стул; построенный в срок; дорога изъезжена; тропинка протоптана; книга прочитана.

1) Я в лесу подтаявшем, около ствола, гладенькую, мокрую шишку подняла. (В. Тушнова) 2) По реке радостно мчатся синие волны, тихо вздымая стаи рассеянных гусей и уток. (И. Тургенев) 3) Круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами. (И. Тургенев) 4) Остатки рассеянных туч плыли к горизонту. 5) Слышен был конский топот и сдержанный говор всадников. (А. Фадеев) 6) Радостно и волнующе запахло оттаявшим кедром. (Ф. Абрамов) 7) Со своей стороны Троекуров столь же мало заботился о выигрыше затеянного дела. (А. Пушкин) 8) Посредине стены, оклеенной обоями с коричневыми букетами, Петя заметил зиявшую дыру. (В. Катаев) 9) Путникам открылось море, усеянное блестящими искрами огней.

Контрольные диктанты по русскому языку 7 класс по теме: Причастие

Контрольные диктанты по теме: “Причастие”

При написании раздела Контрольные диктанты по русскому языку 7 класс по теме: Причастие использовались материалы из книг:

  • “Диктанты по русскому языку” Е.А. Влодавская К учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. “Русский язык. 7 класс”
Дом для бродяг

Плавание вниз по течению реки состоит из мелких отдельных событий, вплетённых в монотонные дни. Сюда входит постоянное напряжение, блики солнца на воде, минутные вспышки опасности и берега, заваленные древесными стволами.

Уже спустилась ночь, когда я неожиданно увидел перед собой лебедя. Лебедь летел высоко над этой неизвестно куда ведущей протокой, летел медленно, торжественно. Освещённый закатившимся солнцем, он был красного цвета. Красный лебедь и красный горный хребет над чёрной тайгой.

Я не очень удачно выбрал место стоянки, потому что лодку не к чему было привязать. Я вытащил её подальше от воды, наносил дров, натянул палатку и заварил крепчайший чай со сгущёнкой из своего неприкосновенного запаса.

Утром небо прояснилось. Вдоль реки дул ледяной ветер, но уже без дождя и снега. Пора было плыть дальше. Мне нужно было доплыть километров тридцать и разыскать избушку метеостанции в хаосе воды, островов и сметённого паводком леса.

Грамматические задания
  1. 1-й вариант
    1. Выпишите из текста действительные причастия, укажите их вид и время. Обозначьте суффикс.
    2. Выполните синтаксический разбор первого предложения. Причастие в нём разберите морфологически.
    3. Начертите схему последнего предложения, объясняющую расстановку в нём знаков препинания.
    1. Выпишите из текста страдательные причастия, укажите их вид и время. Обозначьте суффикс.
    2. Выполните синтаксический разбор первого предложения второго абзаца. Начертите схему этого предложения, объясняющую расстановку знаков препинания.
    3. Измените второе предложение второго абзаца так, чтобы причастный оборот в нём выделялся запятыми. Сделайте морфологический разбор причастия из этого предложения.

    Дальние горы, овеянные синеватой мглой, реяли и расплавлялись у горизонта. Лёгкий ветер шевелил густые травы, пестревшие разноцветными головками. Кое-где открывались вдруг небольшие озерки, будто упавшие на землю и оправленные в изумрудную зелень.

    Мы миновали небольшую кучку юрт, расположившихся на холме над озером. Зелёный луг опять принял нас в свои молчаливые объятья. Горы на другом берегу уже не туманились. Всё ближе подступали холмы, разделённые узкими лужками. Временами в ущельях раздавался топот конских копыт, и табун, одичавший и объевшийся на буйных травах, выскакивал на луговину. Его привлекло ржание наших лошадей.

    Грамматические задания
    1. Укажите в тексте границы причастных оборотов, подчеркните их как члены предложения.
    2. Выделите суффиксы действительных причастий (1 вариант) и страдательных причастий (2 вариант).
    3. Выполните морфологический разбор слов: разделённые, расплавлялись (1 вариант); расположившихся, одичавший (2 вариант).
    4. Обозначьте приставки на -З -С.

    Единственное украшение дома композитора – рояль. Он мог петь обо всём: о любви, о порыве человеческого духа. Белые и черные клавиши, убегавшие из-под крепких пальцев Грига, тосковали, смеялись, гремели бурей. Потом в тишине ещё долго звучала одна маленькая струна, будто плакала обиженная сёстрами Золушка. Григ, откинувшийся на спинку кресла, слушал, пока этот последний звук не затихал на кухне, где с давних пор поселился сверчок.

    Вода, капающая из кухонного крана, монотонно твердила, что время не ждёт. Нужно торопиться, чтобы исполнить всё задуманное. Григ писал музыку для дочери лесника. Он писал о глубочайшей прелести юности и счастья и мысленно видел бегущую перед ним девушку с зелёными сияющими глазами. Григ играл обо всём, что думал. Он подозревал, что его подслушивают. Это были синицы на дереве, загулявшие матросы из порта, снег, слетевший с нависшего неба, и Золушка в заштопанном платье.

    (По К. Паустовскому)

    Грамматические задания
    1. Начертите схему сложного предложения с причастным оборотом. Причастие разберите морфологически.
    2. Выполните синтаксический разбор третьего предложения. Причастие в нём разберите поморфемно.
    3. У всех причастий в тексте выделите суффиксы, укажите, действительное или страдательное это причастие.

    Когда соломенная кровля мельницы с осенявшими её вётлами скрылась за горою, перед глазами наших мужиков снова открылась необозримая гладь полей. Одна мёртвая дорога, окутанная длинными полосами тумана, местами сливающегося с осенним небом, тянулась перед нами. Наконец справа начал показываться господский дом. Всё в нём обозначало давнее запустение. Ставни наглухо заколочены и сорваны ветром. Они качались на одной петле или валялись возле треснувшего и обвалившегося основания. Краска на кровле, частично смытая дождём, обнаруживала гниль и червоточину. Стёкла в покосившейся вышке почти все были выбиты. Казалось, одни ласточки не покидали старого барского дома и оживляли его своим временным присутствием. Когда тёмные акации и липы, окружавшие дом, покрывались густой зеленью, в саду перед балконом алели мак, пион, и сквозь глушившую их траву высовывала длинную верхушку стройная мальва. Но теперь даже ласточек не было. Дом гляделся печально и уныло из-за чёрных безлиственных деревьев, поблёкших кустарников и травы, прибитой последними ливнями к сырой земле дорожек.

    Грамматические задания
    1. Выпишите из текста краткие причастия, обозначьте их суффиксы, укажите их синтаксическую роль.
    2. Выполните морфологический и морфемный разбор двух действительных и двух страдательных причастий.
    3. Выполните синтаксический разбор второго (1 вариант) и (последнего (2 вариант) предложений.
    4. Объясните написание слов с Н-НН (укажите часть речи, обозначьте суффиксы).

    После многодневной непрекращающейся осады весна ворвалась в город. Рушились подточенные солнцем снежные валы и крепости, воздвигнутые ребятишками. В лужах терпели бедствие бумажные флотилии, дымились еще не очищенные от снега скаты темно-серых крыш. Грачи подобно минёрам озабоченно прощупывали длинными белыми носами нестаявший снег.

    Зима отступила в сады, укрылась за сараями и заборами и только по ночам осмеливалась на вылазки, перехватывала морозцем ручьи.

    Под всеми крышами барабанила капель, во всех дворах звенели детские голоса, а над домами, дворами и улицами выписывали виражи грачи, не смолкавшие ни на минуту.

    За городом уже пестрели проталины, чернели гребни прошлогодней пахоты, бурела старая трава. Солнце плавило остатки снега, и воздух звенел от стеклянного шороха бессчётного множества подтаивавших льдинок, от стекающей где-то в тайниках сугробов талой воды.

    Диктанты по русскому языку 7 класс по теме: Причастие

    При написании раздела Диктанты по русскому языку 7 класс по теме: Причастие использовались материалы из книг:

    • «Диктанты по русскому языку» Е.А. Влодавская К учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. «Русский язык. 7 класс»

    Ниже представлены диктанты на темы:

    • Причастие, как часть речи
    • Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий
    • Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми
    • Действительные и страдательные причастия
    • Краткие и полные страдательные причастия
    • Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего и прошедшего времени
    • Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
    • Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях
    • Н-НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных-
    • Морфологический разбор причастия
    • Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями
    • Буквы Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

    Причастие, как часть речи

    Зевс Олимпийский — одно из чудес света

    Величаво восседал Зевс на своём роскошном троне. В правой руке он держал маленькую фигурку крылатой богини Ники, которая, казалось, только что слетела с вершины Олимпа. Левой рукой он опирался на жезл, украшенный фигурой священного орла. На голове Зевса сиял золотой венец из ветвей масличного дерева. Струящиеся волосы и борода оттеняли его спокойное, прекрасное лицо. Через обнажённый торс был перекинут золотой плащ, украшенный изображениями лилий, звёзд и животных. Плащ свободными складками спадал на колени. Ноги Зевса, одетые в сандалии, покоились на скамеечке, поддерживаемой по краям золотыми львами. Голова, торс, руки Зевса и фигура Ники были сделаны из слоновой кости.

    Всё остальное: венец, одежда, сандалии Зевса, священный орёл, венок Ники — из чистейшего золота.

    (Статья из энциклопедического словаря)

    Грамматические задания
    1. Подчеркните записанные в тексте причастия как члены предложения, графически обозначьте в них суффиксы.
    2. Сформулируйте и запишите основную мысль текста.
    3. В предложениях 3-5 найдите слово с чередующейся гласной в корне. Выпишите это слово.
    4. Обозначьте вид выделенных причастий.

    Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий

    Я проворно встал и подошел к мальчикам. Они все вокруг тлеющего костра. Один Павел приподнялся до половины и пристально поглядел на меня. Я кивнул ему головой и пошёл вдоль задымившейся реки. Не успел я отойти двух верст, как уже полились кругом меня на широком лугу, по зазеленевшимся холмам, по длинной дороге, по сверкающим кустам и по реке, синевшей из-под редеющего тумана, полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света. Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы. Вдруг мимо меня пронёсся отдохнувший табун.

    Грамматические задания
    1. Укажите род, число, падеж и время причастий.
    2. Выпишите по одному словосочетанию: а) с главным словом причастием; б) с главным словом существительным.

    Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми

    Солнце уже выбралось выше леса и ярко блестело на траве. Роса, собирающаяся каплями, обсыхала около болотца. За рекой, свёртывавшаяся в трубку, стояла зелённая рожь. Запоздалый заяц, выскочивший на простор, сел у куста и прислушивался. Весь табун незаметно подвигался в одном направлении. Посередине освещённой солнцем поляны стояла высокая фигура мерина. А вокруг него собирались почтительно обращавшиеся лошади и будто слушали его истории.

    Грамматические задания
    1. Обозначьте причастные обороты.

    Посреди комнаты стоял стол, покрытый оборванной клеёнкой, из-под которой виднелись края, изрезанные перочинными ножами. Кругом стола было несколько некрашенных табуретов. Последняя стена заставлена шкафами. Из окна была видна стриженая липовая аллея, из-за которой кое-где просматривался плетённый частокол.Через аллею виднелся синий свод, унизанный ярко мерцавшими серебряными звёздами, создававшими ощущение покоя.

    На столы поставили по нескольку деревянных крашенных и золочённых мисок с жидкою пшённою кашицей.

    Грамматические задания
    1. Обозначьте причастные обороты, определяемое слово возьмите в квадрат.
    2. Обозначьте орфограммы в суффиксах прилагательных.
    3. Выделенное предложение первого абзаца разберите по членам предложения.

    Действительные и страдательные причастия

    Позади большого дома был старый сад, уже одичавший, заглушенный бурьяном и кустарником. Я прошелся по террасе, еще крепкой и красивой. От прежних цветников уцелели одни пионы и маки, поднимавшие из травы свои белые и ярко-красные головки. По дорожкам росли молодые клены и вязы, уже ощипанные коровами. Было густо, и сад казался непроходимым, но это только около дома, где стояли тополи, сосны и старые липы-сверстницы, уцелевшие от прежних аллей. Дальше за ними сад расчищали сад для сенокоса, и тут уже не парило, и паутина не лезла в рот и в глаза. Уже росли на просторе вишни, сливы, раскидистые яблони и груши, такие высокие, что даже не верилось, что это груши.

    Грамматические задания
    1. Укажите падеж, число, род причастий. Определите вид глагола, от которого они образованы.
    2. Обозначьте действительные и страдательные причастия буквами д и с.
    3. Сделайте словообразовательный разбор слов: расчищали, уцелевшие.
    4. Выпишите слова с орфограммой — согласной в корне слова и с приставками на -З и -С. Орфограммы обозначьте графически.
    Охотники на слонов

    Люди, занимающиеся ловлей слонов, используют для охоты длинные веревки, сплетенные из сырой кожи, затягивающиеся на шее или на ноге животного. Охотники, снабженные таким арканом, расположившиеся вдоль дороги, ведущей к водопою, ждут слонов, возвращающихся по ней. Факелы, зажженные из высушенных листьев, и гремящие барабаны пугают животных. Охотники, наметившие жертву, набрасывают петли на заднюю ногу испуганного животного и привязывают конец к растущему рядом большому дереву. Натянувшаяся веревка рывком опрокидывает ревущее животное. Есть и другой способ ловли, используемый охотниками. Барабанным боем, огнями пылающих факелов, громко кричащие охотники загоняют животных в специально построенные ограждённые и укреплённые места. Приученные к работе слоны становятся прекрасными помощниками человеку.

    Грамматические задания
    1. Сформулируйте и запишите основную мысль текста.
    2. Подчеркните в тексте причастия и причастные обороты, укажите вид причастия, обозначьте, действительное оно или страдательное. Обозначьте суффикс.

    Краткие и полные страдательные причастия

    Орден «Победа»

    Орден «Победа» — высший военный орден. Он был учреждён в 1943 году, когда до победы было ещё далеко.

    Орден представляет собой выпуклую пятиконечную звезду, по краям которой закреплены бриллианты. Круг в середине звезды покрыт голубой эмалью, в центре которого изображена Кремлёвская стена с Мавзолеем и Спасской башней. Эти изображения сделаны из золота, над ними помещена надпись «СССР», выполненная белой эмалью. Круг с изображениями окаймлён лавровой и дубовой ветвями. В нижней части круга написано белыми эмалевыми буквами «Победа».

    Во время Великой Отечественной войны орденом было награждено 19 человек. Орден «Победа» за номером 1 был вручён маршалу Советского Союза Г.К. Жукову.

    Грамматические задания
    1. Определите, в каком стиле написан текст, подчеркните элементы этого стиля.
    2. Подчеркните краткое причастие и прошедшего времени как член предложения.

    К 1830 году деревянные будки, построенные при Петре I, пришли в негодность, и в 1830-1831 годах на их месте были возведены новые каменные, которые и стоят до сих пор. Облик Московских ворот после завершения строительства получился грандиозный и величествен. Верхняя часть колонн украшена лепными щитами и мечами, цветочными гирляндами и кручеными лентами. Как пишет искусствовед В. Курбатов: «Ворота построены в строго военном стиле, как заставы Парижа в конце XVIII века».Величественное сооружение является украшением города Пушкина и остаётся символом победы и памятником великих событий.

    Грамматические задания
    1. Подчеркните краткие причастия и прошедшего времени как члены предложения.
    2. Обозначьте графически -Н, -НН в суффиксах прилагательных.
    3. Слово искусствовед разберите по составу.

    Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего и прошедшего времени

    Бабье лето

    Весь день паук ткла в травах. К вечеру между высокими листьями травы уже колыхался густой клубок, висящий на длинных крепких растяжках.

    С рассветом пришла в паутину роса. С восходом установился в паутине луч света, а тонкие, туго натянувшиеся нити засверкали. Покачивавшиеся от ветра, они то светились голубизной, то наливались белым блеском, то летучим багряным инеем. Они сплетались в светящиеся веерные перекрытия, в стрельчатые готические своды, ажурные шпили, аркады! Этот маленький клубок переливающегося света был похож на все дворцы прошлого одновременно.

    Это было так удивительно, что сам паук изумленно припал к земле да так и глядел со стороны, пока не ушла роса.

    Грамматические задания
    1. Выделите причастные обороты. Укажите время действительных причастий. Обозначьте суффиксы причастий.

    Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

    1. Русалка плыла по реке голубой, озаряема полной луной. (М. Лермонтов) 2. Девушка тихо сидела у окна и сквозь колеблемые ветки смотрела на цветущий сад. 3. В синеватой дали, где последний видимый холм сливался с туманом, ничто не шевелилось. (А. Чехов) 4. За узкой полоской мелкого песка лежала просторная заводь, едва тревожимая ветерком. (М. Семенова) 5. Солнце, застилаемое дымом, стояло еще высоко. (Л. Толстой) 6. Сразу за дачей начинался склон, и сквозь колеблемые ветром вершины деревьев поблескивал на солнце Финский залив. (В. Высоцкий) 7. В мае 1827 года торжественно провожаемый московскими друзьями Пушкин отбыл в Петербург. (В. Кулешов) 8. Бабочки, привлекаемые светом, кружились под потолком. 9. Освещаемое луной лицо этого человека в лохматой шапке и с широко раскрытыми глазами было страшно.

    Грамматические задания
    1. Выделите причастные обороты. Над страдательными причастиями укажите время. Суффиксы причастий обозначьте графически.
    2. Переделайте предложения таким образом, чтобы причастные обороты изменили своё местоположение. Изменилась ли расстановка знаков препинания?

    Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях

    1. Дети избалованы родителями. 2. Ответы были неуверенны. 3. Эти малыши капризны и избалованны. 4. Геологи были ограничены во времени. 5. Прилагательное согласовано с существительным. 6. Его действия вполне оправданы. 7. Движения размеренны. Чашки весов уравновешены. 8. Строительство дома закончено. 9. Спортсмены уверены в победе. 10. Перчатки потеряны. 11. Движения гимнастки точны и уверены. 12. Учителя озабочены качеством знаний учащихся. 13. Многие вопросы в этой книге сложны и запутанны. 14. Средства для ремонта изысканы.

    Грамматические задания
    1. Подите чгласную перед Н. Рядом запишите глагол, от которого образовано причастие.

    Освещённая поляна, копчёная колбаса, газированная вода, кофта поглажена, невиданный успех, брошенная собака, исправленный учителем текст, озарённый солнцем, основанное на показаниях, данное обещание, экранизированная повесть, скованные движения, считанные минуты, бракованная деталь, куплено на рынке, выжженная степь, закопчённый на костре, золочённые украшения, крашенный краской забор, запущенная на Марс.

    Грамматические задания
    1. Разберите по составу выделенные слова.
    2. Подчеркните одной чертой причастия с буквами А-Я и двумя чертами — с буквами Е-Ё перед Н-НН.

    Н-НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных

    Мне подарили оловянных солдатиков. Я давно мечтал о них и теперь испытывал неслыханное блаженство.

    Обрадованный, я горячо поблагодарил своего дядю, который улыбался.

    Со своим драгоценным сокровищем я уселся в большое кожаное кресло и принялся командовать войском, уже расставленным на шахматной доске.

    Грамматические задания
    1. В словах с Н-НН укажите часть речи. В последнем предложении графически объясните знаки препинания и подчеркните грамматическую основу.

    О волках ходит много выдуманных рассказов. Говорят о нападениях волков на людей, о растерзанных одиноких путниках на зимних пустынных дорогах. Страшные эти рассказы выдуманы досужими людьми. Волки сами боятся человека, а опасен человеку бешеный волк, как опасны и бешеные собаки.

    В тундре я видел волков, преследовавших табунки кочующих северных оленей. Волки выполняют возложенную на них природой жестокую, но подчас и полезную роль. Известно, что находящиеся под охраной человека домашние олени часто заболевают заразной копытной болезнью и погибают. У диких оленей этой болезни не наблюдали, потому что преследовавшие оленей волки уничтожали заболевших животных.

    (По И. Соколову-Микитову)

    Грамматические задания
    1. Обозначьте орфограммы Н-НН в суффиксах полных и кратких страдательных причастий. Действительные причастия подчеркните.
    2. Выполните синтаксический разбор предложения с причастным оборотом.
    3. Найдите предложение с однородными членами, обозначьте однородные члены буквой О.
    4. Обозначьте орфограмму «З-С на конце приставок».

    Морфологический разбор причастия

    Тёплая августовская ночь. Еле видны тусклые звёзды, мерцающие в облачном небе. Пасмурные зарницы освещают пару ровно бегущих рабочих лошадей. Тележка остановилась против леса, открывающегося при свете зарниц. Всё поле перед ним в сумрачном свете пламени, жадно несущегося в небе.

    Грамматические задания
    1. Укажите стиль и тип речи текста. Какова роль в нём причастных оборотов?
    2. Разберите причастие как часть речи.

    Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

    Фронтовые журналисты расположились в полуразрушенном доме на временное житьё. Это была изба с просторными сенями. Здесь пахло какой-то прелью, валялись запылённые ящики. В единственной комнате с выбитыми стёклами окошек, в которых тёк горячий запах полынных степей, стояло два некрашеных стола, по стенам развешаны были в беспорядке потрёпанные шинели. На подоконнике стоял прикрытый рваной телогрейкой радиоприёмник.

    Грамматические задания
    1. Подчеркните причастия и причастные обороты как члены предложения и обозначьте все орфограммы в причастиях.
    2. Сделайте морфологический разбор слов: (не) просохшая, (не) закрытые.

    Буквы Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

    Мы вошли в лес, освещенный лучами осеннего солнца. Расчищенная дорожка вела к морю. Мы часто останавливались, поражённые яркой красотой леса. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. Березы покрылись золотистой листвой, сверкавшей на солнце. Очень красивы клёны, одетые в багряную листву. Часто мы видим жёлтые листья, тихо падающие на землю. И на дорожках листья, печально шуршащие под ногами. Иногда попадется дача, окружённая деревянным выкрашенным забором.