Никто не любит дождливую погоду, потому что нельзя пойти играть с друзьями. Чем же заняться, сидя дома, когда за окном идёт дождь? Может быть, изучить, как пишутся непроизносимые согласные в корне слова?
Чтобы правильно писать такие слова, нужно выучить правило:

Применим оно к словам из стихотворения:
Сегодня погода ненастная (ненаст ье),
И я такая несчастная (несчаст ье).
Сеет дождь совершенно ужасный (ужасен - нет т ).
Скорей бы снова стало ясно (ясен - нет т ),
И засияло б солнце красное (красен - нет т ),
И стало бы вокруг прекрасно (прекрасен - нет т )!
Так помогает проверить непроизносимые согласные в корне слова правило. Оно очень простое, его нужно обязательно выучить наизусть.
Поиграем в игру «проверочное слово». К каждому из данных ниже примеров подберите проверочное однокоренное слово
Второклассники начинают изучать в корне слова. 2 класс уже должен уметь подбирать проверочные слова.
Не всегда есть возможность применить правило. Существуют такие слова, в которых непроизносимые согласные в нельзя проверить. Они называются словарными, их правописание нужно выучить:
Необходимо развивать умение находить слова с непроизносимыми согласными среди других. Для этого нужна тренировка. Здесь даны предложения, найдите в них слова с непроизносимыми согласными.

В этих предложениях использованы слова с разными орфограммами, среди них «Непроизносимые согласные в корне слова», примеры таких слов: вестник, радостный, прелестный, чудесный, прекрасный, звёздное, капустница, повестку, поздняя, тростниках, местности.
Слова для распределения: небе…ый (небесный), сви…уть(свистнуть), древе…ый (древесный), колё…ый (колёсный), ус…ый (устный), интере…ый (интересный), хру…уть (хрустнуть), запа…ой (запасной), виру…ый (вирусный), радо…ый (радостный), согла…ый (согласный), ко…ый (костный).
Такое задание помогает развивать умение классифицировать слова по орфографическому признаку: есть непроизносимый согласный в корне слова или нет непроизносимого согласного.
Давайте поиграем в загадки. Нужно угадать и записать последнее слово в предложении:
Такое задание будет интересно выполнить при изучении темы «Непроизносимые согласные в корне слова». 3 класс справится с такой работой легко и весело.
А теперь напишем маленький диктант. Выбирай любой:
Утро прекрасное! Только что прошёл дождик. Капустные грядки умыты и свежи. Солнечные лучи пригревают, и хорошо пахнет сырой землёй. На сердце радостно от этого прекрасного утра. Здравствуй, лето!
Охота не удалась. Ненастный был день. Солнце скрылось за тучами, пошёл грустный мелкий дождь. Мы выбрались из леса. Местность была нам известна. На этом пастбище летом пасли деревенское стадо. Недалеко виднелся шалаш пастуха. В нём мы отдохнём после неудачной охоты.
Ненастные дни закончились, наступила весна. Птички весело поют, греет солнце, радостно журчат ручьи. Местность покрылась травкой, под деревьями зацвели ландыши. Раскрылись почки на деревьях. Здравствуй, весна!
Все эти диктанты предназначены для проверки знаний по теме «Непроизносимые согласные в корне слова». 3 класс должен справляться с такими заданиями.
Был очень интересный текст, но жук-буквоед съел некоторые буквы в словах. Что же делать? Надо вернуть первоначальный вид словам, в которых есть непроизносимые согласные в корне слова.
Изве…ый писатель написал рассказ о князе, который был непобедим в боях. В слове…ом портрете говорится о вла…ом характере и ужа…ом облике князя. Этот князь участвовал в походе и подвергался опа…остям. Сам он был так жесток, что только раз пощадил одного старика.

Однажды после победы он устроил праз…ичный пир. Стол ломился от вку…ых я..тв. Но радо…ный пир прервался. Со. це скрылось за тучами и наступило нена…тье. Подул сильный ветер, грянул гром, сверкнула молния. Князь почу…твовал сильную боль, а потом упал на землю без чу…ств. Гру…но бы закончилась эта повесть, но тут появился колдун. Он был рове…ник века. Этот старый маг чуде…ным образом оживил князя и сказал: «Здра…твуй, князь! Ты однажды спас меня от смерти, я вернул тебе долг!».
Когда все научились писать диктант, можно перейти к более сложному заданию - составлению предложений. Для этого используем слова, в которых есть изучаемая орфограмма «Непроизносимые согласные в корне слова». Примеры таких слов: на школьном празднике, радостных лиц, участникам концерта, прекрасные цветы, красивую местность, известный писатель, интересном рассказе, вестники весны, поздней осенью, ненастной погоды, грустный вид.
С этими словами можно составить, например, такие предложения:

Придумывая предложения с использованием слов, в которых есть непроизносимый согласный в корне слова, третьеклассники лучше всего их запоминают.
Собранные нашим региональным методистом материалы позволят педагогам организовать работу по теме «Непроизносимые согласные» интересно и занимательно.
Общеизвестно, что для развития орфографической зоркости у учащихся требуется четко ограниченное словарное пространство темы или базовый словарный минимум. Это позволяет ученикам накапливать в памяти набор «ошибкоопасных» слов и формирует автоматизм действий по их узнаванию и способу проверки.
Без пирогов не праздник .
Будет и на нашей улице праздник .
Ленивый праздник знает, а будней не помнит.
Праздник придет – гостей приведет.
Без кота мышам праздник .
Рукам работа – душе праздник .
Ленивому всегда праздник .
По чужим словам, что по лестнице, идет.
И тот вор, кто лестницу вору подставляет.
Сердце матери греет лучше солнца.
Работа сердце веселит.
Москва далека, да сердцу мила.
У вора заячье сердце – и спит, да боится.
Сердце не камень – тает.
И у курицы сердце есть.
Солнце встает, так и день настает.
Солнце в мешок не поймать.
Худо лето, когда солнца нету.
Солнце – на лето, зима – на мороз.
При солнце тепло, при матери добро.
Человек трудолюбивый – самый счастливый.
Счастливый радостно живет.
Ранние ласточки – к счастливому году.
Радостная жизнь веселит сердце.
Худые вести вестника опережают.
Сей в ненастную погоду, а собирай в хорошую.
Поздний листопад – на тяжелый год.
Не из-за одной звезды небо звездное.
Осень щедрая такая,
Всех одарит за труды.
Мы на праздник Урожая
Принесли ее плоды.Мы на праздник Урожая
Натащили овощей.
После выставки наш повар
На год нам наварит щей.Наливайте все в бокал
«Пепси», «Колу» и «Байкал».
Бьет нам в нос веселый газ,
Нынче праздник – высший класс!Зимний праздник Новогодний,
Больше всех тебя люблю!
Бой курантов долгожданный
Ни за что я не просплю!Ах, сегодня праздник в доме,
Пироги капустные :
Петя выучил уроки –
Все, и даже устные .
Почему, как человечек,
Весь в мурашках огуречик?
Хоть на солнце он лежит,
Отчего же он дрожит?В синих шариках, ура,
Бабушкина слива!
Буду жить теперь под ней,
Я теперь счастливый !День рожденья – день чудесный ,
Радостный , веселый.
Мы желаем на «отлично»
Всем учиться в школе!
До чего ж сегодня день прелестный ,
Солнце , будто в праздник , так горит!
Освещает местность и окрестность
И теплом своим сердца бодрит.
Но стоит прекрасная корова –
Смотрят грустные ее глаза.
Значит, ей пастух суровый
«Здравствуйте» сегодня не сказал.
Маша испекла пирог капустный .
Только вид у мамы грустный :
После Машиной стряпни
Столько матери возни!
В тесте все ножи и ложки,
У стола четыре ножки,
Кружки, блюдца, миски,
Даже хвост у бедной киски!
– Примите, милый Кактус,
От нас сегодня в дар
Прекрасный-распрекрасный
Большой воздушный шар!
1) солнце – луна
грустный – веселый
известный – неизвестный
ненастный – ясный
поздний – ранний
прелестный – отвратительный
радостный – грустный
счастливый – несчастный
интересный – скучный
опасный – безопасный
прекрасный – безобразный
ясный – неясный2) вестник – глашатай
грустный – печальный
известный – знаменитый
местность – край
ненастный – пасмурный, хмурый
поздний – запоздалый
прелестный – очаровательный
радостный – ликующий
счастливый – удачный
интересный – занимательный
опасный – угрожающий
прекрасный – красивый
чудесный – изумительный
ясный – понятный
1. Хлопни в ладоши (игра на узнавание слов по теме)
Учитель произносит ряд слов. Дети хлопают в ладоши, когда будет названо слово с непроизносимой согласной или с сочетанием -сн- .
2. Эхо (игра на хоровое орфографическое проговаривание слов по теме)
Учитель произносит слово по теме орфоэпически (например, [грусный]), а дети хором произносят это слово орфографически (грустный ).
3. Да – нет (игра с использованием частично-поискового метода)
Учитель задает вопрос, дети хором отвечают на него «да» или «нет» (можно использовать двусторонние сигнальные карточки «Да» – «Нет»).
Примерные вопросы
Можно ли слово сердце проверить словом сердца ? А словом сердечко ?
Нужно ли в слове прекрасный писать букву т ? А в слове прелестный ?
Слово праздник – это словарное слово? А слово вестник ?
4. Проверяй-ка (игра на подбор проверочных слов; слова даются в зарифмованных примерах)
Учитель произносит слово по теме, дети хором называют проверочное слово (в рифму).
Тростник – трость. Костный – кость.
Честный – честь. Лестный – лесть.
Известный – весть.
Окрестный – крест (окрест).
Радостный – радость.
Яростный – ярость.
Счастливый – счастье.
Ненастный – ненастье.
Звездный – звезда. Устный – уста.
Опасный – опасен. Ужасный – ужасен.
Прекрасный – прекрасен. Ясный – ясен.
5. Передай другому (игра на декламацию правил по теме или правил-шуток)
Дети по цепочке вслух воспроизводят текст правила по теме или правила-шутки (один ученик – одно слово), передавая при этом друг другу флажок (или иной эстафетный предмет). У кого цепочка не прервется?
6. Поймай свое словечко (игра на разграничение слов с непроизносимыми согласными и сочетанием -сн-)
Учитель произносит слова по теме, а дети поднимают руки так: девочки – слова с непроизносимой согласной, а мальчики – слова с сочетанием -сн- .
Вариант игры : учитель произносит слова только с непроизносимой согласной т и сочетанием -сн- . Если в слове есть буква т , дети поднимают руки, сложив их в виде буквы т (или поднимают сигнальную карточку).
То дождь проливной,
То слякоть ужасная .
Всем надоела
Погода. (ненастная ).
Возит этот груз чудесный
Шофер Петров, нам всем. (известный ).
Утром к нам в оконце
Заглянуло. (солнце ).
Когда посадишь деревца,
Забьются радостно . (сердца ).
От дождей верхушками поник
И шумит у берега. (тростник ).
Чудо-гриб нашел Василий,
Он теперь такой. (счастливый )!
Заяц лист грызет капустный ,
Заяц сытый и не. (грустный ).
Туча очень грозная
Закрыла небо. (звездное ).
От булочки из теста
Аромат. (чудесный ).
Мне купили шарик красный .
Он воздушный, он. (прекрасный ).
У светофора глаз зажегся красный .
Стой, пешеход! Твой путь. (опасный ).
Мы по. (лестнице ) бежим,
Мы считаем этажи.
Летом погода прекрасная ,
Солнце на небе. (ясное ).
В честь Победы пушки бьют,
В небе. (праздничный ) салют.
Стоит ясный зимний денек. Яркое солнце освещает грустный лес. Солнечные зайчики весело прыгают по стволам деревьев. Вся местность стала радостной .
Вот на березку села прекрасная синичка. На ее головке чудесная шапочка, а на грудке – желтые перышки. Вдруг синичка увидела на ветке кусочек сала. Туда его привязал лесник. Будет у птички праздничный обед!
1. Подчеркни в тексте все слова с непроизносимыми согласными.
2. Подчеркни в тексте все слова с сочетанием -сн- .
3. Выпиши из текста два слова с непроизносимыми согласными и два слова с сочетанием -сн- .
4. Выпиши (подчеркни) из текста только слова с непроизносимой согласной т .
а) Широкая каменная лестница спускалась к морю.
Вся лестница была забрызгана грязью.
Здравствуй , мой любимый край!
Здравствуй , зимушка-зима!
Здравствуй , звонкое лето!
Весь класс готовится к празднику .
Чувство радости охватило меня.
б) Грач – первый вестник весны. Небо было звездное . Весна в этом году поздняя . День был ненастный . Мне известна эта сказка. Лодку мы спрятали в тростнике . У меня радостно забилось сердце. Мне грустно прощаться с друзьями. Я живу в сельской местности . Восход солнца мы встречали в горах. Грустные ивы склонились к пруду. У нас в школе был известный писатель. Окрестности деревни – это сады и березовые рощи. Сегодня самый счастливый день в моей жизни. Прелестный малыш бегал по лужайке. Весь берег зарос густым тростником . Мчатся в космос звездные корабли.
в) У зайца много опасных врагов. Мы смотрели чудесный фильм о бабочках. Был прекрасный летний день. Был ясный зимний денек. Дети слушали интересный рассказ.
Прошли ненастные дни. Наступила весна. Солнце весело греет. Птицы запели радостные песни. Вся местность ожила. Зацвели чудесные ландыши. Здравствуй, прекрасная пора!
У нас красивая местность . Здесь прекрасные рощи и чудесные озера. Мы часто ходим к лесному озеру. Берег зарос тростником . На воде качаются прелестные кувшинки. Весь день мы ловим щук, а поздним вечером идем домой. У нас радостное настроение и хороший улов.
Ребята готовились к празднику. В зале поставили прекрасную елочку. Ее украсили чудесными игрушками. Лестницу в зал увили гирляндами. У всех радостное настроение и чувство ожидания праздника. Здравствуй, Новый год!
а ) Крутая гора – что ни шаг, то нора. (Лестница .)
б ) Когда лежу я на спине,
Нет пользы никакой во мне.
Но прислони меня к стене –
Найдется сразу дело мне. (Лестница. )
в ) Золотое яблочко по небу катается, с утра улыбается.
А улыбки-лучи очень горячи. (Солнце. )
г ) Без него плачемся, а как появится, от него же и прячемся. (Солнце. )
д ) На улице рубашка, в избе рукава. (Лучи солнца. )
е ) Рассыпалось к ночи золотое зерно,
Глянули поутру – нет ничего. (Звездное небо. )
ж ) Живет в речке, а не рыбка,
Играет, а не скрипка. (Тростник. )
з ) Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
Называют тебя. (Солнце. )
и ) В дверь, в окно стучать не будет,
А взойдет – и всех разбудит. (Солнце. )
к ) Доброе, хорошее на людей глядит.
А людям на себя глядеть не велит. (Солнце. )
Поздняя осень – самое печальное время года. Дни стоят ненастные . Окрестности окутаны туманом. Солнце закрыто тучами. День и ночь льет холодный дождь. Мокрыми и грустными стали сады, поля и леса. Зверьки забились в теплые норки. Не поют свои радостные песни птицы.
Скоро придет зима. Станет вся природа чудесной и прекрасной .
ПРОЩАНИЕ С ОСЕНЬЮ
Конец ноября – самое грустное время в деревне. В саду шумит мокрый ветер. Дорогу размыло. Окрестность окутана туманом. В ненастную погоду хорошо сидеть дома. В печке весело трещит огонь. Но вот засияло яркое солнце . Пришел первый зимний день с легким морозом. Мы спустились по лестнице к лесному озеру. Вокруг рос тростник . Озеро покрылось тонким слоем льда.
(По К. Паустовскому )
Состав слова. Правописание
Написание слов с непроизносимыми согласными
1. Записать слова. Подчеркнуть непроизносимые согласные. Выделенные слова перевести на украинский язык.
Солнце, сердце, лестница, праздник, честный, радостный, звездный, грустный, счастливый, здравствуй.
2. Записать пары слов. Подчеркнуть слова с непроизносимыми согласными.
Сердечный - сердце, прелестный - прелесть, капуста - капустный, здравие - здравствуй, радостный - радость, известный - известие, свистать - свистнул, хрустеть - хрустнул, уста - устный, богатый - богатство.
1. Записать предложения. Подчеркнуть слова с непроизносимыми согласными.
1. Здравствуй, праздник! 2. На сердце радостно. 3. В областном центре концерт. 4. Пастух громко свистнул. 5. В этом фильме снимается известный актер. 6. Я сделал все устные задания. 7. В поле яростно дует ветер. 8. Я дал отцу честное слово. 9. Счастливая мать кормит ребенка. 10. В воздухе чувствуется запах полыни.
2. Записать предложения. Подчеркнуть слова с непроизносимыми согласными. Рядом записать проверочные слова.
1. У моряка храброе сердце. 2. Пес радостно встречает меня у порога. 3. Под сосной хрустнула ветка. 4. Всем знакомо чувство обиды. 5. Здравствуйте, дети! 6. Я люблю фильмы о звездных войнах. 7. На лестнице послышались шаги. 8. Выглянуло солнце. 9. Грустный котенок сидит на крыльце. 10. Скоро праздник.
ТВОРЧЕСКИЙ И ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТЫ
1. Записать слова. Рядом записать проверочные слова.
Доблестный, ненастный, счастливый, хрустнуть, звездный, поздний, вестники, местность, областной, пастбище, сердце, грустный, честный.
2. Прослушать словосочетания. Выбрать и записать словосочетания с непроизносимыми согласными.
Вкусный пирог, прелестная мелодия, поздняя осень, интересный фильм, чудесный вечер, ненастная погода, радостная встреча, опасные приключения, ужасный конец, известный спортсмен, прекрасные люди.
ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ
Подчеркнуть слова с непроизносимыми согласными.
Грустная осень. Поздний вечер. На небе грозные тучи. Но я не замечаю ненастной погоды. Я открываю интересную книгу. Доблестные рыцари, прелестные феи, прекрасные принцессы. Ужасные драконы, опасные приключения. Честные поединки. Открытые чувства волнуют сердце. Известный конец. Конечно, он счастливый!
У бабушки заболело сердце. Она плохо себя чувствует. Мама принесла сильное лекарство. Бабушка почувствовала себя лучше, но у нее грустное лицо. Она должна лежат в постели несколько дней. Я принесла ее любимую книжку и почитала эй. Бабушка счастливо улыбнулась и заснула. В доме стало радостней.
Утренняя заря осветила местность. С восходом солнца лучики света пробились через густую зелень деревьев. Свистнула птица. Хрустнула ветка. Лес радостно просыпается. Он поэт свою счастливую песню. Здравствуй, солнце! Здравствуй, новый день!
Поздний время. Ярко светит луна. На небе совсем нет облаков. Сегодня звездная ночь. Мы с папой стоим и смотрим на звезды. Он знает карту неба и много легенд о звездах. Скоро и я буду знать все созвездия.
ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ТЕМА: "ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ"
Представленные здесь диктанты проводятся с учащимися 3 классов средних общеобразовательных учреждений. Целью написания диктантов является проверка степени усвоения учениками 3 класса изученной темы. Уровень сложности диктантов и других заданий соответствует уровню подготовки учащихся 3 классов начальной школы.
Выборочные диктанты
Записать только слова с непроизносимым согласным звуком в корне.
I. 1) Шерстка мягонькая, а коготок остер. (Загадка.) 2) Мороз и солнце; день чудесный! (А. Пушкин.) 3) Лучше поздно, чем никогда. (Пословица.) 4) Будет и на нашей улице праздник. (Пословица.) 5) Была тихая-тихая звездная ночь. (Д. Мамин-Сибиряк). 6) Здравствуйте, легкие звезды пушистого белого снега! (И. Тургенев.)
II. 1) Густой туман окутал окрестность. 2) Вокруг озера рос тростник. 3) Радостное чувство охватило меня при встрече с другом. 4) Ярко светит солнце. 5) Эта местность мне знакома. 6) Прелестные цветы украшали сад. 7) Поездка за город была чудесна. 8) Деревянная лестница вела к пруду. 9) У дедушки больное сердце. 10) Под ногами хрустнула ветка. 11) Приближаются новогодние праздники. 12) Честный труд всегда в почете. 13) Негромко свистнул дрозд. 14) Вдали зеленело пастбище. Там паслось стадо коров.
Предупредительные (объяснительные) диктанты
Редкий денек
Светило спокойное солнце. День выдался без ветерка. Редкая удача. На грядке доцветали поздние астры. По веткам яблонь прыгали синицы.
На зеленой травке играли барсучата. Они рады теплу и солнцу. Барсучиха зорко осматривала местность. Вдруг хрустнула ветка. Опасность грозит малышам! Барсуки быстро спрятались в нору.
Ненастные дни
Ненастная погодка была в конце ноября. В саду шумел ветер. Лил дождь. Дорогу размыло. Туман окутал окрестность. Грустно и нерадостно было на душе.
Проверочные диктанты
Праздничный лес
Ночная вьюга украсила лес. Он стал как чудесная сказка. Молоденькие кустики укрылись снежными шубками. Еловые лапы надели мягкие рукавицы. Гигантские сугробы напоминали великанов. Вот взошло солнце. Яркими блестками засветились снежинки. Из-под снега вылетел тетерев. Он зорко осмотрел местность и взлетел на гибкую ветвь березы. (46 слов)
Слова для справок: из-под.
Праздник весны
Утро в лесу. На зеленой траве роса. Выглянуло солнце. Оно осветило окрестность. В маленьких росинках заблестели огоньки. Весь лес светился. Это был чудесный праздник весны. На деревьях шумела молодая листва. Радостно звучали птичьи голоса. В мягкой травке резвились лисята, а в тростнике урчали лягушки. (46 слов)
Веселая елка
Скоро Новый год. Таня и мама украшали пушистую елку. На праздник пришли гости. Все веселились. Только мама была грустная. Она ждала сына-моряка. Вдруг раздался звонок. Ребята быстро подбежали к дверям. В комнату вошел Дед Мороз. Он стал раздавать детям подарки. Потом Дед Мороз снял седую бороду. Мама увидела сына-моряка. Радостной была эта встреча!
Слова для справок: Новый год, Дед Мороз, увиде ла.
Зрительные и слуховые предупредительные диктанты.
Вестник, грустный, здравствуй, звездный, известный, капустный, лестница, местность, ненастный, повестка, поздний, праздник, радостный, свистнуть, сердце, солнце, тростник, участник, честный.
Опасный, вкусный, чудесный, прекрасный, ужасный, интересный.
1. Летят грачи - первые вестники весны. 2. Здравствуй, наше пионерское лето. 3. Небо было звездное. 4. Мне известна эта дорога.
1. Бабочка-капустница - вредное насекомое. 2. День был ненастный. 3. Брат получил повестку. Он пойдет служить в армию. 4. Весна в этом году поздняя.
1. Вся страна готовится к празднику Октября. 2. Охотник тихонько свистнул собаке. 3. У меня радостно забилось сердце.
1. Солнце спряталось за тучу. 2. Пионер должен быть честным. 3. Лодку мы спрятали в тростнике. 4. Мой дед - участник войны.
1. У зайца много опасных врагов. 2. Пирог был очень вкусный. 3. Мы смотрели чудесный фильм о зверях. 4. Был прекрасный летний день. 5. Поднялся ужасный ветер. 6. Дети слушали интересный рассказ.
1. Мне грустно прощаться с друзьями. 2. Широкая каменная лестница спускается к морю. 3. Я живу в сельской местности. 4. В наших горах отличные пастбища для скота.
1. Восход солнца мы встречали в горах. 2. Я услышала радостную весть. 3. У нас в школе был известный писатель. 4. Грустные ивы склонились к пруду.
Охота не удалась.
День был ненастный. Солнце спряталось за тучами. Моросил мелкий дождь. Было грустно. Мы выбрались из чащи. Местность эта была нам известна. Вот пастбища. Тут шалаш пастуха. Здесь мы отдохнем. Охота не удалась.
Прошли ненастные дни. Наступила весна. Солнце весело греет. Поют птички. Радостно журчат ручьи. Вся местность ожила. Из земли показалась травка. Зацвели ландыши. На деревьях раскрылись почки. В кустах запели соловьи. Здравствуй, весна!
В небе блеснул первый луч солнца. Ночная тьма уступает место яркому свету. В летнем воздухе льется радостная песня птиц. Ранним утром колхозники вышли в поле. Поздно вечером после работы они возвращаются домой.
Выборочные диктанты.
Поздняя осень. Грачи улетели.
Лес обнажился. Поля опустели.
Только не сжата полоска одна.
Грустную думу наводит она.
Метет по всей земле,
Предсказывала сводка Метели в феврале.
Расцвела страна родная,
Песни звонкие слышны.
Праздник солнца и весны!
Вышло солнце из-за тучи
И нагрело снег скрипучий.
Самодиктанты.
То дождь проливной,
То буря ужасная.
Всем надоела погода … (ненастная).
Возит этот груз чудесный
Машинист, нам всем …(известный).
Утром к нам в оконце
От дождей верхушками поник
И шуршит у берега … (тростник).
Для зайчишки самый вкусный,
Самый сочный лист … (капустный).
Комментированное письмо.
1. Юрий Никулин - известный артист. 2. Отец пришел с работы поздно. 3. Весь берег зарос густым тростником. 4. Участники концерта собрались в пионерской комнате.
1. Здравствуй, мой любимый край! 2. Я надолго запомню этот праздник. 3. У нашей бабушки больное сердце. 4. У Сережи был грустный вид.
1. Эта местность казалась мне знакомой. 2. Будь верен своему честному слову. 3. В ненастную погоду малыши сидят дома. 4. Вся лестница забрызгана грязью.
1. Умчатся в космос звездные корабли. 2. Дождь полил капустные грядки. 3. Ласково греет весеннее солнце. 4. Радостно свистнул щегол.
Утро было прекрасным. Прошел дождь. Он умыл капустные грядки, дорожки, деревья. Лучи солнца согрели землю. Я выбежал на крыльцо. Сердце радостно забилось. Здравствуй, утро! Какое ты прекрасное!
Вожатая сообщила радостную весть. Завтра ученики едут в колхоз. Там красивая местность. Есть большое озеро. У берега растет высокий тростник. Школьникам эта местность известна. Они уже были там.
Дядя Сережа - местный житель. Он хорошо знает весь город. Зимой дядя Сережа частый гость леса. Тут ему известны каждый куст и овраг.
Старушка потеряла сумку. Грустная пришла она домой. Через день ей принесли повестку из милиции. Там старушке вручили сумку. Ее нашел на лестнице мальчик. В сумке были паспорт и деньги. Радостно было думать старушке о честном поступке неизвестного мальчика.
Творческие диктанты.
Школьный праздник, радостные лица, участники концерта, прекрасные песни.
Красивая местность, пионерский костер, известный писатель, интересный рассказ.
Март, солнце, грачи, вестники весны, радостное настроение.
Поздняя осень, ненастная погода, пустые аллеи, грустный вид.
Контрольные диктанты.
На колхозном пастбище.
У речки колхозное пастбище. На пастбище коровы и козы. В полдень животные идут в тростник. Они ищут там тень от солнца. Коровы и козы пьют воду. Скот ждет, когда будет прохладно. (31 слово.)
Пионеры весь день готовились к празднику. Лестницу на второй этаж украсили еловыми ветками. В классе повесили флажки. На стол учительницы поставили кувшин с тюльпанами. Устроили выставку своих работ. Радостные ушли ребята домой. (32 слова.)
Зимой солнце светит редко. Часто бывают вьюги. Но случаются и ясные деньки. Ребята радостно встречают зиму. Они бегают на коньках, играют в снежки. В морозный день шумно на льду. (29 слов.)
У нас красивая местность. Здесь чудесные озера. Мы часто ходим к лесному озеру. Берег зарос тростником. На воде качаются большие кувшинки. Весь день мы ловим щук, строим шалаши. Домой идем поздно, усталые и радостные. (34 слова.)