Представленные здесь диктанты проводятся с учащимися 4 классов средних общеобразовательных учреждений. Целью написания диктантов является проверка степени усвоения учениками 4 класса изученной темы. Уровень сложности диктантов и других заданий соответствует уровню подготовки учащихся 4 классов начальной школы.
Выборочные диктанты
Записать местоимения, определить их лицо, число, падеж в косвенных формах.
I. 1) Мама спит, она устала. Ну, и я играть не стала! (А. Барто). 2) Не зря прилетают зимой снегири. Горят на снегу они, как фонари. (В. Степанов). 3) "Кто вы?" - "Мы лисички, дружные сестрички". (А. Шибаев). 4) Жил на свете один Хомячок, спать он ложился на левый бочок. (С. Козлов). 5) Ты, рябинушка, раскудрявая, ты когда взошла, когда выросла? 6) Свойство зеркальце имело: говорить оно умело. (А. Пушкин).
II. 1) Стал он кликать золотую рыбку. Приплыла к нему рыбка, спросила: "Чего тебе надобно, старче?" 2) Глядь: опять перед ним землянка; на пороге сидит его старуха, а перед нею разбитое корыто. (А. Пушкин). 3) Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись и вместе трое все в него впряглись. 4) Тебя, мой куманек, век слушать я готова! (И. Крылов). 5) Осень кончилась. Сильный ветер заметает ее следы. (Н. Рубцов). 6) И пришла к Айболиту лиса: "Ой, меня укусила оса!" (К. Чуковский).
Предупредительные (объяснительные) диктанты
Музыкант
Старый медвежатник сидел на завалинке и пиликал на скрипке. Он очень любил музыку. Плохо у него выходило, но старик и тем был доволен, что у него своя музыка.
Калан
Калан плыл на спине. У него была круглая собачья мордочка и белые торчащие усы. Передние лапы он сложил на груди, а задние прижал к животу. Калан нырнул, потом вынырнул, лег на спину и зевнул. К груди он прижимал лапой морского ежа.
Земляная белка
Жил у меня тонколапый суслик. Его еще называют земляной белкой. Привезли его из далекой для меня пустыни. Я смотрел на него и думал. Эти лапки с длинными пальцами бегали по пескам, эти маленькие ушки слышали голоса пустыни, эти черные глаза видели барханы. Суслик был молчалив. Изредка он тихо свистел. Свист его был такой тоскливый. Суслик тосковал по своей жаркой родине.
Душистый табак
У нас в саду была клумба. На ней росли разные цветы. Больше всех мне нравился душистый табак. Днем эти цветы свертывали свои лепестки, превращались в зеленоватые трубочки. К вечеру цветы табака раскрывали нежные лепестки и поднимали головки. В темноте они были похожи на крупные белые звезды, и от них исходил сильный, очень приятный запах. Этот запах разливался по всему саду.
Чай с молоком
Мать моя вставала рано, до солнца. Я однажды тоже встал до солнца. Мать угостила меня чаем с молоком. Молоко это кипятилось в глиняном горшочке и сверху покрывалось румяной пенкой. А под этой пенкой оно было необыкновенно вкусное, и чай от него делался прекрасным.
Интересная загадка
Однажды я шел по лугу. Ко мне пристала ласточка. Она кружила около меня. Ласточка задевала меня за плечо, кричала жалобно. Я не понимал, что ей нужно. Я рассказал об этом деду. Он посмеялся надо мной и все мне объяснил. Человек идет по лугу и спугивает сотни кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет их в траве. Она летает около человека и ловит их на лету.
Свободные диктанты
Отважный пингвиненок
На скале стоял маленький пингвиненок. У него еще только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик. Он смотрел, как купались взрослые пингвины.
Долго стоял пингвиненок. Страшно ему прыгать в море. Наконец маленький пингвиненок решился и подошел к краю высокой скалы. Его сносил ветер.
Пингвиненок закрыл глаза и . бросился вниз. Потом он вынырнул, закружился на месте и быстро вскарабкался на камни.
Это был отважный пингвиненок. Он первый искупался в холодном море.
Слова для справок: вск а рабк а лся, и с купался, н а конец, подошел, вниз.
Где же приятель?
Медвежонок отправился бродить по полянке. Вдруг он остановился. Перед ним сидела большая лягушка. Она только очнулась от зимней спячки.
Медвежонок протянул к ней лапу. Лягушка сделала в сторону скачок. Мишка принял это за игру. Он тоже сделал скачок. Так они добрались до лужи.
Лягушка прыгнула в воду. Медвежонок сунул лапу в воду, отдернул, потряс ею. Он с удивлением посмотрел, куда девался его новый приятель.
Слова для справок: ск а ч о к, тож е , о чнулась, от дернул.
Диктанты по русскому языку для 4 класса по теме: "Местоимение". Диктанты подобраны в соответствии с программами школ России и ФГОС.
Задание к диктантам: выпишите местоимения с предлогами или без них, укажите падеж, лицо, число местоимений, подчеркните предлоги.
Диктант 1.
1. Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне. 2. Вот этот стол, сосновый стол, к нам из лесу пришёл. (С. Маршак) 3. К нам весна шагает быстрыми шагами. (И. Токмакова) 4. Блестят винтовки новые, на них флажки. (Вл. Маяковский) 5. С ней солнце краше и весна милей. 6. Ласточка с весною в сени к нам летит. (А. Плещеев) 7. Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой. (М. Лермонтов) 8. Под тобой, берёзонька, красны девицы венки плетут. (Из песни) 9. У него сегодня много писем в сумке на боку. (С. Маршак) 10. Там есть высокая гора, в ней глубокая нора. 11. На пороге сидит его старуха, а перед ней разбитое корыто. 12. Ель растёт перед дворцом, а под ней хрустальный дом. (А. Пушкин) 13. Солнце жарче припечёт, небо дождь на нас прольёт.
Диктант 2.
Белка прыгала с ветки на ветку. Случайно она упала на сонного волка. Он ужасно рассердился. Белка стала упрашивать волка отпустить её. Волк сказал:
- Хорошо, я пущу тебя. Только скажи ты мне, отчего вы, белки, так веселы, а мы, волки, всегда скучаем?
- Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя. - сказала Белка.
Волк отпустил Белку на дерево. Оно приветливо встретило рыжую подружку. С него-то белка и прокричала Волку, что они, белки, всегда веселы, потому что добры и никому зла не делают.
(По Л. Толстому)
Диктант 3.
1. Что ты, конь, споткнулся? Отчего ты, чёрный ворон, встрепенулся? Почему ты, чёрный пёс ощетинился? Или он чует, что Иван - крестьянский сын здесь? Так он ещё не родился, а если и родился, так на бой не сгодился. Я его на одну руку посажу, другой прихлопну. 2. Вот сошлись они, поравнялись, да так жестоко ударились, что кругом земля простонала. 3. Стой, Иван - крестьянский сын! Дай мне роздыху! 4. Что за роздых, у тебя, чудо-юдо, три головы, а у меня одна. Вот как будет у тебя одна голова, тогда и отдыхать станем.
(Из русской народной сказки)
Диктант 4.
1. Я карандаш с бумагой взял, нарисовал дорогу, на ней быка нарисовал, а рядом с ним корову. (С. Михалков) 2. На него старуха не взглянула, лишь с очей прогнать его велела. 3. Глядь: опять перед ним землянка. (А. Пушкин) 4. Хочется мне узнать, умеют ли ваши жёны хлеб печь. 5. "Как мне не печалиться!" - ответил Иван-царевич. 6. Пришли царевичи, принесли свои караваи. Только у них смотреть не на что. 7. Хочет царь посмотреть, которая из них лучше танцует. 8. Батюшка приказал, чтобы я тебя завтра на пир привёз. 9. Отправляйся на пир, а я вслед за тобой буду. 10. Хоть бы в платочке её принёс. (Из русской народной сказки)
Диктант 5.
1. У самой террасы стоял кипарис, поэт называл его другом, под ним заставал его часто рассвет, он с ним, уезжая прощался. 2. Любила плеск Невы и эту площадь пред ней с героем на коне. 3. Стал он кликать золотую рыбку. Приплыла к нему рыбка, спросила: "Чего тебе надобно, старче?". (А. Пушкин) 4. Когда же прилив возвращался опять и волны грядой подступали, от них я спешила назад убежать, а волны меня настигали! 5. Зимовка тут есть недалёко, рассвета дождёмся мы в ней. 6. Мы с приятелем вдвоём замечательно живём. (С. Михалков) 7. Туристы его навещают, садятся под ним и на память с него душистые ветки срывают. (Н. Некрасов)
Диктант 6.
1. У дороги стояли густые кусты. Из них выскочил заяц и побежал со всех ног в лес. 2. Полянка была окружена деревьями. На ней росли ромашки, зверобой, лютики. 3. Дневной свет проник в комнату. Он сделал комнату уютней и просторней. 4. Пруд был неглубокий. Дно у него было илистое. 5. На опушке молодого леса есть небольшое озеро. На нём летом живут утки. 6. Встало солнце. Лучи его грели ласково и приятно.
Диктант 1.
Мне тогда было, вероятно, года четыре, а сестре около двадцати. Она брала меня на прогулки. Ей нужно было только выбрать цветок, а я, бегавший возле неё, приводил в исполнение её желания. 2. Ближайший лесочек был для меня своеобразным контрольным участком: появились грибы в нём - можно идти в другой большой лес. 3. Для меня дороже всего войти в лес, когда в лесу ещё сумрачно, и тихо, и нетронуто, и под первой же елью ждёт тебя первый гриб.
(По В. Солоухину)
Задание к диктантам: распределите местоимения с предлогами или без на три группы по лицам: первое, второе, третье.
Диктант 1.
1. Мама - самый светлый, самый дорогой мне человек. 2. Я очень люблю сосну. 3. Она жила в конце улицы. 4. С вами в походе будет веселей. 5. Ходьба по земле её скоро утомляет. 6. Мама учит меня добру. 7. Они пойдут на стадион. 8. Слышали ли вы, как поёт курский соловей? 9. Настоящий друг всегда постарается помочь тебе.
Диктант 2.
1. Он написал свой адрес. 2. У нас в деревне растут сосны. 3. Мы с тобой никогда не расстанемся. 4. Они часто пробирались в сарай к незнакомцу. 5. Что ты думаешь делать в воскресенье? 6. Навстречу солнцу и весне и ты, и я идём сегодня по стране.
6. У нас дома есть хорошая коллекция марок. 8. Его не было дома целый день. 9. Мы встречали их на вокзале.
Задание к диктантам: Подчеркнуть местоимения.
Диктант "Кот Васька".
Раннее утро- Смотрю на будильник. Почему я так рано проснулся? Всё ясно. За дверью скребётся хитрый кот Васька. Он хорошо выспался. Ему скучно. Он давно хочет молока. Придётся вставать. Васька радуется мне, лижет руки, радостно мурлыкает. Где же его миска? Васька загнал её под шкаф. Наверное, он играл ею в футбол. Но мне совсем не хочется играть. Мне снились такие интересные сны. Пойду досмотрю их, 67 слов.
Диктант "Золотой луг".
Перед окном у нас луг. Он весь золотой от цветущих одуванчиков. Однажды рано встал я ловить рыбу. Вдруг я заметил, что луг зелёный. Шёл я около полудня домой. А он опять золотой. Стал я наблюдать. К вечеру луг снова позеленел. Завтра под первыми лучами солнышка опять раскроет он свои жёлтые ладони. С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов. Ведь он похож на нас. Ложится спать с детьми. А утром он вместе с нами встаёт.
81 слово. (По М. Пришвину)
Диктант "Какого цвета твоя кошка".
Характер домашних кошек связан с их окраской.' Чёрные кошки нервные, любопытные. Они очень любят ласку. Чёрно-белые кошки игривы. Эти кошки легко привязываются к хозяевам и их детям. Полосатые замкнуты. Они любят свободу и независимость. Часто они сторонятся даже своих собратьев. Коричневая кошка любит покой. Эта кошка домоседка. Белая кошка нервна, капризна, обидчива. Она может часто болеть. Правда ли всё это? Ты можешь проверить сам. 66 слов. ( «Детская энциклопедия» )
Диктант "Черепаха".
Один раз пошёл я на охоту с собакой. Около леса пёс вытянул хвост, поднял уши и стал принюхиваться. Впереди него бежала маленькая черепаха. Пёс схватил её и стал грызть. Но он не мог прокусить её. Я отнял у него черепаху и рассмотрел её. На брюхе у неё тоже была скорлупа. Скорлупа черепахи — это её рёбра.
Только у людей и других животных рёбра бывают каждое отдельно. А у черепах рёбра срослись в скорлупу.
73 слова. (По Л. Толстому )
Диктант "Ночлег".
Лес становился глуше. Ветви деревьев сплетались вверху. Они не пропускали солнечных лучей. Дорога была выложена жёлтым кирпичом. Она была очень тёмная. Путники шли до позднего вечера, Элли очень устала. Железный Дровосек взял её на руки. Страшила плёлся сзади. Он сгибался под тяжестью топора. Наконец остановились на ночлег. Железный Дровосек сделал для Элли уютный шалаш из ветвей. Они со Страшилой просидели всю ночь у входа в шалаш. Они прислушивались к дыханию девочки и охраняли её сон. Утром все снова двинулись в путь.
82 слова. (По А. Волкову)
Диктант "Весёлый капитан"
На птичьем рынке купил я себе клеста. Назвал я его Капитаном. Дома я поставил клетку на окно. Птичка могла увидеть в окно мокрые крыши домов. У Капитана был удивительный клюв. Верхняя часть его была загнута вниз, а нижняя вверх. Характер у Капитана был весёлый. Целый день прыгал он по клетке, расшатывал клювом железные прутья. Но больше всего он любил дробить еловые шишки. Он зажимал в когтях шишку и доставал оттуда семечки. Гладкая шишка становилась похожей на растрёпанного воробья. 80 слов. (По Ю. Ковалю)
Диктант "В степи"
Июльская ночь. Запах густой, сладкий, нежный. Сквозь мглу трудно разобрать цвет и очертания предметов. Вдруг видишь у дороги тёмную фигуру. Она не шевелится. Не разбойник ли это? Фигура приближается, растёт. Вот она уже рядом с моей телегой. Это одинокий куст стоит неподвижно. Прячется он за курганом, выглядывает из бурьяна. И вот приходят на память степные легенды, рассказы встречных, сказки няни. Небо красиво, ласково. От ласки его кружится голова.
70 слов. (По А. Чехову)
Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растет летом, а собирают её поздно осенью. Самая сладкая клюква бывает весной, когда пролежит всю зиму в снегу.
В начале апреля дети отправились на болото. Сначала дорога была широкая. Потом она превратилась в узкую тропу. Вдоль тропы стояли сухие травы. Можно долго ходить по болоту и не понять, что под ногами клюква. Ягоды прячутся в болотных кочках и не видны.
Наклонился взять одну ягодку, а вытянул длинную зелёную ниточку со многими клюквинками.
Грамматические задания:
1. Выписать по одному слову с орфограммами в корне: парным согласным, безударным гласным, непроизносимым согласным. Подобрать проверочные слова, обозначить орфограммы.
2. Выполнить звукобуквенный разбор слова: вариант I – ягода, вариант II – поздно.
3. Обозначьте грамматическую основу: вариант I – в третьем предложении; вариант II – в шестом предложении.
4*. Выписать из текста слова с противоположным значением.
Трусиха
Ребята играли в войну. Валю с братом Андрюшей в игру не принимали. Валя была трусихой. А Андрюша умел только ползать.
Вдруг ребята услышали крики. Пёс Лохмач сорвался с цепи. Дети бросились врассыпную, только Андрюша остался на улице.
Валя кинулась к брату. Огромный пес нёсся прямо на девочку. Она заслонила Андрюшу, бросила в собаку игрушку и громко закричала.
Наперерез Лохмачу бежал сторож. Он схватил пса за ошейник и увёл.
Ребята выходили из своих убежищ. Андрюша уже улыбался, а Валя плакала навзрыд. Она очень испугалась.
По Н. Артюховой
Грамматические задания:
1. Выписать из текста предложения, соответствующие схемам:
Вариант I Вариант II
○, ○ и ○. ○ и ○.
[ _ ͇ ], а [ _ ͇ ]. [ _ ͇ ], [ _ ͇ ].
2. Выписать из предложения словосочетания, графически обозначить главное и зависимое слова: вариант I – Огромный пес нёсся прямо на девочку; вариант II – Ребята выходили из своих убежищ.
3. Сделать звукобуквенный разбор слова: вариант I – вдруг; вариант II – очень.
Ранняя осень. Красив и печален русский лес в эти чудесные дни. Гущу золотой листвы прорезают объятые огнём клёны. Медленно летят с берёз лёгкие пятачки листьев. Между деревьями блещут серебром тонкие нитки паутины. Краснеет поздний гриб. Попадаются подберезовики, подосиновики, рыжики.
Тишина в лесу. Грустно шелестит под ногами мягкий ковёр листвы. Воздух свежий и прозрачный. Вода в лесных ручьях чистая и холодная. Ещё зелёный стоит дуб, но вершины берёз уже оголились.
По И. Соколову-Микитову
Грамматические задания:
1. Выписать предложение: вариант I – с однородными членами; вариант II – сложное.
2. Разобрать слова по составу: вариант I – ранняя, подберёзовики, грустно; вариант II –холодная, подосиновики, медленно.
3. Сделать звукобуквенный разбор слова: вариант I – поздний; вариант II – гриб.
4*. Найти в третьем предложении многозначное слово, составить с ним словосочетания в разных значениях.
Как мужик убрал камень
На площади в одном городе лежал огромный камень. Он занимал много места и мешал проезду на лошади. Призвали инженеров и попросили помощи в уборке камня.
Первый инженер предложил порохом разбить камень на части и вывезти их. Он запросил оплату в восемь тысяч рублей. Другой инженер придумал под камень подвести большой каток и свалить его на пустоши. По стоимости это будет шесть тысяч рублей.
А один мужик взялся камень за сто рублей убрать. Он выдумал выкопать подле камня яму, свалить его туда и заровнять землёй.
Мужик так и сделал. Ему дали сто рублей за работу и сто рублей за умную выдумку.
Слова для справок: его, тысяч, предложил.
Грамматические задания:
1. Выписать по одному словосочетанию с именами существительными 1, 2, 3-го склонения. Выделить окончания существительных, определить падеж.
2. Выполнить звукобуквенный разбор слова: вариант I – его; вариант II – шесть.
3. Разобрать имя существительное как часть речи: вариант I – (за) выдумку; вариант II – инженеров.
4*. Составить из слов пословицы. Выделить окончания имен существительных.
Лес
Лес – это большой город с тысячами жителей. Разными жилищами застроен этот гигант. В глубоких норках, тёплых гнёздах, просторных берлогах, крошечных хибарках поселились лесные обитатели. Жители лесов – звери, птицы, насекомые. Весь день хлопочут они по хозяйству.
С утра до вечера снуют птицы меж стволов деревьев, кустов, веток. Поймают жуков, гусениц – несут своим птенчикам. Не сидят без дела работящие муравьи. Они поедают вредителей леса. Охраняют лес от болезней хищники – лесные санитары.
Леса наши – это кладезь богатств. Берегите деревья, кусты, травы. Не разоряйте птичьих гнезд. Не разрушайте муравейники. Будьте природе друзьями и рачительными хозяевами.
Слова для справок: хибарки, кладезь, рачительные.
Грамматические задания:
1. Выписать три словосочетания с именами существительными во множественном числе. Определить падеж и склонение имён существительных.
2. Списать предложения. Имена существительные, данные в скобках, записать в форме родительного падежа множественного числа.
Сок (апельсины) и (мандарины) содержит много (витамины). Бабушка сварила варенье из (вишня) и (абрикосы).
3. Разобрать имя существительное как часть речи: вариант I – вредителей; вариант II – гусениц.
Зимний день
Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё вокруг покрыто пушистым снежным покровом. Яркий свет слепит глаза. Мы въехали в лес. Деревья стоят словно в сказке. На стволе высокой сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи дружно подбирают сосновые семена. Рыжая белка быстро мелькнула среди деревьев.
Под сосной видны следы. Это заяц-беляк пробежал по нетронутому снегу.
Хорошо в лесу! Легко дышать свежим морозным воздухом.
Грамматические задания:
1. Выписать три словосочетания «прил. + сущ.». Выделить окончания и указать падеж имён существительных.
2. Составить три словосочетания: прил. + сущ. м. р. в Т. п., прил. + сущ. ср. р. в Д. п., прил. + сущ. ж. р. в П. п.
3. Списать, вставить подходящие по смыслу имена прилагательные:
1. В …, …, … уборе стоит осенний лес.
2. На … небе загорелись … звёзды.
Лесной голосок
В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка. Я её слышал много раз. Но никогда не видел, какая она из себя.
Увидеть её оказалось совсем не просто. Я иду к ней на голосок, а она – от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот играть: я спрячусь, а ты поищи. Залез в куст орешника и кукукнул один раз. Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчок: поищи получше. А она уже совсем близко кукует.
Гляжу – через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках. Может, это ястребёнок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала. Вот она какая – кукушка!
Грамматические задания:
1. Выписать из текста местоимения, указать их лицо, число и падеж.
2. Распределить слова по группам и записать в два столбика: для, он, по, её, от, за, вы, нам, у, тебе.
3. Списать, вставить подходящие по смыслу местоимения.
В субботу … пошли в парк. Деревья стояли в пёстром наряде. На … были красные, жёлтые, оранжевые листья. … встал под деревом. На … дождём посыпались осенние листья.
Нина не приготовила уроки, решила не идти в школу, а украдкой пошла в рощу. Она положила завтрак и книги под куст, а сама побежала за красивой бабочкой.
На тропинке Нине встретился малыш. В руке он держал букварь с тетрадкой. Девочка решила подшутить над ним и назвала малыша прогульщиком.
Оказалось, что мальчик убегал от собаки и заблудился. Нина провела его через рощу. Забрать завтрак и книги она постыдилась и оставила их под кустом.
Прибежала собака. Книги не тронула, а завтрак съела. Нина заплакала. Она не жалела завтрак, её грызла беспощадная совесть.
Грамматические задания:
1. Выписать из текста три глагола, указать их время, лицо, число и род
2. Поставить глаголы в неопределенную форму: пришла, идёт, посмотрит.
Последние денёчки
Ранним мартовским утром проснулось солнце. Отдёрнуло оно лёгкую кисею облаков и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Около берёзки свежий снежок бросили, холмы молочным туманом укрыли. А в лесочке ледяные сосульки на соснах развесили. Радостно ребятишки бегут по последнему снежку.
Поглядело светило на эти проказы и стало землю прогревать. Лёд и снег сразу потускнели. По лесной ложбинке побежал весёлый говорливый ручеёк. Он бежал и пел свою песенку о весне.
Грамматические задания:
1. В последнем предложении выделить основу, выписать словосочетания. Над каждым словом указать часть речи.
2. Разобрать слова как части речи: вариант I – укрыли; вариант II – молочным.
3. Выполнить звукобуквенный разбор слова ледяной.
Диктант для 4 класса – это вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста.
На дворе октябрь. Уже убрали с полей картофель. На огородах срезают капусту. Тяжёлые светлые кочаны лежат в корзинках. Сладкая репка и красная морковка насыпаны между грядками.
На краю леса краснеет рябина. Кудрявое дерево ее усыпано ягодами, словно яркими бусами. По опушкам алеют зрелые ягоды калины. Сильнее дует осенний ветер. В комнатах потеют окошки. Слова для справок: кочаны, усыпано.
В заповеднике жил Петька. Это была большая, чёрная, серьёзная птица. Однажды я дал ворону печенье. Он взял печенье и спрятал в подклювный мешок. Я вынул маленькую монетку и показал Петьке. Эту монетку он тоже прятал. Потом Петька слетел на дорогу, сделал клювом круглую ямку, запрятал в песок подарки. Ворон вырвал клок травы и воткнул в песчаный домик. (58 слов) Слова для справок: кочаны, усыпано.
Поздней осенью я посадил молодые яблоньки. Наступила дружная весна. По дорогам зажурчала вода. Быстро сошёл снег. Ярко заблестели на солнце лужи.
Я пришёл в сад и осмотрел свои яблоньки. Сучья и веточки все были целы. Лопнули почки. Показались алые края цветочных листьев. По саду разносились чудесные песни птиц. В песнях звучала радость встречи с теплом и весной. Легко и спокойно было на сердце. (65 слов) Слова для справок: сошёл, пришёл, спокойно.
Ребята жили в деревне недалеко от леса. На лесной опушке под елкой они устроили птичью столовую. Ветки ели защищали кормушку от вьюги. Пищу для птиц дети заготовили еще с осени. Сегодня ребята шли узкой тропинкой навестить друзей. На скатерти снегов видны лисьи, заячьи, птичьи следы. Инеем украсил мороз березку. В домике уже завтракала синичка. Из чащи летела к кормушке стайка щеглов. Вдруг на верхушке елки появилась белка. Зверек огляделся и прыгнул на птичий домик. Редкая гостья ловко стала объедать ягодки с кисти рябинки. (85 слов)
Выплыло из-за леса солнце. Повеселела лесная поляна. Капельки росы заиграли в каждом цветке, в каждой травинке.
Но вот набежала туча и закрыла всё небо. Загрустила природа. Столб пыли полетел к озеру. От резкого ветра с деревьев посыпались сухие сучья. Лес глухо и грозно зашумел. На земле появились мокрые пятна. С холмов потекли ручьи. Удары грома оглушили всю местность. Но гроза быстро прошла. И снова над лесом светит солнце. (69 слов)
Взошло, заиграло над лесом зимнее солнце. Лучи яркого света янтарным блеском зажгли снега. Серебристым инеем украсились гибкие ветки берез. На белоснежной скатерти полян видны чудесные узоры звериных и птичьих следов. С тихим свистом летят к высоким елям клесты. Вдалеке пустил весеннюю трель пестрый дятел. Проворная белочка перемахнула с еловой ветки на соседнее дерево. Пропищала под кочкой в зимнем гнезде мышь. Из мягкого снега вылетели красавцы тетерева, расселись на березах и стали клевать душистые почки. Эти нарядные птицы живут дружными стаями. (82 слова)
Пришла весна. Кругом зажурчала вода. Медвежонок отправился гулять по поляне. Вдруг он остановился. Перед ним сидела лягушка. Она только очнулась от зимней спячки. Медвежонок протянул к ней лапу. Лягушка отпрыгнула. Мишка принял это за игру. Он тоже сделал скачок. Так они добрались до большой лужи. Лягушонок прыгнул в воду. Медвежонок сунул лапу в воду. Вода была холодна. Он отдёрнул лапу, потряс ею. Мишка осмотрелся. Куда девался его новый приятель? (72 слова)
Журавли готовились к отлёту. В золотые дни осени они покружились над родным болотом. Вот и потянулись стройные косяки в тёплые страны.
Журавли летели над лесами, полями,шумными городами. Внизу оставались реки, горы и моря. В глухом лесу птицы сделали отдых.
На востоке показалась ранняя зорька. Чуткие журавли уже проснулись.
Скоро взойдёт яркое солнце. Мы услышим прощальные голоса птиц. Высоко взлетят журавли. До свидания! До радостной встречи весной, журавли!
Наступила радостная, шумная весна. Теплые лучи солнца съедают последний снег. Звенят под деревьями веселые ручьи. Душистой смолой пахнут набухшие почки. С раннего утра до позднего вечера поют на лесной поляне птицы.
Вылезли из своих жилищ жучки, паучки, букашки. Вышел из своего зимнего домика ежик и осмотрел окрестности. Он не хотел вставать. Холодный ручеек забрался в его сухую постельку и разбудил ежа. Мелькнула серая тень. Это полевая мышь пробежала по узкой тропинке. На макушке ели шумят драчливые вороны. Скоро побегут от кочки к кочке хлопотливые муравьи. Все рады весне!
На небе появилось весеннее солнце. Оно разбудило всех в лесу. Повеселела лесная поляна. Золотые лучи солнца перелетали от тропинки к тропинке. Капельки росы заиграли в каждом цветке, в каждой травинке.
Но вот набежала туча и закрыла все небо. Загрустила природа. Столб пыли полетел к озеру. От резкого ветра с деревьев посыпались сухие сучья.
Лес грозно зашумел. Крупные капли дождя застучали по земле. На ней появились мокрые пятна. Удары грома оглушили всю местность.
Но гроза быстро прошла. Тишина. Только дятел стучит по коре дуплистой березы. И снова над лесом светит ласковое солнце.
Под лучами майского солнышка всё быстро растёт. Отцвели лёгкие белые подснежники. В лугах развернулся пёстрый ковёр из трав и листьев. Налились на черёмухе бутоны. Приятным ароматом повеяло от дерева. Грянули холода. Утренний туман не поднялся колечком с лесной полянки. Он замер и лёг инеем на землю. Тишина в лесу. Птицы молчат. Они боятся застудить горлышко. Одна кукушка кричит с раннего утра до позднего вечера. (66 слов) Слова для справок: аромат, замер, боятся.
Перед заходом солнца я отправляюсь на свою обычную вечернюю прогулку. Весело пробираться по зарослям высокой, сочной, душистой травы. Я забираюсь в самую глушь леса. Вот уже с трудом пробираешься вперёд. С облегчением вздохнёшь, когда снова очутишься на солнечной опушке.
Какая перед тобой открывается красота! Внизу, как на ладони, расстилается широкая долина, по которой змеёй извивается синяя река. За рекой виднеется соседняя с нами деревня и моё любимое ближнее озеро.
При солнечном освещении всё это принимает волшебный вид. (79 слов)
Ласковое солнце согревает землю своим теплом.
Ранним утром ты бежишь в ближнюю рощу. В тенистой прохладе ты видишь редкое чудо. В зелени высокой травы белеет прелестный цветок. На тонкой ножке висят жемчужины. Внизу они похожи на крохотные колокольчики. В верхней части еще закрытые цветы напоминают бубенчики. Широкие листья, словно ладони, охраняют хрупкий стебелек. Слышишь, как звенят колокольчики весны? Ты вдыхаешь тонкий запах нежного цветка. Прекрасный подарок русского леса!
Догадались, о каком растении идет речь? Ландыш подарила нам весна. Не губи красоту дивной полянки! (86 слов)
Ранним утром иду я в соседнюю рощу. Стоят ряды белых берёз. Сквозь листочки на траве играют золотые лучи утреннего солнца. В чаще кустов и деревьев распевают птицы. Звуки их песен разносятся по всей окрестности.
На опушке леса поспевает первая земляника. В конце рощи есть пруд. В глубоком овраге журчит ручей. Я сяду на пенёк у ключа, достану кружку и кусок мягкого свежего хлеба. Как приятно выпить в жару холодной воды! Хорошо летом в роще, в лесу, в поле! (80 слов)
Цель диктантов: Повторить и систематизировать изученный на уроках материал, выполнить работу над ошибками.