Погода в Санкт-Петербурге | Pogoda78.ru

04:56Воскресенье19 Октября
Главная » Статьи » ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПРИЛОЖЕНИЙ презентация к уроку по русскому языку (8 класс) на тему

ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПРИЛОЖЕНИЙ презентация к уроку по русскому языку (8 класс) на тему

ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПРИЛОЖЕНИЙ
презентация к уроку по русскому языку (8 класс) на тему

Цель урока: Объяснить лингвистическую сущность обособления. Объяснить правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными определениями и приложениями. Рассмотреть сложные случаи постановки знаков препинания при обособленных определениях и приложениях.

Научить видеть в предложении определения и приложения. Научить различать определения и приложения. Отработать правильную постановку знаков препинания в предложениях с определениями и приложениями.

Задание на повторение Определите типы подчинительной связи в словосочетаниях Его учебник, прибыть вовремя, увидеть его, сменить одежду, красивый цветок, первый ученик, книга из библиотеки, медленно поворачиваясь, моя тетрадь

Типы подчинительной связи в словосочетании Согласование Управление Примыкание

ОПРЕДЕЛЕНИЕ Что такое определение? Второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета . Чем чаще всего бывает выражено определение? Прилагательным и причастием.

ПРИЛОЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЕ – ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ВЫРАЖЕННОЕ ИМЕНЕМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ, СОГЛАСУЮЩИМСЯ С ОПРЕДЕЛЯЕМЫМ СЛОВОМ В ПАДЕЖЕ.

ОБОСОБЛЕНИЕ Обособление - смысловое и интонационное выделение второстепенных членов с целью придать им известную синтаксическую самостоятельность в предложении.

- уточняют высказываемую мысль; - конкретизируют описание действия; дают более углубленную характеристику лицу или предмету; - вносят в предложение экспрессивную окраску. Обособленные члены:

ОБОСОБЛЯЮТСЯ 1.Согласованные определения и одиночные приложения, если стоят после определяемого слова: Паутинка, зацепившаяся за ветку, блестит на солнце. На окне, серебряном от инея, за ночь хризантемы расцвели. Ландыш, майский цветок, любит тень. Ночь, облачная и туманная, окутала землю .

ОБОСОБЛЯЮТСЯ 2. Если относятся к личному местоимению: Он, мятежный, просит бури. Красавца, его замечали все. 3. Если имеет добавочное обстоятельственное значение: Отягощенные плодами, ветви ломались. Отличный рыбак , Васька знал толк в рыбе.

ОБОСОБЛЯЮТСЯ 4. Если отделены от определяемого слова другими членами предложения: Несколько раз, таинственная и одинокая, появлялась в небе луна. 5. Если присоединяются к определяемому слову с помощью союза КАК в значении ПОТОМУ ЧТО, БУДУЧИ, ТАК КАК. Отец, как человек осторожный, пока молчал.

НЕ ОБОСОБЛЯЮТСЯ Если тесно связаны с определяемым словом: Это привело к результатам печальным и непоправимым. 2 . Если входят в состав сказуемого: Он пришел грустный и усталый .

НЕ ОБОСОБЛЯЮТСЯ 3 . При ИНВЕРСИИ в поэтической речи: Лесом частым и дремучим ехал всадник. 4. Если присоединяются к определяемому слову с помощью союза КАК в значении В КАЧЕСТВЕ: Его знали как хорошего учителя.

ДЕФИС ПРИ ПРИЛОЖЕНИИ 1. Приложение и определяемое слово выражено нарицательными существительными: Гора-великан возвышалась до неба. 2. Определяемое слово выражено именем собственным и стоит перед одиночным нарицательным существительным: Над Волгой-рекой слышна песня.

1 .Дорога вошла в лес, мертвый и холодный от луны и росы. 2. Не всякая пачка исписанной второпях бумаги достойна стать книгой. 3. Худой и высокий, он чем-то напоминал мне горестный образ Дон-Кихота. 4. Солнцем мартовским пригретый, тает старый снег. 5. Бим был собакой доверчивой и честной. 6. Егоровна, добрая старуха, теперь сделалась его нянькою. 7. Лакеи, временно находящиеся без места, от этого не становятся свободными людьми. 8. В легкой капельке, свежей и чистой, отразился сверкающий день.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ 1.Ошеломленная, мать неотрывно смотрела на Рыбина. 2. Уверенный в привязанности своей дочери, Троекуров никогда не мог добиться от нее доверенности. 3. Овеян вещею дремотой, полураздетый лес грустит. 4. Усталый и побледневший, месяц все еще висел на огромном небе.

Урок русского языка 8 класс "Обособление определений и приложений"

Урок представляет собой тематический учет знаний по теме "Обособление определений и приложений", состоящий из заданий разного уровня сложности, выборочного диктанта, микросочинения в виде инструкции с использованием вводных слов для развития логического мышления. На уроке формируются умения составлять схемы предложений, закрепление умений обособления причастных оборотов. 1 уровень - групповая работа, 2 уровень - выборочно-распределительный диктант, з уровень - план-тезис по статье учебника, составление инструкции.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка 8 класс "Обособление определений и приложений" »

Рассмотрено: Рассмотрено: Рассмотрено:

директор школы завуч УЧ руководитель МО

_______________ ___________ ___________________
_________________ ___________ ________________

Тематический учет знаний по русскому языку в 8-ом классе по теме «Обособленные определения и приложения»

Учитель русского языка и литературы Коргун Л. П.

КГУ «Журавлевская средняя школа»

Тематический учет знаний по русскому языку в 8-ом классе по теме «Обособленные определения и приложения»

Цели и задачи: выполнить задания I, II, III уровня; работу по карточкам, написать выборочно-­распределительный диктант, микросочинение в классе в виде инструкции с использованием вводных слов для развития логического мышления, умения составлять схемы, выбрать соответствующие примеры, предложения; запомнить правила обособления определений, выраженных причастным оборотом, причастием, прилагательным и приложением.

Организационный момент. Опрос домашнего задания: вспомнить правила обособления определений.

1. Задания первого уровня: групповая работа по карточкам со схемами типа:

Образец карточки первого уровня:

Ломоносов, выехавший с поморами рыбаками, дошел до Москвы.

Рожденный в простой крестьянской семье, он стал великим русским ученым.

Ему как основателю первого русского университета рукоплескал весь мир.

2. Задания второго уровня: выборочно-распределительный диктант.

Обособленное определение, выраженное причастным оборотом, причастием,

Обособленное приложение, распростр., нераспростр.

1. Речь, письменная или устная, характеризует человека: его интеллигентность, образованность, воспитанность, грамотность.

2. Писатель делает читателя, вдумчивого и проницательного, соучастником творчества.

3. Получающий эстетическое наслаждение, он, как и автор, приходит к его идее.

4. Писатель, представляющий воображаемого читателя, не склонного принимать на веру скептика, заядлого спорщика, будет внимательно работать над словом.

5. Книга, интересная и иллюстрированная, привлекает

1. На приеме были артисты, художники и поэт Олжас Сулейменов, посол.

2. На стартовой площадке увидели Курчатова-ядерщика.

3. Автор, человек лет пятидесяти, отвечал на вопросы.

4. Этнограф, он собирал и записывал песни, пословицы, легенды.

5. Мы, учителя словесники, уважаем читающих учеников.

3. Задания третьего уровня:

1) План-тезис по статьям учебника.

2) Или сложный план статьи учебника.

3) Или написать инструкцию о грамотном письме, то есть как пользоваться правилами обособлении, или сочинение на лингвистическую тему.

Итак, ребята, вы познакомились с планом обобщающего урока. Он пройдет как тематический yчет по обособлению определений, выраженных причастием, причастным оборотом, прилагательным и обособлением приложений.

Сейчас вы выполните задания первого уровня по карточкам, сделайте схемы простых предложений с обособленным определением или приложением, обоснуйте свой выбор пунктограммы.

1 уровень. Найти обособленные определения и приложения, расставить знаки.

1. Вам молодым людям продолжать эту жизнь.

2. Настоящая дружба редкая и драгоценная награда человеку.

3. Горький прошедший суровую школу жизни стал великим писателем.

4. Чайковскому как композитору были понятны звуки леса.

1 уровень. Найти обособленные члены предложения, расставить знаки.

1. Озлобленные на весь мир они скатываются на самое дно жизни.

2. Множество людей насмотревшихся на разгильдяйство и разгул возненавидели хамство, сквернословие.

3. Униженные побоями и драками им непросто победить дурное влияние.

4. Герои Достоевского смиренно гуманные личности заставляют задумываться о смысле жизни.

1 уровень. Найти обособленные члены предложения, расставить знаки препинания, начертить схемы.

1. Человек живущий честно и творящий добро хороший.

2. Тропинки и дороги сада зовущегося окружающим миром находите правильно.

3. В юности весне жизни надо быть особенно умным.

4. Отдых и развлечения выбранные умно развивают способности.

Найти, обособить определения и приложения, исправить неправильное.

1. Не зарекайтесь, что не любите учиться!

2. Попробуйте любить все предметы изучаемые в школе.

3. Изучайте их, историю и литературу, дающих эстетический и нравственный кругозор.

4. Найти в учебнике источник знаний радость творчества.

Найти, обособить определения и приложения.

1. Умейте не терять времени на пустяки способные утомить больше, чем работа.

2. Не заполняйте свой светлый разум потоками мутной глупой информации.

3. Они компьютеры делают чертежи, отчеты, планирование.

4. Программист он составил задачи для информатиков.

1 уровень Найти обособленные члены предложения, расставить знаки.

1. Один путь у человека открытый к самоусовершенствованию это неустанное пополнение знаний, расширение жизненных интересов.

2. Джон Ив как хирург и человек вызывал у бедных пациентов искренне чувство благодарности.

3. Обуреваемый желанием посмеяться Стильтон хотел сделать из него живую игрушку.

4. Зеленая лампа символ надежды на лучшее круто изменила судьбу Джона Ива.

1 уровень. Найти обособленные определения, приложения, расставить знаки.

1. Гоголь выходец из обедневшей дворянской семьи получил образование в Нежинской гимназии.

2. Рядом с ним творили художники, музыканты составившие гордость русской культуры.

3. Познавший много зла Репин научился высоко ценить добро.

4. Молодые люди спящие помногу как старики ничего в жизни не добьются.

Найти обособленные члены предложения, расставить знаки.

1. Горы поднявшие на мощные склоны луга пастбища овец людей внушают доверие.

2. Каменные хайки, изгороди сделанные руками человека перегораживали поля.

3. Очарованные красотой гор туристы нашли приют в деревянной гостиной.

4. «Убитый стоит он бронзой на бульваре».

Найти и обособить определения и приложения.

1. Впечатляют здания построенные из розового туфа.

2. С поэтом путешествующим по времени был Сарьян художник.

3. Родная культура выражающая душу народа должна сохраниться.

4. Это были баски испанские грузины журящие своих товарищей по кампании.

Найти, обособить определения и приложения.

1. Они упряженные в лямку тянули баржу.

2. Прильнувший к городу он плавно переходил в деревню.

3. Вы степняки любите простор и волю.

4. Ему украинскому кобзарю пришлось отбывать ссылку в Мангышлаке.

Найти обособленные члены предложения, расставить знаки.

1. Перед Чеховым автором коротких юмористических рассказов и врачом стоял выбор.

2. Только бесхарактерные безвольные и ленивые люди живут по течению жизни.

3. Они опустившиеся потерявшие человеческий облик ищут забытья в вине, попрошайничестве, воровстве.

4. Человек умный и думающий никогда не попадет в беду.

Найти обособленные члены предложения.

1. Ему землепашцу приходилось укладывать борозду к борозде.

2. Равнина кроткая гладкая открылась глазу.

3. Нельзя нарушать равновесие существовавшее между человеком и природой.

4. Ухоженные причесанные поля тянулись вдоль реки.

3 уровень. Задания третьего уровня вы делали дома, составляли план-тезис по статье учебника, чтобы подытожить знания, запомнить правила пунктуации в предложениях с обособленными членами предложения, подбирали свои примеры или примеры, которые мы с вами записывали на уроках изучения нового материала, применяли условно-графическое обозначение, писали сочинения на лингвистическую тему или составляли инструкцию.

Понятие об обособлении.

1. Обособленные члены предложения могут выделяться по смыслу интонацией, запятыми, реже - тире.

Обособление распространенных, нераспространенных определений, выраженных причастием, причастным оборотом, прилагательным

2. Обособляются распространенные и нераспространенные определения, приложения, если стоят после определяемого существительного и выражены именами прилагательными, причастиями, существительными:

2.1. Пыль, розовая от блеска молний, неслась по земле.

2.2. Ветер, холодный и резкий, дул с моря целый день.

2.3. Слово, данное отчизне, дороже жизни.

Обособление определений, приложений, стоящих до и после личных местоимений.

3. Любые определения и приложения обособляются, если относятся к личному местоимению.

3.1. Погруженный в раздумье, я вышел из кабинета.

3.2. А он, мятежный просит бури.

3.3. Они бросились за ним очарованные.

3.4. Мы, бойцы, верим в своего командира.

Обособление согласованных определений и приложений перед определяемым существительным.

4. Обособляются согласованные определения и приложения перед определяемым существительным, если имеют причинное, временное, обстоятельственное значение.

4.1. Увлеченный игрой, Кондаков не расслышал моего вопроса.

4.2. Удивленный, мальчик застыл на месте.

4.3. Большие карманные часы, той многолетний спутник, показывали конец рабочего дня.

1. Не обособляются одиночные приложения, определения.

1. Не обособляются одиночные приложения, если сливаются с именем собственным по смыслу: Владимир узнал Архипа - кузнеца.

2. Если при приложении союз имеет значение «в качестве»:

Все знают Уланову как великую балерину.

2. Тире при обособлении

Обособленные приложения могут выделяться тире, если им придается большее значение, при произнесении они отделяются длительной паузой.

В этой деревне жила со своим отцом - лесным сторожем - девушка Настя.

А это сочинение

Поссорились обособленные определения и приложения с необособленными и пришли к Грамотею, чтобы он их рассудил. Обособленные определения стали жаловаться, что они совсем запутались: «То обособляемся, то не обособляемся, помоги советом».

Задумался Грамотей и говорит: «Какие же вы невнимательные! Для этого же есть правила обособления. Возьмите учебник, и там черным по белому написаны все правила пунктуации».

Обособленные и необособленные определения решили больше не ссориться, взялись за руки и пошли в библиотеку за книгой «Секреты пунктуации» и учебником «Русский язык», чтобы самим написать сочинение на эту тему и подобрать юмористические примеры, чтобы было веселей учить.

И запомнили они золотое правило Грамотея: «Правило - самоинструкция - тренировка». Дорогие ребята, прислушайтесь и вы к советам Грамотея, и тогда обязательно придете к пунктуационной грамотности. Успехов вам в трудном, но радостном пути к знаниям!

Как овладеть секретами пунктуации?

Первое - это знать правила, второе - это уметь их сознательно применять, действовать на основании правил, третье - это находить примеры и самим подбирать их из художественных произведений, составлять графические схемы, тогда вам все будет понятно, и вы сможете самостоятельно работать с любым текстом, выполнять любое упражнение. Поэтому правила на обособленные определения и приложения тоже не исключение. После чтения правила, посмотри схемы и по схемам находи предложения, в которых есть обособленные определения и приложения. Сделайте так:

Наша библиотека

Цель урока: закрепить и проверить знания учащихся по теме.
Методические приемы: повторение, словарный диктант, объяснение учителя, самостоятельная работа, тренировочные упражнения, работа с учебником.

1. Организационный момент (сообщение темы и цели урока)
2. Проверка домашнего задания:
• Какие члены предложения называются обособленными?

(Обособленными называются члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, например:

Ветер, дувший со всех сторон, усиливался.

• Как обособляются такие члены предложения на письме? (Запятыми, реже – тире.)

• В каких случаях обособляются определения и приложения?

(Определения и приложения мы выделяем интонацией при произнесении и запятыми на письме в следующих случаях:

- Любые определения и приложения, если они относятся к личному местоимению, например:

Усталая, она пришла домой.

- Согласованные распространенные определения и приложения, стоящие после определяемого существительного, например:

Ягоды, сорванные на грядке, аппетитно пахнут.

- Согласованные нераспространенные однородные определения, стоящие после определяемого существительного, например:
-
Ветер, холодный и колючий, подул с севера.

Проверка упр. 313, выполненного дома (2 ученика)

3. Следующий этап урока - орфографическая работа (под диктовку учителя) (Одновременно 4 учащихся работают с карточками самостоятельно в тетрадях)

• Давайте вспомним, в каких случаях пишется О-Е после шипящих в разных частях речи?

(В корне под ударением Е, за корнем – О, кроме слов – исключений: шорты, шов, шоколад, шоссе, шовинизм, шомпол, трещотка, трущоба, зажор, шорох, жом, крыжовник, шофер, жокей и т.д.)

Попутно повторим правописание НЕ с разными частями речи, Н,НН в причастиях и прилагательных.

• Итак, записываем в тетрадях:

Ветхая одежонка, пораженный красотой диковинного леса, привлеченный журчанием неприметного с виду родничка, не известное ученым созвездие, неточный расчет, неглубокая речонка, обаятельная девчонка, окруженный причудливыми очертаниями, негромкий шорох, нестерпимо жжет.
(После того, как учащиеся напишут орфографический диктант, проверить по цепочке)

Карточка № 1. Задание: вставить и объяснить пропущенные буквы, обосновать пунктуацию.

Следующий этап урока – закрепление знаний, умений и навыков по теме «Обособленные определения и приложения».
Работать будем на интерактивной доске и в тетрадях.
(Вставляем знаки препинания, объясняем свой выбор)

(Комплексный анализ текста)

1) Брянская земля, древняя, славная, – край удивительной красоты.
2) Она хороша во все времена года: летом и зимой, весной и осенью.

3) Прекрасны ее леса, золотые в лучах осеннего солнца, и поля, покрытые зимой сверкающим снегом, и луга, пестрые, как ковер, летом и скошенные, опустевшие, тихие осенью. 4) Поражают ее леса, могучие и таинственные, овеянные героическим прошлым. 5) А сколько видели стройные, безмолвные деревья – великаны, хранящие многие тайны завоевателей, желавших покорить эту землю!

1. Давайте посмотрим на эти предложения, что можно о них сказать?
(Все предложения связаны по смыслу и грамматически, Объединены общей темой: Брянская земля. Это текст.)
2. В каком предложении заключена основная мысль текста? (в 1)
3. Назовите стилевую принадлежность текста (докажите свое мнение)
1) Данный текст принадлежит к художественному стилю речи.
2) Главная задача этого стиля - создание образа. В тексте создан образ земли.
4. Определите тип текста (докажите свое мнение)
Тип текста – описание. Прочитав его, мы можем задать вопрос: «Какая она, Брянская земля?» И здесь же находим ответ , ……………
5. При помощи каких художественно-выразительных средств рисует автор удивительную картину?
Удивительную картину автор рисует, используя такие тропы, как эпитеты: осеннего солнца, сверкающим снегом, луга опустевшие (в 3 предл.)
сравнение: луга, пестрые, как ковер,…
? метафора: деревья – великаны, хранящие многие тайны завоевателей
прием инверсии (обратный порядок слов): в 4 предложении
Обратить внимание учащихся на то, что обособленные определения, приложения тоже являются средствами синтаксической выразительности текста.
6. Найдите типы словосочетаний по способу связи:
В 1 предл. – согласование: брянская земля, земля древняя, славная, удивительной красоты
В 5 предл. – управление: хранящие тайны, тайны завоевателей, покорить землю.
7. Определите способ связи между 1 и 2 предложениями
1 и 2 предложения соединены при помощи личного местоимения ОНА.
8. Сделайте синтаксический разбор 4-го предложения, составьте его схему.

5. Материал для закрепления

• Вспомним правило обособления приложения с союзом КАК:
- обособляется, если имеет оттенок причинности, например:
Валерию, как уроженцу юга, трудно было привыкнуть к суровому климату Арктики.
- не обособляется, если имеет значение «в качестве», например:
Все знают Семенова как хорошего футболиста
- если приложению придается большее значение и при произнесении оно отделяется от определяемого слова более длительной паузой, то можно поставить тире, например:
Пришел ноябрь – месяц крепких заморозков

2. Работа с учебником (упражнение 315) Читаем задание, выполняем самостоятельно.
(звучит легкая музыка)
Первые две тетради проверяются, выставляются оценки.
Музыка выключается.
После выполнения упражнения на перемене проверить еще 3 тетради

Словарная работа.
- Я хочу обратить ваше внимание на слово ПАНОРАМА.
Оно имеет два основных значения:
• вид местности, простиравшейся на далекое пространство, например: панорама снежных гор.
• Большая картина, перед которой на переднем плане размещены реальные предметы, например: Панорама Бородинской битвы в Москве
В слово ПАНОРАМА входят 2 греческих элемента:
пан- - «все» и – орама – «вид», «зрелище»

Составьте и запишите предложения по схемам.

1) [ сущ. , │ опр., выр. прич. обор. │ , ……… ] .

2) [ │опр., выр. прич. обор. │ , личн. мест. ………] .

распр.прил.
3) [ │как ……… │ , сущ. ……… ] .

- Мы повторили тему «Обособленные определения и приложения»
- Еще раз закрепим, в каких случаях обособляются определения и приложения?
Определения и приложения мы выделяем интонацией при произнесении и запятыми на письме, в следующих случаях:
• любые определения и приложения, если они относятся к личному местоимению
(Усталая, она пришла домой.)
• согласованные распространенные определения и приложения, стоящие после определяемого существительного
(Небо, полное грозою, все в зарницах трепетало.)
• согласованные нераспространенные однородные определения, стоящие после определяемого существительного
(Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю)
• если имеют обстоятельственное значение
причины
(Оглушенный тяжким гулом, Теркин никнет головой)
уступки:
Раненный осколком в плечо, капитан не покинул строя
или отделены от определяемого существительного другим членом предложения

- Сегодня все молодцы. За урок получили следующие оценки:
За работу в тетрадях –
За работу по карточкам -
За работу на интерактивной доске (анализ текста) -
За работу у доски –
Работали с учебником:
Составляли предложения по схемам и получили оценки

Домашнее задание: упражнение 323 (для всех)
Обратить внимание учащихся: при выполнении упражнения необходимо пользоваться орфографическим словарем;
упр. 306 (для слабых учеников), 320 (для сильных)

Придумать и записать предложение со словом ПАНОРАМА 1 группе;
Текст из 5-6 предложений публицистического стиля – 2-й группе

Упражнения по теме «Обособленные определения и приложения»

1 Упражнения по теме «Обособленные определения и приложения» Упражнение 1. Прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию. Охарактеризуйте определения: а) согласованное несогласованное; б) распространенное нераспространенное; в) обособленное необособленное. 1) Уцелело и зеркальце, висевшее в простенке. 2) Маша, бледная и трепещущая, подошла к Ивану Кузьмичу, стала на колени и поклонилась ему в землю. 3) И, мрачнее черной ночи, он потупил грозны очи, стал крутить свой сивый ус. 4) Окрестность исчезла во мгле, мутной и желтоватой. 5) Я вдаль уплыл, надежды полный, с толпой бесстрашных земляков. 6) Шабашкин, с картузом на голове, стоял подбоченясь и гордо взирал около себя. 7) Долина тихая дремала, в ночной одетая туман. 8) Василиса Егоровна, присмиревшая под пулями, взглянула на степь, на которой заметно было большое движение. (А.С. Пушкин) Упражнение 2. 1 / 14

2 Спишите, Затем выразительно прочитайте эти предложения с обособленными приложениями. Охарактеризуйте смысловые, грамматические, интонационные и пунктуационные признаки обособленных приложений. 1) Мой сосед, маленький нервный человек, рассказал мне стра(н, цн)ую историю. 2) Им, гагарам, (не)доступно нас л., ж денье битвы жизни; гром ударов их пугает. 3) Мне, человеку в костюме босяка, трудно было вызвать его, франта, на разговор. 4)Пам..ть, этот бич (не)опасных, оживляет да(же) камни прошлого, (М. Горький.) Упражнение 3. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания и подчеркивая определения и приложения. Какое общее условие обособления объединяет эти примеры? 1) Низенький и коренастый он обл..дал страшною силой в руках. 2) Поглощенный его словами я (не)мог думать над этой загадкой. 3) (Не)доум..вающий, озадаченный выходкой моего спутника я смотрел на него и молчал. 4) Смотреть на нее спокойную и сильную, как большая полноводная река, пр..ятно. 5) Сегодня она в новом голубом к..поте была особенно молода и внушительно красива. (М. Горький) Упражнение 4. Прочитайте. Установите, в каких случаях распространенные определения являются причастными оборотами, а в каких прилагательными с зависимыми словами. Составьте и запишите предложения с данными определениями так, 2 / 14

3 чтобы в одном случае они были обособленными, а в другом необособленными. Гонимые сильным ветром. Полная спелых ягод. Радостно пораженная своим открытием. Увлеченный чтением. Похожие на великанов. Заросгаие сорной травой. Усеянное миллионами звезд. Залитый лунным светом. Упражнение 5. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Графически обозначьте определяемые слова и распространенные определения. 1) Синее спокойное озеро в глубокой раме гор окрыле(н, нн)ых вечным снегом темное кружево садов пышными складками опускается к воде. 2) Из двер.. белого домика захлес.нутого в..ноградниками выходит (на)встречу солнцу древний старец. 3)В священной тиш..не восходит солнце и от к..мней острова поднимается в небо сизый туман насыще(н, нн)ый сла..ким зап..хом золотых цветов. 4) Раздираемое молниями небо дрожало др.. жала и степь то вся вспых..вая синим огнем то погружаясь в холодный тяжелый и тесный мрак страшно суживавший ее. 5) Закова(н, нн)ые в гр..нит волны моря подавле(н, нн)ы громадными тяж..стями ск..льзящ..ми по его хр..бтам. 6) По обеим сторонам к..мина стоят фикусы нищенски бедные листьями. 7) Струйка дыма в..лась в ночном воздух., полном влаг.. и свежеет., моря. 8) Лодка колыхалась на волнах ш..ловливо пл..скавш..хся об ее борта еле двигалась по темному морю а оно играло все резвей и резвей. 9)Тиш..на прерывалась звуками песни дол..тавш..й с реки. 10) Трава сг..баемая ударами ветра и дождя л..жилась на землю. (М. Горький) Упражнение 6. 3 / 14

4 Исправьте ошибки в употреблении обособленных определений. 1) Деревья, которые растут в аллее и украшающие парк, были совсем молодые. 2) Ребята спешат к реке, приехавшие на дачу. 3) Итон пятерке я очень обрадовался, полученной мною впервые в жизни. 4) Вошедший был одет в волчий тулуп, обросший бородой. 5) Если человек хорошо знающий местность, он никогда не заблудится. 6) Солнечный луч освещал падающие листья с деревьев. 7) Плющ, который вьющийся по стене, украшает комнату, радует глаз. Упражнение 7. Спишите, вставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните обособленные несогласованные определения и определяемые слова. Каждое предложений прочитайте, соблюдайте правильную интонацию. 1) Слышится спор и говор неистово кричит ребенок, поезд стучит и громыхает а солдат в новой ситцевой рубахе и в черном галстуке сидит над спящими на своем сундучке. 2) Чудесные бабочки и в ситцевых пестреньких платьицах и в японских нарядах и в черно-лиловых бархатных шалях залетали в гостиную, 3) Эта комната окнами на запад и на север занимала чуть ли не половину всего дома, 4) Играл зеркальный отблеск моря в вы шинах сосен и текла вдоль по коре сухой и жесткой смола прозрачнее стекла. (И. Бунин) Упражнение 8. Выпишите сначала предложения с обособленными нераспространенными приложениями, а затем предложения с обособленными распространенными приложениями. Объясните условия обособления. 4 / 14

5 1) Один из ямщиков, весьма высокий мужчина, вылез из саней, молча отвязал свою тройку. (Л.Н. Толстой) 3) И там, на подушке из ярких песков под тенью густых тростников, спит витязь, добыча ревнивой волны. (М. Лер монтов) 3) Могучий лев, гроза лесов, лишился силы. (И. Крылов) 4) Хозяин мой, доктор, был вечно занятый молчаливый человек. (Ю. Казаков) 5) Хорошо, что он попал, Теркин, в нашу роту. (А. Твардовский) Упражнение 9. Преобразуйте предложения так, чтобы сказуемые стали распространенными приложениями. Обозначьте грамматическую основу предложений и. укажите приложения. Образец. Москва столица России. Москва, столица России, празднует День города. 1) Обстоятельство второстепенный член, предложения. 2) Лес наше богатство. 3) Жадность один из человеческих пороков. 4) Лицо зеркало души. 5) Река источник энергии. 6) Чтение лучшее учение. 7) Моя сестра юрист. 8) Русский язык один из богатейших языков мира. 9) Художественная литература искусство слова. 10) Дети будущее страны. Упражнение 10. Составьте предложения с данными словами, используя их как: а) обособленное приложение; 5 / 14

6 б) необособленное приложение; в) именную часть сказуемого; г) подлежащее; д) обращение. Запишите предложения, объясните их смысловые, интонационные и пунктуационные различия. 1) Замечательный русский художник. 2) Любимый детский писатель. 3) Надежный друг. 4) Интересный собеседник, 5) Президент совместного предприятия. Упражнение 11. Кто лучше? Спишите, вставляя после определяемых слов по два нераспространённых определения. Объясните постановку знаков препинания. 1) Акация, и, бросала прозрачную тень на фонтан. Акация бросала прозрачную тень на фонтан, и. 2) Огоньки, и, ярко горели в ночном небе. Огоньки ярко горели в ночном небе, и 3) Ветер, и, шевелил молодые листочки. Ветер шевелил молодые листочки, и. 4) Трава, и, была покрыта крупными каплями росы. Трава была покрыта крупными каплями росы, и. 6 / 14

7 Упражнение 12. Вслух прочитайте предложения, следите за интонацией обособления. Объясните, что объединяет данные предложения. Спишите их, комментируя постановку знаков препинания. 1) На крыльце сидел хозяин дачи, в рубахе навыпуск, и курил. (В. Инбер) 2) Анисим, в чёрном сюртуке с красным шнурком вместо галстука, задумался, глядя в одну точку. (А. Чехов) 3) Алёна, с крас ными от жары щеками, бегала то в сад, то в дом, то в погреб. (А. Чехов) 4) Рядом с женщиной стоял белобрысый и очень серьёзный мальчик, босой, без шапки. (К. Паустовский) 5) Квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой, он явился под вечер. (М. Горький) Упражнение 13. Прочитайте, укажите обособленные приложения. Объясните условия их обособления. 1) А ночью ветры, вестники наступающих холодов, гуляют по выси вызвездившего неба, воровски шарят по садам (Шолохов). 2) Она готовилась к зачету по общей терапии предмету, наиболее любимому ею (Бондарев). 3) Мы, учителя, боялись Беликова (Чехов). 4) Остальные братья, Мартын и Прохор, до мелочей схожи с Алексеем (Шолохов). 5) Разумеется, как добрый человек, он больше любил, чем не любил людей (Л. Толстой). 6) Хозяин мастерской был немец, по фамилии Ферстер (Н. Островский). 7) Ему казалось, что он был влюблен в кузину и гостью Шумихиной, Анну Федоровну (Чехов). Упражнение / 14

8 Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Укажите приложения и определяемые слова. 1) Люди мужчины и женщины выносили через главные двери остатки имущества (Фадеев). 2) Она течет моя Непрядва как шесть веков тому назад (Старшинов). 3) Он был прекрасен в открытой степи этот рассвет (Фадеев). 4) Один из мифов Древней Греции рассказывает о Лаокооне троянском жреце нарушившем волю богов. 5) Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как юмористу (Федин). 6) Это был Александр Тимофеевич или попросту Саша гость приехавший из Москвы дней десять тому назад (Чехов). 7) Илюше иногда как резвому мальчику так и хочется броситься и переделать все самому (Гончаров). 8) Была у Ермолая легавая собака по прозванию Валетка (Тургенев). 9) Как истинный художник Пушкин не нуждался в выборе поэтических предметов для своих произведений но для него все предметы были равно исполнены поэзии (Белинский). Тест по теме «Обособленные определения и приложения» 1. Обособленными членами предложения называются: 1) члены предложения, относящиеся к одному и тому же члену предложения, отвечающие на один вопрос, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию; 2) члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно; 3) все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого. 2. Определение, выраженное причастным оборотом, обособляется, когда находится: 8 / 14

9 1) перед определяемым словом; 2) после определяемого слова; 3) в любом месте предложения. 3. Определения и приложения, относящиеся к личному местоимению, обособляются, если находятся: 1) перед местоимением; 2) в любом месте предложения; 3) после местоимения. 4. Определения и приложения, стоящие перед определяемым словом, обособляются, если: 1) они распространенные; 2) они имеют добавочное обстоятельственное значение; 3) они согласованные. 5. Приложения с КАК обособляются, если: 1) как можно заменить «в качестве»; 2) как можно заменить так как; 3) всегда. 6. Укажите предложение с обособленным определением: 9 / 14

10 1) Птицы не то спят, не то дремлют. 2) Дорога вьется между двумя колеями, поросшими зеленой травой. 7. Объясните постановку запятых в предложении: Кругом было поле, безжизненное, унылое. 1) определение стоит после определяемого слова; 2) определение обособляется всегда. 8. Объясните постановку запятой в предложении: Охваченный охотничьим волнением, я побежал сквозь густой кустарник. 1) определение относится к личному местоимению; 2) определение стоит перед определяемым словом. 9. Объясните постановку запятой в предложении: Привлеченные светом, бабочки прилетели и кружились около фонаря. 1) определение стоит перед определяемым словом; 2) определение имеет добавочное обстоятельственное значение. 10. Укажите предложение с обособленным приложением: 10 / 14

11 1) Желна, эта черная птица с огненной головой, где-то жалобно пищала. 2) Мягкое и серебристое, оно слилось с синим южным небом. 11. Укажите предложение, в котором перед КАК нужна запятая: 1) Он сейчас работает (1) как техник. 2) Разумеется (1) как добрый человек, он больше любил, чем не любил людей. 12. Укажите предложение, где выделенные слова обособляются запятыми: 1) Полный раздумья шел я однажды по большой дороге. 2) Звенящие на ветру стебли высохших трав покрывают дикую степь. 13. Укажите, где нужно поставить запятые: Степь (1) то есть (2) безлесная и бесконечная равнина (3) окружала нас со всех сторон. 1) 1, 3. 2) 2, 3. 3) 1, Укажите способ выражения определения в предложении: На воде всплескивали фонтаны, похожие на сахарные головы. (В.Тренев) 1) Обособленное нераспространённое определение 11 / 14

12 2) Обособленное определение, выраженное прилагательным 3) Обособленное определение, выраженное прилагательным с зависимыми словами 4) Обособленное определение, выраженное причастным оборотом 15. Укажите способ выражения определения в предложении: Из репродуктора, установленного над капитанским мостиком, доносились прощальные звуки вальса. (И.Гребенюк) 1) Обособленное нераспространённое определение 2) Обособленное определение, выраженное прилагательным 3) Обособленное определение, выраженное прилагательным с зависимыми словами 4) Обособленное определение, выраженное причастным оборотом 16. Укажите тип определения в предложении: Разговоры наши любил слушать внук лесника Ваня Малявин, мальчик лет пятнадцати. (К.Паустовский) 1) Обособленное распространённое определение 2) Обособленное распространённое приложение 3) Обособленное определение, выраженное прилагательным 4) Необособленное нераспространённое приложение 17. Укажите способ выражения определения в предложении: Трава, сочная, свежая, пестрела крупными золотисто-жёлтыми цветами. (З.Сорокин) 1) Обособленное определение 2) Обособленные определения, выраженные причастиями 3) Обособленные нераспространённые определения, выраженные прилагательными 12 / 14

13 4) Обособленные приложения 18. Укажите тип определения в предложении: К ребятам подошел квартирант со второго этажа инженер Гусев заядлый охотник и рыболов. (Е.Коковин) 1) Необособленные приложения 2) Обособленное определение 3) Обособленные определения, выраженные прилагательными 4) Обособленные приложения 19. Укажите тип определения в предложении: Пораженный, Уваров не мог оторвать удивленного взгляда от Акима. (М.Алексеев) 1) Обособленное распространённое приложение 2) Обособленное нераспространенное приложение 3) Обособленное нераспространённое определение 4) Обособленное распространённое определение 20. Укажите способ выражения определения в предложении: Молодой ивняк, с зелеными нависшими ветвями, вздрагивал от ударов зыби. (В.Короленко) 1) Обособленное определение, выраженное причастным оборотом 2) Обособленное согласованное определение, выраженное прилагательным с зависимыми словами 3) Обособленное определение, выраженное прилагательным 4) Обособленное несогласованное определение 13 / 14

14 21. Укажите тип определения в предложении: Витютень, обычный гость наших лесов средней полосы, вдвое больше обыкновенного голубя. (Е.Дубровский) 1) Обособленное распространённое приложение 2) Обособленное несогласованное определение 3) Обособленное определение, выраженное прилагательным 4) Обособленное согласованное определение, выраженное прилагательным с зависимыми словами 22. Укажите способ выражения определений в предложении: Траншею копали на густо заросших лесом склонах сопок, протянувшихся вдоль долины Светлой речки. (Л.Князев) 1) Необособленное приложение 2) Необособленное определение 3) Обособленные определения, выраженные причастными оборотами 4) Обособленное и необособленное определения, выраженные причастными оборотами Ответы: 14 / 14