Погода в Санкт-Петербурге | Pogoda78.ru

05:12Четверг18 Сентября
Главная » Статьи » Народные приметы погоды на благовещение

Народные приметы погоды на благовещение

Народные приметы погоды на благовещение

Кроме основной приметы на Благовещение о запрете на любую работу, известной взрослому населению планеты, христианский праздник с течением времени оброс многочисленными народными суевериями и предсказаниями, которые касаются практически всех сфер человеческого бытия. В преддверии главного торжества, символизирующего окончательный приход весны, раскройте старинные секреты, подмеченные наблюдательными мудрыми предками ­— используйте шанс узнать будущее!

Христиане отмечают Благовещение уже свыше 2000 лет. Согласно библейской легенде, 7 апреля (по старому стилю — 25 марта) Архангел Гавриил стал добрым вестником для человечества, явившись с небес и сообщив Деве Марии новость о ее скорой беременности и предстоящем рождении сына Божиего.

Радость святого дня разделяют все земные жители: птицы, звери, растения, насекомые, люди. Благословенным апрельским утром вся природа будто оживает, наполняется энергией, способной зарядить каждое живое существо.

Однако задолго до провозглашения священного торжества Благой вести существовали праздники, совпадающие по времени со знаменательным для христиан событием:

  • третья заключительная встреча весны (после которой окончательно сходит лед, уходят морозы и просыпаются насекомые);
  • комоедица, медвежий праздник (вылезает из валежника очнувшийся от спячки медведь).

Подобно другим отмечаемым язычниками датам, предки выделили вышеназванные из всего календарного цикла благодаря наблюдениям: за погодой, за животными, за небесными светилами.

Как ни пытались раннехристианские священники искоренить языческие представления славянских племен, труды их оказались не слишком плодотворными — убеждения и обычаи «неверных» прадедов причудливо сплелись с православными верованиями. Представителям церкви оставалось лишь придать используемым народом суевериям и приметам «божественную» окраску, чем они помогли сохранить культурное наследие для будущих поколений.

7 апреля недаром считают началом отсчета явления настоящей весны, с Благовещением связывают свои чаяния и надежды крестьяне, простые труженики, болезные, нищие. Молодые девушки выискивают знаки, свидетельствующие о предстоящем замужестве, фермеры судят по погоде о предстоящем урожае, испытывающие нужду и лишения молятся о Божьем благословении, священнослужители правят службу, отдавая дань Провидению Господню.

Мудрые знающие люди активно используют знания, проверенные веками, по сей день. Убедитесь сами, как старинные приметы конкурируют с современными технологиями ­— в Благовещение это сделать просто!

  • После Благовещения заморозков уже не будет.
  • На Благовещение дождь (петух напьется), на Юрия (6 мая) трава взойдет (вол напасется).
  • В Благовещение ласточек не видно — вся весна холодной будет.
  • Погода ясная — лето красное, урожай добрый.
  • Туманное утро на Благовещение — вода в реках прибывает.
  • Снег на полях — лето без урожая.
  • Благовещенская погода повторится на Пасху.
  • До святого дня аисты прилетели и уже сидят на яйцах — теплое время года пришло.
  • Вечером звездно — уродит конопля.
  • Чтоб коровы удой хороший давали — накануне праздника хозяйки все емкости водой наполняли.
  • В Благовещение пасечники ульи на двор выставляли, а все хозяева живность из избы на двор выгоняли.
  • Если перед ульем красную тряпку на великий праздник расстелить — пчелы будут здоровые, и чужаков к себе не подпустят.

Однако погодные приметы — лишь малая часть содержания святых суток. Есть гораздо более важные поверья, заставляющие содрогнуться многих обывателей — убедитесь сами!

Чтобы не испортить великое торжество рутинными, обыденными делами, славяне соблюдают главное правило благовещенского дня, обличенное в красивую форму:

«На Благовещение даже птичка гнезда не вьет!»

Существует давнее предание о кукушке, которая ослушалась Божьего приказа, и пыталась свить себе уютное гнездышко в благой день. За это Господь лишил пернатое возможности иметь свой дом, и теперь неразумная птаха подбрасывает своих не рожденных детенышей (яйца) в обители иных видов птиц.

Чего еще стоит остерегаться человечеству в дату встречи Богородицы с посланцем небесным?

  1. Запрещено до окончания первой апрельской седмицы «беспокоить землю» — копать, пахать, сеять, боронить, поливать, рыхлить ­— любая работа с неблагословенной почвой считается святотатством.
  2. Печальную участь сулит примета родившимся на Благовещенье младенцам — болезни, травмы, инвалидность, карликовость и даже уродство предрекали предки таким детям. Жестоко обращались в старину с домашними животными, увидевшими свет Божий в святое время – их попросту убивали, считая негодными для вскармливания и ухода — «все равно помрут!»
  3. Грозное табу лежит на походы в парикмахерскую, и просто на банальное причесывание: остригать, красить волосы, расплетать-заплетать косы, мыть голову ­— все действия с приемщиком космической энергии, которым является шевелюра, как гласит поверье о волосах, укорачивают судьбу, запутывают верный путь, обрекают ослушников на одиночество.
  4. Особо усердствовали в описании устрашающих последствий манипуляций с прической матери и бабки юных незамужних девиц: мол, и замуж красавица не выйдет, и детей не родит, и вообще старой девой останется.
  5. Забыть о щедрости и отказывать в просьбах одолжить что-либо в Благовещение, рекомендует другое суеверие. Оно гласит: если из дому вынести и отдать другому личное имущество (деньги, ценности, предметы одежды), то хозяину угрожает разорение и бедность.

Объединяли народы, населявшие Русь, благовещенские легенды о нечистой силе. Говорят, не только добрые духи могут проникать в этот мир и помогать людям, активизируются и всякие лешие, русалки, черти, домовые и другие бесовские отродья. Если собрать все предостережения, вырисовывается «веселая» картина праздника:

  • к воде подходить нельзя — могут зачаровать купающиеся там добрые русалки («самовилы», «вилии», «самодивы»);
  • находиться в период праздника далеко от дома нельзя — змей-домовик приходит пересчитать домочадцев: если кого не увидит, тот умрет вскоре;
  • отправляться в лес на охоту или прогулку нельзя — леший заведет на погибель;
  • шить, вязать категорически возбраняется ­— обрезав нить, или случайно разорвав, можно укоротить жизнь себе или кому-то близкому;
  • надевать новую одежду нельзя, чтобы сглаза избежать (модницы того времени нашли выход — облачались в новый наряд на протяжении предпраздничной недели, в то время, пока никто не видит, таким образом вещица становилась ношеной, старой);
  • электричество (искусственный свет) зажигать нельзя — ангел, вошедший в дом, не увидит добрых поступков жильцов, зато рассмотрит все грехи;
  • упоминать ящериц и змей, волочить что-либо по земле, приносить домой зеленый лук и всякую зелень, ходить с клюкой (палкой), дрова носить и вообще совершать какие-либо действия с предметами, напоминающими ползучих гадов, запрещено — чтобы спасти от нечисти домашний скот, сохранить будущий урожай, да и самим уберечься от укусов аспидов.

Зато у славян было принято защищать хозяйство и его владельцев всевозможными способами: бить в колокола и бубны; греметь посудой, ложками; громко топать; рисовать мелом круги вокруг дома, кресты на дверях и оконных ставнях; сжигать мусор, собранный накануне Благовещения.

Интересно, что уничтожению домашнего хлама посредством огня есть простое научное объяснение — так наши предки избавлялись от блох и вшей, которые в период холодов заполоняли жилища, ведь животные зимовали вместе с людьми, да и мылись зимой неприхотливые крестьяне редко.

Весь род людской старается следовать церковным наставлениям и не грешить в праздничное время, иначе можно жестоко поплатиться за ослушание, как повествуют суеверия. Только потомственные колдуны воспринимают сакральную дату иначе: считается, что зачатый на 7-го апреля ребенок будет обладать даром ясновидения и другими магическими способностями, однако даже они не рискуют проверить данный постулат.

Помимо того, что накануне святого дня люди старались переделать домашние дела, в сельской местности принято было совершать определенные языческие обряды с целью обрести удачу в делах, получить хороший урожай, стать богаче и счастливее.

Самое яркое ритуальное действо в Благовещение, как и примета, связано с птицами. Священной обязанностью торжественного дня считалось освобождение крылатого создания из неволи. Ведь, согласно древнейшим верованиям, «крылатики» олицетворяют души умерших.

Жители всех городов и весей выносили на улицу клетки с пернатыми и открывали их. Считалось, что получив свободу в подарок, счастливая пташка испросит у ангелов милость для освободителя, и целый год он будет купаться в достатке и радости.

Избавиться от прошлых грехов, очиститься от скверны, снять порчу с себя самостоятельно помогала благовещенская забава – прыжки через костер. Так развлекались молодые, резвые парни и девчата, а более зрелые, пожилые и боязливые люди пользовались иными методами очищения: окуривали дымом прошлогоднего травяного сбора верхнюю одежду, сжигали старую перину или солому из матраса.

Чтобы густо капуста уродила, девушки в предпраздничную ночь обязательно расплетали косы, обходили жилище, трижды подметали полы в доме, и выносили мусор вместе с веником на реку.

Замужним дамам, желающим сохранить семейное счастье, примета рекомендует 40 раз на протяжении светлых суток обратиться к супругу словом: «Милый». Так можно и нежные чувства воспламенить, и от поползновений соперницы мужчину оградить.

Согласно преданию, от начала седьмых апрельских суток и до полуночи, вселенная открывает для землян энергетические порталы, по которым их просьбы доходят до высших сил. Поэтому на Благовещение принято проводить магические ритуалы, направленные на:

  • улучшение материального благосостояния;
  • обретение второй половинки;
  • исполнение заветного желания;
  • исцеление от недугов;
  • удачное решение дел.

Если не хотите остаться за бортом счастливого корабля, воспользуйтесь одним из следующих обрядов!

  1. В утро благого дня купите просфору (просвиру — хлеб для литургии) по количеству домочадцев, вставьте в один из хлебцев копеечку (без свидетелей), затем обойдите обитателей дома, предлагая выбрать каждому сдобу. Кому достанется «особенная» просфора, тот весь год будет любимчиком фортуны, все начинания получателя монетки успешно завершатся.
  2. Незамужние девушки могут отправиться на прогулку (но недалеко): если по пути наткнутся на подснежник, значит замуж еще до зимы выйдут. Если же дева подснежник в воду опустит, а потом той водой умоется — красоту обретет неописуемую.
  3. Если немощный, больной человек умоется в праздник талым снегом, хворь уйдет от него. Также целители и экстрасенсы верят, что талая благовещенская вода снимает сглаз и детский испуг.
  4. Запаситесь в канун Благовещения медом, и, дождавшись святого рассвета, намажьте сладким продуктом правую ладошку. Скрепите с левой. Пробуя разъединить кисти, наговорите заклинание:

«Как мед душистый тает, одна рука к другой прилипает, так и удача ко мне, рабе Божией (назовитесь) липнуть всегда будет. Замок на ключ, язык за зубами. Аминь!»
Конечности вымойте и можете отдыхать.

В целом, Благовещение — настолько светлый и добрый праздник, что ему и особая магия не нужна. Вся окружающая атмосфера наполнена волшебством, ангелы вхожи в дома, поэтому достаточно искренне вознести молитву Господу или Пресвятой Богородице, попросить, чего желаешь у сил небесных, и уже скоро чудо произойдет! Только верьте!

астролог
Нас консультирует известный в Москве астропсихолог Юлия!
Обращение позволит вам получить консультацию, натальную карту, космограмму, дизайн человека, психопортрет а так же гадание таро. Астропсихолог – Юлия поможет вам разобраться в финансовых проблемах, подтянуть свой семейный уровень. Найти любовь, решить разногласия с близкими. Покажет ваши скрытые таланты, направит вашу карьеру в нужное русло и расскажет вашу судьбу.
Получи консультацию прямо сейчас, пиши на почту [email protected]
Или в телеграм @astrologslunoyvDeve
Если у вас возникли вопросы по какой-то из статей или вы желаете консультации настоящего специалиста - пишите Юлии.

Приметы погоды имели очень большое значение для наших предков, ведь именно от них зависел урожай всего будущего года, необходимость запаса дров и многие другие бытовые моменты. Обычно обращали внимание на погоду во время больших праздников, например, Пасхи. До наших дней дошли и приметы погоды на Благовещение 7 апреля.

Если на Благовещение еще нет ласточек, значит, весна придет позже, чем положено, и будет холодной.

Заморозки предвещали богатый урожай, особенно яровых, овса и огурцов. Считали, что если на Благовещение холодно, значит, еще сорок дней мороз по утрам будет. Мороз обещает хороший урожай груздей.

Теплая и солнечная погода — к пожарам. Если на небе при этом совсем нет облаков, летом будет много гроз.

Дождь 7 апреля означал засушливое лето и хороший урожай ржи и грибов. Некоторые считали, что дождь в этот день — к удаче в рыбной ловле.

Гроза предвещала теплое лето и хороший урожай орехов.

Солнечная погода означает большой урожай пшеницы.

Если благовещенской ночью на небе будет мало звезд, это знак того, что яиц в этом году будет мало. Теплая ночь предвещает дружную весну. Если звезд будет много, значит, будет хороший урожай конопли.

Ветер, туман и иней предвещают плохой урожай в этом году. Туман служит также знаком скорого половодья на реках.

Если на крышах еще лежит снег, значит, лежать на полях ему еще до Егория, то есть, 6 мая. Снег, лежащий на земле в этот день, обещал плохой урожай.

Наши предки считали, что какая погода была на Благовещение, такой она будет и на Пасху.

Зимние пути, то есть, прочный лед, по которому можно пройти, рушится или за неделю до этого праздника, или через неделю после него.

В целом, к этим приметам стоит прислушиваться, так как у наших предков было несравненно больше времени для того, чтобы примечать даже маленькие бытовые детали.

Народные приметы на 7 апреля

1. Гроза началась – будет теплое лето и хороший урожай орехов.

2. На Благовещение сыро – грибного лета жди.

3. На крышах лежит снег – значит, он пролежит на полях до Юрьева дня (6 мая).

4. Солнечное и безоблачное небо – примета к тому, что летом будут грозы.

5. Какой будет погода днем, такой она будет и к вечеру.

Нас консультирует известный в Москве астропсихолог Юлия!
Обращение позволит вам получить консультацию, натальную карту, космограмму, дизайн человека, психопортрет а так же гадание таро. Получи консультацию прямо сейчас, пиши на почту [email protected]

Если у вас возникли вопросы по какой-то из статей или вы желаете консультации настоящего специалиста - пишите Юлии.

Благовещение господне. Приметы о погоде и урожае на день Благовещения

Благовещение Пресвятой Богородицы - большой церковный христианской праздник. Это один из числа главных (двунадесятых) непереходящих праздников. Именно в день 7 апреля по григорианскому календарю (или 25 марта по юлианскому), согласно Евангелию, архангел Гавриил сошел с небес на землю и возвестил Марии, что она станет матерью Спасителя рода человеческого. Случилось это в ту минуту, когда девушка была занята чтением книги пророка Исаии в том месте, где рассказывается о рождении Мессии. И настолько велико было желание Марии быть причастной к этому событию, что Господь услышал ее и послал к ней своего небесного посланника. Архангел Гавриил также открыл Марии имя ее будущего сына и рассказал о его грядущем величии перед людьми.

Установление праздника произошло в древности, упоминания можно встретить начиная уже со II века новой эры. Ранние христиане именовали его по-разному: «Зачатие Христа», «Начало искупления», «Благовещенье о Христе», «Благовещение Девы Марии». Но окончательное название он получил только в середине VII века от Рождества Христова. Теперь мы знаем праздник как Благовещение Пресвятой Богородицы.

Событие это в старину считалось первым из праздников (год начинался именно в этот день, с приходом весеннего равноденствия и возрождения природы), а потому было особо почитаемым. Иоанн Златоуст называл Благовещение «истоком торжеств, основой всех без исключения христианских празднеств». Ведь благая весть, принесенная архангелом Гавриилом непорочной Деве Марии, дает начало еще двум благим вестям: Рождеству Христову и Пасхе (Светлому Христову Воскресению). Без благой вести о чудесном зачатии Сына Божьего в чреве непорочной земной женщины не было бы двух других.

Христианские традиции Благовещения Пресвятой Богородицы

Наши пращуры считали Благовещение по роли равнозначным Пасхе. Они верили, что в этот день даже в аду грешников щадят и дают отдыхать от мук. Любая работа была под строгим запретом. Считалось, что праздник этот настолько велик, что каждое живое существо на Земле его празднует. Даже глупая птичка веточку в гнездо не положит. А если сделает это, Господь в наказание отнимет у нее крылья, заставив ходить по земле. Существует красивая легенда о кукушке, дерзнувшей в этот великий праздник вить гнездо. Бог наказал ее за это, сделав бездомной вдовой без семьи и детей.

В праздник Благовещение Пресвятой Богородицы издревле были запрещены любые начинания. Будь то пахота, сев или любая другая хозяйственная забота. Считалось, что любое дело, начатое в Благовещенье, непременно выйдет пустым, безрезультатным, а то и принесет вред. А все, что будет в этот день посажено в огороде или на поле, непременно испортится и не взойдет. Со дня Благовещения крестьяне переходили жить в летнюю часть избы, оставляя на зимнем месте только стариков и больных. Грехом было работать по вечерам со свечой. А в некоторых деревнях вовсе считалось грехом зажигать огонь, как в сам праздник, так и накануне его. Несоблюдение этих правил сулило нарушителю неприятности на весь последующий год.

Но не только мрачными суевериями овеян этот день. Существует огромное количество добрых, светлых и трогательных примет. Так, например, Благовещение связывали с возвращением в родные места перелетных стай. А пойманных или купленных накануне птиц принято было отпускать. Это действие означало бескровную жертву природе во имя обильного будущего урожая. Также праздник Благовещения считался началом весны и новой жизни. А освященные накануне этого дня семена хранились до момента начала сева как подтверждение Божьего благословения на обильный будущий урожай.

В праздник Благовещения с древних времен благим делом считалось разведение костров. В них сжигали старую одежду, обувь, постель, ненужную деревянную утварь. Дымом горящих особых травяных сборов окуривали избы и хозяйственные постройки. А между двух пылающих огней принято было прогонять домашнюю скотину. Считалось, что все эти несложные ритуальные действия способны защитить дом от порчи и сглаза, помочь избавиться от всего старого и приобрести новое, а животных защитить от болезней и вредителей.

Еще одна древняя традиция - выпекание просфор. Готовят их для каждого члена семьи. По числу живущих в доме. После освящения в церкви во время благовещенской службы эти просфоры, искрошив, съедают. Крошки же подмешивают в зерно, предназначенное для посева, корм для скота и даже в мед, которым подкармливают пчел. Считается, что если дать скотине такой корм, то приплод и надои молока будут богатыми, животные станут меньше болеть. А зерно с крошками в нем сулит, по поверьям, урожай, от которого амбары затрещат. Пчелы же, съевшие мед с крохами просфор, принесут в ульи столько меда, что до следующего лета не съесть. Освященные просфоры могли храниться до будущего Благовещения. А если в доме кто-то болел, то ему давали кусочек, размоченный в воде. По поверьям, это помогало больному быстрее выздороветь

Благовещение - праздник новой жизни

Издревле Благовещение Пресвятой Богородицы ассоциировалось в народе с приходом весны. Этот великий праздник служил символом благоденствия, свободы и радости для людей и природы. Все самое чистое и прекрасное, чего не выразить словами. Ликование всего сущего и человеческой души. Для каждого христианина праздник Благовещение Пресвятой Богородицы означает надежду на жизнь вечную и освобождение человеческого рода от греха, несущего неизбежную смерть. В определенном смысле это праздник праздников, который дарует не только надежду на спасение, но само спасение и пути к нему.

7 апреля Святая Православная Церковь молитвенно чтит великий и радостный праздник Благовещения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Благовещение означает «благая» или «добрая» весть. Праздник Благовещения совершается в воспоминание явления Пресвятой Деве Марии архангела Гавриила и возвещения им тайны воплощения от Нее Иисуса Христа - Сына Божьего и Спасителя мира.

Событие Благовещения
По достижении совершеннолетия, согласно обычаю, имевшему силу закона, Пресвятая Дева Мария, оставила храм Иерусалимский и вручена была престарелому плотнику Иосифу — Обручнику, или хранителю Ее девства. Иосиф происходил из одного с Ней колена и взял Ее к себе, чтобы под видом супружества быть Ее защитником. Живя в Галилейском городе Назарете, в доме Иосифа, Пресвятая Дева большую часть времени проводила в уединении и безмолвии, занималась богомыслием и молитвою, чтением Священного Писания и рукоделием.
События Благовещения описаны единственным евангелистом - апостолом Лукой.
Согласно Евангелию (Лк. 1:26-38), в 6-й месяц после зачатия праведной Елисаветой святого Иоанна Предтечи архангел Гавриил был послан от Бога в город Назарет к Пресвятой Деве Марии с радостной вестью о том, что от Нее родится Спаситель мира. Войдя к Ней, Гавриил сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Мария смутилась от ангельского приветствия и размышляла о его значении, Гавриил же продолжил: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего… и Царству Его не будет конца», то есть архангел возвестил теми же словами, в каких предсказал об этом событии задолго до него пророк Исаия (Ис. 7:14). По мнению ряда богословов, слова архангела Гавриила - «Радуйся, Благодатная» - стали первой «благой» вестью для человечества после его грехопадения. Свт. Феофилакт Болгарский (XI–XII вв.) в толковании на Евангелие от Луки пишет: «Поскольку Господь сказал Еве: „В болезни будешь рождать детей» (Быт. 3:16), теперь эту болезнь разрешает та радость, какую приносит Деве Ангел, говоря: радуйся, Благодатная! Поскольку Ева была проклята, Мария теперь слышит: благословенна Ты».
Мария в недоумении (по мнению свт. Григория Неокесарийского (III в.), опасаясь нарушения её девства) спросила, как исполнение этого обещания совместимо с соблюдением избранного Ею девственного образа жизни: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк. 1:34) Ангел ответил Ей, что воплощение Сына Божия будет совершено чудесным действием Святого Духа: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк. 1:35-37). Тогда Мария, увидев в словах ангела волю Божью, со смирением сказала: «Cе, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38).
Прав. Николай Кавасила (XIV в.) так комментирует эти слова: «Воплощение было не только делом Отца, Его Силы и Его Духа, но также делом воли и веры Пресвятой Девы. Без согласия Непорочной, без содействия Её веры этот план остался бы неосуществленным так же, как и без действия Самих трех Лиц Божественной Троицы. Лишь после того, как Бог наставил и убедил Святую Деву, Он принимает Её в Матери и заимствует у Неё плоть, которую Она Ему с радостью предоставляет. Как Он воплотился добровольно, так же было Ему угодно, чтобы и Его Матерь родила Его свободно и по Своей доброй воле».
Своей покорностью и согласием, по мнению свт. Афанасия Великого (IV в.), Мария выразила своё исповедание веры. Он сравнивает её со скрижалью, «…на которой Писец пишет, что угодно Ему. Господь всяческих да пишет и творит, что хощет». У Господа не остается бессильным никакое слово, и Мария вскоре родила Младенца Иисуса (Лк. 1:26-35).
Косвенно о событии Благовещения упоминает ап. Павел: «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены» (Гал. 4:4).
Царь Соломон, получивший от Бога весь свет премудрости для исследования тайн природы, после того как обозрел все, что есть на небе и на земле, – прошедшее, настоящее и будущее, – решил, что в мире, под солнцем, нет ничего нового. Но в Благовещении благодатной Деве Марии Бог сотворил совершенно новое дело, какого никогда не было в прошедшие века и никогда не будет в грядущие.
Этого дня человечество ожидало более пяти тысяч лет. В божественных и пророческих книгах говорилось о пришествии в мир Спасителя. И долгожданный час наступил.

Определение даты и история установления праздника
Название праздника - Благовещение - передает главный смысл связанного с ним события: возвещение Деве Марии благой вести о зачатии и о рождении Ею Богомладенца Христа. Этот праздник относится к двунадесятым непереходящим праздникам и отмечается каждый год в один и тот же апрельский день.
Датой Благовещения как на Западе, так и на Востоке считается 25 марта (по старому стилю, по новому – 7 апреля). Эта дата отстоит ровно на 9 месяцев от 25 декабря (по старому стилю), которое с IV в. считается днем Рождества Христова.
Впервые дата 25 марта появляется в сочинениях западных авторов III века - Тертуллиана и сщмч. Ипполита Римского как день распятия Иисуса Христа по римскому календарю. Данное обстоятельство легло в основу александрийской и позднейших византийских хронологических систем, отождествляющих дату Благовещения и Пасхи.
Установление данного праздника в Константинополе относят приблизительно к середине VI в. как следствие процесса «историзации» евангельских празднований в литургическом календаре, однако определённости в этом вопросе нет. Так, у свт. Григория Неокесарийского есть «Беседа на Благовещение Пресвятой Богородицы» и свт. Иоанн Златоуст (IV-V вв.) в своих трудах называет Благовещение «первым праздником» и «корнем праздников»; можно предположить, что празднование Благовещения Церковь уже совершала в это время. О праздновании Благовещения свидетельствует постройка в Назарете, на месте, где, как считается, случилось Благовещение, равноапостольной императрицей Еленой в начале IV в. Базилики Благовещения. При этом в начале VIII в. армянский автор Григор Аршаруни писал, что праздник был установлен святителем Кириллом I, епископом Иерусалимским, в середине IV в. Однако епископ Ефесский Авраам (между 530 и 553 годами) свидетельствует, что до него не было написано ни одной проповеди, посвящённой Благовещению. Древние грузинские рукописные Лекционарии, отражающие литургическую практику Иерусалима VII в., уже содержат под 25 марта особый праздник Благовещения. В VII в. Благовещение стало праздноваться в Риме и Испании; Галлия приняла его лишь в VIII в.
В VI в. прп. Роман Сладкопевец написал кондак (в раннем понимании термина) Благовещения. К концу VII в.- это уже один из самых почитаемых в Константинополе праздников. Гимнография праздника была дополнена в VIII в. творениями прп. Иоанна Дамаскина (VIII в.) и Феофана, митрополита Никейского (XIV в.), составившего канон праздника в форме диалога между Девой Марией и архангелом Гавриилом.
Все византийские памятники VIII и последующих веков называют Благовещение среди важнейших праздников; его богослужение неизменно совершается 25 марта.
Сохранились беседы на Благовещение свт. Софрония Иерусалимского (VII в.), свт. Германа Константинопольского (VIII в.), прп. Иоанна Дамаскина и многих других более поздних святых отцов и церковных писателей.
На Западе сведения о празднике Благовещения восходят примерно к тому же времени, что и на Востоке. Из сочинений западных отцов Церкви и писателей известны слова на Благовещение, приписываемые латинским авторам V в. (блж. Августину Иппонскому, святым Петру Хрисологу и Льву I Великому) и последующих веков.
День Благовещения нередко считался днем начала церковного или даже гражданского года как на Востоке, так и на Западе. Убеждение о совпадении исторической даты Воскресения Христова с 25 марта привело к тому, что этот день получил название «Кириопасхи» (Господственной). Сейчас Кириопасхой называют случающееся раз в несколько лет совпадение праздников Пасхи и Благовещения.

Событие Благовещения в святоотеческой традиции
«Благовещение», как было обозначено выше, означает благую, радостную, добрую весть. По сути, это то же, что и «Евангелие», ведь данное слово переводится с греческого как «благая весть».
Праздник Благовещения посвящен воспоминанию о том дне, когда, как гласит Священное Писание, Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил о грядущем рождении Иисуса Христа - Сына Божьего, который возьмет на Себя грехи всего мира.
В греческих сборниках святоотеческих слов на разные праздники, предназначенных для богослужебного употребления (патристических Лекционариях) для Благовещения обычно приводятся 1 или 2 чтения: первое начинается словами «Снова радость благовестия» (известно под именами святителей Иоанна Златоуста (IV-V вв.) и свт. Григория Неокесарийского, и второе — слово свт. Андрея Критского (VII-VIII вв.) «Есть сегодня радость всех». Кроме того, встречаются рукописи, содержащие и другие святоотеческие чтения, например, свт. Григория Неокесарийского, свт. Прокла Константинопольского (V в.), проповеди, приписываемые свт. Афанасию Великому и свт. Иоанну Златоусту. Слова на Благовещение писали и более поздние авторы, например: свт. Софроний Иерусалимский; свт. Герман, Патриарх Константинопольский, чья проповедь «На Благовещение» содержит 2 диалога Пресвятой Девы Марии с архангелом и с праведным Иосифом Обручником; прп. Феодор Студит (VIII-IXвв.); свт. Григорий Палама (XIV в.); св. прав. Николай Кавасила (XIV в.); свт. Московский Филарет (Дроздов) (XIX в.) (он сравнивает слова Марии «да будет Мне по глаголу твоему» со словами Творца «да будет» (Быт 1:3), так что «слово твари низводит в мир Творца») и многие другие.
Существенный элемент святоотеческих творений, посвященных событию Благовещения — его догматический аспект. Во всех словах на Благовещение подчеркивается, что основное событие Благовещения — свершаемое воплощение Сына Божия; прп. Феодор Студит даже называет Благовещения не Богородичным, а Господским праздником. Из-за тесной связи между Благовещением, Боговоплощением и Рождеством Христовым, некоторые проповеди вполне могли быть написаны не для чтения на Благовещения, а для праздника Рождества Христова (например, слово свт. Прокла Константинопольского или проповедь свт. Льва Великого). Святые отцы часто подчеркивают роль Пресвятой Девы в Благовещении и Ее нравственную высоту; эта сторона события ярко выражена в словах свт. Григория Паламы и св. Николая Кавасилы. Некоторые из слов, надписанных именем свт. Иоанна Златоуста, так же как и слово свт. Германа Константинопольского и кондак прп. Романа Сладкопевца, построены в форме диалога, причем в диалогах участвуют не только Пресвятая Дева и архангел, но и праведный Иосиф Обручник. Говоря о величайшем значении Благовещения в истории, отцы Церкви не ограничиваются догматическим истолкованием евангельского повествования — нередко они (например, прп. Феодор Студит) делают из него практические нравственные выводы.

Иконография праздника
Изображения, трактуемые как «Благовещение», встречаются уже в росписях катакомб (Присциллы, 2-я пол. II — 1-я пол. III вв., Петра и Марцеллина, 2-я пол. III — 1-я пол. IV вв.). Как Благовещение, интерпретируется сцена, где юноша, рука которого протянута вперед, стоя перед сидящей в кресле женщиной, обращается к ней с речью. Сюжетный контекст позволяет видеть в этой сцене Благовещение, поскольку сходные изображения бескрылых ангелов известны во фресках катакомб по композициям «Явление ангела Товии», «Явление ангела Валааму», «Явление Троицы Аврааму». Следующей по времени является композиция Благовещения на рельефе саркофага в Равенне (после 400 г.), где ангел представлен с большими крыльями, с посохом в левой руке, а сидящая Богоматерь — с веретеном и пряжей, опускающейся в корзину у Ее ног.
Схема, сложившаяся в раннехристианский период, не претерпела существенных изменений в византийском, балканском и древнерусском искусстве и варьируется на иконах, в миниатюрах и монументальных росписях IX-XII вв. Во 2-й пол. XII в. в композиции преобладают динамичные экспрессивные черты. Движение архангела становится стремительным, взгляд Богородицы, обращенный к нему, испытующим. Композиция дополняется символическими деталями. На иконе кон. XII в. из монастыря вмц. Екатерины на Синае на первом плане изображена река с множеством птиц и рыб — символ рая. За троном Богоматери, на золотой кровле высокой палаты, где находится гнездо с птицами, изображен сад за оградой с деревьями, цветами и птицами — «Вертоград заключенный» — символический образ рая и Богородицы (Песн. 4:12). Золотой престол Богородицы, украшенный драгоценными камнями и жемчугом, и высящееся за ним здание с отдернутой завесой напоминают трон царя Соломона (3 Цар. 10:18) — также символ Богородицы.
Стремление наглядно проиллюстрировать догмат о Воплощении наиболее полно выражено в русской иконе «Благовещение Устюжское» (XII в.). В небесном сегменте изображен Иисус Христос, сидящий на огненных херувимах, от Его благословляющей десницы исходит луч к Богоматери. Младенец в препоясании написан теми же тонами, что и мафорий (верхняя одежда; длинное женское покрывало, спускающееся с головы до пят). Правая рука Богоматери с пурпурной нитью поднята к груди, в опущенной левой руке Она держит моток пряжи, нить проходит параллельно фигурке Младенца, как бы придерживаемой у плеча правой рукой Богородицы. На синайской иконе кон. XII в. также рядом с Младенцем, параллельно фигурке, изображена нить, которая буквально иллюстрирует мысль об исткании «умной багряницы Еммануилевой» — плоти Христовой «от чистых и девственных кровей» Богородицы.
Исключительное значение праздника Благовещения, который святители Иоанн Златоуст и Афанасий Александрийский называют первым в ряду других, отразилось в расположении этого сюжета в храмовых росписях в алтарной или предалтарной зоне. Такое расположение наглядно свидетельствует о том, что через Воплощение на земле Спасителя, Сына Божия, для человеческого рода открываются небеса. В X-XI вв. Богоматерь изображается стоящей перед престолом (кафоликон монастыря Ватопед на Афоне; Софийский собор в Киеве).
В XII в. Богоматерь обычно изображается сидящей на престоле на фоне палат, с пряжей в руках, полуобернувшись к архангелу (собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде (1125 г.)). В росписи новгородской церкви вмч. Феодора Стратилата на Ручью (кон. XIV в.) перед сидящей на престоле Богоматерью изображен ярко пылающий светильник — один из символов Богородицы, свидетельствующий о принятии Ею Божественного огня.
В соответствии с тем, что Воплощение Спасителя отверзает человечеству райские двери, изображение Благовещения помещается на царских вратах иконостаса. Сцена Благовещения нередко сочетается с изображением царей Давида и Соломона в верхних частях царских врат: створка врат из церкви Больницы Богородицы в Охриде (Македония) с архангелом Гавриилом и царем Соломоном (2-я пол. XIV в.); врата из с. Бара (Болгария, кон. XVI в., музей Преображенского монастыря). На Руси формируется иной тип царских врат, где Благовещение помещается в навершии створок, а на основном полотне дверей изображаются либо свтт. Василий Великий и Иоанн Златоуст, имена которых носят 2 византийские Литургии, либо 4 евангелиста.
Почитание праздника Благовещения выразилось также в посвящении многочисленных храмов и монастырей. Один из древнейших храмов на Руси — церковь Благовещения на Городище в Новгороде (XII в.). В честь Благовещения нередко освящали и надвратные церкви (Церковь на Золотых воротах в Киеве (XI в.)).
Примечательно, что и в Калужской митрополии множество храмов освящены в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, например: собор в г. Боровске (XVIII-XIX вв.), собор в г. Мещовске (XIX в.), храмы в г. Козельске (XIX в.), г. Мещовске (XVII в.), с. Курилово Жуковского района (XVIII в.), а также ныне недействующие, но посвященные Празднику: с. Хохлово Мещовского района (XVIII в.), д. Заборовка Перемышльского района (нач. XX в.), д. Андреевское Ферзиковского района (XVIII в.) и другие.

Почему на Благовещение запускают белых голубей?
Белый голубь с древних времен олицетворяет мир и добрые известия. Кроме того, голубь является символом благодатного действия Святого Духа, а белоснежные крылья – одновременно символом чистоты самой Девы Марии.
В дореволюционной России существовал обычай, особенно в Москве, в День Благовещения, как в день возвещения свободы всему миру, выпускать из клеток птиц на волю. Заниматься же каким-либо, даже лёгким, трудом в этот день считалось грехом.
В постсоветской истории Русской Православной Церкви этот обычай был возрожден в 90-е годы XX в., и сегодня во многих храмах после Литургии в небо выпускают белых голубей.

На православных иконах принято изображать архангела Гавриила держащим в руках цветок — символ доброй вести. Именно ему даровано Богом приносить людям радостные, а иначе сказать — благие вести. Поэтому архангел Гавриил — всегда желанный гость. Но самую благую для всех людей на свете весть он принёс две тысячи лет назад, совсем ещё юной Деве Марии. Посланец Бога возвестил, что из Её чрева воплотится Спаситель мира. Вот с этих его слов и начинается история праздника Благовещение.

Обручение Пресвятой Девы Марии

В древней Иудее люди взрослели рано. Совершеннолетними считались уже достигшие четырнадцатилетнего возраста. Вот и Пресвятая Дева Мария, едва расставшись с детством, и воспитывавшаяся с ранних лет в храме, должна была по закону либо вернуться к родителям, либо выйти замуж. Но данный когда-то обет вечного девства закрывал для Неё путь к простому семейному счастью. Отныне Её жизнь принадлежала лишь Богу.

Её наставники — священники храма, где прошли Её детство и юность, нашли простое и мудрое решение: Деву Марию обручили с дальним родственником, восьмидесятилетним старцем по имени Иосиф. Таким образом, и жизнь молодой материально обеспечена, и остался не нарушен обет, данный Ею Господу. После совершения брачного обряда Мария поселилась в городе Назарете в доме своего обручника. Именно под таким званием вошёл в Священное Писание Святой Иосиф — хранитель чистоты и девственности будущей Богородицы.

Явление архангела Гавриила Деве из Назарета

Четыре месяца прожила в новом доме Пресвятая Дева, посвящая всё Своё время молитвам и чтению Священного Писания. Вот за этим благочестивым занятием и застал её посланник Бога — архангел Гавриил. Под шелест своих крыльев он возвестил изумлённой Деве о той величайшей миссии, которая возложена на неё Творцом вселенной.

Это событие и получило название — Благовещение Пресвятой Богородицы. История праздника не может быть полной, если не уделить внимание тому, почему именно на Ней остановил Господь Свой выбор. Ответ прост — исключительная чистота, непорочность и преданность Богу выделили Её из великого множества других девушек. Для столь великой миссии потребовалась праведница, равной Которой не было от сотворения мира.

Готовность исполнить волю Творца

Для понимания всего значения описанного в Евангелии события, важно учесть ещё вот какую сторону происшедшего. В данном случае, как и всегда, Господь предоставляет своему творению - человеку полную действий. Обратите внимание, как важен архангелу Гавриилу ответ Девы Марии и Её добровольное согласие. Здесь нет и намёка на какое-либо принуждение.

Посланец Божий говорит о зачатии, которое должно свершиться вопреки человеческой природе, что не может не вызвать скептической реакции, но сила веры Марии столь велика, что Она безоговорочно верит всему услышанному. Вопрос же о том, как может зачать Она, не познавшая мужа, сводится лишь к желанию узнать частности предстоящего. Её готовность исполнить предначертанное явствует из каждой строки, описывающей великое Библейское событие — Благовещение.

История праздника, кратко о самом важном

Это событие стало предметом изучения многих учёных. Как явствует из их трудов, в центре которых лежит история праздника Благовещение, для установления даты торжества использовали простое логическое рассуждение.

Если считать моментом Беспорочного зачатия именно день, когда Дева Мария в ответ на слова архангела Гавриила ответила: «Да будет по глаголу твоему», то вполне естественно, что этот день должен отстоять от дня, когда Иисус Христос появился на свет, то есть от праздника Рождества, на девять месяцев. Нетрудно подсчитать, что таким днём для православных христиан является а для западных — 25 марта.

Открытия святой равноапостольной Елены

Праздник Благовещение, история которого уходит в глубокую древность, по мнению историков, начали отмечать в IV веке, хотя изображения сцены этого события были обнаружены при раскопках катакомб, датируемых III и даже II веками. В IV веке произошло важнейшее в жизни всего христианского мира событие — равноапостальная Елена открыла места земной жизни Иисуса Христа и начала строительство храмов на Святой земле.

Естественно, что это послужило причиной повышенного интереса ко всему, что связано с Рождеством, Воскресением и всеми прочими событиями земной жизни Спасителя. Неудивительно, что именно в этот период отмечено появление праздника. Таким образом, и история праздника Благовещение имеет непосредственную связь с открытиями этой великой подвижницы.

Празднование Благовещения в Византии и на западе

Следуя далее в хронологической последовательности, следует отметить, что история православного праздника Благовещение имеет своё начало в Византии. В VII веке он прочно вошёл в число наиболее отмечаемых дней церковного календаря. Однако надо признать, что в исторических документах двух предшествующих веков имеются отдельные упоминания о нём, но, судя по всему, речь идёт лишь о единичных случаях.

В западной традиции история праздника Благовещение начинается примерно в тот же период, что в восточной церкви. Сергий I (687-701) включил его в число трёх основных праздников, посвящённых Пресвятой Деве Марии. Отмечался он достаточно торжественно и сопровождался праздничной процессией по улицам Рима.

Исторические названия этого праздника и его статус

Любопытно, что не всегда этот праздник носил название Благовещение Пресвятой Богородицы. История праздника помнит и иные названия. Например, в трудах некоторых древних авторов он упоминается как «День приветствия» или «Возвещение». То название, которое употребляется в наши дни, произошло от греческого слова «евангелисмос». Впервые оно встречается в исторических документах VII века.

В тот период праздник считался в равной степени и Господским, и Богородичным, но время внесло свои изменения. Если в православной традиции Востока он до сих пор остаётся одним из важнейших событий года, то на Западе его роль несколько сузилась, оставив ему лишь место второстепенного праздника.

Празднование Благовещения в православном мире

В традиции Русской Православной Церкви он относится к числу двунадесятых, великих, непереходящих праздников. Как и во время богослужений прочих Богородичных праздников, духовенству в этот день положено облачение голубого цвета. Можно назвать целый ряд обстоятельств, указывающих на то, что совершенно особое значение в православной Церкви имеет праздник Благовещение.

История в частности, указывает на то, какое большое внимание ему уделялось отцами Церкви. На 6-м Вселенском Соборе, проходившем в 680 году в Константинополе, был принят документ, согласно которому в день этого праздника, несмотря на то что он по календарю выпадает на период Великого поста, служится литургия Иоанна Златоуста, а не Преждеосвящённых даров, что является указанием на его исключительное значение.

О важности праздника Благовещение пишет в своих трудах и Он именует его «первым праздником» и даже «корнем праздников». Сегодня в этот день предписывается ослабление поста. В частности, допускается вкушение рыбы и елея (масла). В народе же он является одним из самых любимых, несущих в себе покой и радость, ведь в его основе лежит благая весть, то есть весть, исполненная Благодатью Божьей.

Возрождение православной культуры в России

В наши дни, когда после многих десятилетий государственного атеизма православная Церковь вновь заняла подобающее ей место, многие наши соотечественники исполнились желанием вернуться к духовным истокам своего народа и узнать как можно больше из того, что до недавнего времени было закрыто для них. В частности большой интерес вызывают и среди них Благовещение Пресвятой Богородицы. История праздника, традиции и обряды — всё становится предметом пытливого изучения.

Ещё одним важным аспектом современной жизни является изучение основ православной культуры среди детей. Это важно для того, чтобы не повторилась трагическая ошибка прошлых лет, когда целые поколения в нашей стране выросли и вступили в жизнь в отрыве от веры своих предков. И в этом плане в наши дни ведётся работа. Многие Библейские события и праздники подаются в понятной для детей редакции.

Преподавание основ православной культуры детям

Это относится и к празднику Благовещение. История праздника для детей излагается таким образом, чтобы, несмотря на адаптированный характер текста, остался неизменным и понятным ребёнку смысл самого события. В этом состоит, безусловно, сложность задачи. История праздника Благовещение Пресвятой Богородицы, кратко, но содержательно изложенная, должна самым благодатным образом отложиться в детском сознании.

Неоценимую роль в возрождении православной культуры играют воскресные школы, организованные в наши дни при многих храмах. Кстати, и в их программу входит ознакомление учащихся с праздником Благовещение Пресвятой Богородицы. История праздника для детей и взрослых, посещающих эти занятия, представляет большой интерес, так как о нём многие слышали, но имеют весьма расплывчатое представление о его содержании.

Народные традиции на день Благовещения

С давних пор в народе установились традиции, связанные с этим праздником. Так как приходится он на весенний месяц, то, естественно, многие из них связаны с началом полевых работ. Существовала традиция, по которой в день праздника засыпали в кадку зерно, приготовленное для посева, и, поместив сверху икону «Благовещение», поизносили специальную молитву о даровании обильного урожая. В ней крестьяне обращались к Пресвятой Богородице и Предвечному Её Сыну с просьбой благословить зерно, «всеваемое в мать - землю».

Существовали также традиции, являвшиеся явными отголосками язычества. Среди них была, например, такая. Вечером в канун праздника доставали из подвалов или кладовых капустные кочаны прошлогоднего урожая. Их, тайно ото всех, клали на землю вблизи дороги, по которой на завтра собирались идти в церковь. И вот на следующий день, возвращаясь после обедни, нужно было поднять кочаны, отыскать в них семена и посадить их на грядке вместе со свежей рассадой. Считалось, что в этом случае уродится богатый урожай капусты, которой не страшны никакие морозы.

Древнее поклонение наших предков-язычников огню и его очистительной силе нашло проявление в одной из народных благовещенских традиций. Имеется в виду обычай, согласно которому в этот день сжигали старую одежду, обувь, постельные принадлежности и тому подобное. Жилые помещения и надворные постройки окуривались дымом. Особое внимание уделялось домашней скотине, которую также тщательно окуривали, надеясь тем самым оградить от всякой нечисти.

Самые значимые торжества в церковном календаре, двунадесятые праздники, неразрывно скреплены друг с другом. Например, Благовещение Богородицы, как и Воздвижение Господне, верующие начали отмечать в IV веке, когда спустя 300 лет после распятия Христа, мать императора Константина, царица Елена, совершила путешествие по святым местам, связанным с его земной жизнью. Ей удалось отыскать на Голгофе священный крест и уточнить даты таких известных событий, как Рождество Пресвятой Богородицы, и появление на свет младенца Иисуса.

С той поры считается, что о непорочном зачатии Деве Марии стало известно 25 марта, в этот день и празднуют католики Благовещение Богородицы. Русская Православная Церковь, живущая по юлианскому летоисчислению, 7 апреля славит Благовещение, обычаи и традиции предписывают справлять праздник чинно, с тихим ликованием в сердце, ведь он приходится на Великий пост.

Весть о чуде

Сейчас трудно представить, что творилось на душе у шестнадцатилетней Марии, когда архангел Гавриил обратился к ней со словами: «Радуйся, Господь с тобой! Быть тебе Матерью Сына Божьего!» Разве могла она, воспитанная в храме, ослушаться Создателя, пойти против его воли. Однако, чтобы ее исполнить, требовалось проявить немалое мужество, стойко вынести осуждение людское. На такой поступок даже ее нареченный супруг Иосиф, который к тому времени уже девятый десяток разменял, не сразу решился, поначалу хотел тайно отпустить свою избранницу. Стыдился, все вокруг знали, что его невеста добровольно возложила на себя обет целомудрия.

Что повлияло на него больше, уговоры и пророчества ангела, который являлся Иосифу во сне, или безграничное самопожертвование юной Марии, поверившей в чудо? Ведь с ним был сопряжен и ее приход в мир, престарелые родители, Анна и Иоаким, буквально вымолили дочку у Бога. Без его благословения не случилось бы Рождество Пресвятой Богородицы, Благовещение Богородицы, рождение Иисуса, светлое Христово Воскресение (), Воздвижение Господне и прочие великие происшествия, память о которых хранят двунадесятые праздники.

На волю птичку выпуская


Не все из них нынче популярны в народе, как Благовещение, обычаи и традиции которого по-прежнему соблюдают и передают из поколения в поколение. Особой любовью пользуется красивый обряд освобождения птиц. Священники обычно выпускают из клеток белоснежных голубей. Они взмывают в небо, словно избавившиеся от гнета грехов души, получившие надежду, шанс на спасение через Благую весть. В старину специально к большому христианскому торжеству крестьянские мальчишки отлавливали в лесу диких пташек, которые успели вернуться из теплых краев. Привозили на городской рынок, где просили за них выкуп: вызволите птичку из плена, она за вас словечко перед Богом замолвит. Детвора уговаривала взрослых заплатить копеечку, чтобы птаха смогла улететь домой.

Тех птиц, что задерживались на зимовке, за морями, океанами, приманивали вкусным угощением. На Благовещение Богородицы, точнее накануне вечером, заводили хозяйки сладкое на воде, в Великий пост ставить опару нельзя, даже в праздник. Из него лепили забавные булочки, точь-в-точь настоящие жаворонки: головки с клювиками и глазками-изюминками, хвостики, крылышки. Как зарумянятся «птички» в печи, их доставали, медом покрывали да ребятишкам раздавали. Они взбирались на заборы, крыши сараев и громко, звонко весну кликали, скворцов, жаворонков торопили гнездами обзаводиться.


Правда, существует поверье, что на Благовещение Богородицы никто не должен работать, даже пернатые в этот день гнездышек не вьют. Согласно легенде запрет однажды нарушила кукушка. В наказание превратилась в вечную вдову, а яйца ее другие птицы высиживают. Так и растут бедные кукушата сиротами при живой матери. Кто такой горькой судьбы себе пожелает? Поэтому и откладывали все хозяйственные и бытовые дела, заботы на потом, печь не топили, волосы не расчесывали, косы не заплетали.

Благовещение Богородицы: что можно делать, а что нельзя


Пресвятая Богородица издавна слывет на Руси защитницей, покровительницей женщин. К ней они обращаются за помощью и поддержкой, за советом в трудную минуту в храм Богородицы идут. А в ее праздник, 7 апреля, обязательно покупают там освященные хлебцы – благовещенские просфоры, на всех членов семьи. Говорят, они достаток и счастье в дом приносят. Тот, кто съест церковное кушанье, весь в здравии проведет.

С этой же целью на Благовещенье обычаи и традиции учили чудодейственную соль изготавливать. Все, от мала до велика, бросали по щепотке в полотняной мешочек. Затем старшая в роду женщина соль перемешивала, на чугунной сковороде в печи прокаливала и берегла, как зеницу ока, до особого случая. Считалось, что такое снадобье безнадежных больных на ноги поднимает, любые несчастья от человека отводит, будто сама Пресвятая Богородица страдальца жизненными силами наделяет. Если магическое снадобье не пригодилось, его накануне следующего торжества в огонь бросали.

На Благовещенье обычаи и традиции старинные направлены также на привлечение богатства. В этот праздник принято наполнять кошелек деньгами, бумажными купюрами, желательно номиналом покрупней, и монетками. Пересчитаешь их перед входом в храм Богородицы под торжественный перезвон колоколов, затем бедным на площади перед церковью милостыню подашь, нужды в финансах знать не будешь. Есть и вовсе странный, смешной обряд: украсть что-нибудь по мелочи. Останешься незамеченным, удача в денежных вопросах стороной не обойдет.

Однако все запросто можно испортить, если в этот день трудиться, например, за шитьем или вязаньем сидеть. Дело в том, что судьба человека подобна нити, которая повинуется Господу да его помощникам – ангелам. Стоит ей запутаться, оборваться, не на тот клубок намотаться, как жди беды: ссор с родными и друзьями, расставания с любимым, ревности и злых сплетен. Лучше посетить храм Богородицы, помолиться, посвятить время старинным женским заговорам, ведь Пресвятая Богородица в свой праздник все желания исполняет.

Заговор, изгоняющий хандру

Читается трижды перед сном, в постели:
«Почивать ложусь с печатью крестовой. Ангел-хранитель мой сон стережет, душу с вечера до утра охраняет, грусть-печаль из сердца прогоняет. Аминь».

Благовещенский приворот удачи

Накануне праздника покупается мед. Им в Благовещение обряды и традиции советуют намазать ладонь левой руки, плотно прижать ее к правой ладошке, а разведя, сказать:
«Мед от тепла тает, ладони соединяет. Пусть и удача, счастье ко мне, рабе Господней (имя) также прилипает».

Загадывание заветного желания

Заранее коротко сформулируйте, о чем вы хотите просить Матерь Божию и Архангела Гавриила. На рассвете 8 апреля выйдите на улицу или балкон, повернитесь лицом на восток. Перекреститесь и произнесите: «Услышьте мольбу мою, Архангел Михаил, Пресвятая Богородица, на вас уповаю. Исполните мою слезную просьбу (изложить своими словами)». Поцелуйте нательный крестик и никому не рассказывайте о своем сокровенном желании, иначе не сбудется.

Благовещение (7 апреля). Проповедник христианства Иоанн Златоуст называл Благовещение корнем всех праздников. В этот день «птица песен не поет, а девица косу не плетет». Все замирает в ожидании чего-то великого и таинственного.

В далекой древности пророки предсказывали, что в потомстве царя Давида от Девы родится Младенец, Который станет Спасителем мира. Но проходили годы, столетия, а на земле все не было Избранницы Божией. Потомки Давида не забывали, однако, пророчеств и не теряли надежды на милость Божию. Те же, кто не имел детей, считали это особенным наказанием и горячо молились о ниспослании им драгоценного чада. Читатели помнят легенду о том, как великие праведники Иоанн и Анна вымолили себе под старость лет утешение - дочку Марию. В благодарность за этот дар святые родители дали обет посвятить свое дитя Богу.

Детство и отрочество она провела в храме. Когда же Марии исполнилось 14 лет, по обычаю того времени Ей надлежало покинуть святую обитель и жить, как все остальные девушки. Но к той поре родители Пресвятой Девы уже скончались. Священники Иерусалимского храма вручили Отроковицу на попечение родственнику, праведному старцу Иосифу, чтобы берег и охранял Ее непорочность. Мария переехала в дом бедного плотника в Назарете, где жизнь ее потекла в трудах и молитвах.

Однажды, как повествует предание, Мария читала книгу пророка Исайи и остановилась на предсказании о рождении от Девы Сына Эммануила (в переводе это имя означает «с нами Бог»). Она замечталась о том, как это сбудется, и Ей захотелось стать хотя бы служанкой этой Девы.

Вдруг перед нею явился ангел и произнес: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты между женами».

Мария хорошо знала Священное писание и помнила, что в истории никогда еще не было такого случая, чтобы ангел обращался к девушке или женщине со столь торжественным приветствием. Поэтому она смутилась от похвалы небесного посланника, но он успокоил Ее словами: «Не бойся, Мария. Ты обрела благодать у Бога. И вот Ты родишь Сына и назовешь Его Иисусом. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего».

Иисус - значит Спаситель. Таким образом архангел Гавриил указал на Его призвание в мире. Тихо, со смирением приняла Мария эту благую весть и ответила: «Се раба Господня, да будет мне по слову твоему». И отошел от нее ангел.

Так совершилось чудо. При этих словах в Ней зародилась новая жизнь - и душа и тело Спасителя мира, которого Ей в свое время предстояло родить в земном образе ребенка.

Наши дедушки и бабушки, их родители свято верили, что на Благовещение даже солнце при восходе играет - как на Пасху, Ивана Купалу, Рождество Христово и в Петров день. Старики говорили, что у Бога это самый большой праздник. Тяжким грехом считалось заниматься каким-либо делом на Благовещение - даже для неразумной твари. Если птица проспит Благовещенскую утреню и завьет в этот день гнездо, по поверью, она какое-то время не сможет летать и вынуждена будет ходить по земле.

С Благовещением связано много весенних примет : «Каково Благовещение проведешь, таково и весь год». «Если в день Благовещения ветер, иней и туман - к урожайному году». «На Благовещение дождь - родится рожь».

Сырая погода в этот день предвещала грибное лето, а если случалась ранняя гроза - это сулило теплое лето и урожай орехов.

К этому светлому празднику крестьяне прежде пекли особые, большие просфоры и несли в церковь. Дома освященную благовещенскую просфору клали сначала под божницу, а затем - в закром, где она хранилась до весеннего сева. Выйдя в поле, крестьянин привязывал просфору к севалке или крошил в зерно, чтобы сохранить посев от «полевого гнуса», собрать хороший урожай.

В былые времена каждый христианин старался оставить по себе добрый след. А поскольку на Благовещение работать нельзя, отмечали его радостным и веселым обрядом: отпускали на волю птиц. Соловьев перед этим купали в ведре с водой - чтобы звонче пели, сытно кормили, а потом выносили клетки в сад или в парк и отпускали пичуг с ладони. Лети, счастливая птаха! Неси людям благую весть.