Погода в Санкт-Петербурге | Pogoda78.ru

04:05Суббота26 Июля
Главная » Статьи » Диктант по русскому языку на тему Имя существительное (3 класс)

Диктант по русскому языку на тему Имя существительное (3 класс)

Диктант по русскому языку на тему "Имя существительное" (3 класс)

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Международный конкурс по экологии «Экология России»

Доступно для всех учеников 1-11 классов и дошкольников

На рыбной ловле

Дорога шла через густую рожь. Шуршали на ветру золотые колосья. Вот пробежала полевая мышь. Послышался плач в чаще леса. Это сыч затянул свою грустную песню. Мы подошли к реке и поставили шалаш. Кругом тишь. Ловля началась. Скоро на удочку попался ерш. Потом мы вытащили щуку и леща. Наступила ночь. Ночной пейзаж был удивительно красив. Утром первый луч солнца разбудил нас. Мы продолжили рыбалку. (63 слов)

Грамматическое задание

1 . Подобрать однокоренные имена существительные с шипящим на конце.

Маленький - …. молодой - …., выиграть - …., помогать - ….

2. Определить род имен существительных во 2 и 3 предложениях

3. Запишите три существительных, которые употребляются только в единственном числе.

1. Подобрать однокоренные имена существительные с шипящим на конце.

Лживый - …., сильный - …. ночевать - …., дрожать - ….

2. Определить род имен существительных в 4 и 6 предложениях

3. Запишите три существительных, которые употребляются только во множественном числе

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 894 человека из 82 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 975 человек из 81 региона

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 341 человек из 67 регионов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

33 конкурса для учеников 1–11 классов и дошкольников от проекта «Инфоурок»

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 814 082 материала в базе

Материал подходит для УМК

«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

«Профессиональный имидж педагога: стереотипы и методы их преодоления»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

  • Русский язык
  • 3 класс
  • Тесты
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.
  • Тема: Имя существительное
  • 02.11.2017
  • 2897
  • 1
  • Русский язык
  • 3 класс
  • Конспекты
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.
  • Тема: Имя существительное
  • 31.10.2017
  • 527
  • 0
  • Русский язык
  • 3 класс
  • Видеоуроки
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.
  • Тема: Имя существительное
  • 30.10.2017
  • 478
  • 0
  • Русский язык
  • 3 класс
  • Видеоуроки
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.
  • Тема: Имя существительное
  • 30.10.2017
  • 435
  • 1
  • Русский язык
  • 3 класс
  • Видеоуроки
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.
  • Тема: Имя существительное
  • 30.10.2017
  • 360
  • 0
  • Русский язык
  • 3 класс
  • Конспекты
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.
  • Тема: Имя существительное
  • 21.10.2017
  • 1813
  • 10
  • Русский язык
  • 3 класс
  • Другие методич. материалы
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.
  • Тема: Имя существительное
  • 19.10.2017
  • 440
  • 0
  • Русский язык
  • 3 класс
  • Презентации
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.
  • Тема: Имя существительное
  • 25.09.2017
  • 562
  • 2

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Основы религиозных культур и светской этики: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»
  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»
  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»
  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»
  • Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»
  • Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • 12.11.2017 20128
  • DOCX 12.6 кбайт
  • 26 скачиваний
  • Рейтинг: 2 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Положий Галина Романовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала
  • На сайте: 8 лет и 1 месяц
  • Подписчики: 0
  • Всего просмотров: 57251
  • Всего материалов: 7

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Бесплатный интенсив по развитию навыков будущего у детей

Время чтения: 2 минуты

Стартовали профессиональные олимпиады для российских педагогов

Время чтения: 1 минута

Российские школьники не примут участие в мировом исследовании PISA

Время чтения: 3 минуты

Роспотребнадзор смягчил меры по COVID-19 в школах

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-тренинг техник достижения целей

Время чтения: 1 минута

Минкультуры запустило портал «Культура для школьников»

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

  • Курсы «Инфоурок»
  • Онлайн-занятия с репетиторами на IU.RU

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Диктанты по русскому языку на тему имя существительное

Диктанты по русскому языку для 2 класса по теме: "Имя существительное. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?". Диктанты подобраны в соответствии с программами школ России и ФГОС.

Предупредительные и объяснительные диктанты на тему: Слова, отвечающие на вопросы кто? что?"

Задание для диктантов: подчеркните слова, отвечающие на вопросы кто? что? и укажите над словом вопрос.

Диктант 1.
1. Дятел уселся на сосну. 2. По двору ходит петушок. 3. Белка прыгнула на ёлку. 4. Из тёплых стран летят грачи. 5. Скоро прилетят чижи и стрижи. 6. У кошки родились котята. 7. Молодой медведь лакомился мёдом.

Диктант 2.
1. Морские львы живут в холодных морях. 2. Орёл схватил маленькую обезьянку и хотел унести в гнездо. 3. Девочка помогала маме доить корову. 4. Гнедко - красивый и стройный конь. 5. Кенгуру живёт в Австралии.

Диктант 3 "Дети в лесу".
Жили-были брат и сестра. Звали их Ваня и Маша. Однажды Ваня и Маша взяли лукошки и пошли в дальний лес за речкой собирать ягоды. Ходили дети по лесу и заблудились.
(Из русской народной сказки)

Диктант 4 "Тюлени".
Маленькие тюлени не боятся холода. Малыши с рождения лежат на голом льду. Они не болеют. Мамы кормят их жирным молоком. За месяц детёныш тяжелеет в пять раз.

Диктант 5 "Барашек".
Живёт на свете барашек. Сам маленький, мех на нём короткий. Бродит барашек по зелёной лужайке. Кормится малыш сочной травкой. Пьёт воду из ручейка.

Выборочные и распределительные диктанты на тему "Слова, отвечающие на вопросы кто? что?"

Задание для диктантов:выпишите слова, отвечающие на вопросы кто? что? подчеркните в них изученные виды орфограмм (безударные гласные, парные звонкие и глухие согласные, мягкий знак, служащий для обозначения мягкости согласных, разделительный мягкий знак, большую букву в именах, отчествах, фамилиях, названиях стран, городов, улиц, деревень, сёл, рек).

Диктант 1.
Апельсин, дети, клевер, тетрадь, мороз, человек, песня, Маша, Волга, мальчик, зверёк, веселы, ножницы, голубь, трактор, гроза, слон, котёнок, воробей, глупый, железо.

Диктант 2.
Птица, Петербург, Павел, здоровье, играет, берёза, туча, тигр, учитель, мир, хитрость, лежит, жадность, цирк, рука, золото, листья, лебедь, бабушка, цапля, майка, бублик, валенки.

Диктант 3.
Ягода, фонарь, ночь, улица, аптека, свет, робкий, трель, соловей, вздох, ручей, цветок, трава, жук, медведь, ребёнок, ёжик, гнев, первоклассник, книга, стол, карапуз, дочка.

Диктант 4.
Логика, доброта, голос, директор, заяц, арбуз, Ева, юла, граф, хорёк, ученица, эскимо, ворона, топор, доктор, грабли, юбка, банка, клумба, фермер, коршун, цирк, черепаха, жираф.

Диктант 5.
Олень, конь, тюльпан, деревня, роза, белка, чёрный, бежит, ребята, школа, окно, учебник, котёнок, ласточка, девочка, ночной, лето, горшок, вешалка, близко, болото, журавль.

Диктант 6.
Задание: разделите слова на группы: млекопитающие, птицы, насекомые, рыбы.

Корова, носорог, собака, лошадь, тигр, овца, обезьяна, жираф, баран, олень, овчарка, осёл, заяц, ёжик, лось, мышь, рысь, верблюд, орёл, воробей, плотва, петух, сверчок, камбала, стрекоза, мотылёк, стриж, скворец, ястреб, пескарь.

Диктант 7.
Задание: разделите слова на группы: домашние животные и дикие животные.

Гусь, крокодил, крот, верблюд, ящерица, комар, корова, щенок, жеребёнок, крыса, кузнечик, медведь, лось, пчела, козёл, цыплёнок, суслик, тигр, хорёк, свинья, попугай, утка, лисица, курица, лягушка, бык.

Диктант 8.
Задание: разделите слова на группы: деревья, кустарники, травы.

Дуб, клевер, малина, сосна, ежевика, щавель, ель, бузина, василёк, ясень, смородина, шиповник, фиалка, орешник, пихта, осина, жасмин, незабудка, одуванчик, тополь, пальма, жимолость, роза, ландыш, гвоздика, клён, ромашка.

Диктант 9.
Задание: разделите слова на группы: мебель, посуда, одежда, обувь.

Скамейка, кувшин, перчатки, диван, юбка, сапоги, кровать, шкаф, платок, шляпа, стул, носки, кресло, ложка, ковш, бидон, графин, табуретка, полочка, рубашка, платье, вешалка, софа, тахта, кастрюля, валенки, майка, шуба.

Творческие диктанты на тему "Слова, отвечающие на вопросы кто? что?"

Задание для диктантов: дополните предложения подходящими по смыслу словами, поставьте к ним вопрос.

Диктант 1.
1. Блеют . и . . 2. По сосне стучит . своим длинным клювом. 3. В лесу трещат без умолку . . 4. В гнезде кукует . . 5. На пруду дружно заквакали . . 6. Рано утром всю деревню будят . . 7. Из-под снега показались первые цветы - . . 8. По полю прыгает . .

Диктант 2.
1. Во дворе лает . . 2. Высоко в небе порхает . . 3. На огороде кудахчут . . 4. Громко гогочет . . 5. На суку каркает . . 6. В траве стрекочет . . 7. Голодный . воет на луну. 8. Весело чирикает . . 9. Серенький . ворует корм у кур, гусей и уток. 10. По песку бесшумно ползёт . .

Диктант 3.
1. Совать . не в своё дело. 2. Дело . боится. 3. Когда . на горе свистнет. 4. Помогай . везде, не бросай . в . . 5. Чудеса . . 6. Родимая сторона - . , нужная - .

Диктант 4.
1. Как . на голову. 2. Как . во щи. 3. Без году . . 4. Палец в . не клади. 5. . носа не подточит. 6. Попасть . в небо. 7. Хорошую . читать не в тягость, а в . .

Диктант 5.
1. На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков . .
2. Живёт спокойно, не спешит
На всякий случай носит щит
Под ним, не зная страха,
Гуляет . .

Диктант 6.
Задание: запишите к данным словам слова, близкие по значению и укажите вопрос, на который они отвечают..

Машина, чашка, собака, ученик, конь, друг, враг, битва, дело, дорожка, родник, дождь, кролик.

Диктант 7.
Задание: запишите к данным словам противоположные по значению слова и укажите вопрос, на который они отвечают..
Печаль, день, дело, трудолюбие, врач, смех, жар, учитель, храбрость, грубость.

Диктант 8.
Задание: напишите ответы на вопросы. К словам-ответам задайте вопросы.
1. Кого в русских народных сказках называют дураком?
2. Кто поселился в сказочном теремке?
3. Кого в русских народных сказках называют Косолапым?
4. Кого в русских народных сказках называют Патрикеевной?
5. Кто в русской народной сказке убежал от трёх медведей?
6. Кого лиса унесла за синие реки, за высокие горы?
7. Чем намазали бок соломенному бычку?
8. Что тянули из земли дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка?
9. Кто разбил золотое яичко?
10. Кто от бабушки, от дедушки, от волка, от зайца и медведя ушёл, а от лисы не смог уйти?

Выборочные диктанты на тему: "Имя существительное как часть речи"

Задания для диктантов: подчеркните имена существительные.

Диктант 1.
Лампа, стул, берёзовый, стучать, клён, морозное, обезьяна, земляника, снежинки, читает, глубокий, дельфин, каменный, выпекает, садовник, сосед, Коля, работа, жаркий, пришла, молчание, студёные, осень, бегает, мокрый, дождь, проливной, ливень, морской, глубокий, течёт, парус, дерево, дупло, глупость, радостный, чувство.

Диктант 2.
Дым, солнышко, машина, видит, помогает, слово, круг, накрывает, ладонь, жучок, поднимает, рука, телефон, разговаривает, рисование, друг, болтает, цепь, интересный, правильный, понять, большой, средний, ребёнок, карандаш, палец, движение, цвет, альбом, щенок, мышонок, ниточка, привязать, круглый, долгий, шарик, волнистый.

Диктант 3.
Сильный, линия, дождик, из-за, летят, короткий, длинный, ветер, страничка, узор, платок, полотенце, красивый, украшать, пузырь, свитер, тёплый, мыльный, весёлый, игра, сад, яблоко, рисует, деревья, на, земля, корзина, увлекательный, лесенка, забор, яркий, цветок, лепесток, цыплёнок, гуляет, зёрнышко, конфета.

Диктант 4.
1. А в болоте медведица рыщет, медвежат под корягами ищет. 2. Солнце по небу гуляло и за тучи забежало. 3. А сороки-белобоки поскакали по полям, закричали журавлям. 4. Наступила темнота, не ходи за ворота. (К. Чуковский) 5. Это только трус боится на укол идти к врачу. 6. Три школьницы рыдают у Кировских ворот. 7. За стеклом стоят в порядке склянки, банки и горшки - в них таблетки и облатки, капли, мази, порошки. 8. В переулке, за углом, старый дом идёт на слом. 9. Иностранные туристы на углу автобус ждут. 10. Мы сидим и смотрим в окна. Тучи по небу летят. На дворе собаки мокнут, даже лаять не хотят. (С. Михалков)

Предупредительные и объяснительные диктанты на тему: "Имя существительное как часть речи"

Диктант 1.
Апрель - весёлый, радостный месяц. Солнце сгоняет последний снег. По овражкам журчат ручьи. Пробуждается и оживает каждый кустик, дерево и травинка. От корней вверх начинают подниматься весенние соки. Они очень нужны дереву. Без него дерево не зацветёт, ветви его не покроются густой зелёной листвой. С каждым днём всё теплей. Начинают цвести деревья. На ветках ивы и вербы появились пушинки.
(По С. Покровскому)

Диктант 2.
Январь - самый суровый месяц. Мороз рисует узоры на стёклах. Всё покрыто снегом. Лес стоит в сугробах.
К концу января заметно прибавится день. Солнышко дольше светит. С крыш свисают сосульки, маленькие и прозрачные.
Февраль - самый снежный месяц. Сильные метели и вьюги бывают в феврале. Солнце с каждым днём поднимается всё выше, ярче светит, больше греет.
(По С. Покровскому)

Диктант 3.
Июнь - розан-цвет. Начало лета. Самые длинные длятся дни. На дальнем Севере и вовсе ночи нет: не заходит солнце. На сырых лугах теперь цветы всё больше солнечного цвета: купальницы, калужницы, лютики. Луг от них весь золотой. В эту пору солнечного рассвета собирают люди целебные цветы, стебли, коренья себе про запас.
(В. Бианки)

Диктант 4.
Среди тайги в селе живут два друга, два старых охотника - дед Егор и дед Иван.
Дед Иван - великан. И зверя ему подавай побольше: медведя, кабана, рысь. Дед Егор поменьше и зверя любит невеликого: лису, белку, соболя.
Дом у деда Ивана большой. Дым из трубы на другом конце села видно. У Егора избёнка маленькая. И дымок над ней, как беличий хвостик, подымается. Оба охотники известные.
(В. Коржиков)

Диктант 5.
Сидит паучишка и сети плетёт. Натянул сеть между деревьями. А ветер разметал её. Сплёл между кустами. Роса осела и все нити порвала. Не уцелела сеть и в травинках. Ёжик бежал и колючками зацепил. Тогда поселился паучишка в пустом птичьем яйце. Это ворона яйцо расклевала. Вот это дом! Дождю не намочить! Зверюшки внимания не обращают. Не мешают пауку сеть плести и мух ловить.
(По Н. Сладкову)

Распределительные диктанты на тему: "Имя существительное как часть речи"

Задание для диктантов: распределите данные существительные в два столбика: слова, отвечающие на вопрос кто? и слова, отвечающие на вопрос что?

Диктант 1.
Книга, тетрадь, человек, радость, грибы, ягоды, переписка, ребёнок, ворона, молния, дерево, ум, сон, зверёк, тишина, рыба, праздник, лиса, поход, снег, Маша, птица, мальчик, продавец, храбрость, зима, ручка, белка, слон, медведь, учитель, ёлка, колесо, машина, шофер, автобус, чайник, бегемот, соседка, кормушка, голубь, телефон.

Диктант 2.
Удав, пальма, море, трава, жираф, пастух, волк, собака, мартышка, пешеход, водитель, продавец, кактус, магазин, фотограф, слонёнок, корова, жеребёнок, холм, водоросли, рыбак, охотник, самокат, портфель, батон, грузчик, молоко, студент, ученица, школьник, газета, писатель, клоун, цирк, страус.

Диктант 3.
Рак, зайчонок, воробей, темнота, дедушка, медвежонок, солнце, крокодил, белка, сорок, кассир, сестрёнка, удав, обезьяна, глобус, календарь, лодка, поляна, червяк, петух, бабочка, билет, театр, артист, зритель, пассажир, трамвай, автомат, солдат, подвиг, герой, мороз, верблюд, пустыня, колючка, караван, наездник, ночь, конь, лагерь, начальник.

Объяснительные и проверочные диктанты на тему "Существительное: единственное, множественное число"

Задание для диктантов: Подчеркнуть слова, отвечающие на вопросы кто? что?. Написать число (единственное или множественное) над этими словами.

Диктант "Осень колдует"
Я иду по узкой лесной тропинке. Осенний ветер срывает и сыплет мне под ноги яркие монетки листьев. Идти здесь легко и радостно. Как приятно дышать чистым лесным воздухом!
В природе вовсю колдует осень. Но в душе нет места грусти и печали.
43 слова.

Диктант "Ромашка".
В мягкой зелёной траве росла ромашка. Солнечные лучи грели и ласкали её. Наша ромашка росла не по дням, а по часам. В одно прекрасное утро она распустилась. Цветочек жадно потянулся к солнцу! Ромашка была весела и счастлива. Жёлтое сердечко ромашки сияло. Белые лепестки отливали серебром.
46 слов. (По Г. Андерсену )

Диктант Какой должна быть одежда"
Одежда должна быть красивой, удобной, прочной. Смешно выглядит человек в строгом костюме на спортивной площадке. Нельзя прийти в шортах в театр. Одежда может многое рассказать о самом человеке. Но запомни одну простую вещь. По одёжке встречают, а по уму провожают!
43 слова.

Диктант "Утро на даче"
Раннее утро на даче. Выхожу на веранду. Над душистыми цветками гудят пчёлы и шмели. На лепестках роз дрожат росинки. Я быстро умываюсь и бегу к качелям. Взлетаю высоко и вижу пушистые облака на небе. Они тоже радуются мне. Здравствуй, день!
38 слова.

Диктант "Следы на снегу".
Спит под тёплой шубкой лес. Глубок снег. Но и в это холодное время кипит в лесу жизнь. О ней расскажут следы. Здесь под кустом ночевал заяц. Вот проходил лось. И так до следующей метели. Она зачеркнёт все следы, перепутает звериные тропинки, спрячет от всех лесные тайны.
49 слов.

Диктант "Поздняя осень"
Как богата осень красками и запахами! Синеватые ели издают хвойный запах. Сквозь огненные шапки рябины просвечивает яркое солнце. Крепкий настой спелых ягод, орехов, грибов стоит в воздухе. В лесу тихо и спокойно. Белочка готовит свои запасы на зиму. Скоро ударят морозы.
41 слово.

Творческие и выборочные диктанты на тему "Существительное: единственное, множественное число"

Диктант 1.
Задание: Образовать множественное число слов, если это возможно.

Воробей, мать, река, школьник, дружба, медведь, друг, чтение, имя, предмет, море, пение, год, рисование, час, песенка, борьба, семя, детвора, брат.

Диктант 2.
Задание: Прослушать предложения. Записать в один столбик слова, отвечающие на вопрос кто?, в другой — на вопрос что?

1. Пчёлы делают мёд, потому что он служит им пищей. Пчела разыскивает цветы, собирает с них нектар.
1. Слоны — самые большие из сухопутных животных. Из всех животных они легче всего поддаются дрессировке, может быть, за исключением домашней собаки.
2. Когда возникли куклы? Вероятно, с доисторических времён. Когда были дети, тогда были и куклы.
3. Дом — это место, где человек живёт. Первобытные люди жили в пещерах и разводили костры перед входом.
4. Когда мы говорим о молоке, мы имеем в виду молоко коровы. Но в Индии пьют молоко буйвола. А молоко северных оленей употребляется в пищу на севере Европы.
(Энциклопедия «Детям обо всём на свете» )

Диктант 3.
Задание: Прослушать слова. Образовать от них слова с помощью суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением и записать их.

Хвост, носок, клюв, стол, год, сом, замок, ключ, карандаш, лом, кружок, нос, дом, бант, уголок.

"Цифровые диктанты по теме "Имя существительное"

На уроках русского языка я часто использую цифровые диктанты. Такие диктанты позволяют отработать навыки различных языковых явлений на слух, помогают проводить первичный контроль, закреплять учебный материал на практике

Просмотр содержимого документа
«"Цифровые диктанты по теме "Имя существительное"»

ЦИФРОВЫЕ ДИКТАНТЫ

На уроках русского языка я использую такую форму работы как цифровые диктанты. Такие диктанты позволяют отрабатывать навыки различных языковых явлений на слух, помогают проводить первичный контроль, закреплять учебный материал на практике, а также можно использовать при переходе от одного этапа урока к другому.

Методика проведения цифрового диктанта

Какое-либо понятие или языковое явление условно обозначается цифрой.

Данное условное обозначение обязательно записывается на доске.

Учитель диктует слова ( словосочетания, предложения ), а обучающиеся фиксируют в тетрадях только цифры.

В результате получается определённый код, который легко и быстро проверить.

Такой вид учебной работы позволяет сэкономить время на уроке, способствует накопляемости оценок, развивает интерес у обучающихся.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

СОБСТВЕННЫЕ И НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ, ОДУШЕВЛЕННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ

а) 1 – собственное.

Сестренка, журнал, Аленушка, Ростов, деревня, Васильева, река, Америка, Шарик, фамилия, Петрович, Днепр, страна, Кутузов, океан.

Код: 2, 2, 1, 1, 2, 1, 2, 1, 1, 2, 1, 1, 2, 1, 2;

б) 1 – одушевленное.

Карниз, майор, циркач, жокей, цирк, карапуз, дюймовочка, дерево, лягушка, жук, метро, огонь, олень.

Код: 2, 1, 1, 1, 2, 1, 1, 2, 1, 1, 2, 2, 1.

в) 1 – нарицательное.

Город, , директор, Венера, Байкал, семья, Дружок, Васька, деревня, Курск, Америка, поселок, отчество, Иван Сергеевич.

Код: 1, 1, 2, 2, 1, 2, 2, 1, 2, 2, 1, 1, 2;

г) 1 – мужской род.

Дом, статуя, озеро, мышь, транзистор, диктор, век, песня, лавка, полотенце, повидло.

Код: 1, 2, 3, 2, 1, 1, 1, 2, 2, 3, 3;

РОД, ЧИСЛО И ПАДЕЖ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО

а) 1 – женский род.

4 – существительное общего рода.

Столица, облако, доктор, периметр, адмирал, трудяга, замок, атлет, блюдце, ябеда, врач, сцена, интервью, леди.

Код: 1, 3, 4, 2, 4, 4, 2, 2, 3, 4, 4, 1, 3, 1;

б) 1 – существительное, имеющее форму только единственного числа.

2 – существительное, имеющее форму только множественного числа.

3 – существительное, имеющее форму и множественного, и единственного числа.

Газеты, обои, духи, дворцы, масло, дружба, хлопья, заморозки, почки, Байкал, Сокольники, счёты, друзья, нефть, сутки.

Код: 3, 2, 2, 3, 1, 1, 2, 2, 3, 1, 2, 1, 3, 1, 2;

в) 1 – существительное, имеющее форму только единственного числа.

2 – существительное, имеющее форму только множественного числа.

3 – имеет форму и множественного числа, и единственного числа.

Спортсмены, румяна, сахар, пыль, клоуны, дрожжи, чернила, страны,золото, очки, строчки.

Код: 3, 2, 1, 1, 3, 2, 2, 3, 1, 2, 3;

г) 1 – имеет форму только единственного числа.

2 – имеет форму только множественного числа.

3 – имеет форму и множественного числа, и единственного числа.

Облака, сутки, сказки, каникулы, Альпы, чтение, шорох, проценты, опилки, хлопки, смелость, брюки, тропинки.

Код: 3, 2, 3, 2, 2, 1, 1, 3, 2, 3, 1, 2, 3;

д) 1 – I склонение.

2 – II склонение.

3 – III склонение.

Земля, окно, сирена, сирень, ткань, конь, печь, папа, дело, рожь, ель, пень, дядя, дерево.

Код: 1, 2, 1, 3, 3, 2, 3, 1, 2, 3, 3, 2, 1, 2;

РАЗНОСКЛОНЯЕМЫЕ, НЕСКЛОНЯЕМЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

а) 1 – I склонение

2 – II склонение

3 – III склонение

4 – разносклоняемое существительное.

Доброта, няня, имя, серебро, конь, путь, ель, стремя, дядя, темя, яблоко, ночь, семя, жизнь, июль.

Код: 1, 1, 4, 2, 2, 4, 3, 4, 1, 4, 2, 3, 4, 3, 2;

б) 1 – несклоняемое существительное.

2 – склоняемое существительное.

Жалюзи, калибри, поэма, медаль, кенгуру, барьер, бюро, МВД, Сочи, шампунь, мэр, желе, трико, холл, жюри.

Код: 1, 1, 2, 2, 1, 2, 1, 1, 1, 2, 2, 1, 1, 2, 1.

СКЛОНЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. РАЗНОСКЛОНЯЕМЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

а) 1 – I склонение.

2 – II склонение.

3 – III склонение.

4 – разносклоняемое существительное.

Колодец, трава, время, семя, соль, идеал, повидло, знамя, няня, жажда, лень, пень, машина, имя.

Код: 2, 1, 4, 4, 3, 2, 2, 4, 1, 1, 3, 2, 1, 4;

б) 1 – I склонение.

2 – II склонение.

3 – III склонение.

4 – разносклоняемое существительное.

Вымя, бремя, дедушка, серебро, море, ночь, день, путь, земля, племя, луч, полотенце, сирень, темя.

Код: 4, 4, 1, 2, 2, 3, 2, 4, 1, 4, 2, 2, 3, 4.

РОД НЕСКЛОНЯЕМЫХ И СЛОЖНОСОКРАЩЕННЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

а) 1 – женский род.

Кофе, радио, шоссе, конферансье, Сочи, пари, мисс, леди, алиби, пальто, портье, маэстро, авеню

Код: 2, 3, 3, 2, 2, 3, 1, 1, 3, 3, 2, 2, 1;

б) 1 – женский род.

Видео, пони, досье, эскимо, такси, кольраби, Сухуми, Сочи, АТС, МХАТ, авеню, Геленджик.

Код: 3, 2, 3, 3, 3, 1, 2, 2, 1, 2, 1, 2;

в) 1 – женский род.

МЧС, Сухуми, Онтарио, мадам, АЗС, алиби, фойе, колье, КПП, Рио-де-Жанейро, каре, интервью.

Код: 3, 2, 3, 1, 1, 3, 3, 3, 2, 2, 3, 1;

г) 1 – правильный вариант.

2 – неправильный вариант.

Хорошая шампунь, горячее кофе, вкусное какао, соленая иваси, доброе шимпанзе, красивое пальто, вежливая мисс, удачное пенальти, свежий кольраби.

Код: 2, 2, 1, 1, 2, 1, 1, 2, 2;

д) 1 – правильный вариант.

2 – неправильный вариант.

Шоколадное эскимо, справедливый жюри, веселая конферансье, АЗС не работал, ТЮЗ закрыта, просторное фойе, плетеное кашпо, железное алиби.

Код: 1, 2, 2, 2, 2, 1, 1, 1.

НЕСКЛОНЯЕМЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

а) 1 – склоняемое существительное.

2 – несклоняемое существительное.

Шахта, безе, пари, этаж, авеню, этажерка, майор, какаду, лето, табло, кафе, шанс, плато, вестибюль, тюль, досье, оливье.

Код: 1, 2, 2, 1, 2, 1, 1, 2, 1, 2, 2, 1, 2, 1, 1, 2, 2

б) 1 – склоняемое существительное.

2 – несклоняемое существительное.

Казино, трико, мыло, шило, пенсне, мадам, поэтесса, круиз, Тбилиси, Дюма, жердь, рантье, алиби, алмаз, понедельник, медаль,домино , кенгуру.

Код: 2, 2, 1, 1, 2, 2, 1, 1, 2, 2, 1, 2, 2, 1, 1, 1, 2, 2.

ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ -ИК- И -ЕК- В СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Железный ключик, сладкий кусочек, душистый горошек, новый листочек, резиновый мячик, деревянный столик, чайничек из фарфора, жареный грибочек.

Код: 1, 2, 2, 2, 1, 1, 2, 2;

Горшочек из глины, крепкий орешек, серенький козлик, овражек у реки, кораблик из бумаги, звенит звоночек, упал кирпичик.

Код: 2, 2, 1, 2, 1, 2, 1.

Правописание суффиксов существительных

Переводчик, наборщик, рассказчик, каменщик, разносчик, фонарщик, бетонщик, перебежчик, грузчик, прокатчик.

Код: 1, 2, 1, 2, 1, 2, 2, 1, 1, 1;

Экскаваторщик, летчик, автопогрузчик, сварщик, компьютерщик, арматурщик, разведчик, стекольщик.

Код: 2, 1, 1, 2, 2, 2, 1, 2;

д) 1 – о в суффиксе.

2 – е в суффиксе.

Юбчонка, медвежонок, крошечка, горошек, червячок, бельчонок, овражек, снежок, мышонок, подушечка, сапожок.