Диктант "Каракумы"Диктант "Каракумы"Пустыня. Самолет приземлился на ровненькую, горячую, как сковорода, глиняную площадку. Заглянув в личико пустыни, я длинно не мог прийти в себя.
Знакомая с юношества по картинам и книгам пустыня сейчас держала меня в собственных совершенно не нежных объятиях.
Захватывающая дух жара, взбитая ветром пыль, полинявшее небо, верблюд с хладнокровной рожой. На минутку показалось, что нет на земле ни великих городов, ни лесов, ни туч на небе. Только этот вот пламенеячий ветер и барханы, барханы. Таковы воспоминания первого дня.
Но, пожив в Каракумах неделю, делаешь открытие.* Пустыня не так уж мертвенна. Прохладная ночь пустыни полна звуков. Легкий топот это стадо джейранов, спугнутое волком. А это шакалы не поладили возле павшего верблюда. В песке зашевелились. Это юркие ящерки прячутся. Как сверчок за печкой, стрекочет в ночи какой-то родственник кузнечика, пискнула птица.
Есть жизнь в пустыне! Приспособилась она и к песку, и к жаре, и к безводью.
1.выделить. ГО
2. указать виды ОСП
3. синтаксический разбор предложения под звёздочкой
пожалуйста . распишите всё
1 - =
2. Типы односост. предложений.
3. синт. разбор
Самолет- приземлился= на ровненькую, жаркую, как сковорода, глиняную площадку. Заглянув в лицо пустыни, я - длинно не мог =придти= в себя =.
Знакомая с юношества по картинам и книгам пустыня - сейчас держала = меня в собственных совершенно не нежных объятиях=.
Захватывающая дух жара -, взбитая ветром пыль- , полинявшее небо- , верблюд- с равнодушной рожой. На минутку показалось= ( безличное, односост. ) , что нет = на земле ни великих городов, ни лесов, ни облаков на небе( безличное, односост. ) . Только этот вот горячий ветер- и барханы - , барханы -. Таковы= воспоминания- первого денька.
Но, пожив в Каракумах неделю, делаешь= открытие.* Повест., невоскл., односост., точно- личное, распр., обычное, осложнено деепричастным оборотом. База : делаешь =. Добавление : открытие. Обстоят. ( оборот ) : пожив в Каракумах неделю -.-.-. Пустыня- не так уж мертвенна = . Холодная ночь- пустыни полна =звуков. Легкий топот - это стадо= джейранов, спугнутое волком. А это шакалы- не поладили =возле павшего верблюда. В песке зашевелились= ОДНОСОСТ.. Это юркие ящерки - прячутся=. Как сверчок за печкой, стрекочет = в ночи какой-то родственник - кузнечика, пискнула = птица-..
Есть= жизнь-в пустыне! Приспособилась = она - и к песку, и к жаре, и к безводью.
Белогорская крепость находилась в сорока километрах от города. Дорога шла по крутому берегу реки. Река ещё не замерзла, и её свинцовые волны грустно чернели в низких берегах, занесенных белым снегом. За ними виднелись обширные, ещё не заселенные людьми степи. Я созерцал печальные пейзажи , не думая ни о чем. Военная жизнь мало имела для меня привлекательности. Я старался вообразить себе моего капитана, представляя его строгим и ворчливым стариком.
Тем временем начало смеркаться. «Далеко ли до крепости?» - спросил я своего ямщика.
Крепость должна была уже появиться на горизонте. Я глядел во все стороны, ожидая увидеть грозные бастионы и башни. Однако кроме деревушки, окруженной бревенчатым забором , не видел ничего. Ни реющих флагов, ни тающих облачков от грохочущих разрывов пушек не было видно и слышно.
У ворот я увидел старую чугунную пушку. Улицы были кривы, тесны и пустынны.
Вариант 2 Найти слово, в котором количество звуков меньше, чем букв.
2.Разбор по составу
Вариант1 –представляя Вариант2 – пустынны
Вариант 1 (не) заселенные степи Вариант 2 – грохочущих разрывов
За ними виднелись обширные…..
Я глядел во все стороны….
Пустыня. Самолет приземлился на ровную, горячую, как сковородка, глиняную площадку. Заглянув в лицо пустыни, я долго не мог прийти в себя.
Захватывающая дух жара, взбитая ветром пыль, полинявшее небо, верблюд с равнодушной мордой. На минуту показалось, что нет на земле больших городов, лесов, облаков на небе. Только этот вот горячий ветер и барханы, барханы. Таковы впечатления первого дня.
Но, пожив в Каракумах неделю, делаешь открытие. Пустыня не так уж безжизненна. Прохладная ночь пустыни полна звуков. Легкий топот – это стадо джейранов**, спугнутое волком. А это шакалы не поладили возле павшего волка. В песке зашевелились. Как сверчок за печкой, стрекочет в ночи какой-то родственник кузнечика, пискнула ночная птица…
Есть жизнь в пустыне! Приспособилась она и к песку, и к жаре, и к безводью.
1.Сделать синтаксический разбор и схемы предложений:
Вариант1: Заглянув в лицо пустыни, я долго не мог…..
Вариант2: Но, пожив в Каракумах неделю, делаешь ….
Вариант1: во втором абзаце и последнем абзаце.
Вариант2: в третьем абзаце
Вариант1: количество букв меньше, чем звуков
Вариант2 : количество букв больше, чем звуков.
Поздней осенью выпадает первый снег. Он преображает все вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых прибрежных зарослей.
Как прекрасна чудесная березовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике притаились дремучие заросли. Ты их не узнаешь. Елочка становится похожей на причудливую снежную бабу. Всюду виднеются следы лесных зверюшек. По шелухе шишек можно отыскать белку.
В предзимние дни дома не сидится. Люди всех возрастов выходят на пешеходные маршруты. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.
«Здравствуй, зима!» — радостно говорят люди.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Международный конкурс по экологии «Экология России»
Доступно для всех учеников 1-11 классов и дошкольников
Диагностическая контрольная работа № 1.
Цель: проверить остаточные знания учащихся по материалу, изученному в 7 классе.
Я вышел из дома ночью, потому что предполагал добраться до утиного озера к рассвету. Шел по пыльной дороге, спускаясь в неглубокие овраги, поднимался на пригорки, пересекая редкие сосновые борки с застоявшимся в них запахом смолы и земляники, снова выходил к полю.
Никто не обгонял меня, и я ни с кем не встретился. Вдоль дороги тянулась рожь. Она созревала уже и стояла неподвижно, чуть – чуть светлея в темноте. Скоро дорога ушла влево, и я ступил на твердую тропинку, извивающуюся вдоль берега небольшой, глубокой речонки. Плывущие по ней бревна изредка сталкивались друг с другом, и тогда раздавался слабый звук, будто кто – то стучал топором по дереву.
На другой стороне реки яркой точкой горел костер, и узкая прерывистая полоска света тянулась от него далеко по воде.
Я прибавил шаг, миновал осиновый подлесок и в небольшой ложбинке, окруженной со всех сторон густым лесом, увидел костер. Возле него, подперев рукой голову, пристроился человек. Он что – то негромко напевал.
(По Ю. Казакову.) (151 слово)
Контрольная работа № 2.
Цель: проверка знаний, умений и навыков учащихся по пройденному материалу.
Под легким дуновением знойного ветра море вздрагивало и улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. Все было полно живой радости: звук и блеск солнца, ветер и соленый аромат воды, жаркий воздух и желтый песок. Узкая, длинная коса терялась где – то вдали, где знойная мгла покрывала землю. Багры, весла, корзины да бочки беспорядочно валялись на косе. В этот день даже чайки истомлены зноем. Они сидят рядами на песке или же лениво качаются на волнах. Когда солнце начало опускаться в море, неугомонные волны то играли весело и шумно, то мечтательно и ласково плескались о берег. Сквозь их шум на берег долетали не то вздохи, не то тихие, ласково зовущие крики. Солнце садилось, и на желтом горячем песке лежал розовый отблеск его лучей. И жалкие кусты ив, и перламутровые облака, и волны, взбегавшие на берег, - все готовилось к ночному покою. Одинокий огонь костра то ярко вспыхивал, то угасал. Ночные тени ложились не только на море, но и на берег. Вокруг было только безмерное, торжественное море и синее, усеянное звездами небо.
(По М. Горькому.) (165 слов)
Задание: 1. 1 – й вариант: выписать из текста диктанта словосочетания со способом связи согласование. Указать в словосочетаниях главное слово.
2 – й вариант: выписать из текста диктанта словосочетания со способом связи примыкание. Указать в словосочетаниях главное слово.
2. Выполнить синтаксический разбор предложения: Под легким дуновением ветра море вздрагивало и улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок.
Промежуточная контрольная работа № 3.
Цель: проверить знания учащихся по материалу, изученному в течение I полугодия.
Вечерняя заря догорала, и сумерки, все больше сгущаясь, опускались на землю. Надо было скорее добраться до опушки леса и отыскать дорогу к дому. В течение получаса бродил я по лесу и наконец – то добрался до опушки, однако знакомой мне тропинки не обнаружил.
Между тем серо – белые клочья тумана, расширяясь и цепляясь за кусты, медленно расползались по земле. Впадинки, заполненные водой, кучи сваленного хвороста, попадавшиеся то тут, то там, стол дерева, лежащий поперек неширокого ручья, - все мешало мне продвигаться вперед. Вскоре не стало видно ничего: ни тропинки, ни зарослей.
Внезапно из – за туч выглянул серебряный серп месяца и, по – хозяйски устроившись на небе, осветил всю окрестность . Стали различаться отдаленные предметы: поле с еще не скошенной пшеницей, чащоба справа, небольшая речонка слева. Вскоре все небо прояснилось. Яркие звездочки – фонарики словно направляли свои лучики на землю. Скоро я добрался до дома.
Контрольная работа № 4 .
Цель: проверка знаний, умений, навыков учащихся по теме «Односоставное предложение».
Пустыня. Самолет приземлился на ровную, горячую, как сковорода, глиняную площадку. Заглянув в лицо пустыни, я долго не мог прийти в себя.
Знакомая с детства по картинкам и книжкам пустыня теперь держала меня в своих совсем не ласковых объятиях.
Захватывающая дух жара, взбитая ветром пыль, полинявшее небо, верблюд с равнодушной мордой. На минуту показалось, что нет на земле ни больших городов, ни лесов, ни облаков на небе. Только этот вот горячий ветер и барханы, барханы. Таковы впечатления первого дня.
Но, пожив в Каракумах неделю, делаешь открытие. Пустыня не так уж безжизненна. Прохладная ночь пустыни полна звуков. Легкий топот – это стадо джейранов, спугнутое волком. А это шакалы не поладили возле павшего верблюда. В песке зашевелились. Это юркие ящерки прячутся. Как сверчок за печкой, стрекочет в ночи какой – то родственник кузнечика, пискнула птица…
Есть жизнь в пустыне! Приспособилась она и к песку, и к жаре, и к безводью.
(По В. Пескову) (145 слов)
Задание: 1. Подчеркнуть основы предложений.
2.Указать типы односоставных предложений.
3. Сделать синтаксический разбор и схемы предложений:
Вариант I : Заглянув в лицо пустыни, я долго не мог прийти в себя.
Вариант II : Но, пожив в Каракумах неделю, делаешь открытие.
Контрольная работа № 5.
Цель: проверка знаний, умений, навыков учащихся по пройденному материалу.
Роса была холодная, обильная – настоящая сентябрьская роса. Она брызгала в лицо с высокой травы, капала с деревьев в реку, и по темной воде расплывались медленные круги. Я промок насквозь от этой росы и развел костер.
Дым подымался к вершинам лиственниц и елей. Тонкая хвоя лиственниц все время сыпалась сверху, хотя ветра не было. На лиственнице около костра, трещала какая – то птица. Казалось, что эта птица – здешний лесной парикмахер, что она стрижет хвою, щелкает ножницами, сыплет эту хвою вниз: мне на голову, на речку, на костер.
Я сушился и смотрел на реку. Желтые листья плыли островами и, цепляясь за коряги, останавливались. Сзади наплывали новые груды листьев. Они запруживали реку, потом начинали медленно поворачиваться, вырываться из цепких лап коряг и, наконец, отрывались и улетали, то загораясь, как золото ( попали на солнце), то погасая и чернея (на них упала тень от кустов).
На реке еще со времени боев остались брошенные переправы - плоты, заросшие ольхой, и отдельные бревна, застрявшие на мели. Они пенили вокруг себя воду.
Задание: 1. выписать из текста диктанта предложение с обобщающим словом, разобрать предложение синтаксически.
2. Выполнить поморфемный разбор следующих слов: СЕНТЯБРЬСКАЯ, ЛЕСНОЙ, ЗАПРУЖИВАЛИ.
Контрольная работа № 6.
Цель: проверка знаний, умений и навыков по пройденному материалу.
Весна, бесспорно, самое лучшее время года. Об этом писано поэтами всех стран и народов. Но едва ли где-нибудь весна так хороша, как на далеком севере. Южная весна наступает исподволь, на севере она, наоборот, производит быстрый и стремительный переворот в жизни природы.
Я долго любовался расстилавшейся передо мной картиной бойкой пристани (моя комната была во втором этаже, и из окна открывался широкий вид на реку и на пристань).
На отлогом берегу приютилась маленькая деревушка, казалось, она сейчас вылезла из воды и теперь сушилась на солнце. Бревна, свежий тес, обломки сгнивших барок – все это было разбросано по берегу в живописном беспорядке. Весь берег был залит народом. Кого – кого на этой пристани не было. Но на всех лицах сказывалась общая печать. Все радовались ранней весне.
(Д. Мамин – Сибиряк) ( 123 слова)
Задание: озаглавить текст. (Весна – самое лучшее время года; Весна на далеком севере; Все радовались ранней весне.)
Произвести синтаксический разбор выделенных предложений (по вариантам).
Сделать морфологический разбор слов: ПРИЮТИЛАСЬ, МАЛЕНЬКАЯ, ДЕРЕВУШКА (1 – й вариант);
СКАЗЫВАЛАСЬ, ОБЩАЯ, ПЕЧАТЬ (2 – й вариант).
Итоговая контрольная работа №7.
Цель: проверка знаний, умений и навыков учащихся, полученных за 8 класс.
Количество звезд, видимых на небе простым глазом, кажется неисчислимым. На самом деле их не так уж много. Одновременно в нашем поле зрения, как говорят ученые, бывает не более трех тысяч звезд, потому что мы видим половину небесного свода.
Еще в древности люди заметили, что некоторые группы ярких звезд образуют разные фигуры. Разделив все небо на созвездия, астрономы составили звездные карты. Все звезды, даже самые маленькие, были причислены к тому или иному созвездию.
И расположение звезд в созвездиях, и расстояние их друг от друга кажутся неизменными. Объясняется это тем, что астрономическая наука появилась сравнительно недавно. Звезды в течение этого времени не успели еще изменить своего видимого положения на небосводе. Движутся они так далеко от нас, что мы не замечаем этого движения. По расчетам ученых, заметить его можно будет лишь через десятки лет.
(138 слов) (По М. Гумилевской)
Тест № 1 8 класс
Цель: проверить знания, умения, навыки учащихся по теме «Двусоставные предложения».
Укажите неверное утверждение.
А. Двусоставное предложение обязательно содержит оба главных члена предложения.
Б. Все определения согласовываются с главным словом.
В. Прямые дополнения относятся к переходным глаголам.
Г. Приложение – особый вид определения.
Д. Обстоятельства поясняют сказуемое или другие члены предложения.
2. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено словосочетанием.
А. Маленькая гостиная была неуютной.
Б. Наше завтра будет прекрасно.
В. Мы с Аликом принялись за работу.
Г. Прямо к станции летит тройка удалая.
3. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым.
А. Он собирается заниматься в новой спортивной школе.
Б. Стану сказывать я сказку.
В. Я буду учителем в вашей школе.
Г. Я буду строить новый дом.
4. Найдите предложение с составным именным сказуемым.
А. Он был высокого роста.
Б. Я готов с вами поспорить.
В. Я был рад помочь вам.
Г. Вы должны трудиться.
5. Укажите неверное утверждение.
Тире между подлежащим и сказуемым при нулевой связке:
а) ставится, если перед сказуемым стоят слова ЭТО, ЗНАЧИТ, ВОТ;
б) Не ставится, если перед сказуемым стоят слова БУДТО, СЛОВНО, КАК;
в) ставится, если перед сказуемым стоит частица НЕ;
г) может ставиться, если подлежащее – личное местоимение.
6. Найдите предложения, в которых нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым.
А. Жизнь прекрасна и удивительна.
Б. Жизнь прожить не поле перейти.
В. Жизнь как сон.
Г. Сердце не камень.
Д. Читать это не только узнавать факты.
Е. У сильного всегда бессильный виноват.
7. Укажите, в каких предложениях выделенное слово является дополнением.
А. Мастер чинит телефон.
Б. Ветер поднимает тучи пыли.
В. Буря мглою небо кроет.
Г. Встретить ночь готовится природа.
8. Найдите предложение с прямым дополнением.
А. Хозяйка жарко натопила печь.
Б. Книги лежали на столе.
В. Живу, горжусь сынами.
Г. Лесник шагнул через порог.
9. Укажите предложение, в котором дополнение выражено глаголом в неопределенной форме.
А. Я начал разыскивать потерянную клюшку.
Б. С самого утра мы решили заняться любимым делом.
В. Врач запретил мне читать лежа.
Г. Не стану описывать мое состояние.
10.Найдите предложение с согласованным определением.
А. На горизонте неожиданно показалась лодка с парусом.
Б. Поездку домой ожидали все.
В. На фотографии изображен человек лет тридцати.
Г. Деревенские улицы тонули в зелени.
11. Укажите предложение, в котором нет приложения (знаки препинания не расставлены).
А. Мы мальчишки собирались иногда группами и шли в лес.
Б. Страстный охотник глубоко чувствовал природу.
В. Мы были в музее А.С. Пушкина великого русского писателя.
Г. Мне понравилась повесть Н.В.Гоголя Вий.
12. Найдите предложение с обстоятельством времени.
А. Мы очень устали.
Б. Кругом кричали коростели.
В. Вчера я приехал в Тамбов.
Г. Он изменился до неузнаваемости.
13. Укажите предложения, в которых обстоятельство не обособляется (знаки препинания не расставлены)
А. Как парус чайка там белеет в высоте.
Б. Прилетев на место гуси шумно опускаются на воду.
В. Опытный шахматист сделав неудачный ход сдался.
Г. Последний рисунок был выполнен учеником очень небрежно.
Д. Поезд шел не останавливаясь.
Е. Внизу как зеркало стальное синеют озера струи.
14. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в) или г) , в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам:
1 - =
2. Типы односост. предложений.
3. синт. разбор
Самолет- приземлился= на ровную, горячую, как сковорода, глиняную площадку. Заглянув в лицо пустыни, я - долго не мог =прийти= в себя =.
Знакомая с детства по картинкам и книжкам пустыня - теперь держала = меня в своих совсем не ласковых объятиях=.
Захватывающая дух жара -, взбитая ветром пыль- , полинявшее небо- , верблюд- с равнодушной мордой. На минуту показалось= ( безличное, односост. ) , что нет = на земле ни больших городов, ни лесов, ни облаков на небе( безличное, односост. ) . Только этот вот горячий ветер- и барханы - , барханы -. Таковы= впечатления- первого дня.
Но, пожив в Каракумах неделю, делаешь= открытие.* Повест., невоскл., односост., определенно- личное, распр., простое, осложнено деепричастным оборотом. Основа : делаешь =. Дополнение : открытие. Обстоят. ( оборот ) : пожив в Каракумах неделю -.-.-. Пустыня- не так уж безжизненна = . Прохладная ночь- пустыни полна =звуков. Легкий топот -– это стадо= джейранов, спугнутое волком. А это шакалы- не поладили =возле павшего верблюда. В песке зашевелились= ОДНОСОСТ.. Это юркие ящерки - прячутся=. Как сверчок за печкой, стрекочет = в ночи какой-то родственник - кузнечика, пискнула = птица-..
Есть= жизнь-в пустыне! При она - и к песку, и к жаре, и к безводью.
Тип односоставного предложения: назывное
Грамматическая основа: пустыня - подлежащее
2. Захватывающая дух жара, взбитая ветром пыль, полинявшее небо, верблюд с равнодушной мордой.
Тип односоставного предложения: назывное
Грамматическая основа: жара, пыль, небо, верблюд - подлежащие
3. Но, пожив в Каракумах неделю, делаешь открытие.
Тип односоставного предложения: определенно-личное
Грамматическая основа: делаешь - сказуемое
Подлежащие обозначены буквой П, а сказуемые - буквой С. И выделены жирным шрифтом.
Причастные и деепричастные обороты подчёркнуты. Главные слова для причастных и деепричастных оборотов чуть ниже тоже выделены жирным шрифтом.
Пустыня(П). Самолет(П) приземлился(С) на ровную, горячую, как сковорода, глиняную площадку. / Заглянув в лицо пустыни /, я(П) долго не мог прийти в себя(С).
/Знакомая с детства по картинкам и книжкам/ пустыня(П) теперь держала(С) меня в своих совсем не ласковых объятиях.
/Захватывающая дух / жара(П), /взбитая ветром/ пыль(П), полинявшее небо(П), верблюд(П) с равнодушной мордой. На минуту показалось(С), что нет(С) на земле ни больших городов, ни лесов, ни облаков на небе. Только этот вот горячий ветер(П) и барханы, барханы(П).
Таковы(С) впечатления(П) первого дня.
Но, /пожив в Каракумах неделю /, делаешь(С) открытие. Пустыня(П) не так уж безжизненна(С). Прохладная ночь(П) пустыни полна(С) звуков. Легкий топот(П) – это стадо джейранов(С), /спугнутое волком/. А это шакалы(П) не поладили(С) возле павшего верблюда. В песке зашевелились(С). Это юркие ящерки(П) прячутся(С). Как сверчок за печкой, стрекочет(С) в ночи какой-то родственник(П) кузнечика, пискнула(С) птица(П).
Есть(С) жизнь(П) в пустыне! При С) она(П) и к песку, и к жаре, и к безводью.
/ Заглянув в лицо пустыни /, я долго не мог прийти в себя. (Дееприч. оборот)
/Знакомая с детства по картинкам и книжкам/ пустыня теперь держала меня в своих совсем не ласковых объятиях. (Причаст. оборот)
/Захватывающая дух / жара, /взбитая ветром/ пыль, полинявшее небо, верблюд с равнодушной мордой. (Два причаст. оборота)
Но, /пожив в Каракумах неделю /, делаешь открытие. (Дееприч. оборот)
Легкий топот – это стадо джейранов, /спугнутое волком/. (Причаст. оборот)
Пустыня-сущ. Самолет-сущ приземлился-гл на ровную, горячую, как сковорода, глиняную площадку. (Заглянув в лицо пустыни)-дееприч, я -мест долго не мог-гл прийти в себя.
Знакомая-сущ с детства по картинкам и книжкам пустыня теперь держала-гл меня в своих совсем не ласковых объятиях.
Захватывающая дух жар- прич об, взбитая ветром пыль-дееприч об, полинявшее небо, верблюд с равнодушной мордой. На минуту показалось, что нет на земле ни больших городов, ни лесов, ни облаков на небе. Только этот вот горячий ветер и барханы, барханы. Таковы впечатления первого дня.
Но, пожив в Каракумах неделю-дееприч об, делаешь-гл открытие-сущ. Пустыня-сущ не так уж безжизненна. Прохладная ночь пустыни полна звуков. Легкий топот – это стадо джейранов, спугнутое волком. А это шакалы-сущ не поладили-гл возле павшего верблюда. В песке зашевелились-гл. Это юркие ящерки-сущ прячутся-гл. Как сверчок-сущ за печкой, стрекочет-гл в ночи какой-то родственник кузнечика, пискнула-гл птица-сущ.
Есть-гл жизнь-сущ в пустыне! При гл она-сущ и к песку, и к жаре, и к безводью.
2)высшая и нисшая
3)основные науки(письмо,счет,а главное свою религию)
4)специальные навыки и знания.после высшей ступени можно бфло выбрать: юрил,; медит; духовная.только с 12 веков н э появились большие и достойные рейтинги(с огромной трудностью))