Базовый учебник (УМК): Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/ М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, И.И. Кулибаба.- 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
Цели: повторить и закрепить знания о деепричастии; дать понятие о деепричастном обороте; способствовать развитию умения конструировать предложения с использованием деепричастий, содействовать развитию устной и письменной речи, создать условия для успешной работы.
Обучающие: Познакомить учащихся с деепричастным оборотом. Формировать навык нахождения деепричастного оборота и выделения его запятыми.
Развивать навыки выразительного чтения предложений с деепричастными оборотами, строить предложения, в состав которых входят деепричастные обороты.
Воспитывать у учащихся уважение друг к другу, организованность, ответственное отношение к работе, к художественному слову.
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, исследование.
Образовательная технология: дифференцированного обучения, предметно-ориентированные технологии обучения.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран
Уметь находить деепричастия и деепричастный оборот, правило постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте; правильно выделять их на письме; конструировать предложения с деепричастными оборотами.
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.
Уметь оценивать результаты деятельности (своей-чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем. Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли. Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями.
Приёмы и методы работы
Деятельность ученика, формы работы
Постановка цели урока.
Этап проверки д/з
Самостоятельная работа с иллюстрацией
Актуализация знаний. Опрос
1) Повторение правила. Тест.
2) Упр. № 1.Найти деепричастия.
уч-ся к активному и
Представление последовательности мыслительных операций, используемых при решении пунктуационной задачи.
Синтаксический разбор предложения.
Работа с определением.
Представление основного материала в таблицах, рассказ, сообщение
Создание проблемной ситуации.
Запись предложения с д.о.
Работа с учебником.
Организовал работу с учебником.
1)Чтение правила с. 78
2)Выполнение Упр. 162, с. 79
выпишите глаголы с относящимися к ним деепричастными оборотами.
Запись на доске.
1).Выполнение заданий по карточкам.
Работа с упражнением
2)Выборочный диктант. Упр.3.
Этап контроля и самоконтроля
Записать номера предложений с од. д. и д.о.
Этап информации о домашнем задании
Дать информацию о д/з и комментарий к его выполнению.
Этап подведения итогов занятия
Ответы на вопросы
Не можешь - сумей, \\ Не знаешь - узнай, \\ Не бойся тропы отвесной, \\ Пробуй, \\ Ищи, \\ Свершай, \\ Достигай, \\ Чтоб жизнь твоя стала песней. (Л. Татьяничева)
1) Правило. Карточки.
2) Найти деепричастия. Упр. 1 Слайд № 2-4
3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала
Синтаксический разбор предложения.
-- Замените глагол причастием и деепричастием.
Птицы догоняли друг друга и кружились в воздухе.
Птицы, догоняющие друг друга, кружились в воздухе. - Выделяем запятыми п.о.? Почему?
Птицы, догоняя друг друга, кружились в воздухе. (запись предложения в тетрадь)
--Подчеркните грамматическую основу, назовите глагол, в котором выражается основное действие; деепричастие, которое обозначает добавочное действие.
- Что стоит рядом с ним в предложении?
- Как бы вы назвали данную синтаксическую конструкцию?
- Какие знания помогли вам сделать такой вывод?
-- Скажите своими словами, что такое деепричастный оборот.
--Тема урока (запись в тетради).
4.Объяснение нового материала.
Он бежал, оглядываясь по сторонам.
Он бежал, оглядываясь.
Он бежал, оглядываясь и спотыкаясь.
Работа с учебником. * 27 стр. 78 ПРАВИЛО
Деепричастия бывают одиночными и с зависимыми словами. Деепричастие с зависимыми словами называется деепричастным оборотом. Деепричастный оборот в произношении выделяется интонацией и паузами, а на письме - запятыми. Запятыми выделяется независимо от того, где он стоит в предложении. Как и причастный оборот, деепричастный оборот рассматривается как один член предложения - обстоятельство.
-- В чем разница между причастным и деепричастным оборотом? ( Причастие относится к существительному и характеризует предмет, лицо, производящее действие, а деепричастие относится к глаголу-сказуемому и характеризует добавочное действие).
Под голубыми небесами, великолепными коврами снег лежит и блестит на солнце.
Под голубыми небесами, великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит.
-- Из какого стихотворения взят отрывок? Сравним два предложения. -Роль д.о. в речи? (д. придаёт фразе живописность, дорисовывает, дополняет основное действие)
- Какая пунктуация соответствует деепричастному обороту?
5. Этап первичной проверки понимания изученного.
Работа с учебником. (Запись д.о. на доске.)
С. 79, упр. 162. - Назовите д.о.
6. Этап закрепления изученного.
1. Графически обозначить деепричастия и деепричастный оборот.
Расставьте пропущенные знаки препинания. Обозначьте графически деепричастия и деепричастные обороты.
Обозначьте графически деепричастия и деепричастные обороты.
1.Поглядев на небо Алёша увидел одну только звёздочку
2. Лошадь доскакав до оврага вдруг кинулась в сторону.
3. Не имея терпения ничему не научишься.
4.Утопая в снегу пробираясь с трудом сквозь бурелом брела олениха.
5. Благоухая сохли травы дымясь курились облака.
1.Слушая сказки Пушкина, мы с малых лет учимся ценить слово.
2.Летит коршун над самой землёй, плавно взмахивая крыльями.
3.Бежит лыжня, искрясь и розовея, и пропадает где-то за сосной.
4.Мы шли с Дерсу, не торопясь и наблюдая птиц.
5. Шумели листья, облетая.
2. Трудные случаи расстановки знаков препинания при д.о.
Упр.2 Слайд № 5-7. Найти границы д.о.
Не обособляются деепричастия и д.о.
1). Одиночные деепричастия не отделяются запятыми лишь в том случае, если имеют значение обстоятельства образа действия и стоят после сказуемого. Пример. На сына мать смотрела улыбаясь.
2). Упр. 4 Слайд № 11-13. Фразеологизмы не выделяются запятыми.
3). Сравнить предложения. Слайд № 14.
7. Применение изученного.
1).Творческий диктант. (записать одно предложение на выбор)
Задание: заменить деепричастием сначала первый, а потом второй глагол. Полученные предложения записать, графически выделить деепричастный оборот.
1) Белочка распустила хвост и прыгала по веткам.
2) Снег падал на землю и покрывал её пушистым ковром.
3) Фонарь мигал и тускло освещал улицу.
2). Выборочный диктант.
«Собрать груши в корзину» Упр. 3 Слайд № 8-10.
3).Выбрать грамматически правильное продолжение предложения.
Упр. 5 Слайд № 16
8. Этап контроля и самоконтроля.
- Запишите только те номера предложений, в которых есть деепричастие или деепричастный оборот.
На уроке вы получите знания о причастном обороте, его месте по отношению к определяемому слову, правилах его выделения запятыми. Мы поможем вам выработать умение видеть определяемое слово, причастие и все зависимые от него слова.
Тема: Причастие
Урок: Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте
Причастный оборот - это причастие с зависимыми словами
Например: рассказывающая (о чем?) о причастии; сидящая (за чем?) за столом.
Главным словом в причастном обороте всегда является причастие.
Читающая книгу
Вывод : причастным оборотом является словосочетание читающая книгу , т.к. от причастия можно задать вопрос: читающая (что?) книгу.
Причастный оборот в предложении является определением.
Причастный оборот всегда является одним членом предложения, а определяемое слово не входит в состав причастного оборота.
У окна .
Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется интонацией, а на письме - запятыми с двух сторон.
Сравните (см. таблицу):
ослепило нас. - ослепило нас.
Два причастных оборота, стоящие друг после друга, оформляются по общему правилу.
Например: Из окон были видны луга, , .
Два однородных определения, выраженные в предложении причастными оборотами, ведут себя так же, как и другие однородные члены предложения. Соответственно, знаки препинания между такими оборотами расставляются по правилам постановки знаков препинания при однородных членах предложения.
Например: Солнце, и , скрасило эту унылую и неприглядную равнину.
Рис. 2. Перед одиночным союзом И, соединяющим однородные члены предложения, запятая не ставится.
Солнце, но все же скрасило эту унылую и неприглядную равнину.
Рис. 3. Запятая перед противительными союзами А, НО. ()
Следует быть очень внимательным при определении границ причастного оборота, потому что в одном и том же предложении могут встретиться причастные обороты, которые нужно обособлять с обеих сторон запятыми, и причастный оборот, который выделять запятыми не нужно.
Домашнее задание
№ 69, 70. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
Задание 1. Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте причастные обороты, составьте схемы предложений.
1) Наступает золотая осень приносящая дожди. 2) Река огибавшая берег уходила в горы. 3) Не закрытая тучей заря освещала окна.4) Мы опускаем руки в воду струящуюся между пальцев. 5) Замёрзшие за ночь цветы оживали.6) Листья кружащиеся в воздухе падают на землю.
Задание 2. Спишите. Подчеркните прямой чертой определяемые слова и волнистой — причастные обороты. Обратите внимание на роль союза и .
Великий, или Тихий, океан на этот раз словно бы хотел оправдать свое название, которое совершенно несправедливо дали ему моряки-португальцы, впервые побывавшие в нем и не встретившие ни разу бурь (Станюк.). 2) Не смеялся только бледнолицый, долговязый блондин, сидевший у окна, положив свою большую белобрысую голову на ладони, и, казалось, погруженный в созерцание звезд, сверкающих на небе (Станюк.). 3) Не было слов, чтобы передать изгибы бухт, затененные углы, гроты, выстланные черным блеском и светлой подводной травой, темную прозрачность волн, качавших далеко внизу спины серебряных пеламид, и, наконец, луну, видную снизу даже днем и похожую на клубок розового пара, замерзшего в холоде недосягаемых высот (Пауст.).
Русский язык в схемах и таблицах. Причастный оборот. Знаки препинания.
Дидактические материалы. Раздел «Причастие»
Правописание причастий. Упражнения.
1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.
2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой. 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.
4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.
Еще со школьной скамьи у многих сохранилось представление, что, в отличие от причастий, деепричастия выделяются запятыми всегда, вне зависимости от наличия зависимых слов и места в предложении. На самом деле это представление не вполне верно — обособление деепричастий и деепричастных оборотов имеет свои особенности. В рамках данной статьи рассмотрим обособление (и не обособление) одиночных деепричастий. Об читайте в соответствующей статье.
Общее правило таково — одиночные деепричастия обособляются (выделяются с обеих сторон запятыми), если выражают дополнительное действие, и не обособляются, если выражают оттенок основного действия . Например:
* «Она открыла дверь, засмеявшись» (два действия — «когда она открыла дверь, она засмеялась»).
* «Он шел по дороге не спеша и слушал пение птиц» («не спеша» — оттенок основного действия).
В первую очередь такими оттенками становятся деепричастия, которые в принципе практически утратили глагольное значение и воспринимаются скорее как наречия — «молча», «не спеша». Сложнее ситуация с теми деепричастиями, которые обособляются или не обособляются в зависимости от контекста. Например, «Она открыла дверь смеясь». Это деепричастие можно рассматривать как оттенок действия (как именно она открыла дверь?) или как самостоятельное действие (когда она открыла дверь, она смеялась). Соответственно запятая будет или не будет ставиться в зависимости от того смысла, который автор вкладывает в предложение.
Своеобразной подсказкой при принятии решения о постановке запятой может послужить следующее: как правило, оттенки действия выражаются деепричастиями, идущими сразу после глагола. При этом их можно заменить наречием или существительным с предлогом. Например «не останавливаясь» — «без остановок», «не спеша» — «без спешки», «улыбаясь» — «с улыбкой». Некоторые источники также указывают, что деепричастия, заканчивающиеся на «-а» и «-о» чаще являются оттенками, в то время как с «-в» и «-вш» — дополнительными действиями.
Оторванные от глагола деепричастия зачастую обособляются.
* «Она поздоровалась улыбаясь».
* «Она поздоровалась, улыбнувшись».
* «Улыбаясь, девочка в красивом платье протянула ему шарик».
Теперь обратим внимание на некоторые тонкости, касающиеся постановки запятых при обособляемых деепричастиях. В частности, если два однородных (то есть относящихся к одному и тому же глаголу) одиночных деепричастия соединены союзом «и» (а также «либо», «или» и пр.), то вокруг данного союза запятые не ставятся — по аналогии с однородными членами предложения. Например, «Бегая и подтягиваясь, она быстро привела себя в форму». То же самое касается обособления деепричастного оборота и одиночного деепричастия. Обособляясь по отношению ко всей фразе, между собой эти члены предложения являются однородными (для этого деепричастия непременно должны относиться к одному глаголу).
Также запятые не ставятся, если союзом «и» соединены наречие и деепричастие, относящиеся к одному и тому же глаголу — такие члены предложения также считаются однородными (плюс к тому такие деепричастия часто выражают оттенки действия). Например, «Он ответил быстро и не задумываясь». При этом (по аналогии с однородными членами предложения) если соединительного союза нет или стоит союз «а» или «но», то между наречием и деепричастием стоит поставить запятую: «Он ответил быстро, не задумываясь».
Если деепричастие начинает придаточное предложение и имеет в качестве зависимого слово «который», то данное деепричастие не обособляется. Это же справедливо, если у деепричастия есть и другие зависимые слова. «Я мечтаю о таком платье, найдя которое буду чувствовать себя королевой».
Тема : Знаки препинания при деепричастном обороте и одиночном деепричастии.
Цели : 1) Дать понятия «деепричастный оборот» и «одиночное деепричастие».
2) Вырабатывать умение видеть в предложении деепричастный оборот и одиночное деепричастие, обособлять их на письме, конструировать предложения.
3) Создать на уроке атмосферу доброты, сотрудничества.
4) Развивать навыки коммуникативного общения.
5) Учить видеть удивительное рядом, развивать творческое воображение учащихся.
Оборудование : схемы, раздаточный материал, рисунки, текст, словари.
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Начать урок мне хочется с таких стихотворных строк Аллы Мережко:
Хочу идти по жизни не спеша,
Любуясь ею, ожидая чуда,
Чтоб замирала радостно душа
В мелодии, звучащей ниоткуда. (На доске)
И вам, ребята, я желаю идти по жизни и любоваться удивительным миром, ожидать чуда, открывать для себя новое, что мы сегодня и постараемся сделать. Я верю, что у нас всё получится.
2.Целеполагание .
Тема нашего урока «Знаки препинания при деепричастном обороте и одиночном деепричастии». Глядя на тему, сформулируйте цели нашего урока.
Итак, целями нашего урока будут:
1)познакомиться с деепричастным оборотом и одиночным деепричастием,2)выяснить, когда же будем обособлять на письме деепричастный оборот и одиночное деепричастие, а также грамотно употреблять деепричастные обороты и одиночные деепричастия в речи.
3.Актуализация знаний.
А что означает обособить на письме запятыми? (Выделить запятыми).
Посмотрите, пожалуйста, на запятые в данном четверостишии. Постановку всех запятых мы можем объяснить? (Нет, только при причастном обороте)
(Вызываю ученика, который графически выделяет причастный оборот.)
Почему обособляем причастный оборот в данном предложении?
Всегда ли обособляем причастный оборот?
Напомните, пожалуйста, основные схемы-правила, когда обособляем, когда не обособляем причастный оборот.
(Вызываю ученика, который чертит схемы-правила.)
А что такое причастный оборот? Каким членом предложения является? Можем ли мы провести аналогию с причастным оборотом и ответить на вопрос: что такое деепричастный оборот?
Назовите деепричастные обороты в четверостишии. Каким членом предложения является деепричастный оборот? Почему вы сделали такой вывод?
Какими моделями словосочетаний представлены деепричастные обороты? Какой ещё моделью может быть представлен деепричастный оборот? Приведите примеры. Вывешиваю на доску схемы:
деепричастие +существительное; деепричастие +местоимение;
деепричастие +наречие.(деепричастие – главное слово)
Как вы понимаете, что такое одиночное деепричастие? Есть ли понятие одиночное причастие?
Итак, сделаем выводы. Продолжите предложения.
Деепричастный оборот – это…
Одиночное деепричастие – это…
4.Подход к теме
Можем ли мы сейчас объяснить запятые в четверостишии? Почему? (Мы ещё не знаем, при каких условиях обособляем и не обособляем деепричастный оборот и одиночное деепричастие.)
Какими способами узнаем? (Выдвижение гипотез: посмотрим в учебнике, самостоятельно постараемся узнать, спросим у учителя).
Для того чтобы вы сами могли сделать определённые выводы, я предлагаю вам материал для наблюдений.(Смотри ниже) Работать будете в парах. Анализируя примеры, сделайте выводы, когда будем ставить запятые при деепричастном обороте и одиночном деепричастии, а когда не будем? Отразите выводы в схемах-правилах. (Обращаю внимание на доску, на которой оформлено всё, кроме схем)
Обособляем Не обособляем
Деепричастный оборот Деепричастный оборот
Одиночное деепричастие Одиночное деепричастие
После работы в парах вызываю ребят. Отвечают, когда обособляем, а когда нет. Затем вызываю учеников, которые чертят схемы, делают выводы. Говорю о нюансах схемы, где одиночное деепричастие не обособляется: обычно в конце предложения, можно заменить наречием, существительным с предлогом; важно, не что делает предмет, а как.
Проверим наши выводы по учебнику.
5.Первичное закрепление .
Вот теперь объясните знаки препинания в четверостишии? Как вы можете охарактеризовать обстоятельства? (Однородные.) Повторяем, какие члены предложения называют однородными.
Автор пишет, что хочет идти по жизни и любоваться жизнью. А когда человек чем-то любуется, какие чувства наполняют его душу? (Восторга, восхищения, любви, удивления)Работа со словарём. Ребята объясняют лексическое значение слова «удивляться» и подбирают синонимы.
Чему же можно удивляться? (В хорошем смысле этого слова)
Сконструируйте предложения, взяв за основу данные обороты
Море, рождая волны,…
Зачитывают свои предложения.
6.Закрепление .
Вы уже сами можете конструировать предложения. Отрадно, что без ошибок, но всё-таки, чтобы не допускать ошибок в употреблении деепричастных оборотов в речи, помните о …
Сравните два предложения и скажите, о чём необходимо помнить? Почему деепричастие предупреждает: «Не меряя семь раз, не режь».
Открыв окно, быстрый ветер ворвался в комнату.
Нежась на солнце, змея свивалась тройным кольцом.
Сделайте вывод. (И добавочное действие, выраженное деепричастием, и основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, выполняет одно лицо)
В дополнение к этому, подберите правильное продолжение к деепричастному обороту.
расцветает человеческая красота.
человек наполняет душу радостью жизни.
Можем ли мы данное предложение (второе) заменить синонимичной конструкцией? (Когда человек удивляется миру, он наполняет душу радостью жизни). Вспомните, как мы заменяли предложения с причастными оборотами.(сложноподчинённым предложением с придаточным определительным- понятие вводилось в 6 классе при изучении темы «Относительные местоимения».)
7.Работа по тексту .
Вы дружно работали, делали выводы, работая в парах и самостоятельно. Далее я предлагаю вам исследовать текст «Лебеди». (распечатка на парте). Первая группа – с точки зрения стиля речи, вторая группа – с точки зрения орфографии(пропущенные орфограммы);третья группа – найти деепричастные обороты и одиночные деепричастия. В ответе используйте научный стиль, можно свой ответ начинать с деепричастного оборота. (Исследуя текст с точки зрения…,….) Общее задание для трёх групп - роль деепричастных оборотов в тексте.
Ответы групп по предложенным вопросам.
Какова роль деепричастных оборотов в тексте? (Деепричастия более выразительно дописывают, дорисовывают основное действие. Показывают экспрессию движения, ярче подчёркивают динамику событий.) Работа со словарём толковым, затем со словарём антонимов: динамика-статика.
Ребята, какие чувства испытывает автор, когда наблюдает за птицами? Какие легенды о лебедях вы прочитали к уроку? Одну- две легенды слушаем. Затем прошу ребят сформулировать основную мысль легенды предложением с деепричастным оборотом.
Ребята, а в каком произведении идея любви, верности отражается так же ярко, как и в легенде. Это произведение – гимн любви, верности.(«Повесть о Петре и Февронии Муромских»).С 2008 года 8 июля объявлен Всероссийским праздником семьи, любви и верности.
Ребята, что у нас может вызывать такие чувства, как в данном тексте? (Красота)Не только красота природы, человека, его поступков, но и красота слова, языка нам помогает выразить наши мысли, знания. Соприкосновение с удивительным миром делает нас духовно богаче, будит в нас прекрасное. Общаясь со мной на уроке, вы показали это. А хорошо ли поняли тему урока, проверим с помощью теста (+взаимопроверка).
Подумайте над всем услышанным во время урока и коротко оформите точку зрения по поводу урока.
Исследуя материал по теме, я (узнал, смог придумать…) и захотел…;
я (понял, разобрался…), теперь я….
9.Комментарий оценок.
Если вы не только поняли тему урока, но и услышали, что нас окружает удивительный мир, значит, урок не прошёл мимо вас. Нам, я думаю, стоит постараться не только видеть красоту, но и беречь её, чтобы ощущать радость жизни.
10.Домашнее задание.
Постарайтесь дома составить текст, используя в нём деепричастные обороты, одиночные деепричастия. Подумайте, о чём можно рассказать, чтобы показать динамику событий. (Ответы детей.) Подсказываю рисунками с изображением дельфинов, бушующего моря и т.д.
Смотри приложение (материал для наблюдений, текст, тест)
Материал для наблюдений
Желаю успеха!
Деепричастный оборот обособляем.
1.Опрокидывая на своём пути, вихрь промчался над деревней.
2.Бегут, играя на солнце, шумные ручьи.
3.Временами по реке пробегала от ветра лёгкая зыбь, сверкая на солнце.
Будьте внимательны!
Деепричастный оборот не обособляем.
1.Ребята работали засучив рукава.
Мчаться высунув язык, работать спустя рукава, трудиться не разгибая спины, бежать сломя голову, говорить положа руку на сердце - что это?
Обособляем одиночное деепричастие.
1.Улыбаясь, я восторженно рассказывал об отдыхе.
2.Я узнал, приглядевшись, родную тропинку.
3.Мой друг радостно осмотрелся вокруг, приземлившись.
Будьте внимательны!
Одиночное деепричастие не обособляем.
1.Он работал шутя(=наречие легко).Он говорил улыбаясь(=сущ.с предлогом с улыбкой).
Засев однажды в шалаше, уютно устроившись, я был удивлён необычайным и ещё (не) вида..ым мною зрелищем. Многочисленная стая лебедей, возвращающ..хся с далёк..го юга на север, стала кружить над заливом. Я видел освещё..ые зарёю розоватые распахнутые крылья, длинные вытянутые шеи, слушал их голоса. Лебеди долго и низко кружились над заливом, потом стали садит..ся на воду.
Ещё никогда не видел я такой чудесн..й, почти сказочн..й картины. Я сидел на маленьк..м островке и, затаив дыхание, слушал и наблюдал.
Изогнув длинные шеи, лебеди близко плавали вокруг островка. Я забыл о ружье и любовался невиданным зрелищем, напоминавш..м мне дивные пушкинские сказки. Не замечая меня, лебеди плавали, купались, переговаривались, и я мог близко наблюдать этих чудесных птиц. Потом по какому-то знаку, шумя крыльями, брызгая водою, лебеди вдруг стали поднимат..ся и, собравшись в стаю, потянулись дальше на север.
Тест по теме «Деепричастный оборот»
1.Найдите словосочетание деепричастие +существительное
а)скользя по снегу а)вырастить дерево
б)сбросить листья б)одетые в листву
в)заросший пруд в)замирая от страха
2.Найдите предложение с деепричастным оборотом
а)Морозец ударивший ночью а)Сверкая белоснежным оперением птица
сразу всё преобразил. пересекла реку.
б)Раскинув могучие крылья б)Листки сорванные ветром порхали
птица кружилась над серединой в воздухе.
3.Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.
а)Пройдя длинную аллею лип, а)Ветер поднимая пыль на дороге,
старик опустился на скамейку. яростно выл в трубе.
б)Дорога, извиваясь подползает б)Море, рождая волны,
ближе к песчаной полоске. украшало их бахромой пены.
4.Найдите предложение, где не обособляем деепричастный оборот или одиночное деепричастие. Знаки препинания не расставлены.
а) Улучив удобную минутку а)Он отвечал скрепя сердце.
он вышел на свежий воздух.
б) Мы смотрели выпучив глаза. б)Приоткрыв глаза я увидел цветущий
5.Найдите предложение с грамматической ошибкой.
а)Подъезжая к станции, у меня а)Поднимаясь вверх, птицы хлопают
слетела шляпа. крыльями.
б) Не замечая меня, лебеди мирно б)Подъезжая к деревне, собаки залаяли.
В предложении? В данной статье мы разберем эти вопросы, а также ответим на вопросы о том, когда необходимо обособлять подобные конструкции, а когда этого делать не стоит. Разумеется, в ходе статьи разберем и соответствующие примеры.
Деепричастный оборот, знаки препинания при деепричастном обороте давно стали неотъемлемой частью изучения программы русского языка, проходить которую начинают еще в средней школе. Итак, а что же такое деепричастный оборот?
Деепричастным оборотом называется не что иное, как деепричастие, имеющее при себе зависимые слова. Таким оборотом может быть выражено и
Как известно, в русском языке имеются как самостоятельные части речи, так и служебные. Так вот, к первой группе относится как раз деепричастие, из которого составляется деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте регламентируются использованием соответствующих правил, которые мы рассмотрим в следующих пунктах.
Вообще, эта часть речи обозначает, по сути, добавочное действие. При этом оно относится к основному действию, описанному в определенном фрагменте текста. И еще: знаки препинания при причастном и деепричастном обороте ставятся одинаково.
Оно сочетает в себе признаки сразу двух частей речи: глагола и наречия.
От глагола деепричастию “достались” такие признаки, как вид и залог, возвратность. А от наречия деепричастие “унаследовало” неизменяемость, а также которая свойственна обстоятельству.
Эта часть речи отвечает на следующие вопросы: “Что делая?”, “Что сделав?”
Что такое одиночное деепричастие в русском языке, мы уже выяснили. А вот что представляет собой вся конструкция? Знаки препинания при деепричастном обороте могут расставляться в разных позициях, согласно правилам.
Конструкция представляет собой систему из одиночного деепричастия и зависимых слов, которые находятся при нем. Остальные параметры у оборота остаются теми же, что и у одиночного деепричастия. Речь идет в первую очередь о вопросах, на которые оно отвечает, а также о его роли в предложении. Знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом могут стоять в нескольких позициях.
Допустим, что в предложении имеется эта часть речи. Тогда в этом же предложении обязательно должно быть сказуемое, выраженное глаголом. Оно будет обозначать основное происходящее действие, в то время как деепричастие или деепричастный оборот будет это действие дополнять некоторыми, если угодно, пояснениями или уточнениями.
Сразу следует сказать, что постановка знаков препинания будет иметь некоторые нюансы. Есть некоторые алгоритмы, которые позволят разбираться в большинстве случаев. Однако порой правила становятся бессильными в случае тех предложений, когда, казалось бы, запятая должна стоять, но на самом деле ее нет. Тут помочь может только интуиция, потому что правилами такие случаи никак не объясняются. Но с этим мы разберемся позднее, а сейчас поговорим о другом.
Используя деепричастный оборот, человек должен четко осознавать, что при этом основное действие (выражающееся глаголом, роль которого - сказуемое) и добавочное действие (выражающееся нашим любимым деепричастным оборотом) имеют отношение к одному и тому же лицу.
Стоит отметить тот факт, что такие конструкции частенько имеют место в односоставных предложениях определенно-личного типа. При этом сказуемое в таком предложении может быть выражено глаголом, стоящим в повелительном наклонении. Это, кстати значит, что подлежащее в предложении будет достаточно легко найти.
Еще один нюанс: употреблять деепричастный оборот можно также в безличных предложениях. При этом он будет иметь связь с глаголом-инфинитивом.
1) Тихо, едва ли не приседая до самой земли, он прошел мимо, не сводя глаз с объекта своего наблюдения.
2) Они долго ругались, пуская в ход острые слова, имеющие не самый хороший смысл, а затем она ушла, хлопнув на прощание дверью.
3) И кто бы мог подумать, что, решив, наконец-таки, привести свою комнату в порядок, он найдет то, чего ему так долго не хватало, о чем он уже почти забыл?
4) Увидев свору собак, кошка не просто вскарабкалась на дерево - она на него едва не взлетела.
5) Выпустив из-под колес клубы резко царапнула шинами асфальт и, протяжно взревев, сделала быстрый рывок вперед.
Знаки препинания при деепричастном обороте ставятся в различных случаях. Их употребление регламентируется правилами и исключениями. Обычно они зависят от того, где в предложении стоит деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте могут ставиться с одной стороны (если оборот расположен в самом начале или конце предложения), с двух сторон (если оборот расположен в середине предложения), а также могут вообще не ставиться (если имеет место исключение из правила).
Вообще, многие источники говорят о том, что оборот обособляется всегда, в любой позиции. Это неверно, поскольку существуют исключения, а также некоторые пункты, которые запрещают постановку знаков препинания при деепричастных оборотах. Их мало, бесспорно, но они все же есть. Постараемся дальше разобраться, что же это за случаи.
Постановка знаков препинания при деепричастном обороте не имеет места в том случае, если сам оборот сливается по смыслу с основным действием. А когда его нельзя употреблять?
Во-первых, если основное и добавочное действия относятся к разным словам. Пример: “Пробежав дистанцию быстрее всех, у финишировавшего обувь пришла в негодность”. Такое предложение, а вернее, использование в таком предложении данного деепричастного оборота станет нарушением синтаксических норм. Сравните это предложение со следующим: “Пробежав дистанцию быстрее всех, финишировавший вскоре отпраздновал свой триумф”.
Нельзя использовать деепричастие и деепричастный оборот в том случае, если в безличном предложении отсутствует инфинитив. То есть при этом конструкцию просто не к чему будет отнести. В то же время в подобном предложении может присутствовать сочетание, составленное из местоимения или существительного, играющего роль дополнения и глагола-сказуемого. Пример: “Посмотрев на то, какая погода за окном, мне сразу же погрустнело”. Это также нарушение синтаксических норм. Правильно будет в данном случае: “Посмотрев на то, какая за окном погода, я сразу же погрустнел”.
Запрещено использование конструкции, если она относится к причастиям страдательного рода. Выходит, что субъект действия, который обозначен деепричастием, и субъект действия, который выражен сказуемым, не совпадают между собой. Пример: “Мяч, улетев со стадиона, все же был пойман”. Здесь ошибка заключается в том, что один оборот относится к улетевшему мячу, а второй оборот - уже к людям, которые его поймали.
Итак, что мы выяснили в ходе данной статьи? Во-первых, что знаки препинания в предложения с деепричастным оборотом могут ставиться по-разному, в зависимости от его нахождения в предложении. То есть они могут стоять с одной стороны (если оборот расположен в начале/конце предложения), а могут стоять сразу с двух сторон (если оборот расположен в середине предложения). Во-вторых, знаки препинания при деепричастии и деепричастном обороте ставятся одинаково. В-третьих, постановка знаков препинания регламентируется синтаксическими нормами. В-четвертых, хотелось бы напоследок отметить сходство постановки, которую имеют знаки препинания при причастном и деепричастном обороте.
Тип урока. Усвоение нового материала
I. Образовательные:
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Анализ эпиграфа к уроку
“Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь и горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину”.
М. Пришвин
Учитель. Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что природу нужно охранять. Но понятие “природа” довольное обширное. Мы не можем охранять всю природу сразу, но можем бережно относиться ко всему живому, что нас окружает, беречь и спасать.
II. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1) Анализ текста
Учитель. Послушайте часть текста. Подумайте, почему я его прочитала.
Рядом с высокой березой сделали автобусную остановку. Люди, ожидая транспорт, вешали на дерево тяжелые сумки. Когда сучья пообломались, кто-то, не подумав, вбил много гвоздей. Береза стала вешалкой. Никто не замечал, как с каждым днем чахло дерево. На нем всё так же болтались сумки. Дерево ссутулилось и, сгорбившись, стояло над дорогой, как белый памятник. Мимо шел человек в комбинезоне. Остановился и, не сказав ни слова, ушел. Вернулся он с топором.
Учитель. Это отрывок из текста. Как вы думаете, как автор закончил данный рассказ?
Огородил березу мелким частоколом, на раненый ствол повесил табличку: “Гвозди не вбивать! Живая!”
Учитель. Пока я проверяю качество выполнения заданий у других групп, выполните цифровой диктант в тетради. (Приложение №2)
Проверка качества выполнения теста группой В с помощью сигнальных карточек.
Проверка качества выполнения проектов группой С – индивидуальный опрос. .
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ УСВОЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛ
Формулировка понятия на основе анализа языкового материала.
Перед вами “рассыпавшееся” предложение. Соберите его.
Человек и подчиняться природы частью должен ее является законам.
Замените первый глагол в предложении причастием. Запишите получившееся предложение. (Человек, являющийся частью природы, должен подчиняться ее законам).
Выполните синтаксический разбор предложения.
V. УСВОЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1) фронтальная работа
2) Групповая работа
То, что одиночное деепричастие и деепричастный оборот – это смысловой отрезок, докажет 1 группа . (Приложение №3)
Выяснить условия постановки знаков препинания в предложениях с деепричастными оборотами предстоит 2, 3, 4 группам. (Приложение № 4,5,6)
Выяснить условия постановки знаков препинания в предложениях с одиночными деепричастиями предстоит 5 группе . (Приложение №7)
6 группе предстоит сопоставить особенности пунктуационного оформления причастного и деепричастного оборота. (Приложение №8)
(Отчеты руководителей групп)
VI. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ПРИМЕНЯТЬ ИЗУЧЕННЫЙ МАТЕРИАЛ
Усвоение образца рассуждения (устно)
Учитель. Следующее умение, которое мы должны сформировать, - это умение находить деепричастный оборот в предложении. Давайте вернемся к нашему тексту о березе. Есть ли в нем одиночные деепричастия и деепричастные обороты?
Рядом с высокой березой сделали автобусную остановку. Люди, ожидая транспорт, вешали на дерево тяжелые сумки. Когда сучья пообломались, кто-то, не подумав, вбил много гвоздей. Береза стала вешалкой. Никто не замечал, как с каждым днем чахло дерево. На нем всё так же болтались сумки. Дерево ссутулилось и, сгорбившись, стояло над дорогой, как белый памятник. Мимо шел человек в комбинезоне. Остановился и, не сказав ни слова, ушел. Вернулся он с топором, огородил березу мелким частоколом, на раненый ствол повесил табличку: “Гвозди не вбивать! Живая!”
Основное действие выражено глаголом _________, добавочное действие деепричастием_____________. У деепричастия есть зависимое слово, следовательно, это деепричастный оборот, а деепричастный оборот, как правило, выделяется с двух сторон запятыми.
Аналитическое упражнение (письменно).
Учитель. С давних времен человек и природа взаимосвязаны. Провозгласив себя царем среди всех живых существ, человек забыл, что сам является частью природы, венцом ее творения. И вместо благодарности продолжает вести себя агрессивно.
Перед вами текст. Прочитайте его.
Береза всегда красива. Рождаясь маленьким стебельком не боясь холода и зноя она через несколько лет становится березкой. Пройти мимо не поглядев на нее нельзя. Она красивая но такая беззащитная. И так бывает обидно за людей которые ломают деревья не думая не стесняясь не переживая за содеянное и даже не понимая этого варварства. А это страшно. Подняв руку на дерево они могут поднять ее и на человека.
Спишите текст, расставляя знаки препинания. Графически обозначьте изученную пунктограмму.
Аналитико-синтетическое упражнение (письменно)
Учитель. Человек наделен Разумом. Это особый природный дар, поэтому мы должны строить свою жизнь так, чтобы не гибли и не страдали животные и растения, чтобы не исчезали моря и леса. Каждый из нас способен помочь природе, для этого нужно выполнять простые правила. Перед вами таблица. Соедините начало и конец предложения, и вы получите правила общежития с природой.
VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Человек и природа. Эти два понятия не разделимы. Природа – это храм, это источник жизни. И Человек, Человек разумный, должен чувствовать красоту и величие природы и понимать, как важно, как необходимо ее беречь.
VII. ОЦЕНОЧНО-РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ ЭТАП
Вспомните, какие цели и задачи мы ставили в начале урока. Удалось ли нам их выполнить?
А – задания мне были понятны, я легко справился с ними.
В – некоторая помощь товарищей мне бы не повредила.
С – я старался, но большинство заданий были для меня сложны.
IX. ОБЪЯСНЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Уровень А. Употребление деепричастий в художественной речи (прозе).
Отрывок из повести Н.Гоголя “ Тарас Бульба” (глава 9). Со слов “А из города уже выступало неприятельское войско. ” до слов “. что жарили и сыпали пулями беспрерывно козаки”.
Примерные вопросы для исследования.
Уровень В и С. Выполните упражнение №_____, выучите правило.