Перед вами словарные диктанты по теме «Непроизносимые согласные». Данные словарные диктанты могут быть рекомендованы для комментированных, объяснительных, предупредительных, выборочных, творческих, свободных и других видов диктантов (выбор методики проведения диктанта — свободный), а также использованы в виде тренировочных упражнений.
Словарный диктант 1.
Банджо, благостный, високосный (год), властность, гласность, горестный, декадентство, ёмкостный, звёздный, известный, интриганство, компрометировать, корыстный, костный, нашествие, несчастливый, нидерландский, окрестный, переездной, праздный, предвестник, пятнадцать, разверстый, ровесник, сердчишко, сказуемостный, солнце, трёхлопастный, хлёстче, яство.
Словарный диктант 2.
Безвестный, безлопастный, бескостный, братоненавистник, гнусный, дерзостный, доплеснуть, захолустный, исландский, констатация, лапландский, местность, надзвёздный, наперсник, опасный, пакостник, поверхностно, позднеспелый, предшественник, редкостный, сетеснастный, сладостный, сочувствие, трансцендентальный, троеперстный, челюстной, шествие, шестьдесят, шефствовать.
Словарный диктант 3.
Безмолвствовать, безыскусный, бесчувствие, вестник, гренландский, дилетантский, жалостный, конъюнктивит, ландшафт, наездник, несчастье, областной, перехлёстнутый, подвластный, постный, празднество, ревностный, сердце, скомпрометировать, совестливый, тревожно-грустный, ужасный, целостный, черепитчатый, шествовать, широколистный, юрисконсульт, яростный.
Словарный диктант 4.
Беспристрастность, бестелесный, бесчестный, выхлестнуть, григорианский (календарь), двенадцатиперстная (кишка), жалостливый, завистливый, изустный, компрометация, косные (взгляды), крестный (ход), лестница, наместник, ненастный, неуместный, ньюфаундлендский, предвозвестник, разостланный, рентгеновский, солнцепёк, тягостный, челюстно-лицевой, черношёрстый, чувствительность, шестнадцать, шотландский, явственный.
Словарный диктант 5.
Безынтересный, беспрецедентный, бесхитростный, властный, гадостный, гигантский, двухместный, доблестный, завистник, интриганка, лестный, малоизвестный, мерзопакостный, наезднический, небескорыстный, перстневидный, повсеместный, празднословный, прелестный, пятнадцать, скоростной, славистский, снегоочистка, страстность, упразднённый, частнособственнический, человеконенавистнический, честной, чувственный, явствовать.
Используемая литература: К. А. Войлова,ВВ. Паршина, В.В. Тихонова «Сборник диктантов по русскому языку»
Никто не любит дождливую погоду, потому что нельзя пойти играть с друзьями. Чем же заняться, сидя дома, когда за окном идёт дождь? Может быть, изучить, как пишутся непроизносимые согласные в корне слова?
Чтобы правильно писать такие слова, нужно выучить правило:

Применим оно к словам из стихотворения:
Сегодня погода ненастная (ненаст ье),
И я такая несчастная (несчаст ье).
Сеет дождь совершенно ужасный (ужасен - нет т ).
Скорей бы снова стало ясно (ясен - нет т ),
И засияло б солнце красное (красен - нет т ),
И стало бы вокруг прекрасно (прекрасен - нет т )!
Так помогает проверить непроизносимые согласные в корне слова правило. Оно очень простое, его нужно обязательно выучить наизусть.
Поиграем в игру «проверочное слово». К каждому из данных ниже примеров подберите проверочное однокоренное слово
Второклассники начинают изучать в корне слова. 2 класс уже должен уметь подбирать проверочные слова.
Не всегда есть возможность применить правило. Существуют такие слова, в которых непроизносимые согласные в нельзя проверить. Они называются словарными, их правописание нужно выучить:
Необходимо развивать умение находить слова с непроизносимыми согласными среди других. Для этого нужна тренировка. Здесь даны предложения, найдите в них слова с непроизносимыми согласными.

В этих предложениях использованы слова с разными орфограммами, среди них «Непроизносимые согласные в корне слова», примеры таких слов: вестник, радостный, прелестный, чудесный, прекрасный, звёздное, капустница, повестку, поздняя, тростниках, местности.
Слова для распределения: небе…ый (небесный), сви…уть(свистнуть), древе…ый (древесный), колё…ый (колёсный), ус…ый (устный), интере…ый (интересный), хру…уть (хрустнуть), запа…ой (запасной), виру…ый (вирусный), радо…ый (радостный), согла…ый (согласный), ко…ый (костный).
Такое задание помогает развивать умение классифицировать слова по орфографическому признаку: есть непроизносимый согласный в корне слова или нет непроизносимого согласного.
Давайте поиграем в загадки. Нужно угадать и записать последнее слово в предложении:
Такое задание будет интересно выполнить при изучении темы «Непроизносимые согласные в корне слова». 3 класс справится с такой работой легко и весело.
А теперь напишем маленький диктант. Выбирай любой:
Утро прекрасное! Только что прошёл дождик. Капустные грядки умыты и свежи. Солнечные лучи пригревают, и хорошо пахнет сырой землёй. На сердце радостно от этого прекрасного утра. Здравствуй, лето!
Охота не удалась. Ненастный был день. Солнце скрылось за тучами, пошёл грустный мелкий дождь. Мы выбрались из леса. Местность была нам известна. На этом пастбище летом пасли деревенское стадо. Недалеко виднелся шалаш пастуха. В нём мы отдохнём после неудачной охоты.
Ненастные дни закончились, наступила весна. Птички весело поют, греет солнце, радостно журчат ручьи. Местность покрылась травкой, под деревьями зацвели ландыши. Раскрылись почки на деревьях. Здравствуй, весна!
Все эти диктанты предназначены для проверки знаний по теме «Непроизносимые согласные в корне слова». 3 класс должен справляться с такими заданиями.
Был очень интересный текст, но жук-буквоед съел некоторые буквы в словах. Что же делать? Надо вернуть первоначальный вид словам, в которых есть непроизносимые согласные в корне слова.
Изве…ый писатель написал рассказ о князе, который был непобедим в боях. В слове…ом портрете говорится о вла…ом характере и ужа…ом облике князя. Этот князь участвовал в походе и подвергался опа…остям. Сам он был так жесток, что только раз пощадил одного старика.

Однажды после победы он устроил праз…ичный пир. Стол ломился от вку…ых я..тв. Но радо…ный пир прервался. Со. це скрылось за тучами и наступило нена…тье. Подул сильный ветер, грянул гром, сверкнула молния. Князь почу…твовал сильную боль, а потом упал на землю без чу…ств. Гру…но бы закончилась эта повесть, но тут появился колдун. Он был рове…ник века. Этот старый маг чуде…ным образом оживил князя и сказал: «Здра…твуй, князь! Ты однажды спас меня от смерти, я вернул тебе долг!».
Когда все научились писать диктант, можно перейти к более сложному заданию - составлению предложений. Для этого используем слова, в которых есть изучаемая орфограмма «Непроизносимые согласные в корне слова». Примеры таких слов: на школьном празднике, радостных лиц, участникам концерта, прекрасные цветы, красивую местность, известный писатель, интересном рассказе, вестники весны, поздней осенью, ненастной погоды, грустный вид.
С этими словами можно составить, например, такие предложения:

Придумывая предложения с использованием слов, в которых есть непроизносимый согласный в корне слова, третьеклассники лучше всего их запоминают.
ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ТЕМА: "ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ"
Представленные здесь диктанты проводятся с учащимися 3 классов средних общеобразовательных учреждений. Целью написания диктантов является проверка степени усвоения учениками 3 класса изученной темы. Уровень сложности диктантов и других заданий соответствует уровню подготовки учащихся 3 классов начальной школы.
Выборочные диктанты
Записать только слова с непроизносимым согласным звуком в корне.
I. 1) Шерстка мягонькая, а коготок остер. (Загадка.) 2) Мороз и солнце; день чудесный! (А. Пушкин.) 3) Лучше поздно, чем никогда. (Пословица.) 4) Будет и на нашей улице праздник. (Пословица.) 5) Была тихая-тихая звездная ночь. (Д. Мамин-Сибиряк). 6) Здравствуйте, легкие звезды пушистого белого снега! (И. Тургенев.)
II. 1) Густой туман окутал окрестность. 2) Вокруг озера рос тростник. 3) Радостное чувство охватило меня при встрече с другом. 4) Ярко светит солнце. 5) Эта местность мне знакома. 6) Прелестные цветы украшали сад. 7) Поездка за город была чудесна. 8) Деревянная лестница вела к пруду. 9) У дедушки больное сердце. 10) Под ногами хрустнула ветка. 11) Приближаются новогодние праздники. 12) Честный труд всегда в почете. 13) Негромко свистнул дрозд. 14) Вдали зеленело пастбище. Там паслось стадо коров.
Предупредительные (объяснительные) диктанты
Редкий денек
Светило спокойное солнце. День выдался без ветерка. Редкая удача. На грядке доцветали поздние астры. По веткам яблонь прыгали синицы.
На зеленой травке играли барсучата. Они рады теплу и солнцу. Барсучиха зорко осматривала местность. Вдруг хрустнула ветка. Опасность грозит малышам! Барсуки быстро спрятались в нору.
Ненастные дни
Ненастная погодка была в конце ноября. В саду шумел ветер. Лил дождь. Дорогу размыло. Туман окутал окрестность. Грустно и нерадостно было на душе.
Проверочные диктанты
Праздничный лес
Ночная вьюга украсила лес. Он стал как чудесная сказка. Молоденькие кустики укрылись снежными шубками. Еловые лапы надели мягкие рукавицы. Гигантские сугробы напоминали великанов. Вот взошло солнце. Яркими блестками засветились снежинки. Из-под снега вылетел тетерев. Он зорко осмотрел местность и взлетел на гибкую ветвь березы. (46 слов)
Слова для справок: из-под.
Праздник весны
Утро в лесу. На зеленой траве роса. Выглянуло солнце. Оно осветило окрестность. В маленьких росинках заблестели огоньки. Весь лес светился. Это был чудесный праздник весны. На деревьях шумела молодая листва. Радостно звучали птичьи голоса. В мягкой травке резвились лисята, а в тростнике урчали лягушки. (46 слов)
Веселая елка
Скоро Новый год. Таня и мама украшали пушистую елку. На праздник пришли гости. Все веселились. Только мама была грустная. Она ждала сына-моряка. Вдруг раздался звонок. Ребята быстро подбежали к дверям. В комнату вошел Дед Мороз. Он стал раздавать детям подарки. Потом Дед Мороз снял седую бороду. Мама увидела сына-моряка. Радостной была эта встреча!
Слова для справок: Новый год, Дед Мороз, увиде ла.
Он применяется на первом этапе изучаемого материала. Учащиеся выбирают и записывают слова и словосочетания на закрепляемое правило. Например, при изучении темы «Парные звонкие и глухие согласные на конце слова» во 2-м классе для выборочного диктанта дают предложения познавательного характера.
Африканский земляной волк питается только насекомыми. Хитрый леопард хранит добычу на деревьях. Медведь и енот - прекрасные рыболовы. Жук-златка в древности служил украшением. Дрозд кормится в основном на земле, реже - на деревьях. Крот является лучшим землекопом в мире. Голубь не пьет воду, а сосет ее. Ястреб является одним из самых надежных охранников аэродромов от птиц. Полярный медведь может иметь слой жира до 20 см.
У детей в тетрадях - слова на изучаемое правило с графическим обозначением орфограммы: волк, леопард, медведь, енот, жук, дрозд, крот, голубь, ястреб, медведь.
Он нужен для разграничения сходных видов орфограмм (например, существительное на шипящую мужского и женского рода; безударные проверяемые и непроверяемые и др.) и для разграничения 2-3 изученных орфограмм (даже не сходных): безударные, непроизносимые согласные, парные звонкие и глухие согласные.
Например, в 4-м классе: существительные ж. р. с "ь"; существительные м. р. без "ь"; инфинитив "ь"; глаголы 2-го лица единственного числа с "ь"; "-тся" без "ь" (глаголы 3-го лица).
Дети повторяют правила, а затем учитель диктует в разбивку слова. Ученики записывают в строчку 3-4 слова.
Выборочно-распределительный диктант - письменная работа, при выполнении которой производится не только выборочная запись диктуемого текста, но и распределение выбранного на группы, чаще всего в столбики. Например, дается описательный оборот, а дети заменяют его словом на изучаемую орфограмму (в данном случае «Парные согласные на конце слова») и распределяют в два столбика (с оглушением и без оглушения).
У детей - запись в тетрадях в два столбика:
Это запись под диктовку текста с орфографическим, пунктуационным или стилистическим изменением каждого предложения по заданию учителя. Можно выделить следующие разновидности творческих диктантов:
После дождя
Ветер дует в лицо. . облака плывут над рекой. Доносятся. раскаты грома. (Теплый, легкие, слабые.)
Учитель. Замените в тексте прилагательные антонимами. Как озаглавим новый текст?
Перед дождем
.
. ветер дует в лицо. . облака плывут над рекой. Доносятся. раскаты грома. (Холодный, тяжелые и сильные.)
- Обозначьте графически условия выбора орфограмм в словах.
Мы ходили в цирк. Там смотрели на. лисичку. Глеб смеялся над. медвежонком. Веселая обезьянка корчила. рожицы. Малыши всегда удивляют и забавляют.
(Синонимы: смешные, забавные, потешный, уморительный.)
Как переходить через дорогу
Все люди переходят через дорогу по Правилам дорожного движения, и они стараются их придерживаться всегда. Дети тоже их соблюдают, и они переходят улицу по зебре около светофора. Ребята смотрят налево, направо, а затем осторожно двигаются. Дети переходят через дорогу по сигналу светофора, а водители в это время терпеливо ждут. Мы идем через дорогу на зеленый свет, а красный свет и желтый свет запрещают двигаться. Дети на дороге не должны играть, и они не нарушают этого правила. Эти правила нужны нам всем, так как делают нашу жизнь безопасной.
Как переходить через дорогу (после преобразования)
Все люди переходят через дорогу по Правилам дорожного движения. Они стараются их придерживаться. Дети тоже их соблюдают. Они переходят улицу по зебре около светофора. Ребята смотрят налево, направо. Затем осторожно двигаются. Дети переходят через дорогу по сигналу светофора. Водители в это время терпеливо ждут. Мы идем через дорогу на зеленый свет. Красный свет и желтый свет запрещают двигаться. Дети на дороге не должны играть. Они не нарушают этого правила. Эти правила нужны нам всем. Ведь они делают нашу жизнь безопасной.
Первый текст читается и разбирается устно.
Кодекс здорового человека
Каждый человек хочет быть здоровым. Для этого он должен соблюдать определенные правила. Люди должны есть в меру. Нельзя переедать. Нам нужно почаще есть рыбу, овощи, фрукты. Нельзя употреблять много жирной, сладкой и соленой пищи. Дети должны пить молоко, соки. Здоровый человек должен заниматься спортом. Он обязан чаще дышать свежим воздухом. Люди должны улыбаться, любить жизнь. Они не должны быть раздражительными, унывать, сердиться, обижаться.
После преобразования текст записывается в тетрадь.
Кодекс здорового человека
Каждый человек хочет быть здоровым, а для этого он должен соблюдать определенные правила:
1. Люди должны есть в меру. Нельзя переедать.
2. Нам нужно почаще есть рыбу, овощи, фрукты, но нельзя употреблять много жирной, сладкой и соленой пищи. Дети должны пить молоко, соки.
3. Здоровый человек должен заниматься спортом и чаще дышать свежим воздухом.
4. Люди должны улыбаться, любить жизнь, но они не должны быть раздражительными, унывать, сердиться, обижаться.
Выберите вывод из пословиц:
Этот вид диктанта, к сожалению, учителями применяется редко или совсем не используется. Ученики должны восстановить текст диктанта по опорным словам. Но опорные слова не любые, а на изучаемое правило.
Текст для проведения восстановленного диктанта можно составить по любой теме, можно по картине. Восстановленный диктант является промежуточной работой между диктантом и изложением, а при использовании картины, включая некоторые элементы сочинения по картине, восстановленный диктант - хорошее средство для развития связной речи.
Остановимся подробнее на методике проведения таких диктантов.
При изучении темы «Правописание звонких и глухих согласных в середине слова» (2-3-е классы) текст должен быть составлен так, чтобы в каждом предложении была изучаемая орфограмма.
1. Чтение текста.
Выпал пушистый снег. Мы надели теплые шапки, шубки, варежки и отправились в лес. Узкая дорожка привела нас в чащу. Редкий звук нарушает тишину. Хрупкие березки и дубки стоят без листьев. Чей это след? Это пробежала ловкая мышка. Медведь залез в берлогу. Белка в дупле ест грибки и орешки.
(46 слов)
2. Дети подбирают заглавие (Зимой в лесу. Зимний лес). Самое удачное записывают в тетради.
3. Называют тему, главную мысль.
4. Учитель читает каждое предложение в отдельности.
Учащиеся находят слова на изучаемое правило (в данном случае - с парными звонкими и глухими согласными).
Учитель записывает эти слова на доске, учащиеся объясняют правописание, подбирая проверочные слова: снег, шапки, шубки, варежки, узкая дорожка, редкий, березки и дубки, след, мышка, медведь, залез, грибки и орешки
5. Учащиеся вспоминают, то есть восстанавливают все предложения по опорным словам, учитель помогает.
6. Дети записывают диктант по памяти, в опорных словах обозначают графические орфограммы.
7. В конце урока учитель еще раз читает текст, ученики сравнивают его со своим.
Тексты восстановленных диктантов
Тема: "Непроизносимые гласные"
Стояла ненастная осенняя погода. Солнце спряталось за тучу. Грустно смотреть на голые деревья. Печально шелестит на болоте тростник. Зима в этом году пришла поздно. Вся местность от снега сразу изменилась. С радостным криком ребята выбежали на улицу и стали играть в снежки. Они слепили чудесную снежную бабу. Для ребят зима - настоящий праздник. Зимой много интересных развлечений.
(55 слов)
(Ненастная, солнце, грустно, тростник, поздно, местность, радостным, чудесная, праздник, интересных.)
Тема: "Безударные гласные, проверяемые ударением"
Скоро зима. Кончились теплые летние деньки.
Пришла ненастная осень. Животные готовятся к холодной зиме. Птицы улетают от голода и холода на юг. Хлопотливый еж утепляет свою норку. Ночью и днем таскает он душистые сухие листочки, мягкий лесной мох.
Проворная белочка запасает на зиму вкусные орехи, крепкие грибы. Мышки вырыли норки под хлебными скирдами и каждую ночь воруют зерно. Под корнями упавшей ели медведь решил устроить себе берлогу. Не страшна зима зверям.
(71 слово)
(Зима, деньки, осень, к холодной зиме, улетают, от голода и холода, хлопотливый, утепляет, свою, таскает, листочки, лесной, запасает, грибы, воруют зерно, под корнями, не страшна.)
Тема: "Глаголы 2 лица единственного числа"
Урок здоровья
С волнением ты ждешь уроки физкультуры. На этих уроках ты учишься управлять своим телом. В спортивном зале научишься лазать по шесту, по канату. В походе ты легко заберешься на самое высокое дерево, преодолеешь крутой подъем. На уроке физкультуры ты ходишь по узкому бревну и сохраняешь равновесие. Потом без труда переберешься по тонкому бревнышку через ручей. На уроках здоровья ты укрепляешь свои мышцы, закаляешь весь организм.
Если ты любишь уроки физкультуры, то вырастешь крепким, сильным, выносливым, здоровым. Будешь здоровым - принесешь больше пользы себе и другим.
(Ждешь, учишься, научишься, заберешься, преодолеешь, ходишь, сохраняешь, переберешься, укрепляешь, закаляешь, любишь, вырастешь, будешь, принесешь.)
Образцы работы с восстановленными диктантами
Тема: "Написание большой буквы в словах"
В нашем городе Кирово-Чепецке есть Дом малютки. Мы любим бывать там с Тамарой Алексеевной. Здесь живут наши друзья Аленушка, Ванечка, Сашенька, Аннушка. На Новый год мы подарили малышам собачку Жучку, кошечку Пушинку, петушка Красавца. Маленькая Олечка была рада черепахе Жужу. А Стасик весело играл с потешной коровушкой Буренкой. Всех забавляли проказы обезьянки Чапы.
(57 слов)
Этапы работы
1. Читается весь текст.
2. Дети выбирают заголовок из пословиц, самый удачный записывают в тетрадь:
3. Ученики называют тему и главную мысль текста.
4. Каждое предложение читается в отдельности. Дети находят слова на изучаемое правило (в данном случае слова, которые пишутся с большой буквы). Слова записываются на доску. Дети объясняют правописание (Кирово-Чепецке, с Тамарой Алексеевной, Аленушка, Ванечка, Сашенька, Аннушка, Жучку, Пушинку, Красавца, Олечка, Жужу, Стасик, Буренкой, Чапы).
5. Дети восстанавливают все предложения по опорным словам.
Дети выясняют, по каким признакам слова объединены в столбики (по орфограммам), подбирают проверочные слова, говорят правила, проговаривают орфографически.
На доске - слова по группам (столбикам):
Проверяемая безударная гласная в корне слова: подарили, малышам, малютки, весело, забавляли.
Непроверяемая безударная гласная в корне слова: город, улица, собачка, петушок, черепаха, коровушка.
жи, ши, ча, ща: живут, наши, Пушинка, Чапа.
Исключения: здесь.
7. Учащиеся записывают диктант по памяти, используя опорные слова, которые остаются на доске. В опорных словах выделяют графически условия выбора орфограммы.
8. В конце урока еще раз зачитывается текст, дети сравнивают его со своим.
Тема: "Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением"
Текст составлен по фрагменту сказки Х.К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».
Мальчишки посадили в лодочку оловянного солдатика и пустили в канаву.
Они бежали рядом и хлопали в ладоши.
Лодочку бросало и вертело во все стороны. Оловянный солдатик весь дрожал, но держался стойко. Он не изменился в лице. Ружье было на плече, голова прямо, грудь вперед.
Лодку понесло под длинные мостки. Стало темно. Из-под мостков выбежала большая крыса. Она спросила у смельчака паспорт. Но храбрец молчал. Отважный мореплаватель еще крепче сжимал ружье.
Фрагмент передан учителем сжато, введены слова на безударную гласную.
1. Учитель читает текст.
2. Задает вопросы по содержанию.
3. Подбирается заголовок. (Отважный путешественник. Храбрец).
4. Дети называют тему, главную мысль текста.
5. Проводится лексико-орфографическая работа в каждом предложении.
6. На доску из каждого предложения выписываются слова на безударную гласную. Дети устно подбирают проверочные слова (посадили; бежали и хлопали; бросало и вертело, стороны; дрожал, но держался; не изменился в лице; . на плече, голова; понесло; темно; выбежала большая; спросила у смельчака; храбрец молчал; мореплаватель).
7. Учащиеся вспоминают, то есть устно восстанавливают все предложения по опорным словам, учитель помогает.
8. Ученики записывают диктант по памяти. Опорные слова остаются на доске. Дети в тетрадях в опорных словах графически обозначают условия выбора орфограммы.
9. В конце урока еще раз читается текст, дети сравнивают его со своим.
Тема: "Правописание приставок и предлогов"
В лесу можно повстречать удивительные грибы. В народе белый гриб называют «царем грибов». В нем ученые нашли антибиотики. При помощи гриба дождевика останавливают кровотечение. Шампиньоны тоже помогают в борьбе с болезнями. А вот грибы трюфели вырастают под землей на глубине десяти сантиметров. Их выкапывают, как картошку. Для поиска используют собак и даже поросят.
(54 слова.)
На доске:
|_______ !
1. Чтение текста. Беседа по вопросам. Обязательное использование рисунков грибов.
2. Придумывание заглавия.
3. Выяснение темы и главной мысли текста.
4. Чтение каждого предложения в отдельности, нахождение слов на изучаемые правила (в данном случае - правописание приставок и предлогов). Записывание слов на доску, объяснение орфограмм (в лесу, повстречать, в народе, называют, в нем, нашли, при помощи, останавливают, помогают в борьбе с болезнями, вырастают, под землей, на глубине, выкапывают, для поиска используют.)
Последнее предложение ученики придумывают сами по схеме, например: Невероятно! Фантастика! Удивительно! Замечательно! Здорово!
5. Лексико-орфографическая подготовка.
По какому признаку слова объединены в первом и втором столбиках?
6. Восстанавливание текста по опорным словам.
7. Запись диктанта по памяти (опорные слова остаются на доске).
В диктанте дети графически обозначают условия выбора орфограмм в опорных словах.
Выводы . При написании восстановительных диктантов развиваются все виды орфографической памяти: слуховая, зрительная, речедвигательная, моторная; наглядно-действенное словесно-логическое мышление, внимание, орфографическая зоркость.
Тема: "Правописание безударных окончаний имен прилагательных"
Тёма и Жучка
Была темная ночь. Тёма взял в сарае фонарь и длинную веревку. Мальчик пошел к старому колодцу. Тема решил спасти любимую собаку Жучку.
Он наклонился над страшным колодцем и позвал Жучку. Собака ответила ему радостным визгом. Тёма осторожно спустился по веревке в холодный вонючий колодец.
Он обвязал дрожащую Жучку веревкой. Мальчик собрал последние силы и с трудом вылез из колодца. Затем он вытащил измученную Жучку. Благодарная собака облизала своего спасителя.
(73слова)
1. Читается весь текст.
2. Называется тема, главная мысль текста.
3. Задаются вопросы по содержанию.
4. Читается каждое предложение в отдельности.
Дети находят в них имена прилагательные, объясняют, от чего зависит правописание безударного окончания имени прилагательного.
Опорные слова выписываются на доску:
темная. (ночь), длинную. (веревку), к старому. (колодцу), любимую. (собаку), над страшным. (колодцем), радостным. (визгом), в холодной вонючий. (колодец), дрожащую. (Жучку), последние. (силы), измученную. (Жучку), благодарная. (собака)
5. Дети вспоминают, восстанавливают все предложения по опорным словам (устно). Идет пересказ по частям.
6. Лексико-орфографическая подготовка.
На доске выписаны по группам слова.
Шапку столбиков на доске можно не писать (см. таблицу).
| проверяемая безударная гласная | непроверяемая безударная гласная | парные согласные | удвоенная согласная | "ь" после шипящих | непроизносимые согласные |
| спасти | |||||
| осторожно | |||||
| холодный | сарай | верёвка | |||
| вонючий | фонарь | к колодцу | длинная | ночь | радостный |
| обвязал | колодец | вылез | измученная | ||
| дрожащую | собака | ||||
| вытащил | |||||
| облизала | |||||
| спаситель |
Что общего между словами 1, 2 и 3-го столбиков?
7. Учащиеся записывают диктант по памяти. Опорные слова остаются на доске. В диктанте в опорных словах дети графически обозначают условия выбора орфограммы.
8. В конце урока текст читается учителем, учащиеся сравнивают его со своим.
Зрительные и слуховые предупредительные диктанты.
Вестник, грустный, здравствуй, звездный, известный, капустный, лестница, местность, ненастный, повестка, поздний, праздник, радостный, свистнуть, сердце, солнце, тростник, участник, честный.
Опасный, вкусный, чудесный, прекрасный, ужасный, интересный.
1. Летят грачи - первые вестники весны. 2. Здравствуй, наше пионерское лето. 3. Небо было звездное. 4. Мне известна эта дорога.
1. Бабочка-капустница - вредное насекомое. 2. День был ненастный. 3. Брат получил повестку. Он пойдет служить в армию. 4. Весна в этом году поздняя.
1. Вся страна готовится к празднику Октября. 2. Охотник тихонько свистнул собаке. 3. У меня радостно забилось сердце.
1. Солнце спряталось за тучу. 2. Пионер должен быть честным. 3. Лодку мы спрятали в тростнике. 4. Мой дед - участник войны.
1. У зайца много опасных врагов. 2. Пирог был очень вкусный. 3. Мы смотрели чудесный фильм о зверях. 4. Был прекрасный летний день. 5. Поднялся ужасный ветер. 6. Дети слушали интересный рассказ.
1. Мне грустно прощаться с друзьями. 2. Широкая каменная лестница спускается к морю. 3. Я живу в сельской местности. 4. В наших горах отличные пастбища для скота.
1. Восход солнца мы встречали в горах. 2. Я услышала радостную весть. 3. У нас в школе был известный писатель. 4. Грустные ивы склонились к пруду.
Охота не удалась.
День был ненастный. Солнце спряталось за тучами. Моросил мелкий дождь. Было грустно. Мы выбрались из чащи. Местность эта была нам известна. Вот пастбища. Тут шалаш пастуха. Здесь мы отдохнем. Охота не удалась.
Прошли ненастные дни. Наступила весна. Солнце весело греет. Поют птички. Радостно журчат ручьи. Вся местность ожила. Из земли показалась травка. Зацвели ландыши. На деревьях раскрылись почки. В кустах запели соловьи. Здравствуй, весна!
В небе блеснул первый луч солнца. Ночная тьма уступает место яркому свету. В летнем воздухе льется радостная песня птиц. Ранним утром колхозники вышли в поле. Поздно вечером после работы они возвращаются домой.
Выборочные диктанты.
Поздняя осень. Грачи улетели.
Лес обнажился. Поля опустели.
Только не сжата полоска одна.
Грустную думу наводит она.
Метет по всей земле,
Предсказывала сводка Метели в феврале.
Расцвела страна родная,
Песни звонкие слышны.
Праздник солнца и весны!
Вышло солнце из-за тучи
И нагрело снег скрипучий.
Самодиктанты.
То дождь проливной,
То буря ужасная.
Всем надоела погода … (ненастная).
Возит этот груз чудесный
Машинист, нам всем …(известный).
Утром к нам в оконце
От дождей верхушками поник
И шуршит у берега … (тростник).
Для зайчишки самый вкусный,
Самый сочный лист … (капустный).
Комментированное письмо.
1. Юрий Никулин - известный артист. 2. Отец пришел с работы поздно. 3. Весь берег зарос густым тростником. 4. Участники концерта собрались в пионерской комнате.
1. Здравствуй, мой любимый край! 2. Я надолго запомню этот праздник. 3. У нашей бабушки больное сердце. 4. У Сережи был грустный вид.
1. Эта местность казалась мне знакомой. 2. Будь верен своему честному слову. 3. В ненастную погоду малыши сидят дома. 4. Вся лестница забрызгана грязью.
1. Умчатся в космос звездные корабли. 2. Дождь полил капустные грядки. 3. Ласково греет весеннее солнце. 4. Радостно свистнул щегол.
Утро было прекрасным. Прошел дождь. Он умыл капустные грядки, дорожки, деревья. Лучи солнца согрели землю. Я выбежал на крыльцо. Сердце радостно забилось. Здравствуй, утро! Какое ты прекрасное!
Вожатая сообщила радостную весть. Завтра ученики едут в колхоз. Там красивая местность. Есть большое озеро. У берега растет высокий тростник. Школьникам эта местность известна. Они уже были там.
Дядя Сережа - местный житель. Он хорошо знает весь город. Зимой дядя Сережа частый гость леса. Тут ему известны каждый куст и овраг.
Старушка потеряла сумку. Грустная пришла она домой. Через день ей принесли повестку из милиции. Там старушке вручили сумку. Ее нашел на лестнице мальчик. В сумке были паспорт и деньги. Радостно было думать старушке о честном поступке неизвестного мальчика.
Творческие диктанты.
Школьный праздник, радостные лица, участники концерта, прекрасные песни.
Красивая местность, пионерский костер, известный писатель, интересный рассказ.
Март, солнце, грачи, вестники весны, радостное настроение.
Поздняя осень, ненастная погода, пустые аллеи, грустный вид.
Контрольные диктанты.
На колхозном пастбище.
У речки колхозное пастбище. На пастбище коровы и козы. В полдень животные идут в тростник. Они ищут там тень от солнца. Коровы и козы пьют воду. Скот ждет, когда будет прохладно. (31 слово.)
Пионеры весь день готовились к празднику. Лестницу на второй этаж украсили еловыми ветками. В классе повесили флажки. На стол учительницы поставили кувшин с тюльпанами. Устроили выставку своих работ. Радостные ушли ребята домой. (32 слова.)
Зимой солнце светит редко. Часто бывают вьюги. Но случаются и ясные деньки. Ребята радостно встречают зиму. Они бегают на коньках, играют в снежки. В морозный день шумно на льду. (29 слов.)
У нас красивая местность. Здесь чудесные озера. Мы часто ходим к лесному озеру. Берег зарос тростником. На воде качаются большие кувшинки. Весь день мы ловим щук, строим шалаши. Домой идем поздно, усталые и радостные. (34 слова.)
Состав слова. Правописание
Написание слов с непроизносимыми согласными
1. Записать слова. Подчеркнуть непроизносимые согласные. Выделенные слова перевести на украинский язык.
Солнце, сердце, лестница, праздник, честный, радостный, звездный, грустный, счастливый, здравствуй.
2. Записать пары слов. Подчеркнуть слова с непроизносимыми согласными.
Сердечный - сердце, прелестный - прелесть, капуста - капустный, здравие - здравствуй, радостный - радость, известный - известие, свистать - свистнул, хрустеть - хрустнул, уста - устный, богатый - богатство.
1. Записать предложения. Подчеркнуть слова с непроизносимыми согласными.
1. Здравствуй, праздник! 2. На сердце радостно. 3. В областном центре концерт. 4. Пастух громко свистнул. 5. В этом фильме снимается известный актер. 6. Я сделал все устные задания. 7. В поле яростно дует ветер. 8. Я дал отцу честное слово. 9. Счастливая мать кормит ребенка. 10. В воздухе чувствуется запах полыни.
2. Записать предложения. Подчеркнуть слова с непроизносимыми согласными. Рядом записать проверочные слова.
1. У моряка храброе сердце. 2. Пес радостно встречает меня у порога. 3. Под сосной хрустнула ветка. 4. Всем знакомо чувство обиды. 5. Здравствуйте, дети! 6. Я люблю фильмы о звездных войнах. 7. На лестнице послышались шаги. 8. Выглянуло солнце. 9. Грустный котенок сидит на крыльце. 10. Скоро праздник.
ТВОРЧЕСКИЙ И ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТЫ
1. Записать слова. Рядом записать проверочные слова.
Доблестный, ненастный, счастливый, хрустнуть, звездный, поздний, вестники, местность, областной, пастбище, сердце, грустный, честный.
2. Прослушать словосочетания. Выбрать и записать словосочетания с непроизносимыми согласными.
Вкусный пирог, прелестная мелодия, поздняя осень, интересный фильм, чудесный вечер, ненастная погода, радостная встреча, опасные приключения, ужасный конец, известный спортсмен, прекрасные люди.
ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ
Подчеркнуть слова с непроизносимыми согласными.
Грустная осень. Поздний вечер. На небе грозные тучи. Но я не замечаю ненастной погоды. Я открываю интересную книгу. Доблестные рыцари, прелестные феи, прекрасные принцессы. Ужасные драконы, опасные приключения. Честные поединки. Открытые чувства волнуют сердце. Известный конец. Конечно, он счастливый!
У бабушки заболело сердце. Она плохо себя чувствует. Мама принесла сильное лекарство. Бабушка почувствовала себя лучше, но у нее грустное лицо. Она должна лежат в постели несколько дней. Я принесла ее любимую книжку и почитала эй. Бабушка счастливо улыбнулась и заснула. В доме стало радостней.
Утренняя заря осветила местность. С восходом солнца лучики света пробились через густую зелень деревьев. Свистнула птица. Хрустнула ветка. Лес радостно просыпается. Он поэт свою счастливую песню. Здравствуй, солнце! Здравствуй, новый день!
Поздний время. Ярко светит луна. На небе совсем нет облаков. Сегодня звездная ночь. Мы с папой стоим и смотрим на звезды. Он знает карту неба и много легенд о звездах. Скоро и я буду знать все созвездия.