Погода в Санкт-Петербурге | Pogoda78.ru

08:55Вторник18 Ноября
Главная » Статьи » Диктанты по теме: Сложное предложение (4 класс; Русский язык)

Диктанты по теме: Сложное предложение (4 класс; Русский язык)

Диктанты по теме: Сложное предложение (4 класс — Русский язык)

Я вздохнул поглубже и решился. Лягушка чуть запоздала. Я успел ухватить пальцами скользкую заднюю лапку, но лягушка не захотела так легко отказаться от своей свободы и завопила. Она стала лягаться другой задней лапкой, царапать мне ладонь, и моя хватка стала ослабевать. Мокрая лапка выскользнула из моих пальцев, и волосатая лягушка улизнула. Мои чувства сложно передать словами. Я провёл столько часов в бесплодных поисках и встретился с ней лицом к лицу, а теперь по глупости упустил её! (Дж. Даррелл)

Объём слов: 77 слов

Грамматические задания:

1. Выписать из диктанта сложное предложение. Подчеркнуть основы.
2. Выписать из диктанта слово с непроизносимой согласной. Написать ещё два слова на эту же орфограмму.
3. Написать по одному глаголу настоящего, будущего и прошедшего времени. Указать спряжения.

Диктант «Невидимка»

Я сидел на берегу лесного озера. К воде свисали ветви берёз, голубое небо прокололи остроконечные ели. По опавшим листьям прошелестели лёгкие шажки. Я выглянул из шалаша и увидел рябчика. Вдруг над лесом мелькнула тень ястреба, и рябчик встрепенулся и исчез. Хищник промчался и улетел. Рябчик съёжился, прижался к земле и слился с общим фоном. Ястреб опять появился. Он сел на верхушку сухой ели, и у озера воцарилась тишина. Ястреб не выдержал мёртвой тишины и улетел. Сразу всё ожило. Замелькала над водой трясогузка, запищали и вспорхнули синицы (по Н. Устинович)

Объём слов: 87 слов

Грамматические задания:

1. Выписать из диктанта сложное предложение. Подчеркнуть основы.
2. Первое предложение разобрать по членам предложения и частям речи. Выписать словосочетания.
3. Написать по одному имени существительному, имени прилагательному и глаголу такого состава: приставка, корень, суффикс, окончание.

Диктант «Уборка урожая»

Взлетают, кружатся и падают осенние листья. Птицы собираются в стаи, они спешат в тёплые края. Вьётся в воздухе тонкая паутинка. Цветы и травы высыпали в землю свои семена. Налетел ветер, закачались их гибкие стебельки.

Самая жаркая пора работ на полях. Высокие груды моркови, капусты, свеклы лежат между грядками. Ребята помогают убирать богатый урожай. Подъезжают машины, нагружают овощи и уезжают. Каждый спешит сдать плоды своих трудов. Скоро начнутся дождь и слякоть. Нужно успеть всё убрать с полей.

Грамматическое задание:

1. Выполнить разбор первого предложения.
2. Выполнить разбор девятого предложения.
3. Составить схему второго предложения.
4. Составить схему пятого предложения.

Диктант «Аистята»

Около нашего дома устроили гнездо аисты, и скоро в гнезде вывелись птенцы. Для старых аистов начались большие хлопоты, потому что птенчики были очень прожорливы. Родители по очереди с раннего утра до позднего вечера таскали им из болота лягушек, рыбёшек, ужей. Но один аист погиб. Сложно было второму одному прокормить малышей.

Один раз мы шли с рыбалки. Аистята тянули свои длинные шеи и просили есть, а один шустрый аистёнок заметил у меня рыбёшку, потянулся к ней, схватил клювом и проглотил.

С тех пор мы каждый день кормили аистят. (по Г. Скребицкому)

Грамматические задания:

1. Выписать из диктанта сложное предложение. Подчеркнуть основы.
2. Разобрать по составу слова: раннего, прокормить, заметил.
3. Выписать из текста слова, по-разному называющие аистят.

Диктанты по русскому языку - 4 класс 4 четверть

fb46e29f957fd24451c9b77121d69441.jpg

Ласковое солнце согревает землю своим теплом.
Ранним утром ты бежишь в ближнюю рощу. В тенистой прохладе ты видишь
редкое чудо. В зелени высокой травы белеет прелестный цветок. На тонкой ножке
висят жемчужины. Внизу они похожи на крошечные колокольчики. В верхней части
ещ? закрытые цветы напоминают бубенчики. Широкие листья, словно ладони,
охраняют хрупкий стебел?к. Слышишь, как звенят колокольчики весны? Ты вдыхаешь
тонкий запах нежного цветка. Прекрасный подарок русского леса!
Догадались, о каком растении ид?т речь? Ландыш подарила нам весна. Не губи
дивную красоту лесной полянки! (85 слов)

Слова для справок: словно, жемчужины, внизу.

  1. Выделите грамматическую основу и укажите части речи 3 и 4 предложении.
  2. Разоберите слова по составу: прибежишь, тенистой, подарок, подарила.
  3. Определите падеж существительного в первом предложении.
  4. Укажите время глаголов в 1, 2, 3, 4 предложениях.

Нина не приготовила уроки, решила не идти в школу, а украдкой пошла в рощу. Она положила завтрак и книги под куст, а сама побежала за красивой бабочкой.

На тропинке ей встретился малыш. В руке он держал букварь с тетрадкой. Девочка решила подшутить над ним и назвала малыша прогульщиком.

Оказалось, что мальчик убегал от собаки и заблудился. Нина повела его через рощу. Забрать завтрак и книги она постыдилась и оставила их под кустом.

Прибежала собака. Книг не тронула, а завтрак съела. Нина заплакала. Она не жалела завтрак, её грызла беспощадная совесть. (90 слов)

  1. Выпишите 3 глагола, укажите их время, лицо, число.
  2. Поставьте глаголы в неопределённую форму, например: пришла, идёт, посмотрит.

Однажды утром я нашел у забора синичку. Она лежала и не двигалась. Глазки у нее были закрыты. Я взял синичку в руку и стал греть своим дыханием. Она открыла глаза и жалобно пискнула. Я принес синичку домой. Синичка ожила, встрепенулась и громко зачирикала. Мама осторожно подставила синичке чашечку с зерном и блюдце воды. Синичка наелась, напилась, стала летать по комнате, села на комод.

Так и прожила она с нами всю зиму. А весной мы выпустили ее на волю. (78 слов)

Слова для справок: встрепенулась

  1. Выпишите 4 имени существительных. Определите склонение, род, число, падеж.
  2. Подберите к существительным прилагательные, укажите их число, падеж.
  3. Выпиши из текста местоимения. Укажи их лицо и число.

Однородные члены предложения

Родина моя

Нет ни одной страны краше нашей России. Горькая и трудная судьба её. Много пережил русский народ от иноземных захватчиков: шведов, поляков, немцев. Но всегда находились люди, которые поднимали народ на освобождение от цепей рабства. Это Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Суворов и Кутузов. Под их предводительством люди спасали не только свою Родину, но и народы Европы. (57 слов)

Слова для справок: освобождение, (под) предводительством.

  1. Выделите предложения с однородными членами, составьте схему одного из них (на выбор).
  2. В последнем предложении найдите известные вам части речи.
  3. В 3 предложении укажите падеж имен существительных.

Ребята играли в войну. Валю с братом Андрюшей в игру не принимали. Валя была трусиха. А Андрюша умел только плакать. Вдруг ребята услышали крики. Пёс Лохмач сорвался с цепи. Дети бросились врассыпную, только Андрюша остался на улице.

Валя кинулась к брату. Огромный пёс нёсся прямо на девочку. Она заслонила Андрюшу, бросила в собаку игрушку и громко закричала. Наперерез Лохмачу бежал сторож. Он схватил пса за ошейник и увёл.

Ребята выходили из своих убежищ. Андрюша уже улыбался, а Валя плакала навзрыд. Она очень испугалась. (83 слова)

  1. Выпишите предложение с однородными членами.
  2. Выпишите сложное предложение.

оса.jpg

Осы

Некоторые виды ос строят из грязи маленькие домики для своих детишек. Другие вырывают норы в земле или выгрызают их в дереве. Осы едят пауков, жуков, мух. Часто в поисках добычи они пролетают большие расстояния. Осы хватают жертву своими сильными челюстями и аккуратно втыкают ядовитое жало. Этот яд не убивает, а лишает жертву движения.(54 слова)

  1. Выпишите из текста предложение с союзом с однородными сказуемыми.
  2. Выпишите из текста слово с удвоенной согласной.
  3. Выпишите из текста два слова с парной согласной в слабой позиции. Напишите проверочные слова для них.

Правописание падежных окончаний имен существительных

Редкая гостья

Ребята жили в деревне недалеко от леса. На лесной опушке под елкой они устроили птичью столовую. Ветки ели защищали кормушку от вьюги. Пищу для птиц дети заготовили еще с осени. Сегодня ребята шли узкой тропинкой навестить друзей. На скатерти снегов видны лисьи, заячьи, птичьи следы. Инеем украсил мороз березку. В домике уже завтракала синичка. Из чащи летела к кормушке стайка щеглов. Вдруг на верхушке елки появилась белка. Зверек огляделся и прыгнул на птичий домик. Редкая гостья ловко стала объедать ягодки с кисти рябинки. (85 слов)

  1. Разберите 3 предложение по членам предложения.
  2. Для каждого имени существительного в единственном числе укажите падеж.
  3. Выпишите по одному существительному каждого типа склонения в форме, в которой оно дано в предложении, а потом укажите его начальную форму.
  1. Выпишите по одному словосочетанию с именами существительными 1,2,3 склонения.
  2. Сделайте синтаксический разбор третьего предложения.
  3. Сделайте краткий морфологический разбор существительного "в кольчуге".
  1. Выпишите 2 словосочетания с именем существительным и определите его падеж.
  2. Разберите как часть речи слова: по тропинке, в тетради.
  3. Выделите грамматическую основу первого предложения.

Итоговые диктанты

Летняя прогулка

Ранним утром иду я в соседнюю рощу. Стоят ряды белых берёз. Сквозь листочки на траве играют золотые лучи утреннего солнца. В чаще кустов и деревьев распевают птицы. Звуки их песен разносятся по всей окрестности.

На опушке леса поспевает первая земляника. В конце рощи есть пруд. В глубоком овраге журчит ручей. Я сяду на пенёк у ключа, достану кружку и кусок мягкого свежего хлеба. Как приятно выпить в жару холодной воды! Хорошо летом в роще, в лесу, в поле! (80 слов)

  1. Разберите 1-е предложение по частям речи.
  2. Выпишите по 1-му имени существительному, прилагательному и глаголу.
  3. Сделайте фонетический разбор имён существительных из 2-го предложения.

Ты знаешь, что такое золото? Это драгоценный металл жёлтого цвета. А слыхал ты про чёрное золото? Чёрным золотом называют нефть.

Без нефти остановились бы на дорогах автомобили, в полях – тракторы, не плавали бы красивые корабли, не ездили бы тепловозы, не летали бы быстрокрылые самолёты. Машины, корабли и тепловозы движутся, работают благодаря нефти. Много полезных вещей даёт людям нефть.

Нам нужны целые моря нефти. Пройдут годы, и мы будем добывать чёрного золота во много раз больше, чем сейчас. А учёные смогут из неё изобрести много нужных и полезных предметов. (88 слов)

  1. Найдите и выделите предложение с однородными членами предложения, разберите его по членам предложения и частям речи.
  2. Выпишите три словосочетания имени существительного с прилагательным, определите его падеж и склонение.
  3. Сделайте морфологический разбор слова на выбор.

лесник.jpg


В гостях у лесника

Мы вышли из леса. Так от опушки к опушке мы добрались до домика деда Евсея. У изгороди стоял сам хозяин. Его пушистая борода развевалась на ветру. Теплая шапка лихо сдвинулась на затылок. Тулуп съехал с плеча. Он был очень рад гостям.

Перед домом деда росла корабельная сосна. Сверху упала шишка. Мы посмотрели вверх. Там с ветки на ветку прыгала дымчатая белочка. Дед рассмеялся и пригласил нас в теплый уютный дом. В доме топилась печь. Мы радостно толпились у печки и грели озябшие руки. Хорошо дома!

Диктант на тему предложение 4 класс

Машины на службе у человека

Всего лишь несколько десятков лет назад в нашей стране преобладал ручной труд. В селе и деревне мужчины вручную обрабатывали поля, косили косами траву, ворошили грабля­ми и вилами сено. На фермах женщины сами доили коров, ухаживали за птицей. В городах на заводах и фабриках мно­гое выполнялось вручную.

Со временем ручной труд заменяли машины. Образ жизни людей тоже изменился. На полях теперь работают современ­ные комбайны и тракторы. На заводах и фабриках тяжёлую работу за людей выполняют роботы. Даже в домашних делах нам помогают машины. (82 слова)

Слова для справок: лишь, преобладал, вручную, многое.

Грамматические задания:

  1. Найдите во втором предложении однородные члены. Подчеркните их. Укажите части речи.
  2. Выпишите словосочетания с вопросами из предпослед­него предложения. Укажите падеж зависимых слов в словосо­четаниях.
  3. Выпишите из текста по одному имени существительному, прилагательному, глаголу. Разберите их как части речи.

Беличье гнездо

Часто белки живут в дуплах деревьев. Но если нет подхо­дящего жилища, рыжая хозяюшка сама смастерит гнездо. Дом белочка построит из веток высоко на ели или сосне. Он будет похож на большой шар с узкой лазейкой. Внутри пуши­стый зверёк застелет гнездо мягкой перинкой из сухой травы и клочков шерсти. Прочный и надёжный домик осенью защи­тит от ледяного ветра и холодного дождя. Зимой закружит по лесу метель, затрещит мороз. Маленький зверёк свернётся в гнезде клубочком и прикроет вход хвостиком. Тепло будет белочке в уютной квартирке. (83 слова)

Слово для справки: застелет.

Постановку запятой вне программы проговаривает учи­тель.

Грамматические задания:

  1. Подчеркните однородные члены в пятом и шестом пред­ложениях.
  2. Выпишите из текста синонимы к слову белка.
  3. Выпишите из текста три имени существительных с про­веряемым безударным гласным в корне. Докажите правиль­ность написания.

Уральские горы

Наши предки называли Уральские горы Каменным поя­сом. Горная цепь и правда узкой лентой протянулась от бере­гов Северного Ледовитого океана до степей Казахстана.

Скалистые уступы и невысокие хребты густо заросли ле­сами. Среди дубов и берёз, пихт и елей живут медведь, лось, соболь, заяц. В таёжных дебрях прячутся тетерев, рябчик, кедровка. Со склонов гор стремительно бегут чистые реки. Между горных вершин блестят зеркала голубых озёр.

В Уральских горах открыты богатые месторождения по­лезных ископаемых. Здесь добывают железную и медную ру­ду, соль, нефть, уголь, золото, драгоценные камни. (83 слова)

Грамматические задания:

  1. Подчеркните грамматические основы во всех предложе­ниях второго абзаца.
  2. Подчеркните однородные члены в последнем предложе­нии.
  3. Выпишите из текста три слова с орфограммой «Непро­веряемый безударный гласный в корне слова».

Дары лета

Лето — удивительная пора. Сколько чудесных открытий дарит нам природа! Спешат друг за дружкой летние месяцы, и у каждого — свой сюрприз.

Июнь радует взгляд пёстрым разнотравьем лугов. Наряд­ный ковёр соткал он из ромашек, колокольчиков, васильков, клевера.

В середине лета в лесах и садах поспевают ягоды. Щедрой рукой наполняет июль наши лукошки земляникой, черникой, малиной,смородиной.

Грибная пора наступает в августе. Подберёзовики, борови­ки, рыжики, лисички, подосиновики, сыроежки, волнуш­ки — всё это грибное богатство можно встретить в прохладной тиши лесов.

Благодарны люди летней поре за щедрость да изобилие. (84 слова)

Слово для справки: изобилие.

Постановку тире и запятой в третьем предложении про­говаривает учитель.

Грамматические задания:

  1. Выполните синтаксический разбор предложений третьего абзаца.
  2. Разберите по составу слова: рыжики, сыроежки, про­хладный.
  3. Выпишите из текста три имени существительных с пар­ным согласным в корне. Докажите правильность написания.

Для детей и взрослых

Произведения Сергея Владимировича Михалкова любимы нами с раннего детства. Ещё малышами мы с увлечением чи­тали стихи про дядю Стёпу, про упрямого Фому, про бычка по кличке Фантазёр. Вместе с героями Михалкова мы пере­живали за Федю Финтифлюшкина, за оставленного без при­смотра щенка, за бедного Костю.

Но мастер слова создавал не только стихи и басни для де­тей. Сергей Михалков — один из авторов текста Государст­венного гимна Российской Федерации. С высоких и гордых слов поэта начинается и заканчивается каждый день в нашей стране, открываются торжественные и праздничные меро­приятия. (84 слова)

Постановку тире проговаривает учитель.

Грамматические задания:

  1. Подчеркните однородные члены в последнем предложе­нии.
  2. Подчеркните в первом абзаце все имена собственные.
  3. Выполните звуко-буквенный разбор слова читаем.

Зимующие птицы

С наступлением осени перелётные птицы средней полосы России спешат на юг. В тех краях не бывает морозов и вьюг. Там всегда вдоволь корма.

Но не все птицы покидают родные места. В городах и де­ревнях с нами остаются зимовать пернатые смельчаки, кото­рых не пугают холод и голод. Вороны, воробьи, сороки, галки, синицы, голуби зимуют около людей. Тут им легче найти ос­татки пищи, крошки хлеба. Под крышами домов и сараев птицы прячутся от ледяного ветра и снежных метелей.

В суровые морозы люди вешают кормушки и подкармли­вают зимующих птиц. (86 слов)

Слова для справок: вдоволь, около, вешают.

Постановку запятой вне программы проговаривает учи­тель.

Грамматические задания:

  1. Выполните синтаксический разбор последнего предло­жения.
  2. Выпишите из текста три слова с проверяемым и три сло­ва с непроверяемым безударным гласным в корне. Написание проверяемых гласных докажите.
  3. Подберите к слову холод синоним и антоним.

Сенокос

Мне нравится время сенокоса. Ранним утром выхожу в по­ле и радуюсь. Сочная трава серебрится от росы, в воздухе зве­нит радостная песня жаворонка. Лёгкий ветерок далеко раз­носит душистый аромат полевых цветов и трав. Хлопотливые пчёлы начинают свой трудовой день.

Я приступаю к косьбе. Кошу я долго, несмотря на палящее солнце. Обед дочь приносит мне в поле. Я ем и ложусь отдох­нуть в тени берёз. Над головой качаются цветы, летают бабоч­ки и стрекозы. Красота! Я встаю, вдыхаю полной грудью за­пах скошенной травы и продолжаю работу. До вечера ещё далеко. (87 слов)

Слова для справок: аромат, несмотря на, скошенной.

Грамматические задания:

1. Найдите в тексте предложения с однородными сказуе­мыми. Подчеркните в них грамматические основы.
2. Выпишите из текста словосочетания:

а) сущ. + прил. (в ед. ч., м. р., В. п.);

б) сущ. + прил. (в ед. ч., ж. р., Т. п.);

в) сущ. + прил. (во мн. ч., Р. п.).

3. Определите падеж имён существительных в третьем предложении.

Вяза

У нас в деревне протекает небольшая речка Вяза. Вода в ней чистая и прозрачная. В ней, как в зеркале, отражается небо и бегущие в дальние страны облака. Сквозь толщу воды можно увидеть на дне разноцветные камешки, водоросли и стайки рыбёшек. По берегам Вязы растут ивы. Они тянут свои гибкие ветки к самой воде и играют с солнечными зайчиками. Вот на цветок кувшинки села стрекоза. Она любуется своим отражением. Быстрые стрижи пролетают над водной гладью. Они ловко ловят на лету насекомых. А речка живёт своей жизнью и бежит куда-то. (88 слов)

Слова для справок: небольшая, куда-то.

Грамматические задания:

  1. Найдите в тексте предложения с однородными членами, поставьте к ним вопросы.
  2. Найдите в тексте сложное слово и разберите его как часть речи.
  3. Запишите имена существительные по склонениям и вставьте пропущенные окончания.

За деревн.м, на болот. к полян. у площадк. в автобус. о топол. к ноч. о машин. мимо дедушк. на площад.

Случайная встреча

Вася с отцом отправились на луг косить траву. Отец косил, а Васе не сиделось на месте. Он кувыркался, бегал за бабочка­ми. Вдруг из-под его ног вылетела птица. Это была перепёлка. Она хлопнула крыльями, отлетела и села рядышком. Отец по­дошёл к сыну, раздвинул траву и увидел опрокинутое гнездо. В гнезде сидели маленькие голенькие птенцы. Рядом на земле лежали скорлупки. Птенчики жалобно пищали. Отец взял гнездо и подошёл к кусту сирени. Раздвинул примятую траву под кустом, каблуком сделал ямку в земле и опустил в неё гнездо. Потом взял Васю за руку и увёл дальше от этого места. (95 слов)

4 класс: диктанты по русскому языку с грамматическими заданиями

диктанты 4 класс по русскому языку с грамматическими заданиями

К 4 классу учащиеся уже обладают немалым запасом различных орфограмм. В течении нового учебного года продолжается изучение новых, и уже не таких простых, правил. Полученные знания и умения грамотного письма пригодятся ребятам как в жизни, так и для написания ответственной зачетной работы — ВПР по русскому языку.

Что же необходимо освоить к концу 4 класса?

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам к концу 4 класса

Учащиеся должны уметь:

  • произносить звуки речи в соответствии с нормами языка; производить фонетический разбор, морфологический разбор доступных слов, разбирать простое предложение с однородными членами; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
  • правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
  • пользоваться толковым словарем: практически различать многозначные слова, синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
  • правильно пунктуационно оформлять на письме простое предложение, однородные члены;
  • писать изложение текста повествовательного характера по плану; сочинение на предложенную тему; Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану.
  • Знать слова с непроверяемым написанием:

Абзац, абрикос, автобус, адрес, аллея, алмаз, апельсин, аппарат, аппетит, аптека, аромат, багаж, багровый, багряный, базар, балкон, барабан, баран, баранка, бассейн, батон, библиотека, болото, ботинки, будто, вагон, валенки, ванна, ванная, вверх, вдруг, вдоль, ветер, веять, винегрет, вместе, внимательный, вокзал, вокруг, волшебный, ворота, воскресенье, восток, вперёд, всегда, вчера, газета, галерея, гаммы, герой, голубой, горизонт, горох, грамматика, грамм, грипп, группа, декабрь, длина, долина, дорога, до свидания, дрожжи, женщина, жёлтый, жжёт, животное, жужжит, завтра, завтрак, закон, запад, завод, заяц, земляника, иллюстрация, иней, искусство, как будто, какао, календарь, калитка, картина, касса, картофель, квартира, килограмм, коллектив, коллекция, командир, комбайн, комбайнёр, комната, компот, корабль, космонавт, космос, Красная площадь, Кремль, кровать, кроссовки, лагерь, лестница, лимон, лопата, магазин, малина, месяц, метро, молоток, морковь, ноябрь, обед, овёс, овощи, огород, огурец, однажды, октябрь, орех, осина, отец, памятник, песок, пловец, победа, погода, помидор, понедельник, потом, праздник, приветливо, пшеница, пятница, ракета, рассказ, расстояние, растение, революция, рисунок, сахар, север, сегодня, сентябрь, сирень, совет, солдат, соловей, солома, столица, тарелка, топор, трактор, трамвай, троллейбус, ужин, улица, февраль, хоккей, хороший, чёрный, четверг, чувство, юный, яблоко, яблоня, январь.

Диктанты для 4 класса по русскому языку

Диктант №1

В осеннем лесу

Иду в лес ранним утром. Лёгкий мороз покрыл землю, затянул её хрустящим льдом. А лес такой нарядный! Осины и клёны стоят в красных одеждах. Среди них виднеется густая зелень молодых ёлок. Шумят под ногами опавшие листья, пахнет грибами, лесной свежестью. Легко дышится осенним утром в лесу! Вот пискнет в кустах птичка. Вдруг громкий заливистый лай вспугнёт осеннюю тишину. Эхо разнесёт его по далёким лесным отрогам. Это собаки нашли зайца. (По Г. Скребицкому)

Грамматические задания:

  1. Найди в тексте предложение с однородными подлежащими. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные подлежащие.
  2. Выпиши три сочетания существительных с прилагательными. Укажи их род, выдели окончание.

Диктант №2

В зимнем лесу

Солнце осветило вершины деревьев. Тихо в зимнем лесу. Пушистым снегом покрыты ветви елей. Тонкие стволы молодых берёз прогнулись под тяжестью снега. Вот с широкой еловой ветви упал снежный ком. Тихо шуршат по пушистому снегу лыжи. Вдруг лесную тишину нарушили весёлые птичьи голоса. Это стайка клёстов пронеслась над головой. Как красивы эти птички! Словно яркие красные бусы обсыпали они вершину ели. Ловко и быстро добывают клёсты семена из тяжёлых шишек. (По И. Соколову-Микитову)

Грамматические задания:

  1. В первом предложении определи род, падеж и число имен существительных. Выдели основу.
  2. Выпиши словосочетания из 3-го предложения.

Диктант №3

Снег

Великолепный был вид зимней природы. Мороз вытянул влагу из древесных сучьев и стволов. Кусты, деревья опушились блестящим инеем. Редкие лучи солнца освещали холодным блеском местность. Стояли короткие зимние дни. Мороз стал спадать. Померкла ясность синего неба. Надвинулась пухлая белая туча. Большими хлопьями стал падать снег. Наступали длинные зимние вечера. Небо сыпало снежный пух. (По С. Аксакову)

Грамматические задания:

  1. Подчеркни главные члены в 4-м предложении. Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.
  2. Спиши предложение и выпиши из него существительные вместе с прилагательными. Укажи падеж и род имен прилагательных, выдели окончания.
    К..лючий ф..вральский сне.. сыплет с ни..к.. и мглист.. неба, покрывая землю пушистым к..вром.

Диктант №4

Зимний лес

Пришла зима и укрыла лес пушистым снегом. Заглянула в лесную глушь. Нарядила сосны и ели в мохнатые шапки. Молодые деревья и кусты зима одела в белые шубки. На рябинку на опушке накинула покрывало. На ветвях рябинки висят гроздья ярких ягод. Точно красные серёжки виднеются. Под деревьями зима покрыла снег узором следов. Тут оставили следы рыжая лисица и серый волк. А вот следов медведя не увидишь. Зима укрыла снегом его уютную берлогу в чаще. Спи на здоровье! Хороша картина зимнего леса!

Грамматические задания:

  1. Выпиши из текста по 3 слова с орфограммами безударная гласная и парная согласная в корне слова. Напиши к ним проверочные слова.
  2. Найди в тексте предложение: Под деревьями зима покрыла снег узором следов. Подчеркни в нём главные члены. Определи падеж существительных.

Диктант №5

Лесной кустик

В далёком северном лесу на мшистом болоте рос маленький кустик. Люди его не замечали. Кустик радовался весне, тянулся к ласковому солнцу. Однажды ранним утром он зацвёл. Зажужжала, закружилась над ним пчела. Она опустила свой хоботок в маленькую цветочную чашечку. Шло время. Нежные лепестки один за другим стали падать на землю. Ветер подхватил их и разнёс по лесу. Грустно было кустику. Но вот на нём появились маленькие зелёные шарики. Кустик повеселел. Наступила осень. Деревья сбрасывали золотую листву. А наш кустик дарил людям чудесную голубику. (По Л. Тикуновой)

Грамматические задания:

  1. Выпиши из первого предложения существительные вместе с прилагательными. Укажи падеж и род имен прилагательных, выдели окончания. повеселел, маленькие, северном, шарики, хоботок. Укажи к какой части речи относятся эти слова.

Диктант №6

Наши друзья

Я люблю птиц. Грустно было бы жить без них на зелёной планете. Веселит глаз их дивное оперение. Радостно слушать их чудесное пение. Я люблю наблюдать за птичьим лёгким полётом. Много видов птиц живёт в России. Кружат в чистом воздухе быстрые ласточки. На быстром лету они пьют воду, ловят мошек. Удивляет гнездо этих птиц. Они ловко лепят его из земли и глины. В густых веточках трудно заметить гнездо иволги. Оно сделано из травки, гибких стебельков, берёзовой кожуры. Смотришь на пернатых друзей и радуешься. (По В. Бианки)

Грамматические задания:

  1. Найди в тексте предложение с однородными сказуемыми. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные сказуемые.
  2. Выпиши из текста по 3 слова с орфограммами безударная гласная и парная согласная в корне слова . Напиши к ним проверочные слова.
  3. Сделай морфологический разбор слова на планете.

Диктант №7

Весна

Наступает радостная весна. Потоки солнечных лучей заливают лесные полянки. Высоко в небе плывут лёгкие облака. Как хороши весной берёзовые рощи! На деревцах набухают смолистые почки. В эти дни русские красавицы угощают лесных жителей сладким соком.

Весенний воздух чист. Слышна весёлая песенка голосистого дрозда. Входишь в берёзовую рощу и чувствуешь дыхание весны. Нежной листвой пахнет в роще. Зелёная дымка закрывает лужайки. На земле играет луч солнца.

У берегов озера нарастает стеклянная полоска льда. Мы видим в воде у берега стайку рыб и бросаем в них маленький камень. Камень падает на лёд. Лёд звенит. Рыбки метнулись в глубину. На льду остаётся белый след от удара. Мы обламываем руками отдельные льдинки. Они хрустят, оставляя на пальцах запах снега. (По К. Паустовскому)

Грамматические задания:

  1. Найди в тексте предложение с однородными сказуемыми. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные сказуемые.
  2. В первом абзаце определи падеж существительных.
  3. Сделай морфологический разбор слова входишь.

Диктант №8

Ранняя весна

Ранней весной я спешу побывать в далёкой тайге. На поляне открываются первые проталины. На дальнем озере синеет лёд. Вот по узкой тропке бежит, булькает озорной ручеёк. Тёплый ветер покачивает ивовые листочки.

В высоком синем небе слышна трель жаворонок. Весеннюю песню играют кулики. Я подхожу к лиственнице. Над тайгой льётся песня удивительной красоты. Это пеночки поют. Они самые звонкие певцы нашей тайги. Почему пеночки поют вместе? Может, так им легче охранять свои гнезда? А может, песня пеночки для красоты и радости?

Грамматические задания:

  1. Найди в тексте предложение с однородными сказуемыми. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные сказуемые.
  2. Выполни синтаксический разбор 6-го предложения. Определи падеж существительных.
  3. Сделай морфологический разбор слова весеннюю.

Диктант №9

Летом

Летом мы ходим из деревни на речку через поле. Там зреет рожь. Спелые колосья ржи клонятся к земле. Между ними мелькают синие звёздочки васильков и белые ромашки. Радуют глаз вьюнки мышиного горошка.

Наша речка мелкая. Дно покрывает чудесный песок золотистого цвета. В прозрачной воде снуют шустрые рыбки. Иногда они скользят почти у поверхности, но в руки не даются.

После купания мы играем в мяч. Один раз у берега я чуть не поймал юркого рака! Он ловко уполз в густой камыш.

Грамматические задания:

  1. Найди в тексте предложение с однородными подлежащими. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные подлежащие.
  2. Выпиши из текста 3-е предложение. Подчеркни в нём главные члены. Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.
  3. Сделай морфологический разбор слова к земле.

Диктант №10

Лыжники

Холодный ветер дул лыжникам в спину. Снежная крупка запорошила лыжню и колола лицо. Но ненастная погода не пугала друзей. Они хорошо знали эти места.

Вдруг лыжи скользнули под уклон. Юра чуть не свалился в узкий овраг. С одной стороны оврага стояли молодые берёзки и дубки. Их занесло снегом по самую макушку. На холме высились старые сосны. Сквозь редкие стволы виднелся дом. Он казался маленьким. В нём топили печь.

Зимой темнеет рано. Где же мальчики? Через час лыжники подъехали к дому.

Грамматические задания:

  1. Найди в тексте предложение с однородными сказуемыми. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные сказуемые.
  2. Выпиши из текста по 3 слова с орфограммами безударная гласная и парная согласная в корне слова . Напиши к ним проверочные слова.

Диктант №11

Луг

Мама любит полевые и луговые цветы. Летом мы вновь съездим в чудесное место на окраине города. За высокими домами начинается широкий луг. Свежая сочная трава доходит до колен. Всюду мелькают синие колокольчики и белые ромашки.

Ты ложишься в траву, вдыхаешь её запах. Рядом течёт интересная жизнь маленьких существ. Вот ползёт коричневый рогач. Этого жука за рожки зовут оленем. Какая тишь! Только стрекочет изумрудный кузнечик. Его и не разглядишь в зелени.

Мама в венке из цветов похожа на королеву в короне!

Грамматические задания:

  1. Найди в тексте предложение с однородными сказуемыми. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные сказуемые.
  2. Выпиши из текста 3-е предложение. Подчеркни в нём главные члены. Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.
  3. Запиши предложение Свежая сочная трава доходит до колен. Выпиши из него словосочетания с вопросами.

Диктант №12

В лесу

Олег и Женя идут в ближний лес за грибами. От ветра шумят ветви высоких сосен. На их коре застыла ручейками золотая смола. Под ногами трещат сухие сучья. По травинке ползёт божья коровка. Она распахнула два маленьких крылышка и улетела.

Рядом с берёзкой высится гигантский муравейник. От него лучами разошлись во все стороны узкие дорожки. По ним бегут муравьи. Они тащат пушинки, иголки. Какая мощная армия строителей!

С запада плывут лёгкие облака. Но они не закрывают солнца. Дождя днём не будет.

Грамматические задания:

  1. Найди в тексте предложение с однородными подлежащими. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные подлежащие.
  2. Выпиши из текста 2-е предложение. Подчеркни в нём главные члены. Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.
  3. Выполни морфологический разбор слов: под ногами, высоких, плывут.

Диктант №12

Весна

Весна в разгаре! Сегодня к нам в дом влетела первая бабочка. На кухне по стенке вьётся гибкий плющ. Бабочка сидит на резных листьях и тихонько шевелит яркими крыльями. Словно чудесный цветок раскрыл среди зелени свои нежные лепестки.

А за окном светит почти летнее солнце. Но земля не прогрелась. На спортивной площадке мальчики гоняют мяч. Их курточки и шапки лежат на скамейке.

Девочки чертят на дорожке поле для игры в скакалки. Радостные голоса ребят врываются в открытое окно. Скорее на улицу!

Грамматические задания:

  1. Найди в тексте предложение с однородными сказуемыми. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные сказуемые.
  2. Выпиши из текста 3-е предложение. Подчеркни в нём главные члены. Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.
  3. Выпиши предложение: Девочки чертят на дорожке поле для игры в скакалки.Определи падеж и склонение имен существительных.

Диктант №13

Поздняя весна

В этом году весна наступила поздно. Только в апреле зимняя тишь сменилась радостным птичьим щебетом. Теперь снег быстро тает и растекается звонкими ручьями. По лесной дороге не проехать. До дачи можно добраться в объезд.

Сугробы на дачном участке потемнели. В тени пока зябко, а на солнце жарко. Возле тропинки уже видны кочки с жухлой травкой. На одной кочке возится в земле грач.

Скоро появятся первые робкие крокусы и подснежники. На грядках вылезет свежая зелень. Яркий май явится на смену апрелю!

Грамматическое задание:

  1. Выпиши предложение: Сугробы на дачном участке потемнели. Разбери его по членам и подпиши части речи.
  2. Выполни морфологический разбор слов: тает, звонкими (как часть речи).

Диктант №14

Поздняя весна

Раннее утро. На траве лежит роса. Над озером Долгим повис туман. В камышах застыли с удочками рыбаки.

Птички качаются на тонких ветвях деревьев. Их чудесные песни торопят восход солнца. И вот ивы и камыши окрасились в нежный розовый цвет. В озере вдруг сильно ударила щука. По воде побежали круги.

Первый солнечный луч упал в озеро. Остались от тумана только белые клочья. Рыбаки поднялись и пошли домой.

На берегу озера спит деревня. Подал голос первый петух. Его крик разбудил деревенских жителей.

Грамматические задания:

  1. В последнем абзаце выдели в предложениях главные члены. Определи падеж и склонение имен существительных. разбежалась, присмотреть, широкие, верхней, запах, ножке. Укажи к какой части речи относятся эти слова.

Диктант №15

Майское чудо

Ласковое солнце согревает землю своим теплом. Ранним утром ты бежишь в ближнюю рощу. В тенистой прохладе ты видишь редкое чудо. В зелени высокой травы белеет прелестный цветок. На тонкой ножке висят жемчужины. Внизу они похожи на крохотные колокольчики. В верхней части ещё закрытые цветы напоминают бубенчики. Широкие листья, словно ладони, охраняют хрупкий стебелёк.

Слышишь, как звенят колокольчики весны? Ты вдыхаешь тонкий запах нежного цветка. Прекрасный подарок русского леса!

Догадались, о каком растении идёт речь? Ландыш подарила нам весна. Не губи красоту дивной полянки!