Погода в Санкт-Петербурге | Pogoda78.ru

07:25Понедельник15 Сентября
Главная » Статьи » Диктанты по русскому языкуметодическая разработка по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Диктанты по русскому языкуметодическая разработка по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Диктанты по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Взошло, заиграло над лесом зимнее солнце. Лучи яркого света янтарным блеском зажгли снега. Серебристым инеем украсились гибкие ветки берез. На белоснежной скатерти полян видны чудесные узоры звериных и птичьих следов. С тихим свистом летят к высоким елям клесты. Вдалеке пустил весеннюю трель пестрый дятел. Проворная белочка перемахнула с еловой ветки на соседнее дерево. Пропищала под кочкой в зимнем гнезде мышь. Из мягкого снега вылетели красавцы тетерева, расселись на березах и стали клевать душистые почки. Эти нарядные птицы живут дружными стаями. (82 слова.)

1) указать падежи существительных и прилагательных во втором и пятом предложениях;

2) подчеркнуть главные члены в шестом предложении и выписать словосочетания;

3) разобрать по составу прилагательное: серебристым (янтарным);

4) разобрать имя прилагательное как часть речи в восьмом предложении.

Считается, что зима носит исключительно белые одеяния. Дома надели белые снежные шапки. Деревья укрылись от мороза под белоснежным пледом. Дороги замело, закутало белым покрывалом. Всё белым-бело вокруг.

Но если приглядеться, то снег не всегда белого цвета. Под лучами солнца сугробы переливаются всеми оттенками розового и желтого. На обочине дороги, там, где сквозь снег проглядывает земля, снег становится бурым и даже коричневым.

Еще больше красок в снежном одеянии природы можно наблюдать вечером. Закат окрашивает снег в лиловые, сиреневые и фиолетовые тона. А длинные сосульки становятся похожи на синие стрелы.

1. Найдите в тексте имена прилагательные. Укажите их число и падеж.

2. Разберите по составу слова: длинные, проглядывает.

3. Сделайте грамматический разбор последнего предложения.

Диктант “Зимний день” с заданиями

Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё вокруг покрыто пушистым снегом. Мы въехали в лес. Деревья стоят словно в сказке. На стволе сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи подбирают семена. Вдруг мы увидели рыжую белку. Она быстро мелькнула среди деревьев. На снегу птичьи следы. Хорошо в лесу! (59 слов)

1. Выписать три словосочетания «прил. + сущ.». Выделить окончания и указать падеж имён прилагательных.

2. Списать, вставляя подходящие по смыслу прилагательные.

На … небе загорелись … звёзды.

На дворе – зима. Всё вокруг стало белым и нарядным. Снег шел всю ночь и успел покрыть землю, деревья и дома белым пушистым покрывалом.

На небе – ни облачка. Солнце посылает скупые лучи, но от этого становится еще веселее. На снегу, как на белом листе бумаги, вырисовываются иероглифы птичьих следов. Возле забора воробьи затеяли драку из-за корочки хлеба. Хрипло каркнула ворона, взмахнула крыльями и полетела прочь. С ветки осыпалась облако снежной пыли.

Если долго стоять на одном месте, то коварный мороз забирается за воротник шубы, начинает щипать щеки, нос и уши. Как будто тонике иголочки впиваются в кожу. Сразу становится очень холодно.

Диктант для 4 класса по теме “Местоимение”

В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка. Её я слышал много раз, но никогда не видел.

Увидеть её совсем непросто. Я иду к ней на голосок, а она – от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот поиграть: я спрячусь, а ты поищи. Залез в куст орешника и кукукнул один раз. Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчу. А она уже совсем близко кукует.

Гляжу – через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках. Может, это ястребок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала. Так вот она какая – кукушка!

1. Выпиши из текста три местоимения. Определи их лицо, число, падеж.

2. Распредели слова на две группы. Запиши их на две строки.

Для, он, по, её, от, возле, вы, нам, у, тебе.

Контрольный диктант по теме “Глагол” 4 класс

Нина не приготовила уроки, решила не идти в школу, а украдкой пошла в рощу. Она положила завтрак и книги под куст, а сама побежала за красивой бабочкой.

На тропинке ей встретился малыш. В руке он держал букварь с тетрадкой. Девочка решила подшутить над ним и назвала малыша прогульщиком.

Оказалось, что мальчик убегал от собаки и заблудился. Нина повела его через рощу. Забрать завтрак и книги она постыдилась и оставила их под кустом.

Прибежала собака. Книг не тронула, а завтрак съела. Нина заплакала. Она не жалела завтрак, её грызла беспощадная совесть.

1. Выписать из текста три глагола, указать их время, лицо, число.

2. Поставь глаголы в неопределённую форму.

Пришла, идёт, посмотрит.

Диктанты по теме «Предложение» и “Однородные члены предложения”

Ребята играли в войну. Валю с братом Андрюшей в игру не принимали. Валя была трусиха. А Андрюша умел только плакать. Вдруг ребята услышали крики. Пёс Лохмач сорвался с цепи. Дети бросились врассыпную , только Андрюша остался на улице. Валя кинулась к брату. Огромный пёс нёсся прямо на девочку. Она заслонила Андрюшу, бросила в собаку игрушку и громко закричала. Наперерез Лохмачу бежал сторож. Он схватил пса за ошейник и увёл. Ребята выходили из своих убежищ. Андрюша уже улыбался, а Валя плакала навзрыд . Она очень испугалась.

1. Выписать из текста предложение с однородными членами. Подчеркните основу предложения.

2. Выписать сложное предложение. Подчеркнуть основу предложения.

Красиво было в лесу в этот ранний час. Тихо шумели, качались деревья. С листьев стекали свинцовые капли росы. На мху, в траве уже лежали следы осени. Остро пахло сырой землей, прелыми листьями. Из вороха старых листьев, травы, валежника выглядывают грибы. Мы вошли в редкий березняк. А вот и лесной царь – белый гриб. Он стоял на крепкой ножке, в золотисто-коричневой шапке. Гриб был очень хорош.

Слова для справок: свинцовые, золотисто-коричневый, ворох.

Грамматическое задание: Найти в тексте предложение с однородными дополнениями, разобрать его по членам, выписать словосочетания.

Чудесная пора осени

Летели и летели осеннее листья. Ветер подхватил их и погнал к речке. По зеркальной воде поплыли золотые монетки. На краю деревни заиграл рожок. Это пастух собирал стадо. Я выхожу из дома, беру весла и иду к речке. Восток светлеет, розовеет. Удивительная тишь кругом. Река словно похорошела, выпрямилась. Под первыми лучами солнца засверкали, заискрились капельки воды. Стояла чудесная пора осени.

Слова для справок: собрал, словно

Грамматическое задание: Iв. В 6-м предложении подчеркнуть главные члены, разобрать его по составу, указать части речи. IIв. В 10-м предложении подчеркнуть главные члены, рать его по составу, указать части речи.

Диктант на «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе»

Как мужик убрал камень

На площади в одном городе лежал огромный камень. Он занимал много места и мешал проезду на лошади. Призвали инженеров и попросили помощи в уборке камня. Первый предложил порохом разбить камень на части и вывезти их. Он запросил оплату в восемь тысяч рублей. Другой инженер придумал под камень подвести большой каток и свалить его на пустоши. По стоимости это будет шесть тысяч рублей. А один мужик взялся камень за сто рублей убрать. Он выдумал выкопать подле камня яму, свалить его туда и заровнять землёй. Мужик так и сделал. Ему дали сто рублей за работу и сто рублей за умную выдумку.

Ранним утром я иду в соседнюю рощу. Хорошо и радостно в эту весеннюю пору на душе! Передо мной ряды белых берёз. Сквозь листочки на траве играют золотые лучики солнца. В чаще кустов и деревьев звонко распевают птицы. Звуки их песен разливаются по всей окрестности. В полном разгаре настоящая весна.

В глубоком овраге у берёзовой рощи журчит холодный ключ. Сяду я на пенёк у ключа, достану кружку и кусок хлеба. Приятно выпить студёной ключевой водицы и вдохнуть полной грудью наполненный радостью жизни воздух!

1. Выполни синтаксический разбор предложения:

I в. Лёгкий ветерок играет в зелени деревьев.

II в. Солнце льёт на землю жаркие лучи.

2. Укажи падежи существительных и прилагательных в предложении:

В ночном небе вспыхнули огни праздничного салюта.

Проверочные диктанты по русскому языку 4 класс

Рос на опушке могучий дуб. Был он самым заметным в округе. Стоял великан и осматривал всю местность, тихо шелестел листвой. Пышным ковром стелилась изумрудная трава под деревом.
Однажды к дубу пришли люди и поставили скамейки. Теперь здесь с утра до позднего вечера толпился народ. Свежесть манила всех. На опушке любили играть дети. Всем дуб дарил радость. Хорошо посидеть на мягкой травке! Это стало любимое место отдыха.

Потемнело, нахмурилось небо. Побежали мрачные грозовые тучи. Затих старый бор, приготовился к бою. Сильный порыв ветра вырвался из-за вершин деревьев. Закружилась пыль по дороге и умчалась.

Засверкали молнии, прокатился по небу гром. Ударили по листьям первые тяжёлые капли дождя. Вдруг на землю обрушилась сплошная стена воды.

Быстро проходит летняя гроза. Светлеет, проясняется туманная даль. Небо начинает голубеть. Над полем и лесом, над водной гладью плывёт лёгкий пар. Уже выглянуло горячее солнце, но дождь ещё не прошёл. Это падают дождинки с деревьев и блестят на солнце.

Я шел по лесу и уловил сильный запах липы. Свернул с дорожки и направился к опушке. Дерево цвело. «Оно победит на любом конкурсе красоты», – подумал я. Липа пожаловалась: «Неумелый портной сшивал сегодня облака». Я закинул голову и увидел, что дерево примеряет платья облаков. Ветер отбрасывает ее бело-снежную одежду в сторону. Все окрестные липы готовились к балу цветения. Пошел грибной дождь. Сквозь тучку выглянул радостный луч солнца, в небе выстроилась разноцветная радуга. Липа решила перекинуть радугу через платье. Такого чудесного наряда на празднике еще никто не видел. (87 слов)

Умей владеть собой

Человек должен подавлять в себе злость, скверное настроение. Не бывает в жизни радостным и удачным каждый день. Обезьяны в минуты возбуждения бьют себя в грудь, собака рычит и скалит зубы, слон размахивает хоботом. Человек обязан владеть собой! Выдержка ценится людьми, но нелегко даётся. Ты сел играть с товарищем. У тебя чудесное настроение. Но вот ты проигрываешь. Сразу становишься подозрительным, проверяешь каждый ход, споришь, ссоришься. Будь справедлив и скажи себе: «Мой друг был сильнее». Сумей овладеть своими чувствами. Самообладание сослужит тебе хорошую службу. (82 слова)

Живёт где- то на свете маленькая фея. Не с кем ей играть, вот и убежала она как -то в лес. Идет навстречу лев, а крошка фея львов ни когда не видела. Зарычал он грозн о , присел, к прыжку готовится! А фея ласков о улыбается, поиграть с ним собирается. Удивляется лев! Почему его не боятся? Плох о это или хорошо? Сердиться нужн о или смеяться?.

Протянула фея льву волшебную палочку. Лев сначал а слев а к палочке подошёл, потом справ а . Так и не взял. Но сердиться уже ни как не получалось. Фея и грозный лев скор о подружились.

В походе.
Мы дошли до дальнего озера. Хозяйничал западный ветер. Он перелетал от верхушки к верхушке сосен. Через ветки их проглядывало бледное небо.
С нами в походе был писатель Гайдар. Мы двигались медленно. Нога тонула в зеленом мху. С большим трудом мы добрались до лесистого бугра и упали на влажную землю. Гайдар осмотрел местность. Он позвал нас. На почве выделялись громадные следы лося. Мы пошли по лосиному следу. Он привел к роднику.
(По К. Паустовскому).

Утром.
Ранним утром я вышел из палатки. Зимнее солнце ярко блестело на пелене снега. Выпавший ночью снег покрыл широкое пастбище. Я сделал несколько шагов. На снегу заметил следы оленей. Животные ночью подходили к па латке. След русака тянулся длинной петлей. Первый снег раскрывал тайны ночной жизни зверей. Мы спустились в долину. На ярком фоне снега увидели медведя. Он заметил нас и быстро умчался.
Слова для справок: палатка, пелена, несколько.

Михаил Михайлович Пришвин.
Идет человек по зимнему лесу. Кругом сугробы. На деревьях тяжелые снеговые шапки. Елки стоят прямо. Сильные еловые лапы держат снег. А березы согнулись дугой под тяжестью снега. Они стоят низко. Только заяц там может пробежать. Человек стукнул палкой по березке. Снег с вершины свалился. Русская красавица выпрямилась. Так от березки к березке идет Михаил Михайлович Пришвин. Писатель много путешествовал. На Кавказе его имя присвоено горному пику и озеру.
(По Л. В. Воронковой).
Слова для справок: путешествовал, присвоено.

Природа осенью.
Наступают осенние дни. Грустный вид у природы. Земля оделась сухими листьями. Они в сырую погоду мягкие к пухлые. В морозные дни листья жесткие и хрупкие Одинокие золотые монетки зисят на осине. Ветер несет листья по тропинке к опушке леса. Мы подъезжаем к реке. Она выпрямилась и стала шире. От холода в ней пропал водяной цвет. От морозов трава у берегов завяла и опустилась на дно речки. Тишина стоит. Смолкли птичьи голоса. Природа ждет прихода зимы.

Мама.
Пришла дождливая осень. Вся семья дома. Илья смотрит-на мать. Она шьет, наклонив голову. Мама худенькая, молчаливая, с серыми лучистыми глазами. Мама поздно приходит домой. Готовит обед. Осенними вечерами много читает, помогает Илье делать уроки. Илья закрыл глаза. В комнате почти темно. Только маленький утолок освещен золотистым светом. Мама тихо напевает. Сколько хлопот и тревог ложится на худенькие плечи мамы! С мамой всегда тепло и радостно.
Слова для справок: наклонив, освещен, ложится.

Лось.
В лесной тишине послышался хруст снега. На поляну вышел лось. Лось - мирный лесной житель. Он обитает в сибирской тайге и в лесах под Москвой.. У лесного великана длинная горбоносая морда. Он тяжелый и грузный, а ноги высокие и стройные. Ему не страшны болота и снега. Зимой лось ест ветки и осиновую кору. Летом он питается болотными травами. Острые и широкие рога, тяжелые копыта защищают его от врагов.
Слова для справок: вышел, обитает, горбоносая, не страшны, питается, копыта.

Птицы.
С первым морозом и снегом прилетают гости с севера. С островов Северного Ледовитого океана летит маленькая беленькая птичка. Это пеночка. Только кончики крыльев да полоска вдоль хвоста черные. Любит пеночка бегать около дороги. Там она ищет корм. Пеночку называют еще снежным подорожником. Прилетает снегирь. Он с яркой грудкой, в черном шапочке, с черными хвостом и крыльями. Удивтельно красивая птица! С удовольствием съест ягодку калины и рябины. Стая клестов подлетела к ели. Эта птица выводит птенцов зимой.

Скоро зима.
Я люблю бродить по лесу поздней осенью. Кусты и деревья давно сбросили листья. Они пожелтели от осенных дождей. Опавшая листва не шуршит под ногами. Иногда от елки к елке перелетают птицы. Протяжно и грустно свистит в ельнике рябчик. Лес угрюм. Но скоро он станет иным. Весь посветлеет, оденется в снежный убор. На чистой белой скатерти отпечатается цепочка звериных и птичьих следов. Они о многом могут рассказать человеку.
(По Г. Скребицкому).
Слова для справок: оденется, отпечатается.

Следы.
Распахнулась дверь подъезда. На улицу выбежал пес и замер. Падал снег. Первый снег в его жизни. Кругом тишина. Тишина не понравилась Фомке. Он трусцой пустился по дорожке. В морозном воздухе смешно разнеслось его рычание. Снег скрипел под лапами пса. На свежем насте отпечатались его следы. Он переступал с места на место и удивлялся новым следам. Могут ли собаки удивляться? Я не знаю. Но в это снежное утро я верил.
(По В. Бурлаку).
Слова для справок: удивляться.

Вести из лесу.
Посыпался колючий снег. Зарябило в густом осиннике. Удары снежной крупы о стволы деревьев сливались в таинственный гул. От опушки леса к деревне потянулись следы. Наступило утро. На ели блестел снег. К деревне спешила стайка воробьев. Глухарь и тот подлетел к дороге в поисках корма. Лоси, косули устремились к вырубке. Они объедали кору с деревьев. Зайцы уплотнили снег около хвороста. Зимой животному миру нужна помощь.
Слова для справок: устремились, хворост.

Первый месяц зимы.
Стоит декабрь. В декабре то ясное небо, то набегут тяжелые тучи. Вот и метель разгулялась. Пушистое белое покрывало легло на землю. Оно надежно защищает растения. У подорожника, земляники под снегом зеленые листочки сохранились. Под защитой снега проводят зиму мыши, полевки. От осинки к осинке бегут следы зверьков. Зайцы, лось, косуля, волк отдыхают на снегу. Хорошо, когда снежная зима. Декабрь хитрые узоры и на окнах рисует. В декабре наступают и оттепели.
Слова для справок: оттепель, косули, полевки.

Морозко.
Послала мачеха девушку в лес за хворостом. Мороз трещит. Ветер воет. Остановилась девушка под высокой елью. Вдруг послышался шум и треск. Это пролетел по ельнику Морозко. Он подошел к девушке. Она рассказала ему, кто послал ее в лес. Морозко попросил девушку сшить ему рубаху. Всю ночь она шила ее. Взглянул Морозко на рубашку, похвалил девушку за работу. Подарил он ей соболью шубку, повязал узорный платок, вывел на дорогу.
Слова для справок: подошел.

Встреча с рысью.
Однажды в воскресенье мы с друзьями отправились в лес на лыжную прогулку. Мы подъехали к просторной долине и осмотрели местность. Здесь мои друзья остановили машину. Мы пошли дальше по узкой тропке. Тропа петляла в ельнике. Мой товарищ заметил следы. Это были отпечатки лап крупной кошки. А вот и сама рысь. Она лежала на толстом суку. Зверь был весь иа виду. Дальше идти было опасно. Мы вернулись домой.
Слова для справок: заметил, на виду.

Зимняя ночь.
В лесу наступила ночь. По стволам и сучьям толстых деревьев постукивал морозец. С вершин ели хлопьями посыпался легкий серебристый иней. В темном высоком небе блестели яркие зимние звезды. Вот хрустнула и сломалась мерзлая ветка. Прокричал филин. В чаще что-то ухнуло и страшно захохотало. По алмазной скатерти снегов пробежали легкие ласки. Ласка - небольшое хищное животное из семейства куниц. Тихо пролетела над снежными сугробами сова. Как сказочный часовой, уселся на голом суку головастый серый совенок. В ночной темноте он всё слышит и видит.
(По И. Соколову-Микитову).

Зимой.
Зима завалила деревню пушистым снегом. Стояли мягкие серые дни. С верхушки старой ели сорвалась птица. Посыпался серебристый иней. Он белой пылью осел на куст сирени. В доме трещала печь. Пахло дымом. Порывы сильного ветра уносили запах дыма к речке. Группой шли женщины к проруби за водой. Над крутым обрывом разместилась старая беседка. Ступеньки ее поседели от инея. Мы взяли лопаты и расчистили дорожку к беседке. Показалось зимнее солнце. Природа ожила.
Слова для справок: пахло, расчистили.

Растите, елочки!.
Встретили Новый год. С елки сняли игрушки и понесли ее на улицу. По гладкой дорожке тянулся след от сухих иголок. Грустно было смотреть на это.. Прошла зима. Солнце стало согревать землю. На улице появились лужи. На площадке перед домом лежали елки. Пахло хвоей. Весь двор собрался сажать лесных красавиц. Взрослые рыли ямки. Дети приносили воду. Посадили деревца. Стоят елки на мягкой земле, как на пуховой подушке.
Растите, елочки!.

Приход зимы.
Погода была ужасная. Стояла поздняя осень. Осенний ветер нес над землей рваные клочья туч. Из них стал сыпать снег. Лес был гол. На поляне стояла одинокая рябина. Она тянулась к небу. Зимние пичужки с ярким оперением подлетели к рябине. Снегири и синицы медленно, с выбором начали клевать крупные ягоды. Они закидывали головки, вытягивали шейки и с трудом глотали. На белой скатерти снега появились первые следы. Наступала зима.
Слова для справок: пичужки, вытягивали.

Петр Павлович Ершов.
Наш волшебный ключ открыл замок волшебного книжного шкафа. Мы сняли с полки книгу "Конек-Горбунок". Это наша любимая сказка. Написал ее Петр Павлович Ершов. Ершов узнал эту сказку от рассказчиков, а потом кое-что сам придумал и рассказал все стихами. Ершов родился в сибирском селе Безруково, около Тобольска. Потом он жил в глухом сибирском местечке Березове. Ершов даже суровую сибирскую природу видел сказочной.
(По Е.Языковой).

Горшок каши.
Пошла девочка в лес за ягодами и встретила там старушку. Старушка подарила ей волшебный горшок. Он варил вкусную, сладкую кашу. Однажды девочка ушла из дома. Кашу стала варить мать. Она забыла волшебные слова. А горшочек все варил и варил кашу.
Горячая каша лилась рекой по улице. Это увидела девочка. Она вбежала в дом и произнесла волшебные слова. Горшок перестал варить. Кто ехал из деревни, тот проедал себе дорогу.
Очень каша была вкусна!.
(По сказке Братьев Гримм).

Диктант на тему совесть готовый

Сочинение рассуждение по тексту.

(1)Я даже не помню, как называлась та книга. (2)Помню только, что на коричневой обложке длинным зигзагом алел вымпел какого-то парусника. (3)Я не особенно любил читать, но с удовольствием давал книги из нашей домашней библиотеки своим одноклассникам. (4)Петька Солодков вытащил её из портфеля и положил на стол. (5)Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.
(6)— Санёк, спасибо за книгу! (7)Я всю ночь сегодня читал: не мог оторваться! — восхищённо улыбаясь, произнёс Петька и пожал мне руку.
(8)В это время в класс вошёл Колька Бабушкин — мой сосед по парте. (9)Носатый, долговязый, нескладный. (10)У него не было отца. (11)Его и маленькую сестрёнку воспитывала мать, истеричная, крикливая женщина, которая то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками её детей. (12)Но такое заступничество только усиливало наше презрительно-высокомерное отношение к её жалкому отпрыску.
(ІЗ)Увидев Бабушкина, все сурово умолкли, и, когда он кивком головы, улыбаясь, поздоровался с нами, никто даже не взглянул на него. (14)Он поставил изжёванный дерматиновый портфель на стол и вдруг увидел книгу. (15)Она лежала на его половине парты. (Іб)Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки.
(17)— Санёк, глянь! — толкнул меня Петька. (18)Я от возмущения разинул рот.
(19)Бабушкин пролистал книгу, и странная восторженная улыбка появилась на его лице. (20)0н посмотрел на нас и вдруг сказал:
(21)— Спасибо за подарок!
(22)— Положи книгу на место и не трогай чужого! — выйдя из оцепенения, прорычал я.
(23)Колька испуганно вздрогнул и выронил книгу. (24)Все засмеялись. (25)А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.
(26)— Просто у меня сегодня день рождения, и я подумал, что.
(27)Тридцать лет прошло с тех пор. (28)Когда я оглядываюсь назад и вижу, как много несчастий и бед окружают нас, я почему-то думаю, что всему виной не какие-то исторические закономерности, не какие-то высшие силы, а тот случай с книгой, когда я нечаянно разрушил огромный дом человеческой веры, когда я сделал больно другому и не нашёл в себе мужества исправить ошибку. (29)И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.
(30)А та книга. (31)Колёк, да я отдал бы тебе всю библиотеку! (32)Да мы бы всё тебе отдали. (ЗЗ)Но только он сгорел в танке под Кандагаром, в Афганистане, когда я учился на втором курсе университета. (34)Боль стала моей неразлучной спутницей, она смотрит на меня глазами долговязого восьмиклассника и терпеливо напоминает: человеческая жизнь коротка, можно не успеть, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать, и никогда не отнимай того, что у тебя просят.
(По В. Дроганову )

Вариант 1
Совесть — это некий контролёр, который следит за тем, чтобы плохих поступков в нашей жизни было как можно меньше. Совесть не даёт покоя, если ты соврал, смалодушничал, обидел кого-то. Особенно мучит она, если исправить сделанное уже невозможно.
Так, рассказчик в тексте В. Дроганова не позволил Кольке взять книгу (предл. 22), тем самым разрушив надежду одноклассника на то, что эта книга могла быть подарком ему на день рождения (предл. 25-26).
Совесть оживила это происшествие в памяти рассказчика, когда стало известно о гибели Кольки, и угрызения этого чувства не отпускают его в течение долгих лет (предл. 34).
Почему-то совесть даёт о себе знать, когда уже нельзя попросить прощения. После смерти моего дедушки я вспомнил немало эпизодов, когда я был с ним груб, невнимателен. Я с болью вспоминаю о них, и совесть не даёт мне покоя.
Поэтому я разделяю предостережение «никогда не жалей того, что можешь дать», ведь отчасти речь здесь идёт не только о не отданной Кольке книге, но и о душевном тепле, щедрости. Угрызения совести очень мучительны.


Вариант 2
Мы часто слышим выражение «жить с чистой совестью». Что оно означает? Совесть — это словно тетрадь учёта всех твоих поступков, в которой виднее и ярче всего проступают самые нехорошие, неприятные из них. Жить с чистой совестью — значит жить без сожалений, без острого желания исправить что-то из своего прошлого.
Совесть рассказчика в произведении В. Дроганова нечиста, и он не может простить себе обиды, которую нанёс ни в чём не виноватому однокласснику Кольке (предл. 34). Зачем он так резко поставил его на место и не позволил взять книгу? Почему причиной неприязни к однокласснику был только его внешний вид и заступавшаяся за него мать? Незаслуженно оскорблённый Колька, гонимый всем классом, погиб на войне, и попросить у него прощения нет никакой возможности.
Недавно на улице меня окрикнул незнакомый человек. Оказалось, я обронил кошелёк. Мужчина мог бы запросто оставить его себе, но не стал этого делать: ему не позволила совесть.
Я считаю, что нужно и важно всем жить по совести, потому что никто не хочет испытывать её муки.


Вариант 3
Чувство, не дающее человеку спокойно наблюдать за злом и несправедливостью, а также не позволяющее ему прощать собственное недостойное поведение называется совестью. Она позволяет сохранять человеческие качества в любой обстановке, но если кто-то идёт против неё, то совесть потом мучит его долгое время.
Именно о ней текст В. Дроганова: в течение десятилетий рассказчик не может себе простить унижение, которому он подверг одноклассника, не может жить спокойно, вспоми-ная, как грубо оборвал его, как пожадничал и не нашёл в себе великодушия исправить ситуацию (предл. 28, 34).
Однажды и я зло подшутил над своим одноклассником: выбросил в снег за окно его портфель. Портфель открылся в снегу, и всё его содержимое насквозь промокло. Однокласснику сильно досталось от родителей. Когда я узнал об этом, мне стало очень стыдно. Я понял, как глуп и жесток был мой проступок, и извинился перед одноклассником. Несмотря на то что он простил меня, я до сих пор чувствую уколы совести.
Действительно, стоит всегда помнить о том, что жизнь коротка и нужно прожить её достойно, по совести, чтобы не было больно и стыдно за совершённые проступки.

��Долг и совесть Вы узнаете, что такое моральный долг; общественный долг; совесть

Долг и совесть Вы узнаете, что такое моральный долг; общественный долг; совесть, слайд №1Долг и совесть Вы узнаете, что такое моральный долг; общественный долг; совесть, слайд №2Долг и совесть Вы узнаете, что такое моральный долг; общественный долг; совесть, слайд №3Долг и совесть Вы узнаете, что такое моральный долг; общественный долг; совесть, слайд №4Долг и совесть Вы узнаете, что такое моральный долг; общественный долг; совесть, слайд №5Долг и совесть Вы узнаете, что такое моральный долг; общественный долг; совесть, слайд №6Долг и совесть Вы узнаете, что такое моральный долг; общественный долг; совесть, слайд №7Долг и совесть Вы узнаете, что такое моральный долг; общественный долг; совесть, слайд №8Долг и совесть Вы узнаете, что такое моральный долг; общественный долг; совесть, слайд №9Долг и совесть Вы узнаете, что такое моральный долг; общественный долг; совесть, слайд №10Долг и совесть Вы узнаете, что такое моральный долг; общественный долг; совесть, слайд №11Долг и совесть Вы узнаете, что такое моральный долг; общественный долг; совесть, слайд №12Долг и совесть Вы узнаете, что такое моральный долг; общественный долг; совесть, слайд №13Долг и совесть Вы узнаете, что такое моральный долг; общественный долг; совесть, слайд №14Долг и совесть Вы узнаете, что такое моральный долг; общественный долг; совесть, слайд №15Долг и совесть Вы узнаете, что такое моральный долг; общественный долг; совесть, слайд №16Долг и совесть Вы узнаете, что такое моральный долг; общественный долг; совесть, слайд №17Долг и совесть Вы узнаете, что такое моральный долг; общественный долг; совесть, слайд №18Долг и совесть Вы узнаете, что такое моральный долг; общественный долг; совесть, слайд №19Долг и совесть Вы узнаете, что такое моральный долг; общественный долг; совесть, слайд №20Долг и совесть Вы узнаете, что такое моральный долг; общественный долг; совесть, слайд №21Долг и совесть Вы узнаете, что такое моральный долг; общественный долг; совесть, слайд №22Долг и совесть Вы узнаете, что такое моральный долг; общественный долг; совесть, слайд №23

 Долг и совесть Вы узнаете, что такое моральный долг; общественный долг; совесть

Слайд 1

 Словарный диктант Качество, противоположное злу Качество, необходимое для выполнения любого поручения Величайшее чувство доступное человеку Отвага, решительность, самопожертвование в критической обстановке

Слайд 2

 Добро Ответственность Любовь Героизм

Слайд 3

 Что такое долг? Долг – это осознание человеком необходимости исполнения моральных норм

Слайд 4

Долг и совесть Вы узнаете, что такое моральный долг; общественный долг; совесть, слайд №5

Слайд 5

 Моральный долг – принятие моральных норм, свободное и добровольное их выполнение. Человек долга добровольно принимает на себя обязательства по отношению к себе и другим. Моральный долг = моральные обязанности

Слайд 6

Долг и совесть Вы узнаете, что такое моральный долг; общественный долг; совесть, слайд №7

Слайд 7

 Работа с документами

Слайд 8

 Моральные обязанности Исполнять установленные в обществе моральные нормы. Как вы это понимаете?

Слайд 9

 Говорить правду – норма добродетельного человека, его долг.

Слайд 10

 Уважать других людей и их права.

Слайд 11

 Бескорыстная помощь другим людям.

Слайд 12

 Моральной обязанностью является благодарность.

Слайд 13

 Моральная обязанность родителей – заботиться о детях.

Слайд 14

 Долг – заботиться о больных и пожилых людях.

Слайд 15

 Профессиональный долг связан с выполнением служебных обязанностей.

Слайд 16

 Патриотический долг – защита Родины, забота о её процветании.

Слайд 17

 Совесть- глубокое осознание своего долга и ответственности, внутренний моральный самоконтроль и самооценка человека

Слайд 18

 Работа с текстом учебника Как вы можете объяснить поступок Я.Корчака? Можно ли его поступок назвать выполнением общественного долга?

Слайд 19

 Работа с цитатами Человеку дается не только жизнь один раз, но и совесть. А.И. Солженицын(1918-2008)-русский писатель. Совесть может преисполнять нас страхом, так же как может преисполнять уверенностью и душевным спокойствием. Монтень(XVIв.)- французский философ Как вы понимаете данные цитаты?

Слайд 20

 Чувство долга – это когда человек изнутри чувствует и понимает, что он должен сделать нужное и полезное для других.

Слайд 21

 Итог урока

Слайд 22

 Домашнее задание Параграф 6. Задания 5,6, с52

Слайд 23