Погода в Санкт-Петербурге | Pogoda78.ru

15:12Понедельник10 Ноября
Главная » Статьи » Диктанты — Н и нн в прилагательных и причастиях. Текст диктанта на отработку правила н и нн в разных частях речи

Диктанты — Н и нн в прилагательных и причастиях. Текст диктанта на отработку правила н и нн в разных частях речи

Диктанты — Н и нн в прилагательных и причастиях. Текст диктанта на отработку правила "н и нн в разных частях речи"

Один из видов творческих работ на уроках русского языка - создание текстов, насыщенных словами с определенными орфограммами. Работать с ними можно по-разному: вставлять буквы, диктовать соседу по парте или всему классу, можно сделать интерактивный диктант. Обычно мы устраиваем конкурс таких текстов. Критерии оценивания: уровень сложности, насыщенность нужными орфограммами, смысловая связность, художественные достоинства. Вот пример такого диктанта.

Галлюцинации на тему "н и нн"

Они шли вперед, еле-еле волоча ноги, изнуренные, замученные и иссушенные палящим безжалостным солнцем. Пустынно было лишенное облаков, крашенное одной ярко-голубой краской небо, а под ним царственно и безмолвно раскинулась песчаная бесконечная пустыня. Ноги тонули в тоннах мелкого, шершавого, будто просеянного через деревянное плотное сито песка, сонно, лениво и величественно пересыпающегося накладывающимися друг на друга слоями. Погода стояла душная, безветренная, бесконечно длинно и медленно тянулся день. Не попадалось никакой живности вокруг, лишь иногда показывались скорпионы и невиданной расцветки пустынные змеи. Воды не было совсем.

Четыре дня назад их джип-внедорожник, нахваленный шулерами маркетинга, навечно и беспричинно заглох в одной из песчаных дюн. Передовые мобильные телефоны наотрез отказывались работать, и даже GPS от жары заглючил: то показывал маршрут, направленный строго по кругу, то определял свое местоположение где-то в районе осенней, дождливой Москвы, как бы озвучивая общее желание вернуться на желанную, родную, но недосягаемую родину. Сначала все крепились: побросали в погибшую машину кожаные куртки, захватили наполненные провиантом и вещами сумки, выложив из них непонятно зачем взятые с собой вязаные шапки - зачем они вообще в Египте нужны? И отправились в путь, надеясь скоро наткнуться на туристическую группу или выйти в город. Но не вышло.

Вода закончилась в конце того же злополучного дня. Кто-то неумело пошутил о том, что можно собрать кактусов, но вскоре шутка была воспринята всерьез. Однако жеваный кактус ни голода, ни жажды не утолил. Начались галлюцинации. Не привыкли, однако, москвичи к такой жаре и столь экстремальным условиям. Одному чудились оазисы на каждом шагу, второй вполголоса мечтал о жаренной с укропом домашней картошке, третий грезил о кипяченом деревенском молоке.

Третья ночь встретила их умиротворяющей прохладой, подобной смоченной в уксусе повязке, наложенной на лоб больного в горячке. А когда бред немного поутих и они снова продолжили путь, багряное солнце зари, солнце, которое они столько раз успели возненавидеть, осветило пики построенных древними египетских пирамид, усыпальниц фараонов. Осветило караван дремлющих верблюдов и самодельные палатки более благоразумных и удачливых туристов. Осветило их спасение.
Воробьева Анастасия, 10б класс

Одной из специфических особенностей уроков русского языка является большой объём работы, которую необходимо осуществить для приобретения соответствующих умений и навыков, а также характер этой работы: кропотливое выполнение упражнений, переписывание из учебника иди другой учебной книги дидактического материала с одновременным выполнением каких-либо заданий. Совершенствование методики преподавания русского языка с использованием компьютера как технического средства обучения позволяет интенсифицировать процесс обучения: повысить темп урока, увеличить долю самостоятельной работы учащихся. Особенно эффективно использование компьютера для тренинга и контроля за усвоением знаний и навыков учащихся. А как же я использую компьютеры на своих уроках русского языка?! В качестве примера я хочу описать урок, проведённый в 7 классе по теме “Н и НН в причастиях и прилагательных”. Этот урок проводился как урок зачёт с применением компьютера. Работа строилась так. Я традиционным способом объяснила сначала условия правописания н, нн в причастиях и прилагательных. Затем перешла к опорному конспекту по этой теме. Так как с этой темой мы встречались раньше, то опорный конспект рассказала одна из учениц класса. На парте перед каждым учеником лежали перфокарты. В течение урока ученик должен был сделать работу и на перфокарте, и на компьютере. Была создана экспертная группа, которая проконтролировала результаты работы учеников, так один учитель справиться с этим не сможет. Результаты заносились в табло оценок. В результате у ученика было две, три оценки: за устный ответ(если отвечал), за перфокарту, за компьютер. Каждая программа на компьютере состоит из трёх автономных блоков: обучающего, тренировочного и контролирующего. Любой из этих блоков может быть использован как самостоятельное педагогическое программное средство и органически, впитаться в канву традиционно проводимого урока путём выбора меню, предложенного на экране монитора перед началом работы.

  1. Вооружение школьников технологией, позволяющей достичь высокой грамотности в написании слов с-н- и -нн-
  2. Обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении данной темы.
  3. Воспитание культурного навыка работы со справочными пособиями различных видов как основы для дальнейшей самостоятельной деятельности в старших классах.

Первый этап. Орг. Момент: вступительное слово учителя.

Второй этап. Повторение пройденного: презентация с правилами, фронтальный опрос можно провести в виде форума.

Когда в прилагательных пишется нн ?

Назовите исключения из этих правил.

Как отличить отглагольные прилагательные с суффиксом -н- от причастия с -нн- ?

Какие исключения в правописании отглагольных прилагательных вам известны?

Как пишутся суффиксы с н и нн в кратких формах прилагательных и причастий?

Сколько н пишется в наречиях и существительных, образованных от прилагательных и причастий?

Третий этап. Работа с опорным конспектом, подготовленным в word.

Четвёртый этап. Применение полученных теоретических званий на практике.

Экспресс-диктант (в 1-м столбике запишите номера слов с н , во 2-м - с нн ).

Размешанн ые краски

Бесценн ая вещь

Выкрашенн ые лавки

Поляна освещен а

Ткан ый узор

Туристы размещен ы

Комиссия образован а

Румян ые лица

Свин ые окорока

Некрашен ая ткань

Писан ая красавица

Тетрадь исписан а

Кожан ый портфель

Ветрен ый день

Ветрян ой двигатель

Безветренн ый день

Рассеянн ый мальчик

Нечаянн ая ошибка

Работа экстренной группы: 18 баллов – 5, 17-16 баллов 4, 15-14 баллов – 3.

Пятый этап. Алгоритм правописания –н- и –ин- в прилагательных и причастиях.

Образуйте от существительных и глаголов прилагательные по образцу:

кожа - кожан ый: песок, рожь;

барабан - барабанн ый: брань, ураган, карман, туман, весна, манна, рань;

глина - глинян ый: береста, вода, жесть, смола, шерсть, торф;

вязать - вязан ый: драть, звать, путать, тесать, ковать, жевать, резать, стирать;

валять - валян ый: веять, паять, сеять, стрелять.

графически объясните написание н и ин в словах:

кошен ый луг - некошен ый, скошенн ый и кошенн ый по росе луг;

выкрашенн ый забор - крашеный - давно не крашеный - некрашеный;

неткан ая скатерть - тканн ая золотом - сотканн ая - несотканн ая;

ранен ый воин - раненн ый в бою - легкоранен ый - поранен ы плугом;

жжен ый сахар - полусожженн ая рукопись - выжженн ая пустыня.

проведите выборочный диктант с объяснением. Выпишите в два столбика слова с н и нн.

Старый Мазай любит до старости свой низменный край (Н. Неркасов). 2) Дорога лежала через бывшее ржаное поле. З) Торжественным маршем вступила на землю весна. 4) Тянуло в каменные корпуса, где пахло машинным маслом. 5) Ранняя суровая зимняя заря проступала сквозь мертвенную дымку (А. Фадеев). б) Ни санного, не звериного следа не было видно. 7) Послышался стук лошадиных копыт: выводили из конюшни вороного коня. 8) Станица обнесена земляным валом (Л. Толстой). 9) Настя была столь же ветрена, как и её барышня (А. Пушкин). 10) Ночь была безветренная.

Составьте и запишите диктант из слов-исключенний на все случаи данной темы.

Спишите, образуйте от данных слов с помощью суффиксов -ость- , - ний- , -ений- существительные, обозначьте орфограммы.

Вставьте пропущенные буквы, найдите слова с суффиксами, выделите суффиксы.

Каме_ый, сви_ой, рья_ый, мороз_ый, осе_ий, дли_ый, ю_ый, весе_ий, ра_ий, со_ый, шабло_ый, бето_ый, накло_ый, пр_ый, румя_ый, племе_ой, гости_ый, революцио_ый, воро_ий, пога_ый.

Объясните разницу в написании однокоренных слов.

Все мои друзья образованн ы. Комиссии уже образован ы.

Лица солдат суровы и озабоченн ы. Мы были озабочен ы зачётом.

Сборы прошли организованн о. Организован о хорошее питание.

Шерсть вся запутан а котенком. Эта история запутан а и неясна.

Море взволнован о бурей. Говорил взволнованн о, горячо.

Таких заданий на одного ученика около 5. Учащиеся должны правильно поставить или нет н в причастия и прилагательные. Компьютер как бы вместе с учеником проходит путь усвоения умений и навыков правильного написания. Он как бы призывает учащихся работать совместно. “Прекрасно! Верный ответ”, - говорит компьютер при правильном ответе. А на неправильный ответ он “реагирует” звуковым сигналом и мигает слово “Ошибка!”. Если учащийся допустил ошибку, то спустя заданное время компьютер высвечивает на экране правильную запись словосочетания, в котором была допущена ошибка. По окончании работы выставляется оценка по 5 бальной системе. Шкала оценок соответствует принятым в педагогической практике нормам. При работе на компьютере ученику приходятся быть внимательным и постоянно анализировать, используя определённые умственные операции. Так как компьютеров на каждого ученика не хватает, то учащиеся у меня на таких уроках работают поочерёдно. Часть ребят работают на компьютерах, часть - делают перфокарты, затем меняются. Обмениваются перфокартами, ставят друг другу отметки, которые вносятся экспертной группой в табло. Табло сдаётся мне, и я на его основании ставлю отметки в журнал. Как я уже говорила, на своих уроках я применяю перфокарты. Их я делаю многоразового использования. Они находятся внутри тонкой пластиковой плёнки. Учащиеся работу выполняют на плёнке. Во время следующей работы предыдущие задания просто стираются.

Шестой этап. Контроль усвоения пройденного материала.

Задание 1. Запишите рядом с полной формой краткие формы прилагательного.

Образец: румяный - ребёнок румян, девочка румяна, дитя румяно.

Несравненный, единый, ценный, революционный, пустынный, современный.

Слов с помощью прилагательных, от которых они образованы.

Образец: масленица - масленый (блин).

Непринуждённость, бешено, бесцеремонность, жизненно, доверенность, гостиница, ветрено, лиственница, карманник, таможенник, родственник.

Задание 1. Вставьте н и нн , выделите суффиксы.

Телефо_ый разговор, настоль_ый теннис, земля_ая насыпь, журавли_ый крик, урага_ое предупреждение, беспричи_ое опоздание, искус_ый оратор, искусстве_ый алмаз, сезо_ая работа, цели_ый район, серебря_ая нить, деревя_ая солонка.

Задание 2. Образуйте от данных прилагательных их краткую форму в женском роде.

Неожиданный, священный, ветреный, пустынный, длинный, румяный, юный, искусный, раненый, образованный, искусственный.

Задание 1. Замените данные словосочетания синонимичными выражениями, выделите суффиксы.

Образец: время революции - революционное время.

Командир дивизии, автобус для экскурсии, треугольник с равными сторонами, комиссар батальона, азарт дискуссии, знак пунктуации, сбор по традиции, день с ветром, институт информации.

Задание 2. Объясните написание н и нн по образцу.

Образец: копчёность - копчёный.

Смышлёность, воспитанник, мудреность, масленица, избранник, туманность, путаница, запутанность, ремесленник, юность.

Задание 1. Превратите причастия в прилагательные.

Образец: печенная в золе рыба - печеная рыба, позолоченное кольцо - золоченое кольцо.

Квашенная в бочке капуста, побеленный потолок, растопленное масло, груженная лесом баржа, вымощенная улица, раненный в руку воин, давно не крашенные волосы, незасеянное поле, посаженные детьми кусты.

Задание 2. От данных слов образуйте наречия с помощью суффикса –о-

Бешеный, самонадеянный, торжественный, масленый, ветреный, буйный, безымянный, безветренный, организованный, продуманный, неслыханный.

Задание 1. Образуйте краткую форму, выделите орфограмму.

Спутанные волосы, рассыпанные бусы, перекрашенные чулки, художественные произведения, многочисленные огни, стриженые волосы, данные слова, юные существа, образованные юноши, сосредоточенные лица.

Задание 2. Превратите прилагательные в страдательные причастие, добавив либо зависимое слово, либо приставку.

Моченые яблоки, раненая птица, стеганая куртка, крашеные волосы, соленая рыба, нестриженые дети, жженый уголь, некормленый скот.

Задание 1. Вставьте н или нн , объяснив свой выбор.

Краше_ый в синий цвет, посаже_ый под икону гость, посаже_ый отец,

Прида_ое невесты, улицы пусты_ы, прида_ый командарму, сви_ые туши, движения царстве_ы, давно не краше_ые волсоы, смышле_ые дети.

Задание 2. Запишите все исключения по теме “Н и НН в прилагательных”.

Задание 1. Образуйте от данных глаголов краткие причастия и наречия, составьте словосочетания и запишите их.

Образец: запутать - шерсть запутана, говорить запутанно.

Организовать, сосредоточить, оживить, заслужить, напрячь, вдохновить, возбудить, рассеять, взволновать, осудить.

Задание 2 Подчеркните слова с суффиксом –онн-.

Сезонный, радиационный, бездонный, композиционный, революционный, бульонный, законный, бессонный, неугомонный, комиссионный, наклонный, шаблонный, инерционный, вагонный, бетонный, реакционный, операционный.

Задание 1. Объясните написание следующих слов (покажите графически).

Кошеный луг - нескошенный луг

Крашеное изделие - давно не крашенный забор

Плетенная умельцем корзина - корзина не сплетена

Купленный хлеб - раненый солдат

Данный пример - тканый узор

Полусожженная рукопись - полувяленая рыба

Мороженое мясо - незамороженная ягода

Задание 2. Запишите слова-исключения по теме “Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных”.

Задание 1. Образуйте прилагательные от существительных и глаголов, данных в скобках, запишите с ними словосочетания, объясните графически н или нн .

(Дискуссия) вопрос, (ветер) молодой человек, (без ветра) погода, (вагон) мастер, (вдохновение) музыка, (газифицировать) район, (пчела) воск, (делать) испуг, (ткать) ковер, (семена) фонд, (орел) взгляд, (воробей) чириканье, (дивизия) медсанбат, (не ждать) визит.

Задание 2. Объясните написание н или нн .

Решения обдуманны (верны) - все ходы обдуманы

Взгляды устремлены вдаль - движения устремленны (решительны)

Бумаги направлены в суд - двигать направленно

Задание 1. Образуйте от глаголов причастия и прилагательные.

Образец: белить - беленый, давно не беленные стены.

Квасить, косить, мостить, плавить, студить, топить, учить.

Задание 2. Объясните написание по образцу: тканный золотом платок (есть зависимое слово).

Спрятанное мороженое, запутанное дело, путаная история, юный шахматист, история запутанна, нерешенная задача, нетканый материал, золоченая нить, неразгаданная тайна, слоеный пирог, кипяченая вода.

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, распределите в две колонки с н и нн.

Смуще_ый ю_оша, беше_ый пес, квалифицирова_ый работник, кова_ая решетка, выполне_ая работа, журавли_ый крик, око_ые рамы, смышле_ый малыш, непаха_ые поля, суше_ые на солнце грибы, ветря_ой двигатель, безветре_ая погода, поране_ый палец, жела_ый день.

Задание 2. Рядом с полными причастиями и прилагательными запишите краткие.

Рассеянные ветром тучи -

Задание 1. Спишите, вставляя буквы, объясняя орфограммы.

Лица моряков озабоче_ы и серьезны; кваше_ая капуста; мы ограниче_ы во времени; вышли организова_о; озабоче_ы состоянием больного; кваше_ы в бочке; вести себя сдержа_о; подростки неуравновеша_ы и вспыльчивы; неуравновеше_ость и несдержа_ость; невыпече_ый хлеб; невести_о прида_ое; пече_ая тыква.

Задание 2. Составьте и запишите предложения или словосочетания со словами:

Воспитаны - воспитанны, изолированы - изолированны, спаяны - епаяннм, рассеяны - рассеянны, сдержаны - сдержанны.

Контрольный словарный диктант

Зеленый лес, масляный двигатель, масленый блин, оловянный солдатик, ветреный день, жженый сахар, нечаянный успех, балованный ребенок, свиной хвост, жеванный- изжеванный лист, подкованный конь, неожиданный успех, прийти нежданно-негаданно, невиданный рассвет, неслыханная весть, медленный ход, невестино приданое, нетканая скатерть, смышленый малец, полувяленая рыба, долгожданный визит, кожаный плащ, свежевыкрашенный забор, легковерный зверь, ветряная мельница, беспрестанный дождь, сожженное письмо, ломаная линия, кипяченая вода, замечание ценно, искусственный мед, печеное яблоко, недоеные коровы, сеченные градом поля, названный брат, раненный в грудь, странный случай, целинный урожай, подлинная история, миллионный житель, истинные ценности, валяная обувь, стреляный воробей, подлинная истина, дети рассеянны и невнимательны, тучи рассеяны, пахнет пряно шафраном, румяная именинница, полынные заросли, отчаянный юноша, бешено бьющееся сердце, государственные таможенники, чеканный шаг, рваная рана.

Седьмой этап. Подведение итогов экспертной группой, выставление баллов в табло результатов.

Восьмой этап. Домашнее задание.

Но я хочу отметить, что работу с компьютером в преподавании русского языка нужно рассматривать как дополнение к традиционным приёмам и методам обучения. Он не может полностью заменить учителя. Ведь за учителем остаётся ведущая роль “режиссера” урока и всего процесса обучения, а компьютер является лишь помощником, методическим инструментом наряду с другими средствами обучения.

I. Деревянная игрушка, кожаная сумка, серебряные ложки, глиняная посуда, костяная ручка, платяной шкаф, шерстяной костюм.

Овсяный кисель, ржаной хлеб, масляная краска, ледяная вода, стеклянная ваза, земляной пол, песчаный берег, полотняная простыня, льняная скатерть.

Старинные часы, картинная галерея, машинная вязка.

Гуманный день, ураганный ветер, постоянный посетитель, странный вопрос.

Лебединая песня, утиное яйцо, гусиный клюв, куриный бульон, звериный крик, мышиный писк, пчелиный рой. (60 слов)

II. Глиняный кувшин; глинистая почва.

Земляной вал; землистый цвет лица.

Серебряное кольцо; серебристый свет луны.

Каменная лестница; каменистый путь.

Горный воздух; гористая местность. (22 слова)

Задание . Объясните разницу в данных однокоренных прилагательных.

Мы решили отправиться на ярмарку. Дорога шла по берегу извилистой речки и была такая песчаная, что ехать было тяжело. Погода была теплая, но ветреная. Мы проезжали мимо старой ветряной мельницы. Недалеко от фабрики жестяных изделий прокладывают железную дорогу. Земляные работы в основном уже закончены.

Мы переправились через узенькую речку и стали бродить по ярмарке. По краям площади разместились возы с глиняными кувшинами, кружками и деревянными ложками. В палатках продавали стеклянную и фаянсовую посуду. В одной палатке торговали кавказскими товарами: шелковыми платками, серебряными браслетами, кожаной обувью. Рядом шла бойкая торговля ситцевой материей, полотняными скатертями. (95 слов)

Указание . Обозначьте графически условия выбора букв н и нн в суффиксах прилагательных.

I. 1. Среди новых деревянных домов выделялась заброшенная избенка с соломенной крышей. 2. Пол в избе был глиняный. 3. При постройке дороги возводили песчаные насыпи. 4. Производственная практика студентов закончилась. 5. Машинное масло разлили в масленки. 6. Тюмень славится нефтяными богатствами. 7. Дети игра пи оловянными солдатиками.

II. Самое древнее изображение кожаного мяча относится к 2500 году до нашей эры и обнаружено на острове Самофракия в Эгейском море. Мяч нарисован на глиняной табличке, он составлен из отдельных клиньев кожи, как наш современный мяч. Это говорит о том, что спортивные игры, родственные футболу, были знакомы еще древним грекам.

III. Люди давным-давно устроили над чистым ключом деревянный низкий сруб, на котором висел берестяной ковшик. Каждый мог подойти и напиться холодной ключевой воды. (С.-М.) (110 слов)

Словарный диктант

Башенный кран; каменная ограда, именной список; искренняя радость; родственные отношения; искусственный лед; соломенная шляпа; старинный романс; пламенный вихрь; доменная печь; жизненный вопрос; лиственный лес; обеденный перерыв.

Авиационный завод; пенсионный возраст; традиционный слет; экскурсионное бюро; операционный блок; комиссионный магазин; реакционные взгляды; редакционные поправки. (42 слова)

Текст для диктанта на тему причастие

Разряды причастий

Обучающие диктанты

1. Зевс Олимпийский — одно из чудес света

Величаво восседал Зевс на своём роскошном троне. В правой руке он держал маленькую фигурку крылатой богини Ники, которая, казалось, только что слетела с вершины Олимпа. Левой рукой он опирался на жезл, украшенный фигурой священного орла. На голове Зевса сиял золотой венец из ветвей масличного дерева. Струящиеся волосы и борода оттеняли его спокойное, прекрасное лицо. Через обнажённый торс был перекинут золотой плащ, украшенный изображениями лилий, звёзд и животных. Плащ свободными складками спадал на колени. Ноги Зевса, одетые в сандалии, покоились на скамеечке, поддерживаемой по краям золотыми львами. Голова, торс, руки Зевса и фигура Ники были сделаны из слоновой кости.

Всё остальное: венец, одежда, сандалии Зевса, священный орёл, венок Ники — из чистейшего золота. (А Домашнее, Т. Дроздова.)

(112 слов. Прописная буква. Приставки. Однородные члены после обобщающего слова.)

Задание Выпишите сочетания причастий с определяемыми словами. Укажите все морфологические признаки причастий. От каких глаголов они образованы? Подчеркните причастные обороты как члены предложения. Для справок. Торс — туловище человека.

2. Чрево Москвы

Охотный ряд получил своё название ещё в те времена, когда здесь разрешено было торговать дичью, приносимой подмосковными охотниками.

Впереди лавок, на площади, вдоль широкого тротуара, стояли переносные палатки и толпились торговцы с корзинами и мешками, наполненными разнообразными продуктами. Ходили охотники, обвешанные утками, тетёрками, зайцами. У баб из корзин торчали головы кур и цыплят, в мешках визжали поросята, которых продавцы, вынимая из мешка, чтобы показать покупателю, непременно поднимали над головой, держа за связанные задние ноги. На мостовой перед палатками сновали пирожники, блинники, торговцы гречневиками, жаренными на постном масле. Сбитенщики разливали, по копейке за стакан, горячий сбитень — любимый тогда медовый напиток, согревавший извозчиков и служащих, замерзавших в холодных лавках. (В. Гиляровский.)

(107 слов. Суффиксы существительных. Наречия. Причастные обороты.)

Задание Обозначьте суффиксы причастий и укажите, от каких глаголов они образованы. Подчеркните причастные обороты. Укажите условия их обособления.

Контрольный диктант

В два часа ровно коляска, запряжённая шестью лошадями, въехала во двор и покатилась около густо-зелёного дернового круга. Старый Берестов взошёл на крыльцо с помощью двух лакеев Муромского. Вслед за ним сын его приехал верхом и вместе с ним вошёл в столовую, где стол был уже накрыт. Муромский принял соседей своих как нельзя ласковей, предложил им осмотреть перед обедом сад и зверинец и повёл по дорожкам, тщательно выметенным и усыпанным песком. Старый Берестов внутренне жалел о потерянном труде и времени на столь бесполезные прихоти, но молчал из вежливости. (А. Пушкин.)

(87 слов. Приставки. Безударные проверяемые и непроверяемые гласные в корнях. Суффиксы причастий. Причастные обороты.)

Краткие причастия

Обучающие диктанты

Не все огороды на селе строги, деловиты, незыблемы. Если крестьянская изба напоминала своим ликом хозяина, то огород — хозяйку: он свидетельствовал о её характере и сноровке.

У хорошей хозяйки огород что светлица. Грядки к грядкам ровненькими нарядными половиками расстелены. Морковные гряды присыпаны опилками, чтобы тля всякая не портила, и поднимаются сдобными пирогами. Борозды меж гряд глубокие, всё посажено к месту, всё рядком да ладком. Если овощи водолюбивы, то посажены поближе к воротцам; а которые от дождя вырастут, те — подальше, чтоб не мять их лишний раз, не топтать зря землю и борозды. (По В. Астафьеву.)

(90 слов. Удвоенные согласные. Приставки. Звонкие согласные перед глухими. Падежные окончания. Тире в неполном предложении.)

Задание Найдите причастия в краткой форме, определите их синтаксическую функцию. Обозначьте орфограмму "Н в кратких страдательных причастиях".

5. Мавзолей в Галикарнасе — одно из семи чудес света

Представьте себе огромную ступенчатую пирамиду, сделанную из роскошного белоснежного мрамора, расположенную на широком прямоугольном возвышении. Представьте также, что пирамида примерно на половине своей высоты рассечена горизонтальной плоскостью, её верхняя часть приподнята, и между обеими частями встроен греческий храм. Таким образом, низ пирамиды служит как бы громадным цоколем, а верх её — пирамидальной крышей.

Нижняя часть, состоящая из двадцати трёх широких ступеней, являлась торжественной, парадной лестницей, ведущей со всех четырёх сторон к храму. Тридцать стройных, ослепительно белых колонн окружали святилище храма и несли его пирамидальную крышу. На самом её верху стояла изваянная Пифием громадная каменная квадрига — колесница, запряжённая четвёркой лошадей. Она была пуста. Это означало, что управляющего квадригой в этом мире больше нет, что он уже находится в царстве теней. (По А. Домашневу, Т. Дроздовой.)

(123 слова. Приставки. Гласные после шипящих и ц. Сложные прилагательные. Буквы нн в прилагательных. Числительные. Причастные обороты.)

Задание Подчеркните краткие страдательные причастия, определите их синтаксическую функцию. Выпишите сочетания существительных с полными страдательными причастиями и трансформируйте их в сочетания с краткими страдательными причастиями. Что при этом изменилось у причастий?

нн в причастиях и прилагательных

Обучающие диктанты

6. Спасённый скворец

Однажды балованный кот кабатчицы, хитрый сластёна и подхалим, дымчатый, золотоглавый любимец всего двора, притащил из сада скворца. Бабушка отняла измученную птицу и стала упрекать кота: «Бога ты не боишься, злодей подлый!»

Скворцу, отнятому у кота, бабушка отрезала сломанное крыло, а на место откушенной ноги ловко пристроила деревяшку и, вылечив птицу, начала учить её говорить. (По М. Горькому.)

(54 слова. Приставка при-. Безударные гласные в корнях. Суффиксы существительных и прилагательных.)

Задание Обозначьте орфограмму "ни в причастиях и отглагольных прилагательных". От каких глаголов образованы эти слова? Определите род существительного сластёна в тексте.

7. Игральная комната

Детские комнаты в доме графа Листомирова располагались на южную сторону и выходили в сад. В одной из комнат вся южная часть стен была заставлена игрушками.

Пёстрые английские раскрашенные тетрадки и книжки, кроватки с куклами, картинки, комоды, маленькие кухни, фарфоровые сервизы, овечки и собачки на катушках обозначали владения девочек. Столы с оловянными солдатами, картонная тройка серых коней, с глазами страшно выпученными, увешанная бубенчиками и запряжённая в коляску, большой белый козёл, казак верхом, барабан и медная труба обозначали владения мальчиков. Комната эта так и называлась игральной.

В среду, на Масленицу, в игральной комнате было особенно весело. (Д. Григорович.)

(94 слова. Приставки. Суффиксы существительных и глаголов.)

Задание Обозначьте орфограмму нн в причастиях и прилагательных». Определите, как образованы слова с этой орфограммой.

Некоторые родники были очень сильны и вырывались из середины горы, другие били и кипели у её подошвы, некоторые находились на косогорах и были отделаны деревянными срубами с крышей. В срубы были вдолблены широкие липовые колоды, наполненные такой прозрачной водой, что казались пустыми. Вода по всей колоде переливалась через край, падая по бокам стеклянною бахромой. Я видел, как приходили крестьянки с вёдрами, оттыкали деревянный гвоздь, находившийся в конце колоды, подставляли ведро на большие каменные плиты под струю воды. В одну минуту оба ведра были наполнены. (По С. Аксакову.)

(84 слова. Приставки. Суффиксы существительных и прилагательных. Причастный оборот. Сложные предложения.)

Задание Обозначьте орфограмму нн в причастиях и прилагательных». Определите, от каких основ образованы слова с этой орфограммой.

Проверочные диктанты

9. Лубянская площадь

Огромный двор был застроен оптовыми лавками, где торговали сезонным товаром: весной — огурцами и зеленью, летом — ягодами, осенью — плодами, а зимой — мороженой рыбой и круглый год — живыми раками, которых привозили с Дона в огромных плетеных корзинах.

Когда-то, ещё в крепостные времена, на Лубянской площади появился деревянный балаган с немудрёным зверинцем и огромным слоном. Вдруг по весне слон взбесился, вырвал из стены брёвна, к которым был прикован цепями, и начал разрушать здание, победоносно трубя и нагоняя страх на окружившие площадь толпы народа. Слон, раздражённый криками толпы, старался вырваться. Пришлось вмешиваться полиции.

Теперь на этом месте находится Политехнический музей. (По В. Гиляровскому.)

(100 слов. Приставки. Суффиксы существительных и прилагательных. Глаголы на тъся. Сложные предложения.)

Задание Обозначьте орфограмму «Я и нн в причастиях и прилагательных». Определите, как образованы слова с этой орфограммой.

10. Изумрудный город

На следующее утро, после нескольких часов пути, друзья увидели на горизонте слабое зелёное свечение. «Это, должно быть, Изумрудный город», — сказала Элли.

По мере того как они шли, сияние становилось ярче и ярче, но только после полудня путники подошли к высокой каменной стене ярко-зелёного цвета. Прямо перед ними были большие ворота, украшенные огромными изумрудами, сверкавшими так ярко, что они ослепляли даже нарисованные глаза Страшилы. У этих ворот кончалась дорога, вымощенная жёлтым кирпичом, которая так много дней верно вела их и наконец привела к долгожданной цели.

У ворот висел колокол. Элли дёрнула за верёвку, и колокол ответил глубоким серебристым звоном. Большие ворота медленно открылись, и путники вошли в сводчатую комнату, на стенах которой блестело бесчисленное множество изумрудов. (А. Волков.)

(114 слов. Приставки. Корни с чередующимися гласными. Гласные после шипящих. Суффиксы прилагательных. Сложные прилагательные. Сложные предложения.)

Задание Обозначьте все изученные орфограммы в прилагательных и причастиях.

Контрольный диктант

11. Родной двор

Через десять минут въехал он [Владимир] на барский двор. Он смотрел вокруг себя с волнением неописанным. Двенадцать лет не видел он своей родины. Берёзки, которые при нём только что были посажены вдоль забора, выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращён был в некошеный луг, на котором паслась опутанная лошадь. (А. Пушкин.)

(62 слова, Ь и ъ. Суффиксы прилагательных и причастий. Числительные. Не с прилагательными.)

Не с причастиями

Обучающий диктант

12. Неудачная охота

В сие время заяц выскочил из лесу и побежал полем. Берестов и стремянный закричали во всё горло, пустили собак и следом поскакали во весь опор. Лошадь Муромского, не бывшая никогда на охоте, испугалась и понесла. Муромский, провозгласивший себя отличным наездником, дал ей волю и внутренне доволен был случаем, избавлявшим его от неприятного собеседника. Но лошадь, доскакав до оврага, прежде ею не замеченного, вдруг кинулась в сторону, и Муромский не усидел. Упав довольно тяжело на мёрзлую землю, лежал он, проклиная свою куцую кобылку, которая, как будто опомнясь, тотчас остановилась, как только почувствовала себя без седока. (А. Пушкин.)

(94 слова. Корни -скак-, -скоч-. Не с прилагательными. Причастные обороты. Сложные предложения.)

Задание Обозначьте орфограмму "Не с причастиями и прилагательными". Объясните знаки препинания при причастных оборотах.

Для справок.
Стремянный и стременной — конюх-слуга, ухаживавший за верховой лошадью своего господина, а также слуга, сопровождавший барина во время охоты.

Контрольные диктанты

Косой дождь, гонимый сильным ветром, лил как из ведра. Со спины Василия текли потоки мутной воды в лужу, образовавшуюся на фартуке. Сначала сбитая катышками пыль превратилась в жидкую грязь, которую месили колёса. Толчки стали меньше, и по глинистым колеям потекли мутные ручьи. Молния светила шире и бледнее, и раскаты грома уже были не так поразительны за равномерным шумом дождя. (Л. Толстой.)

(59 слов. Приставки. Сложное предложение.)

Задание Графически обозначьте синтаксическую функцию причастных оборотов и объясните условия их обособления.

14. Ворон-проказник

В заповеднике я услышал много рассказов о проделках проказника Петьки. Говорили, что однажды он утащил из дамской сумочки деньги, а в другой раз в обеденный перерыв расшвырял и похитил документы какой-то комиссии, приезжавшей для ревизии. Похищенные вещи Петька прятал над крышей, в пустом гнезде аистов, которых ухитрился выжить. Здесь находили ножи, ложки и вилки. Особенно досаждал Петька приезжим шофёрам. Стоит машине остановиться, шофёру разложить свои инструменты — Петька тут как тут! Схватится шофёр, а самой нужной гайки нет.

Рассказывали, что Петька не любит женщин. Сядет на плечо наряженной девицы и давай путать её праздничную причёску или пребольно ущипнёт за ухо.

Петьку не любили дикие вороны и вороны, к которым он иногда пытался приближаться. Они били и отгоняли его, как бы не желая прощать измену. (По И. Соколову-Микитову.)

(123 слова. Приставки. Гласные после шипящих в корне слова. Падежные окончания прилагательных и причастий. нн в прилагательных и причастиях.)

15. Московские вывески

Вывески в столице появились в незапамятные времена, но отличались от привычных нам. Обычными вывесками над торговыми лавками были образцы товаров, вывешенные над входом на шесте. Не все знали грамоту и могли прочитать написанный текст. Поэтому над булочной вешали большой позолоченный или окрашенный в жёлтую краску крендель, над обувным магазином — жестяной раскрашенный сапог. Своеобразные вывески были в аптеках. В витринах выставляли шарообразные сосуды, наполненные разноцветными жидкостями. В вечернее время их подсвечивали сзади лампочками. В витринах парикмахерских выставляли тщательно причёсанные и завитые женские и мужские восковые головы.

К концу девятнадцатого века увеличилось количество буквенных вывесок. На окраинах города часто встречались полуграмотные и смешные вывески: «Кролики, белки, куры и прочие певчие птицы». (По В. Боковой.)

(110 слов. Приставки. Суффиксы существительных и прилагательных. м в причастиях и отглагольных прилагательных. Не с разными частями речи. Причастные обороты.)