склонение качественных и относительных прилагательных; склонение притяжательных прилагательных с основой на j (например, лисий, медвежий); склонение притяжательных прилагательных с суффиксами -ин-, (-ый-), -ов- (-ев-): Лисицын, мамин.
Во множественном числе окончания всех родов совпадают.
Примечание: винительный падеж прилагательных в мужском роде единственного числа совпадает с формой родительного падежа, если прилагательное относится к одушевленному существительному или местоимению, и с именительным падежом, - если прилагательное зависит от неодушевленного существительного или местоимения.
Правописание суффиксов имвн прилагательных:
1. Под ударением пишется суффикс -ив-, без ударения - суффикс -ев- (ср.: краси"вый - боево"й), Исключения: ми"лостивый, юро"дивый;
2. С суффиксах -чив-, -лив- всегда пишется и (уродливый, заносчивый);
3. Суффиксы -оват-, -ов-, -овит- пишутся после твердых согласных, а после мягких согласных, после шипящих и ц пишутся суффиксы -еват-, -ев-, -ввит- (ср., зеленоватый, деловой - глянцевый, синеватый);
4. В прилагательных, заканчивающихся на -чий, образованных от существительных, заканчивающихся на -шка перед ч под ударением пишется а, без ударения - е (ср.: лягушка: лягуша"чий - лягу"шечий);
5. Перед суффиксом -or- пишется буква щ, если тот звук, который она обозначает, относится к одной морфеме (например, доска - дощатый); если же в производящей основе перед суффиксом -к- стоят буквы ад, с, ст, ш, то они сохраняются и в новом слове, а к чередуется с ч (веснушка - веснушчатый);
6. Если основа заканчивается на ц, а суффикс начинается на ч, то ц чередуется с т (черепица - черепитчатый);
7. Правописание суффикса -ск-:
примечание: в некоторых прилагательных чередование к, ч с ц не происходит (таджик - таджикский, Углич - угличский):
Исключения: баскский, оскский;
Исключения: ь (мягкий знак) пишется
- в прилагательных, образованных от названий месяцев (июль - июльский),
- в прилагательных, образованных от некоторых иноязычных географический названий (тайваньский),
- в сочетании день-деньской,
8. Перед суффиксом -и- конечные согласные к, ц переходят в ч, а х - в щ (скука - скучный, суматоха - суматошный);
Правописание н и нн в суффиксах прилагательных:
Примечание 1: Пишутся н в прилагательных: пряный, багряный, рдяный, пьяный, румяный, юный, зеленый, ветреный, свиной.
Примечание 2: Пишется ветреный, но безветренный.
Примечание 3. Надо различать прилагательные масляный (для масла, на масле) и масленый (запачканный, пропитанный маслом); сравните: масляное пятно - масленые руки.
Примечание 4. Надо различать прилагательные ветреный (день, человек), ветряной (насос) и ветряный (ветряная оспа).
Усвоить правило, сформулировав его самостоятельно
Личностно-деятельностный подход к
изучению имени прилагательного
Правописание падежных окончаний имен прилагательных
Дидактическая цель: вырабатывать навык правильного написания окончаний прилагательных
Развивающая цель: формировать прием мышления по определению окончаний прилагательных
Воспитательная цель: пробуждать любовь к родной природе
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Упражнение 240. Консультация по домашнему заданию. Ученик-консультант должен ответить на вопросы по теме "Имя прилагательное. Морфологические признаки прилагательных. Разряды прилагательных по значению. Полные и краткие имена прилагательные". Вопросы задают ученики.
2. Рецензия на ответ товарища.
3. Чтение наизусть стихотворения А. С. Пушкина "Зимнее утро".
III . Подготовка к восприятию нового материала.
1. По памяти записать словосочетания "прилагательное + существительное" из стихотворения А. С. Пушкина "Зимнее утро".
2. Выборочный диктант. Записать словосочетания "прилагательное + существительное" из текста И. А. Бунина.
Утро. Выглядываю в окно и не узнаю леса.Какое великолепие и спокойствие. Над глубокими, свежими и пушистыми снегами - синее, огромное и удивительно нежное небо. Солнце еще за лесом, просека в глубокой тени. В колеях санного следа тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на ее пышных зеленых венцах уже играет золотистый солнечный свет. И сосны замерли над глубоким снегом.
· Что общего в описании зимнего утра у А. С. Пушкина и у И. А. Бунина?
· Отметьте изобразительно-выразительные средства, использованные автором при описании зимнего утра.
IV . Объявление темы и цели урока.
V . Работа над темой урока.
1. На доске написаны словосочетания.
В.п. зимнюю холодную пору - в пору какую?
Т. п. зимним холодным утром - утром каким?
П. п. о зимнем холодном дне - о дне каком?
· Как с помощью вопроса можно определить написание безударных окончаний у прилагательных?
· Всегда ли окончание вопроса и прилагательного совпадают? Как же научиться определять окончания прилагательных в этом случае?
2. На доске записаны словосочетания.
Холодный свежий воздух, густой плотный туман, зимнее неподвижное небо.
· Измените по падежам, выделите окончания. Три ученика работают возле доски.
И. п. холодный свежий воздух густой утренний туман
Р. п. холодного свежего воздуха густого утреннего тумана
Д. п. холодному свежему воздуху густому утреннему туману
В. п. холодный свежий воздух густой утренний туман
Т. п. холодным свежим воздухом густым утренним туманом
П. п. о холодном свежем воздухе о густом утреннем тумане
И. п. низкое зимнее солнце
Р. п. низкого зимнего солнца
Д. п. низкому зимнему солнцу
В. П. низкое зимнее солнце
Т. п. низким зимним солнцем
П. п. о низком зимнем солнце
Какой вывод мы можем сделать, сравнив окончания прилагательных мужского и среднего рода?
Вывод 1. Прилагательные мужского и среднего рода в И.п. имеют окончания - ый, ий, ой.
Вывод 2. Прилагательные мужского и среднего рода в Д. п. имеют окончания - ому, ему, в Т. п. - ым. Им, в П.п. - ом, ем.
Консультация учителя. Если основа прилагательного оканчивается на твердый согласный, то вариант склонения называется твердым, а если на мягкий, то вариант склонения называется мягким, а если на г, к, х - смешанный.
3. Изменить по падежам словосочетание, выделить окончания.
Морозная утренняя тишина
И. п. морозная утренняя тишина
Р. п. морозной утренней тишины
Д. п. морозной утренней тишине
В. п. морозную утреннюю тишину
Т. п. морозной утренней тишиной
П. п. о морозной утренней тишине
Вывод. Прилагательные женского рода в И. и В.п. имеют окончания - ую, юю, а в Р. п., Д. п., П. п - ой, ей.
· А почему я не предлагаю вам склонять прилагательные во множественном числе?
Вывод. В форме множественного числа имена прилагательные по родам не изменяются и окончания в зависимости от рода не изменяются.
4. Составление опорной схемы "Падежные окончания прилагательных"
Падежные окончания имен прилагательных
И. п. Д. п. Т.п. П. п. И. п. Р. , Д. , Т, П. п.
Ый -ому -ым -ом -ую -ой, -ей
Ий -ему -им -ем -юю
VI . Закрепление изученного материала.
1. Работа с карточкой.
Спишите. Прилагательные в скобках поставьте в нужном падеже, выделить окончания. После выполнения задания взаимопроверка в парах.
Хорошо в (зимний) лесу. Деревья стоят в (серебристый) инее. Все засыпано (пушистый) снегом. Все освещено (яркий, солнечный) светом. Особенно хороши ели в (роскошный, зимний) уборе. В (морозный) воздухе звонко отдается каждый звук. (зимний) вечером еще лучше. Деревья освещены (розовато-синий) светом заходящего солнца. Но вот (недолгий, зимний) солнце скрылось. На (синий) небе зажглись (первый) звездочки. Они слабо горят (зеленоватый) светом.
2. К данным существительным подберите прилагательные. Все они должны быть объединены темой "Зимний пейзаж". Просклонять одно из них.
1 колонка: снег, зима, облако, поля.
2 колонка: мороз, стужа, покрывало, леса.
3 колонка: иней, скатерть, утро, деревья.
VII . Домашнее задание.
Написать небольшое сочинение-описание зимней природы, употребляя прилагательные.
VIII . Рефлексивно-оценочный этап.
· Что вы узнали на уроке?
· Как не ошибиться в написании окончания имени прилагательного?
Урок русского языка в 3 классе
УМК «Школа 21века»
«П равописание окончаний имен прилагательных ».
Никифорова Ирина Владимировна
Цель: создание условий для организации работы учащихся по повторению и обобщению знаний по теме.
Задачи урока .
Предметные : Совершенствовать навык правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского, женского, среднего рода в единственном числе.
2.Метапредметные : способствовать формированию универсальных учебных действий:
регулятивных – учить принимать роль в учебном сотрудничестве;
познавательных – учить добывать информацию из текста; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение обобщать полученную информацию, делать выводы;
коммуникативных – учить строить монологическое высказывание; договариваться, приходить к общему решению при работе в группе.
3.Личностные : развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение работать в группе, вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу и работу группы.
Планируемые результаты: учащиеся
н азывают правильно родовые окончания;
работают в группах: слушают и уважают мнение каждого члена группы, умеют отстаивать свою точку зрения;
Оборудование: таблички со словарными словами, буквы, карточки для работы в парах, лесенка знаний .тест.
Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений
Если хмуришься с утра,
Тебе поможет доброта.
Всаньте дети, подтянитесь,
И друг другу улыбнитесь.
Подготовка класса к работе.
2.Постановка учебной задачи.Мотивация уд
Мы изучаем слоеный торт, который разделен на кусочки –это? Каждый кусок имеет свое название. Где мы побываем сегодня вам нужно догадаться, прослушав стихотворение
Я слово ищу, необычное, звучное,
Особое, сильное, самое лучшее,
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое,
Оно уменьшительное или ласкательное,
Еще называют его……(прилагательным)…
А что такое имя прилагательное и что вы о нем знаете напишите в таблице
Что такое прилагательное?
Что обозначает прилагательное?
На какие вопросы отвечает?
С какой частью речи связано?
Как изменяются имена прилагательные?
Как подчеркиваем в предложении?
Я смог.. мне удалось
- Как вы считаете, достаточно ли у вас знаний по данной теме?
Над чем еще нужно поработать?
А я хочу, чтобы вы повторили. И безошибочно научились писать…
Отгадайте загадки и узнаете что.
Я читаю загадки, Вы пишите отгадки. По ходу проверки словарного слова я говорю букву, которую вы должны подчеркнуть и если кто будет внимательным, тот сможет назвать тему нашего урока
На лесной опушке стоят подружки.
Платьице белены, шапочки зелены.
От дома начинается, у дома и заканчивается
Не живая, а идет, неподвижна, а ведет.
Природу любить друг друга уважать.
Он большой как мяч футбольный
Если спелый все довольны
Так приятен он на вкус,
Пьет бензин, как молоко
Может бегать далеко
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно с ней?
Круглое, румяное я расту на ветке.
Любят меня взрослые и любят меня детки!
Если ты его отточишь, нарисуешь все, что хочешь.
Посмотрите на слова, проверьте, правильно подчеркнули букву? Цифра вам поможет составить нужное слово. И так, кто может назвать тему урока?
К, О, О, Ч, А, И, Н, Я, Н
Правильно «окончания» имен прилагательных
Какую задачу мы должны сегодня выполнить на уроке?
(У детей на партах карточки-вопросы “Что я знаю об имени прилагательном”).
(березки) (к)
(дорога) (о о)
(учитель) (ч)
(арбуз) (а)
машина) (и н)
(яблоко) (я)
О К О Н Ч А Н И Я
повторить правописание окончаний имен прилагательных
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Ставят цели, формулируют (уточняют) тему
Сильный ветер вдруг подул,
Окончания в кучу сдул.
Карточку скорей возьмите
И порядок наведите.
– Вставьте окончания в следующие словосочетания, укажите род и число имен прилагательных.
Дружн. класс, весел. девочка,
Светл. небо, ал. заря, далек. край,золот.сердце. зайчики(какие?) белень. котенок(какой?) смешн., метель какая? сильн.
Какие окончания вставили?
-АЯ -ЯЯ -ЫЙ -ИЙ -ОЙ -ОЕ –ЕЕ
- Как проверить окончания имени прилагательного?.
Чтобы грамотным быть
И «не остаться с носом»,
Личностные: самоопределение;регулятивные: целеполагание;коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
5.Применение знаний и умений
5. Работа с текстом.
Прочитайте текст каждый для себя.
Определите тему и главную мысль текста.
ТЕКСТ : «В каждом из нас есть маленьк.. солнце. Если мы помогаем человеку в беде, он говорит: «Я согрет вашей добротой. Добр.. человек всегда дарит окружающим свет и теплоту человечности. Значит, добротой называют солнце, которое живет в людях. Это ничего, что ты маленьк… Солнце в тебе может жить самое больш..».
Какова тема этого текста?
А какова его главная мысль?
- В сердце каждого из нас горит солнце, только нужно зажечь его. А для этого надо делать больше добрых дел.
Д: Ребята! Давайте жить дружно, помогать друг другу, радоваться вместе, чтобы солнце в наших сердцах никогда не погасло.
Подберите синонимы к слову «ДОБРЫЙ».
Вставьте пропущенные окончания прилагательных? Что нам поможет?
Этот текст о доброте.
Спешите делать добро.
Любой человек, даже очень маленький, может и должен совершать добрые поступки.
Тест – Выберите правильный ответ.
1. Имя прилагательное обозначает:
а) признак предмета
б) предмет
в) действие предмета
2. Имя прилагательное отвечает на вопрос:
а) кто? что?
б) какой? какая? какое? какие?
в) что делает? что сделал? что сделала?
3 Какие окончания имеют прилагательные женского рода?
а) -ой, -ый, -ий
б) -ая, -яя
в) -ое, -ее
4. Какие окончания имеют прилагательные мужского рода?
а) -ой, -ый, -ий
б) -ая, -яя
в) -ое, -ее
5. Какие окончания имеют прилагательные среднего рода?
6.Найди слово, которое неправильно разобрали по составу
7)прочитай предложение. Мурзик любил
спать в бабушкином кресле.
Отметь определения выраженные именем прилагательным
– Обменяйтесь с соседом по парте, проверьте правильность ответов.
Резерв Разноуровневая работа.
Выдели окончания прилагательных, укажи род.
Голубое небо,
Речка голубая,
Голубой дымок на берегу.
Поле золотое, солнце золотое,
Золотая Родина моя.
Запиши рассказ, выбирая имена прилагательные.
Сегодня (отличн. замечательн. чудесн..) день.
Какой(ясн. познавательн., отличн. ) урок!
Мы всем желаем сказочн. бодро..) настроения.
Выделите окончания прилагательных.
Регулятивные: целеполагание;познавательные: постановка вопросов; общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы
7.Рефлексия деятельности (итог урока)
8.Домашнее задание
– Если у вас остались вопросы по теме урока, поставьте крестик на нижней ступеньке.
– Если нет вопросов, то посередине.
– А если вы можете научить товарища, то на верхней ступеньке.
– вернемся к таблице
Подобрать пословицы, загадки, составить ребусы, чтоб там были имена прилагательные, выделить окончания, определить род, число
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности,
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Третий этап (III класс).
Задачи работы на данном этапе:
1. Усовершенствование знаний об имени прилагательном как части речи: лексическом значении прилагательных, их изменениях по родам, числам и падежам, зависимости имени прилагательного в предложении от имени существительного.
2. Развитие умения точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи.
3. Формирование навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных в единственном и во множественном числе. Усовершенствование навыка правописания родовых окончаний.
Указанные задачи определяют содержание работы и ее направленность на развитие речи школьников. Новым для учащихся III класса является склонение прилагательных и правописание падежных окончаний. Этот вопрос занимает центральное место.
Основу для формирования навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных составляют следующие знания и умения: умение установить связь слов в предложении и найти то существительное, от которого зависит прилагательное (иначе говоря, умение выделить словосочетание), знание о том, что прилагательное употребляется в том же роде, числе и падеже, в котором употреблено имя существительное, знание окончаний падежей (например, -ым, -им в творительном падеже, -ом, -ем в предложном и т. д.), умение правильно поставить вопрос к имени прилагательному и сопоставить окончание имени прилагательного с окончанием в вопросе1.
Не менее важным является применение указанных знаний и оперирование умениями в определенной последовательности:
1. Ученик устанавливает связь слов, т. е. находит, с каким существительным связано прилагательное.
2. Определяет род, число, падеж существительного.
3. Опираясь на существительное, узнает число, род, падеж имени прилагательного.
4. Вспоминает окончание в этом падеже и пишет окончание.
На первом этапе работы над навыком учащимся целесообразно фиксировать ход своих рассуждений, т. е. писать в скобках подробно все о прилагательном (каким? Т. п., ед. ч.г ср. р. -им - Ранним утром мы вышли в поход).
Формирование навыка указанным путем предполагает хорошее знание окончаний. Поэтому обязательно составляется таблица падежных окончаний имен прилагательных, общая для класса, и каждым учеником для себя на листе. Таблица составляется постепенно по мере знакомства со склонением прилагательных.
Лецких Л.А.
учитель начальных классов,
МАОУ СОШ №21, г.Кунгур
Урок русского языка в 4 классе по теме: «Правописание окончаний имен прилагательных в дательном и
творительном падежах». УМК «Школа «России»
Тип урока
Педагогически
е задачи
Планируемые
предметные
результаты
Метапредметн
ые УУД
Личностные
результаты
Решение частных задач
Создать условия для ознакомления с правилом написания окончаний имен прилагательных в дательном и творительном
падежах; совершенствовать умения указывать падеж имен прилагательных, выделять их окончания, подбирать название
к тексту; способствовать развитию навыка письма под диктовку; содействовать воспитанию интереса
к русскому языку, культуры учебного труда на уроке
Познакомятся с правилом написания окончаний имен прилагательных в дательном и творительном падежах;
научатся указывать падеж имен прилагательных, выделять их окончания; писать под диктовку, подбирать название к
тексту; записывать словосочетания с именами прилагательными в данных формах; находить в тексте имена
прилагательные – эпитеты; объяснять, почему имена прилагательные в одном и том же падеже имеют разные окончания
Познавательные: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; понимать
заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание
по предложенной теме (рисунку); регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую
этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в
заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом;
коммуникативные: читать вслух и про себя тексты учебника, понимать прочитанное; отстаивать свою точку зрения,
соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных
сведений
Осознавать и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир»,
«настоящий друг», «справедливость», «народ», «национальность», «желание понимать друг друга», «желание понимать
позицию другого» и т. д.; планировать дальнейший образовательный маршрут; осознанно готовиться к урокам русского
языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников; пользоваться формами
самооценивания и взаимооценивания на уроке
О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а у р о к а
Этап урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)
2
3
1
II.
Актуализация
знаний.
Проверка
домашнего
задания
(учебник,
упражнение
92).
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу
о проделанной работе.
– Прочитайте предложения, вставляя
пропущенные буквы.
– Какое предложение показалось вам более
красивым? Что в нем привлекло ваше внимание?
их окончания.
Проверка
домашнего
задания
(рабочая
тетрадь,
задание 55).
– Прочитайте. В одном и том же падеже или в
разных употреблены имена прилагательные в
данных словосочетаниях?
– Запишите словосочетания группами в
зависимости от падежа.
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают
о выполненной дома работе.
Читают предложения, объясняют написание
пропущенных букв. Указывают падеж имен
прилагательных, называют их окончания.
Звезды, как вербочки, распухают в прозрачн
(П. п.) облаках. На воде дрожит золот (И.
п.) сеть солнечн
(Р. п.) зайчиков. Изпод ног
с треском вылетают кузнечикитрескунчики –
(П. п.) и голуб
на красн
крылышках.
Выполняют задание.
(П. п.)
Р. п.
В. п.
П. п.
Для верных
друзей,
из южных
стран
Про веселых
бобрят,
на хищных
зверей
На садовых
участках,
о перелетных
птицах
Формируемые
способы
деятельности
учащегося
4
Выделять
существенную
информацию
из текста за
гадки.
Выдвигать
гипотезу
и обосновывать
ее.
Осуществлять
актуализацию
личного
жизненного
опыта.
Слушать
в соответствии
с целевой
установкой.
Принимать
и сохранять
Минутка
чистописания.
Проводит минутку чистописания.
– Прочитайте и запишите устойчивые выражения.
Выполняют чистописание.
Щи да каша – пища наша.
1
2
3
– Какой звук повторяется в них?
– Дайте характеристику звуку [щ’].
– Запишите соединения с буквой «щ».
– Прочитайте орфоэпически верно слова на букву
«щ».
Щелкать зубами.
Щелкать орехи.
Щедрой рукой.
оо
оо
Щек тка, щек тно, щек лда.
Записывают словарное слово в индивидуальный
словарик.
оо
Работа над
словами с
непро
веряемым
написанием
Организует работу над словами с
непроверяемым написанием.
– Отгадайте загадки:
Всюду, всюду мы вдвоем неразлучные идем.
Мы гуляем по лугам, по зеленым берегам;
Вниз по лестнице сбегаем, вдоль по улице
шагаем.
Но чуть вечер на порог – остаемся мы без ног.
А безногим – вот беда – ни туда и ни сюда.
Что ж, полезем под кровать, будем там
тихонько спать.
А когда вернутся ноги – вновь поскачем
по дороге.
(Ботинки.)
учебную цель и
задачу.
Дополнять,
уточнять
высказан
Продолжение табл.
4
ные мнения по
существу
полученного
задания.
Осуществлять
контроль по
результату.
Анализировать,
находить
общее
и различия,
делать выводы
Что за чудобашмаки?
Не низки, не высоки,
Змейкой длинною шнурки,
Странной формы каблуки,
1
2
3
Продолжение табл.
4
От носков до пяток – сталь.
Это что за невидаль?
И рисуют завитки
На льду фигурные … (коньки).
– Запишите словарные слова в индивидуальные
словарики, используя прием ассоциаций. (См. РМ,
Приложение 2.)
Задает вопросы. Комментирует ответы,
предлагает сформулировать цель урока.
– Прочитайте тему урока.
– Определите цели урока, используя опорные
слова
Организует работу по теме урока. Объясняет
новый материал, отвечает на вопросы учеников.
– Рассмотрите схемы. Сделайте вывод: какие
окончания могут иметь имена прилагательные в
форме дательного и творительного падежа
множественного числа?
III. Сообщение
темы
урока.
Определение
целей урока
IV.
Объяснение
нового
материала.
Наблюдение
над языковым
материалом.
Работа по
учебнику
(упражнение
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы,
формулируют цель урока. Под руководством
учителя определяют задачи урока.
– Сегодня на уроке мы научимся правильно писать
окончания имен прилагательных в дательном и
творительном падежах
Выводят языковые закономерности, лежащие
в основе изучаемого понятия или правила.
Анализируют формулировку правила (понятия),
данную в учебнике. Проводят наблюдения на
материале связных текстов.
Делают в ы в о д: имена прилагательные во
множественном числе в форме дательного падежа
имеют окончания ым, им, в форме
творительного падежа – окончания ыми, ими
Принимать
и сохранять
учебную
задачу
Осуществлять
анализ
объектов с
опорой на
визуали
зацию
95)
V. Первичное
закрепление
знаний.
1
Работа по
учебнику
(упражнение
96).
Задает вопросы. Комментирует и
корректирует ответы. Наблюдает за работой
учащихся. Помогает, при необходимости
проверяет ответы. Комментирует выполнение
заданий.
Применяют новые знания на новом языковом
материале. Выполняют аналитические
упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по
теме.
Объясняют написание выделенных окончаний.
Осознанно
и произвольно
строить
речевое вы
Продолжение табл.
2
– Прочитайте. Озаглавьте текст.
– Объясните написание выделенных окончаний.
4
сказывание
в устной
форме,
обосновывать
свое мнение.
Согласовывать
усилия по
решению
учебной
задачи.
Договариватьс
я и приходить
к общему
мнению
3
ВЕСНА
Весна наступила в этом году (какая?) ранняя,
(какая?) дружная. Побежали по (каким?)
деревенским улицам (какие?) бурливые, (какие?)
коричневые ручейки. В (каких?) огромных лужах
воды отразилось (какое?) голубое небо с
плывущими
по нему (какими?) белыми облаками. С крыш
посыпались (какие?) звонкие капли.
Выполняют синтаксический разбор предложения.
С крыш посыпались звонкие капли.
(Повествовательное, невосклицательное,
простое, распространенное.)
Списывают, вставляя пропущенные окончания.
Указывают падеж имен прилагательных.
Белый (И. п.), как снег, с блестящими (Т. п.,
мн. ч.), прозрачными (Т. п., мн. ч.) небольшими
(Т. п., мн. ч.) глазами, с черным (Т. п., м. р.)
носом и черными (Т. п., мн. ч.) лапами, с
длинною (Т. п., ж. р.), гибкою (Т. п., ж. р.) и
красивою (Т. п.,
Работа по
учебнику
(упражнение
98)
– Прочитайте. Назовите птицу.
– Какие имена прилагательные – эпитеты
использует автор в этом описании? Как он говорит
об окраске птицы?
– Спишите, вставляя пропущенные окончания.
Укажите падеж имен прилагательных.
– Объясните, почему имена прилагательные в
творительном падеже имеют разные окончания? ж. р.) шеей, он невыразимо прекрасен, когда
Организует дискуссию, выслушивает мнения,
подводит итог.
(См. РМ, Приложение 3.)
спокойно плывет между зеленых (Р. п.)
камышей
по темносиней (Д. п.) гладкой (Д. п.)
поверхности воды.
Обобщают способы действия по правилу,
применяют на практике алгоритмические
предписания, инструкции. Выполняют аналитико
синтетические упражнения.
Понимать
на слух ответы
одноклас
сников. Слу
Продолжение табл.
2
3
Проводит работу в парах по перфокартам.
– Выделите окончание, определите падеж прила
гательного и существительного в словосочетании.
у лесн.. домов
пушист.. снегами
о весел.. зверятах
пухов.. платками
с пушист.. коврами
про разноцветн..
снежинки
нет ярк.. лучей
о морозн.. вечерах
– Проверьте друг друга, если всё правильно –
поставьте «+».
– С чем можно сравнить снег? Подберите эпитеты
к этому слову.
Организует работу в рабочей тетради.
– Прочитайте отрывок из стихотворения
А. С. Пушкина. Вставьте пропущенные буквы.
– Укажите падеж имен прилагательных, выделите
Работают в парах.
у лесных домов
пушистыми
снегами
о веселых зверятах
пуховыми платками
с пушистыми коврами
про разноцветные
снежинки
нет ярких лучей
о морозных вечерах
Подбирают эпитеты.
В серебряном снегу, про пушистый снег, без
сыпучего снега, колючий снег, над мягким
снегом, через хрустящий снег.
Выполняют задание в рабочей тетради.
Указывают падеж имен прилагательных, выделяют
4
шать
собеседника.
Строить
понятные для
собеседника
высказывания.
Осуществлять
анализ с целью
нахождения
соответствия
заданному
эталону.
Формулироват
ь свое мнение
и позицию.
Строить
монологически
VI.
Дальнейшая
работа
по закрепле
нию и обобще
1
нию
приобретенны
х знаний и
умений.
Работа с
перфокартами.
Работа в
тетради
(задание 56).
ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Лопатино
Учитель начальных классов
Тарасова Ирина Николаевна
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: русский язык
Тема урока: Правописание окончаний имен прилагательных в дательном и творительном падежах.
Тип урока: Открытие новых знаний.
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с правилом написания окончаний имен прилагательных в дательном и творительном падежах; совершенствовать умения указывать падеж имен прилагательных, выделять их окончания, способствовать развитию навыка письма под диктовку; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.
Планируемые предметные результаты: Познакомятся с правилом написания окончаний имен прилагательных в дательном и творительном падежах; научатся указывать падеж имен прилагательных. выделять их окончания; писать под диктовку; записывать словосочетания с именами прилагательными в данных формах; объяснять, почему имена прилагательные в одном и том же падеже имеют разные окончания.
Метапредметные УУД: Познавательные : целенаправленно слушать учителя(одноклассников), решая познавательную задачу; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; регулятивные : принимать и сохранять цель и учебную задачу. Соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), коммуникативные: читать вслух и про себя тексты учебника, понимать прочитанное; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
Личностные результаты: осознавать и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость». «народ», «национальность», «желание понимать друг друга» и т.д.; осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников; пользоваться самооцениваением и взаимооцениванием на уроке.
Межпредметные связи: чтение (работа над текстом-описанием).
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация.
Литература: учебник «Русского языка» 2 часть 4 класс, авт. В.П. Канакина, рабочая тетрадь, часть 2.
УМК: «ШКОЛА РОССИИ»
О р г а н и з а ц и я с т р у к т у р ы у р о к а
Формируемые способы деятельности учащихся
Организационный момент
Проверка готовности к уроку.
Настрой на плодотворную работу на уроке.
Выдвигать гипотезу и обосновывать её. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Осуществлять контроль по результату. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы.
Актуализация знаний. (Проверка домашнего задания упр. 92 учебника)
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.
Прочитайте предложения, вставляя пропущенные буквы.
Какое предложение показалось вам более красивым?
Что привлекло в нем ваше внимание?
Укажите падеж имен прилагательных, выделите окончания.
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.
Читают предложения, объясняют написание пропущенных букв. Указывают падеж имен прилагательных, называют их окончания.
Звёзды, как вербочки, распухают в прозрачных (П.п) облаках. На воде дрожит золотая (И.п.) сеть солнечных (Р.п.) зайчиков. Из-под ног с треском вылетают кузнечики-трескунчики – на красных(П.п.) и голубых (П.п.) крылышках.
Минутка чистописания
Проводит минутку чистописания .
Прочитайте и запишите устойчивые выражения.
Какой звук повторяется в них?
Дайте характеристику звуку щ´
Запишите соединение с буквой «щ».
Прочитайте орфоэпически верно слова на букву «щ».
Щи да каша - пища наша.
Щёлкать зубами.
Согласный, глухой, мягкий
Щекотка, щекотно, щеколда.
Актуализация знаний
Читает стихотворение.
Посмотрите, что случилось –
Так рассыпались слова,
Что узнать теперь их сложно –
Что и кто откуда? Ах!
Может быть, удастся снова
Вам вернуть слова назад?
НО ДО ЧКА ПЕ БЕ ЛО ЛЕН ТО МО ЧКО
Какие слова вы составили?
Что общего в этих словах?
Какие ещё буквосочетания пишутся без мягкого знака?
Запись под диктовку (один ученик у доски): мощные, конечно, помощник, обманщик, банщик, болельщик, кончик.
Какое слово лишнее? Почему?
Читают, находят слова и записывают.
До чк а, бело чк а, моло чк о, но чк а, ленто чк а, то чк а и т.д.
Отвечают на вопросы.
Буквосочетание ЧК, которые пишутся без мягкого знака.
Один учащийся работает у доски.
Болельщик – пишется с мягким знаком.
Самоопределение к деятельности.
Найдите среди записанных слов имя прилагательное.
Подберите к нему подходящее имя существительное.
Поставьте словосочетание в форму дательного и творительного падежей, запишите.
Назовите окончания имен прилагательных в этих падежах.
Объясните свой выбор.
Сформулируйте задачи урока?
Отвечают на вопрос, записывают словосочетание.
Мощные удары
Мощн ым ударам (Д.п.)
Мощн ыми ударами (Т.п.)
-ЫМ, Д.п. – каким?
- ИМИ, Т.п. – какими?
Формулируют задачи урока.
(Научиться распознавать имена прилагательные множественного числа в дательном и творительном падежах, правильно писать окончания таких имен прилагательных.)
Принимать и сохранять учебную задачу.
Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом. Работа по учебнику (упр. 95)
Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учащихся.
Сделайте вывод: какие окончания могут иметь имена прилагательные в форме дательного и творительного падежей множественного числа?
Ф и з м и н у т к а (зарядка для глаз, потягивание)
Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила.
Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов.
Делают в ы в о д: имена прилагательные во множественном числе в форме дательного падежа имеют окончания – ым, - им, в форме творительного падежа – окончания –- - ыми, - ими (безударное окончание проверяй по вопросу)
Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию.
Первичное закрепление знаний . Работа по учебнику (упр. 96).
Работа по учебнику (упр. 98).
Задаёт вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует выполнение заданий.
Прочитайте. Озаглавьте текст.
Объясните написание выделенных окончаний.
Прочитайте. Назовите птицу.
Запишите под диктовку. Укажите падеж имен прилагательных.
Объясните, почему имена прилагательные в творительном падеже имеют разные окончания?
Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.
Объясняют написание выделенных окончаний.
Весна наступила в этом году (какая?) ранн яя , (какая?) дружн ая . Побежали по (каким?) деревенск им улицам (какие?) бурлив ые , (какие?) коричнев ые ручейки. В (каких?) огромн ых лужах воды отразилось (какое?) голуб ое небо с плывущими по небу (какими?) бел ыми облаками. С крыши посыпались (какие?) звонк ие капли.
Выполняют синтаксический разбор предложения.
С к р ы ш и посыпались звонкие капли.
Блестящими, прозрачными, небольшими, черными, длинною, гибкою, тёмно-синей, гладкой.
Записывают под диктовку. Указывают падеж имен прилагательных.
Белый (И.п.). как снег, с блестящими (Т.п., мн.ч.), прозрачными (Т.п., мн.ч.) небольшими (Т.п., мн. ч.) глазами, с черным (Т.п., м.р.) носом и черными (Т.п., мн. ч.) лапами, с длинною (Т.п., ж.р), гибкою (Т.п., ж. р.) и красивою (Т.п., ж. р.) шеей, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывёт между зелёных (Р.п.) камышей по тёмно-синей (Д.п.) гладкой (Д.п.) поверхности воды.
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать своё мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи.
Договариваться и приходить к общему мнению.
Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретённых знаний и умений.
Работа с карточками.
Работа в рабочих тетрадях (упр.56)
Проводит работу в парах по карточкам.
Выделите окончания, определите падеж прилагательного и существительного в словосочетании.
Проверьте друг друга, если все правильно – поставьте «+»
Организует работу в рабочих тетрадях
Прочитайте отрывок из стихотворения А.С. Пушкина. Вставьте пропущенные буквы.
Укажите падеж имен прилагательных, выделите их окончания.
Выпишите словосочетания с именами прилагательными во множественном числе в творительном падеже.
Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитическо-синтетические упражнения.
Проверяют друг у друга
Выполняют задания в рабочей тетради.
Указывают падеж имен прилагательных, выделяют их окончания.
Гонимы вешн ими (Т.п.) лучами,
С окрестн ых (Т.п.) гор уже снега
Сбежали мутн ыми (Т.п.) ручьями
На потопленн ые (В.П.) луга
Лучами (какими?) вешними, ручьями (какими?) мутными
Принимать на слух ответы одноклассников. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать своё мнение и позицию. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Итог урока. Рефлексия .
Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, подведение итогов урока учащимися.
Что нового узнали на уроке?
Назовите окончания имен прилагательных в дательном и творительном падежах.
Понравилась ли вам работа на уроке?
Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных заданий. Повторяют алгоритм действия по распознаванию понятия, по применению правила.
Отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.
Сегодня я узнал…
Я выполнял задания …
Осуществлять самоконтроль учебной деятельности.
Домашнее задание
Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.
Выполнить задание 59 в рабочей тетради, упр. 97 в учебнике.
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы.
Принимать учебную задачу, планировать её выполнение.
Имя прилагательное обозначает признак предмета. Данная часть речи является зависимой и отвечает на вопросы какой? какая? какие? какое? Имя прилагательное имеет в предложении связь с именем существительным, а сама связка прилагательное и существительное за счет многообразия форм и сочетаний обеспечивает необыкновенное богатство и красоту русскому языку. В школе ученикам зачастую требуется определить падеж прилагательного. Чтобы правильно выяснить падеж и не путать прилагательные разных падежей, важно действовать по алгоритму и помнить некоторые нюансы.
Рассмотрим особенности склонения имён прилагательных по падежам. Определить падеж имени прилагательного вам помогут знания принципов склонения данной части речи.
Имена прилагательные женского рода в единственном числе склоняются следующим образом:
Имена прилагательные среднего и мужского рода в единственном числе склоняются по такой схеме:
Падеж | Мужской род Окончание | Пример | Средний род Окончание | Пример | ||
именительный | -ой, -ый, -ий | Стол (какой?) большой, деревянный | -ое, -её | Небо (какое?) голубое, синее | ||
родительный | -ого, -его | Стола (какого?) большого, деревянного | -ого, -его | Неба (какого?) голубого, синего | ||
дательный | -ому, -ему | Столу (какому?) большому, деревянному | -ому, -ему | Небу (какому?) голубому, синему | ||
винительный | Одушевл. сущ.-см. род. падж | Неодушевл.- см. им. падеж | См. им. падеж | Небо (какое?) голубое, синее | ||
творительный | -ым, -им | Столом (каким?) большим, деревянным | -ым, -им | Небом (каким?) голубым, синим | ||
предложный | -ом, -ем | О столе (каком?) большом, деревянном | -ом, ем | О небе (каком?) голубом, синем |
Вы можете определить падеж прилагательного по падежу существительного, к которому оно относится. Как вы заметили, легко спутать по окончаниям прилагательные именительного, винительного, родительного падежа данной группы слов. Определите падеж прилагательного по существительному.
Во множественном числе имена прилагательные склоняются следующим образом:
Как определить падеж прилагательного? Алгоритм
Как определить падеж прилагательного правильно? Чтобы всегда точно указывать падеж данной части речи, используйте алгоритм.