Погода в Санкт-Петербурге | Pogoda78.ru

11:18Воскресенье12 Октября
Главная » Статьи » Влияние погоды на эмоциональное состояние

Влияние погоды на эмоциональное состояние

Влияние погоды на эмоциональное состояние

Большую часть дня все мы проводим на работе, а преподаватели даже дома посвящают ей немало времени. Но работа всё больше становится сегодня не только условием и показателем жизненных достижений, но и фактором, сохраняющим или нарушающим психоэмоциональную гармонию, устойчивость личности. С сожалением приходится констатировать, что удовлетворённость педагогов своей профессиональной деятельностью в нашей стране оставляет желать лучшего. Большую тревогу вызывает равнодушие к их профессионально-личностным проблемам со стороны руководителей школ: некоторые директора просто не видят, что такие проблемы существуют. Это печально и опасно, ибо порождает профессиональную, а затем и социальную апатию. По мнению учителей, они далеко не всегда могут рассчитывать на взаимопонимание, высокий профессионально-этический уровень управленческой культуры руководителей своих школ, на их готовность создавать приемлемые социально-психологические и удовлетворительные организационные условия для успешного труда учителя.

Интерес к работе, степень включённости в неё и благополучное эмоциональное состояние во многом определяется общей организацией труда, используемыми руководителем методами управления, характером влияния на педагогический коллектив, словом -- стилем руководства.

В толковом словаре удовлетворение трактуется как чувство, которое испытывает тот, чьи желания, стремления удовлетворены (исполнены, осуществлены). Удовлетворённость трудом -- это состояние сбалансированности требований, запросов, ожиданий, предъявляемых работником к содержанию, характеру и условиям труда, и возможностей реализовать эти запросы. Отсюда и две группы факторов, влияющих на удовлетворённость трудом: объективные условия профессиональной деятельности и факторы субъективного порядка, выражающиеся в уровне притязаний, требований, ожиданий по отношению к этим условиям. Профессиональная деятельность как средство самоутверждения -- базовая потребность личности. Следовательно, оптимальны такие условия, которые обеспечивают человеку хотя бы частичное удовлетворение его базовых потребностей. Не претендуя на полноту изложения признанной в науке классификации потребностей и основных мотивов трудовой деятельности, обратим внимание руководителей школ на те социальные и личностные потребности учителей, удовлетворение которых обеспечивается грамотными управленческими действиями, созданием нормальных организационных и социально-психологических условий.

Прежде всего, это потребность в безопасности (второй уровень в иерархической пирамиде потребностей А. Маслоу). Сюда входит защита от лишений (в том числе эмоциональных, психических), от физических угроз и опасностей со стороны окружающей среды. Если эти потребности не удовлетворяются, то нарушается регуляция психики человека. Проанализируем школьную повседневность: исключены ли в ней такие ситуации, когда именно на рабочем месте, в процессе профессиональной деятельности трудности объективного и субъективного характера накапливаются и угрожают целостности внутреннего мира учителя, смыслу его жизни -- этому уникальному феномену, который является главной движущей силой его существования и с таким трудом обретается с опытом? Недопустимо, если на рабочем месте человек испытывает тревожность, постоянный страх -- наиболее сильную базовую эмоцию, способную блокировать рациональное поведение. Страх быть несостоятельным и униженным, не соответствующим предъявляемым требованиям, страх допустить ошибку и быть наказанным. И, наконец, просто страх встретиться с банальной грубостью, бестактностью. Удовлетворение потребности в безопасности становится основой психологического здоровья, душевного комфорта педагога, которые поддерживаются системой ценностей, отношением к себе, и другим, и к жизни в целом, удовлетворённостью социальным статусом, соответствием личностного и профессионального самоопределения, уважительным отношением окружающих (коллег, родителей, учеников и руководителя) [23, c.93]. Социальные потребности (в принадлежности к группе, в добрых взаимоотношениях с окружающими людьми, во взаимной помощи и поддержке, в дружбе и сотрудничестве) позволяют регулировать социальную активность человека.

Личностные потребности носят двойственный характер и чрезвычайно сложны.

Во-первых, человек нуждается в самоуважении, которое чаще всего -- следствие совершенного владения какой-либо деятельностью. Отсюда -- постоянная потребность в знаниях, в развитии своих способностей и возможностей. А во-вторых, каждый нуждается в уважении со стороны других людей, в положительной оценке его деятельности, в признании авторитета, статуса, заслуг. В противном случае человек перестаёт ощущать себя значимым для других, что и приводит к нарушениям в регуляции поведения, к неудовлетворённости собой, окружающими людьми, условиями.

Одна из базовых -- потребность учителя в успехе (или, как её сейчас принято называть, мотивация достижения) -- заслуживает особого внимания руководителя школы. Педагогу, как и любому человеку, свойственно не просто «хотеть чего-то», но и определять уровень овладения объектом своего желания -- вырабатывать для себя некую планку достижений. Сама по себе потребность в успехе является общей для всех, однако мера её развития различна, от чего и зависят достижения в своей профессиональной деятельности. Руководитель школы -- лицо, весьма заинтересованное в том, чтобы у членов педагогического коллектива была высоко развита мотивация достижения, ибо это во многом определяет эффективность деятельности школы, её престиж и статус в социуме, качество образовательного процесса в ней. Мотивация стремления к успеху, к достижениям может повышаться только в условиях поощрения творческой инициативы и самостоятельности, поддержки новаторских идей, технологий и -- ответственности. Учителю важно видеть, что его труд востребован, усилия оцениваются администрацией школы по заслугам, а какие-то неудачи не воспринимаются как злой умысел и леностьЕсть люди, в том числе и среди преподавателей, которые из-за боязни потерпеть неудачу, не соответствовать ожиданиям директора или завуча, оказаться в ситуации обнародования неуспеха отказываются от каких бы то ни было инициатив, отлынивают от выполнения поручений, от участия в творческих делах. Поэтому руководителям школы, чтобы мотивировать учителей на успех, развивать в них потребность в достижениях, следует на первых порах ставить перед ними задачи с умеренной степенью риска, возможностью неудачи, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого преподавателя, предоставляя им достаточные полномочия, создавая атмосферу доверия, терпимости к ошибкам.

Существует ещё один подход, получивший достаточно широкое распространение в практике управления. Он так и называется -- теория справедливости, включающая одну очень важную составляющую, которая оказывает существенное влияние на степень удовлетворённости человека своей профессиональной деятельностью. Суть теории в следующем: люди субъективно определяют соотношение полученного ими вознаграждения и затраченных для этого усилий, а затем сравнивают его с вознаграждением, полученным другими за аналогичную работу. Если в результате они обнаруживают несправедливость, дисбаланс в оценке своего труда, то будут стремиться уменьшить его интенсивность. В то же время если люди чувствуют, что их личное вознаграждение выше, нежели у других за аналогичную работу, то это далеко не всегда оказывает положительное стимулирующее влияние. В этом случае человек чаще всего стремится просто сохранить интенсивность работы на достигнутом уровне, так как воспринимает завышенную оценку как несправедливую.

Справедливость индивидуального вознаграждения оценивается с точки зрения того, насколько оно соответствует реальному вкладу, который человек вносит в работу коллектива [2, c.18]. Если оно не соответствует представлениям о значимости личного вклада в решение задач, то мотивация деятельности и уровень удовлетворённости от работы снижаются.

Удовлетворение -- результат как внутренних, так и внешних вознаграждений с учётом их справедливости, мерило того, насколько ценна и адекватна оценка руководителя. Мудрый директор школы знает, что удовлетворение трудом -- стимул и основа высоких результатов деятельности, удовлетворённость от выполненной работы способствует не только повышению качества труда, но и создаёт в коллективе бодрый, оптимистичный настрой, предохраняет от профессионального выгорания. К сожалению, возможностей для материального поощрения учителей за их нелёгкий труд у руководителей школ сегодня по-прежнему мало, а порой и вообще нет, если у школы нет надтарифных фондов. Однако директорам и завучам стоит обратить внимание на то, что, как правило, недовольство, напряжённость и конфликты с учителями возникают не из-за низкой оплаты их труда, а совсем по другому поводу: из-за равнодушия к деятельности и успехам учителя, из-за того, что недооценивают руководители именно моральный аспект поощрения. На фоне многих объективных трудностей главным для педагога остаётся ощущение своей нужности коллективу, внимание к его профессиональным достижениям [3, c.99].

В деятельности руководителей школ, которые заботятся о повышении удовлетворённости педагогов от своей работы, существенное практическое значение имеет теория инвестиций. Важное её положение подтверждено многочисленными исследованиями: и результативность труда, и удовлетворённость им тем больше, чем выше исполнители расценивают величину своего вклада в общий результат совместной деятельности. Если преподаватели видят существенный вклад их усилий в общее дело, это многократно повышает и отдачу, и их удовлетворённость, и их мотивацию к труду. Очень важно руководителю хотя бы сказать преподавателю о том, что общие результаты достигнуты благодаря его большому вкладу в общее дело. Руководителю школы нужно всячески способствовать повышению меры субъективных инвестиций учителей -- сумму их усилий, вложенных в деятельность школы. Тем самым он будет влиять на повышение удовлетворённости коллег от работы.

Таким образом, во внутришкольном управлении есть аспект, который оказывает огромное влияние на трудовую энергию коллектива. Речь идёт о психологическом климате в коллективе, о благоприятном его влиянии на эмоциональное самочувствие преподавателей, их работоспособность. Это обусловлено во многом нашей ментальностью -- потребностью в общении, в уважении, признании, в привязанности друг к другу, в межличностных контактах. Всё это -- базовая группа потребностей, определяющих социальное поведение человека, необходимых для его нормального самочувствия [21, c. 105].

В психологии управления это давно признанный факт: существенное, определяющее влияние на психологический климат в коллективе оказывают администрация школы и особенно -- её директор. Задача оптимизации психологического климата -- прямая управленческая обязанность руководителя.

А вот здесь-то дела обстоят далеко не лучшим образом. Часто наблюдается низкий уровень коммуникативной культуры руководителей. Это проявляется в неспособности почувствовать другого человека, в отсутствии профессионального умения убеждать коллег, аргументировать свою точку зрения, в стремлении грубо её навязывать; в неумении терпеливо выслушивать и принимать иную точку зрения. Многие директора, по мнению учителей, постоянно демонстрируют свою власть, не используют конструктивные способы профессионального взаимодействия. Весьма печальным, но признанным является факт: для многих руководителей возможность кричать на своих подчинённых -- способ нормализации своего психического состояния. Руководитель может повышать голос на своего коллегу и от психологической усталости, и от боязни оказаться несостоятельным в достижении позитивных результатов своей управленческой деятельности. Конечно, крик приносит его носителю некоторое успокоение и расслабление. Но в этом случае учитель становится для руководителя средством решения его внутриличностных проблем, что никак нельзя признать грамотным, квалифицированным управленческим действием. И уже тем более -- демократичным, повышающим профессиональную удовлетворённость учителей [6, c.80].

Ещё большее неудовлетворение вызывает у педагогов наблюдаемая ими в некоторых школах целенаправленная, продуманная агрессивная речь руководителя, то есть его сознательный выбор грубого поведения, которое ложится в основу управленческого стиля. Причины такого поведения чаще всего -- ярко выраженное стремление к доминированию, желание показать своё превосходство над другими, продемонстрировать власть. А по большому счёту -- это отсутствие управленческой и общей культуры, недостаточное владение умениями и навыками конструктивного общения, неспособность выбрать эффективный способ воздействия на подчинённых, неуважительное отношение к коллегам. Речевым воплощением подобной позиции чаще всего становятся угрозы, враждебные и унизительные замечания, категоричные требования, оскорбления, обидные сравнения, принижение заслуг и достижений, грубое подчёркивание неудач и ошибок. Пренебрежительное или повелительно-покровительственное отношение руководителя к коллегам может также проявляться в утрированном повышении тона, намеренных паузах, в растягивании слов, частом употреблении повелительного наклонения глаголов («вы должны», «вы обязаны»), в иронично-насмешливой интонации.

В скрытом виде силой своего голоса такой директор обычно демонстрирует окружающим уровень своей самооценки, своего социального статуса, чем и показывает, кто здесь самый главный. В результате у педагога не без оснований складывается впечатление, что агрессия руководителя направлена не столько на его конкретное действие, поведение в определённой ситуации, сколько обращена непосредственно на него самого, на конкретную личность. А ведь во всём этом гневном крике, как уже сказано, -- слабость руководителя [27, c.186].

Речевая агрессия может иметь весьма опасные последствия. Добиваясь сиюминутного послушания подчинённых или напоминая таким образом о том, «кто в доме хозяин», директор школы невольно вырабатывает и у педагогов ответную агрессивную реакцию, формирует соответствующее поведение преподавателей. В том числе -- и что самое опасное -- в их отношениях с учениками. Обиды, нанесённые педагогу директором или завучем школы, долго напоминают о себе, «оживают» на уроках и в общении с коллегами под воздействием обстоятельств, схожих ситуациях. Унижения ухудшают настроение любого человека, а это немедленно сказывается на качестве профессиональной деятельности, на эмоциональном настрое, на трудовой дисциплине. По данным психологических исследований, только 25% людей в напряжённых условиях действуют адекватно, сохраняют активность, и то тогда, когда экстремальная, стрессовая ситуация не является для них неожиданной. У большинства же во время аффекта -- бурной эмоции взрывного характера -- эмоциональный тонус может колебаться от сильной эмоциональной возбудимости до эмоциональной тупости, стопора.

Руководитель -- всегда психолог по своей должности, по тем функциям, которые ему приходится исполнять. Значит, надо вырабатывать в себе способность относиться к конфликтным ситуациям сдержанно, а то и с юмором, использовать приёмы регуляции эмоциональных состояний, произвольно переключать внимание собеседника, отсроченно реагировать на случившийся факт.

Каким же образом руководитель школы, заботящийся об эмоциональном самочувствии своих коллег, может помочь педагогу восстановить или сохранить душевное равновесие, удовлетворение от своей деятельности и общения на работе? Возможны различные виды помощи, но главное -- сделать это предметом своего осознания, задуматься и поразмышлять о причинах душевного дискомфорта своих подчинённых. Когда проблема осознана, то становится возможным найти пути к её решению: использовать комплекс коммуникативных умений, с помощью которого директор и завуч школы могут помочь учителям глубже, ярче, талантливее выразить себя в профессиональной деятельности и общении.

Неплохо делать своим коллегам-педагогам комплименты (это один из возможных вариантов «словесного поглаживания»), чаще выражать им похвалу и поддержку. Каждый человек нуждается в приятном слове и добром внимании. Эмоциональные перегрузки и психофизиологическое напряжение делают нас усталыми и раздражительными. Преподаватель порой забывает о том, каким обаятельным и привлекательным он может быть для своих учеников, если будет чаще улыбаться, доброжелательно на них смотреть, всем своим внешним обликом демонстрировать открытость к общению и радость встречи с ребятами. Надо обратить внимание педагога на его лучшие личностные качества, подчеркнуть его индивидуальность и непохожесть на других.

Рекомендуется хвалить не столько внешние достоинства, сколько душевные качества коллеги, его подлинную человеческую сущность. Главное -- дать почувствовать, что коллеги вам очень нравятся, вам приятно с ними работать и вы цените их работу, верите в дальнейшие успехи. Тем самым вы улучшите их настроение и самочувствие, вызовете у них желание проявлять себя с лучшей стороны, они почувствуют удовольствие от общения с вами. Мудрый руководитель всегда найдёт в течение рабочего дня несколько минут, чтобы сказать учителям несколько доброжелательных слов, комплиментов, поддерживая тем самым работоспособность, благоприятный микроклимат в школе.

Климат педагогического коллектива зависит от ряда обстоятельств: стиля руководства администрации школы, условий труда, социально-психологической совместимости учителей - членов коллектива; социально-психологических установок, реализуемых учителем, администрацией школы. Благоприятный климат предполагает наличие в коллективе радости труда, оптимизма, радости общения, доверия, чувства локтя, чувства защищенности, бодрости. Педагогический коллектив, который объединен не только общей целью, но и узами дружбы, взаимного уважения и симпатий, становится могущественным воспитателем детского коллектива.

Влияние различных факторов окружающей среды на эмоциональное состояние человека

Одним из основных факторов окружающей среды, оказывающих влияние на эмоциональное состояние человека, является природный ландшафт. Человек всегда стремится в лес, в горы, на берег моря, реки или озера. Здесь он чувствует прилив сил, бодрости. Недаром говорят, что лучше всего отдыхать на лоне природы. Санатории, дома отдыха строятся в самых красивых уголках. Это не случайность. Оказывается, что окружающий ландшафт может оказывать различное воздействие на психоэмоциональное состояние.

Созерцание красот природы стимулирует жизненный тонус и успокаивает нервную систему, положительно влияет на физическое и эмоциональное состояние человека. После пребывания в городе, человек, оказавшись на лугу, в лесу, в парке, всегда чувствует облегчение. Тот, кто был взволнован, успокаивается, кто чувствовал упадок сил, ощущает бодрость и свежесть. Оказалось, что такое влияние на человека оказывает не только голубое небо, свежий воздух, но и рельеф местности, разнообразие растительности, то есть ландшафт в целом.

Природное окружение несет определенную информацию о его состоянии — через форму, цвет, звук. Информация, усваиваясь, оказывает существенное влияние на организм и поведение человека. Так, эстетически привлекательная форма природного окружения возбуждает определенное отношение к нему, что сопровождается сильными положительными эффектами: радостью, удовольствием, любовью, наслаждением. Эти переживания включаются в жизненные процессы личности, создавая ощущение бодрости, желания и потребность действовать.

Тяга к природным ландшафтам особенно сильна у жителей города. Еще в средние века было замечено, что продолжительность жизни горожан меньше, чем у сельских жителей. Отсутствие зелени, узкие улочки, маленькие дворы-колодцы, куда практически не проникал солнечный свет, создавали неблагоприятные условия для жизни человека. С развитием промышленного производства в городе и его окрестностях появилось огромное количество отходов, загрязняющих окружающую среду.

Разнообразные факторы, связанные с ростом городов, в той или иной мере сказываются на формировании человека, на его психике и здоровье. Это заставляет ученых все серьезнее изучать влияние среды обитания на жителей городов. Оказывается, от того, в каких условиях живет человек, какая высота потолков в его квартире и настолько звукопроницаемы ее стены, как человек добирается до места работы, с кем он повседневно обращается, как окружающие люди относятся друг к другу, зависит психологическое состояние человека, его трудоспособность, активность, настроение - вся его жизнь.

В городах человек придумывает тысячи ухищрений для удобства своей жизни - горячую воду, телефон, различные виды транспорта, автодороги, сферу обслуживания и развлечений. Однако в больших городах особенно сильно проявляются и недостатки жизни - жилищная и транспортная проблемы, повышение уровня заболеваемости. В определенной степени это объясняется одновременным воздействием на организм двух, трех и более вредных факторов, каждый из которых обладает незначительным действием, но в совокупности приводит к серьезным бедам людей.

Современный город следует рассматривать как экосистему, в которой созданы наиболее благоприятные условия для жизни человека. Следовательно, это не только удобные жилища, транспорт, разнообразная сфера услуг. Это благоприятная для жизни и здоровья среда обитания; чистый воздух и зеленый городской ландшафт.

Несколько десятков лет назад практически никому и в голову не приходило связывать свою работоспособность, свое эмоциональное состояние и самочувствие с активностью Солнца, с фазами Луны, с магнитными бурями и другими космическими явлениями. Однако в настоящее время влияние биологических ритмов, а так же климатических и погодных условий на эмоциональное состояние и самочувствие человека признается неоспоримым.



В любом явлении окружающей нас природы существует строгая повторяемость процессов: день и ночь, прилив и отлив, зима и лето. Ритмичность наблюдается не только в движении Земли, Солнца, Луны и звезд, но и является неотъемлемым и универсальным свойством живой материи, свойством, проникающим во все жизненные явления - от молекулярного уровня до уровня целого организма.

В ходе исторического развития человек приспособился к определенному ритму жизни, обусловленному ритмическими изменениями в природной среде и энергетической динамикой обменных процессов.

В настоящее время известно множество ритмических процессов в организме, называемых биоритмами. К ним относятся ритмы работы сердца, дыхания, биоэлектрической активности мозга. Вся наша жизнь представляет собой постоянную смену покоя и активной деятельности, сна и бодрствования, утомления от напряженного труда и отдыха.

В организме каждого человека, подобно морским приливам и отливам, вечно царит великий ритм, вытекающий из связи жизненных явлений с ритмом Вселенной и символизирующий единство мира. Центральное место среди всех ритмических процессов занимают суточные ритмы, имеющие наибольшее значение для организма. Реакция организма на любое воздействие зависит от фазы суточного ритма (то есть от времени суток). Эти знания вызвали развитие новых направлений в медицине - хронодиагностики, хронотерапии, хронофармакологии. Основу их составляет положение о том, что одно и то же средство в различные часы суток оказывает на организм различное, иногда прямо противоположное воздействие. Поэтому для получение большего эффекта важно указывать не только дозу, но и точное время приема лекарств.

Оказалось, что изучение изменений в суточных ритмах позволяет выявить возникновение некоторых заболеваний на самых ранних стадиях.

Климат также оказывает серьезное воздействие на самочувствие человека, воздействуя на него через погодные факторы. Погодные условия включают в себя комплекс физических условий: атмосферное давление, влажность, движение воздуха, концентрацию кислорода, степень возмущенности магнитного поля Земли, уровень загрязнения атмосферы.

До сих пор еще не удалось до конца установить механизмы реакций организма человека на изменение погодных условий. А оно часто дает себя знать нарушениями сердечной деятельности, нервными расстройствами, эмоциональным дискомфортом. При резкой смене погоды снижается физическая и умственная работоспособность, обостряются болезни, ухудшается настроение, увеличивается число ошибок и несчастных случаев.

Большинство физических факторов внешней среды, во взаимодействии с которыми эволюционировал человеческий организм, имеют электромагнитную природу.

Хорошо известно, что возле быстро текущей воды воздух освежает и бодрит. В нем много отрицательных ионов. По этой же причине нам представляется чистым и освежающим воздух после грозы.

Наоборот, воздух в тесных помещениях с обилием разного рода электромагнитных приборов насыщен положительными ионами. Даже сравнительно непродолжительное нахождение в таком помещении приводит к заторможенности, сонливости, головокружениям и головным болям. Аналогичная картина наблюдается в ветреную погоду, в пыльные и влажные дни. Специалисты в области экологической медицины считают, что отрицательные ионы положительно влияют на здоровье, а положительные - негативно.

Изменения погоды не одинаково сказываются на состоянии разных людей. У здорового человека при изменении погоды происходит своевременное подстраивание физиологических и психологических процессов в организме к изменившимся условиям внешней среды. В результате усиливается защитная реакция и здоровые люди практически не ощущают отрицательного влияния погоды.

У больного человека приспособительные реакции ослаблены, поэтому организм теряет способность быстро подстраиваться. Влияние погодных условий на самочувствие человека связано также с возрастом и индивидуальной восприимчивостью организма [21].

Очевидно так же влияние шума и звука на эмоциональное состояние человека. Человек всегда жил в мире звука. Еще в давние времена рев зверя предупреждал нашего прародителя об опасности, шелест листьев, журчание ручья наполняли его душу спокойствием, воинственный боевой клич помогал устрашать неприятеля. Из всех живущих существ только человек в полной мере использовал свойства окружающей среды как проводника, носителя звуков. Он внес в мир звуков речь и музыку, сделал звук своим помощником. Естественные природные звуки мы склонны воспринимать как тишину. К сожалению, современный человек вносит в звуковой ландшафт много шумов.

Шум оказывает особое, отрицательное влияние на умственную деятельность и легко может нарушить естественное течение жизни. Современный шумовой дискомфорт вызывает у живых организмов болезненные реакции. Звук от пролетающего реактивного самолета, например, угнетающе действует на пчелу, она теряет способность ориентироваться. Этот же шум убивает личинки пчел, разбивает открыто лежащие яйца птиц в гнезде. Транспортный или производственный шум действует угнетающе на человека — утомляет, раздражает, мешает сосредоточиться.

Как только он смолкает, человек испытывает чувство облегчения и покоя. Уровень шума в 20—30 децибел (ЦБ) практически безвреден для человека. Это естественный шумовой фон, без которого невозможна человеческая жизнь. Для "громких звуков" допустимая граница составляет примерно 80 децибел. Звук в 130 децибел уже вызывает у человека болевое ощущение, а в 150 — становится для него непереносимым. Звук в 180 децибел вызывает усталость металла, а при 190 — заклепки вырываются из конструкций. Недаром в средние века существовала казнь "под колокол". Звон колокола медленно убивал человека. Шум мешает нормальному отдыху и восстановлению сил, нарушает сон. Систематическое недосыпание и бессонница ведут к тяжелым нервным расстройствам. Поэтому защите сна от шумовых раздражителей должно уделяться большое внимание.

Не стоит забывать, что организм наш, совершенно естественно, реагирует на звук в зависимости не только от его силы, но и от высоты. И здесь опасность несут не звуки, воспринимаемые нами как самые высокие, а звуки неслышные - те, что лежат вне границ человеческого восприятия: ультра- и инфразвуки. С легкой руки медиков с ультразвуком мы знакомы и даже считаем его полезным (что небесспорно). А вот категориями инфразвука мыслить мы не привыкли, хотя действие его на себе каждый испытывал неоднократно. Сильный ветер, шторм, гроза, вспышки на солнце ощутимо меняют наше эмоциональное состояние, а у многих даже физическое. Просто изменение это трудно связать с тем, чего не слышишь.

Сопутствует инфразвук и взрывам, обвалам, землетрясениям. И ужас в душе человека во время этих катаклизмов рождается не только от сознания угрозы жизни - ужас, минуя вторую сигнальную систему, "пишет непосредственно в мозгу" инфразвук.

Таково его свойство. Есть частоты инфразвука, способные вызвать не просто ужас, а психические расстройства и даже настоящее безумие.

Чаще, конечно, горожане страдают от инфразвука, сотворенного руками человека. Источником его могут быть, к примеру, промышленные предприятия, трансформаторы уличного освещения. И нет такой стены, такого материала, который был бы способен человека от него защитить [19].

Заключение

Итак, в своей работе я рассмотрела основные психические и эмоциональные состояния человека, и изучила влияние на них факторов окружающей среды. Безусловно, человек очень сильно подвержен влиянию факторов окружающей среды, и особенно в эмоциональной сфере.

Наше тело и его психика включены во всеобщую связность мировых процессов и удерживают в себе природу вообще как целое, а это подразумевает существенное непосредственное влияние природы на нашу психику, влияние природных пульсаций и ритмов на наш организм и наши психические состояния.

Существует много определений понятия «среда». Все определения можно свести к следующим основным идеям. Среда – это мы, в данном определении авторы подчеркивают момент, что исследователи изучают средовые факторы, которые создаются самим человеком и на которые человек может оказывать влияние. Среда - это то, что нас окружает, все, что не мы, условия, которые влияют на нас. Среда – это некоторое отношение между нами и окружением. Это набор феноменов, фактов, вещей и то, что мы переживаем. Между нами существует обмен материей, энергией и информацией.

Средовая психологи по мере своего развития все чаще стала обращать внимание на стрессовые факторы среды, на качество жизни, на необходимость рефлексии роли искусственной среды в эволюции человечества, на необходимость понимания, что такое здоровая жизненная среда.

Стресс-факторы могут быть связаны с природно-климатическими условиями жизни в городах и собственно загрязнениями, связанными с производством, с социокультурными и экономическими факторами. Средовой подход к исследованию психических явлений рассматривает человека в постоянном взаимодействии с окружающим жизненным пространством.

Средовая психология рассматривает человека в единстве со средой, как продукт среды, и позволяет по-новому увидеть психические процессы и организацию обмена информацией между человеком и средой. С позиции средовой психологии человек находится в постоянном поле взаимодействия с окружающей средой, что вызывает у него, благодаря наличию генерализованных реакций организма, определенный эмоциональный фон.

Огромное влияние на эмоциональное состояние человека оказывает его окружение. Если человек долгое время живет в окружении таких эмоций как гнев, отчаяние, чувство вины, то можно ожидать, что его эмоциональный тонус понизится. Это можно наблюдать на работе, в семье, на улице – человек чаще стремится подстроиться под общий эмоциональный уровень. На работе – под эмоциональный тон руководителя, дома – супруга или супруги, на улице – окружения. В нашей жизни очень много негативных эмоций, которые исходят от окружающих, телевидения, газет.

Также я пришла к выводу, что психические состояния человека находятся в существенной гармонии с природными состояниями. Развитие психики не должно идти вразрез с природными процессами и не должно противоречить закономерностям природы.

Литература

1. Анохин П.К. Очерки теории функциональных систем. М., 1975.

2. Бандура А. Теория социального научения. — СПб.: Евразия, 2000.

3. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. - М. 1976г.

4. Генкин А.А., Медведев В.И. Прогнозирование психофизиологических состояний. - Л., 1973.

5. Джемс У. Психология: Пер. с англ. - М.: Педагогика, 1991.

6. Доллард Д. Frustration and Aggression. New Haven; L, 1939

7. Изард К. Эмоции человека: Пер. с англ.— М.: МГУ, 1980.— 440 с.

8. Ильин Е. П. Теория функциональной системы и психофизиологические состояния // Теория функциональных систем в физиологии и психологии. — М., 1978.

9. Л.Д. Демина, И.А. Ральникова - Учебное пособие «Психическое здоровье и защитные механизмы личности» - Алтайский государственный университет. Центр мультимедиа технологий, 2000.

10. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М., 1964.

11. Левитов Н.Д. Проблема психических состояний // Вопросы психологии. 1955.

12. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.

13. Мамедов И.М., Суравегина И.Т. Экология (учебное пособие). 9-11 классы

14. Мясищев В.Н. Психология отношений. — Москва — Воронеж: НПО МОДЭК, 1995. — 356 с.

15. Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. - Л., 1983.

16. Ораничева Л.И. Особенности эмоционального развития и коррекции современных детей в условиях дошкольного воспитания: Материалы краевой научно-практической конференции, Комсомольск-на-Амуре, 22-23 октября 2003 / Отв. ред. Липунова О.В. – Комсомольски-на-Амуре: Изд-во Комсом. н/А гос.пед ун-та, 2004. – 218 с.

17. Павлов А.И.. Безопасность жизнедеятельности: Тексты лекций / Сост.:– М.: МИЭМП, 2003. – 20 с.

18. Павлов И. П. Полное собрание сочинений. Изд. 2-е. Т. 3 — 4. - М.; Л., 1951.

19. Петров К.М. Общая экология. Взаимодействие общества и природы. – С-Пб.: Химия, 1997.

20. Платонов К.К. Психологический практикум. М., 1980. 23.Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия /Сост. К.В. Сельченок. - Мн.: Харвест, - М., ACT, 2001.

21. Радзевич Н.Н., Пашканг К.В. Охрана и преобразование природы. – М.: Просвещение, 1986.

22. Симонов П.В. Теория отражения и психоотрицания эмоций. М., 1971.

23. Узнадзе Д.И. Экспериментальные основы исследования установки // Психологические исследования. - М., 1966.

24. Черникова О.А. Стартовая лихорадка // Теория и практика физической культуры. 1937.

25. Шингаров Г.К. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. М., 1971.

Влияние погоды на эмоциональное и психологические развитие детей

Говорят, «у природы нет плохой погоды, но давно подмечено, что именно погода оказывает существенное влияние на настроение и самочувствие.

Детская метеопатология (керосопатология) – новое направление в педиатрии, изучающее влияние погоды на здоровье детей и влияние на детский организм в целом. Рекомендации керосопатологов станут очень полезными при назначении необходимого лечения, так как они учитывают возможные осложнения и реакции во взаимосвязи с погодными условиями.

Статистика последних лет показывает, что во время магнитных отклонений и колебаний давления у 50% малышей снижается тонус и настроение. Концентрация кислорода в воздухе, магнитные бури, осадки и солнечная активность – те природные факторы, которые оказывают наибольшее влияние на эмоциональное и психологическое состояние детей.

Вместе с изменением погодных условий меняется и мы. Наша биологическая система перестраивается и адаптируется. Детский неокрепший организм, как правило, реагирует сильнее: могут наблюдаться нарушения поведения, апатия, смена настроения. Быстрая приспосабливаемость к меняющимся условиям, таким как перепады давления и степени освещенности приобретаются и укрепляются со временем. Таким образом, наиболее уязвимыми являются новорожденные.

Выявлено, что в начале весны и осенью дети особенно сильно подвержены влиянию погодных условий. Такая сезонность может проявляться и у абсолютно здоровых детей, выражая себя как небольшая усталость и незначительное ухудшение настроения.

Метеопатия – так называют следующую реакцию. Дети, которые страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями, расстройствами психологического характера, с ослабленным дыхательным аппаратом более чувствительны к сезонности.

Третья степень – метеоневроз. Метеоневроз характерен для детей с ослабленным иммунитетом, нарушенным обменом веществ, психическими расстройствами или очень эмоциональных и впечатлительных. Это самая серьезная ситуация, при которой могут наблюдаться приступы удушья, отклонения поведения, раздражительность.

Предупредить появление таких реакций – лучшее средство. Детский организм можно постепенно приучать к изменениям, например, с помощью закаливания. При закаляющих процедурах происходит выброс адреналина, что схоже со стрессом, который испытывает ребенок при изменении внешних температур. Помимо закаливания хорошей профилактикой станут массаж и соблюдение режима дня. Благодаря активации рецепторов, массаж способствует развитию центральной нервной системы. Четкий распорядок дня, приверженность стабильности расписания учебных часов, дополнительных занятий, отдыха и приема пищи нормализует и гармонизирует работу всего организма.

Для родителей очень важно наблюдать за изменениями в самочувствии и настроении своего малыша. И если подобное не вызвано какими-либо заболеваниями, то вполне возможно, что такая реакция вашего ребенка объясняется именно сменой погодных условий. Позаботьтесь о том, чтобы одежда вашего ребенка надежно защищала его от холода, ветра и влаги, исключала перегревание. Сбалансированное питание, поступление витаминов и необходимых полезных веществ, укрепление иммунитета, занятия спортом и ваша любовь и забота станут непреодолимыми преградами для любых неблагоприятных воздействий.

Почему настроение так зависит от погоды?

Окружающий мир воздействует на нас каждую секунду и погода не является исключением. При этом закономерности влияния погоды на настроение людей далеки от определенности. С одной стороны, большинство людей соглашается с тем, что пасмурная и холодная погода, а также короткий световой день пагубно влияют на настроение. С другой стороны, в летнюю жару эмоциональное неблагополучие также возрастает. Статистика самоубийств демонстрирует рост суицидов в летний сезон.

Есть факты о том, что влажность также влияет на психическое состояние. Экспериментальные данные свидетельствуют, что у людей, пребывающих в условиях высокой влажности, снижается концентрация внимания и повышается сонливость. Исследования, проведенные в южных районах США, где сезонные различия выражены мало, показали, что теплая и солнечная погода на протяжении многих недель подряд отнюдь не делает людей радостнее и счастливее. Скорее можно утверждать, что настроение повышается, когда после холодных пасмурных дней наступает солнечная погода. Но есть также данные о том, что люди, вынужденные в хорошую погоду проводить время в офисе, не испытывают сильных позитивных чувств.

Такие противоречивые факты, вероятно, говорят о том, что наша реакция на погоду очень индивидуальна и варьируется в зависимости от многих факторов. Так, голландские ученые выделили следующие группы людей в зависимости от их «погодного» самочувствия: «любители лета» (те, кто чувствует себя хорошо в жаркую, солнечную погоду); «ненавидящие дождь» (те, кто всегда в хмуром настроении в пасмурную погоду); «ненавидящие лето» (те, кто плохо реагирует на солнце), а также «независимые» (люди, настроение которых значимо не зависит от погоды).

Часто бывает так, что в одной семье находятся представители разных групп (из описанных выше). Вероятно, понимание тех или иных аспектов эмоционального состояния (своего собственного или партнера) может помочь более спокойно относиться к перепадам настроения и не позволять им нарушать гармонию отношений.

По материалам сайта psychologytoday.com

Добавить комментарий Отменить ответ

Последние заметки

Сейчас много говорят и пишут о необходимости правильного обхождения с собственными эмоциями. Еще много говорят о том, что «все проблемы из детства». Однако порой неясно, … → Читать полностью

«Я псих», «я депрессивный», «я параноик», — эти и многие другие подобные утверждения приходится часто слышать от клиентов и попросту от людей вокруг. Как правило, … → Читать полностью

Переживание тяжелых событий – удел обычной человеческой жизни. Однако бывают обстоятельства, трудно совместимые с жизнью, несущие в себе угрозу смерти, а также состояния ужаса и … → Читать полностью

Влияние дождя на эмоциональное состояние человека

Влияние дождя на эмоциональное состояние человека

Человек, как биосоциальное существо живет в двух параллельных мирах: природном и общественном. Под общественным миром подразумеваются все научно-технические достижения и инфраструктура, созданная человеком, а также социум, то есть собственно общество. Под природным миром понимается совокупность явлений и объектов природы.

Влияние дождя на эмоции человека

Даже в самых крупных городах (не говоря уже о малонаселенных территориях), несмотря на развитую инфраструктуру, человек неизбежно сталкивается с природными явлениями и объектами. В большом городе человека окружает большое количество техники и построек, но он никак не сможет предотвратить капризы природы и ее естественные явления. Человек может укрыться от снега и дождя под крышей или зонтом, но отменить его не под силу никому.

Люди редко задумываются над тем, какое огромное влияние погода может оказывать на них. Существует традиционный взгляд на влияние погодных условий на человека. Такой взгляд предполагает полярные эмоциональные состояния, соответствующие «настроению» природы. То есть если погода солнечная и спокойная – человек спокоен, а если на улице ненастье – человек расстраивается и впадает в апатию. Всегда ли это так?

На самом деле влияние любых погодных явлений зависит не только от их характеристик, но и от первоначального внутреннего настроя человека. Безусловно, каждый человек обрадуется яркому солнышку, но это не значит, что дождь всегда вызывает отрицательные эмоции и что это всегда оказывает негативное влияние на его психическое состояние.

Можно рассмотреть чувства и эмоции, которые вызывает дождь, более подробно.

Отрицательные эмоции, вызываемые пасмурной погодой и дождем:

  • Апатия. Может быть вызвана ощущением увядания природы осенью и прощанием с теплыми деньками. Такое эмоциональное состояние чаще всего возникает, когда человек эмоционально отзывчив к природе или же когда наступление осени и ненастная погода связаны с личными потерями и расстройствами.
  • Злость. Вызвана невозможностью выхода из дома, или необходимостью брать с собой зонт или плащ, то есть навешивать на себя лишнюю нагрузку, что, безусловно, раздражает. Невозможность предотвратить дождь и необходимость подчиниться условиям природы делает его врагом номер один.
  • Страх. Первобытное чувство страха перед стихией свойственно не всем людям, однако иногда могут встречаться и такие эмоции при сильном дожде, сопровождающемся громом, молниями и порывами ветра.
  • Утомленность. Многие ощущают во время дождя эмоциональный спад, но это связано скорее с физиологической метеозависимостью человеческого организма. На том или ином уровне такое явления неизбежно для каждого.

Положительные эмоции, вызываемые пасмурной погодой и дожде:

  • Спокойствие. Многих людей монотонный стук дождя по стеклам приводит в состояние безмятежности и спокойствия, а снижение световой нагрузки на зрение позволяет анализаторной системе сосредоточиться на других ощущениях;
  • Радость. Дождь всегда считался символом плодородия, так как он поливает землю для урожая и наполняет осушенные реки водой. Такая эмоция так же относится к разряду первобытно-подсознательных и встречается избирательно;
  • Ностальгия и романтизм. Некоторые люди вспоминают во время дождя счастливые моменты, которые связаны с дождем. Это могут быть романтические встречи или уютное детство у бабушки в деревне, а также многое другое.

Помимо перечисленных эмоций, дождь может вызывать достаточно большой спектр эмоциональных состояний, особенно, если он сопровождается радугой и ясной погодой. Такой «грибной» дождь обязательно вызовет бурю положительных эмоций.

Отношение к дождю у каждого человека свое – сугубо индивидуальное. Оно связано в основном с теми эмоциями, которые были испытаны человеком в сензитивные (восприимчивые) периоды своего развития. Чаще всего, это детство и юность.

Несмотря на то, что с дождем могут связаны весьма неприятные воспоминания, не стоит концентрироваться на них, а все же для уравновешивания своего эмоционального состояния стоит вспомнить, что дождь, как форма воды – символ жизни на Земле. Кроме того, человек сам состоит из воды более, чем на 80%. Вода, в любых ее воплощениях, всегда должна ассоциироваться с радостью и счастьем жизни.

Погода и самочувствие человека.

Несколько десятков лет назад практически никому и в голову не приходило связывать свою работоспособность, свое эмоциональное состояние и самочувствие с активностью Солнца, с фазами Луны, с магнитными бурями и другими космическими явлениями.

В любом явлении окружающей нас природы существует строгая повторяемость процессов: день и ночь, прилив и отлив, зима и лето. Ритмичность наблюдается не только в движении Земли, Солнца, Луны и звезд, но и является неотъемлемым и универсальным свойством живой материи, свойством, проникающим во все жизненные явления - от молекулярного уровня до уровня целого организма.

В ходе исторического развития человек приспособился к определенному ритму жизни, обусловленному ритмическими изменениями в природной среде и энергетической динамикой обменных процессов.

В настоящее время известно множество ритмических процессов в организме, называемых биоритмами. К ним относятся ритмы работы сердца, дыхания, биоэлектрической активности мозга. Вся наша жизнь представляет собой постоянную смену покоя и активной деятельности, сна и бодрствования, утомления от напряженного труда и отдыха. В организме каждого человека, подобно морским приливам и отливам, вечно царит великий ритм, вытекающий из связи жизненных явлений с ритмом Вселенной и символизирующий единство мира.

Центральное место среди всех ритмических процессов занимают суточные ритмы, имеющие наибольшее значение для организма. Реакция организма на любое воздействие зависит от фазы суточного ритма, то есть от времени суток. Эти знания вызвали развитие новых направлений в медицине - хронодиагностики, хронотерапии, хронофармакологии. Основу их составляет положение о том, что одно и то же средство в различные часы суток оказывает на организм различное, иногда прямо противоположное воздействие. Поэтому, для получения большего эффекта, важно указывать не только дозу, но и точное время приема лекарств.

Климат также оказывает серьезное воздействие на самочувствие человека, воздействуя на него через погодные факторы. Погодные условия включают в себя комплекс физических условий: атмосферное давление, влажность, движение воздуха, концентрацию кислорода, степень возмущенности магнитного поля Земли, уровень загрязнения атмосферы.

При резкой смене погоды снижается физическая и умственная работоспособность, обостряются болезни, увеличивается число ошибок, несчастных и даже смертных случаев.

Большинство физических факторов внешней среды, во взаимодействии с которыми эволюционировал человеческий организм, имеют электромагнитную природу.

Хорошо известно, что возле быстро текущей воды воздух освежает и бодрит. В нем много отрицательных ионов. По этой же причине нам представляется чистым и освежающим воздух после грозы.

Наоборот, воздух в тесных помещениях с обилием разного рода электромагнитных приборов насыщен положительными ионами. Даже сравнительно непродолжительное нахождение в таком помещении приводит к заторможенности, сонливости, головокружениям и головным болям. Аналогичная картина наблюдается в ветреную погоду, в пыльные и влажные дни. Специалисты в области экологической медицины считают, что отрицательные ионы положительно влияют на здоровье, а положительные - негативно.

Изменения погоды не одинаково сказываются на самочувствии разных людей. У здорового человека при изменении погоды происходит своевременное подстраивание физиологических процессов в организме к изменившимся условиям внешней среды. В результате усиливается защитная реакция, и здоровые люди практически не ощущают отрицательного влияния погоды.

Влияние эмоционального состояния на удовлетворенность

Выше мы рассматривали модель Шварца и Штрака (ЗсЬмагг & ЗСгаск, 1999), в соответствии с которой суждения по поводу общей удовлетворенности, скорее всего, основываются на эмоциональных состояниях, — это проще, чем производить множество подробных сравнений. В главе 2 указывалось, что эмоции коррелируют с удовлетворенностью на уровне примерно 0,50. Шварц и Штрак (5сЬшагг & Зггаск, 1999) совместно с коллегами установили, что когда светит солнце, удовлетворенность и общее благополучие оцениваются выше, чем когда идет дождь. Высокие оценки высказывались также, когда футбольная команда Германии выиграла матч или когда тестирование проводилось в приятной обстановке (табл. 4.7).

Таблица 4.7 Удовлетворенность жизнью, погода, футбол и обстановка

Приятное помещение 9,4
Неприятное помещение 8,1
Немецкая команда одержала победу +2,5
Немецкая команда проиграла -2,8
Светит солнце 7,4
Дождливый день 5,0

Источник: ЗсЬ^агг & С1оге, 1983; ЗсЬ^агг е1 а. 1987.

Почему же непосредственное эмоциональное состояние воздействует на общую удовлетворенность человека? Скорее всего, эмоциональное состояние служит людям в качестве показателя их благополучия. Шварц и Клор (ЗсЬшагг & С1оге, 1983) общались с людьми по телефону в солнечные и дождливые дни; субъекты оказались в лучшем настроении и были более удовлетворены жизнью в целом, когда светило солнце. Если же внимание респондентов специально привлекалось к погоде, это никак не влияло на их настроение, но устраняло воздействие погоды на оценку благополучия: люди не задействовали вызванное солнечной погодой хорошее настроение для свидетельства своего благополучия. В других экспериментах было установлено, что эмоциональное состояние влияет на общее благополучие, но не на удовлетворенность отдельными сферами жизни (Кекпегег. а1., 1993), что и предсказывали Шварц и Штрак.

При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.035 сек.)