Виды диктантов Составила Учитель начальных классов Чебан Н.И.
Диктант -это вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста. Наблюдения свидетельствуют, что роль диктантов при обучении русскому языку значительна. Эффективность его достигается тем, что ученик, молча произносит звуки, учится соотносить звуки и буквы и чувствовать звук как фонему. Диктант требует усиленного внимания, которое определяет скорость и точность образования навыков. Это и дает основание рекомендовать диктант как один из основных видов работы при обучении правописанию.
Основные виды диктантов 1)слуховые по содержанию -словарные и текстовые по цели проведения -предупредительные, объяснительные, контрольные (или проверочные) 2)зрительные
3) Самодиктант (или «Проверяю себя») 4)Творческий диктант
1) ЗРИТЕЛЬНЫЙ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ. ПРЕДЛАГАЕМЫЙ ТЕКСТ ПИШЕТСЯ НА ДОСКЕ. «ОШИБКООПАСНЫЕ» МЕСТА ВЫДЕЛЯЮТСЯ ЦВЕТНЫМ МЕЛОМ. СНАЧАЛА ТЕКСТ ПОДВЕРГАЕТСЯ УСТНОМУ РАЗБОРУ, А ЗАТЕМ СТИРАЕТСЯ. ДЕТИ ПО ПАМЯТИ ИЛИ ПОД ДИКТОВКУ УЧИТЕЛЯ ПИШУТ ЕГО В ТЕТРАДИ.
2) Слуховой предупредительный диктант . Текст слухового диктанта читается сначала целиком, а затем отдельными предложениями. В каждом предложении учащиеся находят слова с определенной орфограммой, объясняя ее написание, и только потом записывают предложение в тетрадь.
3) Объяснительный диктант. Сущность объяснительного диктанта заключается в орфографическом разборе текста после того, как учащиеся самостоятельно его напишут. Учитель задает вопросы, а дети отвечают на них по вызову или по собственному желанию.
4) Выборочный диктант. Выборочный диктант дает возможность за короткий срок написать наибольшее количество слов определенной грамматической категории или слов с соответствующей орфограммой. Под диктовку записывается не весь текст, а только нужные слова. Выборочный диктант может быть: а) предупредительным, б) объяснительным, в) контрольным.
5) Творческие диктанты представляют собой такой вид упражнений, при котором ученики вставляют или заменяют определенные слова в предложенном тексте другими, близкими по значению грамматическими категориями. а) Предупредительный творческий диктант . 6 ) Творческий диктант на вставку слов и словосочетаний. в) Объяснительный творческий диктант . г) Творческий диктант по опорным словам . д) Творческий диктант с использованием серии предметных картинок . е) Творческий диктант с заменой.
6) Диктант «Проверяю себя». Отличительной особенностью этого диктанта является то, что по окончании работы ученики могут задать учителю любые вопросы, связанные с написанием слова, которое вызывает у них сомнение. Желательно, чтобы ответ на этот вопрос дал один из детей.
7) Диктант-молчанка по картинкам. Проводится следующим образом: учитель молча показывает серию предметных картинок с изображенными на них предметами, названия которых объединены заданной темой. Ученики молча записывают слова, обозначающие названия предметов, которые нарисованы на картинках, по необходимости выполняя грамматическое задание.
8) Выборочный диктант-молчанка по картинкам . Отличается от предыдущего тем, что из демонстрируемой серии дети выбирают только слова на заданную тему или записывают слова в два-три столбика. Например, надо записать только слова, содержащие парные гласные (баян, утюг, знамя, маяк, сливы, костер, овес и т. д.); записать в первый столбик слова, содержащие сочетание жи, во второй — ши и т. д.
9 ) Устный диктант по картинкам . Проводится с использованием предметных картинок и индивидуальных карточек учащихся. Учитель показывает картинки с изображениями предметов, названия которых являются словами с различными орфограммами. На каждую показанную педагогом картинку дети поднимают карточку с той орфограммой, которую следует писать в данном слове, или с заранее оговоренным символом. Например, если в слове пишется мягкий знак, поднимается карточка со знаком «плюс», если нет — «минус» и т. п.
10) Устный диктант. Проводится с использованием индивидуальных карточек учащихся, на которых написаны разные орфограммы. Учитель диктует слова, в которые входит орфограмма, имеющаяся на индивидуальной карточке учащегося. На каждое продиктованное учителем слово ученик поднимает карточку с орфограммой, используемой при написании данного слова.
11) Проверочный или контрольный диктант . Предлагается на диагностическом и оценочном этапе работы.
Встречаются и такие названия диктантов: Диктант по воображению. Диктант по воспоминанию. Диктант по картинке.
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.
Посмотреть и скачать презентацию по теме "Виды диктантов" по педагогике, включающую в себя 19 слайдов. Скачать файл презентации 0.59 Мб. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по педагогике
ВИДЫ ДИКТАНТОВАльбина Степановна Киселевазам. руководителя «МАОУ СОШ № 164»г. Екатеринбург
—вид орфографического упражнения, сущность которого состоит в записи воспринимаемого на слух или зрительно предложения, слова, текста.
обучающие обычно занимают часть урока, их проведение регламентируется учителем, пишутся в рабочих тетрадях. Цель - научить детей правописанию контрольные обычно отводится отдельный урок. Цель - проверить уже усвоенные знания и освоенные способы орфографического действия
1) по объёму диктуемых единиц: словарные (отдельные слова); словосочетаний; предложений; 2) по соотношению диктуемого и записываемого материала: сплошные; выборочные; 3) по особенностям самоконтроля, который осуществляет пишущий: предупредительные (перед записью); комментированные (в процессе записи); объяснительные (после записи);
4) по степени самостоятельности пишущего: •репродуктивные; • творческие; 5) по источнику восприятия: слуховой; зрительный; по памяти; картинный; предметный.
Слуховой диктант— орфографическое упражнение, в процессе которого пишущий соотносит звуковой и буквенный составы слов, словосочетаний, предложений, текста. Предупредительный диктант— вид слухового диктанта. Цель — предупреждение ошибок путём объяснения орфограмм до записи текста, слова. Применяется на первичных этапах изучения темы. Перед записью проводится орфографический анализ — учащиеся объясняют, как напишут слово и почему. «Безошибочный» диктант— разновидность предупредительного диктанта. Перед учащимися ставится задача — полностью разобраться в орфографической стороне текста и написать диктант без ошибок. Прослушав текст, учащиеся ставят вопросы в отношении написания тех или иных слов. На эти вопросы отвечают ученики, уверенные в правописании данного слова. При затруднении к объяснению орфограмм подключается учитель.
Предупредительно-контрольный диктант -разновидность предупредительного диктанта. Перед диктантом в течение 8-10 минут повторяются те правила правописания, которые отражены в его тексте. В качестве примеров рассматриваются слова из текста диктанта, специально отобранные учителем. Подготовленный диктант— разновидность предупредительного диктанта с элементами объяснительного. Текст сначала разбирается, потом записывается и проверяется. Объяснительный диктант — вид слухового диктанта. После записи предложения или текста в целом учащиеся объясняют написание орфограмм. Это своего рода коллективная проверка написанного, развивающая внимание учащихся к орфограммам. Проводится при закреплении темы. В процессе записи текста учащиеся подчёркивают орфограммы, требующие проверки, после записи — контролируют правильность выполнения работы.
Объяснительный диктант с предварительной подготовкой.До записи текста учитель выделяет время на повторение изученных правил правописания и способов проверки необходимых орфограмм. После орфографической подготовки и своеобразной «настройки» учащихся на определённый вид орфограмм проводится диктант. После записи учащиеся доказывают правильность написания слов с изученными орфограммами, исправляют допущенные ошибки. Диктант «Проверяю себя» — вид слухового диктанта, характеризующийся высоким уровнем самоконтроля. Способствует развитию орфографической зоркости, критического отношения к собственному тексту, осмыслению орфограмм на достаточно высоком уровне, вырабатывает навыки самопроверки. Во время записи текста ученику разрешается спрашивать учителя, как пишется та или иная орфограмма, пользоваться словарём, справочниками и пр. Вызвавшую сомнение орфограмму ученик подчёркивает (это важно использовать учителю для анализа). Если делается исправление подчёркнутой орфограммы, оно за ошибку не считается. В то же время допущенные ошибки на изученные правила учитываются более строго, так как ученик не увидел орфографически опасных мест.
Письмо с пропуском букв (диктант с пропущенными орфограммами)— разновидность диктанта «Проверяю себя». В процессе записи текста учащиеся пропускают буквы (орфограммы), если не знают или сомневаются в написании. На месте пропуска букв ставится прочерк— по нижней линейке проводится черта. Запись в тетради выглядит следующим образом: В л_суслышна звонк_я трель с_л_вья. После записи осуществляется орфографический анализ слов с пропущенными буквами. Пропуски заполняются. Такой приём предупреждает появление ошибок и большого количества исправлений, является одним из самых эффективных приёмов развития орфографической зоркости. Учащиеся должны уяснить: если не знаешь, как проверить, лучше пропустить букву, но писать наугад нельзя! Комментированный диктант (комментированное письмо) — вид орфографического упражнения, разновидность слухового диктанта в сочетании с орфографическим разбором. Орфографический анализ текста производится не до записи или после неё, а совмещается с письмом текста. Обязательное условие — к комментированию поочерёдно привлекаются все учащиеся класса, не только сильные.
Комбинированный диктант — вид слухового диктанта, обладает признаками предупредительного, объяснительного и контрольного диктантов. Используется преимущественно на уроках обобщения, а также в работе с отстающими. Вначале проводится предварительное объяснение орфограмм (2-3 предложения), в последующих предложениях орфограммы объясняются одновременно с письмом или после записи предложения, затем несколько предложений записываются без объяснений, по методике контрольного диктанта. Выборочный диктант — вид слухового или зрительного диктанта. Предполагает запись не всего текста, а лишь тех слов, словосочетаний, предложений, в которых есть орфограммы на изучаемое правило. Может сопровождаться дополнительным заданием. Выборочный диктант развивает орфографическую зоркость, внимание, умение обнаруживать изучаемые языковые явления, приучает школьников к анализу текста до его записи.
Выборочно-распределительный диктант — разновидность выборочного диктанта. Предполагает выбор из текста и запись слов с определёнными орфограммами и одновременной их группировкой по каким-либо признакам, например слова с проверяемыми безударными гласными выписываются в левый столбик, с непроверяемыми — в правый. Морфемный диктант — разновидность выборочного диктанта. Учитель диктует слова, словосочетания или предложения, ученики записывают только указанные учителем значимые части того или иного слова с нужной орфограммой. Творческий диктант — по заданию учителя в диктуемый текст учащиеся вставляют определённые слова или изменяют грамматическую форму диктуемых слов. Например, в ходе изучения имени прилагательного учитель предлагает дополнить предложения подходящими по смыслу именами прилагательными; при изучении множественного числа имени существительного — заменить форму единственного числа на множественное и др. Вырабатывается навык применения орфографического правила в условиях, когда необходимо думать о содержании предложения и его грамматическом оформлении.
Свободный диктант — в процессе записи текста учащиеся могут заменить отдельные слова, изменить структуру предложения. Текст диктуется вначале целиком, затем по частям (3-4 предложения); каждая часть записывается после повторного её прочтения. Учащиеся записывают каждую часть текста по памяти, как запомнили. Дополнительная цель — развитие речи учащихся, рассматривается как вид работы, подготавливающий учащихся к написанию изложений. Зрительный диктант — вид орфографического упражнения, развивающий орфографическую зоркость, зрительную память и внимание. Записанный на доске текст (слова, предложения) прочитывается учащимися, анализируется, затем стирается. Школьники пишут его по памяти. После записи осуществляется проверка.
Письмо по памяти или самодиктант— самостоятельная запись выученного наизусть текста, который воспринимается учащимися зрительно или на слух. По окончании работы текст открывается для осуществления самопроверки. Разученный диктант (подготовленный диктант) — разновидность письма по памяти, можно практиковать в IV классе. Предварительная подготовка к написанию текста осуществляется учениками самостоятельно, возможно — дома. Текст заучивается наизусть. На следующий день в классе ученики пишут заученный текст по памяти или под диктовку учителя. Картинный диктант (беззвучный диктант) -учитель молча демонстрирует предметную картинку, учащиеся записывают название изображённого предмета. Предметный диктант (беззвучный диктант) -учитель молча демонстрирует предмет, учащиеся записывают название предмета.
Вид слухового диктанта, проводится как полностью самостоятельная работа: учащиеся должны понять содержание текста и записать его без искажения смысла, понять каждое слово и грамматическую форму, обнаружить орфограммы и пунктограммы, проверить их, написать без ошибок. Цель— выяснить уровень владения учащимися изученными правилами и умением применять их на практике.
Слова с неизученными орфограммами заранее записываются на доске и чётко проговариваются учителем во время диктовки. Слова с непонятным лексическим значением должны быть прокомментированы учителем до прочтения текста диктанта в целом. Постановка знаков препинания, выходящих за рамки учебной программы для начальных классов, предупреждается учителем во время чтения текста. Медленное и выразительное прочтение всего текста, предлагаемого для диктанта. Затем текст диктанта читается учителем по отдельным предложениям. Каждое предложение учитель диктует два раза подряд: первый раз для восприятия и понимания, а второй раз — для записи.
6. Если предложение является трудным для понимания или осложнено однородными членами предложения, в этом случае диктовать, как и писать, следует не отдельными предложениями, а законченными смысловыми отрезками (словосочетаниями). 7. Диктовать следует, стоя на одном месте, громким чётким голосом 8. Совершенно недопустимо искажение произношения с целью «поймать» ученика, как равно и орфографическое, «подсказываю-щее» чтение, в отдельных случаях резко расходящееся с нормами речи (например, чтение слов ко[го], твое[го] вместо ко[во], твое/во]). 9. Чтение должно быть медленным, но не настолько, чтобы терялась или разрывалась мысль, выраженная данным предложением. Необходимо обеспечить возможность всем учащимся успевать записывать диктуемый текст, для чего необходимо соблюдать ровный темп чтения. Учитель должен выбрать одного, не очень торопливого ученика и, следя за темпом его письма, ориентироваться в чтении на него.
10. После записи всех предложений текст диктанта читается учителем повторно, с более продолжительными паузами после каждого предложения, чтобы учащиеся успели проверить правильность написания слов, исправить выявленные ошибки, дописать слова, если они были пропущены. После самопроверки диктанта учащиеся выполняют грамматические задания. 11. Содержание грамматических заданий учитель записывает по вариантам на доске до начала урока. Перед выполнением грамматических заданий учитель прочитывает и комментирует все задания всех вариантов. Затем учащиеся самостоятельно, без помощи учителя выполняют грамматические задания независимо от их последовательности. 12. После выполнения грамматических заданий, если позволяет время, нужно дать учащимся возможность ещё раз проверить всю работу. 13. Со звонком с урока учитель собирает все работы учеников.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Международный конкурс по экологии «Экология России»
Доступно для всех учеников 1-11 классов и дошкольников
Выборочный диктант Распределительный диктант Выборочно-распределительный диктант Творческий диктант Свободный диктант Восстановленный диктант По аналогии Предупредительный диктант Объяснительный диктант Самодиктант или письмо по памяти Зрительно-слуховые диктанты Словарный диктант виды диктантов Выход
Выписать из каждого предложения текста подлежащее. Во двор пришла семья лосей. Около них собрались люди и увидели на задних ногах лосихи раны. Животное мучилось от ран. Добров принес марганцовку, йод, бинты и стал обрабатывать раны. Через три дня семейство покинуло гостеприимный двор. Выборочный диктант.
письменная работа, в процессе которой ученики записывают весь диктуемый текст, распределяя его по группам по указанию учителя. Распределительный диктант
это письменная работа, при выполнении которой проводится не только выборочная запись диктуемого текста, но и распределение записанного на группы. Выборочно-распределительный диктант
запись текста под диктовку с грамматическим, орфографическим, пунктуационным или стилистическим изменением каждого предложения по заданию учителя. 1. Творческие диктанты на расширение текста (или на вставку слов) 2. Творческие диктанты с заменами 3. Творческий диктант с комментированием орфографически трудных случаев. 4. Творческий диктант с комбинированной подготовкой Творческий диктант
промежуточная работа между диктантом и изложением, при которой текст, прослушанный учащимися, не записывается под диктовку, а пересказывается свободно Свободный диктант
это работа по связному тексту, в процессе которой школьник сначала прослушивает предложенный отрывок, затем пишет по нему выборочный диктант и наконец, восстанавливает связный текст по выписанным категориям. Восстановленный диктант
творческая работа, в процессе которой ученик прослушивает читаемый учителем текст, а затем записывает самостоятельно составленный связный текст, сходный с продиктованным по композиции и грамматической структуре, но отличающийся от него по содержанию По аналогии
используется в целях отработки приёмов применения правил и направлен на овладение учащимися алгоритмом действий. Перед записью текста или в процессе записи (при так называемом комментированном письме) учащиеся объясняют, как напишут слово и почему. Предупредительный диктант
Объяснительный диктант включает доказательство написания орфограммы после записи предложения или текста в целом. Данный вид диктанта представляет собой своего рода коллективную проверку написанного, развивает внимание учащихся к орфограммам. В процессе записи учащиеся подчёркивают орфограммы, требующие проверки, после записи - контролируют запись выполнения работы. Объяснительный диктант
учащиеся запоминают текст, зрительно или на слух воспринятый, и затем пишут его самостоятельно Самодиктант или письмо по памяти
Зрительно-слуховые диктанты начинаются с самостоятельного чтения учащимися текста, затем идёт поиск и объяснение орфограмм Зрительно-слуховые диктанты
1. Словарный диктант с «подсказкой». 2. Словарный диктант с самопроверкой 3. Словарный диктант с продолжением Методика проведения словарного диктанта
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Самые массовые международные дистанционные
Школьные Инфоконкурсы 2022
33 конкурса для учеников 1–11 классов и дошкольников от проекта «Инфоурок»
5 814 143 материала в базе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Профессиональный имидж педагога: стереотипы и методы их преодоления»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Настоящий материал опубликован пользователем Курасова Оксана Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
40%
Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов
663 курса от 690 рублей
Выбрать курс со скидкой
Выдаём документы
установленного образца!
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Рособрнадзор готов провести ЕГЭ даже при отсутствии интернета
Время чтения: 1 минута
Минкультуры запустило портал «Культура для школьников»
Время чтения: 1 минута
Роспотребнадзор смягчил меры по COVID-19 в школах
Время чтения: 2 минуты
Онлайн-тренинг техник достижения целей
Время чтения: 1 минута
Российские школьники не примут участие в мировом исследовании PISA
Время чтения: 3 минуты
Путин подписал указ о выплатах для нуждающихся семей с детьми от 8 до 17 лет
Время чтения: 1 минута
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.