Погода в Санкт-Петербурге | Pogoda78.ru

11:24Понедельник08 Сентября
Главная » Статьи » Русский язык Тема урока: Диктант

Русский язык Тема урока: Диктант

Русский язык Тема урока: Диктант

Цель урока: Повторят , проверят и закрепят свои знания.

Образовательные: Будут развивать орфографические и пунктуационные навыки.

Развивающие: Уметь правильно писать без орфографических и пунктуационных ошибок .

Воспитывать у учащихся чувство любви к животным.

Планируемый результат: Учащиеся должны уметь: правильно писать под диктовку. Писать без орфографических и пунктуационных ошибок. Формы организации учебной деятельности: работа в парах.

Методы обучения: Словесный.

Межпредметная связь: зоология.

N п/п

Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха

Готовят рабочее место.

Проверка выполнения д/з

фронтальный опрос по стилям речи

Выявляет уровень знаний по д/з. Определяет типичные недостатки

Мобилизируют интерес, внима ние, отвечают на вопросы учителя,

Установка познавательной задачи

Устное сообщение учителя

Вступительная речь: вспомните зоологию : Кто такие сайгаки? Как они живут.

Предлагают варианты ответов.

Изучение нового материала

Учитель читает текст диктанта.

Учащиеся пишут текст диктанта под диктовку учителя.

Задаёт вопросы : Что нового узнали о жизни воробьёв? Как они ведут себя? Какие у них отношения?

Отвечают на вопросы.

Повторить по пройденным темам.

домашнее задание записывают в дневник.

Проверить друг у друга .

Тема урока: Управление и примыкание.

1.Образовательные: Дать понятия о связи управлении и примыкании ;

2.Развивающие: Будут развивать орфографическую зоркость. развивать устную и письменную речь,

3.Воспитательные: Создание условий для повышения самооценки, самостоятельности.

Учащиеся достигнут цели урока если:

1.Научатся распознавать вид связи управления и примыкания.

2.Будут развивать умения самостоятельной работы.

3.Повысят самооценку, самостоятельность.

Тип урока: Урок освоения новых знаний.

Формы организации учебной деятельности: общеклассная

Методы обучения: словесный,практический

Межпредметная связь: кыргызский язык

N п/п

Этап

Время

Методы и формы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Настрой учащихся на урок, поздороваться с учениками; проверить посещаемость учащихся;

А) Повторение о связях словосочетаний

Б) Составляют словосочетания по связи согласовании

Здороваются с учителем, настраиваются на урок

Отвечают на вопросы учителя

Пишут и презентуют свои записи

Установка познавательной задачи

Устное сообщение учителя

Знакомит задачами и целью урока.

Учащиеся внимательно знакомятся с целью и темой урока.

А) О виде связи управлении

Г)Работа по таблице

В) Работа с примерами

Учащиеся знакомятся, понимают смысл темы.

На практике устно не перебивая друг могут ответить на заданные вопросы учителем и сами могут сформулировать вопросы.

Самостоятельно работают в рабочих тетрадях и на доске анализируют и сравнивают числительные по схеме на таблице.

Работа по таблице.

Упражнение 39,40 устно

Упражнения 43,46 письменно

Учащиеся активно работают по тексту выполняя данные задания , отвечают на них.

Письменно выполняют на доске. Участвуют в обсуждении и аргументируют свой выбор.

Проверяются самостоятельно выполненные задания .

Подведение итога урока

Наш урок подходит к концу. Давайте вместе выясним, смогли мы выполнить поставленные в начале урока цели.

Учащиеся отвечают на заданные вопросы учителем.

Добавляя и корректируя друг друга.

Тема урока: Предложное и беспредложное управление.

1.Образовательные: Дать понятия о предложном и беспредложном управлении ;

2.Развивающие: Будут развивать орфографическую зоркость. развивать устную и письменную речь,

3.Воспитательные: Создание условий для повышения самооценки, самостоятельности.

Учащиеся достигнут цели урока если:

1.Научатся распознавать вид предложные и беспредложные управления.

2.Будут развивать умения самостоятельной работы.

3.Повысят самооценку, самостоятельность.

Тип урока: Урок освоения новых знаний.

Формы организации учебной деятельности: общеклассная

Методы обучения: словесный,практический

Межпредметная связь: кыргызский язык

N п/п

Этап

Время

Методы и формы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Настрой учащихся на урок, поздороваться с учениками; проверить посещаемость учащихся;

А) Повторение о видах связи

Б) Составляют словосочетания по разным видам связи

Г) Проверка письменного задания

Здороваются с учителем, настраиваются на урок

Отвечают на вопросы учителя

Пишут и презентуют свои записи

Установка познавательной задачи

Устное сообщение учителя

Знакомит задачами и целью урока.

Учащиеся внимательно знакомятся с целью и темой урока.

А) О предложном и беспредложном виде управления

Б) Работа по таблице

В) Работа с примерами

Учащиеся знакомятся, понимают смысл темы.

На практике устно не перебивая друг могут ответить на заданные вопросы учителем и сами могут сформулировать вопросы.

Самостоятельно работают в рабочих тетрадях и на доске анализируют и сравнивают числительные по схеме на таблице.

Работа по таблице.

Упражнения 54,57 письменно

Учащиеся активно работают по тексту выполняя данные задания , отвечают на них.

Письменно выполняют на доске. Участвуют в обсуждении и аргументируют свой выбор.

Проверяются самостоятельно выполненные задания .

Подведение итога урока

Наш урок подходит к концу. Давайте вместе выясним, смогли мы выполнить поставленные в начале урока цели.

Учащиеся отвечают на заданные вопросы учителем.

Добавляя и корректируя друг друга.

Тема урока: Диктант

Тип урока: Урок оценки , проверки ,коррекции знаний.

Цель урока: Повторят , проверят и закрепят свои знания.

Образовательные: Будут развивать орфографические и пунктуационные навыки.

Развивающие: Уметь правильно писать без орфографических и пунктуационных ошибок .

Воспитывать у учащихся чувство любви к животным.

Планируемый результат: Учащиеся должны уметь: правильно писать под диктовку. Писать без орфографических и пунктуационных ошибок. Формы организации учебной деятельности: работа в парах.

Методы обучения: Словесный.

Межпредметная связь: зоология.

N п/п

Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха

Готовят рабочее место.

Проверка выполнения д/з

фронтальный опрос по стилям речи

Выявляет уровень знаний по д/з. Определяет типичные недостатки

Мобилизируют интерес, внима ние, отвечают на вопросы учителя,

Установка познавательной задачи

Устное сообщение учителя

Вступительная речь: вспомните зоологию : Кто такие сайгаки? Как они живут.

Предлагают варианты ответов.

Изучение нового материала

Учитель читает текст диктанта.

Учащиеся пишут текст диктанта под диктовку учителя.

Задаёт вопросы : Что нового узнали о жизни воробьёв? Как они ведут себя? Какие у них отношения?

Отвечают на вопросы.

Повторить по пройденным темам.

домашнее задание записывают в дневник.

Проверить друг у друга .

Тема урока: Предложения. Распространённые и нераспространённые.

1.Образовательные: Дать понятия о грамматических особенностях предложений ;

2.Развивающие: Будут развивать орфографическую зоркость. развивать устную и письменную речь,

3.Воспитательные: Создание условий для повышения самооценки, самостоятельности.

Учащиеся достигнут цели урока если:

1.Научатся распознавать грамматические особенности предложений.

2.Будут развивать умения самостоятельной работы.

3.Повысят самооценку, самостоятельность.

Тип урока: Урок освоения новых знаний.

Формы организации учебной деятельности: общеклассная

Методы обучения: словесный,практический

Межпредметная связь: кыргызский язык

N п/п

Этап

Время

Методы и формы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Настрой учащихся на урок, поздороваться с учениками; проверить посещаемость учащихся;

А) Повторение за прошлый учебный год

Б) Мини-эссе на тему «Мои летние каникулы»

Здороваются с учителем, настраиваются на урок

Отвечают на вопросы учителя

Пишут и презентуют свои записи

Установка познавательной задачи

Устное сообщение учителя

Знакомит задачами и целью урока.

Учащиеся внимательно знакомятся с целью и темой урока.

Учащиеся знакомятся, понимают смысл темы.

На практике устно не перебивая друг могут ответить на заданные вопросы учителем и сами могут сформулировать вопросы.

Самостоятельно работают в рабочих тетрадях и на доске анализируют и сравнивают числительные по схеме на таблице.

Просмотр содержимого документа
«Русский язык Тема урока: Диктант»

Тема урока: Диктант

Тип урока: Урок оценки , проверки ,коррекции знаний.

Цель урока: Повторят , проверят и закрепят свои знания.

Образовательные: Будут развивать орфографические и пунктуационные навыки.

Развивающие: Уметь правильно писать без орфографических и пунктуационных ошибок .

Воспитательные:

Воспитывать у учащихся чувство любви к животным.

Планируемый результат: Учащиеся должны уметь:
правильно писать под диктовку. Писать без орфографических и пунктуационных ошибок.
Формы организации учебной деятельности: работа в парах.

Диктанты по русскому языку для 1. учитель начальных классов

В современной школе текстовые диктанты в первом классе не пишут. Более активно учителями применяется контрольное списывание, при котором первоклассники развивают внимательность и аккуратность. Фонематический слух за первый год обучения в школе окрепнет на словарных диктантах и уже можно будет приступить к текстовым. Но есть и такие ученики, для которых контрольное списывание - это слишком просто. Для таких способных деток мы и публикуем сборник диктантов без грамматических заданий. Можно использовать эти короткие диктанты и в качестве текстов для контрольного списывания.

Таким образом, диктанты вам пригодятся даже не во время обучения в первом классе, а уже ближе к его концу и после 1 класса в летнее время для желающих позаниматься русским языком дополнительно. Все слова четко проговаривайте, в особенности сложные моменты, именно так развивается фонематический слух.

Тексты для диктантов в первом классе

Мне семь лет. Я учусь в первом классе. Я умею читать и писать.

Спала кошка на крыше. Она сжала лапки. Села около кошки птичка. Не сиди близко, птичка. Кошки очень хитры.

Один человек крепко уснул. Во сне он увидел кисель. Но ему нечем было его есть. На другую ночь он лёг спать с ложкой. Но кисель ему уже не приснился.

Лисичка ела рыбу. Мимо бежал волк. Он попросил рыбки. Лиса отослала волка к реке. Была зима. У волка примерз хвост к проруби.

По русской сказке

Оля и Рая завели кошку. Девочки несут Мурке молоко. Дядя Петя сделал ей домик. Тётя Ира сшила мягкую подушку.

Ребята были в лесу. Надя и Таня вышли на полянку. В густой траве зрела земляника. Вкусна первая ягодка.

Ваня сел на пень. Пень был у Вани будто конь. Он взял кнут и стал гнать его.

Вот лежит пёсик. Он много есть и спит. Это будет лентяй. Вот этот щенок сердитый. Он рычит и со всеми лезет драться. Я не люблю злых.

Вот луг. На лугу зеленеет трава. Мальчик гонит на луг гусей. Гусь шипит на мальчика.

Был тёплый день. Мы были в лесу. Под кустом сидел зайка. Зайка испугался нас. Зверёк ускакал.

Настала дождливая осень. Опустели поля. Снят богатый урожай овощей. Зимой будет много еды для нас.

Дети вышли на улицу. Там много машин. Нельзя играть на мостовой. Соблюдайте правила дорожного движения.

Светит весеннее солнышко. Журчат ручьи. На деревьях набухли почки. Роща оживает. Кричат грачи.

Коля и Витя были на лугу. Тёмная туча закрыла небо. Застучали частые капли дождя. Мальчики помчались домой.

Я с папой был на рыбалке. Папа поймал щуку. Я поймал маленького леща. Мы будем варить уху. Я чищу рыбу.

Настал июль. Ребята идут на пруд. Они стали удить рыбу. Алёша поймал щуку. Саша выудил ерша.

Мы идём в лес. На лапах ели капли росы. Сухой лист упал на пень.

Бабушка водит Юру и Юлю в ясли. Малыши любят играть. Юра строит дом из кубиков. Юля одевает куклу.

Была сильная жара. Поле и лес ждали дождя. Надвинулась туча. Грохнул гром. Застучали крупные капли. Природа ожила.

День выдался жаркий. Яша и Андрей идут в рощу. Мальчики спустились к ключу. Он бил из земли.

У Никиты бумажный змей. Никита идёт в парк пускать змея. Змей набрал высоту и летит.

Дождик стучал по трубе. Он бил по стёклам. Кот Васька забился под стол. Ударил гром. Кот испугался грозы.

За домом была ива. На иве было гнездо зяблика. В гнезде сидели птенцы. Они громко кричали.

Стоял тёплый день. Роща была залита ярким светом. Тихо журчал ручей. В тени росли ландыши. Они были хороши.

Тёмная туча тихо плывёт по небу. Небо нахмурилось. Вот и дождик. У Юли зонтик. Ей дождь не страшен.

Диктанты довольно простые. Но если вы заметили, что ребенок делает ошибки на одну и ту же орфограмму, несмотря на ваше четкое произношение сложных слов, необходимо уделить внимание этой теме и повторить, а при необходимости объяснить заново эту орфограмму.

МБОУ «Изобильненская СОШДС»

Методическая разработка

Сборник диктантов для 1 класса

Подготовила


Усатая Алла Анатольевна

Цель: – проверить умения писать текст под диктовку с изученными орфограммами: гласные после шипящих, обозначение на письме мягкости согласных звуков гласными буквами е, ё, ю, я, и и мягким знаком, большая буква в начале предложения, в именах людей, кличках животных.

ЛИСА И МЫШИ

Жили у пруда мыши. Пришла вес­на. Мыши ушли на горку. А там жила лиса. Лиса была рада, что пришли мыши. Она их ела.

Жили в норе мыши. Мыши грызли сало и крупу. Тетя Оля дала нам кошку. Кошка стала ловить мышей. Мыши ушли в другую норку.

У Гриши жил чижик. Он хорошо пел. Маль­чик давал чижу корм. Чижик жил у Гриши всю зиму. Весной Гриша открыл клетку. Чижик улетел.

ВЕСНОЙ В ЛЕСУ

Кричат иволги. Трещат дрозды. Скачут сороки. Стучат дятлы. Птицы ищут свои гнезда.

ЕЖИК И МЫШИ

Митя принес из лесу ежика. В чу­лане жили мыши. Митя отнес ежа в чулан. Ежик ловил там мышей.

Мы жили у рощи. Там было хорошо. Пели чижи. Цвели ландыши. Мы ходили гулять в рощу. Наш пес Рыжик любил пугать птиц.

Пушистый снег укрыл зимний лес. Хищные звери ищут пищу. Я иду в чащу леса на звук дятла. Пест­рый дятел стучит по дубу. Рядом старая ель. Под елкой лежат шишки. Это пища для птиц.

Мы приехали на дачу. Дача была у леса. Весь день звучали песни птиц. Утром Митя и папа пошли на речку. Речка была широкая. Над водой кружились чайки. Рыбаки поймали щуку и два леща.

ДВА ТОВАРИЩА

Ученик Юра Чайкин решал за­дачу. Задача была трудная. Пришел Слава Щу­кин. Друзья вместе решили задачу. Так Слава помог то­варищу.

Хороши наши рощи. Красивы там березы. Сколько в рощах птиц! Стучат пестрые дятлы. Кричат грачи. А как свищут синицы! Люди часто ходят в рощу слушать пение птиц.

Светит весеннее солнышко. Журчат ручьи. На деревьях набухли почки. В рощах кричат грачи.

Настало лето. Дети едут на дачу. Около дачи роща. Дети часто ходят в рощу.

Коля и Федя были на лугу. Темная туча за­крыла небо. Застучали частые капли дождя. Мальчики помчались домой.

Я с папой был на рыбалке. Папа поймал щуку. Я поймал маленького леща. Я чищу рыбу. Мы бу­дем варить уху.

У нас чудесный сад. Там растут груши и яблоки. Я угощу товарища сочными плодами.

В углу кто-то зашуршал. Это мыши. Они давно живут под полом. Кот Пушок часто сидит возле их норы. Он ждет мышей.

Однажды бабушка ушла на рынок. Маруся решила похозяйничать. Она вымыла все чашки, ложки, кружки.

Потом надумала сшить своей кукле платье. Бабушка застала ее за работой.

С утра падал снег. Медвежонок сидел на пеньке. Он задрал голову и считал упавшие на нос снежинки. Снежинки падали пушистые и белые.

В больших лесах живут олени. Олень - очень красивое животное с большими ро­гами.

На лесной поляне устроена кормушка. Каждый вечер приходят сюда олени.

Был теплый день. Ребята пошли в лес. Юра и Ольга зашли в чащу. Там тень. Оля села на пень. Под ку­стом был пушистый зайка. Прыгнул зайка и был таков. Целый день гуляли дети. Хорошо в лесу!

Жила в лесу собака. Скучно ей одной жить. Пошла она себе товарища искать.

Идет собака по лесу, а навстречу заяц бежит. Собака и говорит: «Давай жить вместе». Стали они жить вместе. Весело живут и до сих пор.

Люся и Лёня играют. У Люси юла. У Лёни утята. Ре бята не шалят.

Стало темно . На небе появились первые звёзды. Вот выглянул первый месяц. Сёстры Света и Галя спят.

Ле тит ястреб . Он не сёт еду для птенцов. Пте нцы си дят в гне зде. О но на верхушке ели.

Вот старая ель. Юля села под ель. На ели си дит белка. У неё в лап ках гриб .

На крыльце ко тёнок Пушок. Лена кормит его . Ко тёнок играет с ниточкой .

Вот енот Тишка. Это т зверь любит чисто ту. Даже всю сво ю еду он моет в во де.

Тёплый денёк. Люся и Люба по шли на луг . Там из зе мли бил ключ.

В школе перемена. Люда и Яна рисуют ябло ню. Андрюша и Федя бегают. Алёна и Витя читают.

Тётя Рая купила Юле книгу. Вот карась. Вот ли са. Инте ресная книга.

В зе лёном парке озе ро . Там плавает утка с утятами. Малыши играют. О ни уви де ли Алёшу и спрятались.

У Вити есть се стрёнка Ляля. Он её любит. Мальчик читает Ляле ве сёлые книж ки.

У Коли и Сени есть ко тёнок Мурзик. Он очень мил. Ко тёнок любит шалить. Он раз бил люстру.

У нас есть кот Вася. У Васьки мяг кая шерсть. Он любит спать и мурлыкать.

Се нтябрь. В сёлах мо лотят хлеб . Мчатся за мо ря птицы. Скоро придёт се нтябрь.

Пришла осе нь. По спели о решник и рябина. Дети Тёма и Лёша идут в лес. О ни не сут до мой ле сные пло ды.

Я люблю удить рыбу. Ко мне идёт Петя. Он не сёт удочк у. Надо нако пать червя ков.

Тётя Нина и тётя Оля работают на фабрике. Тётя Нина вяжет пушистые шарфы. Тётя Оля вяжет тёплые кофты.

Бабушка Рая водит Люду и Ниночку в ясли. Малыши любят там играть.

Миша, Таня, Петя жили в деревне. У них была собака Розка. Дети любили Розку.

Зима пришла

Покрыла зима снегом поля и реки. Засыпала она сугробами леса. Посылает зима мороз за морозом.

Лёня и Яша – два друга. Яша принёс краски. Лёня взял бумагу. Мальчики рисуют. У Лёни пушистая ёлка. У Яши красивый домик.

Наш дом был старый. Его сломали. Теперь дом новый, красивый. У дома посадили клёны. За домом видны краны. Скоро и там будут красивые дома.

Все работают

Дядя Василий и тётя Катя сажают лук. И дети тут. У Юры грабли. У Игоря лейка с водой. Малышка Лёля сидит на маленькой скамеечке.

У нас идёт большая стройка. Мы строим новые города, заводы, школы. Мы не хотим войны. Мы за прочный мир! Мы за светлый мир!

Был тёплый и ясный день. Ярко светило солнце. Наш город украсили флагами. Играла музыка. Андрей и Сергей несли шары. Весёлый был праздник.

Ночь в лесу

Наступила ночь. В кустах заливается соловей. Носятся летучие мыши. Журчат лесные ручейки. Пахнут душистые фиалки.

У Гриши жил чижик. Он хорошо пел. Мальчик давал чижу корм. Чижик жил у Гриши всю зиму. Весной Гриша открыл клетку. Чижик улетел.

За рекой еловая роща. Мы зашли в глухую чащу. Саша увидел на ели дятла. Он стучал по дереву. Мы стояли и слушали этот стук. Дятел – хороший доктор леса.

В лесу рос красивый куст. Куст цвёл яркими цветами. Это был шиповник. Хороши душистые розы! Стала Маша рвать розы. А там шипы. У Маши заноза.

Вот и зима. Стоят сильные морозы. Пушистый снег покрыл лес и поле. Крыши тоже в снегу. Кругом тишина. Только волки рыщут. Они ищут пищу.

Старшие школьники принесли малышам подарки. У Серёжи карандаши. У Лены пенал. У Лёни Шишкина маленькая машина. А у Наташи книга. Хороши подарки!

В доме у нас жил ёжик. Он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушком.

Стоял тёплый день. Вдруг набежала большая туча. Ударил гром. Упали первые капли. Полил сильный дождь.

Витя и Коля пошли ловить рыбу. Коля закинул удочку. Клюёт! На крючке вертелся карась.

Русский язык

Как богат русский язык! Это язык мира и дружбы. Внимательно изучайте русский язык.

Дядя Миша – наш гость. Бабушка Анбта ставит на стол чайник и чашки. Все будут пить душистый чай.

Весна. Тёплый денёк. Весело кричат грачи. Журчат ручейки. Ребята идут на речку. По воде плывут льдины. Над водой чайки.

Утро. Весело пели птички. Петух и куры клевали зерно. Кот Васька пил молоко. У крыльца собака Жучка. Жучка и мальчик Юра будут играть.

Лето. Вот деревня Чайка. На лугу корова Зорька. Она ест сочную траву. Наша дача у реки. Мы там ловим рыбу. Алёша поймал щуку и леща.

Май. Хорошо в лесу! Поют чижи и дрозды. Цветут ландыши. В траве шуршит ёж. На цветке сидит пчела. У тропы сосна и дуб. На сосне белка.

Настали чудные деньки. Журчат ручейки. У крыльца уже травка. Школьники идут гулять в рощу. Там поют птички. На лужайках Андрюша и Соня рвут цветы. Мальчики Ваня и Алёша бегут к реке. Дети рады весне.

Наступила дружная весна. Сильней греют лучи солнышка. На улицах лужи и ручейки. Летят наши крылатые гости. Шумят на полях машины. Сеют хлеб. Школьники работают в лесу. Весь день в лесах поют птички. На лугах цветут цветы.

Сборник диктантов для начальной школы, Мигус, С.-Петербург, 1994

Сборник диктантов 1-4 кл., Канакина В.П., Щеголев Г.С., М. «Просвещение» 2014г.

Учитель начальных классов МБОУ СОШ №15 г.Азов

Данное учебно-методическое пособие содержит разнообразные виды диктантов по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Показаны особенности этих видов, методика их проведения. Материал сгруппирован по классам, в каждом из которых порядок изучения орфографических тем соответствует последовательности их расположения в учебниках.

Издание адресовано учителям начальной школы и студентам педагогических учебных заведений.

ЧАСТЬ 1. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЪЁМУ ДИКТАНТОВ, НОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ РАБОТ УЧАЩИХСЯ, ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ……………………………………………………….22

Предложение, слово, звук, буква……………………………………. 29

Обозначение мягкости согласных буквами е, ё, ю, я, и, ь………….31

Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, щн……………………….38

Прописная буква в именах собственных…………………………….41

Повторение пройденного за год………………………………………43

Повторение пройденного в 1 классе………………………………….45

Безударные гласные в корне слова…………………………………. 48

Парные согласные в конце слова……………………………………..50

Повторение пройденного за год………………………………………56

Повторение пройденного во 2 классе………………………………..58

Правописание непроизносимых согласных…………………………65

Повторение пройденного за год……………………………………..73

Повторение пройденного в 3 классе…………………………………75

Однородные члены предложения……………………………………77

Повторение пройденного за год………………. ……………………86

ЧАСТЬ 3. КОНСПЕКТЫ УРОКОВ…………………………………….89

Урок работы над ошибками………………………………………91

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………. 93

Если знания человека не упорядочены,

то чем больше он знает, тем больше

будет путаницы в его мыслях.

Цель учебно-методического пособия – показать разнообразие видов диктантов, особенности всех видов, методику их проведения, дать учителю начальных классов систематизированный материал по всем основным орфографическим темам программы по русскому языку в 1-4 классах. Этот материал учитель сможет использовать для отработки орфографических навыков и для осуществления контроля за усвоением учебного материала по правописанию.

Материал учебно-методического пособия подобран в полном соответствии с разделами и темами программы по русскому языку. Он расположен в сборнике в той же последовательности, что и материал учебника.

Пособие имеет следующую структуру. Во введении дается описание диктантов различных видов и краткие методические рекомендации по их проведению. В первой части приводятся нормы оценок и количества слов в диктантах по классам, типичные ошибки, допускаемые учащимися, а также методика работы над ошибками. Далее по классам (годам обучения) предлагаются разнообразные диктанты с грамматическими заданиями. В последней части предлагаются конспекты двух уроков.

Текстовым материалом диктантов являются: слова, словосочетания, отдельные предложения, связные тексты. Связные тексты подобраны с учетом образовательно-воспитательных задач школы и возрастных особенностей младших школьников.

В конце каждой темы дается несколько вариантов контрольных диктантов с грамматическими заданиями, что позволит учителю проверить знания учащихся по грамматике.

Такая организация материала в учебно-методическом пособии имеет целью обеспечить достаточную повторяемость пройденного материала и привести в систему знания и навыки учащихся по языку.

Каждый вид диктанта представлен несколькими текстами. Учитель может выбрать тот текст, который соответствует уровню подготовки учащихся данного класса. В целом ряде случаев к диктантам различных видов даются дополнительные задания, позволяющие проверить определенные навыки.

Остановимся на видах диктантов и методике их проведения.

Диктант – это такой вид письменной работы, при котором учитель диктует текст, а учащиеся записывают его на основе сложившегося ранее навыка письма. Учитель диктует текст в соответствии с произносительными нормами русского языка.

Весь текст прочитывается выразительно, медленно. Учащиеся слушают его, уясняя содержание. Затем текст читается по отдельным предложениям. Учащиеся приступают к записи предложения после того, как оно прочитано учителем до конца. Желательно, чтобы ученики запомнили предложение и «про себя» повторили его до записи: это предупреждает переспрашивание. Учитель при диктовке текста должен выдержать равномерный темп, с тем чтобы не было отстающих в письме. Важно читать текст достаточно громко, внятно. Чтение не должно быть подсказывающим или, наоборот, «подлавливающим» учеников. Следует предупредить учителя о том, что если в диктанте встречаются слова на ещё не изученные правила, то эти слова следует произносить четко или выписать на доске.

Такова методика проведения контрольного диктанта.

Остальные виды диктантов представляют собой методический прием обучения правописанию, особого рода упражнение по орфографии. Все они носят обучающий характер и применяются в сочетании с другими видами письменных работ.

Рассмотрим подробнее эти виды диктантов без изменения текста.

Предупредительным называется диктант, при проведении которого диктуемый учителем текст подвергается орфографическому разбору до записи его учащимися (сначала объяснение, затем запись).

Предупредительный диктант имеет свои недостатки:

1) после разбора орфограмм учащиеся нередко пишут текст, не думая над правописанием, т.е. механически;

2) при проведении разбора обычно работают только сильные ученики.

При объяснительном диктанте сначала происходит запись диктуемого, а потом даются объяснения. Такой диктант можно проводить на уроках закрепления изученного материала, а также при повторении ранее пройденного. По сравнению с предупредительным объяснительный диктант требует от учеников большей самостоятельности. Возможно сочетание предупредительного диктанта с объяснительным (диктант проводится как объяснительный, а ошибки на неизученные правила предупреждаются).

Особое место на уроках русского языка отводится комментированному диктанту , при проведении которого ученики дают необходимые пояснения непосредственно в процессе письма.

Почему- то этот приём был забыт в большинстве школ. В своей методике С.Н.Лысенкова возродила идею комментированного управления, или комментирования. Учит не только учитель, но и каждый ученик в классе, когда, мысля вслух, объясняя свои действия, «ведёт» за собой остальных. Сначала сильный ученик (а потом и другие учащиеся) говорит всё, что он делает по заданию учителя от начала до конца, и ведёт за собой остальных. Очень важно, чтобы комментированное управление начиналось с первого дня обучения в школе, с первых шагов (письмо элементов букв, проговаривание слов). По мере продвижения от 1-го к 4-му классу комментированное управление переходит в доказательное комментирование - рассуждение при выполнении сложных орфографических задач. 0

Комментированное управление позволяет решить не только учебные, но и воспитательные задачи. У детей вырабатывается гармонический, комплексный учебный навык (мыслю, говорю, записываю), воспитывается чувство локтя, товарищества, а учитель может видеть продвижение в учении каждого благодаря постоянно действующей обратной связи «ученик - учитель».

На уроках русского языка может использоваться диктант, объединяющий особенности трех рассмотренных видов, он называется комбинированным диктантом. Он используются для того, чтобы предупредить «минусы» вышеназванных диктантов, а также в качестве переходного к контрольному диктанту. Он представляет собой своеобразное сочетание предупредительного, комментированного и объяснительного диктантов. Итак, сначала предупреждаем ошибки (1/3 диктанта), объясняя до записи все или только трудные случаи. Затем идёт комментированное письмо (2/3 диктанта), т.е. в процессе записи происходит объяснение тех случаев, которые в данный момент повторяются. Последняя треть текста диктанта – объяснительный диктант; разбор орфограмм, пунктограмм после записи дидактического материала.

Продолжим рассмотрение различных видов диктантов. В целях активизации учащихся на уроках русского языка нашёл применение диктант с обоснованием , который считается новым видом диктанта. 0 Суть этого вида упражнения заключается в следующем: ученик сначала даёт письменное объяснение написания диктуемого слова, а затем записывает само слово. Обоснование непременно должно предшествовать написанию, что приучает пишущего сначала думать над тем, как написать слово, а потом уже записывать его. Обоснование может заключаться в написании проверочного слова или в указании его грамматической формы.

С успехом можно применять этот вид диктанта и при изучении темы «Правописание личных окончаний глаголов».

Все мотивируемые написания должны быть подчёркнуты. Обоснование, проводимое с целью сознательного предупреждения возможных ошибок, может быть не только письменным, но и устным.

Если вдуматься в содержание диктанта с обоснованием, то видно, что это не новый вид диктанта, а своего рода предупредительный диктант, ибо объяснение написанного проводится устно или письменно до записи диктуемого.

Как убеждает школьная практика, диктант «проверяю себя» , следующий вид диктантов,вполне доступен для учащихся младших классов. Методика его проведения такова: в процессе записи текста дети подчёркивают все те орфограммы, в написании которых они сомневаются, чтобы потом спросить у учителя, правильно ли они написали то или иное слово. Ученики могут задавать учителю любые вопросы, причём количество подчёркиваний и исправлений на оценку не влияет. Вполне возможно, что при записи некоторых слов дети не заметят трудностей и сделают ошибки. В таком случае необходима помощь учителя.

Диктант «проверяю себя» также является разновидностью объяснительного диктанта: в сравнении с объяснительным диктантом в его обычной форме диктант «Проверяю себя» предполагает отбор для объяснения трудных по написанию слов самостоятельно каждым учеником, а объяснение этих слов дает учитель или вызванный им ученик. 0

Преимущество этого диктанта в том, что он даёт возможность выполнения сразу двух функций: обучающей и проверочной. К числу других сильных сторон обучающе-проверочного диктанта относятся следующие:

диктовка рассчитана на сознательное письмо учащихся, дети сами учатся находить трудные орфограммы;

повышается активность учащихся;

диктант требует от детей большого напряжения и внимания;

почти полностью изживаются подсказки и списывание друг у друга, т.к. все сомнительные написания можно выяснить у учителя.

Подготовленные диктанты – вид работы, при котором ведется запись уже знакомого, обычно подготовленного дома текста. Этот вид диктантапоказывает, насколько хорошо усвоен материал, насколько осознанно применяются знания на практике. Он развивает память у учащихся, активизирует процесс усвоения орфографического правила. Методика проведения этого вида диктанта такова: дома учащиеся записывают слова с пропущенными орфограммами или слова без пропущенных орфограмм, а в классе эти же слова мы пишем под диктовку. Ученик, выполняя подобную работу, чувствует себя увереннее, так как имел возможность подготовиться. Проведение подготовленного диктанта – 5-6 минут.

Самодиктант играет большую роль в тренировке памяти, развитии внутренней речи ребёнка, осознании трудных написаний, усвоении материала литературы. Этот вид диктант эффективен при отработке правописания слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами, развивает умение ученика диктовать самому себе. Для этого диктанта чаще используют стихотворные тексты. В отличие от подготовленного диктанта, при котором текст диктует учитель или сильный ученик, самодиктант заключается в том, что ученик, записывая по памяти выученный текст, сам себе его надиктовывает. К сожалению, этот вид диктанта используется крайне редко, хотя в методической литературе он часто встречается под названием «Письмо по памяти».

Зрительный диктант - один из видов орфографических упражнений, которые развивают зрительную память, внимание, орфографическую зоркость учащихся. 0 Текст записывается на доске, ученики его читают, анализируют трудные слова и предложения. Затем текст убирается, ученики пишут его под диктовку учителя.

По использованию различных видов языкового и неязыкового материала можно выделить словарный и картинный, «немой» и графический диктанты.

Словарный диктант – это вид слухового или зрительного диктанта. 0 Его отличительная черта: диктуются только отдельные слова. Словарный диктант позволяет проводить написание отдельных слов без опоры на контекст.

Словарный диктант может быть частью лексической работы в системе усвоения учащимися новых слов и выражений, и тогда при записи слов объясняется не только их правописание, но и значение.

Словарный диктант занимает только часть урока, и поэтому он может входить в любой его компонент: при проверке домашнего задания, при объяснении, закреплении новой темы. Он может быть предупредительным, объяснительным, комментированным или выборочным.

Картинный диктант (беззвучный диктант) – такой вид работы, когда учитель показывает карточку-картинку, а дети:

- называют изображенный предмет, объясняют написание безударной гласной в слове и записывают его;

- называют изображенный предмет, записывают слово, выделяя в нем безударную гласную и ставя знак ударения;

- самостоятельно записывают слово, являющееся названием изображенного на рисунке предмета, выделяют в слове безударную гласную, которую надо запомнить на письме, ставят знак ударения.

«Немой» диктант - данный вид работы основан на невербальном (паралингвистическом) уровне коммуникации. 0 Пробуждает интерес к изучаемой орфограмме и творческие наклонности, способствует формированию орфографических навыков. Методика проведения: учитель или ученик, выбранный по желанию, не диктует слова, а показывает мимикой, пантомимикой и жестами. Ученики записывают в тетради слова, выделяя орфограммы.

Графический диктант – вид работы, который вырабатывает умение записывать реальный лексический, грамматический материал в виде графических схем. 0 Предъявляемый учителем языковой материал (слова, словосочетания, предложения, текст) ученики записывают в виде принятых в школьной практике графических изображений. Для графического диктанта могут быть использованы схемы состава слова, однородных членов предложения, схема структуры словосочетания, простого предложения, осложнённых и сложных предложений. Учитель диктует языковой материал первый раз – дети слушают, затем слово или предложение повторяется 2-3 раза, ученики записывают материал в виде схем; последнее чтение – для самопроверки. На наш взгляд, это достаточно трудный и сложный вид диктанта, и он крайне редко используется в школьной практике.

Диктант «По следам ошибок» служит длязакрепления правописания слов. Учитель выбирает из ряда классных и домашних упражнений, контрольных работ типичные ошибки, выписывая, группирует их. Работа над этими ошибками ведётся в течение ряда уроков, диктант «По следам ошибок» представляет собой заключительный этап этой работы. Дети должны быть заранее предупреждены о таком диктанте. Диктант, состоящий из слов нескольких письменных работ, может быть рассчитан на 5-7 минут, если для диктанта используется материал всей четверти, то на 15-20 минут.

Рассмотрим следующую группу диктантов с изменением текста.

Выборочным диктантом называют такой диктант, при котором дети по заданию учителя отбирают для записи соответствующие определённому заданию части текста. 0

Выборочный диктант в сравнении с другими ценен тем, что он исключает возможность механической записи, позволяет давать сконцентрировано насыщенный изучаемыми орфограммами материал, способствует лучшему восприятию и запоминанию написания слов.

В начальной школе при выборочном диктанте записывают чаще всего отдельные слова.

Можно предложить учащимся выписать словосочетания. Выборочный диктант не следует давать тогда, когда формы выписываемых слов можно определить только в контексте (правописание падежных окончаний имён существительных, имён прилагательных; - тся и - ться в глаголах и т.д.). Выборку текста проводят, принимая за основу либо грамматико-орфографические, либо смысловые признаки. Выборочный диктант можно проводить в нескольких формах. Наиболее простая форма проведения - выписывание слов без их изменения, наиболее трудная – выборочная запись с предварительным изменением слов.

Морфемный диктант - разновидность выборочного диктанта. Учитель диктует слова, словосочетания или предложения, ученики записывают только указанные учителем значимые части того или иного слова с нужной орфограммой. Данный вид диктанта способствует запоминанию графического облика морфем, развивает орфографическую зоркость, совмещает грамматический и орфографический анализы слов.

Распределительный диктант («раскидать по столбикам» – это синонимическое название придумали учителя) – это диктант, во время выполнения которого запись слов, словосочетаний сопровождается классификационной работой. Например, в один столбик записываются существительные 3 склонения с «ь» после шипящих на конце слова, а в другой – существительные 2 склонения без «ь».

Следующая группа диктантов, которую мы рассмотрим, это творческие.

Творческий диктант - это диктант, когда ученик записывает диктуемый учителем текст, предварительно подвергая его изменениям. 0 Различают несколько видов творческого диктанта.

Творческий диктант со вставкой слов (распространение текста). Речь может идти о распространении текста второстепенными членами предложения. Перед проведением диктанта учитель указывает, какие именно слова дети должны дополнительно внести в текст. Ученики лучше запоминают правописание вставленных слов, потому что на них фиксируется внимание.

Творческий диктант на замену слов, т.е. с изменением грамматической формы некоторых слов диктуемого текста согласно указаниям учителя. Например, учитель диктует текст, в котором употреблены глаголы 1-го лица единственного числа. Дети по заданию учителя заменяют глаголы 1-го лица глаголами 2-го лица. Трудность этого диктанта заключается в том, что орфографически лёгкие формы заменяются более трудными. Кроме того, дети не имеют перед собой исходного текста.

Диктант с продолжением текста - этот вид представляет собой диктант с элементами сочинения в продолжении текста. Перед выполнением этой письменной работы учитель ориентирует школьников на предстоящее задание – создать свой текст, тематически связанный с продиктованным. Сначала ученики записывают текст под диктовку (как при проведении обычного контрольного или контрольно-обучающего диктанта). На втором этапе работы формулируется задание для продолжения (оно может быть записано на доске), которое зависит от особенностей текста диктанта. Тексты для диктанта с продолжением могут быть двух разновидностей: тексты, которые обрываются, так, что понятно, в каком направлении они могут быть продолжены, например, написать дальнейшее развитие действия, продолжить рассуждение и сделать вывод, завершить начатое описание; тексты, заключающие в себе вопрос или позволяющие ставить вопрос, на который можно ответить, тексты данного вида подбираются с учётом актуальных для данного возраста, класса проблем. От творческого диктанта диктант с продолжением отличается тем, что учащиеся создают высказывания самостоятельного характера с точки зрения языка и содержания, а не производят вставку или замену одних форм другими. Рассматриваемый вид диктанта напоминает по своему характеру изложение с дополнительным заданием. Учитель оценивает диктант с продолжением двумя отметками: первая – за текст диктанта (в соответствии с нормами оценок для диктанта), вторая – за его продолжение (по нормам, принятым для оценки сочинений и изложений).

Под свободным диктантом понимают такую запись диктуемого текста, при которой учащимся предоставляется право его изменения, свободного выбора слов и выражений при сохранении общего смысла. 0

Ценность свободного диктанта в том, что он способствует выработке навыка запоминания диктуемого, при проведении свободного диктанта у учеников воспитывается внимательность, сообразительность, развивается логическая память. Этот вид диктанта позволяет ставить и орфографические, и речевые задачи.

Как средство обучения орфографии свободный диктант уступает другим видам, ибо при свободной диктовке ученики заменяют трудные в орфографическом отношении слова другими, менее сложными.

В настоящее время методика проведения этого вида диктанта такова: учитель сначала выразительно читает весь текст и проводит работу над его содержанием, затем читает текст по частям, а ученики пишут.

Восстановленный диктант – этот вид работы вырабатывает умение выделять компоненты текста, по которым его можно воспроизвести. Цель диктанта – отработка понятия тематического единства – одного из основных текстовых признаков, усвоение изучаемых языковых явлений, развитие умения формулировать предложение, воссоздавать текст. Для диктанта используют текст, в котором тематическими словами являются слова, содержащие изучаемую орфограмму или слова, определяющие стиль текста.
Методика проведения диктанта такова. Сначала учитель мотивирует учащихся на выполнение диктанта – поиск опорных слов в тексте, по которым его можно было бы восстановить. Дети слушают текст, а затем учитель задаёт вопросы на понимание текста: о чём текст, чем он интересен? На следующем этапе работы дети вновь слушают текст и выписывают тематические слова (самостоятельно или коллективно) на доску или/и в тетрадь, анализируют, объясняют правописание. После этого переходят к основному этапу работы – собственно записи текста по опорным (тематическим) словам. Проверка диктанта осуществляется традиционным способом: учитель читает текст, дети проверяют написанное. Восстановленный диктант близок к изложению по опорным словам тем, что в процессе работы производится поиск и анализ тематических слов. Этот вид также позволяет соединить речевые о орфографические задачи.

Диктант по аналогии – это такая творческая работа, в процессе которой ученик прослушивает читаемый учителем текст, а затем записывает самостоятельно составленный связный текст, сходный с продиктованным по композиции и грамматической структуре, но отличающийся от него по содержанию, этот вид тоже связан и с речевыми, и с орфографическими задачами, он является частью работы над изложением и сочинением.

И последние виды, которые мы рассмотрим, это контрольные диктанты.

Текущий контрольный диктант проводится для проверки знаний учащихся по изученным темам или отдельным вопросам их. Для контрольного диктанта обычно используют связный текст или отдельные предложения, содержание и конструкция которых понятна младшим школьникам.

Методика проведения контрольного диктанта такова: весь текст прочитывается выразительно, медленно. Учащиеся слушают его, уясняя содержание. Затем текст читается по отдельным предложениям. Учащиеся приступают к записи предложения после того, как оно прочитано учителем до конца. Желательно, чтобы ученики запомнили предложение и «про себя» повторили его до записи: это предупреждает переспрашивание. Учитель при диктовке текста должен выдержать равномерный темп, с тем чтобы не было отстающих в письме. Важно читать текст достаточно громко, внятно. Чтение не должно быть подсказывающим или, наоборот, «подлавливающим» учеников. Следует предупредить учителя о том, что если в диктанте встречаются слова на ещё не изученные правила, то эти слова следует произносить четко или выписать на доске.

После записи всего текста учащимися учитель прочитывает его целиком. Учащиеся следят по тетрадям, проверяя написанное. На проверку отводится 5-7 минут урока.

Итоговый контрольный диктант предполагает проверку усвоения детьми материала, изученного в течение длительного времени, например, четверти или полугодия.

Для итогового контрольного диктанта предпочтительнее текст, в котором нет слов на неизученные правила. Если же такие слова встречаются, то их нужно записать на доске. Количество слов в итоговом диктанте строго определено.

ЧАСТЬ 1. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЪЁМУ ДИКТАНТОВ, НОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ РАБОТ УЧАЩИХСЯ, ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ