Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Международный конкурс по экологии «Экология России»
Доступно для всех учеников 1-11 классов и дошкольников
Диктант — вид орфографического упражнения, сущность которого состоит в записи воспринимаемого на слух или зрительно предложения, слова, текста.
По цели проведения все диктанты делятся на: обучающие обычно занимают часть урока, их проведение регламентируется учителем, пишутся в рабочих тетрадях. Цель - научить детей правописанию контрольные обычно отводится отдельный урок. Цель - проверить уже усвоенные знания и освоенные способы орфографического действия
Классификация обучающих диктантов: 1)по объёму диктуемых единиц: словарные (отдельные слова); словосочетаний; предложений; 2)по соотношению диктуемого и записываемого материала: сплошные; выборочные; 3)по особенностям самоконтроля, который осуществляет пишущий: предупредительные (перед записью); комментированные (в процессе записи); объяснительные (после записи);
4)по степени самостоятельности пишущего: •репродуктивные; • творческие; 5)по источнику восприятия: слуховой; зрительный; по памяти; картинный; предметный.
Этап работы над орфограммой Рекомендуемый вид диктанта Опознавание орфограммы на уровне знакомства с нею Выборочный диктант Устное объяснениеорфограммыдо записи текста Предупредительный диктант Объяснение орфограммы в процессе письма Комментированный диктант Объяснение орфограммы после записи текста Объяснительный диктант Включение орфограммы в новые связи Выборочно-объяснительныйдиктант Возвращение на более высоком уровне к этапу осознания орфограммы Диктант «Проверяю себя» Объединение усвоенных частных действий в одну сложную деятельность в условиях полной самостоятельности учащихся Контрольный диктант
Виды и характеристика диктантов
Слуховой диктант— орфографическое упражнение, в процессе которого пишущий соотносит звуковой и буквенный составы слов, словосочетаний, предложений, текста. Предупредительный диктант — вид слухового диктанта. Цель — предупреждение ошибок путём объяснения орфограмм до записи текста, слова. Применяется на первичных этапах изучения темы. Перед записью проводится орфографический анализ — учащиеся объясняют, как напишут слово и почему. «Безошибочный» диктант — разновидность предупредительного диктанта. Перед учащимися ставится задача — полностью разобраться в орфографической стороне текста и написать диктант без ошибок. Прослушав текст, учащиеся ставят вопросы в отношении написания тех или иных слов. На эти вопросы отвечают ученики, уверенные в правописании данного слова. При затруднении к объяснению орфограмм подключается учитель.
Предупредительно-контрольный диктант -разновидность предупредительного диктанта. Перед диктантом в течение 8-10 минут повторяются те правила правописания, которые отражены в его тексте. В качестве примеров рассматриваются слова из текста диктанта, специально отобранные учителем. Подготовленный диктант — разновидность предупредительного диктанта с элементами объяснительного. Текст сначала разбирается, потом записывается и проверяется. Объяснительный диктант — вид слухового диктанта. После записи предложения или текста в целом учащиеся объясняют написание орфограмм. Это своего рода коллективная проверка написанного, развивающая внимание учащихся к орфограммам. Проводится при закреплении темы. В процессе записи текста учащиеся подчёркивают орфограммы, требующие проверки, после записи — контролируют правильность выполнения работы.
Объяснительный диктант с предварительной подготовкой. До записи текста учитель выделяет время на повторение изученных правил правописания и способов проверки необходимых орфограмм. После орфографической подготовки и своеобразной «настройки» учащихся на определённый вид орфограмм проводится диктант. После записи учащиеся доказывают правильность написания слов с изученными орфограммами, исправляют допущенные ошибки. Диктант «Проверяю себя» — вид слухового диктанта, характеризующийся высоким уровнем самоконтроля. Способствует развитию орфографической зоркости, критического отношения к собственному тексту, осмыслению орфограмм на достаточно высоком уровне, вырабатывает навыки самопроверки. Во время записи текста ученику разрешается спрашивать учителя, как пишется та или иная орфограмма, пользоваться словарём, справочниками и пр. Вызвавшую сомнение орфограмму ученик подчёркивает (это важно использовать учителю для анализа). Если делается исправление подчёркнутой орфограммы, оно за ошибку не считается. В то же время допущенные ошибки на изученные правила учитываются более строго, так как ученик не увидел орфографически опасных мест.
Письмо с пропуском букв (диктант с пропущенными орфограммами) — разновидность диктанта «Проверяю себя». В процессе записи текста учащиеся пропускают буквы (орфограммы), если не знают или сомневаются в написании. На месте пропуска букв ставится прочерк— по нижней линейке проводится черта. Запись в тетради выглядит следующим образом: В л_су слышна звонк_я трель с_л_вья. После записи осуществляется орфографический анализ слов с пропущенными буквами. Пропуски заполняются. Такой приём предупреждает появление ошибок и большого количества исправлений, является одним из самых эффективных приёмов развития орфографической зоркости. Учащиеся должны уяснить: если не знаешь, как проверить, лучше пропустить букву, но писать наугад нельзя! Комментированный диктант (комментированное письмо) — вид орфографического упражнения, разновидность слухового диктанта в сочетании с орфографическим разбором. Орфографический анализ текста производится не до записи или после неё, а совмещается с письмом текста. Обязательное условие — к комментированию поочерёдно привлекаются все учащиеся класса, не только сильные.
Комбинированный диктант — вид слухового диктанта, обладает признаками предупредительного, объяснительного и контрольного диктантов. Используется преимущественно на уроках обобщения, а также в работе с отстающими. Вначале проводится предварительное объяснение орфограмм (2-3 предложения), в последующих предложениях орфограммы объясняются одновременно с письмом или после записи предложения, затем несколько предложений записываются без объяснений, по методике контрольного диктанта. Выборочный диктант — вид слухового или зрительного диктанта. Предполагает запись не всего текста, а лишь тех слов, словосочетаний, предложений, в которых есть орфограммы на изучаемое правило. Может сопровождаться дополнительным заданием. Выборочный диктант развивает орфографическую зоркость, внимание, умение обнаруживать изучаемые языковые явления, приучает школьников к анализу текста до его записи.
Выборочно-распределительный диктант — разновидность выборочного диктанта. Предполагает выбор из текста и запись слов с определёнными орфограммами и одновременной их группировкой по каким-либо признакам, например слова с проверяемыми безударными гласными выписываются в левый столбик, с непроверяемыми — в правый. Морфемный диктант — разновидность выборочного диктанта. Учитель диктует слова, словосочетания или предложения, ученики записывают только указанные учителем значимые части того или иного слова с нужной орфограммой. Творческий диктант — по заданию учителя в диктуемый текст учащиеся вставляют определённые слова или изменяют грамматическую форму диктуемых слов. Например, в ходе изучения имени прилагательного учитель предлагает дополнить предложения подходящими по смыслу именами прилагательными; при изучении множественного числа имени существительного — заменить форму единственного числа на множественное и др. Вырабатывается навык применения орфографического правила в условиях, когда необходимо думать о содержании предложения и его грамматическом оформлении.
Свободный диктант — в процессе записи текста учащиеся могут заменить отдельные слова, изменить структуру предложения. Текст диктуется вначале целиком, затем по частям (3-4 предложения); каждая часть записывается после повторного её прочтения. Учащиеся записывают каждую часть текста по памяти, как запомнили. Дополнительная цель — развитие речи учащихся, рассматривается как вид работы, подготавливающий учащихся к написанию изложений. Зрительный диктант — вид орфографического упражнения, развивающий орфографическую зоркость, зрительную память и внимание. Записанный на доске текст (слова, предложения) прочитывается учащимися, анализируется, затем стирается. Школьники пишут его по памяти. После записи осуществляется проверка.
Письмо по памяти или самодиктант — самостоятельная запись выученного наизусть текста, который воспринимается учащимися зрительно или на слух. По окончании работы текст открывается для осуществления самопроверки. Разученный диктант (подготовленный диктант) — разновидность письма по памяти, можно практиковать в IV классе. Предварительная подготовка к написанию текста осуществляется учениками самостоятельно, возможно — дома. Текст заучивается наизусть. На следующий день в классе ученики пишут заученный текст по памяти или под диктовку учителя. Картинный диктант (беззвучный диктант) -учитель молча демонстрирует предметную картинку, учащиеся записывают название изображённого предмета. Предметный диктант (беззвучный диктант) -учитель молча демонстрирует предмет, учащиеся записывают название предмета.
Контрольный, или проверочный, диктант — вид слухового диктанта, проводится как полностью самостоятельная работа: учащиеся должны понять содержание текста и записать его без искажения смысла, понять каждое слово и грамматическую форму, обнаружить орфограммы и пунктограммы, проверить их, написать без ошибок. Цель — выяснить уровень владения учащимися изученными правилами и умением применять их на практике.
Методика проведения контрольного диктанта Слова с неизученными орфограммами заранее записываются на доске и чётко проговариваются учителем во время диктовки. Слова с непонятным лексическим значением должны быть прокомментированы учителем до прочтения текста диктанта в целом. Постановка знаков препинания, выходящих за рамки учебной программы для начальных классов, предупреждается учителем во время чтения текста. Медленное и выразительное прочтение всего текста, предлагаемого для диктанта. Затем текст диктанта читается учителем по отдельным предложениям. Каждое предложение учитель диктует два раза подряд: первый раз для восприятия и понимания, а второй раз — для записи.
6. Если предложение является трудным для понимания или осложнено однородными членами предложения, в этом случае диктовать, как и писать, следует не отдельными предложениями, а законченными смысловыми отрезками (словосочетаниями). 7. Диктовать следует, стоя на одном месте, громким чётким голосом 8. Совершенно недопустимо искажение произношения с целью «поймать» ученика, как равно и орфографическое, «подсказываю-щее» чтение, в отдельных случаях резко расходящееся с нормами речи (например, чтение слов ко[го], твое[го] вместо ко[во], твое/во]). 9. Чтение должно быть медленным, но не настолько, чтобы терялась или разрывалась мысль, выраженная данным предложением. Необходимо обеспечить возможность всем учащимся успевать записывать диктуемый текст, для чего необходимо соблюдать ровный темп чтения. Учитель должен выбрать одного, не очень торопливого ученика и, следя за темпом его письма, ориентироваться в чтении на него.
10. После записи всех предложений текст диктанта читается учителем повторно, с более продолжительными паузами после каждого предложения, чтобы учащиеся успели проверить правильность написания слов, исправить выявленные ошибки, дописать слова, если они были пропущены. После самопроверки диктанта учащиеся выполняют грамматические задания. 11. Содержание грамматических заданий учитель записывает по вариантам на доске до начала урока. Перед выполнением грамматических заданий учитель прочитывает и комментирует все задания всех вариантов. Затем учащиеся самостоятельно, без помощи учителя выполняют грамматические задания независимо от их последовательности. 12. После выполнения грамматических заданий, если позволяет время, нужно дать учащимся возможность ещё раз проверить всю работу. 13. Со звонком с урока учитель собирает все работы учеников.
Диктант - вид орфографического упражнения, сущность которого состоит в записи воспринимаемого на слух или зрительно предложения, слова, текста.
1)по объёму диктуемых единиц:
2)по соотношению диктуемого и записываемого материала:
3)по особенностям самоконтроля, который осуществляет пишущий:
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Есть мнение?
Оставьте комментарий
Смотрите похожие материалы
2007-2022 "Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU".
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: https://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.
Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.
О работе с сайтом
Мы используем cookie.
Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.
При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.
Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.
Презентация на тему: «Компьютерные диктанты по русскому языку». Автор: АЧАКИ. Файл: «Компьютерные диктанты по русскому языку.ppt». Размер zip-архива: 2328 КБ.
МОУ «Верхнеачакская СОШ» Ядринского района ЧР
МОУ «Верхнеачакская СОШ» Ядринского района ЧР
Для 7 класса Выполнила Скворцова Татьяна Учитель Захарова Л.С.
учащихся . Их можно привлечь к составлению текстов диктантов, к разработке презентаций уроков, с большим желанием работают они на компьютере во время уроков.
Сборник компьютерных диктантов включает образцы диктантов для 7 класса для закрепления навыков правописания разных частей речи. Такие дидактические материалы учитель может использовать в разных формах в зависимости от целей и задач урока. Учитель имеет возможности многократно использовать тексты, изменяя задания (на разных уроках задания звучат по-разному: на одном уроке - правописание слов, на другом уроке - определение частей речи или составление предложений и т. п.)
Небрежно, неряшливо, недорого, несмело; не близко, а далеко; не друг, а враг; Некогда, негде, никогда, нигде, никак, несколько, нисколько, ничуть, некуда торопиться, никуда не надо спешить.
Издавна, издалека, досыта, досуха, докрасна, снова, сначала, справа Влево, воедино, направо, начисто, заново, замертво. Образуйте наречия с приставками : в-, на-, за- --------------О с-, из-, до- -------------- А Белый, далекий, сытый, глухой, простой, скорый, новый, редкий, единый, светлый
По-товарищески, по-турецки, по-твоему, по-простому, по-волчьи, во-первых, в- шестых, кое-как, как-нибудь, когда-то, почему-то, где-либо, сколько-либо; Чуть-чуть, много-много, крепко-накрепко.
Кстати, втридорога, послезавтра, вполголоса, поодиночке, тотчас, сходу, как будто, вряд ли, в одиночку, на бегу, на ходу, на боку, без устали, с разбегу, куда-нибудь, все-таки, подобру-поздорову, нежданно-негаданно, точь-в-точь.
Под голубыми небесами, Великолепными коврами Блестя на солнце, снег лежит. Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.
Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл – и вот сама Идет красавица зима. Пришла, рассыпалась; клоками повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами среди полей, вокруг холмов.
Над рекой, наклоняясь, что-то шепчет камыш; А кругом на полях непробудная тишь. Уж замуж невтерпеж. Объясните правописание выделенных слов
Под голубыми небесами, Великолепными коврами Блестя на солнце, снег лежит. Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.
Мы ходим ночью, ходим днем, Но никуда мы не уйдем. Мы бьем исправно каждый час, А вы, друзья, не бейте нас. Укажите наречия.
Текст - описание. Микротемы. Абзацы.
Разве не удивляет нас весенний расцвет дерева? Взглянув на дерево однажды утром, нельзя не поразиться обилию почек, покрывших ветки только за одну ночь. А еще через некоторое время почки лопаются, и черный узор сучьев осыпается ярко-зелеными мушками. А там вдруг надвигается нежданная туча, гремит первый весенний гром. И вот уже первый теплый ливень, омывая все вокруг, тихо льет свои блестящие потоки, вмиг преображая все вокруг. О, диво! Дерево, бывшее совсем недавно обнаженным и темным, так пышно раскинулось блестящей зеленью, что просто глазам не веришь. Какое необъяснимое и удивительное это чудо – природа!
Советы изучающим иностранный язык. Слушай. Знакомиться с чужим языком надо начинать со слуха. Внимательно слушай, как говорят на нем люди, для которых он родной. Самостоятельно слушай пластинки, магнитофонные записи, диски, радио…Часто по радио и телевидению передают песни. Отныне все это будет тебе помогать. Подражай. Произноси вслух звуки чужого языка. Особенно тщательно научись произносить звуки, которых нет в твоем языке. Сначала выучи самые распространенные слова, потом заучивай целиком предложения. Не сопротивляйся. В каждом языке грамматические правила свои, не старайся впустую перебороть правила другого языка, лучше хорошо изучи их и подчинись им. Читай. Читай газеты, журналы, книги на иностранном языке. Очень полезно читать детские книжки. Читать надо регулярно, часто. Думай. Заставляй себя думать на новом языке. Думать по-английски или по-немецки труднее, чем переводить. Повторяй многократно. Ты должен много-много раз повторять, повторять снова и снова. Ничего никогда не пропускай. Заниматься надо систематически, постоянно, настойчиво, только тогда ты усвоишь чужой язык. Много-много нового и интересного откроет тебе другой язык. Задание 1. Внимательно прочти текст, выпиши из него глаголы с наречиями. Задание 2. Расскажи, как ты изучаешь иностранный язык. Используй в своем сочинении выписанные словосочетания с наречиями, а также другие наречия.
цветут с весны и до осени. В продолжение целого лета не выберешь ни дня, когда нельзя было бы увидеть этот цветок. Но все же бывает в мае пора, когда разливается по земле их первая, самая дружная, самая яркая волна. Пока солнце уходит на ночь, одуванчики закрывают свои цветы. Но закрываются они и днем, если отсутствует солнце.
Выпишите в таблицу служебные части речи
Город Петра. По замыслу Петра 1 город-крепость должен был стоять при море. Выбор царя остановился на острове, который располагался у разветвления Невы на два больших рукава и со всех сторон был окружен водой. Крепость занимала почти всю площадь острова, и не осталось ни клочка земли, на котором мог расположиться противник. Орудия в крепости могли держать под прицелом неприятельские корабли, если они попытаются пройти к городу.
Дело было летом. Нестерпимо палит солнце. По реке звонко разносятся детские голоса. Там с утра до вечера купаются деревенские мальчишки. Вначале Володя не умел плавать и барахтался у самого берега. Но плавать научился он быстро. Сначала его сопровождал кто-нибудь из старших. Как-то раз Володя самостоятельно переплыл реку и теперь умеет плавать по-настоящему. Сегодня ребята решили покататься на старой лодке. Лодка медленно тащилась по реке. Плавание длилось недолго. На середине реки лодка наполнилась водой и стала быстро погружаться на дно. Мальчики кинулись спасать свои вещи, но один из них впопыхах уронил сапог. Надо было достать утонувший сапог. Володя несколько раз нырял, но сапога не было. Немного отдохнул, отдышался, потом снова еще раз полез в воду. Ему удалось как-то схватить под водой утерянный сапог. Радостно поплыл он к берегу и торжественно вручил мокрый сапог хозяину. У заплаканного мальчика тотчас исчезли слезы. Весело посмотрел он на ребят и умчался прочь. Озаглавьте текст. Выпишите из текста глаголы с наречиями. Подчеркните члены предложения в следующих предложениях: Весело посмотрел он на ребят и умчался прочь. Радостно поплыл он к берегу и торжественно вручил мокрый сапог хозяину.
Анна Михайловна робко шагнула к дубу, и могучий великодушный страж леса тихо качнул ей навстречу ветвью. Казалось, деревья почтительно расступились, чтобы дать старшему собрату развернуться во всей силе. Сильное, переполненное жизнью дерево скопило вокруг себя столько тепла, что бедное зверье не могло бы сыскать себе лучшей квартиры.
Волга – русская река. Каждая страна имеет национальную реку. У России есть Волга, которая является самой большой рекой в Европе. Тоненький ручеек, изгибаясь, пробивается среди глухих лесов и болот, поросших богатой растительностью. Так начинает Волга свой далекий путь. Пройдя через несколько озер она набирает силу и разливается широко, могуче, величаво. Семь тысяч больших и малых рек несут Волге-матушке свои воды. Человек, путешествующий по Волге, не перестает удивляться красоте и разнообразию волжских берегов. В верховьях сжимают реку желто-красные сосновые леса. И воздух здесь напоен ароматом сосны. Лишь изредка где-нибудь возле оврага неожиданно зазеленеет березовая роща. Особенно живописен правый гористый берег, круто обрывающийся к реке. Ближе к югу зеленые заросли уступают место равнинным хлебам, уходящим в бесконечную даль. Но вот река круто поворачивает на юго-восток и сразу ощущаешь дыхание полупустыни. Дельта Волги испещрена рукавами, непроходимыми зарослями тростника. Два месяца нужно Волге, чтобы преодолеть путь от истока до устья.
Для работы над ошибками: Словарный диктант. У России, Волга, в Европе; Растительностью, в верховьях, до устья; Лишь, (прочь, точь-в –точь, уж, замуж, невтерпеж); Изредка ( издалека, издавна,…) Где-нибудь( как-то, когда-либо, кое-где) Тростник, преодолеть, дельта, юго-восток, Пробивается, является, разливается; Не перестает удивляться; чтобы преодолеть,… Задание первое. Укажите предложения с причастными и деепричастными оборотами. Задание второе. Разобрать по частям речи 3 предложения ( 1,2,3)
Лисица – прекрасно приспособленный к жизни хищник. Она очень быстро и неутомимо бегает, а на охоте может проходить огромные расстояния. Она еще прекрасно плавает и даже может забираться на деревья. Зрение у нее не особенно острое, но слух и обоняние развиты очень сильно. Она не боится холода, так как на зиму у нее подушечки лап одеваются густой шерстью. Она способна догонять убегающую добычу и тихо подкрадываться к ней, по- кошачьи неожиданно бросаясь на нее. Люди издавна считают лисицу хитрым зверем.
Части речи. Прямая речь. Деепричастия
Вулич шел один, как вдруг на него наскочил пьяный казак, изрубивший свинью. Казак прошел бы мимо, не заметив его, если б Вулич, вдруг остановившись, не сказал: «Кого ты, братец, ищешь?» «Тебя! »- ответил казак, ударив его шашкой. Два казака, следившие за убийцей, подняли раненого, но он уже был при последнем издыхании. Он успел сказать только два слова: «Он прав…» Получалось так, что я невольно предсказал этому человеку его судьбу.
- Меня дедуня не пущает,- оправдывается Мишка. - Ну как хочешь,- говорит товарищ Ленин, – а без тебя у меня неуправка. Должон ты ко мне в войско вступить, и шабаш! Мишка взял его за руку и сказал очень твердо: - Ну ладно, я без спросу поступлю в твою войску и буду воевать за бедный народ. Но ежели дедуня за это зачнет меня драть, тогда ты за меня заступись.
Повествование- Что где когда произошло. Рассказ о событиях, происшествиях, перечисление определенных дел, действий. Кто что делал. Описание – какой? Признаки, свойства, особенности природы, человека, помещения, какого-нибудь предмета