Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Международный конкурс по экологии «Экология России»
Доступно для всех учеников 1-11 классов и дошкольников


Составитель: Минасян Назик Бениковна учитель биологии МБОУ СОШ №20 с.Шепси Туапсинского района

Цель: изучение характерных особенностей двудольных растений, их семейств. Задачи: Продолжать формирование представлений о многообразии цветковых растений. Познакомить учащихся с отличительными признаками растений семейств розоцветных, паслёновых, крестоцветных; сложноцветных. Научить составлять морфологическое описание растений, давать систематическую характеристику растения.

Цель: изучение характерных особенностей двудольных растений, их семейств. Задачи: Познакомить учащихся с отличительными признаками растений семейств розоцветных, паслёновых, крестоцветных; сложноцветны.Научить составлять морфологическое описание растений, давать систематическую характеристику растения.

Планируемые результаты Предметные: описывать особенности строения цветка семейств Розоцветные, Мотыльковые, Крестоцветные, Пасленовые и Сложноцветные. Показать их биологические особенности. Метапредметные УУД Познавательные: работать с текстом и различными источниками информации. Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи , необходимые для ее достижения. Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; отвечать на вопросы. Личностные УУД: формирование познавательного интереса к изучению биологии, умения эстетически воспринимать объекты природы.

Тип урока: урок изучения нового материала. Методы работы: беседа, частично-поисковый, беседа, работа с учебником и рабочей тетрадью, работа с презентацией. Формы работы учащихся: индивидуальная, парная. Оборудование: рабочее место учителя, оснащённое ПК и проектором, комнатные растения, муляжи плодов и растений этих семейств, презентация, гербарный материал, цветные карандаши, альбомный лист бумаги.

Общая характеристика двудольных растений. Двудольные — самые многочисленные среди цветковых. Они включают 10000 родов и более 180000 видов, т. е. более 75% цветковых растений. Многие из них имеют большое хозяйственное значение.

Общая характеристика двудольных растений 1.Зародыш семени с двумя семядолями. 2.Запасаныеи питательных вещества семени находится в зародыше(в семядолях, эндосперме, зародышевом стебельке, корешке). 3.Проводящая система в стебле имеет кольцевое строение. Слой клеток камбия в виде кольца обеспечивает рост стебля в толщину. 4. Зародышевый корешок семени быстро развивается в главный корень, образуя стержневую систему. 5. Листья имеют перистое или сетчатое жилкование. 6.Обично древесные и травянистые формы.

Семейство Розоцветные 1.Более 3000 видов 2. Жизненные формы: древесные, кустарниковые и травянистые 3.Листья простые и сложные . 4. Цветок имеет: двойной околоцветник; чашечку, состоящую из пяти свободных чашелистиков; венчик из пяти свободных лепестков; много тычинок и пестиков, или много тычинок и один пестик. 5.Формула цветка: *Ч5Л5Т∞П∞, *Ч5Л5Т∞П1, *Ч5+5Л5Т∞П∞ 6. Плоды — яблоко, костянка, сборная семянка, сборная костянка.

Семейство Мотыльковые (Бобовые) 1. Более 17000 видов 2. Жизненные формы: древесные, кустарниковые и травянистые. 3.Листья сложные, с прилистниками. 4. Цветки неправильные: лепестков пять, они свободные или два передних лепестка срастаются у основания; тычинок десять. Чашелистики сросшиеся. Цветки одиночные или собранные в соцветия. 5.Формула цветка: ↑Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1 6. Плод — боб

Семейство Крестоцветные (Капустные) 1.Около 3200 видов 2.Жизненые формы: преобладают травянистые растения, однолетние, двулетние и многолетние. 3. Листья простые. 4.Чашечка состоит из четырех чашелистиков, венчик — из четырех свободных лепестков, тычинок шесть, их них две короткие и четыре длинные, пестик один. Цветки часто собраны в соцветие — кисть. 5. Формула цветка: *Ч4Л4Т4+1П1 6. Плод — стручок и стручочек.

Семейство Паслёновые 1.Около 2500 видов. 2.Жизненые формы: травы, кустарники и небольшие деревья 3. Листья простые. 4. Цветок состоит из пяти сросшихся чашелистиков, пяти сросшихся лепестков, пяти тычинок и одного пестика. 5. Формула цветка: *Ч(5)Л(5)Т5П1 6.Плод — либо ягода или коробочка.

Семейство Сложноцветные (Астровые). 1.Более 20000 видов. 2. Жизненные формы: травы, реже встречаются полукустарники, иногда — кустарники и невысокие деревья. 3. Листья простые. 4. Формула цветка: соцветия называются корзиной. Трубчатые и язычковые: Л (5), Т(5), П(1). Воронковидные и ложно язычковые: Л(3), Т(5), П(1). 5. Плод— семянка.

Вывод 1.Клас двудольных растений включают в себе много семейств. 2.Все представители одного семейства имеют сходное строение цветка. 3.Среды них есть плодовые, овощные, декоративные, лекарственные растения.
Тема урока: Класс Двудольные. Сравнительная характеристика семейств.
Тип урока: урок формирования новых знаний с использованием ИКТ и образовательной технологии проблемно-диалогического обучения.
Цель урока: познакомить с отличительными признаками и многообразием растений семейств розоцветных, бобовых, крестоцветных, паслёновых, сложноцветных класса Двудольных; показать хозяйственное значение этих растений.
Образовательные: формирование знаний об особенностях растений семейств розоцветные, бобовые, крестоцветные, пасленовые и сложноцветные; умений пользоваться дополнительными материалами и алгоритмами решений ситуативных заданий; навыков определения принадлежности растений к семейству.
Развивающие: развитие умения слушать, анализировать, аргументировать свою позицию, создание условий для активной самостоятельной деятельности учащихся по поиску дополнительной информации, по решению проблемных ситуаций.
Воспитательные: формирование навыков коллективной работы в сочетании с индивидуальной; развитие коммуникативных способностей; повышение познавательного интереса к биологии; обоснование необходимости бережного отношения к природе.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая (в парах), индивидуальная самостоятельная работа обучающего характера.
Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, анализ и сравнение, обобщение.
Формы организации учебной деятельности: беседа, работа с компьютерной презентацией, выполнение различных заданий в инструктивных картах, работа с учебником, фронтальный опрос, тестирование, самоконтроль и взаимоконтроль, рефлексия.
Оборудование: учебник Пасечник В.В.Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб.для общеобразоват. учеб. заведений.-5-е изд.- М.: Дрофа, 2012 г.- 272 с.:ил., компьютер, проектор, экран, презентация «Характеристика растений семейств класса Двудольные», магнитная доска с заданиями, гербарные экземпляры растений, инструктивные карты, карточки с изображением цветов по количеству человек в классе для проведения рефлексии.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этапы работы
Организационный момент. Подготовка к активной деятельности учащихся.
Цель этапа для учителя: мотивировать учащихся на активную и плодотворную работу на уроке.
создание доброжелательного психологического настроя на уроке, стимуляция деятельности обучающихся;
организация внимания обучающихся.
Цель этапа для учащихся: готовность и быстрое включение класса в деловой ритм.
позитивный и эмоциональный настрой на урок, самоконтроль готовности к уроку.
Метод: объяснительно-иллюстративный.
Предполагаемый итог этапа:
готовность класса к уроку, положительные эмоции, концентрация внимания детей.
-Ребята, я рада приветствовать вас. Давайте начнем наш урок с хорошим настроением, и пусть интерес, жажда знаний не покидает нас во время всего занятия. Сосредоточьтесь, мысленно пожелайте успехов себе и своим товарищам. Садитесь. Итак, начинаем наш урок.
- Перед вами на слайде высказывание выдающегося французского писателя Франсуа де Ларошфуко: « Нет ничего невозможного, и есть пути, ведущие отовсюду; и если у вас имеется достаточно воли, то всегда найдутся и возможности пройти путь до самого конца».
- Объясните смысл этой фразы?
- Как вы думаете, почему именно это высказывание я выбрала эпиграфом к нашему уроку?
Приветствуют учителя, быстро включаются в деловой ритм урока.
Поясняют смысл высказывания, настраиваются на активную познавательную деятельность.
Актуализация знаний.
Цель этапа для учителя: актуализировать знания о признаках классов цветковых растений, организовать познавательную деятельность, подготовить к усвоению нового материала.
развитие умения учащихся сравнивать и анализировать, организация проверки знаний учащихся при помощи группировки признаков растений.
Цель этапа для учащихся: показать уровень владения изученным материалом.
уметь называть признаки классов однодольных и двудольных, отличать растения этих классов друг от друга.
Метод контроля: анализ и выделение представленных признаков, самоконтроль.
Предполагаемый итог этапа:
установление степени усвоения изученного материала, создание положительного настроя на познавательную деятельность и готовность к усвоению материала по теме урока.
- Ребята, на прошлом уроке мы знакомились с признаками растений, относящихся к классам двудольных и однодольных. Эти признаки записаны на листах, закрепленных на магнитной доске.
- Распределите эти признаки на две группы: первые относятся к двудольным растениям, а вторые - характеризуют однодольные растения.
- Проверьте правильность выполнения задания? Согласны ли вы с отвечающим?
Группируют признаки растений классов Однодольные и Двудольные на магнитной доске (индивидуальный опрос).
Объясняют принципы деления цветковых растений на классы.
Коллективная корректируют ошибки, оказывают помощь товарищам.
Создание проблемной ситуации. Определение темы и постановка целей урока.
Цель этапа для учителя: создать проблемную ситуацию, определить тему, цели и задачи изучения нового материала
подведение учащихся к формулированию темы и постановки цели урока, плана учебных действий;
привлечение внимания и вызов интереса к изучению нового материала.
Цель этапа для учащихся:
сформулировать при помощи учителя тему, цель урока,
наметить план учебных действий.
проявление активности в формулировке темы, постановке цели урока; осознанное понимание плана учебных действий.
Метод: проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Предполагаемый итог этапа:
готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности.
- Ребята, рассмотрите гербарные экземпляры цветковых растений, растения, изображенные на слайдах.
На прошлом уроке вы научились определять принадлежность цветковых растений к одному из двух классов. - Рассмотрев эти гербарные экземпляры вы сможете это сделать? На основании каких признаков?
- Имеете ли вы достаточно знаний, чтобы разделить эти же растения на семейства? Как выйти из сложившейся ситуации?
- Каким будет план ваших действий?
Значит, нужно выделить определенные признаки, которые помогают отличить растения из одного семейства от другого. - Что мы будем изучать на уроке?
(Помогает учащимся сформулировать тему урока.)
- Что мы должны узнать о представителях вышеперечисленных семейств? Каковы цели, стоящие перед нами на уроке?
- Скажите, а много ли вы знаете об истории выращивания картофеля, подсолнечника?
- А растения чемпионы по содержанию витаминов А и С вам известны?
Об этом и многом другом мы узнаем, знакомясь с семействами двудольных растений.
Учащиеся анализируют уровень своих знаний по данному вопросу, осознают недостаточность прежних знаний.
Проговаривают тему, цели урока, осознают и намечают план учебных действий.
Проявляют заинтересованность фактами, показывают готовность к активной учебно-познавательной деятельности.
Этап открытия нового знания.
Цель этапа для учителя: помочь учащимся в восприятии, осознании сравнительной характеристики растений семейств класса двудольные.
обеспечение осмысления полученной информации, организация самостоятельной деятельности учащихся, работы в группах в процессе изучения семейств растений, развитие умения анализировать и сравнивать, развитие навыков работы с текстом учебника и дополнительной литературой, организация деятельности учащихся по поиску ответа на проблемный вопрос, развитие творческих способностей обучающихся.
Цель этапа для учащихся:
получить представление об отличительных признаках растений из разных семейств, познакомиться с важнейшими сельскохозяйственными растениями класса двудольные.
умение слушать товарища, отстаивать собственную точку зрения, самостоятельно работать, работать в группах, находить нужную информацию в различных текстах, давать характеристику семействам растений.
Метод: проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный, анализ и сравнение, обобщение.
Предполагаемый итог этапа:
активные действия учащихся по поиску новых знаний, формирование коммуникативных навыков.
11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21
- Прочитайте пункт 1 часть п.47 и выделите те признаки, которые отличают растения семейства крестоцветные?
- Что это за признаки? Вот по этим показателям мы будем сравнивать представителей семейств.
Упражнения для глаз.
- Перед каждым из вас лежит инструктивная карта. Прочтите в ней алгоритм ваших действий, выполняйте задания в группах и с помощью материала п. 47, 48, 49, 50, 51 заполните таблицу «Сравнительная характеристика растений семейств класса Двудольные». Каждая группа характеризует представителей только одного семейства, как написано в вашей инструктивной карте.
(Показывает на примере правила заполнения таблицы. Корректирует работу групп, комментирует правильность выполнения учебных действий.)
- Давайте проверим какие данные вы занесли в таблицу, заслушаем выступления представителей групп.
- Теперь мы сможем определить семейство, к которому принадлежит растение?
- Решили ли мы возникшую в начале урока проблему?
- Заполняя таблицу, мы познакомились с дикорастущими представителями семейств Двудольных. Но важно знать об истории происхождения и хозяйственном значении сельскохозяйственных растений.
- Давайте заслушаем выступления учащихся о капусте, картофеле, яблоне, фасоли, подсолнечнике с демонстрацией презентации.
(Комментирует, акцентирует внимание на важных моментах, оценивает выступления.)
Определяют признаки сравнения, находят и выделяют нужную информацию в текстах, заполняют данные в таблицу, работают в группах, развивают коммуникативные навыки, корректируют работу товарищей.
Знакомятся с важнейшими сельскохозяйственными растениями класса двудольные и их хозяйственным значением
Высказывают оценочные суждения по поставленной в начале урока проблеме.
Сопереживают в связи с успехом или неудачей товарищей.
Применение нового знания.
Цель этапа для учителя: проверить успешность усвоения учащимися нового знания
Задачи: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявления пробелов и неверных представлений и их коррекция.
Цель этапа для учащихся: усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий. Задачи: самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуациях.
Предполагаемый итог этапа: установление степени усвоения изученного материала.
- На слайдах представлены задания по каждому семейству класса двудольные.
(Проверяет степень усвоения учебного материала с помощью заданий на слайдах, реагирует на ситуацию, когда часть учащихся не поняли: повторяет еще раз на конкретном примере или предлагает это сделать успешному ученику.)
- Каждый из вас получил карточку с 5 тестовыми вопросами. Отметьте один правильный ответ, а затем поменяйтесь тестами с соседом. Проверьте его работу по образцу ответов, представленному на слайде. Оцените выполнение теста товарищем. (Проводит индивидуальное тестирование и взаимопроверку тестовых работ в парах.)
Выполняют репродуктивные задание по слайдам. Проговаривают вслух, исправляют ошибки товарищей.
Выполняют тестовые задания и проверяют правильность их выполнения в парах.
Вырабатывают навыки взаимоконтроляи коммуникативных взаимодействий.
Рефлексия. Домашнее задание.
Цель этапа для учителя:
дать анализ и оценку результатов урока, сообщить учащимся о домашнем задании.
соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом; оценка работы класса и отдельных учащихся; формирование у учащихся навыка самоанализа;
проведение инструктажа по выполнению домашнего задания, дифференциация заданий.
Цель этапа для учащихся:
учиться оценивать свою деятельности на уроке.
осмысление и оценка своей деятельности на уроке;
понимание содержания и способов выполнения домашнего задания;
умение выбрать домашнее задание согласно уровню знаний.
Метод: объяснительно-иллюстративный.
Предполагаемый итог этапа:
обсуждение итогов урока по уровню и характеру деятельности учеников.
- Подведём итоги нашего урока.
Продолжите фразы, представленные на слайде:
В начале урока я не смог (смогла)…
Чтобы решить эту проблему…
Теперь я умею… и знаю…
-На ваших столах лежат карточки с изображением цветов желтого и синего цвета. Оцените свой эмоциональный настрой и с помощью карточки продемонстрируйте впечатление от этого урока.
- У кого были большие затруднения? В чем они заключались?
- Запишем домашнее задание:
- стандартный уровень: завершить заполнения таблицы по п. 47, 48, 49, 50, 51; выучить таблицу «Сравнительная характеристика растений семейств класса Двудольные», прочитать про сельскохозяйственные растения семейств класса Двудольные;
- творческий уровень: составить кроссворд (10 слов), используя названия сельскохозяйственных растений класса двудольные.
-Всем спасибо за урок. Вы были сегодня интересными собеседниками и внимательными слушателями.
Оценивают успешность своего продвижения к цели урока, анализируют свою деятельность на уроке.
Двудольные — это самый многочисленный класс цветковых растений (около 75%). Количество семейств в классе более 350. Представители семейства Двудольные имеют похожее строение цветка.
В семейство Розоцветные входит более 3 тыс. видов. Среди них роза, вишня, малина, яблоня. Есть древесные, травянистые формы и кустарники. Цветок имеет двойной околоцветник, чашечку из пяти свободных чашелистиков, такой же венчик, много тычинок и пестиков (малина, земляника) или много тычинок и один пестик (вишня, яблоня). Плод — яблоко, костянка, сборная семянка или костянка.
Среди розоцветных много видов, которые использует человек. Это плодовые деревья (яблоки, груши, абрикосы, сливы и др), малина, земляника. Также много декоративных растений (роза, сакура).
Семейство Бобовые включает около 17 тыс. видов. Представителями этого семейства являются горох, фасоль, люпин, соя, клевер, акация, арахис и др. Многие из них древние культурные растения. Особенностью бобовых растений является то, что у них на корнях имеются азотфиксирующие клубеньки. У всех бобовых сложные листья с прилистниками.
Цветки бобовых неправильной формы, у ряда видов два лепестка срастаются у основания. Всего лепестков пять, тычинок десять. Плод боб.
Бобовые растения являются важным кормом для травоядных животных (клевер, люцерна, вика, верблюжья колючка), есть лекарственные растения, медоносы (донник, чины, клевер), декоративные растения (душистый горошек, люпин, акации).
Семейство Крестоцветные включает более 3 тыс. видов, большинство представителей травянистые растения, произрастающие в умеренной зоне Северного полушария. Представителями семейства крестоцветные являются капуста, редька, хрен, горчица, рапс, пастушья сумка, сердечник и др. Среди крестоцветных много культурных, лекарственных, декоративных растений, есть медоносы и много сорняков.
Цветок крестоцветных состоит из четырех чашелистиков и лепестков, шести тычинок, четыре из которых длинные, и одного пестика. Цветки обычно образуют соцветие кисть. Плод стручок или стручочек.
Родиной представителей семейства Пасленовые является Америка. К пасленовым относятся картофель, томат, перец, баклажан, петуния, паслен и др.
В цветке пасленовых по пять чашелистиков, лепестков и тычинок, один пестик. Чашелистики и лепестки сросшиеся. Плод ягода (картофель, томат) или коробочка (петуния, табак).
Семейство Сложноцветные — это самое крупное семейство класса Двудольные. Оно насчитывает около 20 тыс. видов. Сложноцветные распространены повсеместно, большинство их представителей — травы. Особенностью сложноцветных являются мелкие цветки, собранные в соцветия корзинки. Представителями сложноцветных является подсолнечник, василек, ромашка, мать-и-мачеха, нивняк, цикорий. Много медоносных и лекарственных растений.
Чашечка у цветков сложноцветных чаще всего отсутствует, венчик из пяти лепестков срастается и выглядит как трубочка, язычок или воронка. Плод семянка или летучая семянка (одуванчик).
Семейство класса Двудольных. 5klass.net
№ слайда 2
1.Семейство Крестоцветные (редис, капуста,сурепка) – 4 лепестка, плод стручок. 2.Семейство Бобовые, они же Мотыльковые (горох, клевер, бобы) – плод боб, клубеньковые бактерии. 3.Семейство Пасленовые (картофель, томат, перец) – сросшиеся чашелистики и лепестки, ядовитость. 4.Семейство Сложноцветные (подсолнух, ромашка, одуванчик) – мелкие цветки собраны в соцветие корзинка, плод семянка. 5.Семейство Розоцветные (яблоня, земляника, рябина).дольные
№ слайда 3
Двудольные как группа цветковых растений. Двудольные отличаются разнообразием вегетативных и репродуктивных органов, что сильно затрудняет выяснение истинных родственных отношений между порядками и семействами. Предки двудольных, а также время и место их возникновения пока ещё не ясны. Наиболее распространена гипотеза, согласно которой т. н. многоплодниковые (порядки магнолиецветных, лютикоцветных и др.) — наиболее древняя исходная группа в эволюции покрытосеменных.
№ слайда 4
Значение для человека. Двудольные занимают важнейшее место в хозяйственной деятельности человека. К ним относятся пищевые и кормовые растения (картофель, гречиха, соя, свёкла, бахчевые и мн. др.); плодовые и ягодные культуры (виноград, цитрусовые, яблоня, смородина и др.); масличные (подсолнечник, арахис, тунг и др.); большинство видов деревьев (дуб, берёза, липа и др.); чай, кофе, какао и сотни важнейших лекарственных растений, пряные и ароматические растения (лавр, коричное дерево и др.); табак; важнейшие волокнистые растения (хлопчатник, лён, конопля, джут и др.); растения, дающие каучук, камеди и смолы; многие дубильные, красильные, эфиромасличные и декоративные растения.
№ слайда 5