Какие же народные приметы погоды дошли до наших дней и какое значение они имеют в природе и в жизни человека.
В последние годы заметно стал меняться климат на всей планете и прогнозы погоды иногда не оправдываются.
В связи с этим становится актуальным вопрос: как сбываются народные приметы погоды в наши дни?
Возникает проблема «Возможно ли использование народных примет для прогнозирования погоды в современном обществе?»
Основной целью данной работы является: изучить разнородность народных примет и исследовать роль примет в прогнозах погоды.
Гипотеза исследования – если наблюдать за приметами погоды, то можно дать достаточно точный прогноз погоды на ближайший день.
Объект исследования – погодные приметы на территории нашего села.
За основу взяты следующие методы: наблюдение, сравнение, практическая работа, анализ и синтез.
Сопровождение работы таблицами, диаграммами, фотографиями наиболее полно раскрывает тему исследования и позволяет сделать следующие самостоятельные выводы:
Созданный в процессе исследования краткий определитель погоды способствует привлечению внимания общественности к народным приметам погоды.
Работа содержит учебную презентацию, с помощью которой научные руководители смогут провести с учащимися самостоятельное исследование по данной теме.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_ot_tayn_prirody_k_primetam_pogody.doc | 83 КБ |
Мы знаем, что погода очень непостоянна. Она меняется даже в течение одного дня. Утром может быть ясно и тихо, а в полдень тяжёлые синие тучи затянут всё небо, прольётся ливень, загремит гром, и яркие вспышки молнии запляшут то там, то тут на небосводе. К вечеру ветер стихает, по земле расстилается туман, становится сыро и туманно.
Можно ли узнать заранее о приближении ненастья, есть ли какие признаки в неживой природе?
В течение многих веков, когда еще не существовало точных приборов и спутников, люди умели предсказывать погоду на много месяцев вперед, используя свою наблюдательность. Они наблюдали за поведением млекопитающих, птиц, насекомых, за облаками и Солнцем. В последние годы заметно стал меняться климат на всей планете и метеорологические прогнозы погоды иногда не оправдываются. В связи с этим обстоятельством становится актуальным вопрос : как сбываются народные приметы погоды в наши дни?
Какова этимология слова «примета»? Какие приметы бывают по длительности действия, по происхождению и по прогнозным механизмам? Много ли пословиц и поговорок о погоде собрал народ? Какие приметы являются достоверными для определения погоды? Как быть человеку, чтобы стихия не застала его врасплох? Как подготовить свой организм к изменениям погодных условий.
На эти и другие вопросы мы будем отвечать в ходе исследования.
Гипотеза исследования – если наблюдать за приметами погоды, то можно дать достаточно точный прогноз погоды на ближайший день.
Объект исследования – погодные приметы на территории нашего села.
Предмет исследования – прогнозирование погоды в условиях изменения современного климата на основе примет.
Реализация целей осуществляется через решение следующих задач :
Основными методами данного исследования являются:
Ожидаемые результаты: владение информацией о приметах погоды, умение создавать справочник – определитель погоды, а также привлечение внимания общественности к проблеме объективности на сегодняшний день погодных примет в условиях изменения современного климата.
Работа по данному направлению включает в себя следующие этапы:
«От тайн природы к приметам погоды»
У разных народов в течение многих веков передавались из поколения в поколение знания о предсказании погоды. Начало наблюдений над сезонными явлениями природы восходит к древнейшим временам. Возникновение календарей погоды тесно связано с первыми попытками людей систематизировать результаты своих наблюдений за погодой. Еще в V веке до н.э. греческий астроном Мешон ввел обычай выставлять на городских площадях мраморные таблицы, на которых отмечались выдающиеся явления погоды и дата их наблюдения. Они назывались парапегмами 1 .
Позже в разных странах появились различные календари погоды, в них фиксировали погоду в разные дни года, сезона, месяца и недели. В России первый календарь погоды появился при Петре I.
В нем на первой странице читателей предупреждали, чтобы при использовании его не
забывали о простой истине – что за немногие копейки нельзя много истины найти .
Самым старинным считается рукописный календарь от 1670 года. В «Брюсовском календаре» 1709 года кроме дней недели, астрологических предсказаний и указания времени восхода и захода Солнца в Москве, даны сведения о временах года, рекомендации о поддержании здоровья и прогноза погоды. Многолетние целенаправленные научные исследования за сезонными изменениями природы в России берут своё начало с 1721 года. Была организована Служба погоды, основывающаяся на продолжительных наблюдениях за явлениями природы. Россия многие годы была лидером в этом направлении, за границей подобных научных исследований не велось.
2. Что такое «приметы»?
Стоит ли придавать большое значение народным приметам?
И в наше время за состоянием погоды постоянно наблюдают не одни профессиональные метеорологи, и не одни они размышляют о предстоящих переменах в погоде (ежегодно 23 марта по решению ООН отмечается Международный метеорологический день).
Этим повседневно вольно или невольно приходится заниматься многим сельским жителям, рыбакам, лесникам, морякам и лётчикам, как и представителям многих других профессий, чья повседневная деятельность связана длительным пребыванием на открытом воздухе. Поэтому и о будущей погоде в пределах своего района наблюдений многие люди имеют возможность относительно судить не только по метеорологическим сводкам, но и «народному погодоведению». Ориентируясь на старые приметы, люди выходили на рыбалку, на охоту, приступали к севу и уборке урожая.
Русские поморы, осваивая безбрежную даль северных морей, также умело
применяли на практике свои наблюдения за поведением птиц: «Где чайки, там и рыба», «Если в штиль над морем появляются альбатросы и буревестники - скоро наступит ветреная погода».
Что же обозначает слово «примета»? Примета 1 – это явление, случай, который
в народе считается предвестием чего-либо. Примета отражает одновременное совпадение двух явлений, время исполнения примет, постоянство примет. Приметы бывают по длительности действия краткосрочные (на1-3 дня), средней срочности (на 4-8 суток), месячные и сезонные (см. табл.1). По происхождению - религиозные и суеверные (см. табл.2), по прогнозным механизмам делятся на местные признаки и живые существа (см. табл. 3).
Приметы можно разделить на летние и зимние , хотя принцип большинства примет основан на изменении давления, и в зависимости от этого изменяется поведение животных, которое обязательно затрону в приметах (см. табл. 4, 5).
3. Народные приметы и признаки погоды
Появление народных примет связанно именно с определёнными признаками погоды. Первый и самый надёжный из них – состояние неба, и прежде всего облачности. Именно с облаками связано выпадение осадков , так же как изменение температуры и влажности воздуха, видимости и многое другое. Кое-что о возможном изменении погоды может подсказать ветер: перемена его направления, изменение скорости. Ведь с ветром перемещаются несущие с собой различную погоду воздушные массы – холодные, тёплые, сухие, влажные и т.д., ветры же приносят нам некоторые виды тумана, облачность, континентальную пыль, а в некоторых районах и песок. Кроме того, наблюдательный человек заметит изменения и в таких деталях, как поведение растений и животных. Ласточки и стрижи летают низко над землей, почти касаются грудками поверхности воды – значит, быть дождю, хотя в небе еще ни облачка. Объяснение здесь простое – увеличилась влажность, крылья у мошкары потяжелели, потому и скапливается она внизу, а птицы следуют за ней.
Все живое в природе так или иначе откликается, реагирует на любые изменения, происходящие в ней. Надо только уметь наблюдать. Личные наблюдения и народные приметы позволяют делать не только краткосрочные, но и долговременные прогнозы погоды. Естественно, что постоянный интерес человека к погоде не прошел бесследно, он нашел отражение в языке народов, пословицах, поговорках и народных приметах, отражающих накопленный человечеством опыт общения с природой, его наблюдательность и оставшуюся с доисторических времен у некоторых людей склонность к суевериям.
Собрав и обработав материал из информационных источников, ещё раз убедилась в том, что известно много народных примет, предсказывающих погоду не только по атмосферным признакам: цвета неба, облачности, скорости и направления ветра, «самочувствие» окружающей природы (поведение животных, состояние растений), активности Солнца, но и по временам года (сезонным признакам) и, конечно же, по памятным дням. С появлением святцев, христианского церковного календаря, в народе получило широкое распространение обозначения приметного дня именем святого. Таким образом, «имена святых подчинялись труду и быту крестьянина». Для малограмотного земледельца эта была наиболее удобная основа для запоминания дат. Обычно имя святого выбирали произвольно, отдавая предпочтение тому, которое подходило под рифму, например, если на Татьянин день (25.I) солнечная погода – к раннему прилёту птиц, снежная – к дождливому лету, а мороз и солнце – к хорошему лету. Если на Трифона (14.II) на небе будет много звёзд – жди позднюю затяжную весну,
«пришёл Федул (18.IV) – тепляк подул» и т.д. Нужно отметить, что приметный день имени святого и поныне используют для наблюдений жители Центральной России.
Что же стало с ненецким календарём? Изучив литературу, я выяснила, что за последние столетия перемены в хозяйстве ненцев повлияли на систему времяисчисления. Ныне названия месяцев в ненецком календаре связаны в основном с оленеводством. Рыболовы и охотники должны были подчиняться единой системе времяисчисления. Ненцы вели счёт времени по лунным циклам и состоянию солнца. Год делится на части – зимнее и летнее полугодия, которые обычно считаются отдельными «годами». В этом случае первый «год» начинается осенью, другой – весной.
Наступление зимнего «года» связывается с началом охотничьего сезона. Летний «год» начинается в мае – это пора пробуждения всей природы и «действительного» рождения телят.
В солнечном времяисчислении выделяется шесть сезонов: нэрё (осень, дождь), сыра (зима, снег), сыв (зима, холодное солнце), нара (весна, снежный наст), юнуй (весна, половодье), таны – епдя (лето, жара).
Каждому из сезонов приблизительно соответствовали два месяца лунного календаря. Своего рода «букварём» 1 ненецкого естествознания являлся народный календарь. Ни одно самое современное научное исследование не способно заменить экологическую мудрость народа, тысячелетиями проживающего в том или ином природном окружении.
В ненецком экологическом календаре трудно назвать начало года, учитывая циклическую завершённость каждого периода. И всё же традиционно началом календарного года следует считать зиму. В краю родном вьюги и бураны в диких танцах носятся, вьются, спорят между собой. Чей голос сильнее, чей танец лучше? И в самом деле, перемена погоды во многом зависит и от изменения направления и скорости ветра.
1. Головнёв А.В., Зайцев Г.С., Прибыльский Ю.П.. История Ямала.- Тобольск. 1994. стр.51-52
Однако предсказание погоды только по одному ветру не всегда может оправдаться, и поэтому северяне не зря говорят: «По ветру погоды не узнаешь».
Поставив перед собой вопросы, я провела игру-интервью среди родственников. Проанализировав ответы моих родных, составила бланки – анкеты с аналогичными вопросами, чтобы выяснить, на каком уровне мои сверстники владеют вопросами погодоведения. В опросе участвовало 24 респондента. Результаты опроса представила в табл. 6. Из результатов табл. 6 я сделала вывод, что в основном одноклассники не уверенно определяют погоду по приметам. Отвечая на вопрос: «Будет ли мороз?», рассматривая примету: «подул северный ветер, облаков нет» – утверждают, что будет мороз – 38% опрошенных, но не согласны с приметой – 62% респондентов; рассматривая примету « кошка в печурку садится» – отвечают: будет мороз - 92%.
На вопрос: «Будет ли снег?», опираясь на примету «если ночью был иней» – утвердительные ответы – у 54 % опрошенных, отрицательно отвечают – 56%. «Если небо белесоватое и тумана нет» – 25% предполагают снег, остальные не согласны.
На вопрос «Будет ли оттепель?», рассматривая примету « звёзды кажутся высоко и светят тускло» – 16 человек соглашаются, что будет оттепель, остальные отрицают и, рассматривая примету «дым стелется по земле» – 17 человек отвечают утвердительно, 7 человек отрицают оттепель.
Я очень удивилась, что на вопрос «Возможно ли по народным приметам определить погоду?» все одноклассники ответили утвердительно: «Да, возможно по приметам определить погоду». Значит можно предположить, что у окружающих есть интерес к народным приметам погоды.
Наблюдения за приметами погоды
Я решила исследовать зимние приметы погоды. Для наблюдения, отобрала народные приметы из научных трудов геофизика и климатолога Владимира Александровича Михельсона (1860-1927 гг.) , основанные на физических признаках (ветер, облака, осадки, небесные светила): «перистые облака - пасмурная погода с осадками более вероятна»; «сильные северные или северо-западные ветра – к холодной ненастной погоде»; «несутся отдельные небольшие кучевые облака в том же направлении, что и ветер внизу», - к улучшению погоды; «при ясном дне, к вечеру туманный слой низкого слоистого облака - к продолжительности морозов»; «солнечный закат пурпурного цвета – к большому снегу или бурану с морозами»; «вечерняя заря багрового цвета, жёлто-золотистого или розового – к ясной погоде».
Далее проводила наблюдения за погодой в течение трёх зимних месяцев, записывала в дневнике и отмечала верность примет.
Все свои наблюдения оформила в таблицу «Состояние погоды на следующий день - в % отношении к числу наблюдений» по шести местным признакам (см. табл.7).
Из результатов табл. 7 я сделала вывод, что такие приметы, как: «туманный слой облака», «перистые облака», «северо – западный ветер», в большей степени вероятности показывают на ухудшение погоды. «Пурпурный закат Солнца», «северо – западный ветер» и «перистые облака» указывают на осадки. На большую вероятность ясной погоды указывает «багровая заря» и «кучевые облака». Показала это соотношение на диаграмме (рис. 1). Результаты вероятности исполнения примет показала на диаграмме (рис.2). Из данных диаграммы (рис. 2) видно, что примета: «вечерняя заря багрового цвета, жёлто-золотистого или розового» – к ясной погоде, подтвердилась на 78%. Примета «сильные северные или северо-западные ветра – к холодной ненастной погоде» и примета «при ясном дне, к вечеру туманный слой низкого слоистого облака - к продолжительности морозов», подтвердились на 74%. Примета «несутся отдельные небольшие кучевые облака в том же направлении, что и ветер внизу» - к улучшению погоды – на 71%; «солнечный закат пурпурного цвета» – к большому снегу или бурану с морозами – на 71% и «перистые облака - пасмурная погода с осадками» более вероятна – подтвердилась на 68%.
В ходе исследования я помнила о том, что все подобные заключения о вероятности исполнения примет могут быть лишь приблизительными, но ни в коей мере не категорическими. Наиболее достоверными являются те приметы, которые основаны на местных признаках погоды. Достоверность прогноза составляет в среднем 70%. Использование для прогноза только одной какой-либо приметы является малонадёжным предсказанием. Надо стараться подметить несколько разнородных примет.
Значит, я подтвердила гипотезу - если наблюдать за приметами, то можно дать практически точный прогноз погоды на ближайший день. И ответила на проблемный вопрос: возможно ли использование примет для прогнозирования погоды в современном обществе?
Мне удалось доказать гипотезу благодаря собранной информации и фактам из Интернет а, книг из библиотеки, видеофильма о погоде, благодаря наблюдениям за приметами погоды, опросу родственников и одноклассников.
Многие старинные приметы дошли до наших дней. Я могу с уверенностью сказать, что с помощью примет о погоде можно узнать, какая погода будет на ближайший день. Если правильно использовать приметы для определения погоды, то любой человек может сам составить прогноз погоды на ближайший день.
Значение народных примет в природе и жизни человека велико. В связи с солнечной активностью и глобальным потеплением климата, человек резко реагирует на те или иные изменения в природе.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ: чтобы стихия не застала человека врасплох, и здоровье было в порядке, уважаемые окружающие, составляйте прогноз погоды, применяя наш краткий определитель «Сам себе гидрометеоцентр…»
Конспект
проведения урока по теме:
«Погода. Приметы погоды. Способы предсказания погоды»
в 6-м «А» классе МБОУ СШ№12
Составил: учитель географии Кочанович Лидия Михайловна
город курорт Анапа 2011 год.
Тема: Погода.
Цель: сформировать понятие «погода», познакомить с ее типами, продолжать формировать знание о показателях погоды, дать представление о составлении прогноза погоды и его значения в практической деятельности человека; познакомить с народными приметами, связанными с погодой; развивать интерес к климатологии, память, логическое мышление; воспитывать понимание необходимости изучения темы для дальнейшего изучения географии и общего уровня развития.
Тип урока: изучение новых знаний.
Оборудование: календари наблюдений за погодой, проектор, мультимедийная доска, компьютер, презентация.
Ход урока:
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята, садитесь! (слайд 1) Френк Хаббарт сказал: «Не браните погоду ,если бы она не менялась девять человек из десяти не смогли бы начать ни одного разговора». Действительно, если не знаешь, о чём говорить с человеком, говори о погоде. Погода интересует всех, особенно какой она будет в ближайшие дни, будет летом, зимой.
Тема нашего урока: «ПОГОДА». И так, вперед за маленькими открытиями. А помощниками нашими будут знания, которые мы получили на предыдущих уроках .Проверим их? Если утверждение верно вы пишите : «ДА», если нет – «НЕТ»
II. Актуализация опорных знаний
1.Тропосфера-это верхний разряженный слой Земли ? (НЕТ)
2.Атмосферное давление с высотой понижается. (ДА)
3.Нормальное атмосферное давление на уровне моря 760 мм . рт. cт (ДА)
4.Из приземного слоя атмосферы выпадают снег, дождь, иней (НЕТ) .
5.Ливневые осадки с грозой образуются из слоистых облаков. (НЕТ)
6.Самые низкие облака слоистые. (ДА)
7.Дождевая капля имеет диаметр 0,5мм. (ДА)
8.Если относительная влажность воздуха 100%,то этот воздух называется
9.Чем выше температура воздуха ,тем меньше водяного пара он может вобрать .( НЕТ)
10. В пасмурную погоду зимой обычно теплее , чем в ясную. (ДА)
11.Направление обычно определяют по флюгеру. (ДА)
12.Муссоны меняют направление 2 раза в сутки. (НЕТ)
13.бриз – это ветер, который днем дует с моря на сушу , а ночью с суши на море. (ДА)
14.Годовое количество осадков –это сумма всех осадков, выпавших в течение года. (ДА)
15.Иней,cнег, град –это тоже атмосферные осадки. (ДА)
А теперь обменяемся тетрадями и проверим друг друга .Ключи к ответам и критерии оценок я вам сейчас раздам.
ΙΙΙ. Мотивация учебной деятельности.
В календаре погоды вы ежедневно отмечали, как в нашей местности изменяется температура воздуха, облачность, осадки, направление ветра. давайте откроем календари наблюдений и ответим, какие изменения происходили.
ΙV. Изучение нового материала.
Так что же такое погода? (слайд 4) Прочитайте и запишите определение на с.12
-А сейчас наш классный синоптик расскажет нам о погоде сегодня
-Как вы считаете можно ли сказать, что сегодня в России пасмурная холодная погода?
-Почему? (Погода в России разная: где-то пасмурно и холодно , где-то теплая и ясная погода)
Из каких элементов состоит погода? Давайте запишем в тетрадь
1.Температура воздуха (термометр).
2.Атмосферное давление (барометр)
3.Ветер:направление,сила ,скорость (флюгер, анемометр)
5.Осадки :виды ,количество(осадкомер)
6.Относительная влажность воздуха (гигрометр).
Давайте посмотрим на экран и увидим приборы, с помощью которых определяются элементы погоды (слайд 5-15)
Ученые выделяют 2 типа погоды (наглядный материал).
-Посмотрите на форзац учебника. Какой элемент лежит в основе выделения типов погоды? (Температура воздуха)
-На какие 2 группы разделены типы погоды? (Погода теплого и холодного времени года)
-Какой тип погоды преобладает в нашей местности зимой летом?
Главное свойство погоды – ее изменчивость. Погода может меняться в течение дня неоднократно. Утром может быть солнечно ,днем собираются облака и идет дождь ,а к вечеру снова ясная погода ,но более прохладная .
Как вы считаете, необходимо ли наблюдать за погодой? Существует ли связь между показателями погоды и ее прогнозом?
Элементы погоды взаимосвязаны : температура воздуха повышается ,воздух поднимается вверх, охлаждается ,атмосферное давление у поверхности Земли падает ,происходит образование облаков .При понижении атмосферного давления мы ждем облачную ,дождливую погоду.
-В жаркую погоду усиливается испарение ,и из водяного пара на высоте образуются облака.
-Если меняется направление ветра ,то жди смены погоды .Ветры приносят разные воздушные массы
- .А что такое воздушные массы ? (наглядный материал).
Воздушные массы ,которые дли тельное время находились над океаном ,приносят дожди ,снег, т.к. ОНИ ВБИРАЮТ В СЕБЯ ВЛАГУ ИСПАРЯЮШУЮСЯ С поверхности океана .Их называют морскими воздушными массами .Воздух ,который некоторое время находится над сушей ,становится сухим. Воздушные массы ,которые формируются над Северным Ледовитым океаном ,покрытым льдом ,охлаждаются . А холодный воздух не может вобрать в себя много влаги ,поэтому он еще и сухой .
Южный ветер приносит к нам теплый воздух.
Воздушные массы приобретают свойства в зависимости от того ,над какой поверхностью они находятся .Над пустынями становится воздух не только
сухим и теплым, но и запыленным.
-Какую погоду принесет северный ветер? ( Холодную и ясную)
-Есть ли на Земле районы, где погода одинаковая в течение всего года ?
(Есть, Экватор, полярные широты)
-Сделайте прогноз погоды , зная что в ваше местности южный ветер сменился северным . ( Будет похолодание)
Люди всегда наблюдали за сменой погоды т . к . погода могла преподнести неприятные сюрпризы в виде ненастья во время уборки урожая или во время сенокоса. В июне могут быть утренние заморозки. Град может побить урожай .
Прогноз погоды имеет большое значение для сельского хозяйства транспорта, человека .
В настоящие время прогнозы погоды дают синоптики , опираясь на данные , поступившие с метеостанции.( слайд 17) Наблюдения ведутся с бортов космических кораблей и искусственных спутников Земли (слайд 18-24). Всю собранную информацию метеорологи передают в гидрометеорологические службы, а дальше – во всемирные метеорологические центры . (Гидрометеоцентров на Земле всего три : в Москве , Вашингтоне ( С.Ш.А.) и Мельбурне (Австралия)(слайд 25)
По этим данным составляют синоптические карты , или карты погоды. На карты погоды с помощью специальных условных знаков наносят информацию о погоде в разных районах (Условные знаки на форзаце учебника) По рис . 82 на стр.129 Расшифруйте информацию о состоянии погоды в районе Крюково(t+20C, давление 756 мм рт. ст. , ветер западный , силой 4 балла, переменная облачность) . А теперь послушаем предсказание погоды нашего синоптика на ближайшую неделю. Предсказывать погоду не только синоптики могут . Человек заметил , что у многих растений перед изменением погоды изменяться положение отдельных частей . Они могут улавливать то , что подвластно нашим органом чувств . Такая способность объясняется зависимости их жизни от условий среды : температуры , влажности и давления воздуха , а также от солнечного света .
Давайте вспомним народные приметы, предсказывающие погоду. (фильм)
Одуванчик. Перед ненастьем цветки его закрываются, будто прячутся от дождя. Легкие белые парашутики одуванчика разлетаются даже от слабого ветра в сухую погоду. Перед дождем же ветер никак не может сорвать, словно приклеены семена. А все потому, что, чувствуя изменение погоды, растение складывает свой пушистый шарик как зонтик.
Луговой клевер. Растение хорошо реагирует на тепло, влагу изменения атмосферного давления. К непогоде клевер складывает свои лепестки и наклоняет головку цветка, а перед стойкой хорошей погодой его стебель и листьев расправлены, соцветие поднято вверх.
Предсказатели погоды среди животных
Некоторые народы как живой барометр» используют рыбу голец. В ясную погоду он лежит на дне аквариума неподвижно, но вот, виляя длинным телом, он начинает сновать вдоль стенок аквариума, и через какое-то время небо затягивается тучами. А теперь голец уже бросается по аквариуму вверх — вниз, справа — налево, значит, вскоре забарабанят капли дождя.
Замечательные метеорологи — пауки. Известно, что они не переносят влажности, потому крайне редко выходят на охоту утром. Утром они появляются лишь тогда, когда нет росы, а отсутствие росы — один из признаков близкого ненастья. Жары пауки также боятся, поэтому, когда паук выходит на охоту в знойный полдень, это значит, что он чувствует сильный ветер или грозу, которая, порвав паутину, может лишить его еды. Вечером пауки охотно оставляют свое жилье, если не чувствуют приближение дождя. Увидев паука вечером, можно смело ожидать хорошей погоды на следующий день.
Давно известна способность пчел предчувствовать изменение погоды. Когда приближается гроза, они отовсюду слетаются к пасеке.
Блестящий «прогнозист» - лягушка. Она тонко реагирует на самые малые изменения в атмосфере. Люди издавна заметили: озерные лягушки взлезают на берег — к дождю.
Немало примет связаны с поведением вездесущих воробьев. В хорошую погоду они веселые, подвижные. Если же воробьи собираются стайками на земле, становятся вялыми, сидят затопорщив — к дождю.
Большой пестрый дятел сообщает об изменении погоды своей барабанной дробью на суках. Если дятел стучит клювом в ясный летний день, - значит, будет дождь.
В народе существует точная примета: ласточки летают высоко — к хорошей погоде, низко — к дождю.
- По народным приметам давали прогноз на сезон . По весне судили о погоде , которая будет летом , по погоде летом делали прогноз на зиму .
Народные приметы в разное время года
1.Летом на деревьях желтеют листья - к ранней осени.
2. Лето сухое и жаркое-зима многоснежная и морозная.
3.Появились опята – лето кончилось.
4. Птицы вьют гнезда на солнечной стороне – к холодному лету .
5. Весной летит много паутины – лето будет жаркое.
6. Из березы течет много сока – к дождливому лету.
7 . Синицы долго остаются у человеческого жилья - весна будет холодная.
8. Прилетел полевой жаворонок – пришла весна.
9. Жаворонок летит – к теплу , зяблик – к стуже .
10. Длинная сосулька – долгая весна.
11 . Грачи прямо летят на гнезда - весна будет дружной .
12. Первый гром при северном ветре – холодная весна, при восточном –
сухая и теплая, при южном - теплая, при западном - мокрая
13. Гром в сентябре – теплая осень.
14. От первого снега до санного пути шесть недель сроку.
15 . Птицы на землю садятся- к ведру.(ясной погоде), на крышу -
16 .Куры начинают ощипываться - быть дождю или снегу .
17 . Послеобеденный дождь - долгий.
18 . Осенний иней – к ведру.
19 . Осенью листопад пройдет скоро - ожидай лютую зиму .
20. Поздний листопад – суровая и продолжительная зима .
21. Муравьи строят большие кучи – на суровую зиму.
22. Появились комары поздней осенью - к мягкой зиме.
23. Первый снег выпадает за сорок дней до зимы .
24. Кошки лежат, свернувшись клубком, к стуже .
25. Корова сопит и фыркает – к морозу.
26. Дым из трубы идет столбом – к морозу.
27. Лес гудит зимой – к снегу.
28. Ворона клюв под крыло прячет – к холоду.
29. Кошка крепко спит к теплу.
30 .Деревья покрылись инеем – к теплу.
23 марта - отмечается Всемирный день метеоролога.
Метеорология — наука о строении и свойствах земной атмосферы и
совершающихся в ней физических процессах.
23 марта синоптики мира в 45-й раз отмечают свой профессиональный
праздник – День метеоролога. ( в России 2 раз)
День метеоролога был учрежден указом президента РФ в 2009 году.
V.Закрепление
"Восхождение на вершину"
1. Что такое погода?
2. Какие два типа погоды вы знаете.?
3. Назовите основные показатели погоды.
4. Кто наблюдает за состояние тропосферы?( специалисты-метеорологи
5. Сколько Всемирных метеорологических центров , и где они находятся.
6. Кто, кроме синоптиков может предсказывать погоду?
VΙ. Подведение итогов урока.
Богу недурно удалась природа, но с человеком у него вышла осечка. Жюль Ренар
ещё >>
Цель урока: Формирование знаний о погоде, причинах влияющих на её изменение.
2.Развивать умение наблюдать, развивать устные речевые умения учащихся, логическое мышление, память, внимание.
3.Воспитывать устойчивый интерес к самостоятельной деятельности и побуждать к использованию знаний и умений в практической деятельности.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Средства обучения: учебники, тетради, карточки с тестами, презентация
На цветной бумаги нарисованы красивые улыбающиеся мордашки.
— Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает атмосферу доброжелательности и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям. (Вместе с улыбкой дети обмениваются картинками.)
А) Дыхательная гимнастика.( «задуй свечу», «надуй воздушный шарик)
— Почему урок начали с дыхательной разминки? (Кислород попадает в кровь через лёгкие и улучшает работу мозга).
А в состав чего входит кислород? (В состав воздуха.)
О воздухе мы говорили с вами на прошлых уроках. Проверим, как вы поняли эту тему.
Б) Работа с тестами.
Тема «Воздух. Его охрана»
1.Из каких веществ состоит воздух?
А) азот, железо, уголь
Б) кислород, азот, углекислый газ
В) кислород, водород, углекислый газ
2.Воздушная оболочка защищает Землю
А) от сильного нагревания днём, от сильного охлаждения ночью, от вредоносного воздействия солнечных лучей, от метеоритов
Б)от холода,от метеоритов
В) от углекислого газа
3.Что происходит с камнями и кусками льда, падающими из космоса, когда они попадают в слой воздуха?
А) они сгорают в воздухе
Б) они висят в воздухе
В)Быстро пролетают атмосферу и падают на землю
4.Какой газ воздуха необходим для дыхания?
5.Какими свойствами обладает воздух?
А) Прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении
сжимается, плохо проводит тепло.
Б)Прозрачный, имеет запах, плохо нагревается, быстро охлаждается.
В) Голубого цвета, как небо, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не имеет запаха
6.В окнах для сохранения тепла устанавливают двойные рамы. Какое свойство используется?
А) При нагревании воздух расширяется
Б) При охлаждении воздух сжимается
В) Воздух плохо проводит тепло
7.Что даёт человеку чистый воздух.
А) Здоровье, радость счастливой жизни.
В) Взаимооценивание.( проверяют по эталону: 8в – 5, 7-6В – 4, ниже – 3)
– Кто выполнил тест правильно, погладьте себя по голове.
— Выставите оценку в оценочных листах.
А) — Отгадайте загадку. Определите тему урока.
И снег, и ветер, и мороз
Разукрасили мне нос.
Зима ведь время года
С чудесною. (погодой) -А кто расскажет о погоде на сегодня? (ответы детей)
— Определите тему урока. – Погода. Прогноз погоды.
Б) Стратегия «Знаю- хочу узнать – узнал»
Перед каждым из вас лежит таблица, запишите коротко, что знаете о погоде в колонку «Знаю».
(Зачитывают свои записи «Знаю»)
4.Освоение нового материала.
— Сегодня вам предстоит ответить на вопросы, которые вы для себя поставили.
— Чему на уроке мы научимся? Слайд
Знаю что такое погода, от чего она меняется
Понимаю как важно знать человеку прогноз погоды
Умею определять погоду из собственных наблюдений
Б) Работа учащихся по учебнику стр 58.
— Прочитайте текст, отметьте что нового вы узнали в колонку «Узнал»
— Обсудите в парах. Дополните друг друга.
В) Работа по вопросам. – Обобщим новое, что вы узнали.
— Практически каждый день мы слышим слово «погода».
-Что такое погода?- Запишите в тетрадь определение.
— А какая бывает погода? Приём «Продолжи наоборот»
— Я начну, а вы закончите.
Погода то теплая, то…… холодная,
То тихая, то …… ветреная,
То ясная, то…… пасмурная,
То сухая, то …… дождливая.
— От чего погода так изменчива?
— Назовите составляющие погоды. Слайд
температура воздуха — Чем измеряют? Как устроен термометр?
облачность — Что создаёт облачность в атмосфере? ( облака) Именно они не дают солнечному свету проникать и нагревать землю.
При определении погоды мы часто используем термины: «ясно», «облачно», «переменная облачность», «пасмурно». Называю термин, ученики выполняют движение.
осадки — Какие виды осадков знаете?
ветер – Ветер показатель погоды. Какими словами можно выразить силу ветра?
атмосферное давление — Воздушная оболочка Земли атмосфера давит на поверхность планеты. Это называется атмосферным давлением.
— Что такое погода мы узнали, а что означает словосочетание прогноз погоды?
Прогноз – это предсказание или предположение о будущей погоде.
6.Работа над новыми понятиями. Слайд
— Знакомо вам это слово? Что означает метеорология?
Метеорология – это наука об атмосфере, ее составе, свойствах и протекающих в ней физических и химических процессах.
— Эта наука помогает людям предполагать погоду на будущее.
— О погоде можно сказать, что она преподносит нам сюрпризы.
Люди умели предсказывать погоду давно, когда еще не было в помине науки такой – метеорологии. Наблюдая за природой, в древние времена погоду предсказывали по народным приметам. Что же такое приметы?- «Примета- это явление, случай, который в народе считается предвестием чего либо.»
Какие бывают приметы о погоде? (долгосрочные и краткосрочные)
Сообщения подготовленных учеников. (народные приметы)
Ученые ведут постоянные наблюдения за погодой, они составляют прогнозы – предсказания погоды на завтра, на несколько дней и даже недель вперед.
На метеорологической станции работают метеорологи. Слайд
Метеорологи — называют людей, которые наблюдают и изучают погоду с помощью разных приборов.
Синоптики – называют людей, которые составляют прогноз погоды по изученным данным.- Со всей Земли приходят в метеоцентры сведения о погоде. Миллионы цифр! И синоптики составляют прогноз погоды для всей планеты, страны, для области или города. Прогноз погоды должен до нас доходить быстро.
Работа в группах. ( группам раздаются листы с записями погоды)
-Задание. Прочитать прогноз погоды. ( обсуждают в группах)
— Определите время года по этим записям.
Проблемный вопрос: Насколько важно знать человеку прогноз погоды?
Работа в группах. Приём «Ранжирование»
Задание – Отметьте профессии людей, которым очень важно знать прогноз погоды.
(обсуждение ответов) (лётчик. Повар, строитель. Учитель, библиотекарь. Рыбак. Водитель)
Формирование знаний о погоде, причинах влияющих на её измерение, типах погоды и её предсказаниях.
Ожидаемый результат
повышение интереса учащихся к изучаемому предмету
Оборудование
Н аглядный материал «Времена года», карточки с условными обозначениями, презентация к уроку, запись песни «У природы нет плохой погоды», видеозапись «Прогноз погоды».
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Психологический настрой
-В классе светло?
-Прозвенел уже звонок?
-Начался уже урок?
-Значит можно всем садиться.
Деление на группы (Облачко. Тучка. Солнце.)
С помощью прямых линии делятся на группы
Проверка домашнего задания на интерактивной доске через Актив Студио.
Тема: Воздух- щит земли. Охрана воздуха.
Постановка проблемы. Мозговая атака.
А) рассмотрите иллюстрации
Перед вами иллюстрации слайд 2
-ЧТО ОБЩЕГО В НИХ?
-Чем отличаются они друг от друга? Назовите одним словом. (ПОГОДОЙ)
Составить слово из разрезанных букв, какая группа соберет быстрее. (ПОГОДА)
-А кто нам расскажет о погоде на сегодня? (ответы детей)
— А какая бывает погода? Продолжи…
То теплая, то…… холодная,
То тихая, то …… ветреная,
То ясная, то…… пасмурная,
То сухая, то …… дождливая.
У. — От чего зависит такое состояние природы?
(от состояния неба, облаков, осадков, ветра, температуры воздуха)
Оценивание при помощи смайликов
А какая погода нравится вам?
ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «У ПРИРОДЫ НЕТ ПЛОХОЙ ПОГОДЫ»
У. «Не браните погоду, если бы она не менялась, то девять человек из десяти не смогли бы начать ни одного разговора» Френк Хаббарт. слайд3
У. – Как вы понимаете эти слова?
У. О погоде можно сказать, что она преподносит нам сюрпризы
Люди умели предсказывать погоду давно, когда еще не было в помине науки такой – метеорологии. В древние времена погоду предсказывали по народным приметам. Что же такое приметы?- «Примета- это явление, случай, который в народе считается предвестием чего либо.»
Какие бывают приметы о погоде? (долгосрочные и краткосрочные) слайд5 и 6
Но чтобы предсказать погоду точно, одних примет недостаточно. Тепло, а сколько градусов, ветрено, а с какой скоростью дует ветер. Не грозят ли буря, град, наводнение.
ВОТ КАКОЕ НАМ НУЖНО ПРЕДСКАЗАНИЕ- ТОЧНОЕ, НАУЧНОЕ ЕГО НАЗЫВАЮТ, ПРОГНОЗ ПОГОДЫ.
Поэтому систематически ведется наблюдение за изменением погоды на территории Казахстана более 150 лет.
Сейчас в Казахстане расположено 256 метеостанций. Наши станции входят во всемирную метеорологическую суть, ведь погода не имеет границ.
Информация о предстоящей погоде должна быть максимально достоверной. Это основной критерий её качества.
Рубрика: «Это интересно…»
Метеоролог – специалист по погоде, наблюдатель и исследователь атмосферных явлений.
Метеоролог (от греч. Meteoros , атмосферные и небесные явления) занимается наблюдениями за погодой, собирая данные приборов.
Проводит первичный анализ полученных данных.
Наблюдения за погодой проводятся на метеостанциях.
Со всей земли приходят метеоцентры донесения о погоде. Миллионы цифр и знаков. И синоптики составляют по этим данным карты погоды. Погоду надо предсказывать быстро, чтобы прогноз поспел вовремя. Поэтому синоптикам помогают электронные машины, компьютеры.
1. флажки со стрелочкой- направление и скорость ветра
2. кружки – облачность (ясно, малооблачно, переменная, пасмурно)
3. осадки: дождь…, снег-****, туман-==,
4. границы тепла и холода- синий треугольник (холодный фронт)
Теплый- половинки кружков красного цвета.
5. метель- гроза- град- гололёд-
6. давление- высокое (антициклон), низкое- (циклон),
7. сильный ветер-
Каждая группа работает с флипчартом
Оценивание при помощи стикеров
Использование
РАБОТА ПО ГРУППАМ
1 ГРУППА: «НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ»
2 ГРУППА: МЕТЕОРОЛОГИ- наблюдают за погодой.
— Расскажите где они работают, как и какие приборы необходимы им в работе?
3. ГРУППА: СИНОПТИКИ- предсказывают погоду, составляют по данным сведениям карту погоды(синоптическую)
Задание для трех групп
Кому нужна информация о погоде и для чего?
(летчик…, строитель…, садовод…, водитель…, рыбак… и т.д.)
работа в группах, составляют план ответа, иллюстрацию, кластер)
Оценивание при помощи смайликов
1. ТЕРМОМЕТР- определяет температуру воздуха
2. ГИГРОМЕТР- измеряет влажность воздуха.
3. ФЛЮГЕР (АНОМЕТР)- измеряет скорость метра
4. ДОЖДЕМЕР- определяет количество осадков
5. БАРОМЕТР- измеряет давление воздуха
А еще круглый год бороздят моря и океаны научные суда, вокруг Земли вращаются метеорологические спутники, ведется наблюдение с космических кораблей.
— А хотите узнать о погоде на ближайшие дни?
Отвечают на вопросы, чертят и показывают на листочках.
Оценивание при помощи стикеров
1. Прослушивание казахской классической музыки (слайд11) пейзаж «Осень»
2. Оценить погоду в классе на уроке, используя условные обозначения
Желаю вам хорошей погоды в вашей семье, в школе!
У природы нет плохой погоды,
Но не выйдет солнышко из моды.
Решают по группам задания
При помощи апплодисментов
Оценивание учащихся Домашнее задание.
Урок познания мира 4 класс
Тема: Погода. Прогноз погоды.
Задачи: Формирование знаний о погоде, причинах влияющих на её измерение, типах погоды и её предсказаниях.
Формирование умения анализировать синоптические карты, знакомство с метеорологическими приборами, условными обозначениями, составлять прогноз погоды.
Развитие умений анализировать, делать выводы, работать в группах.
Развитие критического, логического и творческого мышления.
Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: наглядный материал «Времена года», карточки с условными обозначениями, презентация к уроку, запись песни «У природы нет плохой погоды», видеозапись «Прогноз погоды».
-В классе светло?
-Прозвенел уже звонок?
-Начался уже урок?
-Значит можно всем садиться.
2. Проверка домашнего задания на интерактивной доске через Актив Студио.
Тема: Воздух- щит земли. Охрана воздуха.
Деление на группы (Облачко. Тучка. Солнце.)
Постановка проблемы. Мозговая атака.
А) рассмотрите иллюстрации
Перед вами иллюстрации слайд 2
-ЧТО ОБЩЕГО В НИХ?
-Чем отличаются они друг от друга? Назовите одним словом. (ПОГОДОЙ)
Составить слово из разрезанных букв, какая группа соберет быстрее. (ПОГОДА)
-А кто нам расскажет о погоде на сегодня? (ответы детей)
— А какая бывает погода? Продолжи…
То теплая, то…… холодная,
То тихая, то …… ветреная,
То ясная, то…… пасмурная,
То сухая, то …… дождливая.
У . — От чего зависит такое состояние природы?
( от состояния неба, облаков, осадков, ветра, температуры воздуха ) слайд4
У . А какая погода нравится вам?
ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «У ПРИРОДЫ НЕТ ПЛОХОЙ ПОГОДЫ»
У . «Не браните погоду, если бы она не менялась, то девять человек из десяти не смогли бы начать ни одного разговора» Френк Хаббарт. слайд3
У. – Как вы понимаете эти слова?
У. О погоде можно сказать, что она преподносит нам сюрпризы
Люди умели предсказывать погоду давно, когда еще не было в помине науки такой – метеорологии. В древние времена погоду предсказывали по народным приметам. Что же такое приметы?- «Примета- это явление, случай, который в народе считается предвестием чего либо.»
Какие бывают приметы о погоде? (долгосрочные и краткосрочные) слайд5 и 6
Но чтобы предсказать погоду точно, одних примет недостаточно. Тепло, а сколько градусов, ветрено, а с какой скоростью дует ветер. Не грозят ли буря, град, наводнение.
ВОТ КАКОЕ НАМ НУЖНО ПРЕДСКАЗАНИЕ- ТОЧНОЕ, НАУЧНОЕ ЕГО НАЗЫВАЮТ, ПРОГНОЗ ПОГОДЫ.
Поэтому систематически ведется наблюдение за изменением погоды на территории Казахстана более 150 лет.
Сейчас в Казахстане расположено 256 метеостанций . Наши станции входят во всемирную метеорологическую суть, ведь погода не имеет границ.
Информация о предстоящей погоде должна быть максимально достоверной. Это основной критерий её качества.
Рубрика: «Это интересно…»
Метеоролог – специалист по погоде, наблюдатель и исследователь атмосферных явлений.
Метеоролог (от греч. Meteoros , атмосферные и небесные явления) занимается наблюдениями за погодой, собирая данные приборов.
Проводит первичный анализ полученных данных.
Наблюдения за погодой проводятся на метеостанциях.
Со всей земли приходят метеоцентры донесения о погоде. Миллионы цифр и знаков. И синоптики составляют по этим данным карты погоды. Погоду надо предсказывать быстро, чтобы прогноз поспел вовремя. Поэтому синоптикам помогают электронные машины, компьютеры.
1. флажки со стрелочкой- направление и скорость ветра
2. кружки – облачность (ясно, малооблачно, переменная, пасмурно)
3. осадки: дождь…, снег-****, туман-==,
4. границы тепла и холода- синий треугольник (холодный фронт)
Теплый- половинки кружков красного цвета.
5. метель- гроза- град- гололёд-
6. давление- высокое (антициклон), низкое- (циклон),
7. сильный ветер-
Дальнейшим анализом атмосферных явлений и составлением прогнозов занимаются синоптики.
Синоптик (от греч. Syoptikous — обозревающий все вместе)- это метеоролог, специализирующийся на анализе атмосферных процессов и предсказаний будущего состояния погоды.
Если метеорологи занимаются наблюдением первичным анализом, то основная задача синоптиков- составление прогнозов.
В городах и селах, в тайге и в пустыне, в океане и на льдинах, высоко в горах работают метеостанции.
Каждые 3 часа, в одну и ту же минуту, на всех метеостанциях земного шара метеорологи измеряют погоду. 9000 метеорологических станций учавствуют в обмене данных.
1. ТЕРМОМЕТР- определяет температуру воздуха
2. ГИГРОМЕТР- измеряет влажность воздуха.
3. ФЛЮГЕР (АНОМЕТР)- измеряет скорость метра
4. ДОЖДЕМЕР- определяет количество осадков
5. БАРОМЕТР- измеряет давление воздуха
А еще круглый год бороздят моря и океаны научные суда, вокруг Земли вращаются метеорологические спутники, ведется наблюдение с космических кораблей.
— А хотите узнать о погоде на ближайшие дни?
РАБОТА ПО ГРУППАМ
1 ГРУППА: «НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ»
2 ГРУППА: МЕТЕОРОЛОГИ — наблюдают за погодой.
— Расскажите где они работают, как и какие приборы необходимы им в работе?
3. ГРУППА: СИНОПТИКИ — предсказывают погоду, составляют по данным сведениям карту погоды(синоптическую)
Задание для трех групп
Кому нужна информация о погоде и для чего?
(летчик…, строитель…, садовод…, водитель…, рыбак… и т.д.)
(7 мин- работа в группах, составляют план ответа, иллюстрацию, кластер)
ЗАСЛУШАТЬ СПИКЕРА ОТ КАЖДОЙ ГРУППЫ
Переходим к рубрике «Это интересно».
1. Самый первый прогноз погоды был показан в Англии в 1936г. 76 лет назад
2. Самая жаркая погода была в 1922г. 13 сентября в Ливии +58 С
3.Самая низкая температура 21 июля 1983г. в Антарктике -89 С, людям приходится работать в спец. одежде с электроподогревом.
4. Синоптическими способностями обладают более 600 представителей животного мира.
5. Если в Казахстане 256 метеостанций, то в Токио за погодой наблюдают 250 метеостанций.