Погода в Санкт-Петербурге | Pogoda78.ru

15:41Пятница08 Августа
Главная » Статьи » Диктант на тему; Апрель

Диктант на тему; Апрель

Диктант на тему "Апрель"

Апрель

Цель: прове́рить у́ровень теорети́ческого и практи́ческого усвое́ния уче́бного материа́ла на коне́ц 3-й че́тверти в соотве́тствии с тре́бованиями госуда́рственного станда́рта да́нного года обуче́ния.

Содержа́ние контро́льного дикта́нта напра́влено на выявле́ние ка́чества усвое́ния уче́бного материа́ла изу́ченным разде́лам; у́ровня разви́тия уме́ний применя́ть ра́нее изу́ченные пра́вила написа́ния.

- проверя́емые безуда́рные гла́сные в ко́рне слова;

- проверя́емые согла́сные в ко́рне слова;

- е- и в оконча́ниях существи́тельных;

- непроизносимые согла́сные в ко́рне слова;

- написа́ние корне́й с череду́ющимися гла́сными;

- безуда́рные гла́сные в оконча́ниях прилага́тельных;

- разде́льное употребле́ние предло́гов с существи́тельными;

Постано́вки зна́ков препина́ния:

- зна́ки препина́ния в конце́ предложе́ния;

- одноро́дных чле́нах предложе́ния;

- в сло́жном предложе́нии;

- тире ме́жду подлежа́щим и сказу́емым.

Граммати́ческие зада́ния напра́влены на выявле́ние у́ровня сформиро́ванности практи́ческих уме́ний и на́выков:

- фонети́ческий разбо́р слов;

- производи́ть морфе́мный разбо́р слов (по соста́ву)

- де́лать синтакси́ческий разбо́р предложе́ния;

- разбира́ть слова морфологи́чески.

Апре́ль - э́то ме́сяц весе́нних первоцве́тов. Днём си́льно гре́ет лучи́стое со́лнце, торопли́во бегут ручьи́. А но́чью земля́ сты́нет.

Просветле́ли кро́ны ольхи. На них ви́дно мно́го серёжек. Они́ всю зи́му висе́ли на расте́ниях и заме́тно вы́росли за тёплые весе́нние дни.

Ольха́ из дере́вьев зацвета́ет пе́рвой. Дли́нные серёжки её пока́чиваются от ве́тра, над ни́ми поднима́ются облачка жёлтой пыльцы́. Пыльца́ о́чень лёгкая, до́лго де́ржится в во́здухе и перено́сится на большие расстоя́ния.

В ши́шечках нахо́дятся семена, созрева́ют они́ то́лько о́сенью и до́лго остаю́тся на де́реве, осыпаются в конце́ зимы.

Ольху́ о́чень це́нят врачи́. Её ши́шечки, кору́ и листья с успе́хом применя́ют в медици́не.

(98 слов) (По И. Балбышеву)

Граммати́ческие зада́ния

1. Разберите по чле́нам предложе́ния

Днём си́льно гре́ет лучи́стое со́лнце, торопли́во бегут ручьи́. - 1-й вариа́нт

Они́ всю зи́му висе́ли на расте́ниях и заме́тно вы́росли за тёплые весе́нние дни. - 2-й вариа́нт

2. Разберите слова по соста́ву:

Весе́нних, лучи́стое, просветле́ли -1-й вариа́нт

Дли́нные, облачка, перено́сится - 2-й вариа́нт

3. Произведи́те морфологи́ческий разбо́р прилага́тельного из своего́ предложе́ния.

Диктант на тему ольха

Набрел я на поляну в тайге. От лесного пожара она опустела, но на желтой земле уже росли блестящие кустики брусники.

На краю поляны сохранились заросли малины.

Я бесшумно срывал ягоды, а впереди какой-то зверь шел, шуршал в листьях.

Расположился я на пеньке, стал тихонько свистеть. Зверь остановился, а потом стал ко мне подкрадываться.

Вот из куста высунулся черных нос, показались хитрые глазки. Это был медвежонок. Он вылез из кустарника, принялся меня обнюхивать.

В это время я услышал, как в малиннике сучья трещат. Это медведица медвежонка ищет. Надо бежать! Разве медведице объяснишь, что я только поиграть хотел с ее сыночком?

(По В.Бианки)
Грамматическое задание:

1. Выпишите слова с орфограммой «Чередующиеся гласные в корне слова». Обозначьте корень.

2. Разберите слова по составу: «показались», «малинник».

3. Произведите морфологический разбор слова «(из) кустарника».
2 вариант.

1. Выпишите слова с орфограммой «Буквы О - Ё после шипящих в корне слова». Обозначьте корень.

2. Разберите слова по составу: «опустела», «медведица».

3. Произведите морфологический разбор слова «срывал».

Итоговый контрольный диктант за курс 5 класса
Ольха.
Первой из деревьев зацветает ольха. Длинные сережки ее покачиваются от ветра, над ними поднимаются облачка желтой пыльцы. Пыльца очень легкая, долго держится в воздухе и переносится на большие расстояния.

Ольху можно встретить во влажных местах, по берегам рек и озер, в лесах. Семена ольхи любят чечетки и чижи. Они стайками посещают ольховые заросли и кормятся семенами.

Ольху считают сорной породой, в парках ее вырубают, выжигают.

Однако опавшие листья ольхи быстро разлагаются и дают хороший перегной, который требуется садам и огородам. В народе говорят: «Где ольха, там и трава».

Шишки, кору и листья ольхи с успехом применяют от многих болезней.

1. Разберите по составу слова: «переносится», «длинные».

2. Произведите морфологический разбор слова «(в) парках».

3. Сделайте синтаксический разбор предложения «Ольху можно встретить во влажных местах, по берегам рек и озер, в лесах».

1. Разберите по составу слова: «посещают», «ольховые».

2. Произведите морфологический разбор слова «поднимаются».

3. Сделайте синтаксический разбор предложения «Ольху считают сорной породой, в парках ее вырубают, выжигают».

Итоговый контрольный диктант за курс 5 класса
Весна.
Небо над головой весеннее, голубое. В полях бегут шумные и говорливые ручейки.

Над влажной землей кружатся, взлетают высоко в небо жаворонки. «Река! Проснись!» - журчат веселые ручейки. Тонкие веточки кустов у берега низко наклоняются к реке и шепчут: «Проснись, поиграй с нами, река».

Идет весна по полям, гонит тучи с весеннего неба, теплым ветром дышит на реку, солнечными лучами согревает землю. Тихий шорох и легкий звенящий шум проносится над рекой. Это ломается лед. Солнце забирается в трещины, в них вспыхивают голубые, зеленые, желтые огоньки. И вот уже нет на реке прочного панциря изо льда. Льдины плывут, расходятся, сближаются и со звоном разбиваются.

Все живое, все растения приветствуют весну.

1. Сделайте морфологический разбор слова «в полях» (из 2 предложения)

2. Сделайте синтаксический разбор предложения «В полях бегут шумные и говорливые ручейки».

3. Сделайте фонетический разбор слова «солнце»

4. Разберите по составу слова: «забирается», «весеннее».

1. Сделайте морфологический разбор слова «бегут» (из 2 предложения)

2. Сделайте синтаксический разбор предложения «Над влажной землей кружатся, взлетают высоко в небо жаворонки».

3. Сделайте фонетический разбор слова «легкий»

4. Разберите по составу слова: «расходятся», «говорливые».
Итоговый контрольный диктант за курс 6 класса

Поход в лес.

Утром мы отправились в лес. Ярко разгоралась в небе зорька. Первые лучи солнца прорывались через облака и играли с зеленой травой. От такой игры трава на полянках выгорала и желтела. Маленький ручеек спрятался от солнца в густой траве. Мы расположились на его берегу, загорали и наслаждались летом. Вечером разожгли костер. Он горел очень красиво. Языки костра пожирали сухие ветки деревьев одну за другой. Потом на горячих углях мы пекли картошку. Картошка подгорела, но вкуса своего не потеряла. Мы съели ее с большим аппетитом. Наступила ночь, на небе загорелись звезды. Они вызвали у нас радостное настроение. Мы пели песни и слушали музыку. Горящие звезды освещали наши счастливые лица.

1. Сделайте фонетический разбор слова «ярко».

2. Разберите слова по составу: «отправились», «счастливые».

3. Произведите морфологический разбор слова «(от) солнца».

4. Сделайте пунктуационный разбор предложения «Наступила ночь, на небе загорелись звезды».

1. Сделайте фонетический разбор слова «ярко».

2. Разберите слова по составу: «пожирали», «маленький».

3. Произведите морфологический разбор слова «(в) лес».

4. Сделайте пунктуационный разбор предложения «Наступила ночь, на небе загорелись звезды».
Итоговый контрольный диктант за курс 6 класса

Котик.
Я читал томик стихов Маршака. Вошла бабушка. В руках она держала пушистый комочек. Это был рыжий котик. Он быстро спрыгнул, забрался на журнальный столик и стал играть цветным карандашиком. Потом Рыжик нашел клубочек с пряжей, запутал все нитки и переключился на резиновый мячик. Очень шустрый котенок! Я взял его на руки. Носик у кота был влажный. Мы пошли с Рыжиком в наш садик. Котенок спрятался под кустиком сирени и начал наблюдать за мной. Я вытащил из кармана платочек, стал размахивать им. Рыжик так разыгрался с платочком, что не хотел идти в дом. Только запах свежей рыбы заставил его бросить платочек и помчаться на кухню к бабушке, где ему достался лакомый кусочек.

1. Сделайте фонетический разбор слова «его».

2. Разберите по составу слова: «томик», «пушистый».

3. Произведите морфологический разбор слова «она».

4. Сделайте пунктуационный разбор предложения «Рыжик так разыгрался с платочком, что не хотел идти в дом».
2 вариант.

1. Сделайте фонетический разбор слова «его».

2. Разберите по составу слова: «платочек», «лакомый».

3. Произведите морфологический разбор слова «им».

4. Сделайте пунктуационный разбор предложения «Рыжик так разыгрался с платочком, что не хотел идти в дом».

Итоговый контрольный диктант за курс 6 класса
Белка.
Жила белка в лесу, ни о чем не тужила. Никто ее не беспокоил. Спала она на ветке большой ели. Никогда не заботилась ни о ком, только о себе. Прошло время, у нее появились бельчата. Теперь белка никуда от них не уходила. Наступила зима. В лесу начались обвалы. Однажды тяжелый ком снега обрушился с вершины дерева на крышу жилища белочки. Белка выскочила, а ее беспомощные дети оказались в ловушке. Некуда бежать. Не к кому обратиться за помощью. Никто не спасет бельчат. Никакой надежды на помощь. Белка быстро принялась раскапывать снег. Круглое внутреннее гнездо из мягкого мха осталось целым. Никогда лесная жительница не была так счастлива. Ничто больше не омрачит ее радости.

(По В. Бианки)
Грамматическое задание:

1. Сделайте фонетический разбор слова «жила».

2. Разберите по составу слова: «некуда», «наступила».

3. Произведите морфологический разбор слова «(из) мягкого (мха)».

4. Сделайте синтаксический разбор предложения «Прошло время, у нее появились бельчата».

1. Сделайте фонетический разбор слова «ели».

2. Разберите по составу слова: «никто», «обрушился».

3. Произведите морфологический разбор слова «тяжелый (ком)».

4. Сделайте синтаксический разбор предложения «Белка выскочила, а ее беспомощные дети оказались в ловушке».
Итоговые контрольные диктанты 7 класс
I.
Вставало солнце, растопляя сентябрьские туманы, расчищая небо. На земле снова начиналось лето. Так продолжалось в течение целой недели.
Опираясь на палку, выломанную из старой заброшенной засеки, шагал он лугами, сосняком, мысленно не переставая благодарить встретившуюся старушонку, открывшую ему этот полузабытый способ передвижения по родной земле.
Первую ночь он провел возле порожистой речонки, да чересчур загляделся на играющую на вечерней заре рыбешку. Ночлег под открытым небом, под звездами вошел у него в привычку. Питался он сухарями, размоченными в ручье, печеной картошкой, ягодами.
Он был по-настоящему счастлив. Никогда прежде не доставляли ему столько радости такие пустяки, как запах дыма, шорох падающей с дерева сухой прошлогодней шишки, полыхающая на солнце рябина. Когда он по утрам слышал прощальные песни журавлей, у него на глазах выступали слезы. (122 слова)
(По Ф. Абрамову)

II.
Дом стоял несколько в стороне. Окна его были покрашены масляной краской, а небольшое крылечко сбоку еще пахло сосной. Двери были раскрыты настежь, но хозяев в доме не оказалось. Направо от двери стоял некрашеный стол, слева виднелась массивная печь.

Вскоре с улицы прибежала Наташа, встретившая меня так, как будто мы с ней были старые знакомые. Она радушно предложила мне чаю и ранней малины, но я попросил ее сначала показать мне сад, выращенный чуть ли не под самым Полярным кругом.
Мы вышли из дома. Сад лепетал тополиной листвой. Перешагнув за калитку, я неожиданно увидел яблоньки, малинник, густо усыпанный кое-где уже поспевающей ягодой. Почувствовав смолистый аромат, я повернул голову налево и увидел кедры. Они были иссиня-черные, по-медвежьи угрюмы и неприветливы. Наташа ласково и как-то застенчиво потрепала одно дерево. (125 слов)
(По Ф. Абрамову)

III.
Преодолев подъем, Даша спустилась к морю. Вода по-прежнему была прозрачной. Сквозь нее в глубине можно было рассмотреть растения подводного мира. В зарослях водорослей проносились непуганые стайки рыбешек, молниеносно исчезавших из виду. Слева она увидела огромный камень, обвешанный водорослями.

Вдоль берега тянулось углубление, заполненное водой. Казалось,5 это была та же ямка, в которой девочка когда-то нашла камень удивительной формы.
Впервые оказавшись здесь, Даша, покачивая ручонками, сначала опустила одну, затем другую ногу и на цыпочках вошла в воду. Не заходя вглубь, нагнувшись над отшлифованными морским прибоем камнями, в течение нескольких секунд в ничем не нарушаемой тишине она наблюдала за хорошо видимой подводной жизнью. Тут-то она и заметила его. Бледно-голубой камень с прожилками, будто искусно нарисованными художником, поразил ее. (116 слов)

IV.
Я пробирался нетоптаной тропинкой через поле. Несмотря на ненастье, настроение было легкое. Увидев поблизости копну сена, привалился к обдерганному коровами подножию, наблюдая за вороной, летавшей по серому небу. Отдохнув, зашагал к деревне и вскоре очутился в чужом огороде.

Дождь копошился в опавших тополиных листьях, усеявших грядки. На них еще голубели крепкие студеные кочаны. Свежо пахло поздней капустой и усталой землей, отработавшей свое. На подсолнухе, забытом у межи, по-зимнему тенькала синица. Прицепившись к растрепанной голове подсолнуха, она теребила его решетку.
Я отыскал в плетне калитку и, боясь, что меня облает не маленькая незлобивая собачонка, а цепной пес, протиснулся за скрипучую деревянную калитку. Навстречу мне шла хозяйка с нарубленным хворостом, чтобы растопить еще не топленную печь. (115 слов)
(По Е. Носову)

V.
Мы расположились на берегу небольшой речонки, решив сначала ненадолго остановиться здесь. Но в течение короткого времени небо сплошь покрылось облаками. Пришлось отыскать недалеко от берега в лесу полянку, окруженную со всех сторон березками. Решили заночевать здесь, потому что тут было удобно установить палатки и разложить костер.

Между тем облака, сбившиеся в кучу, медленно превращались в грозовую тучу, застилавшую все небо. Края ее были как будто посеребрены каким-то чудесным светом. Небо затянулось тяжелой пеленой, нахмурилось по-осеннему, и начался не умолкающий ни на минуту ливень. Лишь к утру он прекратился. Заголубело небо, очистившееся от туч, но земля еще хранила следы непогоды. Справа и слева от палаток, переливаясь в лучах солнца, блестели лужицы. (110 слов)

VI.
Далеко-далеко жили-были снежинки. Родились они в облаке, пролетавшем высоко-высоко над землей, и каждая из них была по-своему красива.

Одна была похожа на блистающие искорки, другая напоминала серебристо-белый иней, третья сверкала,5 будто драгоценный камень.
Земля нетерпеливо ожидала появления снежинок. Ей тоже хотелось одеться по-праздничному. Но ветер, не давая снежинкам медленно спускаться на землю, закружил их в воздухе, подбрасывая, заставляя плясать под свою неугомонную музыку.
Несмотря на старания ветра, снежинки опускались на землю, покрывая ее сверху белым покрывалом. За снежным потоком не было видно ни поля, ни леса, ни речонки. Одни путешественницы ложились на склоне оврагов, другие располагались на ночлег в лесу. Были и такие, которые неосторожно опускались посреди дороги.
На земле, волшебно преображенной, расстилался белый ковер.(115 слов)
(По М. Ильину, Е. Сегалу)

VII.
Зеленых предгорий, поросших лесами, здесь не было и в помине. Горы показались неожиданно. Они начинались отвесной скалой, вздымавшейся ввысь. Ветер, вода в течение минувших веков немало потрудились над ней. Во многих местах были отчетливо заметны пласты разнородного камня, то лежавшие ровно, то немыслимо перекошенные и изломанные. Кое-где они напоминали искусно сделанную каменную кладку.

Стена, выходившая на север, никогда не освещалась солнцем, поэтому граница вечных снегов здесь спускалась низко. Задолго до нее деревья начинали мельчать и редеть, затем совсем пропадали. Под стеной лежала травянистая пустошь, и по ней тянулась дорога. Она тоже старалась не прижиматься вплотную к стене. Но жизнь ничто не может остановить. Даже по самой стене ползли вверх цепкие кустики, выросшие из семян, занесенных сюда птицами или ветром. (119 слов)
(М. Семенова)

Итоговые контрольные диктанты за 8 класс

Утро, тихое, ясное, ошеломило меня. Неширокая, но глубокая речонка, розовая в лучах солнца, плещется у самых ног. Легкий ветерок едва колышет прибрежные кусты. Ни шума, ни шорохов.

На берегу приютилось несколько удильщиков, приехавших, как выяснилось, из ближайших сел. На песчаной отмели, возле коряги, выброшенной когда-то ветром, сидит рыбак. Снасть его незатейлива и надежна. Он прилаживает на крючок кусочек сырой раковой шейки (раки лежат возле него в сумке) и закидывает наживу на середину реки. Грузик у него, я заметил, потяжелее обыкновенного. Свинцовая полукруглая пластинка плотно ложится на дно, и вода ее хорошо обтекает, не сдвигая с места. Впрочем, здесь почти не ощущается течение.

Закинув удочки, рыболов настораживается и в течение некоторого времени неотрывно смотрит на гибкий прутик, воткнутый в песок. Но вот прутик начинает дергаться и трястись, и вскоре на песке трепещет несколько рыбешек: окунь-красавец, красноперая плотва, серебряный язь.

Рыбалка, конечно, удивительная вещь! (142 слова)

Я получил задание привезти из экспедиции, направленной в Закавказье, несколько редких животных.

Однажды ранним утром меня разбудили голоса: «Дикий кот у дяди Прохора! В капкан попался».

Через несколько минут я уже был у дяди Прохора. Там стояла толпа, наблюдавшая за лежащим на земле крупным камышовым котом. Короткая цепь капкана, прикрепленная к вбитому в землю колу, валила кота на землю. Я сбросил с себя кожаную куртку и, прикрывая ею лицо, приблизился к зверю. Зверь был связан и водворен в клетку. Однако вел он себя странно: не пытался освободиться, неподвижно лежал в углу клетки, не прикасаясь к пище, предлагаемой ему, и, казалось, не замечал людей.

Опасаясь за жизнь кота, я впустил в его клетку живую курицу — любимую пищу кота на воле. Вначале курица, испугавшись опасного соседа, металась по клетке, но потом успокоилась. Хищник не обращал на нее никакого внимания. Прожив еще два дня, кот умер. По-видимому, он не смог примириться с потерей свободы. Курица, обреченная на съедение, осталась невредимой и была отпущена на волю. (162 слова)

(По Е. Спангенбергу)

III
Кирилл и Мефодий — славянские просветители

Братья Кирилл и Мефодий принесли на земли славян свет письменности и знаний. Они составили славянскую азбуку, перевели с греческого на славянский священные и церковные книги.

Кирилл (до принятия монашества его звали Константином) и Мефодий жили в Солуни — знаменитом торговом городе Византии. Вокруг Солуни славянские племена растили хлеб. В городе жили мастеровые люди, но они были неграмотными. Книга считалась недоступной роскошью.

Прошло несколько лет, и Константин, уже прославившийся своей ученостью, приезжает в столицу. Здесь, в Константинополе, он учится у знаменитых ученых: у Фотия — литературе, у Льва Математика — механике, астрономии.

Чтобы получить высшее образование, полагалось изучить семь наук: грамматику, риторику, философию, арифметику, геометрию, а также музыку. Константин постепенно становится лучшим учеником. В течение десяти лет он освоил ряд языков: славянский, греческий, арабский. Знание славянского, существовавшего тогда лишь в устной форме, определило его дальнейшую жизнь и деятельность. (139 слов)

Чуткое ухо ловит знакомые звуки весны. Вот вверху, почти над головой, послышалась барабанная трель, звонкая, радостная. Нет, это не скрип старого дерева, как обычно думают городские неопытные люди, оказавшись в лесу ранней весной. Это, выбрав сухое дерево, по-весеннему барабанит лесной музыкант — пестрый дятел. Всюду: в лесу, ближе и дальше — торжественно звучат, как бы перекликаясь, барабаны. Так дятлы приветствуют весну.

Вот, пригретая лучами мартовского солнца, свалилась с макушки дерева, рассыпавшись снежной пылью, тяжелая белая шапка. И, точно живая, долго еще колышется, как бы машет рукой, зеленая ветка, освобожденная от зимних оков.

Стайка клестов-еловиков, весело пересвистываясь, красно-брусничным ожерельем рассыпалась по увешанным шишками вершинам елей. Лишь немногие знают, что эти птички, веселые, общительные, всю зиму проводят в хвойных лесах, искусно устраивая в густых сучьях теплые гнезда. Опершись на лыжные палки, долго любуешься, как шустрые птички клювиками теребят шишки, выбирая из них семена, как, кружась в воздухе, тихо сыплются на снег легкие шелушинки. (149 слов)

(По И. Соколову-Микитову)

Перелет — тяжелый период в жизни пернатых, требующий от них отдачи всех сил. Однако они становятся путешественниками, несмотря на трудности, которые им приходится преодолевать в пути.

Одна из загадок природы — способность птиц определять время начала перелетов. Сроки сбора на зимовки им устанавливать нетрудно. Ненастная осенняя погода, сокращение продолжительности светового дня — все это торопит в дорогу. Другое дело — возвращение к местам гнездовий, на родину. Как птицы определяют, живя в тропиках, приближение весны у нас? По-видимому, им помогают птичьи биологические часы.

Как известно, солнце в течение дня перемещается из восточных районов небосвода в западные. Удивление вызывают наблюдения, показывающие способность птиц ориентироваться по солнцу. Для многих птиц эта способность врожденная. Пернатым, не получившим в наследство эти знания, запомнить необходимые в пути ориентиры помогает фантастическая память. Птицы, утверждают ученые, ощущают также земные запахи, прислушиваются к раздающимся снизу звукам, учитывают величину центробежной силы, возникающей при вращении Земли, и реагируют на изменение ее магнитного поля. (148 слов)

(По Б. Сергееву)
VI
Приближение ночи

Летний день угасает, и в засыпающем лесу воцаряется гулкая тишина. Вершины сосен-гигантов еще алеют нежным отблеском догоревшей зари, однако внизу становится темно. Аромат смолистых ветвей, острый и сухой, слабеет, зато сильнее чувствуется сквозь него приторный запах дыма, расстилающегося по земле от дальнего лесного пожара. Неслышно и быстро опускается на землю ночь. С заходом солнца примолкли птицы.

Совсем стемнело. Глаз, привыкший к постепенному переходу от света к темноте, различает вокруг неясные силуэты деревьев. Ни звука, ни шороха не раздается в лесу, а в воздухе чувствуется удивительный травяной запах, плывущий с полей.

Всюду: и направо, и налево от тропинки — простирается невысокий путаный кустарник, и вокруг него, цепляясь за ветки, колеблясь и вытягиваясь, бродят разорванные клочья тумана, неясные, белые.

Странный звук неожиданно разносится по лесу. Он протяжен, низок и, кажется, выходит из-под земли. (133 слова)

Итоговые диктанты за 5,6 классы по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Набрел я на поляну в тайге. От лесного пожара она опустела, но на желтой земле уже росли блестящие кустики брусники.

На краю поляны сохранились заросли малины.

Я бесшумно срывал ягоды, а впереди какой-то зверь шел, шуршал в листьях.

Расположился я на пеньке, стал тихонько свистеть. Зверь остановился, а потом стал ко мне подкрадываться.

Вот из куста высунулся черных нос, показались хитрые глазки. Это был медвежонок. Он вылез из кустарника, принялся меня обнюхивать.

В это время я услышал, как в малиннике сучья трещат. Это медведица медвежонка ищет. Надо бежать! Разве медведице объяснишь, что я только поиграть хотел с ее сыночком?

1. Выпишите слова с орфограммой «Чередующиеся гласные в корне слова». Обозначьте корень.

2. Разберите слова по составу: «показались», «малинник».

3. Произведите морфологический разбор слова «(из) кустарника».

1. Выпишите слова с орфограммой «Буквы О - Ё после шипящих в корне слова». Обозначьте корень.

2. Разберите слова по составу: «опустела», «медведица».

3. Произведите морфологический разбор слова «срывал».

Итоговый контрольный диктант за курс 5 класса

Первой из деревьев зацветает ольха. Длинные сережки ее покачиваются от ветра, над ними поднимаются облачка желтой пыльцы. Пыльца очень легкая, долго держится в воздухе и переносится на большие расстояния.

Ольху можно встретить во влажных местах, по берегам рек и озер, в лесах. Семена ольхи любят чечетки и чижи. Они стайками посещают ольховые заросли и кормятся семенами.

Ольху считают сорной породой, в парках ее вырубают, выжигают.

Однако опавшие листья ольхи быстро разлагаются и дают хороший перегной, который требуется садам и огородам. В народе говорят: «Где ольха, там и трава».

Шишки, кору и листья ольхи с успехом применяют от многих болезней.

1. Разберите по составу слова: «переносится», «длинные».

2. Произведите морфологический разбор слова «(в) парках».

3. Сделайте синтаксический разбор предложения «Ольху можно встретить во влажных местах, по берегам рек и озер, в лесах».

1. Разберите по составу слова: «посещают», «ольховые».

2. Произведите морфологический разбор слова «поднимаются».

3. Сделайте синтаксический разбор предложения «Ольху считают сорной породой, в парках ее вырубают, выжигают».

Итоговый контрольный диктант за курс 5 класса

Небо над головой весеннее, голубое. В полях бегут шумные и говорливые ручейки.

Над влажной землей кружатся, взлетают высоко в небо жаворонки. «Река! Проснись!» - журчат веселые ручейки. Тонкие веточки кустов у берега низко наклоняются к реке и шепчут: «Проснись, поиграй с нами, река».

Идет весна по полям, гонит тучи с весеннего неба, теплым ветром дышит на реку, солнечными лучами согревает землю. Тихий шорох и легкий звенящий шум проносится над рекой. Это ломается лед. Солнце забирается в трещины, в них вспыхивают голубые, зеленые, желтые огоньки. И вот уже нет на реке прочного панциря изо льда. Льдины плывут, расходятся, сближаются и со звоном разбиваются.

Все живое, все растения приветствуют весну.

1. Сделайте морфологический разбор слова «в полях» (из 2 предложения)

2. Сделайте синтаксический разбор предложения «В полях бегут шумные и говорливые ручейки».

3. Сделайте фонетический разбор слова «солнце»

4. Разберите по составу слова: «забирается», «весеннее».

1. Сделайте морфологический разбор слова «бегут» (из 2 предложения)

2. Сделайте синтаксический разбор предложения «Над влажной землей кружатся, взлетают высоко в небо жаворонки».

3. Сделайте фонетический разбор слова «легкий»

4. Разберите по составу слова: «расходятся», «говорливые».

Итоговый контрольный диктант за курс 6 класса

Утром мы отправились в лес. Ярко разгоралась в небе зорька. Первые лучи солнца прорывались через облака и играли с зеленой травой. От такой игры трава на полянках выгорала и желтела. Маленький ручеек спрятался от солнца в густой траве. Мы расположились на его берегу, загорали и наслаждались летом. Вечером разожгли костер. Он горел очень красиво. Языки костра пожирали сухие ветки деревьев одну за другой. Потом на горячих углях мы пекли картошку. Картошка подгорела, но вкуса своего не потеряла. Мы съели ее с большим аппетитом. Наступила ночь, на небе загорелись звезды. Они вызвали у нас радостное настроение. Мы пели песни и слушали музыку. Горящие звезды освещали наши счастливые лица.

1. Сделайте фонетический разбор слова «ярко».

2. Разберите слова по составу: «отправились», «счастливые».

3. Произведите морфологический разбор слова «(от) солнца».

4. Сделайте пунктуационный разбор предложения «Наступила ночь, на небе загорелись звезды».

1. Сделайте фонетический разбор слова «ярко».

2. Разберите слова по составу: «пожирали», «маленький».

3. Произведите морфологический разбор слова «(в) лес».

4. Сделайте пунктуационный разбор предложения «Наступила ночь, на небе загорелись звезды».

Итоговый контрольный диктант за курс 6 класса

Я читал томик стихов Маршака. Вошла бабушка. В руках она держала пушистый комочек. Это был рыжий котик. Он быстро спрыгнул, забрался на журнальный столик и стал играть цветным карандашиком. Потом Рыжик нашел клубочек с пряжей, запутал все нитки и переключился на резиновый мячик. Очень шустрый котенок! Я взял его на руки. Носик у кота был влажный. Мы пошли с Рыжиком в наш садик. Котенок спрятался под кустиком сирени и начал наблюдать за мной. Я вытащил из кармана платочек, стал размахивать им. Рыжик так разыгрался с платочком, что не хотел идти в дом. Только запах свежей рыбы заставил его бросить платочек и помчаться на кухню к бабушке, где ему достался лакомый кусочек.

1. Сделайте фонетический разбор слова «его».

2. Разберите по составу слова: «томик», «пушистый».

3. Произведите морфологический разбор слова «она».

4. Сделайте пунктуационный разбор предложения «Рыжик так разыгрался с платочком, что не хотел идти в дом».

1. Сделайте фонетический разбор слова «его».

2. Разберите по составу слова: «платочек», «лакомый».

3. Произведите морфологический разбор слова «им».

4. Сделайте пунктуационный разбор предложения «Рыжик так разыгрался с платочком, что не хотел идти в дом».

Итоговый контрольный диктант за курс 6 класса

Жила белка в лесу, ни о чем не тужила. Никто ее не беспокоил. Спала она на ветке большой ели. Никогда не заботилась ни о ком, только о себе. Прошло время, у нее появились бельчата. Теперь белка никуда от них не уходила. Наступила зима. В лесу начались обвалы. Однажды тяжелый ком снега обрушился с вершины дерева на крышу жилища белочки. Белка выскочила, а ее беспомощные дети оказались в ловушке. Некуда бежать. Не к кому обратиться за помощью. Никто не спасет бельчат. Никакой надежды на помощь. Белка быстро принялась раскапывать снег. Круглое внутреннее гнездо из мягкого мха осталось целым. Никогда лесная жительница не была так счастлива. Ничто больше не омрачит ее радости.

1. Сделайте фонетический разбор слова «жила».

2. Разберите по составу слова: «некуда», «наступила».

3. Произведите морфологический разбор слова «(из) мягкого (мха)».

4. Сделайте синтаксический разбор предложения «Прошло время, у нее появились бельчата».

1. Сделайте фонетический разбор слова «ели».

2. Разберите по составу слова: «никто», «обрушился».

3. Произведите морфологический разбор слова «тяжелый (ком)».

4. Сделайте синтаксический разбор предложения «Белка выскочила, а ее беспомощные дети оказались в ловушке».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый тест за курс 8 класса по русскому языку

проверка знаний обучающихся за курс 8 класса по русскому языку.

Итоговый контрольный диктант за курс 7 класса по русскому языку

Даннный конторольный итоговый диктант проводится в конце учебного года и позволяет проверить прочность и глубину знаний учащихся за курс 7 класса.

Итоговый тематический срез в 6 классе по русскому языку

Тематический срез в 6 классе по русскому языку1. В каком ряду во всех словах пропущена буква И? А) ход….

Итоговый тест за курс 8 класса по русскому языку

Итоговый тест за курс 8 класса по русскому языку.

Итоговый тест за курс 6 класса по русскому языку

Итоговый тест ( с ответами) за курс 6 класса по русскому языку.

Итоговый тест за курс 8 класса по русскому языку

Итоговый тест содержит 4 варианта заданий по всем темам, изученным в 8 классе.