Погода в Санкт-Петербурге | Pogoda78.ru

07:07Понедельник10 Февраля
Главная » Статьи » Текстовый диктант по теме «Гласные после шипящих. Суффиксы и окончания существительных и прилагательных»

Текстовый диктант по теме «Гласные после шипящих. Суффиксы и окончания существительных и прилагательных»

Текстовый диктант по теме «Гласные после шипящих. Суффиксы и окончания существительных и прилагательных».

Перед вами текстовый диктант, который поможет проверить следующий правила русского языка:

  • Гласные после шипящих.
  • Суффиксы и окончания существительных и прилагательных.
  • Н и нн в различных частях речи.
  • Пунктуация в осложненном простом предложении

Диктант рассчитан на учащихся 9 – 11 классов. Однако этот и последующие текстовые диктанты могут быть использованы и в 7 – 8 классе для закрепления знаний. Использовать текстовый диктант по теме Диктант на отработку правил «Гласные после шипящих. Суффиксы и окончания существительных и прилагательных. Н и нн в различных частях речи. Пунктуация в осложненном простом предложении». Можно для самопроверки, а также на занятиях с репетитором.

Диктант на отработку правил «Гласные после шипящих. Суффиксы и окончания существительных и прилагательных. Н и нн в различных частях речи. Пунктуация в осложненном простом предложении».

Количество слов: 235.

На второй день я просыпаюсь от яркого, бьющего прямо в глаза солнышка.

Иду вниз и вместо зарядки раскалываю с полдюжины крепких еловых чурок. Морозные поленья звенели, как звенел за двором наст и ядрёный свежий утренник. Было приятно влепить топор в середину чурки, вскинуть через плечо и, крякнув, сильно, резко опустить обух на толстую плаху.

С десяток поленьев я принёс в дом, открыл печную задвижку, вьюшки и заслонку. Нащепал лучины и на пирожной лопате сунул в печь первое поперечное полено.» Зажёг лучину и на лопате же положил её на полено.

Печь уже трещала. Я взял две бадьи и скользкий отшлифованный водонос, пошёл за водой. Высоко натоптанная тропка звенела под валенками фарфоровым звоном. Снег на солнце был до того ярок и светел, что глаза непроизвольно щурились, а в тени от домов чётко ощущалась глубинная снежная синева.

Дома налил воды в самовар, набрал в железный совок румяных, уже успевших нагореть углей и опустил их в нутро самовара.

Я раскрыл банку консервированной говядины, банку сгущёнки, заварил чай и нарезал хлеб.-Ощущая первобытную, какую-то ни от чего не зависящую основательность мяса и хлеба, налил стакан янтарно-бурого чая. У меня был тот аппетит, когда вкус еды ощущают даже дёсны и зубы. Насыщаясь, я всё время чувствовал силу плечевых мышц, чувствовал потребность двигаться и делать что-то тяжёлое. А солнце било в окна, в доме и на улице было удивительно спокойно и тихо, и этот покой оттенялся добрым, умиротворённо ворчливым шумом затухающего самовара. (По В. Белову.)

Надеюсь, вам понравился этот текстовый диктант для проверки указанных правил.

Проверочный диктант на о е после шипящих. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Буквы е - о после шипящих в корне

1. После ж, ч, ш, щ не пишутся ы, ю, я, а пишутся ы, у, а, например: жир, журавль, жар; чин, чудо, чан; шило, шум, шар; щи, щука, щавель.

Исключения: брошюра, жюри, парашют и некоторые другие иноязычные слова, в том числе имена собственные, например: Жюль (французское), Шяуляй (литовское), Чыдых (хакасское).

2. В корнях слов под ударением после шипящих ж, ч, ш, щ пишется е (ё), соответствующее в произношении звуку о, если последний чередуется в других формах слова или в родственных словах со звуком е. Например: желудь - желудей; шелк - шелковистый; черный - чернеть.

При отсутствии такого чередования в корнях слов после шипящих пишется о: жом, шорох, чох и др.

1. Ударяемый беглый гласный звук после шипящих всегда обозначается буквой о: княжон (княжна), кишок (кишка). 2. В иноязычных словах буква о после шипящих может писаться и в безударном слоге: жокей, шофёр и др. 3. Следует различать имена существительные ожог, поджог, изжога, в которых пишется о, и глаголы в форме прошедшего времени ожег, поджег, изжег, где гласный обозначается на письме буквой е (ё).

3. В суффиксах существительных -ок-, -онк-, -онок-, -очек-, прилагательных -ое-, в наречиях на -о и в окончаниях существительных и прилагательных под ударением после шипящих пишется о.

Например: сучок, рубашонка, медвежонок; ежовый; горячо; каланчой, плащом; чужой, большого. В окончаниях глаголов, в суффиксах существительных -евк-, -евыва-, -ер, в суффиксах полных и кратких причастий и образованных от них прилагательных -енн-, -ен-, а также в производных существительных от слов последнего типа пишется е(ё), а не о. Например: течешь, бережет, тушевка, затушевывание, дирижер, запрещенный, запрещен, тушенный, тушеный, тушенка.

В фамилиях, образованных от имен прилагательных, может быть и суффикс -ое-, и суффикс -ев- (-ёв-)у что зависит от традиции: Калачов, Тканое, но Кирпичев, Горбачев и др.

Упражнение 30. Выпишите слова с сочетаниями жи, жу, жа; чи, чу и др. Если эти сочетания входят в состав корня, подберите по 2-3 однокоренных слова, запишите их, подчеркивая сочетания звуков.

Старухи сестры Мокичевы, в меховых шапочках-нашлепках, обвязанные по ушам для тепла драными шелковыми платочками, в плюшевых вытертых обогнушках с диковинными пузырями на плечах, в нитяных смешных перчатках с голыми пальцами, лиловые от стужи, пилили дрова. Каждая дергала пилу обеими руками на себя из последних сил. Рассохшиеся, древние козлы, сбитые снизу досками, чтобы не разъезжались, может, ровесники хозяйкам, шатались и скрипели. Рыжая тупая пила с визгом скакала по трухлявому чурбану, он тоже ворочался под пилой, качался вместе с козлами. И шмыгали из стороны в сторону, как мыши, бархатные, под серый каракуль, крохотные муфточки, висевшие на лентах на груди у Кикимор. Жалко и тошно смотреть! (В. А. Смирнов)

Упражнение 31. Объясните правописание приведенных ниже слов. Слова из второго абзаца запишите в свои словарики и постарайтесь запомнить; подберите к словам этого абзаца однокоренные слова и также внесите их в словарики.

а) Желтый, жесткий, жернов, жердочка, жеваный, желоб, желчь, тяжелый; челка, челн, черт, черный, чечетка, чеботы, черточка, черствый, бечевка, печенка, прическа, расческа, пчелка, отчет, счет, учет; шепот, шел, дешевка, кошелка, пшенка, решетка; щетка, щечка, щелкать, щеголь, щелка, пощечина;

б) жокей, жом, жонглер, жох, джонка, мажорный, обжора, прожорливый, крыжовник; чокаться, чопорный, чох, чохом, Печора; шов, шокировать, шоколад, шомпол, шоры, шорник, шорох, шофёр,

Шотландия, артишок; трещотка, трущоба, чащоба.

Упражнение 32.

1. Англичане всюду умеют внести свою ч…порность, негибкие нравы и скуку. (Гонч.) 2. Знамя из красного ш…лка подымалось все выше и выше. (Кудр.) 3. Зал наполнился гулом голосов, ш…рохом

платьев, шелестом разворачиваемых программок. (Петр.) 4. Лицо у ш…фера было широкое, открытое и, хоть заросло щ…ткой рыжих волос, казалось совсем молодым. (Заречн.) 5. В обязанности ж…кея входит выездка верховых лошадей под руководством тренера и непосредственное участие в скачках. (Васильев) 6. Настенные и подвесные ж…лобы строительные изготовляются из кровельной листовой стали. (Овч.) 7. Григорий Евгеньевич закутал ребятам ноги своим пальто, унес лампу. И сразу в класс, в морозное окно, отыскав в нем щ…лку, заглянула луна. (Смирн.) 8. Перестал сыпаться иней. И хрустальная тишина тонко-тонко зазвенела, запела льдинками, снегом и еще невесть чем по ш…ссейке, по всем ближним закоулкам и сугробам. (Смирн.) 9. Ваня Дух живо придвинулся к отцу, обж…г его цигаркой и сумрачно-горячим, змеино-неподвижным взглядом.

(Смирн) 10. Мать вытирает передником руки, ч…кается, но не пьет. (Смирн.) 11. Это и была конфетка, но особенная, с картами и рыжей ш…коладкой в придачу. (Смирн.) 12. Тревожить нельзя, Митя сам затихнет и крепко уснет, надолго, и все будут говорить ш…потом, жалеючи его. (Смирн.) 13. На одном был автомат и коротенькая клетчатая юбка, а на голове - перья … Ш…тландский стрелок. Его товарищ - ч…рный крупногубый сенегалец - в куртке, в зеленых штанах и в ж…лтых, высоко шнурованных ботинках … Африканский и ш…тландский стрелки. (Суб.) 14. Он вспомнил носилки, покачивание горелых, дымящихся стен какой-то берлинской трущ…бы. (Верш.) 15. Через реш…тки на окнах мы заглядываем внутрь первого этажа, вернее, полуподвала. (Суб.)

Упражнение 33. От приведенных слов образуйте существительные с суффиксами -ок или -ек; -онок или -енок; -онк- или -енк-. Объясните правописание гласных в суффиксах.

Берег, бумага, верблюд, волк, галка, душа, изба, клок, кляча, книга, козел, корова, крюк, лошадь, медведь, мужик, мышь, нога, пастух, река, рубаха, рука, собака, старик, старуха, утка.

Упражнение 34. От приведенных слов образуйте прилагательные с суффиксами -ов- или -ев-. Объясните правописание гласных в суффиксах.

Биржа, вече, вещь, грош, груша, гуж, дело, душ, еж, ерш, камыш, ключ, ковш, кумач, межа, морж, нож, парча, плечо, плод, поле, плющ, сторож, чесуча, холст.

Упражнение 35. От приведенных слов образуйте наречия на -о или -е. Объясните правописание наречий.

Беспокоящий, вызывающий, горячий, общий, певучий, свежий, угрожающий.

Упражнение 36. Перепишите, ставя слова, данные в скобках, в нужной форме. Объясните правописание падежных окончаний существительных и прилагательных.

Беседовать с (теща), жить (этаж) выше, жить в (небольшая) комната, запачкаться (сажа), идти с (ноша), любоваться древним (городище), не быть (ханжа), познакомиться с (чертеж), стена заросла (плющ), с трудом справиться с (багаж), укрыться (плащ), не хвастаться (чужая) славой.

Упражнение 37. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

I. 1. Скоро старый мундир с изношенными обшлагами протянул на воздух рукава и обнимал парч…вую кофту. (Г.) 2. Через час кляч…нка с тележкой, в которой, закутавшись в мерлушечью шубу (на случай ночных осенних заморозков), сидел Мясников, ехала далеко за городом… (Усп.) 3. Матвей сидел на берегу озера в камыш…вом шалаше. (Марк.) 4. С этого времени Федотка обрел привычку туго затягивать ремеш…чек на голодном животе. (Верш.) 5. Медвеж… нок бежал, не оглядываясь по сторонам. (Марк.) 6. Мужич…к отказался, сославшись на то, что путь не ближний. (Марк.) 7. Здесь же рядом, на подступах к новому мосту, люди, торопясь, разрушали несколько домишек. (Залыг.) 8. Привезли еще для девч…нок подушки, лоскутное, на вате, одеяло. (Смирн.) 9. Мокрый холш…вый плащ неприятно касался лица командира. (Злоб.) 10. Покрытый слоем пыли ишач…к продолжал бежать и значительно опередил хозяина. (Джум.) 11. Скворец очень требователен к жилью: чуть что-нибудь не так - суч…к в стенке выпал или влет неудобен - жить не будет. (Незлоб.) 12. Вот только Шурка, семилетний внуч…нок Варвары, сын Павла, крутится рядом. (Калин.) 13. Тяжелое колено наступило ему на грудь, а вопль его в самом начале задавил аккуратный белый узелоч…к - кляп. (Калин.) 14. Рябуха взял толстую книгу в темно-синем переплете, погладил кореш…к, улыбнулся. (Кравч.) 15. Лошадь шла медленно, прихрамывая на правую ногу. У нее было еж…вое копыто. (Васильев)

II. 1. Двери заложили кирпич…м, оштукатурили. (Гер.) 2. Милорадович вскочил с дивана. И, быстро шагнув к Дмитрию Сергеевичу, положил ему руку на плеч… . (Голуб.) 3. Жилье, переделанное из немецких бункеров, издали казалось секретарю райкома фронтовым блиндаж…м. (Верш.) 4. Алексей горяч… принялся за работу. (Кравч.) 5. А на третьей стороне забора, кроме болып…й щели, была доска, которая едва держалась. (Могил.) 6. Жалкий свой улов Алеша закрыл плащ…м. «Хорош…, хоть она не видит моего позора»,- подумал рыбак и опасливо покосился на мыс. (Пермит.) 7. Бурнин рассказал обо всем, что предпринято. Балаш…в внимательно слушал, сидя с нож…м, с полуоткупоренной банкой в руках. (Злоб.) 8. Ощущение горяч…го порыва было так свеж…, будто все это произошло минуту назад. (Марк.) 9. У соломенных шалаш…й, вокруг костров, примостились сторожа. (Кравч.) 10. Оксана заупрямилась: «Надо ж за муж…м смотреть, сынков кормить». (Кравч.)

III. 1. Зуев не помнил, сколько простоял он там, в степи, глядя на освещ…нное окно. (Верш.) 2. Трудный участок леса пришлось выкорч…вывать всей группой. (Злоб.) 3. Шествие замыкала не менее смущ…нная Татьяна. (Кравч.) 4. Сам Роман Петрович был явно польщ…н, но не выдал этого. (Кравч.) 5. После трудного боя группа солдат осталась в том же селе с ноч…вкой. (Злоб.) 6. Весна опять была особенно напряженной. (Кравч.) 7. Перекоч…вывание из одной местности в другую всем надоело. (Марк.)

Указание . Поставьте ударения в словах с основой на шипящий и ц. Обозначьте орфограмму.

1. Ждут гостей луга и рощицы, ждут своих певцов леса. 2. Расцветает доверчиво прямо у ворот солнцем налитой лютик золотой. 3. Плывет кораблик-солнышко, вокруг лучи кольцом, и целый день подсолнечник стоит к нему лицом. 4. Будь сердцем верен родине. 5. Последний луч зари над рощей угасает. (П.) 6. Долг платежом красен. (Посл.) 7. За пастбищем виднелось озеро, поросшее камышом. 8. Герасим стал боком перед дверью, толкнул ее плечом и ввалился в дом со своей ношей. (Т.) 9. За окошком, за колодцем пыль дорог и ширь полей. (Исак.) 10. На улицу утром приходит весна, сосульки песет за плечом, и каждый сугроб открывает она каким-то волшебным ключом. (93 слова)

Словарный диктант

Указание . Поставьте ударение, обозначьте орфограмму.

Любоваться столицей; запечатать пакет сургучом; склониться над чертежом; задуматься над задачей, послать за багажом, грузовик с кирпичом; укрыться плащом; любоваться пейзажем, работать сторожем; заведовать больницей; читать страницу за страницей; мыться под душем; идти с тяжелой ношей; следить за матчем, говорить с переводчицей; крутой подъем перед финишем; гордиться удальцом; осветить чердак свечой; подшутить над товарищем; работник со стажем; советоваться с врачом; книга издана за границей; говорить с незнакомцем; встретиться с очевидцем; следить за птицей; за дачей был лес; змея свернулась кольцом; он был общим любимцем; посыпать перцем; перед телепередачей. (90 слов)

Выборочные диктанты

Указание . Выпишите словосочетания с существительными в творительном падеже. Поставьте ударение

1. Народ называет землю кормилицей. 2. Брат был общим любимцем. . 3. Сестра работала кассиршей в универмаге. 4. Между гаражом и кузницей была ремонтная мастерская. 5. Слесарь был левшой. 6. Перед литературной передачей по радио мы слушали концерт. 7. Важно только одно - любить народ, родину, служить им сердцем и душой (Н.) 8. За дачей было озеро с песчаным пляжем. 9. Ласточки вьют гнезда под крышей. 10. Собака побежала за отставшей овцой. (59 слов)

Указание . Выпишите существительные с основой на шипящий и ц, стоящие в родительном падеже, поставьте ударение. Обозначьте орфограмму.

1. Мы встречали сегодня гостей-новгородцев. 2. В нашем классе много хороших чтецов. 3. Назовите имена древних мудрецов. 4. По площади шли отряды суворовцев. 5 В спортивном бассейне шли соревнования пловцов. 6. Приехала группа певцов-испанцев. 7. Мы организовали кружок танцев. 8. Ласточки кормили птенцов. 9. Дети сделали скворечники для скворцов. 10. Привезли много саженцев малины. 11. Организованы курсы для продавцов. 12. В Америке есть еще племена индейцев. 13. Охотники подстрелили двух зайцев. 14. Мы встретимся через пять месяцев. 15. Покажите список образцов. 16. Я знал друга как свои пять пальцев (75 слов)

Еще записи:

Указание. Обозначьте графически условие выбора букв в окончаниях прилагательных 1. Домик около дремучего леса. 2. У большого дерева муравьи соорудили муравейник 3. В чужом саду цвели

Указание. Обозначьте графически условия выбора изучаемой орфограммы. Словарный диктант Длинный язычок; детский стишок; зеленый лужок; душистый горошек; чистый воротничок; золотой петушок; последний кусочек; любимый внучок; чистый родничок;

Писатели Арсеньев Владимир Клавдиевич (1872-1930). Исследователь Дальнего Востока, этнограф и писатель. Один из создателей краеведческого направления в научно-художественной литературе. Известны его книги «По Уссурийскому краю» (1921),

Жёваный, решётка, желоб, жёлудь, щёголь, шёпот, тяжёлый, жёлтый, дешёвый, жёсткий, чёрствый, причёска, чёрточка, чёрный, шёлк, чёлн, чёртик, учёба, зачёт, щётка, пчёлка, печёнка, счёт, пощёчина, щёлка, чёлка, кошёлка, крыжовник, обжора, трущоба, боржоми, жокей, жёлчь, жёсткий, зачёс, капюшон, мажорный, защёлка, молодожёны, нашёптывать, никчемный, пережёвывать, пшённый, пчёлы, прожорливый, расчёска, расчёт, шов, чопорный, учёба, шовинизм, учёт, шоковый, шоколад, шоры, шорох, шок, чёсаный, чечётка, шорты, шотландец, шовинизм, чёткий, пончо, харчо, шотландец, щёлочь, изжога, печёнка, тушёнка, решётка, трещотка, шоссе, чокаться, шёл, цоколь, цокот, герцог, палаццо, скерцо, меццо-сопрано.

Жёсткий диван, искусственный шёлк, мельничный жёрнов, утлый чёлн, лесная трущоба, чугунная решётка, крепкая бечёвка, купить по дешёвке, чопорный человек, спелый крыжовник, крепкая бечёвка, тяжёлый ожог, ожёг руку, дешёвые товары, жёлтая краска, трудный зачёт, неприятная изжога, жареная печёнка, негритянские трущобы, свиная тушёнка, чёрствый хлеб, короткие шорты.

Сижу за решёткой в темнице сырой (П.). Свинья жёлуди ест, а дуба не примечает (посл.). Добрый жёрнов все смелет (посл.). У кого жёлчь во рту - тому все горько (посл.). Шёпот перешёл в связную речь (Т.). В сенях был слышен осторожный шорох (М. Г.). Бирюк молча взял лошадь за чёлку левой рукой (Т.). И, кажется, вечор ещё бродил я в этих рощах (П.). Две жёрдочки положены через поток (П.). На глубоком месте достают с морского дна прожорливые бакланы рыбу (С.-Щ.). Картины эти - лубочные - дешёвка (Купр.). Ты захлопни дверь покрепче, замок сам защёлкнется (Гайд.). Архип открыл фонарь, Дубровский зажёг лучину (П.). Плешивый щёголь, враг труда… над нами царствовал тогда (П.). Как слог твой чопорен и бледен! (П.). Девочка бережно везла на коленях кошёлочку с яйцами (Леск.). И щёлкнул в первый раз курок (П.). Пришёл к доктору, перевязал мне ожог (М. Г.).

Словарные диктанты

I. Щелкал в зарослях кустов; спелый крыжовник; выбраться из чащобы; черствый хлеб; черный карандаш; тяжелый ранец; тонкая жердочка; неровный шов; четкий рисунок; узкий желоб; желтый песок; громкий шепот; узкие шорты.

II. Вкусный шоколад; деревянная трещотка; глухая трущоба; таинственный шорох; умелый шофер; широкое шоссе; сильный ожог; ожег руку.

III. Цыплячий пух; улицы города; желтая акация; бледнолицый мальчик; дальняя станция; черная смородина; кудрявый цыган; коричневый желудь; цыганская песня; циферблат часов; теплая цигейка; новая щетка; учеба в школе; четкий шаг; мягкая шерстка; новая ситуация; цитата из книги; лисицын след; короткая челка; длинный циркуль; хорошая дикция; сестрицын платок; интересная традиция.

Выборочные диктанты

Выписать в две колонки слова с и и ы после ц. Обозначить условия выбора орфограммы.

I. Цирк, циркуль, панцирь, цигейка, цифра, цинк, цитрусовый, демонстрация, акация, станция, дисциплина, медицина, цилиндр, коллекция, репетиция, циркач, цирковой, циркуляр, циклоп, операция, цыган, цыпочки, цыкнуть, цыпленок, цыплячий, цыганский, продукция, милиция, экспедиция, редакция, сигнализация, репродукция, специальность, иллюстрация; отцы, огурцы, улицы, молодцы, бойцы, удальцы, девицы, красавицы, ученицы, танцы, сестрицы, лестницы, столицы, гусеницы, куницы, птицы, синицы, овцы, ножницы, рукавицы, щипцы, концы, бледнолицый, круглолицый, сестрицын, лисицын, Птицын, Куницын, Пшеницын, на цыпочках, Царицыно, дикция, скворцы, смуглолицый, спицы, грация, полиция, оконцы, пальцы, станицы, умельцы, мельницы.

II. Цирковое чудо

Аттракционов в цирковом представлении было много. Все птицы: и скворцы, и синицы, и даже неуклюжие курицы — были молодцы и необыкновенные умницы. Они становились на цыпочки, весело клевали огурцы и перелетали со спицы на спицу. Самая большая курица водрузилась на панцирь огромной по размерам черепахи. Потом она стала клевать цитрусовые.
Скворцы, эти неутомимые бойцы, так толкали друг друга, как будто на арене цирка происходила настоящая революция.
Вдруг совершенно неожиданно появился удивительно красивый цыган в цилиндре с цыпленком в руках. За цыганом на цыпочках шла его очаровательная помощница. Желтый маленький цыпленок вызвал бурные аплодисменты у публики, когда совершенно верно пропищал в микрофон столько раз, сколько обозначали цифры, показанные ему.
В конце выступления цыган, к всеобщему изумлению, достал из маленького цилиндра цветы: нарциссы, настурции — и под бурные аплодисменты подарил их зрителям.

(Из газеты «Русский язык» )

Объяснительный, предупредительный диктант

1) Шорох за спиной заставил его оглянуться. 2) Вышел еж с сапожной щеткой, занялся работой четкой. (Н. Козловский) 3) Улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы. (С. Есенин) 4) Ветер что-то нашептывает березкам. 5) Мороз покусывает нос и щеки. 6) По шоссе ползет тяжелый грузовик. 7) Легкий ветер с шорохом гнал по льду крупинки снега. (А. Казанцев) 8) Одна мысль об этой чащобе наводит на меня страх. 9) Вдруг без шороха и звука промелькнула по льду тень. (А. Казанцев) 10) Круглая клумба с мохнатыми желтыми цветами похожа на лукошко с цыплятами. 11) Уже поют в уютной листве соловьи, скворцы. 12) Птенцы скоро выросли, и однажды веселая семейка улетела на широкие речные отмели. (Н. Сладков) 13) Над желтыми золотистыми пуховками цветущей ивы жужжат пчелы. А в кустах на берегу реки защелкал, звонко запел первый соловей. (И. Соколов-Микитов) 14) Круглолицый подсолнух в оконце затевает со мной разговор. (Ю. Могутин ) 15) Бегают по деревьям, гоняются за белками злые куницы. 16) Над широкими реками и голубыми озерами летят птицы. 17) Цирк родился в Древнем Риме. 18) Елочка стала расти, а береза прикрывала ее от ожогов солнца и мороза. (М. Пришвин)

Схематические диктанты

I. Не записывая слова, составить их структурные схемы.

1) Пригорки; грибника; волчица; хохотушка; соломка.
2) Лесная; серебристого; дождевые; гусиный; болотный.
3) Засветит; налечу; перебегают; бросала; заскрипит.
4) Комариный; хвостик; затрещит; развесистого; сохранишь.

II. Не записывая текстов, выбрать, составив структурные схемы,

(О. Константинова)

III. Записать слова в колонки в соответствии с их строением:

1) ; 2) ; 3) .
Шелестят, прояснить, возлагать, направо, чиста, предложить, поредеют, соединить, слева, растет, аллея, гляжу, задрожать.

IV. «Составь слово».
1) Составить слова по данным схемам, указать принадлежность этих слов к частям речи.

2) Составить по три слова с данными морфемами. Обозначить части речи записанных слов.

3) Составить словосочетания по данным схемам.

4) Составить слово, взяв из разных слов указанные морфемы.

З.С. БУБЕНЩИКОВА,
г. Каргополь

ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ Ё, О ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В КОРНЕ СЛОВА

Чокнутый шотландец-обжора в шелковых дешевых шортах, сидя на жесткой решетке, ел харчо и пшенную кашу с печенкой, откусывая черствый черный хлеб и запивая все это компотом из крыжовника.
А чопорный щеголь, сидя в своей трущобе, напевая шепотом, прищелкивая бечевкой, делал четкий шов на черном капюшоне, тоже подумывая насчет обеда и негодуя на свой прожорливый желудок.
И вдруг послышался шорох. Жонглируя саженным шомполом, подошел непричесанный жокей с пухлыми щечками, с усами щеточкой и коротенькой челочкой.
Вид этого «почетного» гостя, его шоколадного цвета желчное лицо, похожее на сморщенный желудь, и уморительные желтые черточки на тяжелых чеботах вызвали неостановимый смех у трущобных обитателей.

ПЕЧАТНАЯ МАШИНКА

При изучении темы «Фонетика» в 5-м классе для закрепления, для выработки навыков фонетического разбора я предлагаю ребятам игру под названием «Печатная машинка».
Наша машинка «печатает» не буквами, а звуками, поэтому для данной игры надо напечатать на карточках (например, размером в четверть альбомного листочка) все звуки, например: [а], [а], [ж], [н], [н’] – и так далее. Перед уроком карточки раздаются на парты по две или по нескольку штук каждому ученику (произвольно, кому что достанется). Из учащихся выбирается корректор, который будет контролировать игру.
Учитель называет слово, например, ягодки . К доске выбегают дети, у которых на парте оказались необходимые для «машинки» звуки. Выстраиваются по порядку, и каждый характеризует свой звук по известной схеме. Например:
Первый ученик: «Буква я , так как она стоит в начале слова, обозначает два звука: [й’] – согласный, звонкий, мягкий». Второй ученик: «Звук [а] – гласный, ударный». Третий ученик: «Буква г обозначает звук [г] – согласный, звонкий, твердый» – и так далее.
«Корректор» выслушивает объяснение, исправляет в случае необходимости и делает вывод: «В этом слове 6 букв и 7 звуков (можно еще добавить: в этом слове три слога, первый ударный)».
«Корректору» за работу можно поставить оценку.
Эта игра очень оживляет урок. И что еще очень важно: в работе участвуют практически все ребята, они с удовольствием анализируют ответы товарищей и непосредственно действуют, предлагая свои варианты звуков при «печатании».

Диктанты на тему правописание ь после шипящих

Словарные диктанты по УПОТРЕБЛЕНИЕ Ь ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ И ФОРМАХ СЛОВ по русскому языку для 7 класса.

Предлагаем вам 4 варианта словарных диктантов на проверку знаний по теме «Употребление Ь после шипящих в различных частях речи и формах слов». Словарные диктанты рассчитаны на учеников 7 класса, однако их можно использовать и в старших классах для проверки знаний по данной теме, а также для диагностики пробелов в знаниях по теме «Употребление Ь после шипящих в различных частях речи и формах слов».

Словарный диктант #1

Брошь, возьмёшь, ключ, горечь, чай горяч, дочь, ералаш, жечься, замуж, зарежь, кулич, любишь, мелочь, много туч, наотмашь, настежь, остричь, помощь, ручной, сплошь, уж, фальшь, явишься.

Словарный диктант #2

Брешь, душ, гуляешь, назначьте, невмочь, отсрочка, отсрочьте, платёж, пожарищ, пожаришь, роскошь, стричь, съешьте, тягуч, тянешься, уберечься, учишься, хорош.

Словарный диктант #3

Упасть навзничь, золотая рожь, ударить наотмашь, вернуться заполночь, ждать невтерпёж, испечь пирог, лес дремуч, интересная вещь, кустарник колюч, зажечь костёр, назначьте главного, намажьте джемом, беречься от огня, взгляд заискивающе, лёд блестящ.

Словарный диктант #4

Спрячься от дождя, день хорош, сплошь покрыты тучами, медленно течь, показаться из-за туч, жареная дичь, увлечься игрой, невмочь идти, ландыш пахуч, открыть настежь, добычей стал лещ, грамотная речь, острый меч, двухлетний малыш.

Словарные диктанты для 7 класса по другим темам можно найти здесь.

Диктанты на тему правописание ь после шипящих

Словарный диктант
Ночь, полночь, дочь, речь, печь, течь, тишь, мышь, плач, камыш, шалаш, сыч, лещ, ёрш, манеж, циркач, плащ, скрипач, мяч, марш, морж, молодёжь, врач, глушь, гуашь, брошь, дичь, блажь, бородач, брешь, рожь, дрожь, грош, малыш, рубеж, ландыш, мощь, помощь, горечь, ковш, ложь, карандаш, плющ, душ, нож, вещь, борщ.

Предложения под диктовку
Почти каждую ночь в лесу ухает сыч.
Только в полночь подъехала скорая помощь.
Солнечный луч разбудил мышь в норке.
Возьми нож и разрежь корж!
На манеж вышел известный всему городу циркач.
Мой товарищ подготовил хорошую речь.
Через витраж двери нельзя было посмотреть на монтаж прилавка.
Перед полётом экипаж самолёта прошёл инструктаж.
Скрипач и трубач вместе исполнили бравурный марш.
Повар приготовил дичь и фарш для котлет.
Промчавшийся смерч внёс в нашу жизнь жуткую неразбериху и ералаш.
Моя старшая дочь приготовила для всех вкусный борщ.
В сеть попался ёрш и небольшой лещ.
Большая брешь в лодке создала сильную течь.
Зелёный клещ заполз на плющ.
В кафе нам подали каждому горячий беляш и лаваш.
Известный детский врач имел большой стаж работы.
Ручной грач клевал мягкий калач.
Сельская молодёжь уже с самого утра в поле сеет рожь.
Дочь достала из кошелька нужную мелочь.

Несколько предложений под диктовку
Папа взял чертёж яхты. Он сам решил контролировать монтаж.
Москвич предложил помочь купить нужную нам вещь. Это была старинная брошь.
В зоопарке морж сильно поранил нос. Ветврач оказал ему помощь.
Стояла июльская сушь. Стриж стремительно облетал речной пляж.
Мы совершили длительный вояж в глушь леса. На обратной дороге потеряли ключ.
Наша семья приехали отдыхать в коттедж. С балкона нам открылся удивительный пейзаж.
Папа разжёг печь. Наш подкидыш согрелся, заурчал и уснул.
Трудно скрыть ложь. Фальшь всегда потом становится очевидной.
Малыш страшно испугался. Жуткая дрожь в ногах не позволяла ему сделать хотя бы шаг.
Вечером княжич заточил меч. Впереди была ночь, а утром великая сечь.
Миша взял карандаш и гуашь. И вот на листе появились шалаш, ёж и уж.

Диктант «ЕСЛИ В ДОМЕ БЕДА»
Задание: Подчеркнуть существительные с мягким знаком (ь) после шипящих в конце.
У тебя в семье кто-то тяжело заболел. Срочно набирай по телефону номер 03. Через несколько минут приедет «скорая помощь». Опытный врач сделает укол и даст лекарство больному. В доме пожар. Звони по телефону 01. Пожарная машина потушит огонь. При вызове милиции звони по телефону 02.
(49 слов)

Диктант «Мышь и холодильник».
Кухня. Полночь. Кругом полная тишь. Хлоп-нула дверь холодильника. Оттуда выходит мышь, огромная и пузатая. На ней висят сардельки, в одной руке — кусок сыра, в другой — лещ. Она идёт в сторону норки. Там стоит мышеловка, и в ней — маленький засохший мякиш хлеба.
(41 слово)
Слова для справок: оттуда.

Диктант «ДВА ТОВАРИЩА»
Шли по лесу два товарища. Вдруг из кустов вышел медведь. Один человек испугался и бросился бежать. Он залез на дерево и дрожал от страха. Его товарищ не успел спрятаться. Помощь была .далеко. Он упал на землю и притворился мёртвым. Медведь побродил рядом с ним и ушёл в лес. Вот так друг познаётся в беде.
(56 слов)

Диктант «Про птиц».
Чиж вьёт гнездо на большой высоте.
У грача перья, как чёрный плащ. Первый луч солнца — а грач уже в полях ест червячков и даже мелкую дичь. Это большая помощь людям.
Правда или ложь, что стриж может спать во время полёта?
(40 слов) Слова для справок: его, может.

Диктант «НОЧЬЮ»
Ночь накинула чёрный плащ на старый парк. По его заросшим дорожкам давно никто не ходил. Тяжёлые ворота увил густой плющ. Узкая тропинка ведёт к старинному замку. Кирпич потрескался. Дверь покосилась. Тишь и безмолвие. А раньше тут гремели балы, веселилась молодёжь.
(42 слова)

Диктант «ЛАНДЫШ»
Тёплое майское солнышко прогрело землю. Деревья покрылись густой листвой. Их тяжёлые кроны колышет ветер. Он разносит по лесу душистый аромат. Это нежный ландыш поднял белые головки над ковром из сочных и блестящих листьев. Луч солнца пробивается через ветви старой липы. Весёлым огнём горят на ландышах капельки утренней росы.
(49 слов)

Предупредительные и объяснительные диктанты по теме: Мягкий знак (ь) в существительных женского рода на шипящий

Диктант «В пути»
Поезд в пути. Змейкой тянулись зелёные вагоны. Яркий луч пробивался сквозь занавеску. Поезд мчался мимо полей. Там красовалась спелая рожь. Молоденькие телята паслись на густой траве. Рядом сидел пастух. Шарики клевера сливались в один пушистый ковёр. Доносились звонкие голоса. Молодёжь подхватила песню. Поезд мчался к морю. Какое оно — Чёрное море?

Диктант «Река».
Красиво катит воды река. Она спокойна и задумчива. Около берега тихо шепчет камыш. Солнце долго плыло над горизонтом. Он весь окутан розовой дымкой. Солнце cкрылось. Дымка тлеет всю ночь. Вот показался месяц. Ветерок поиграл с волной и улетел. Тишь. Летние ночи коротки. Не спеша потянулись за буксирами длинные плоты из брёвен.

Диктант «У озера»
Мы остановились на ночлег. Бледная луна освещала ночное озеро. Стояла тишь. Но вот пробежала маленькая мышь. Вдруг сверкнули два жёлтых огонька. Это старый филин проснулся на дереве.
Шло время. Похолодало. Я накинул плащ и продолжал наблюдать. Робко прорвался первый луч солнца, за ним появился другой. И вот уже вся местность залита светом. Пролетел стриж. Мы подошли ближе к озеру. По воде плыли большие красивые лебеди.

Диктант «Ростки»
Выглянуло солнце. Вся местность ожила. Зазеленела травка. Солнечный луч упал на семена. Ростки потянулись к свету и теплу. В земле крепли их корешки. Над землёй показался маленький стебелёк. С каждым днём он становился выше и выше. Малыш хотел походить на свою мать. Высокая стройная сосна росла рядом.

Диктант «Последние цветы».
Опять морозная ночь. Утром увидел группу голубых колокольчиков. На одном из них сидел шмель. Я сорвал колокольчик. Шмель остался сидеть. Я стряхнул шмеля. Он упал. Положил его под горячий луч, он ожил и полетел. А на раковой шейке за ночь оцепенела красная стрекоза. И кузнечики в огромном числе стали сыпаться из-под ног. И их оживлял солнечный луч. (59 слов)
(По М. Пришвину)
Новая орфограмма:
Мягкий знак после шипящих на конце существительных
Повторяем орфограммы и пунктограммы:
1 Мягкий знак для обозначения мягкости согласного
2. Сочетания букв чк, чн, нч, нщ, щн
3. Сочетания букв жи, ши
4. Проверяемые безударные гласные в корне слова
5. Правописание глухих и звонких согласных в корне слова
6. Раздельное написание предлогов
7. Гласные и согласные буквы в приставках
8. Правописание слов с двойными согласными
9. Большая буква в начале предложения
10. Точка в конце предложения__

Диктант «В лесу»
Тихо и пустынно в зимнем лесу. Всё покрыто снегом. Спрятались под снежным ковром ручьи, прошлогодние листья. Ветки деревьев одеты в белые одежды. Кое-где можно увидеть забытые беличьи запасы, старое птичье гнездо. Медвежья берлога напоминает огромную подушку. Только воронье карканье нарушает безмолвие.

Выборочные диктанты по теме: Мягкий знак (ь) в существительных женского рода на шипящий

Диктант 1.
1. Распустился ландыш в мае. 2. Пшеницу, рожь, овес, ячмень убрали люди с поля. (С. Маршак) 3. Для больного человека нужен врач, нужна аптека.(С. Михалков) 4. Не утонет в речке мяч. (А. Барто) 5. Тиха украинская ночь. (А. Пушкин) 6. Дорога шла мимо березовых рощ. 7. Ане подарили красивую брошь. 8. Товарищ надеется на нашу помощь. 9. Миша пролил чёрную тушь. 10. В зелёной чаще журчит ключ. (51 слово)
Новая орфограмма:
Мягкий знак после шипящих на конце существительных
Повторяем орфограммы и пунктограммы:
1. Мягкий знак для обозначения мягкости согласного
2. Сочетания букв чк, чн, нч, нщ, щн
3. Сочетания букв ча, ща
4. Проверяемые безударные гласные в корне слова
5. Большая буква в собственных именах существительных
6. Гласные и согласные буквы в приставках
7. Раздельное написание предлогов
8. Большая буква в начале предложения
9. Точка в конце предложения
Словарные слова: человек, аптека, пшеница, товарищ.

Диктант 2.
1 Жили были царь с царицей: у них были сын и дочь. (Из русской народной сказки) 2. Над рекой, наклонясь, что-то шепчет камыш; а кругом на поляне непробудная тишь. (И. Суриков) 5. Песню дружбы запевает молодёжь. (Л. Ошанин) 6. Сладку речь-то говорит, будто реченька журчит. 7. А царевич и царица целый день проведши так, лечь решили натощак. (А. Пушкин)

Диктант 3.
1. Какова голова, такова и речь. 2. Когда рожь, тогда и мера. 3. Красна речь слушаньем. 4. Ложь стоит до улики. 5. На пустой карман и грош хорош. 6. Посади деда на печь, тебя внуки посадят. 7. Сдружилась мышь с котом. 8. Луна и ночь — это мать и дочь. 9. Хорошую речь хорошо и слушать. (Пословицы) 10. После дождя на дороге много луж. 11. Песню Дружбы запевает молодёжь. (Л. Ошанин) 12. На город обрушился смерч.
(60 слов)
Новая орфограмма:
Мягкий знак после шипящих на конце существительных
Повторяем орфограммы и пунктограммы:
1. Проверяемые безударные гласные в корне слова
2. Правописание глухих и звонких согласных в корне слова
3. Раздельное написание предлогов
4. Разделительный мягкий знак
5. Гласные и согласные буквы в приставках
6. Предлоги и приставки
7. Большая буква в начале предложения
8. Точка в конце предложения
Словарные слова: хорошо, карман.

Диктант 4.
1. Луна и ночь — что мать и дочь. 2. Скупой богач беднее нищего. 3. Хорошую речь хорошо и слушать. 4. На безрыбье — и мелочь рыба. 5. И год хорош, когда уродилась рожь. 6. Книжка — лучший товарищ.

Диктант 5. (пословицы)
1. Если не ложь, то правда. 2. Есть грош, так будет и рожь. 3. Здоровому врач не надобен. 4. И мышь в свою норку тащит корку. 5. Какова мать, такова и дочь. 6. Калач хлебу не замена. 7. Красна речь поговоркою. 8. Грач — соколу добыча, а лягушка — вороне. 9. Не печь кормит, а руки. 10. Ночь мелет, день мелет, а толку нет. 11. Остёр меч, да некого сечь. 12. Речь как меч: сечёт и правого, и виноватого. 13. Рожь поспела, берись за дело. 14. Тишь, да гладь, да божья благодать. 15. Ель на ёжика похожа: ёж в иголках, ёлка тоже.

Зрительные диктанты по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце существительных»

Диктант 1.
Дремлет чуткий камыш. Тишь — безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.
(И. Никитин)

Диктант 2.
Живет в моей квартире лев.
А это вам не кот,
Не чиж,
Не ёж,
Не мышь,
Совсем наоборот. (И. Пивоварова)

Контрольный диктант «Ь знак после шипящих»

Контрольный диктант по теме

«Употребление мягкого знака после шипящих на конце слов»

Хорошо весной в лесу! Берёзки распускают свои клейкие листья. Воздух чист и свеж. Пахнет молодым листом, прелой землёй. Небо без туч. Весеннее солнце сильно печёт, но в тени ещё холодно.

Цветёт душистая черёмуха. В прудах и озёрах видны крупные жёлтые цветы. С одного берега на другой летают стрекозы. Поднялась высокая трава. На полях уж зеленеет рожь. Пришла настоящая весна!

Открывай настежь окна! Теперь не усидишь дома! В такую пору хорошо сходить на рыбалку. Посидишь на берегу на ранней зорьке, поймаешь рыбку и радуешься.

1.Вставь мягкий знак, где это необходимо. Письменно объясни написание слов.

(много) задач_ — ________

2.Выполнить морфемный разбор:

Силач, пахуч, сорвёшь, дач, замуж, ночь.

1.Вставь мягкий знак, где это необходимо. Письменно объясни написание слов.

(мало) свеч_ — __________

не пряч_ — ______________

2.Выполнить морфемный разбор:

Дичь, пожуёшь, колюч, крыш, наотмашь, крепыш

1.Вставь мягкий знак, где это необходимо. Письменно объясни написание слов.

(много) задач_ — ________

2.Выполнить морфемный разбор:

Силач, пахуч, сорвёшь, дач, замуж, ночь.

1.Вставь мягкий знак, где это необходимо. Письменно объясни написание слов.

(мало) свеч_ — __________

не пряч_ — ______________

2.Выполнить морфемный разбор:

Дичь, пожуёшь, колюч, крыш, наотмашь, крепыш

1.Вставь мягкий знак, где это необходимо. Письменно объясни написание слов.

(много) задач_ — ________

2.Выполнить морфемный разбор:

Силач, пахуч, сорвёшь, дач, замуж, ночь.

1.Вставь мягкий знак, где это необходимо. Письменно объясни написание слов.

(мало) свеч_ — __________

не пряч_ — ______________

2.Выполнить морфемный разбор:

Дичь, пожуёшь, колюч, крыш, наотмашь, крепыш

1.Вставь мягкий знак, где это необходимо. Письменно объясни написание слов.

(много) задач_ — ________

2.Выполнить морфемный разбор:

Силач, пахуч, сорвёшь, дач, замуж, ночь.

1.Вставь мягкий знак, где это необходимо. Письменно объясни написание слов.

(мало) свеч_ — __________

не пряч_ — ______________

2.Выполнить морфемный разбор:

Дичь, пожуёшь, колюч, крыш, наотмашь, крепыш

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

  • Гусейнова Патимат СаидгаджиевнаНаписать 2207 06.12.2019

Номер материала: ДБ-841929

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    06.12.2019 33
    06.12.2019 34
    06.12.2019 110
    06.12.2019 39
    06.12.2019 52
    06.12.2019 20
    06.12.2019 71
    06.12.2019 152

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Каникулы для школьников в Орловской области продлят до 15 ноября

Время чтения: 1 минута

В Тульской области вводят школьные каникулы c 25 октября по 7 ноября

Время чтения: 1 минута

55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

Время чтения: 0 минут

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Названы лучшие по качеству проведения ЕГЭ регионы России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.