Погода в Санкт-Петербурге | Pogoda78.ru

14:19
Суббота
23 Сентября
Главная » Статьи » Как погода влияет на авиацию

Как погода влияет на авиацию

Как погода влияет на авиацию

Погода – это мощнейший фактор, влияющий на полеты. И она очень изменчива. Это понимают все, кто обеспечивают безопасность полетов: от проектировщиков самолетов до членов экипажа. Но если раньше итог полета при плохой погоде зависел только от мастерства пилотов и везения, то сейчас многочисленные приборы помогают сравнительно безопасно взлетать и приземляться даже в экстремальных условиях. На сегодняшний день даже попадание молнии в воздушное судно перестало означать верную гибель. Ежегодно регистрируется несколько таких случаев, причем они обходятся без катастрофических последствий.

И всё-таки, погодные условия до сих пор крайне важны, и на них всегда ориентируются, чтобы обеспечить максимальную безопасность пассажиров. Сейчас авиаторы научились прекрасно справляться и с ветром, и с дождем, и снегом, и с туманом. Но у каждого погодного явления есть та степень, с которой можно справиться, и та черта, за которую лучше не заходить. И если возникает хотя бы малейшая вероятность, что полет из-за погоды может оказаться под угрозой, он отменяется. Безопасность пассажиров – прежде всего. Даже если это принесет колоссальные убытки.

Как погода влияет на авиацию? Так, например, самолеты перед взлетом должны пройти противообледенительную обработку специальной жидкостью. Без этого в воздухе поверхности обмерзают, и воздушные суда теряют свои аэродинамические свойства, управляемость. А значит и вероятность авиакатастрофы повышается в разы. Поэтому без такой процедуры в холодное время года ни один самолет не поднимают в небо. Если боковой ветер слишком сильный, то в самолете, находящемся над землей, появляется сильная турбулентность (болтанка). И в таких условиях категорически запрещены взлет и посадка. Так же обстоит дело и с другими погодными явлениями, ведь все они когда-то уже случались. Границы, которые переступать нельзя, четко установлены, так же, как и порядок действий в каждой конкретной ситуации. Эти правила неукоснительно соблюдаются, экспериментов на пассажирах никто ставить не будет. Скорее уж задержат рейс на пару часов или направят воздушное судно на другой аэродром.

Так что причина такого распространенного страха перед полетами кроется в наших головах, но не в объективных условиях. Ведь как обычно происходит? Перед полетом, особенно первым, мы не знаем толком чего ожидать. А неизвестность пугает больше всего. Да и управлять ситуацией, в случае чего, пассажиры особо не могут. Вот и начинает такой человек сам себя накручивать, пугаясь малейших помех; чаще всего переживают именно из-за погоды. Поэтому многими даже слабый дождик или ветер воспринимаются как признак надвигающейся катастрофы.

Реальную же опасность представляют только те погодные условия, которые заметно затрудняют взлет и посадку или значительно влияют на летно-технические характеристики воздушного судна, летного поля.

Существенное значение в авиации могут иметь следующие погодные явления (Как погода влияет на авиацию).

Туман

Когда в воздухе скапливается слишком много влаги и туман становится густым, видимость порой снижается до нуля. Поэтому, когда она меньше положенного минимума, взлет и посадка на аэродроме запрещаются.

Гололед

Когда после дождя или оттепели резко понижается температура, появляется гололед. В холодное время года это явление достаточно распространено; чаще всего приходится на вечерние и утренние часы. При нем существенно снижается коэффициент сцепления, что делает воздушное судно практически неуправляемым. Кроме того, из-за обледенения антенно-фидерных устройств обычно ухудшается работа радиомаячных систем.

Грозы

Как уже упоминалось, попадание в самолет молнии вовсе не означает верной гибели. И все же грозы до сих пор остаются одной из самых опасных природных стихий, для авиации в первую очередь из-за того, что сопровождаются сильной турбулентностью, с которой справиться практически невозможно. На полеты грозы влияют в трех основных моментах. Во-первых, экипажам самолетов необходимо обходить их очаги. Соответственно нарушается маршрут движения, меняется длительность полета, расход топлива и т.д. Во-вторых, разряды молний в воздухе вызывают помехи в работе разных приборов, а значит появляются сбои в связи и навигации. Ну и в-третьих, при сильных грозах (чтобы свести к минимуму ущерб от них) может использоваться активное гидрометеорологическое воздействие. В этом случае тучи разгоняют, вводя в них особые реагенты: специальными ракетами, рассеивают с самолетов и т.п. Конечно же, это тоже влияет на обычную активность воздушного движения.

Град

Атмосферные осадки, как известно, бывают жидкими и твердыми. Град как раз и является самым серьезным и опасным погодным явлением, влияющим на безопасность полетов. Он может нанести серьезные повреждения и наземным сооружениям, ведь кусочки льда летят с достаточно большой скоростью и силой. Что уж говорить о летящем самолете! Здесь почти каждая пробоина – это уже не досадная неприятность, а вполне реальная вероятность погибнуть.

Пыльные (песчаные) бури

Во время пыльных или песчаных бурь поднимается настолько сильный ветер, что он поднимает в воздух пыль, песок, частички земли и тому подобное. Конечно же, это значительно ухудшает видимость; чем больше ветер, тем она ниже. Иногда такие пылевые завесы могут достигать нескольких метров в высоту. Посадка и взлет воздушного судна в таких условиях невозможны.

Метели

Аналогом пыльной бури можно считать метель. Только в этом случае в воздух поднимается снег. Иногда они могут сочетаться, тогда ветер поднимает и пыль, и сухой снег. Но метель доставляет неудобство при полетах не только тем, что заметно снижает видимость. Она еще и заметает снегом взлетно-посадочную полосу, а это создает дополнительные неудобства, ведь на расчистку летного поля требуются время, силы и средства.